Учебник происхождение слова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб. [1]

  • Развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить учебники на основе технологии HTML, викиучебник, аудиоучебник и др.

Содержание

История учебника

Учебники в России

В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году.

Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку).

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются [кем?] предложения сократить число версий до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса).

Учебники в других странах

Плюрализм или унификация учебников во много зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в России, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или представители общественных движений — феминистических, экологических и пр.).

Из какого языка слово учебник? Рассмотрим, из какого языка слово учебник появилось в нашей речи.

Основной смысл всех этих слов заключается в процессе передачи знаний и умений от одного человека другому. Причем исторически способ передачи знаний изменился, знания сначала передавались устно, затем в письменном и печатном виде.

В современном мире, учебник – это книга, которую школьники и студенты используют во время образовательного процесса для получения новых знаний в определенной области или же для самообразования.

Стиль подачи материала в учебнике – научный, данные излагаются структурировано. Учебники используются в системе образования на всех уровнях – от начальной школы до высших учебных заведений. Информация адаптируется под предполагаемую читательскую аудиторию, ведь от понятности и простоты восприятия текста, качественного изложения зависит успеваемость учащихся.

В настоящее время большая часть учебников издаются в печатном виде, однако, с развитием технологий стали появляться новые формы подачи материала: в электронном виде, с возможностью открыть текст на планшете, перейти по ссылке во встроенный справочник или энциклопедию, с мультимедийными и интерактивными элементами; аудиокниги, которые с особым успехом используются для изучения иностранных языков. При этом, суть всех учебников неизменна с древних времен – получение новых знаний.

Истоки слова находятся в спектре первичных смыслов праславянского слова учить učiti. Их первый уровень - делать привычным и в этом смысле – упражнять. Второй уровень - находить удовольствие. Те же корни и у слова ученый.

Обращение к истокам позволяет выделить два оригинальных смысловых аспекта процесса работы с учебником - упражнения и нахождение удовольствия.

Английское textbook не является столь этимологически информативным.

В современном толковании учебник – это не только книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая в системе образования и для самостоятельного обучения. Учебник – это и жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей.

В настоящее время созданы новые формы учебников, не имеющих отношения к его классическому бумажному виду: учебники на основе технологии HTM, аудио, электронные и викиучебники.

Развитие интернет ресурсов не может компенсировать классический учебник. Во-первых, потому что он дает не просто багаж знаний, а способность их усвоить и использовать в практической жизни. Во-вторых, учебник позволяет сформировать не отрывочное, а целостное видение будущего профессионального поведения. В-третьих, учебник gj cdjtq rjvgjpbwbb позволяет не только транслировать знания, но создавать возможности для их продуцирования.

Все то, что нас окружает, имеет свое наименование. Хлеб мы привычно называем хлебом, запросто общаемся по телефону, ходим в школу и на работу, вечерами неторопливо беседуем с родными за чашкой чая. И мало кому интересно (а тем более известно), что первоначально хлебом ("клибанос") греки называли специальные горшки для выпечки этого самого изделия, а под понятием "чай" в 17 веке подразумевали лечебный напиток. У каждого слова своя история, порой простая и понятная, а иногда запутанная и оттого загадочная.

Почему книгу назвали книгой

Наука этимология

Изучение происхождения слов - трудное дело. Этим занимается этимология - один из разделов лингвистики. Само название науки в переводе с греческого означает "истинный". Цель этимологии - исследовать понятие, раскрыть его происхождение и доказать связь одного слова с другим. К сожалению, в школе уделяется мало внимания изучению этого раздела языкознания, больший упор делается на орфографию, синтаксис, морфемику, морфологию и т. д. В свете подготовки к обязательным экзаменам это, конечно, оправданно. Но в итоге большинство школьников не заинтересованы в прошлом слова и не могут ответить на вопрос: "Почему книгу назвали книгой?"

Происхождение слова книга

Этимологический словарь в помощь

А ведь познакомиться со словом легко. Для этого созданы специальные этимологические словари. Среди самых известных и авторитетных - издания М. Фасмера, Н. Шанского, Г. Цыганенко. Слова в них расположены по алфавиту. Это облегчает поиск. Словарная статья хорошего издания содержит сведения о языке, из которого было взято слово, и о примерном времени его появления. Дается объяснение происхождению. Например, анализируя значение слова "книга", из этимологического словаря мы узнаем, что оно попало в праславянский язык из древнетюркского. Бывают и тематические пособия, в которых искомые понятия объединены общим признаком (принадлежность к профессии, какой-либо науке и т. д.).

Есть вопрос

Но не всегда словарь может дать исчерпывающую информацию. Некоторые предметы так давно вошли в жизнь человека, что проследить их историю проблематично. Даже ученым-лингвистам порой нелегко прийти к единому мнению, какой корень дал начало исследуемому слову. Поэтому в словарях встречаются разные версии происхождения. Путаница может возникнуть и с определением источника. Языки развиваются, пополняются за счет заимствований, обмениваются неологизмами. Яркий пример - происхождение слова книга. По одной версии, таким наименованием мы обязаны китайскому языку (от "свиток"), по другой - ассирийскому ("печать").

История слова книга

История слова книга

Прежде чем обратиться к этимологии, нужно узнать лексическое значение той или иной единицы речи. Толковый словарь дает нам несколько объяснений того, что означает слово книга:

1. Переплетенные листы (печатные или рукописные), содержащие какой-либо текст.

2. Сшитые страницы, заполняемые официальными данными. Первоначально книга представляла собой соединенные рукописные листы.

Как же объяснить появление этого слова в старину? В этимологическом словаре дается очень сумбурное пояснение его происхождения. Указано, что достоверно неизвестно, почему книгу назвали книгой. Из китайского языка küen (дословно "свиток") данная лексическая единица перешла в булгарский с уменьшительно-ласкательным суффиксом - küinig, а затем появилась как заимствование в праславянском языке. Таким образом, книга получила свое название благодаря первоначальному внешнему виду. Известно, что самые ранние произведения оформлялись как свитки, а не как сшитые листы. Но есть и другое мнение. Слово образовалось от праславянского "кнети", то есть "знати" (знать).

Значение слова книга

Интересные факты

Ища ответ на вопрос "почему книгу назвали книгой", можно узнать много интересного и о других словах, живущих в нашем языке. Например, "мошенник" дословно можно перевести как "специалист по кражам из мошон" (специальные кошельки в Древней Руси); "врач" непосредственно имеет отношение к глаголу "врать". Слово "врати" не носило негативного оттенка и имело значение "говорить". А вот любимый многими апельсин именовался ранее китайским яблоком. Слово сложилось в голландском языке из двух основ: appel и sien. "Невеста" стала таковой благодаря тому, что ранее жених до свадьбы девушку мог даже ни разу не видеть, она и была ему "невесть кем, неведомой, неизвестной". А вот слово "галиматья" связано с именем французского врача Гали Матье, приписывающего своим пациентам вместо лекарств. шутки, каламбуры. В настоящее время это слово имеет немного другое лексическое толкование. Интересно, не правда ли? Так и значение слова "книга" может стать началом увлекательнейшего исследования родного языка.

С пользой для ума

Что означает слово книга

Язык любого народа является подвижным, он меняется, в итоге мы становимся свидетелями новых языковых феноменов. Каждое этимологическое исследование становится экскурсом в прошлое, отсылает нас к быту, культуре и условиям обитания предков. Как любой народ не мыслит своего существования без знания прошлого, так и изучение родного языка должно начинаться со знакомства с историческими процессами, происходившими в нем в течение многих сотен лет.

Читайте также: