Учение эпикура о морали и эклектизм цицерона кратко

Обновлено: 07.07.2024

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок. 333 – ок. 262 до н. э.), Панетий Родосский (II в. до н. э.), Посидоний (конец II – I в. до н. э.) и др. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 – ок. 140) и император Марк Аврелий (121—180).

Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие – вот их этический идеал. Настроение стоиков – пессимистическое; такое настроение хорошо передано А. С. Пушкиным:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика – это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341—270 до н. э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э.).

Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них, – вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, – это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone – удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться, убеждает греческий материалист, ибо, пока мы есть, смерти нег, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших.

Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство – это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

10. Психологические взгляды стоиков

10. Психологические взгляды стоиков Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека Главная сложность ориентирования среди учений – в том, что интересы любого из них отличаются от интересов отдельного человека.Это не упрёк таким-сяким учениям, а естественный факт, очень важный для каждого

2. ЖИЗНЬ ЭПИКУРА

2. ЖИЗНЬ ЭПИКУРА Эпикур родился в конце 40-х годов IV столетия до н. э. О времени его рождения Диоген Лаэрций (III в.) пишет следующее: «Как сообщает Аполлодор в „Хрониках“, Эпикур родился в третьем году 109 олимпиады (342 г. до P. X. — прим. переводчика. — А. Ш.), при архонте

2. СЕНСУАЛИЗМ ЭПИКУРА

2. СЕНСУАЛИЗМ ЭПИКУРА Эпикур, последовательно проводя материалистические идеи и в области теории познания, считает объективный мир единственным источником всех человеческих знаний.Ленин, обосновывая теорию познания диалектического материализма, отмечал: «Для всякого

16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца

16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни

Двадцатая серия: этическая проблема у стоиков

Взгляды стоиков

Взгляды стоиков 1. Физика. 1. Материализм. Физика стоиков выросла из убеждения, что мир имеет целостное строение, является материальным и, вместе с тем, живым и, в силу божественной меры, - совершенным. Благодаря этому убеждению стоики смогли создать монистическую систему в

Взгляды стоиков

Взгляды стоиков 1. Физика. 1. Материализм. Физика стоиков выросла из убеждения, что мир имеет целостное строение, является материальным и, вместе с тем, живым и, в силу божественной меры, — совершенным. Благодаря этому убеждению стоики смогли создать монистическую систему

Взгляды Эпикура

Взгляды Эпикура I. Этика. 1. Гедонизм и радость жизни. Исходное положение и цель философии эпикуреизма были теми же, что и у других философских систем эллинизма: исходным пунктом был тезис о том, что счастье есть наивысшее благо, а цель — объяснить, на чем основывается

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

7. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм

7. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм Замечательный образец учения, имеющего по своей внешности характер материализма, а в действительности представляющего собою безотчетный идеал-реализм, есть метафизика стоиков. Чтобы выяснить почему многим умам

1. Душа как"интеллектуальное тело"у стоиков

1. Душа как"интеллектуальное тело"у стоиков Как мы уже много раз убеждались, в эпоху раннего эллинизма новостью явилось выдвижение человеческого слова в качестве основного принципа для построения всего бытия. Человеческое слово состоит из физических звуков; и, значит,

Этические аргументы

Этические аргументы Недостатки эмпирических свидетельств, неэффективность и непригодность с современной точки зрения таких аргументов, как приводившиеся нами аргументы Платона, заставили нынешних христиан, находящихся вне рядов ортодоксальных церквей, обратить

Раздел I ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

Раздел I ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ Практическое функционирование морали в реальном контексте человеческой жизни связано с двумя основополагающими проблемами человеческого существования: а) каким образом добродетель сочетается со счастьем, ориентация на

Этические корни

Этические корни 1Правдивость — источник счастья.2Богатство — источник правдивости.3Государство — источник богатства.4Победа над чувствами — основа государства.5Умеренность — основа контроля чувств.6Почитание старших — основа умеренности.7Почитание старших —

Эклектизм (греч. eklektikos – выбирающий) – философское учение, возникшее еще в эллинистической Греции и получившее широкое распространение в римский период. Суть философии эклектизма – попытка соединить многообразие философских знаний в единство. Это, по существу, энциклопедия философских знаний. Эклектики не стремились к постановке и разработке новых проблем. Они использовали уже известные философские учения и интегрировались в их рамках. Например, "академический" эклектизм представлял собой огромный массив знаний философии платоновской Академии.

Наиболее распространенным течением эклектизма является стоический, соединивший в себе онтологию и этику Стои и гносеологию скептицизма. Наиболее выдающимся эклектиком стоического течения был известный политик и искусный оратор Марк Тулий Цицерон (106 – 45 гг. до н.э.).

Марк Тулий Цицерон

Что может быть глупее и

неприличнее, чем дерзкое мнение,

будто человек обладает душою и

разумом, но помимо него во Вселенной

нет ничего подобного.

Цицерон разделял стоические идеи о целесообразности и провидении бытия. Признавал бессмертие души и врожденный характер моральных понятий (вопреки скептикам и стоикам). Моральные истины всеобщи и непосредственно достоверны. Может, поэтому Цицерон не стремился к убедительности своей аргументации.

Философия наряду с волей оказывает человеку неоценимые услуги в постижении добродетели и в преодолении невзгод. Любая философия в этом отношении прагматична в поисках добродетелей. Поэтому эклектизм выступает у Цицерона методологией философского обоснования нравственности.

3. Скептицизм

Основные философские идеи Пиррона благополучно перекочевывали на римскую духовную почву. Выдающимся представителем скептицизма этого периода является Секст Эмпирик (200 – 250 гг.). Основные труды: "Пирроновы основоположения", "Трактат", "Против ученых" 1 .

Секст Эмпирик

… ни одно из борющихся

положений не стоит выше

другого как более достоверное,

ибо все они равны в отношении

достоверности и недостоверности.

Основная направленность философии Секста Эмпирика обозначена непримиримой критикой догматических философов и ученых и утверждениями идей греческих скептиков. Секст Эмпирик выступает систематизатором и историографом философии скептицизма. Утверждая оригинальность и естественность философии скептицизма, Секст Эмпирик рассматривал любые научные знания как догматические: физику, логику, этику, грамматику, риторику, арифметику, астрологию, теорию музыки.

Труды Секста Эмпирика являются отражением кризиса и духовного упадка римского общества. Однако критический запал скептицизма сыграл позитивную роль в борьбе против догматизма средневековой философии в эпоху Ренессанса и Нового времени. Философия Б.Паскаля, Д.Юма и И.Канта обязана своими выводами скептицизму. Теория познания неопозитивизма и постпозитивизма (пробабилизм, фаллибилизм) основана на гносеологических идеях скептицизма. Скептицизм присущ и материализму, который критически относится к догматизму в познании.

4. Эпикуреизм

Эпикуреизм – единственная материалистическая философия античного Рима, крупнейшим представителем которой был Тит Лукреций Кар (примерно 95 – 55 до н.э.). В философской поэме "О природе вещей" он проводит идеи Демокрита и Эпикура. Лукреций на основе атомизма намечает эволюционистскую концепцию материи. Органическая материя возникает на основе неорганической, сложные виды органики становятся из простых.

Лукреций атеист. Считает причиной возникновения религии страх перед природой, ее таинственностью и величием. Общество – продукт коллективного соглашения людей (теория общественного договора). Этика Лукреция традиционная для эпикуреизма: гедонизм, рационализм, естественность морали.

В III в. до н. э. античный мир вступает в период постепенно растущего кризиса. Хронологически это совпадает с эпохой так называемого эллинизма. Последняя была тесно связана с завоеванием Александром Македонским почти всей Ойкумены (так называли греки территорию известного им в то время мира), в результате чего эллинская культура (и, конечно же, философия) распространилась в огромном регионе Средиземноморья, Ближнего Востока, Парфии и Бактрии (Персии и Средней Азии), Западной Индии и др.

Эпикуреизм


Эпикур

Стоицизм


Зенон Китийский

Скептицизм

Неоплатонизм

Распространение греческого языка означало не только возможность широкого ознакомления негреческого населения эллинистических государств с греческой литературой, наукой, философией. Само строение и словарный состав языка влияют, как известно, на характер, содержание, стиль мышления того, кто им пользуется.

Философия эллинизма

Особенность римской античной философии

Процесс эллинизации Рима происходило почти во всех сферах культуры — в религии (римские боги отождествляются с богами греческого олимпийского пантеона), литературе, философии. Говоря о последней, почти все авторы отмечают, что якобы ни одной оригинальной (такой, которая не сводилась к тому или иному греческого первоисточника) философской школы в Риме не существовало. Однако подобная оценка римской античности является поверхностной.

Эклектика Цицерона

Современная философия как наследница античной

И действительно, Восточная Европа, прежде всего Киевская Русь, наследует культурную традицию (в том числе и мировоззренчески-философскую) античности в ее эллино-византийском варианте, однако не в грекоязычной, а в славяноязычной форме. Аналогично сложилась судьба византийской христианской культуры и в Грузии, Армении и ряде других стран, которые не приняли ее грекоязычные формы.

Философия Эпикура - учение древнегреческого философа о счастье, наслаждениях и страданиях. Эпикурейство: учение о познании, мироустройстве и этике. Кратко. Эпикуреизм в философии - это.

Фото Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Эпикур - древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.

Эпикуреизм или эпикурейство - учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие - это благо, страдание и боль - это зло.

Но наслаждение - это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие - это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

Философию эпикура обычно называют гедонизмом - учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму - учению о счастье как о главной цели.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией - попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Философия Эпикура: познание и истина

Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он - и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.

Учение Эпикура о природе

Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она - результат столкновения и разъединения атомов. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия - естественное состояние.

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Идеал человека для Эпикура - это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.

Залог счастливой жизни - удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).

Кроме того, за удовольствием может последовать страдание - поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль - обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни.

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Бояться богов не нужно - им нет дела до людей

Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть - нет нас.

Эпикур

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики - поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.

Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять - по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.

Читайте также: