Учение и космогония буддизма кратко

Обновлено: 30.06.2024

Буддийская космология удивительно современна, поскольку она признает существование миллионов других миров и небрежно утверждает, что они населены существами разного качества.

Буддийская космология описывает конфигурацию и рост Вселенной в соответствии с буддийскими писаниями.

Эти планы существования разнообразны и простираются от чрезвычайно суровых и болезненных сфер до прекрасных, изысканных, утонченных и блаженных, подобных небесам.

Существование в каждом Царстве не вечное, а временное. В буддийской космологии нет ничего постоянного.

В зависимости от характера их кармы существа рождаются в той или иной сфере. Иногда после смерти они снова возвращаются к жизни в другом месте, в зависимости от качества их кармы. Добрые действия вызывают благоприятное перерождение, в то время как неблагие действия приводят к неблагоприятному. Итак, цикл напряжений продолжается.

31 план существования, разделенный на три основные категории

1. Чувственные миры

Это Царство состоит из одиннадцати сфер, в которых опыт, как приятный, так и неприятный, управляется пятью чувствами. Земля, на которой мы живем, находится в Царстве чувств.

2. Сферы изящных материалов

Это более тонкое Царство состоит из шестнадцати миров, обитатели которых (на санскрите называемые Дэвами) испытывают удивительно изысканные уровни умственной радости и восторга. Эти миры доступны тем, кто достиг хотя бы некоторой степени Пробуждения.

3. Бесформенные миры

Бесформенные миры состоят из четырех миров. Это нематериальное Царство духа или сознания, которое, как говорят, свободно от ограничений материи. Существа, населяющие эти миры, находятся в нескольких шагах от полного состояния будды.

Космология и мифология буддизма наиболее полно и ярко представлены именно в Махаяне с ее тысячами будд и бодисатв, дополнивших собой немногочисленный сонм будд и архатов Хинаяны. Буддийская космология исходит из существования неисчислимого количества миров, сгруппированных в столь же гигантское количество мировых систем (их – как песчинок в Ганге). Каждый мир – это плоский диск земли, лежащий в океане, который в свою очередь покоится в воздухе, находящемся в пространстве (акаша). В центре мира – гора Меру, опоясанная кольцевыми хребтами, за ними – четыре континента, главным из которых (как и в джайнизме) считается Джамбудвипа, обычно ассоциируемый с Индостаном. Только в Джамбудвипе появляются будды и праведные правители-чакравартины. Из шести сфер кармического мира – сансары – две расположены под землей (сфера обитателей ада и сфера прожорливых духов-претов), две на земле (животные и люди) и две на небесах (сфера демонов-асу-ров и сфера богов).

Особо тщательно разработана в космологии Махаяны высшая сфера, которая делится на небеса-ярусы и где обитают как подверженные кармическому закону боги, так и освобожденные от него бодисатвы.

Все миры в целом не вечны – они существуют лишь на протяжении махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длится миллионы лет). Махакальпы и кальпы сменяют друг друга, миры гибнут и появляются вновь. Не каждая кальпа отмечена появлением будд – бывают и такие, когда будды не рождаются вовсе; это пустые кальпы. Нынешняя кальпа буддоносная и считается очень удачной: на протяжении ее существования в мире должно появиться 1000 (точнее, 1008) будд, примерно по одному на каждые 5 тыс. лет. Особую силу закон (дхарма) каждого будды имеет лишь около 500 лет, после чего эта сила постепенно исчезает, а мир погружается в тьму авидьи – до появления следующего будды. Аналогичная картина во всех мирах.

Будды занимают особое место в мифологии буддизма. Они бесконечно выше всех, включая и подверженных закону кармы богов. Рождение будды в образе человека – великое событие, отмечаемое природными знамениями. Будды обладают чудодейственной силой, как психической (проникновение в мысли других, знание всех перерождений каждого), так и физической (способность летать, ходить по воде, становиться невидимым и т. п.). Наибольшее количество чудесных событий собрано в джатаках – повествованиях о жизни Гаутамы Шакьямуни в его различных перевоплощениях. Только будды могут в результате собственных умственных усилий создавать целые миры, как это приписывается, в частности, Амитабе с его сукхавати. Что же касается бодисатв, то кх функции в мифологии буддизма сводятся к функциям божественных персон, почитаемых святых, одним из которых, в частности, был бо-дисатва Авалокитешвара. Появившись на свет несколько необычно, не как большинство других бодисатв (Авалокитешвара считается эманацией будды Амитабы), этот бодисатва со временем превратился в универсального спасителя и покровителя страждущих и стал почитаться буддистами едва ли не более многих будд (в Китае он принял женский облик дарующей милосердие Гуань-инь).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

14. Натурфилософия Первая космогония и космология

14. Натурфилософия Первая космогония и космология Шумеры не сумели создать философии в общепринятом смысле этого слова. Им никогда не приходило в голову, что истинная природа вещей или их представления о вещах могут быть поставлены под сомнение, а потому у них

Математика и космология пифагорейцев

Космология Стой

КОСМОЛОГИЯ ДОГОНОВ

КОСМОЛОГИЯ ДОГОНОВ Чрезвычайные знания догонов о Солнечной системе, и в частности о звездной системе Сириуса, — лишь фрагменты их необыкновенного космологического мифа, который поразительно напоминает современные самые новые научные гипотезы о строении и истории

Брахма. Космология индуизма

Космология

Космология По представлениям майя XVI в., существовало 13 небес, или небесных сфер - "слоев неба", и 9 подземных миров. Мир считался плоским и квадратным по форме. По четырем его углам: на востоке, западе, севере и юге росли "мировые деревья", которые соответственно назывались

Глава XII. Космология и космогония

Космология древних

Космология древних Расшифровать надписи на стенах пирамид люди пытаются очень давно. И хотя считается, что бо?льшая часть манускриптов разгадана, многое из того, что оставили нам египтяне, остается неизвестным. Дешифровка надписей — очень сложный труд: ученые насчитали

Космология, календарь, астрономия, астрология

Космология, календарь, астрономия, астрология О протокитайской космологии известно мало. Вполне вероятно, что рисунки на крашеной керамике времен Яншао отражали некоторые ее конструкции. В частности, имеются в виду изображения типа мирового дерева с тремя довольно

Религия и обряды. Космогония и космология

Религия и обряды. Космогония и космология Чередующиеся разрушения и сотворения мира, 13 или 9 циклов, земля и 9 преисподних (подземных миров). Сложный пантеон богов, возглавляемый двуединым богом или супружеской парой – созидательницей.Постоянные и переменные священные

Космология


На некорректность прямых сопоставлений постулатов буддизма и концепций современной физики, космологии и других наук не раз указывали многие зарубежные и отечественные авторы. Но, с другой стороны, было бы непростительным легкодумием отмахнуться от поисков рациональных зерен знания, сокрытых в буддийском каноне и других памятниках древней культуры.

Так где же истина? Об этих проблемах идет речь в статье Ю. СТАРОСТИНОЙ.

Как же представляли себе буддисты Вселенную? Наиболее известные трактаты по буддийской космологии были написаны в V веке Буддагхошей (Шри Ланка) и Васубандху (Северная Индия). Различные направления буддизма имеют много общего в отражении космологической картины бытия, хотя и отличаются друг от друга в деталях.

На ранних этапах буддийской истории космологические мотивы были в центре традиции как медитационный опыт Будды Шакьямуни и его ближайших учеников, особенно Махамоггаланы. Этот опыт породил яркие образы небесных миров, где благочестивые поступки людей вознаграждались, и ада — там люди наказывались за грехи. Со временем космологические темы развивались и обогащались новыми мифами.

С самого начального периода своего существования буддийская община приняла древнюю индийскую космографию с горой Сумеру (Меру) в центре, что нашло свое отражение в буддийском искусстве и храмовой архитектуре: буддийская ступа — космографический образ с горой Сумеру в центре и различными небесными сферами обитания.

В палийском каноне, принятом всеми тхеравадинами 1 , представления о небесах и адах были оформлены в концепцию пяти (позднее шести) сфер обитания: жители адов, страдающие духи, животные, асуры (полубожественные, полудемонические существа), люди, боги. В канонической литературе и в ранних комментариях была также сформулирована концепция трех сосудов, или трех миров.

В первой проповеди Будда так рассуждает о трех сосудах бытия: камалока (чувственный сосуд, или мир желаний), рупалока (сосуд с формами, или мир со следами материальных качеств), арупалока (сосуд, не содержащий форм, или мир без материальных проявлений). Эти три сосуда подразделяются на 31 уровень. Одиннадцать нижних уровней относятся к камалоке: на первом снизу уровне живут существа, совершившие аморальные с точки зрения буддийской этики деяния, то есть это уровень ада. Второй уровень — животные, птицы, рыбы, насекомые и т. д.; на третьем пребывают голодные духи; на четвертом — демоны, причиняющие зло другим существам,— асуры; на пятом живут люди; шесть последующих уровней заняты различными божествами.

Второй сосуд бытия состоит из 16 уровней, с 12-го по 27-й, они ассоциируются с низшими ступенями медитации. Третий сосуд состоит из 4 уровней и ассоциируется с 4 высшими ступенями медитации.

2 Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983. С. 65.

После освобождения Гаутамы от 5 скандх 3 6 его органов чувств обрели блаженство (5 + 6 = 11 — чувственный сосуд). В течение 4 недель он медитировал, осмысливая 4 истины (4 х 4=16). Когда же Будда постиг сущность третьего сосуда бытия, содержание 4 истин слилось с его сознанием.

При помощи медитации верующий осмысливает четыре благородные истины буддизма. Способы созерцания различны, но всегда четырехстадиальны. Отсюда вытекает формула этого метода, непосредственно связанная с числом уровней рупалока: 4 х 4=16 аспектов четырех истин.

Идея перерождения в соответствии с кармой тоже по-разному трактуется различными школами. Тхеравадины верят, что в зависимости от благих и злых деяний индивида карма определяет сферу и уровень его дальнейшего перерождения, причем наиболее важным является пятый уровень, а в арупалоке карма отсутствует. В махаяне динамика развития в рамках космологической картины определяется кармическим состоянием и камалоки и арупалоки.

Описания высших сфер, населенных многими видами деват, — божественных существ, находящихся в мире желаний, и брахм — обитателей миров рупа и арупа, также несут морально-религиозную нагрузку.

Средневековый тайский трактат, утверждая наличие взаимосвязи между уровнями обитания и джанами — ступенями медитации,— следует традиции, характерной для многих индийских школ, начиная с ведического периода. Согласно этой традиции, разговор о космосе (adhidaivic) и о человеческом сознании (adhyatmic) — это два различных способа выражения одного и того же. Для каждого уровня сознания существует космический эквивалент, и наоборот, каждому уровню космоса соответствует состояние сознания. Утверждать, что кто-то достиг брахмалоки или вступил в джану, это, по сути, сказать одно и то же, но разными моделями. Ни одно не сводимо к другому, скорее, оба — способы описания неуловимого нейтрального феномена. У буддиста обычно не возникает трудностей, когда о нирване говорят как о месте. Только для западного ума такая форма выражения вызывает недоумение; он считает, что нирвана как место есть лишь фигуральный способ выражения того, что нирвана — состояние сознания. В ранних буддийских текстах нирвана прежде всего понималась именно как место.

Что нас ждет!

Мы видим, что буддизм моделирует эволюцию универсума и свое в нем место по принципу пульсара. Вспышка, появление нового будды, просветление, рождение нового учения, развитие по восходящей, достижение апогея, развитие по нисходящей и упадок, затем начало нового цикла, но как бы на ином витке спирали.

Буддийская космология содержит в себе ряд великолепных догадок о бесконечности и взаимозависимости мира, о пульсирующей Вселенной и прямой зависимости человека от состояния окружающей природной среды. В то же время она теснейшим образом переплетается с буддийской мифологией, описаниями фантастических существ, яркими, но вполне социально и этически обусловленными представлениями об аде, о наказаниях за грехи, о благостных воздаяниях праведникам и т. д.

Подобно ранним индуистским представлениям, буддийский космос гилозоичен — он подобен огромному живому организму, в котором бушуют страсти, а самые низменные и безрассудные деяния соседствуют и борются с наиболее возвышенными устремлениями человеческого и даже сверхчеловеческого разума. Все это находится в постоянном движении, взаимопревращении, а осью круговорота является не столько мифическая гора Меру, сколько сам человек, его восприятие мира.

В архитектуре буддийский космос предстает в форме ступы, каждый элемент которой несет семантическую нагрузку, соотнося религиозную символику с ритуальными действиями индивида. В каждой буддийской стране имеются свои варианты и особенности в постройке ступ, но везде они представляют один из основных объектов почитания, так как традиционно ступа была местом захоронения мощей буддийских святых. Три части ступы — основание, колоколообразный купол и навершие со шпилем — символизируют три сосуда бытия: камалоку, рупалоку и арупалоку. Шпиль — символ мирового древа на вершине горы Меру, являющейся центром мироздания.

Рис. Три мира по королю Руангу

Три мира по королю Руангу . (Космологическая иерархия условно изображена в виде ступы: пирамида земного мира переходит в перевернутую небесную пирамиду, а в высших мирах восхождение не подчиняется законам геометрии, и бесконечно расширяющаяся пирамида одновременно сходится к Неописуемой Точке. — Прим. ред.)

В буддийском космосе нет жестких границ между живой и неживой природой, между флорой и фауной, между живыми существами, мыслящими и неразумными. Каждая сфера, или уровень знания, содержит в себе потенции более высокой организации, плавно переходит в иные, как более низкие, так и более высокие состояния. Отсюда рождается благоговейный трепет перед всеми проявлениями жизни: ибо порхающая бабочка и тянущий травинку муравей могут являть собой как формы низведенных плохой кармой людей, так и возможность в будущем реинкарнировать до уровня самой высокой разумности — стать бодхисаттвой или даже буддой.

Не будем говорить, что физик Капра пытается онаучить восточный буддийский мистицизм, подвести под него современный естественнонаучный фундамент. Может быть, увлеченность некоторых авторов позволяет им увидеть в древних учениях такие аспекты, которые не замечают ученые-педанты? Во всяком случае, сравнение представлений о мире, созданных в разные эпохи и в разных культурах, имеет большое эвристическое значение. В этом смысле буддийская концепция космоса таит в себе еще немало загадок и открытий.

Буддийская космология является описание конфигурации и эволюции Вселенной из писаний ( Трипитака ) и Canonical комментирует буддистами . Учитывая количество письменных текстов, существует множество описаний буддийской космологии; тем не менее в канонических текстах на языке пали вселенная состоит из трех царств: царства желаний или Камадхату, царства форм или Рупадхату и бесформенных царств или Арупадхату. Боги, призраки людей среди прочего населяют буддийскую вселенную.

Резюме

Вступление

В абхидхарме традиций тхеравады и махаяны космология предстает как однородное и автономное целое, которое, по сути, является синтезом различной информации, содержащейся в сутрах , винае и комментариях к ним. Таким образом, хотя ни одна сутра не раскрывает структуру вселенной в целом, во многих сутрах можно найти описания Буддой других миров и других состояний или описания формирования и разрушения вселенной. Синтез этих данных в связную систему, по-видимому, произошел довольно рано, поскольку система, описанная в традиции вибхаджьявада на пали, соответствует, с некоторыми незначительными различиями в терминологии, традиции традиции сарвастивада и, следовательно, восходит к тому времени. предварительный разветвитель.

Буддийская космолология включает пространственный аспект, описывающий вселенные, и временной аспект, описывающий их появление и исчезновение.

Космология космоса

Мы можем выделить вертикальную космологию ( чакравада ), которая описывает наслоение миров, и горизонтальную космологию ( сахасра ), которая описывает их группировку в наборы из тысяч, миллионов или миллиардов.

Вертикальная космология

Арупадхату: нематериальные миры

Локи (планы) Арупадхату соответствуют 4 арупадхьянам; от самого высокого до самого низкого в многоуровневом представлении:

Рупадхату: царство форм

Можно описать локи мира форм. Их поверхность удваивается по мере повышения уровня. Их рост выражается в йоджанах , это неопределенное измерение, которое в некоторых источниках приводится как эквивалент 4000 человеческих размеров, или от 4,54 до 7,32 километра.

Миры Шуддхаваса

5 миров шуддхаваса:

Брихатпхала миры

Они состоят из дэвов, чье умственное состояние, характеризующееся невозмутимостью ( упеккха ), соответствует 4- й дхьяне . Они чуть выше разрушительной силы ветра в конце махакальпы (см. Временную космологию ). Согласно традиции Тхеравады, миры Пуньяпрасава и Анабхрака ( 3- й и 4- й ниже) не существуют.

Субхакрцна миры

Они состоят из полубогов светил, психическое состояние, уровень 3 е дхьяна, характеризуется тихой радости ( Суха ). Эти миры лежат прямо над разрушительной досягаемостью воды в конце махакальпы ( временной космологии ).

Миры Абхасвары

Миры Абхасвары лежат за пределами разрушительной силы огня в конце махакальпы ( временной космологии ). После разрушения вселенной новую вселенную сначала населяют дэвы Абхасвары, которые там перерождаются.

Миры Брахмы

Они состоят из дэвов, чье умственное состояние, соответствующее первой дхьяне, характеризуется проницательностью ( витарка ), вниманием ( вичара ), восторгом ( пити ) и радостью ( сукха ). Они уничтожаются в конце каждой махакальпы ( временной космологии ).

Камадхату: царство желаний

Небесные миры

Каждый из них занимает ограниченное пространство в 80 000 йоджан на каждую сторону, расположенную в воздухе над горой Сумеру . Следующие четыре мира представляют собой ограниченные плоскости, квадрат каждой из которых составляет 80 000 йоджан, которые парят в воздухе над вершиной горы Сумеру. Эти миры населены дэвами (то есть все миры в мире Cāturmahārājikakāyika, а иногда и Asuras) и иногда называются "Небесами", в западном значении авраамических религий этого слова, этот термин лучше всего подходит для четырех миры, перечисленные ниже:

Миры Сумеру

Сумеру - огромная гора, расположенная посреди Земли; это также ось вращения Солнца и Луны. Он расположен на берегу огромного океана и окружен горными хребтами и морями. Миры Траястримса и Чатурмахараджикакайика, населенные дэвами, расположены соответственно на его вершине и на его склонах, в то время как мир Асуры находится на уровне океана основания. Считается, что многие мифические существа живут на горе или вокруг нее.

В некоторых космологиях асуры находятся под претами, на границе между земными мирами и подземным миром .

Земные миры

3. Тирьягьони-лока ( санскр .) Или Тираччана-йони (пали) (тиб. Дуд.'гро ) - Этот мир состоит из животных.

Миры Нарака ( санскр .) Или Нирайа (пали) (тиб. Dmyal.ba ) - это ады, в которых существа перерождаются на определенное время в соответствии с их кармой. Живя в страхе и муках, они претерпевают различные физические и психологический.

Миры Нарака расположены на разных этажах континента Джамбудвипа. Их количество и расположение различаются в зависимости от источников, но самая известная модель - это 16 Нараков, 8 горячих и 8 холодных.

Холодные нараки
  • Арбуда - Нарака от гнойничков;
  • Нирарбуда - Нарака открытых пустул;
  • Анана - Нарака от холода;
  • Хахава - Нарака причитаний;
  • Хухува-Нарака стучит зубами;
  • Утпала - Нарака голубого лотоса;
  • Падма - Нарака лотоса;
  • Махападма - Нарака большого лотоса;

Продолжительность жизни в каждом Нараке в 20 раз больше, чем в предыдущем.

Горячие нараки
  • Санджива - Нарака обновления; жизнь там длится 162х10 10 лет.
  • Каласутра - Нарака черной нити; жизнь там длится 1296х10 10 лет.
  • Самгхата - Нарака сокрушения; жизнь там длится 10 368х10 10 лет.
  • Раурава - Нарака криков; жизнь там длится 82 944х10 10 лет.
  • Махараурава - Нарака громких криков; жизнь там длится 663,552х10 10 лет.
  • Тапана - Тепло Нараки; жизнь там длится 5 308 416х10 10 лет.
  • Пратапана - Нарака великого зноя; жизнь там длится 42 467 328х10 10 лет.
  • Авичи- Нарака без перерыва; жизнь там длится 339 738 624х10 10 лет.

Фонды

Горизонтальная космология

Согласно горизонтальной космологии или сахасре (санскр: тысяча), четыре неба Камадхату занимают ограниченное горизонтальное пространство размером с вершину горы Сумеру. Три мира Брахмы, расположенные выше, простираются до горного хребта Чакравада, границы Камадхату. Этот мир и миры Брахмы составляют элементарную вселенную, уничтоженную огнем в конце махакальпы.

Временная космология

Временная космология описывает рождение и смерть вселенных. Это, как и все индийские космологии, циклично. Основная единица времени - махакальпа , которая никогда не определяется четко, но составляет по крайней мере несколько миллиардов лет. Махакальпа делится на 4 кальпы:

Вивартакальпа

Эта эпоха описана в Агганна сутте (DN 27). Поднимается изначальный ветер, и структуры Вселенной восстанавливаются различными способами, потому что она не обязательно была полностью разрушена раньше. Здесь возрождаются дэвы высших миров. Появляются первые люди, изначально наделенные характеристиками, подобными характеристикам дэвов: они светятся, живут очень долго, не нуждаются в пище и передвигаются в воздухе. Со временем они приобретают вкус к еде, их тело становится тяжелее, они дифференцируются половым путем, производят потомство; общество состоит из его пороков. Они выбирают царя по имени Махасаммата. Они начинают убивать животных, чтобы съесть их.

Вивартастхайикальпа

Первая антаракальпа - пример из нашей вселенной

Эта эра началась с первого возрождения существа в аду; таким образом были созданы все миры. Сначала людьми правил чакравартин , вселенский правитель. Mahasudassana-сутта (DN.17) , таким образом , упоминает Mahasudassana (ск. Mahasudarshana) , который жил бы 336,000 лет, то Cakkavatti-sihanada-сутта (DN.26) упоминает в своей части династии основана Dalhanemi (ск. Dridhanemi), который пришел бы на смену Махасудассане и чьи первые шесть правителей прожили бы 80 000 лет. 7 - й отказался отречься от престола , чтобы стать шраманами как и его предшественники. Это неразумное решение привело бы к возникновению бедности, а затем к воровству, за которым последовали бы смертная казнь и преступления на крови.

Общество продолжало ухудшаться с появлением всевозможных видов плохого поведения, а максимальная продолжительность жизни человека снизилась до 100 лет (по некоторым данным, вдвое с каждым поколением). В этот период, согласно Махападана-сутте (DN 14), последовательно появлялись Будды Кракучханда (пали: Какусандха) - продолжительность человеческой жизни тогда составляла 40 000 лет - Канакмуни (пали: Конагамана) - продолжительность человеческой жизни. было 30 000 лет - Кашьяпа (пали: Кассапа) - продолжительность человеческой жизни составляла 20 000 лет, и, наконец, исторический Будда , проживший 80 лет; человеческая жизнь тогда в целом сократилась до менее чем 100 лет.

В конце этой антаракальпы человеческая жизнь должна уменьшаться максимум до 10 лет; люди женятся в возрасте 5 лет, и инцест станет повсеместным, как и внутрисемейная ненависть. Всякая мораль исчезнет, ​​и худшие будут выбраны в качестве лидеров. Будет великая война.

Вторая антаракалпа - пример из нашей вселенной

Самвартакальпа

Он начинается, когда существа перестают перерождаться в подземном мире, что приводит к прерыванию перерождения в других мирах. Когда даже миры Брахмы пусты, великий огонь поглощает вселенную ниже миров Абхасвары.

Самвартастхайикальпа

Вселенная ниже миров Абхасвары остается пустой до тех пор, пока не поднимется изначальный ветер и вселенная не пополнится.

Другое разрушение

Помимо разрушения огнем, которое происходит в конце каждой махакальпы, каждые 8 ​​махакальп происходит разрушение водой, которая достигает миров Абхасвары. Каждые 64 махакальпы, то есть после 56 разрушения огнем и 7 разрушения водой, происходит разрушение ветром, которое достигает миров Субхакритсна. Верхние миры никогда не разрушаются.

Примечания и ссылки

Библиография

А. Садаката, буддийская космология. Истоки и философия, Париж, Салли, 2002.

Читайте также: