Участие россии в международном сотрудничестве по охране окружающей среды кратко
Обновлено: 30.06.2024
от 6 мая 2003 года N ИО-13-54/2858
В целях повышения эффективности реализации единой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, усиления позиции России на международной арене и улучшения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Межведомственной рабочей группой разработан проект Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
Проект Концепции согласован со следующими федеральными органами исполнительной власти: Минатом России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МИД России, Минэнерго России, Росгидромет.
Рассмотрите и представьте в десятидневный срок в МПР России предложения по плану реализации Концепции.
Приложение: проект Концепции.
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
международного сотрудничества Российской Федерации
в области природопользования и охраны
окружающей среды
Рост глобальной зависимости мировой экономики от интенсивно возрастающего потребления природных ресурсов, неизбежное соперничество на мировом природно-ресурсном рынке, обострение проблем сохранения благоприятной окружающей среды требуют укрепления международного компонента экологической и природно-ресурсной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Концепция международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды на среднесрочную перспективу (далее - Концепция) подготовлена в рамках, определенных Концепцией национальной безопасности и Концепцией внешней политики Российской Федерации.
Концепция исходит из важности международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельного блока активной внешнеполитической деятельности российского государства, учитывает особое значение и ответственность России, обладающей природно-ресурсным и стабилизационным экологическим потенциалом общемирового значения, отвечает потребностям национального развития и основополагающим решениям ООН по устойчивому развитию, нацелена на повышение роли Российской Федерации в мировом природно-ресурсном и природоохранном сотрудничестве.
1. Общие положения
Концепция определяет общие принципы, приоритетные направления и регионы, стратегические цели и конкретные задачи, важнейших партнеров международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, а также основные механизмы этого сотрудничества на среднесрочную перспективу.
Международное сотрудничество, осуществляемое Российской Федерацией в области природопользования и охраны окружающей среды, призвано содействовать решению задачи обеспечения устойчивого развития страны в условиях глобализации и быть направленным на расширение эффективного участия в природно-ресурсных и природоохранных соглашениях.
Концепция предназначена для обеспечения формирования и эффективного функционирования системы международной деятельности, соответствующей государственной политике Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
Концепция представляет общегосударственные подходы к координации деятельности российских участников международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.1. Природные ресурсы, экологическая политика
и национальные интересы Российской Федерации
Российская Федерация располагает природными ресурсами мирового значения. Экосистемы России вносят существенный вклад в стабилизацию состояния окружающей среды Евразии и всей планеты.
Природно-ресурсный потенциал России является важнейшим фактором устойчивого развития на национальном уровне и существенным резервом глобальной стабильности мировой экономики и общества.
Минерально-сырьевые ресурсы, особенно в части энергетического сырья, занимают ведущее место в мире и тем самым оказывают принципиальное влияние на весь ход глобального ресурсопотребления.
Регуляторная способность российских экосистем является одним из важнейших природных ресурсов страны, способным стать действенным фактором международных отношений.
В настоящее время необходима экологическая оптимизации и соответствующая экономическая рационализация действующих режимов природопользования путем формирования эффективных экономических механизмов и установления параметров использования природных ресурсов, исходя из учета возможных рисков их освоения для сохранения устойчивости экосистем.
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды - важнейшая составная часть национальной экологической политики Российской Федерации.
Необходимость международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды связана с задачами обеспечения внешних условий устойчивого развития Российской Федерации через активное влияние на процессы глобализации, путем оптимизации участия в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях и обеспечения выполнения взятых на себя международных обязательств.
1.2. Правовая основа и организация международного сотрудничества
Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды
Международное сотрудничество базируется на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Международное природно-ресурсное и природоохранное сотрудничество осуществляется в соответствии с общими целями и задачами внешней политики Российской Федерации.
Общую координацию международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды выполняет федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, заключение в установленном порядке международных договоров, организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из участия России в международных договорах и членства в международных организациях по указанной проблематике, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с органами государственного управления субъектов Российской Федерации.
1.3. Принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды
Концепция основана на императивах общего международного права и международного права окружающей среды, а также на кардинальном принципе, сформулированном Стокгольмской Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, об основных правах человека на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно.
Исходя из обобщающего принципа охраны (защиты) окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений Концепция базируется на следующих специальных принципах международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды:
- неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами;
- недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде;
- запрещения военных или любых иных враждебных средств воздействия на природную среду;
- предварительного уведомления и обмена информацией;
- минимизации воздействия на окружающую среду.
- целесообразность расширения участия России в глобальных и региональных природоохранных международных инициативах;
- совпадение национальных интересов государств в области глобальной оптимизации состояния окружающей среды и экологически безопасного природопользования как исходной базы развития регионального и межрегионального сотрудничества;
- возможности использования положения Российской Федерации в международных организациях для обеспечения национальных интересов и приоритетов в природно-ресурсной и природоохранной деятельности.
1.4. Приоритеты международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды
Приоритеты международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды определены необходимостью обеспечения условий экологически безопасного устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, субъектов Федерации и местном уровнях.
К приоритетам международного сотрудничества относятся:
- гармонизация российских и международных подходов к природно-ресурсной и природоохранной деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
- выполнение обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и членства в международных организациях в области природопользования и охраны окружающей среды;
- развитие международного рынка экологических услуг, обеспечивающее устойчивое развитие регионов, имеющих глобальное значение;
- гармонизация направлений и содержания международных исследований в области экологически безопасного устойчивого освоения природных ресурсов;
- обеспечение активного участия Российской Федерации в глобальных и региональных системах мониторинга окружающей среды и контроля освоения природных ресурсов, в разработке международной системы оценки экологических рисков;
- разработка и создание эффективной системы природопользования и управления окружающей средой приграничных районов, бассейнов и прибрежных морских зон, с учетом трансграничного контекста;
- эффективное использование возможностей международных организаций международного опыта в природно-ресурсной и природоохранной деятельности, включая взаимодействие по предотвращению и ликвидации последствий экологического терроризма.
Развитие международного сотрудничества предусматривает:
- эффективное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций системы ООН и других всемирных объединений, организаций Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, СНГ и других региональных объединений по природоохранной и природно-ресурсной тематике, использование финансовых возможностей международных доноров, международного опыта, политической и технической поддержки международных организаций;
- содействие созданию структур природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, становлении и координации сотрудничества Российской Федерации с НАТО в рамках научных программ НАТО, Комитета НАТО по вызовам современного общества и др.;
- охрану окружающей природной среды Арктики (в рамках Программы действий Арктического совета), Каспийского, Балтийского, Черного и Азовского морей к северо-западной части Тихого океана, трансграничных водотоков (бассейнов), а также озера Байкал;
- разработку межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров, развитие двустороннего научно-технического сотрудничества, активизацию обмена научно-технической информацией в области природопользования и охраны окружающей среды с государствами - участниками СНГ;
- привлечение общественности, неправительственных организаций, национального и зарубежного бизнеса к осуществлению международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. Цели и задачи международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды
Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды предусматривает концентрацию сил и средств для:
- продвижения национальных интересов Российской Федерации в указанной области международной деятельности;
- создания условий экологически безопасного и обеспеченного природными ресурсами перехода Российской Федерации к устойчивому развитию через содействие устойчивому глобальному развитию;
- обеспечения постоянного анализа эффективности участия Российской Федерации в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций для оптимизации форм и механизмов сотрудничества.
Основной целью международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является достижение совместными с другими странами усилиями приемлемого качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на глобальном и региональном уровнях.
Достижение поставленной цели возможно только в условиях интенсивного экономического развития Российской Федерации на основе:
технологического прогресса и экологизации экономики,
оптимизации внешних заимствований,
приемлемых условий вхождения в мировую финансово-экономическую систему,
сохранения суверенитета над имеющими общемировое значение минеральными, биологическими и стабилизационными экологическими ресурсами России.
Достижение указанной цели требует также решения комплекса взаимно увязанных задач по становлению эффективных форм сотрудничества, включающего:
- укрепление институциональных основ международного сотрудничества, организацию достаточной координации и адекватного информационного обеспечения сотрудничества;
- обеспечение эффективности международного вклада в проведение единой государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;
- учет национальных интересов Российской Федерации в процессе формирования глобальной экологической и природно-ресурсной политики, а также глобального и региональных рынков природных ресурсов и услуг;
- использование принципов экологической оптимизации природопользования как основы международного сотрудничества в указанной области;
- обеспечение природно-ресурсной и экологической безопасности страны во внешнеэкономической деятельности;
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правоприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития
Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.
Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах).
Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, aтмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.
Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых pесурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.
К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением ( 1989 г.). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј
670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено
Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.
Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г представителями десяти стран.
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.
Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700—800 млн га, том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.
1. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?
2. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным и международным?
3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке - Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?
4. Какова роль России в международном экологическом содружестве?
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правоприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития
Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.
Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах).
Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, aтмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.
Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых pесурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.
К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением ( 1989 г.). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј
670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено
Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.
Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г представителями десяти стран.
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.
Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700—800 млн га, том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.
1. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?
2. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным и международным?
3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке - Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?
В.Ф. Панин
Теоретические основы защиты окружающей среды
Конспект лекций по учебной дисциплине. Томск: ТПУ, 2009. – 115с.
4.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Международное сотрудничество России в области охраны окружающей среды осуществляется по трём основным направлениям: международные организации, международные конвенции, многосторонние и двусторонние связи.
Первое направление включает прежде всего систему ООН (проекты глобального характера — озон, климат, биоразнообразие, региональные моря; трансграничные проблемы, связанные с загрязнением атмосферы, поверхностных вод и транспортировкой промышленных отходов; проекты оказания технической помощи России и программы по охране окружающей среды Арктики). Важным направлением работы является взаимодействие со Всемирным союзом охраны природы (совместные действия заповедников и национальных парков Северной Евразии, сохранение биоразнообразия на трансграничных охраняемых территориях Европы), с Организацией экономического сотрудничества и развития (создания новых механизмов финансирования, совершенствование экологических фондов и системы сбора экологической информации) и рядом других организаций.
Российская Федерация участвует более чем в 20 многосторонних конвенциях в области охраны природы. Назовём некоторые важные международные договоры:
— Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
— Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
— Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
— Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
— Конвенция о биологическом разнообразии и другие.
По третьему направлению в рамках 40 соглашений различного типа Россия взаимодействует с 28 государствами. Успешно развивается взаимодействие с Германией, Данией, США и Финляндией. Двусторонние контакты направлены на решение различных проблем — от охраны перелётных птиц до глобального экосистемного мониторинга.
Россия взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы и сохранению биосферы.
Основными направлениями международного сотрудничества России по охране окружающей среды являются:
1) государственные инициативы;
2) международные организации;
3) международные соглашения и конвенции;
4) двустороннее сотрудничество.
Рассмотрим вышеперечисленные направления более подробно.
Россия часто проявляла государственные инициативы по охране окружающей среды, так, только за последние годы она выдвинула ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, (например, по защите морской среды Балтики и др.).
Во многих странах мира действуют международные организации по охране природы. Основные органы руководства находятся в ООН. В решении глобальных природоохранных проблем активно участвует Международный союз охраны природы, который в 1990 г. был переименован во Всемирный союз охраны природы. В настоящее время данный союз занимается разработкой проблем биоразнообразия, именно по его инициативе выпущена международная Красная книга редких и исчезающих видов животных и растений. Россия сотрудничает и с другими организациями ООН, такими как ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам науки, образования и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (организация продовольствия и сельского хозяйства) и др.
Наша страна продолжает развивать экологическое сотрудничество с помощью международных договоров и соглашений.
Более 50 международных документов, подписанных и принятых к исполнению Россией и бывшим СССР, осуществляют регуляцию современного российского экологического сотрудничества с другими государствами.
Россия продолжает сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву и по другим договорам об охране Мирового океана. Летом 1992 г. Российская Федерация стала членом Конвенции о биоразнообразии. Наша страна также заключила в феврале 1992 г. межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды с десятью странами СНГ.
Межправительственные соглашения являются основой для развития двустороннего сотрудничества со всеми пограничными странами (странами СНГ, США, Францией, Китаем и др.).
Для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.
Читайте также: