Участие овд в пресечении подавлении вооруженного мятежа кратко

Обновлено: 30.06.2024

Введение 3
1 Понятие и особенности специальных операций 5
1.1 Правовые основания и задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях 5
1.2 Роль ОВД при вооруженном мятеже 9
2 Специальные средства ОВД в предупреждении и пресечении вооруженного мятежа 13
2.1 Этапы и средства обеспечения специальной операции в пресечении вооруженного мятежа 13
2.2 Меры, применяемые сотрудниками ОВД в предупреждении и пресечении вооруженного мятежа 20
Заключение 31
Список использованных источников 34

1 Понятие и особенности специальных операций

1.1 Правовые основания и задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях

Не нашли подходящих материалов? Обратитесь к нам – наши тьюторы Вам помогут. Отправьте заявку прямо сейчас.

Тема представленной курсовой работы представлена как "участие ОВД в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа".

Актуальность указанной темы проявляется в следующем: противоправные насильственные захваты власти и попытки изменения территориальной целостности стран, как и противодействие им, сопровождают человечество весь путь его исторического развития. Политическая, межрелигиозная, межконфессиональная, межнациональная либо классовая напряженности, попытки народов и народностей получить большую автономию или суверенитет радикальным путем зачастую влекли за собой кровавые "путчи", "бунты", "революции", "государственные перевороты". Государствам же приходилось пресекать эти явления, используя для этого в первую очередь силы правопорядка. Не являются исключением из всего этого ни нынешнее время, ни наше государство. Сегодня по всему миру периодически происходят вооруженные выступления с целью смещения законных властей либо изменения территориальной целостности страны.

Российская Федерация, как огромная по площади, многонациональная и многоконфессиональная страна со сложной и специфической историей особо уязвима перед подобными вызовами. Поэтому её органы внутренних дел должны быть постоянно готовыми к выполнению задач по предупреждению и подавлению вооруженного мятежа.

Целью исследования настоящей работы является изучение вопроса готовности ОВД РФ к выполнению своих обязанностей по предупреждению и пресечению вооруженного мятежа. Для достижения данной цели при подготовке работы были поставлены следующие задачи:

I. Общие положения

I.I. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах

5. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при ЧО в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:
участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
ликвидация банд;
освобождение заложников;
участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;
пресечение массовых беспорядков;
участие в пресечении захвата важных объектов;
участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;
участие в пресечении террористических акций на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел;
участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
пресечение блокирования транспортных коммуникаций;
участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;
участие в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;
оказание содействия органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;
пресечение захвата собственных объектов органа внутренних дел (внутренних войск);
6. В целях эффективного и целесообразного использования сил и средств, привлекаемых для выполнения задач при ЧО, территория (в границах административного деления), обслуживаемая органом внутренних дел, по решению его руководителя, может условно разбиваться на оперативные зоны (направления), в которых назначается старший оперативный начальник.
7. Руководители ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации при выполнении задач при ЧО являются старшими оперативными начальниками для соединений, воинских частей, подразделений внутренних войск, дислоцированных (передислоцированных) на обслуживаемой территории.
Задачи, к которым привлекаются внутренние войска, устанавливаются решением руководителей органов внутренних дел (ОШ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) [С учетом основной задачи, выполняемой соединением, воинской частью и подразделением по своему предназначению.] по согласованию со штабами округов [Либо других объединений внутренних войск.] внутренних войск.
Совместные действия органов внутренних дел и внутренних войск по выполняемым задачам согласуются на этапе планирования и уточняются в процессе повседневной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также на учениях (других учебных мероприятиях).

I.II. Система управления

II.II. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств

I.IV. Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

21. К действиям при ЧО привлекаются органы внутренних дел, подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции, соединения и воинские части внутренних войск, образовательные учреждения МВД России.
22. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется исходя из следующих норм:
органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации — до 60 % , за пределами пунктов постоянной дислокации — до 50 % списочной численности личного состава;
образовательные учреждения МВД России с двухлетним сроком обучения — 40 %, с трех — пятилетним сроком обучения — 50 % списочной численности личного состава;
численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск [Задачи при чрезвычайных обстоятельствах, как правило, выполняют в полном составе.] определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел исходя из оперативной обстановки;
из органов и подразделений УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО, ГУВО СОБ МВД России при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов (зоны ответственности) в оперативный штаб территориального органа внутренних дел выделяются оперативные группы для координации действий.
Для обеспечения режима 4П в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации по введению 4П порядке используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

I.V. Расчеты сил и средств для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах

23. Расчеты сил и средств производятся с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при ЧО.
24. Для выполнения оперативно-розыскных мероприятий и ведения разведки могут создаваться оперативная группа, оперативно-поисковая группа войсковой, воздушной и радиотехнической разведки. Для выполнения предупредительных мероприятий могут создаваться группы ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, патрулирования, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, охраны, маневренная группа. Для силовых действий могут создаваться группы блокирования, разграждения, специальных средств, захвата, штурмовая группа, групп рассредоточения, изъятия, окружения, прикрытия и огневой поддержки, артиллерийская группа и группа конвоирования. Для осуществления следственных действий создаются группа документирования, следственная группа, группа обеспечения фильтрационного пункта, группы прикрытия и охраны.
При необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.
25. В целях оперативного реагирования на возможные резкие осложнения оперативной обстановки и на случай непредсказуемости развития ситуации (прорыва через рубежи оцепления и блокирования больших групп, резкого увеличения размаха массовых беспорядков и увеличения активности действий участников массовых беспорядков, замедления движения групп блокирования и рассредоточения) создаются (выделяются) тактические, оперативные, региональные (окружные) резервы. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.
26. При передислокации (совершении марша) сил и средств в район выполнения задач в целях организованного выдвижения и своевременного прибытия, а также при расположении на месте может создаваться комендантская служба и организовываться охранение. Их численность определяется на основании соответствующих документов.
27. Одновременно с расчетом численности групп производится расчет средств, необходимых для каждой группы. Расчет производится с учетом характера действий групп, обстановки, в которой им предстоит действовать, и наличия этих средств.
После проведения расчетов определяется от каких служб (подразделений) будут выделяться личный состав и необходимые средства. При этом учитывается предназначение служб (подразделений), уровень их подготовки и наличие необходимых средств (вооружения, специальных средств, автотранспорта, средств связи).
28. При недостатке сил и средств установленным порядком могут привлекаться силы и средства (резервы) по расчетам и решению старшего оперативного начальника (командира).
29. Принципиальные схемы действий группировки сил и средств при ЧО изготавливаются (разрабатываются) на листах бумаги (как правило, формата А- 4 в выбранном масштабе), схемах, планах, картах. На них определяются и наносятся районы сосредоточения, маршруты выдвижения, рубежи развертывания, исходное положение элементов группировки, направления действий, ближайшая и последующая задачи групп, создаваемых для силовых действий, места расположения пунктов управления, резервов, вероятные варианты действий преступников (противника), места проникновения (выхода) на охраняемый (потенциально опасный) объект и деблокирования.

I.VI. Особенности создания группировки сил и средств и ее применения по задачам при чрезвычайных обстоятельствах

I.VII. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта

42. На основе выводов из оценки вероятных районов выполнения задач при ЧО и местных особенностей определяются возможные и наиболее целесообразные способы передислокации, совершения марша (виды транспорта) подразделений.
43. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта (комбинированным способом) осуществляется штабным подразделением (штабом) в соответствии с действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации Наставлением по перевозке войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом.
Таблицы с данными предварительных расчетов перевозки железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом согласовываются с подразделениями (УВДТ, ОСП) ГУВДТиС СОБ МВД России. При недостатке автомобильного транспорта его потребность может восполняться автотранспортными (производственными) предприятиями и учреждениями на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (глав администраций). Расчеты на автомобильные средства сторонних организаций, порядок выделения и финансирования согласовываются с их руководителями на этапе планирования и систематически уточняются.
Исходные данные для расчета на перевозку:
численность личного состава, объем и состав материально-технических средств;
нормы размещения личного состава в воинском эшелоне (на транспортном средстве);
количество, масса и габариты перевозимой техники; основные характеристики транспортных средств.
44. В случае возникновения ЧО уточняется потребность в транспортных средствах и направляется письменная заявка на перевозку в подразделение специальных перевозок ГУВДТиС СОБ МВД России, в которой указывается наименование перевозимых подразделений и их численность, дата отправления; станция (пристань, порт, аэропорт) и пункт назначения, потребное количество транспортных средств (по типам), фамилия, должность и звание начальника эшелона, наименование органа внутренних дел, который организует перевозку и оплату (включая тариф за проезд, аренду транспортных средств, представление постельных принадлежностей и другие платежи, его платежные реквизиты).

I.VIII. Обеспечение действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах

I. IX. Организация взаимодействия

53. В ходе разработки Плана организуется взаимодействие с
начальниками органов внутренних дел, командующими войсками объединений, командирами соединений, воинских частей (подразделений) внутренних войск, Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов — по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы оперативного построения и другим вопросам;
федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки личного состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.;
органами прокуратуры — о порядке формирования следственных групп и по другим вопросам, определенным действующим законодательством;
администрацией железных дорог, аэропортов (аэродромов), морских (речных) пароходств — о назначении основных (запасных) станций (аэродромов, пристаней) погрузки личного состава и техники, порядка их перевозки, усиления охраны специальных грузов, важных объектов и выполнения задач при ЧО на объектах транспорта.
54. Вопросы взаимодействия отражаются в Плане в виде раздела и в таблицах взаимодействия.

I.X. Меры безопасности

55. В перечень мероприятий обеспечения безопасности входят оповещение об опасности изменения радиационной и химической обстановки на обслуживаемой территории или объектах, рациональное применение средств защиты от радиоактивных и химических веществ, приборов дозиметрического контроля, проведение специальной обработки личного состава, вооружения и техники, соблюдение безопасных режимов несения службы на постах, маршрутах, контрольно-пропускных пунктах
56. При планировании организации оповещения личного состава о возникновении ЧС разрабатывается схема оповещения с учетом возможностей технических средств дежурных частей органов внутренних дел и внутренних войск. Следует предусматривать использование возможностей соответствующих региональных, местных либо локальных государственных систем центрального оповещения.
57. В целях защиты личного состава предусматривается использование коллективных средств радиационной и химической защиты.
В разделе Плана должны быть указаны защитные сооружения гражданской обороны, стоящие на балансе органов внутренних дел, их вместимость, процент укрываемого личного состава, а также степень его защиты.
Если на территории обслуживания находится предприятие, использующее в своем производстве сильнодействующие и ядовитые вещества, от которых имеющиеся системы воздухоснабжения (вентиляции) не обеспечивают необходимую степень безопасности укрываемых, дополнительно предусматриваются мероприятия по улучшению их защитных свойств.
Кроме защитных сооружений, стоящих на балансе органов внутренних дел, в данном разделе плана отражаются имеющиеся защитные сооружения других ведомств, предприятий, учреждений и организаций, к которым приписан личный состав
58. В Плане отражаются дополнительные меры обеспечения безопасности личного состава органов внутренних дел:
накопление (или определение источников получения) материальных средств для оборудования КПП элементами усиления радиационной защиты;
повышение герметизации помещений;
строительство в непосредственной близости от них противорадиационных укрытий малой вместимости;
использование бронетанковой и специальной автомобильной техники, обеспечивающей достаточную степень защиты при патрулировании на зараженных участках местности
59. Особое внимание уделяется планированию мероприятий, связанных с осуществлением дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки личного состава и медицинских защитных мероприятий
В этом разделе отражается обеспеченность органов внутренних дел приборами химической и радиационной разведки, средствами Дозиметрического контроля, а также содержатся сведения о количестве и составе разведывательных дозоров и наблюдательных химических постов.
К плану прилагается справочная таблица, содержащая виды и характеристики отравляющих ядовитых веществ (биологических средств), Уровень их концентрации, опасный для жизни и здоровья, максимально Допустимое время нахождения на зараженной местности.
60. В целях осуществления контроля за соблюдением безопасного режима деятельности личного состава предусматривается создание соответствующей группы для ведения журналов и иной документации по учету индивидуальных доз облучения (других поражающих факторов).

В специальную тактику входят следующие части:

– направления и виды специальной деятельности;

– основы специальной тактики ОВД;

– тактика действий отдельных сотрудников и нарядов;

– тактика действий групп и подразделений;

– основы специальных операций;

– тактика действий сотрудников ОВД в различных условиях.

Общая теория является основой специальной тактики и включает в себя ряд частных теорий, определяет тенденции развития, общее место в системе научного знания. К ней относятся основы тактики действий сил ОВД, привлекаемых для специальной деятельности, а также теория их организации, управления ими в ходе выполнения специальных задач.

На базе общей теории разрабатывают методы специальной деятельности ОВД по конкретным направлениям и видам. Они классифицируются по характеру и содержанию, общим признакам и группируются в соответствующие системы, образуя разделы специальной тактики:

– тактические действия сил ОВД по обеспечению общественной безопасности;

– основы специальных операций;

– особенности специальной деятельности ОВД в различных условиях.

Каждый из этих разделов состоит из системы определенных научных положений, которые тесно взаимосвязаны между собой и составляют единый предмет – специальную тактику. Каждый раздел, в свою очередь, включает в себя общие положения.

Нормативные документы, ведомственные акты регулируют общую деятельность ОВД, определяют основные ее принципы, готовность к действиям в любой обстановке.

Задачи органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:

– участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;

– участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;

– пресечение массовых беспорядков;

– участие в пресечении захвата важных объектов;

– участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях,
исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

– участие в пресечении террористических актов на объектах,
обслуживаемых органами внутренних дел;

– участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

– розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

– пресечение блокирования транспортных коммуникаций;

– участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;

– участие в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;

– оказание содействия органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите государственной границы Российской Федерации;

– пресечение захвата собственных объектов органа внутренних дел.

Помимо этих видов специальной деятельности ОВД обеспечивают общественную безопасность в ситуациях, которые возникают непосредственно в условиях правового режима особого или чрезвычайного положения. К ним относятся:

– столкновения на межнациональной основе;

– столкновения на религиозной основе.

Органы внутренних дел должны противостоять:

– различным формам и видам действий бандитских групп и формирований;

– проявлениям террора, в том числе и массового террора;

– незаконным военизированным формированиям;

– преступным действиям граждан других государств, принимающих участие отдельно или в составе групп (группировок) в националистических антиконституционных движениях.

Этот перечень видов специальной деятельности далеко не исчерпывающий. В реальной жизни возможно возникновение ситуаций, которые потребуют от органов внутренних дел немедленного решения других проблем (охраны и обороны важных объектов, сопровождения автотранспортных колонн, железнодорожных составов и т. д.).




В специальную тактику входят следующие части:

– направления и виды специальной деятельности;

– основы специальной тактики ОВД;

– тактика действий отдельных сотрудников и нарядов;

– тактика действий групп и подразделений;

– основы специальных операций;

– тактика действий сотрудников ОВД в различных условиях.

Общая теория является основой специальной тактики и включает в себя ряд частных теорий, определяет тенденции развития, общее место в системе научного знания. К ней относятся основы тактики действий сил ОВД, привлекаемых для специальной деятельности, а также теория их организации, управления ими в ходе выполнения специальных задач.

На базе общей теории разрабатывают методы специальной деятельности ОВД по конкретным направлениям и видам. Они классифицируются по характеру и содержанию, общим признакам и группируются в соответствующие системы, образуя разделы специальной тактики:

– тактические действия сил ОВД по обеспечению общественной безопасности;

– основы специальных операций;

– особенности специальной деятельности ОВД в различных условиях.

Каждый из этих разделов состоит из системы определенных научных положений, которые тесно взаимосвязаны между собой и составляют единый предмет – специальную тактику. Каждый раздел, в свою очередь, включает в себя общие положения.

Нормативные документы, ведомственные акты регулируют общую деятельность ОВД, определяют основные ее принципы, готовность к действиям в любой обстановке.

Задачи органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:

– участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;

– участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;

– пресечение массовых беспорядков;

– участие в пресечении захвата важных объектов;

– участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях,
исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

– участие в пресечении террористических актов на объектах,
обслуживаемых органами внутренних дел;

– участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

– розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

– пресечение блокирования транспортных коммуникаций;

– участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;

– участие в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;

– оказание содействия органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите государственной границы Российской Федерации;

– пресечение захвата собственных объектов органа внутренних дел.

Помимо этих видов специальной деятельности ОВД обеспечивают общественную безопасность в ситуациях, которые возникают непосредственно в условиях правового режима особого или чрезвычайного положения. К ним относятся:

– столкновения на межнациональной основе;

– столкновения на религиозной основе.

Органы внутренних дел должны противостоять:

– различным формам и видам действий бандитских групп и формирований;

– проявлениям террора, в том числе и массового террора;

– незаконным военизированным формированиям;

– преступным действиям граждан других государств, принимающих участие отдельно или в составе групп (группировок) в националистических антиконституционных движениях.

Этот перечень видов специальной деятельности далеко не исчерпывающий. В реальной жизни возможно возникновение ситуаций, которые потребуют от органов внутренних дел немедленного решения других проблем (охраны и обороны важных объектов, сопровождения автотранспортных колонн, железнодорожных составов и т. д.).

Читайте также: