Участники международных отношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Субъекты международных отношений – это определенные образования, которые согласно с договоренностями между государствами и международным правом имеют международную правосубъектность в данной системе.

Важной составной частью международных отношений выступают межгосударственные отношения. Некоторые страны в Азии, Латинской Америке и Африке длительное время не являлись субъектами международных отношений и трансформировались в объекты политики некоторых европейских стран.

Все мировое сообщество основано на военно-политических, экономических, экологических, гуманитарных отношениях между государствами.

Международные отношения – это система межгосударственных взаимодействий, субъектами которых являются:

  • государства,
  • государствоподобные образования;
  • нации и народы;
  • международные организации;
  • индивиды.

Субъект – это тот, кто наделен правом потенциально действовать. Актор – это субъект, который уже действует. Субъект международного права - это лицо, обладающее юридической возможностью участвовать в правоотношениях, регулируемых международными правовыми нормами.

В международной правовой системе существует разделение на:

  • правосоздающие субъекты;
  • правоприменяющие субъекты.

Правосоздающие субъекты участвуют в творческом процессе и применяют на практике. К ним относятся государства, международные организации, государствоподобные образования, борющиеся нации. Примерами государствоподобных образований являются Святой Престол, Мальтийский Орден. Святой престол обладает суверенитетом над городом-государством Ватикан. Мальтийский Орден иногда называют карликовым государством, он имеет дипломатические отношения со 107 государствами. Они признаны в ООН в качестве государств - наблюдателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Международная организация ООН также является субъектом международного права. ООН играет значительную роль во всей системе международных отношений с 1945 года. Организация стала первым в истории механизмом разностороннего взаимодействия разных государств в целях поддержания безопасности и мира, содействуя социальному и экономическому прогрессу. Все крупнейшие события в мире связаны с ООН.

  • обеспечения равенства и суверенитета всех государств;
  • сохранения политической независимости и территориальной целостности государств;
  • урегулирования споров между странами мирными средствами, согласно нормам международного права и с принципами справедливости.

ООН отстаивает право на невмешательство во внутренние дела государства, самоопределение народов, уважение прав и свобод человека для представителей всех рас, национальностей, вероисповеданий. Организация выступает за международное сотрудничество в решении международных проблем социального, экономического, гуманитарного и культурного характера.

В рамках ООН существуют международные отношения таких субъектов - организаций международных отношений, как:

  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
  • Международная ассоциация труда (МОТ);
  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Всемирная организация, занимающаяся вопросами науки и культуры (ЮНЕСКО);
  • Международная организация по атомной энергетике (МАГАТЭ);
  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

К субъектам международных отношений относятся некоторые общественные организации и движения: Организация стран-экспортеров (ОПЕК); Международная торговая палата (МТП); Международное энергетическое агентство (МЭА); Международная организация журналистов (МОЖ); Всемирная конфедерация труда (ВКТ) и др.

Значительную роль в международных отношениях играет военная организация НАТО (Организация Североатлантического договора). Гуманитарную миссию выполняют международный Красный Крест (МКК), Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ) и др. К субъектам международных отношений относятся разные организации в поддержку мира и солидарности: Пагуошское движение, Всемирный совет мира, Международный институт мира и др.

Международные правительственные организации оказывают значительно больше влияния на отдельные государства и международную политику, чем общественные организации, воздействующие главным образом на формирование международного общественного мнения.

Примером национально-освободительного движения как субъекта в международных отношений является Италия, которая боролась за освобождение своих земель от австрийской монархии.

Значительное влияние на мировой арене имеют международные монополии. Транснациональные компании обладают значительными экономическими ресурсами, которые дают им преимущества в проведении решений.

Влиятельным субъектом функционирования и формирования мировой политики являются активные участники мирового процесса – лидеры, которым принадлежит решающая роль в формировании и выработке главных принципов внешнеполитической стратегии стран.

В международных отношениях важную роль играют государства, представляющие общество в целом в мировой политике. Государство – это единственный общенациональный институт, который имеет легитимные полномочия для участия в отношениях с иными государствами, объявлять войну и заключать договоры. Государства в своей деятельности руководствуются принципами международного права и национальным интересом.

Правоприменяющими субъектами являются те, кто не участвует в законотворческом процессе, а только применяет законы на практике. Это – неправительственные организации, юридические лица, индивиды, международные хозяйственные объединения. Примером международной неправительственной организации является Международный комитет Красного Креста, функции которого утверждают Женевская конвенция о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы, принятые в Женеве в 1977 г.

Права и обязанности субъекта международных отношений

Для субъекта характерны качественная и количественная мера. Качественная мера – это международная правосубъектность, как особое юридическое свойство, количественная – это права и обязанности субъекта. Существуют две группы основных прав и обязанностей.

Основные субъектные права, характерные для всех категорий субъектов, это право:

  • взаимодействовать с другими субъектами,
  • реализации своих субъектных правомочий,
  • защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами.

Обязанности, характерные для всех категорий субъектов:

  • уважать статус иных субъектов,
  • добросовестно соблюдать международные принципы и нормы.

Основные субъектные права, характерные определенной категории субъектов - это права и обязанности, вытекающие из международного договора и адресованные своим гражданам, должностным лицам и компетентным органам могут изменяться в процессе заключения новых договоров.

Юрист-международник Фридрих Мартенс по поводу прав государства как субъекта писал, что основные права государств тесно взаимосвязаны с международными характеристиками последних, с положением государств в роли международных личностей. Без данных прав государства не могут достичь оптимальной цели международной жизни, не могут быть членами международного общения.

Средства внешнеполитической деятельности государств

Деятельность субъектов на международной арене приводит к урегулированию отношений между государствами на основе международного права и собственных национальных интересов.

Дипломатия – это главное политическое средство для достижения целей: переговоры, конференции, визиты, совещания, способствуют сотрудничеству с мировыми организациями. Кроме политических средств существуют экономические, военные, информационно-пропагандистские. Для достижения внешних политических целей государство использует экономические средства, экономический потенциал страны. Если есть сильная экономика, основанная на передовых технологиях, государство может играть видную роль на мировой арене. Военные базы, современное оружие, боеспособность армии – это военные средства внешней политики. Положительный и отрицательный образ государства обеспечивают пропагандистские средства - современные средства массовой информации.

Международные отношения субъектов построены на таких фундаментальных ценностях, как национальная, религиозная и культурная терпимость, свобода, равенство в доступе к социальным благам, солидарность в решении глобальных проблем, а также устранение угроз международному миру и безопасности.

В современной ТМО выделяют две группы участников международных отношений: государства и негосударственных акторов.

Государства с точки зрения межгосударственной стратификации разделяются на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) неспособность потерпеть поражение от любого другого государства или коалиции, если в неё не входит другая сверхдержава. Примеры сверхдержав - СССР и США времён Холодной войны.

Великие державы, в отличие от сверхдержав оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определённым регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона. К великим державам относятся: Китай, Россия, Франция и т.д.

Средние державы обладают прочным влиянием в своём ближайшем окружении. Пример - Испания, Австралия, Австрия.

Малые государстваобладают слабым влиянием в ближайшем регионе. Однако они достаточно сильны для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности. Пример - Грузия, Эстония, Узбекистан.

Микрогосударства не способны защитить суверенитет своими силами. Пример - Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн.

Среди негосударственных акторов международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), международные неправительственные организации(МНПО), транснациональные корпорации (ТНК).

МПОучреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

В настоящее время в мире существует более 400 МПО.

В рамках первой классификации выделяют:

· универсальные (Лига Наций. ООН);

· межрегиональные(Организация Исламская конференция);

· региональные (Латиноамериканская экономическая система);

· субрегиональныеМПО(Бенилюкс).

В соответствии со вторым критерием различают:

· общецелевые (ООН);

· экономические (ЕАСТ);

· военно-политические (НАТО);

· финансовые (МВФ);

· техническиеМПО (Международный союз телекоммуникаций).

МНПО возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

В настоящее время в мире насчитывается

· религиозные организации (Экуменический совет церквей);

· организации учёных (Пагуошское движение);

· спортивныеорганизации(ФИФА);

· правовыеорганизации (Международная амнистия).

В современной ТМО выделяют две группы участников международных отношений: государства и негосударственных акторов.

Государства с точки зрения межгосударственной стратификации разделяются на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) неспособность потерпеть поражение от любого другого государства или коалиции, если в неё не входит другая сверхдержава. Примеры сверхдержав - СССР и США времён Холодной войны.

Великие державы, в отличие от сверхдержав оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определённым регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона. К великим державам относятся: Китай, Россия, Франция и т.д.




Средние державы обладают прочным влиянием в своём ближайшем окружении. Пример - Испания, Австралия, Австрия.

Малые государстваобладают слабым влиянием в ближайшем регионе. Однако они достаточно сильны для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности. Пример - Грузия, Эстония, Узбекистан.

Микрогосударства не способны защитить суверенитет своими силами. Пример - Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн.

Среди негосударственных акторов международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), международные неправительственные организации(МНПО), транснациональные корпорации (ТНК).

МПОучреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

В настоящее время в мире существует более 400 МПО.

В рамках первой классификации выделяют:

· универсальные (Лига Наций. ООН);

· межрегиональные(Организация Исламская конференция);

· региональные (Латиноамериканская экономическая система);

· субрегиональныеМПО(Бенилюкс).

В соответствии со вторым критерием различают:

· общецелевые (ООН);

· экономические (ЕАСТ);

· военно-политические (НАТО);

· финансовые (МВФ);

· техническиеМПО (Международный союз телекоммуникаций).

МНПО возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

В настоящее время в мире насчитывается

· религиозные организации (Экуменический совет церквей);

Международные организации

Участники международных отношений стали столь многочисленными и разнообразными, что сформулировать простое определение или дать детальное представление о них задача практически неосуществимая. Тем не менее, основных международных негосударственных акторов можно сгруппировать в категории, представленные в следующих разделах.

Международные неправительственные организации.

Международные неправительственные организации сильно различаются по размеру, масштабу и правовому статусу. Некоторые из них имеют четко определенные мандаты и цели и благодаря привлечению внимания со стороны средств массовой информации получили большое влияние на международной арене. В качестве примера можно привести Международный олимпийский комитет (МОК) и Международную федерацию футбола (ФИФА), бюджеты которых превосходят бюджеты многих стран. Другие, несколько менее влиятельные МНПО представлены профессиональными и торговыми ассоциациями, профсоюзами, политическими партиями, парламентскими ассамблеями и группами людей, объединенных общей идеологией. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца сегодня является самым известным и самым уважаемым частным гуманитарным агентством в мире. С другой стороны, некоторые нелегальные международные организации, такие как террористические группировки или сети организованной преступности, также осуществляют свою деятельность в общемировом масштабе. Существуют также религиозные или концессионные МНПО, поддерживаемые христианскими церквями (католической, православной и протестантской) или исламскими, еврейскими, буддийскими и индуистскими общинами.

В то время как некоторые международные неправительственные организации направляют свою энергию на решение конкретных задач и могут получать частичное финансирование от правительств или полугосударственных учреждений, другие выступают в качестве лоббистских групп. Легитимность, репрезентативность и эффективность последних часто ставятся под сомнение, но во многих случаях подобные организации играют взаимодополняющие роли, которые правительства находят полезными. Хотя данные МНПО не обладают международной правосубъектностью, они являются или стремятся стать основными силами гражданского общества, вскрывая злоупотребления и освещая острые социальные проблемы. Их работа особенно заметна на международных конференциях и встречах на высшем уровне или во время других широко обсуждаемых масштабных событий, на которых антиглобалисты зачастую проводят свои акции протеста.

Транснациональные корпорации.

Транснациональные корпорации являются частными, как правило, крупными компаниями, специализирующимися в производственном, торговом и банковском секторах. С ростом глобализации они стали проявлять активность в бесчисленном множестве других секторов, таких как научные исследования и знания. Примерами крупных корпораций являются Exxon, Total, Shell, BP, Nike, Sony, General Motors, Toyota, Nestlé, IBM, Coca Cola, McDonald’s, Barclays, Société Générale и Goldman Sachs. К числу транснациональных корпораций присоединились такие высокотехнологические и ИТ компании, как Microsoft, Hewlett Packard, Apple и Google. Такие корпорации в настоящее время играют ключевую роль в международной торговле, в частности за счет экспорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Наблюдатели оценивают, что транснациональные корпорации контролируют около 75% торгового оборота в мире.

Корпорация считается транснациональной, когда ее центр принятия решений находится в одной стране, а операционные подразделения (с образованием юридического лица или без такового) в другой или нескольких других странах. Целью многонациональных корпораций является получение прибыли; с этой целью они ищут пути доступа к сырью, дешевой рабочей силы и снижению издержек. Они могут быстро развернуть свою деятельность практически в любой точке мира и начать продвигать свои продукты благодаря целенаправленному маркетингу. Корпорации располагают достаточными силами и средствами для того, чтобы оказывать значительное влияние на правительства и население.

С 1970-х годов и, в частности, с возникновением нового глобального экономического порядка, ООН под влиянием развивающихся стран пытается создать механизм регулирования деятельности транснациональных корпораций. Другие международные организации, включая Международную организацию труда (МОТ), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирную торговую организацию (ВТО), также разработали кодексы поведения, предназначенные для более четкого определения и, прежде всего, более эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций. Эти организации занимают активную позицию в развивающихся странах, но добились лишь частично успеха, в частности потому, что некоторые транснациональные корпорации, находящиеся в странах формирующегося капитализма (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Россия), часто создавались и управляются при прямом или косвенном участии государства.

Растущее значение транснациональных корпораций тесно связано с ростом торговли и инвестиций. В этой связи стоит отметить, что фонды национального благосостояния в таких странах, как Кувейт, Китай, Сингапур, Норвегия и Дубай, аккумулируют колоссальные финансовые средства и занимают уникальную позицию на современных мировых рынках капитала.

Фонды.

Помимо МНПО и транснациональных корпораций, фонды могут также рассматриваться в качестве негосударственных участников международных отношений. Хотя фонды базируются в одной, они играют все более важную международную роль, особенно в области культуры (финансирование музеев и художественных ассоциаций), образования (стипендии, программы обмена преподавателями и студентами), помощи в целях развития (содействие образованию и здравоохранению), охраны окружающей среды и политики в области изменения климата. Эти организации, в том числе фонды Нобеля, Ага Хана, Форда и Рокфеллера, а также недавно основанный Фонд Билла и Мелинды Гейтс, становятся все более и более влиятельными акторами на международной арене.

Организации по стандартизации.

Организации по стандартизации часто ассоциируются с международными неправительственными организациями, но они сильно отличаются от них по своему статусу и характеру. Штат их сотрудников состоит главным образом из квалифицированных специалистов, будь то из общественного, полугосударственного или частного секторов. Основной сферой деятельности таких организаций является разработка международных стандартов и правил, которые в конечном итоге будут приняты национальными правительствами. Наглядным примером является Международная организация по стандартизации (ИСО), в которой участвуют эксперты из почти 160-ти стран. ИСО опубликовала внушительное количество профессиональных стандартов, касающихся качества управления, охраны окружающей среды и корпоративной социальной ответственности.

Международная торговая палата, Всемирный совет деловых кругов по вопросам устойчивого развития (WBCSD), Консультативный комитет по бизнесу и промышленности (BIAC) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международная организация работодателей (МОР) являются другими международными организациями которые, наряду с крупными международными профсоюзными объединениями различных идеологических тенденций, помогают формировать национальную и международную политику посредством своего влияния на таких крупных международных субъектов, как Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и ОЭСР.

Институты, аналитические центры, форумы и экспертные группы.

Во второй половине 20-го века было открыто большое количество различных учреждений для обсуждения вопросов, иногда играющих решающую роль на международном уровне. Прежде всего следует выделить такие ежегодные форумы, как Всемирный экономический форум в Давосе и Конференция в Монреале, а также Всемирный социальный форум в Порту-Алегри с участием неправительственных организаций, выступающих против глобализации. Кроме того, растет число институтов, аналитических центров и групп по установлению фактов, изначально основанных в США и Великобритании, но в настоящее время распространивших свою активность на континентальную Европу и другие части мира. Целью подобных организаций является продвижение идей, оценка политики в различных секторах, публикация исследований и разработка предложений и рекомендаций. Брукингский институт, Фонд Карнеги за международный мир и Корпорация RAND – являются яркими примерами международных организаций данного типа.

Национально-освободительные движения.

Национально-освободительные движения представляют собой более или менее организованные группы людей, которые борются за право создать независимое государство; иногда они ведут свою деятельностью на автономных территориях в пределах государственных границ. Хотя такие движения были и остаются самыми многочисленными в Африке и Азии, они существуют на всех континентах. Конфликты в Стране Басков и в Северной Ирландии, например, не сходили с заголовков новостей в течение очень продолжительного времени. Другие такие движения, за которыми следили средства массовой информации – государства и государственные образования бывшей Югославии и СССР, а также тибетцы, уйгуры, курды и, особенно, палестинцы. Организация освобождения Палестины (ООП) получила статус наблюдателя при ООН в 1974 году и право участвовать в дискуссиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году. ООП также является официальным членом Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция.

Субгосударственные образования.

Субгосударственные образования все шире выступают в качестве в качестве участников международных отношений. В течение последних десятилетий в федеративных государствах имели место процессы по созданию институтов, которые позволяли им решать вопросы, относящиеся к их юрисдикции, такие как образование, культура и охрана окружающей среды. Например, Квебек стал независимым членом Международной организации франкоязычных стран. Многие регионы в рамках Европейского союза также создали свои ассоциации. Кроме того, отдельные мегаполисы, такие как Токио, Лондон, Берлин, Мехико, Гонконг, Сан-Паулу, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Монреаль, Москва, Мумбаи и Шанхай, также играют непосредственную роль на глобальном уровне. В некоторых случаях такие города создавали сетевые объединения или становились городами-побратимами для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой. К данной категории также относятся многочисленные диаспоры, политическое и экономическое влияние которых неуклонно растет.

Физические лица.

С юридической точки зрения права физических лиц защищаются рядом международных конвенций, в частности Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году, и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году и вступившим в силу в 1976 году.

Рад других, более конкретизированных международных конвенций, действующих в настоящее время, предусматривают права мигрантов, лиц без гражданства и беженцев, дипломатических и консульских представителей, а также иностранных туристов. Другие конвенции касаются преступников, в том числе террористов и членов организованной преступности, деятельность которых вызывает все большую обеспокоенность у правительств и международных организаций.

Когда глобализация приобретает универсальный характер, влиятельные личности часто становятся международными общественными акторами. Эти личности могут быть родом из мира политики (бывшие лидеры, такие как Нельсон Мандела, Тони Блэр или Билл Клинтон), организованной религии (Папа, Далай-лама и Мать Тереза), бизнеса, культуры и развлечений (телевидения, кино, спорта, моды и музыки). Они принимают особый международный статус, пополняя тем самым ряды участников международных отношений.

Автор: Louis Sabourin, Professor. International Actor [Электронный ресурс].

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

В современной ТМО выделяют две группы участников международных отношений: государства и негосударственных акторов.

Государства с точки зрения межгосударственной стратификации разделяются на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) неспособность потерпеть поражение от любого другого государства или коалиции, если в неё не входит другая сверхдержава. Примеры сверхдержав – СССР и США времён холодной войны.

Великие державы в отличие от сверхдержав оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определённым регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона. К великим державам относятся: Китай, Россия, Франция и т.д.

Средние державы обладают прочным влиянием в своём ближайшем окружении. Пример – Испания, Австралия, Австрия.

Малые государства обладают слабым влиянием в ближайшем регионе. Однако они достаточно сильны для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности. Пример – Грузия, Эстония, Узбекистан.

Микрогосударства не способны защитить суверенитет своими силами.


Пример — Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн.

Среди негосударственных акторов международных отношений выделяют: межправительственные организации (МПО), международные неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК).

МПО учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

В настоящее время в мире существует более 400 МПО.

В рамках первой классификации выделяют:

· универсальные (Лига Наций. ООН);

· межрегиональные (Организация Исламская конференция);

· региональные (Латиноамериканская экономическая система);

· субрегиональные МПО (Бенилюкс).

В соответствии со вторым критерием различают:

· технические МПО (Международный союз телекоммуникаций).

МНПО возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

В настоящее время в мире насчитывается свыше трех тысяч МНПО.

Среди МНПО выделяют:

· религиозные организации (Экуменический совет церквей);

· организации учёных (Пагуошское движение);

· спортивные организации (ФИФА);

· правовые организации (Международная амнистия).

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00


Материал представлен на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Все права принадлежат авторам этих материалов.

  • их деятельность в сфере международных отношений обусловлена ​​собственными практическими потребностями и интересами, вытекающими из них;
  • они является источником функциональной активности, направленной на других, им подобных;
  • аналогично они сами становятся объектом деятельности других общественных единиц.

Поэтому трудно согласиться с югославским исследователем Р. Вукадиновичем, который предоставляет участникам рис субъектов международных отношений, считая, что их критерием должна быть их активность.

 Содержание понятия Участники международных отношений

Содержание понятия Участники международных отношений

Б. Рассет и X. Старр рассматривают происхождение этого понятия как результат блестящей аналогии В. Шекспира, что сравнил жизнь с театром, а людей с актерами, играющими определенные роли. Это понятие имеет значительные преимущества, так как позволяет одновременно охватить самые общественные единицы, участвующие в международных отношениях, их поведение и степень активности. Активность актеров можно трактовать как незначительную, и тогда они играют роль статистов, или – как значительную и определяющую. Несмотря на общее понимание сущности и примечательности этого понятия, в современной теории международных отношений, однако, существуют существенные различия в его интерпретации.

В современной теории международных отношений отсутствует единое понятие, что четко и недвусмысленно характеризует общественные единицы, которые принимают в них участие. Как утверждает Я. Пьетрась в теории царит понятийный хаос, связанный с существованием различных по масштабам, характеру и применению понятий и терминов, разграничить которые довольно трудно.

Если каждый из участников международных отношений приобретает одновременно признаки как субъекта, так и объекта, то создается замкнутый цикл отношений. Чем больше количество циклов замкнется в пределах определенной части мира, то большую роль и значение она играет в международных отношениях. Но, с другой стороны, чем больше незамкнутых циклов, то есть, чем больше объектов, связанных с определенным субъектом, тем сильнее его влияние на международные отношения, тем четче можно определить зависимость их определенной группы от этого субъекта.

Основными атрибутами субъекта международного права является легитимность, право заключать международные соглашения, способность к самостоятельным действиям и ответственность за нарушение норм международного права. Отсюда следует, что важнейшими признаками международной правосубъектности является суверенность, дееспособность и ответственность за последствия действий в отношении других субъектов. В полном объеме этим признаком обладают лишь независимые государства, которые в международном праве принято считать первичными, а все остальные субъекты – производными.

Среди субъектов международного права различают:

1. Государства, которые являются основными субъектами, поскольку именно они имеют все атрибуты, необходимые для признания их субъектами международного права. По общему убеждению, суверенное государство характеризуется тремя элементами: легитимной публичной властью, территорией и населением.

Легитимность публичной власти понимается как факт ее признания со стороны международного сообщества, то есть достаточно большого количества государств мира. Акт признания публичной власти, по утверждению Л. Оппенґейма, свидетельствует о том, что государство является субъектом международного права, другие воспринимают его как равноправного партнера.

Государства могут существовать:

– De facto (де-факто) – тогда, когда публичная власть эффективно контролирует государственную территорию и население, проживающее на ней, но ее признало международное сообщество;

– De jure (де-юре) – государство признано международным сообществом.

Власть суверенных государств должна иметь признаки обоих состояний, поскольку в первом случае речь идет об их реальном существовании, а во втором – об их юридическом праве взаимодействовать с им подобными.

Государство не может реально существовать без территории, на суше, на море и в воздушном пространстве отграниченная от других государственной границей. В пределах собственной территории суверенного государства признается приоритетность ее национального права, а отдельные международные правовые акты действуют только по его добровольному согласию.

Ограниченной правосубъектностью характеризуются государства, находящиеся под протекторатом, поскольку преимущественно функции их международного представительства выполняет государство-протектор.

Субъектами международного права не считают колонии, поскольку колониальные органы публичной власти подчинены власти метрополий.

2. Державоподобные или специфические политические образования, такие как Ватикан или свободные города, которые приобретают международную правосубъектность на основании соглашений, заключаемых заинтересованными в их возникновении государствами.

Свободными городами в свое время объявляли Краков, Гданьск и Триест, определяющими правовыми актами для которых были договоры об их создании и специально разработанные для них уставы.

Ватикан стал субъектом международного права 1929 на основании заключенного между Италией и Святым престолом конкордата. В международном праве правосубъектность Ватикана рассматривается как такая, что касается резиденции международного центра католической церкви, а не его самого.

3. Международные организации, правосубъектность которых считается производной от государственной и следует из соглашений, на основании которых они созданы. В рамках разработанного заинтересованными государствами устава они отмечаются легальностью, обладают правом заключать международные соглашения, иметь привилегии и иммунитеты, заявлять претензии и быть стороной в международных судебных процессах. Т. е. субъектами международного права могут быть только некоторые из межгосударственных организаций, неправительственные же такими вообще не считаются. Отдельные признаки субъекта международного права предоставлены только Международной Организации Красного Креста.

In statu nascendi должны характеризоваться следующими признаками:

-определенность территории, на которой предполагается создание суверенного государства;

-наличие органов политического руководства, поддерживаемого населением, проживающим на этой территории;

-наличие формирований, ведущих вооруженную борьбу за независимость и придерживаются международного права войны (отраженного в Гаагских и Женевских конвенциях);

-подчиненность вооруженных формирований политическим органам власти.

Признание международным сообществом наций, борющихся за независимость, субъектами международного права связано, как правило, со значительными трудностями и контроверсийности.

Они вытекают из того, что, во-первых, такой акт противоречит сразу нескольким принципам международного права, в частности, принципам невмешательства, территориальной целостности и нерушимости границ, а, во-вторых, вероятность однозначно негативной реакции со стороны государств, на суверенной территории которых признается субъект международного права такого типа.

Признание наций, борющихся за независимость, как свидетельствует история, было связано со стремлением ООН содействовать процессу деколонизации и предоставить народам, которые стремились избавиться иностранного господства, защиты средствами международного права. Однако под формальные признаки in statu nascendi, как выяснилось, попадают не только народы, компактно расселенные на своих исторических территориях и которые силой оружия были включены в колониальные империи в XV-XIX вв., но и народы, расселенные в пределах территорий многих суверенных национальных государств. Власть последних воспринимает такие народы и освободительные движения и организации, представляющие их, как откровенно сепаратистские.

Вместе немало народов, например, курды или тибетцы, не признаются субъектами международного права по сугубо политическим соображениям.

Субъект международных отношений понимается как определенная общественная единица, является источником активной деятельности касательно ей подобных в других государствах мира. Она не должна иметь формальных признаков правосубъектности, а единственным критерием ее определения является подтверждение факта ее деятельности в международной среде. Т. е., субъектом международных отношений является любой деятельный их участник, влияющий на кого-то в международной среде.

Большинство исследователей международных отношений определяют субъектов этих отношений как определенные субнациональные, национальные или межнациональные структуры. Полемику вокруг вопроса об их определении можно свести к проблеме субъектности в международных отношениях. Она вообще сформулирована в конце 60-х годов XX в., когда в теории международных отношений начались дебаты по субъектности, которые привели к ее расколу на два направления: державоцентризм и транснационализм.

Державоцентризм или этатизм, можно трактовать как традиционное или классическое направление теории международных отношений, стоит на позициях утверждения определенности государства и его влияния в международной среде.

Государства, с точки зрения сторонников этого направления, являются структурами, действующими в международной среде от имени нации, пользуясь соответствующими институтами. Внутренние общественные структуры реализуют собственные интересы в международной среде с помощью институтов национального государства или под их контролем. Государство взаимодействует с себе подобными, но при необходимости использует также и международные организации. То есть все субъекты международных отношений можно рассматривать как зависимые от национального государства (субнациональные) или производные от нее (межнациональные). Субнациональные структуры в таком случае рассматриваются как субъекты интересов, государство же – как субъект международных отношений. Только государство располагает необходимыми для эффективных действий в международной среде средствами, прежде всего, дипломатией и военной силой.

Такая интерпретация понятия субъектности характерна для работ Г. Морґентау, Р. Арона, Г. Киссинджера, А. Галкина, Ф. Бурлацкого и других ученых. Главными субъектами международных отношений они определяют государства как общенациональные политические структуры, принадлежащие к сообществам граждан в пределах определенной территории.

Иногда за субъекты, равноправные с государствами и даже выше по ним, принимают международные организации. Такая позиция следует из идеалистической теории международных отношений, где международные организации рассматриваются как высший, по сравнению с государством, уровень политической организации человечества. Подобные взгляды в свое время высказывали Г. Кларк, Л. Б. Сон, Ф. Кратохвилл, Дж. Раґґи, С. Мендловиц и другие представители теории неолиберализма, выходящих из этого тезиса и высказывали идею о универсализации международных отношений в рамках глобальных организаций.

Позиция государствоцентристов, с особенностями и нюансами, которые вытекают из их научных концепций, считается классической, то есть главной в теории международных отношений, преимущественно оперирует понятиями национального интереса, государства, межгосударственных отношений или межгосударственных организаций.

Представители государствоцентризма, особенно в современных теориях неореализма и неолиберализма, склонны признавать существование и относительную автономность негосударственных субъектов международных отношений, но отводят им второстепенную по сравнению с государством, роль. Речь идет о том, что роль, инструментарий и способы действий современного государства значительно шире и гибче, чем это было еще в начале XX века. Современное государство не нуждается быть монополистом в сфере международных отношений и не препятствует деятельности негосударственных субъектов. Однако это не означает, что государство перестало быть влиятельным, поскольку оно продолжает контролировать деятельность любых государственных структур и при необходимости способно ее корректировать или прекратить. Т. е., корректируя под влиянием реальности свои взгляды, государствоцентристы продолжают подчеркивать определяющую роль суверенного государства. По их мнению, суверенное государство видоизменяет только формы и механизмы своей деятельности в международной среде, но ее доминирование в нем остается неоспоримым фактом.

Пользуясь, с некоторой модификацией, моделью Р. Хопкинса и Г. Мансбаха, представим взгляды госуударствоцентристов.

Транснационализм – научное направление теории международных отношений, который рассматривает проблему субъектности с позиций признания факта плюрализма и равнозначности разнотипных субъектов. Его возникновение связано, прежде всего, с концепцией американского политолога Дж. Розенау, а также с трудами К. Кайзера, Дж. Ная, Р. Коохейна, Э. Морзе и многих других, которые разделяли и развивали его взгляды на международные отношения второй половины XX в.

Негосударственными субъектами международных отношений, с точки зрения большинства транснационалистов, могут считаться любые общественные группы, имеющие определенные интересы в международной среде и самостоятельно их реализуют.

1) группы людей (народы, нации, народности, этнические группы);

3) негосударственные актеры (межправительственные организации, неправительственные организации, мультинациональные корпорации).

Дж. Розенау высказал также идею о субъектности отдельных лиц, которых он понимал как индивидуумов – создателей политики. Их субъектность следует из того, что они принимают политические решения и внедряют их в международной среде. Отсюда следует, что физическое лицо только в том случае может быть субъектом мировой политики, если она возглавляет или представляет определенную общественную структуру (государственную или негосударственную), которая действует в международной среде.

По мнению Дж. Зингера, субъектность следует рассматривать широко, в диапазоне от отдельных лиц до государств и международных организаций. Иерархия субъектов международных отношений весьма условна, поскольку каждый из них играет приоритетную роль в определенных разновидностях взаимодействий. Теория международных отношений не должна устанавливать иерархии субъектов, а лишь констатировать интер-акции, которые возникают между ними.

Вообщем взгляды транснационалистов на вопрос субъектности в международных отношениях можно свести к формализованной модели, которая отражает специфику статуса и взаимодействий между их отдельными типами.

Сравнение государствоцентричной и транснациональной моделей международных отношений свидетельствует о значительно большей сложности последней. В ней зафиксировано большое количество разноплановых взаимодействий, которые выходят за рамки межгосударственных отношений и отчетливо доминируют в представленной модели.

П. Виллете предлагает схему, отвечающую современным представлениям транснационалистов относительно соотношения и особенностей взаимодействия участников (актеров) международных отношений. В ней государство сведено к ряду правительственных учреждений (в том числе и межгосударственных организаций) и бюрократии и занимает маргинальное место. Значительно более весомыми выглядят негосударственные актеры, которые поделены П. Виллетсом на группы: легитимные и нелегитимные.

Современные международные отношения значительно сложнее и происходят преимущественно за межгосударственными взаимодействиями. Анализируя международные отношения, М. Никольсон сформулировал т. н. парадокс учасництва. Его можно сформулировать как утверждение:

Вместе с тем он предположил, что в контексте названных им состояний формируются типы государств, соответствующие им. В любой международной системе сосуществуют различные типы государств, исторически соответствующие типам международного порядка, при существовании которых они возникли, а позже по ряду причин отстали в дальнейшем развитии.

Современные международные отношения, сложившиеся в конце XX – начале XXI в. как результат новейших общественных процессов, характеризуются значительным разнообразием и сложностью, что связано с растущим плюрализмом участия в них самых разных субъектов.

Динамика современных общественных изменений заставляет правительства государств ре-интерпретировать содержание национальных интересов и возможности их реализации в переменной международной среде.

Неопровержимыми фактами современности является растущая активность субнациональных и наднациональных субъектов международных отношений, транснациональные интер-акции и их выразительное влияние на политику государств мира, что, однако, не дает оснований утверждать маргинальность государства. Она была, есть и, по крайней мере, в ближайшие десятилетия останется влиятельным и самым действенным субъектом международных отношений.

Читайте также: