Участие бсср в основании оон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Переход к мирной жизни происходил в тяжелых условиях. За годы войны БССР потеряла больше половины своего национального богатства. Было разрушено большинство городов, сожжены тысячи деревень, почти полностью перестали действовать промышленность, транспорт, связь. По воспоминаниям минчан, после войны в Минске сохранилось всего несколько крупных строений. Возник даже вопрос о переносе столицы в Могилев. Однако самыми тяжелыми были людские потери. За годы Второй мировой и Великой Отечественной войны погиб почти каждый третий житель Беларуси.

Особенностью восстановительного периода стало то, что Беларусь как часть единого союзного государства получила все необходимое для развертывания восстановительных работ из общесоюзных источников: правительство СССР выделило значительные денежные средства на восстановление народного хозяйства Беларуси и помощь населению, наша республика получила много станков, металла, строительных материалов, одежды, обуви; репарации; помощь Беларуси оказывали другие республики СССР, избежавшие гитлеровской оккупации.

Восстановление народного хозяйства планировалось завершить на протяжении четвертой пятилетки (1946-1950 гг.). Проходила она в условиях существования централизованной плановой системы экономики являлась частью процесса модернизации. Главное внимание было уделено развитию прежде всего тяжелой промышленности – производству средств производства: машиностроению, металлообработке, электроэнергетике. Были построены МАЗ, МТЗ. Впервые был освоен выпуск автомобилей, автоприцепов, тракторов, велосипедов. На 47% был превышен довоенный уровень производства электроэнергии. Создавались новые крупные предприятия легкой промышленности среди них Витебский коврово-плюшевый комбинат и шелкоткацкая фабрика Минский и Гродненский тонкосуконный комбинаты. Особенно высокими темпами шло восстановление и развитие промышленности в западных областях БССР. В целом по БССР к 1950 г. народное хозяйство было восстановлено, однако уровень ее развития оставался более низким, чем в целом по СССР.

В 1950 г. длина восстановленной железной дороги составила 93% от довоенной. Были построены мосты, вокзалы, паровозные депо. Развивался автомобильный транспорт. Полностью была восстановлена связь: предприятия, почты, телеграф, телефон.

Высокие темпы восстановления и развития промышленности после войны в значительной степени были связаны с мобилизацией всех людских и материальных ресурсов, имевшихся в то время. Большинство трудящихся воспринимали восстановление экономики как патриотический долг.

Военные разрушения затронули также сельское хозяйство. За годы войны значительно сократилось поголовье скота, в деревнях были уничтожены жилые и хозяйственные постройки. Сохранилось очень мало сельскохозяйственной техники. Сразу после войны сельское хозяйство было не в состоянии обеспечить страну необходимыми продуктами. Поэтому до 1947 г. существовала карточная система обеспечения населения продуктами питания.

Восстановительные работы в сельском хозяйстве предусматривали в первую очередь восстановление колхозов как единственной формы хозяйствования на земле. В восточных областях Беларуси это произошло сразу после освобождения от оккупантов. В западных областях, где до войны были объединены в колхозы только 7% крестьянских хозяйств, был взят курс на проведение сплошной коллективизации в короткие сроки. Хозяйства хуторян ликвидировались, а их самих переселяли в Сибирь и Казахстан.

За годы четвертой пятилетки был почти полностью восстановлен довоенный уровень посевных площадей, расширены посевы технических культур, обеспечен значительный рост поголовья скота. Однако положение самого колхозного крестьянства оставалось очень тяжелым. Платой за их самоотверженный труд были трудодни, которые обеспечивались очень малым количеством продуктов. Жили колхозники в основном за счет того, что имели со своих огородов. Почти вся продукция, полученная в колхозах, продавалась государству по низким закупочным ценам.

Общественно-политическая жизнь в послевоенное десятилетие происходила в условиях всеобщего патриотического подъема под влиянием победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В послевоенные годы усилился идеологический контроль органов власти во всех областях науки, культуры, общественно-политической жизни. Власть с определенным недоверием относилась к населению, проживавшему на оккупированной территории. Настороженным было отношение так же к гражданам, подвергшимся репатриации, т.е. бывшим военнопленным, гражданским пленным, беженцам и переселенцам, которые возвращались на Родину.

В послевоенные годы в БССР, как и во всем Советском Союзе сохранилась советская общественно-политическая система, сложившаяся еще в 1920-1930 гг. Для этой системы были характерны: полный контроль государства жизнью общества, единая государственная идеология, однопартийность. Все признаки общественно-политической жизни были связаны с деятельностью коммунистической партии. Первым секретарем ЦК КП(б)Б в послевоенные годы был П.К. Пономаренко. После Пономаренко первым секретарем ЦК Компартии Беларуси были в 1947-1950 гг. М.И. Гусаров, а в 1950-1956 гг. – М.С. Патоличев, направленные в БССР из Москвы.

В 1947 г. состоялись первые в послевоенные годы выборы в высший законодательный орган государственной власти республики – Верховный Совет БССР, а в 1948 г. – местные Советы. Председателем президиума Верховного Совета БССР в 1948 г. был избран В.И. Козлов.

Положение Советов в политической системе того времени было обусловлено тем, что реальная власть принадлежала единственной в стране коммунистической партии, волю которой и выполняли Советы. Деятельность Советов подчинялась задачам восстановления и развития народного хозяйства, улучшения материальных условий жизни населения. Советы утверждали планы экономического развития на подчиненной им территории и организовывали трудящихся на их выполнение. Однако сами Советы полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной полной власти не обладали. Выборы депутатов в Советы были безальтернативными.

Исполнительные функции Советской власти принадлежали Совету Народных Комиссаров БССР, который в 1946 г. был переименован с Совет Министров. Исполнительная власть осуществляла практическую реализацию решений, исходивших от ЦК КП(б)Б и Верховного Совета БССР. Она несла ответственность за развитие народного хозяйства, культуры, обеспечение благосостояния населения и др. В советской политической системе органы исполнительной власти фактически являлись инструментами в руках коммунистической партии по выполнению ею своей административной функции.

Общественные организации в политической системе республики были представлены профсоюзами, Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи Беларуси, спортивные, оборонные, научными.

Главная задача профессиональных союзов состояла в мобилизации рабочих на восстановление разрушенных врагом предприятий, налаживание работы на уцелевших их них. С целью повышения активности трудящихся, они проводили производственные совещания, общие собрания, заключали коллективные договоры с администрацией предприятий и учреждений. При этом исторически присущая профсоюзам функция социальной защиты прав и интересов трудящихся отступала на второстепенные позиции.

В общественной жизни молодежи этих лет определяющую роль играл Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Беларуси. ЛКСМБ в 1945 г. был награжден орденом Красного Знамени за мужество, проявленное комсомольцами в годы Великой Отечественной войны. Первые послевоенные руководители комсомола Беларуси К.Т. Мазуров (1946-1947) и П.М. Машеров (1947-1954) стали известными политическими деятелями. Комсомол объединял большинство молодых людей, которые работали и учились. Комсомол заботился об идейно-политическом воспитании молодежи в соответствии с партийными предначертаниями. Комсомольские организации республики направили десятки тысяч юношей и девушек на стройки и промышленные предприятия, создали там свыше 2 тыс. комсомольско-молодежных бригад.

В конце 1940-х гг. усилились репрессии. До 1951 г. они осуществлялись под руководством министра госбезопасности БССР Л.Цанава. Были оклеветаны многие партийные и советские руководящие работники, ученые, интеллигенция. Идеологический диктат особенно болезненно прошел по культуре, репрессировали многих литераторов.

За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 – 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей – фронтовиков. В 1949 – 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 1950-х гг.

Но резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 – из 46 школ – только 9 остались белорусскими.

Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование – техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе – Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. – 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

Развитие науки было связано с развертыванием научно-технической революции. Академик М. Мацапура разработал высоко эффективную технологию мелиорации заболоченных земель. В химической науке исследования в области полимеров позволили сделать их основой для получения пластмассы и синтетических волокон. В биологической науке особенное значение имели открытия, связанные с генетикой и генной инженерией, получившие применение в создании новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. Быстрыми темпами развивались радиоэлектроника и вычислительная техника. Белорусы Петр Климук и Владимир Коваленок стали летчиками-космонавтами СССР, внесли непосредственный вклад в освоение космоса. Каждый совершил по три космических полета.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом.

Литература. Война привела к сокращению количества писателей. В 1945 г. их было 47, а в 1950 г. Союз писателей насчитывал уже 120 человек. Среди них были Иван мележ, Иваш Шамякин, Андрей Макаенок, Янка Брыль. В то время от писателей требовалось в своем творчестве придерживаться принципа партийности. Это означало, что надо было руководствоваться идеологией коммунистической партии. Неугодных власти писателей репрессировали (Владимир Дубовка, Сергей Граховский).

В эти года творчески работали поэты Петр Бровка, Максим Танк, Пимен Панченко, Петр Глебка, Аркадий Кулешов.

Из эвакуации вернулся Белорусский ансамбль песни и танца, который был преобразован в Государственную хоровую капеллу БССР во главе с Григорием Ширмой. В 1952 г. был создан Государственный академический народный хор БССР во главе с Г. Титовичем.

Ряд крупных работ создали белорусские скульпторы. Заир Азгур создал скульптуры Ф. Скорины, А. Пашкевич, Я. Коласу, деду Талашу. 3 июля 1954 г. на Круглой площади в Минске был открыт монумент Победы (авторы Зборовский и Король). Авторами горельефов на нем были скульпторы З. Азгур, А. Бембель, С. Селиханов, А. Глебов.

Участие БССР в основании Организации Объединенных Наций. В апреле 1945 г. международная конференция в Сан-Франциско, созванная с целью основания ООН, приняла решение о включении БССР и УССР в число стран — участниц этой организации. Этим решением были признаны большой вклад БССР и УССР в разгром нацизма, понесенные ими в ходе войны колоссальные человеческие жертвы и материальные потери. Для участия в конференции была направлена делегация во главе с народным комиссаром иностранных дел БССР К. В. Киселевым. С его участием 26 июня 1945 г. состоялось подписание Устава ООН.

Главой советской делегации на конференциях по созданию ООН и принятию ее Устава являлся А. А. Громыко. В 1946—1948 гг. он занимал должность постоянного представителя СССР в Совете Безопасности ООН. Ему принадлежала решающая роль в решении вопроса о включении БССР в состав государств — основателей ООН, а его подпись стоит под Уставом ООН.


70 лет назад (1945) Белорусская ССР была принята в состав членов-основателей Организации Объединенных Наций (ООН). Юридической основой для этого стал принятый Верховным Советом СССР в феврале 1944 года закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений. Советское правительство желало видеть в составе ООН все страны антигитлеровской коалиции, в том числе и 15 союзных республик СССР. Рузвельт и Черчилль воспротивились этому желанию и после многочисленных встреч, согласований и письменных обращений глав правительств друг к другу согласились на членство в ООН Белорусской и Украинской ССР как республик, понесших наибольшие жертвы в войне.

Получение этого почетного права стало свидетельством признания вклада белорусского народа в разгром фашизма в годы Второй мировой войны, уважения к памяти о миллионах белорусских граждан отдавших свои жизни и выстоявших в борьбе за свободу и право белорусов существовать как нация со своей историей, культурой и будущим.

В роли основателей ООН выступило 51 государство, в том числе Республика Беларусь как государство-правопреемник Белорусской ССР, которая внесла конструктивный вклад в разработку Устава ООН и подписала его 25 июня 1945 года на учредительной конференции в Сан-Франциско.

Глава белорусской делегации министр иностранных дел БССР Кузьма Венедиктович Киселев был утвержден на конференции в Сан-Франциско докладчиком комиссии, занимавшейся вопросами Генеральной Ассамблеи. Вследствие этого вопросы состава Генеральной Ассамблеи и процедуры ее работы решались при непосредственном участии представителей Беларуси, как, впрочем, и другие вопросы, касавшиеся структуры ООН и методов ее деятельности.

30 августа 1945 года белорусский парламент ратифицировал Устав ООН. Таким образом, история внешнеполитической деятельности Беларуси неразрывно связана с Организацией Объединенных Наций.

До 1958 года Беларусь, являвшаяся одной из республик Советского Союза, была представлена в ООН дипломатическими работниками, входившими в состав Постоянного представительства СССР в Нью-Йорке. 28 марта 1958 года Совет Министров БССР принял постановление об учреждении при ООН Постоянного представительства Беларуси, ставшего первым белорусским загранучреждением. В качестве главных задач на Постоянное представительство были возложены защита национальных интересов, обеспечение непрерывной связи правительства с Секретариатом ООН, основными органами ООН и участие в работе межправительственных органов, расположенных в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

После провозглашения независимости Беларуси в июле 1990 года начался новый этап становления белорусской государственности. Ключевым его звеном стало формирование внешнеполитического курса страны на фундаменте национальных интересов. Именно с трибуны ООН впервые были заявлены миру важнейшие принципы и приоритеты внешней политики молодой суверенной республики. Их спектр широк и разнообразен: разоружение и конверсия военных производств, равноправное экономическое партнерство и научно-техническое сотрудничество, природоохранное и социально-гуманитарное взаимодействие.

Республика Беларусь уже в первые годы своего государственного суверенитета приняла активное участие в работе ряда крупнейших международных форумов, проводившихся под эгидой ООН. В их числе Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро, Международная конференция по народонаселению и развитию 1994 года в Каире, проходившая в Копенгагене в 1995 году Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, Конференция ООН по населенным пунктам (ХАБИТАТ II) 1996 года в Стамбуле и многие другие.

Беларусь не только принимает активное участие в выработке программных итоговых документов важнейших международных форумов, но и проводит мероприятия по реализации их решений. Так, в апреле 1997 года в Минске правительством республики совместно с рядом оперативных фондов и программ ООН, а также соответствующих структур Секретариата ООН была проведена Международная конференция по устойчивому развитию стран с переходной экономикой.

Признанием достойного вклада в реализацию целей и задач ООН в самых различных областях стало неоднократное избрание Республики Беларусь в состав Экономического и Социального Совета, многих функциональных комиссий и комитетов Совета. Представитель Беларуси в 1998 и 1999 годах избирался на пост заместителя председателя ЭКОСОС. Под его руководством свои первые шаги сделал гуманитарный сегмент Совета. Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН, Исполнительных советов Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Программы развития ООН (ПРООН).

Возможности многосторонней дипломатии в рамках ООН остаются одним из важнейших каналов разъяснения целей и задач внутренней и внешней политики Беларуси. Участие в деятельности Организации способствует расширению контактов между руководством Беларуси и официальными представителями государств-членов ООН.

Беларусь ведет активную работу в ряде рабочих групп Генеральной Ассамблеи по реформированию ООН и ее бюджетно-финансовой системы, расширению состава Совета Безопасности, а также усилению роли Организации и укреплению системы ООН в целом.

Среди приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и ООН — поддержание международной системы безопасности и разоружения, создание благоприятных международных условий в поддержку устойчивого развития, укрепление системы экологической безопасности, защита прав человека, упрочение правовых основ ООН и др.

Республика Беларусь в рамках ООН последовательно выступает за укрепление системы международной безопасности. Первые годы государственной независимости республики стали периодом принятия правительством Беларуси важнейших решений в области защиты мира, разоружения и контроля над вооружениями. Беларусь без всяких предварительных условий и оговорок отказалась от обладания ядерным оружием и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Вклад республики в упрочение региональной и глобальной безопасности посредством практических мер отмечен рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Беларусь инициировала проведение региональных консультаций с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно перспектив создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия. Инициативу поддержала Генеральная Ассамблея ООН.

Беларусь в числе первых ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и сформировала Национальный комитет по наблюдению за ядерной безопасностью и безопасностью в промышленности. Беларусь, наряду с Казахстаном, Российской Федерацией, США и Украиной, является участницей Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). С территории Республики Беларусь выведена 81 мобильная баллистическая ракета, уничтожены 584 ракеты средней и меньшей дальности вместе с их пусковыми установками и вспомогательным оборудованием.

Беларусь поддерживает комплексные меры, направленные на развитие и повышение эффективности миротворческой деятельности ООН.

Беларусь последовательно выполняет свои обязательства по сохранению благоприятной окружающей среды для будущих поколений, закрепленных в Декларации тысячелетия ООН и других международных документах, является участницей многих ключевых конвенций ООН в природоохранной сфере.

Позиция Республики Беларусь в области соблюдения прав человека основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, вытекающих из нее международных договоров, а также Венской декларации и Программы действий. Беларусь выступает за то, чтобы в основе деятельности ООН и ее правозащитных механизмов лежал конструктивный и взвешенный подход, основанный на откровенном диалоге и тесном сотрудничестве, способный реально содействовать улучшению положения в области прав человека.

На первой сессии межправительственных переговоров ООН, которая проходила в январе нынешнего года в Нью-Йорке и была посвящена разработке новой повестки дня развития на период после 2015 года, Беларусь заявила о необходимости отразить в итоговых документах саммита организации поддержку семейных ценностей и роль семьи в процессе общемирового развития.

Активную поддержку усилиям Беларуси в этом направлении высказали представители стран — членов ООН, международных организаций, гражданского общества на специальном мероприятии высокого уровня, состоявшемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке по случаю первого празднования Всемирного дня борьбы с торговлей людьми. Организаторами мероприятия выступили Беларусь в качестве координатора группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и Управление ООН по наркотикам и преступности.

В 2014 году на сессии экономического и социального совета Организации Объединенных Наций Беларусь единогласно выбрана в ряд важных органов ООН: Комиссию по народонаселению и развитию, исполнительный совет детского фонда ООН ЮНИСЕФ, руководящий совет Программы ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат, исполнительный комитет Программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также в Комитет ООН по программе и координации.

Изгнание оккупантов с территории Беларуси не привело к автоматической ликвидации вышеуказанных антисоветских националистических партий, организаций и вооруженных формирований на территории республики. Белорусские, польские, украинские, прибалтийские националистические подпольные организации во второй половине 1940-х –начале 1950-х годов продолжили деятельность, направленную на передел территории и ликвидацию Белорусской ССР как устоявшуюся историческую форму белорусской государственности, успешно развивавшейся в рамках Советского Союза.

Помимо переговоров с ОУН, белорусские коллаборационистские партии и организации пытались установить контакты и провести переговоры по государственно-политическому переустройству Беларуси с польским эмигрантским правительством в Лондоне и подчинявшейся ему АК. По информации одного из членов БЦР В. Родько, в конце 1942 года – начале 1943 года Островский вел в Варшаве переговоры с представителями польского эмигрантского правительства. Весной 1944 года эти переговоры продолжил родственник одного из членов польского эмигрантского правительства в Лондоне А. Демидович-Демидецкий.

Переговоры с представителями литовских эмигрантских центров в октябре 1944 года вел лично Островский, а с латышскими националистами в конце 1944 года – начале 1945 года – Езовитов. Однако указанные переговоры не привели к конкретным результатам.

После совещания Родько вместе с группой бывших курсантов Дальвитцкой школы направился в Белосток и перешел на нелегальное положение. Предполагалось установить связь с вооруженными группами из числа белорусских коллаборационистов, ранее переброшенными германскими спецслужбами на территорию Беларуси, а также польскими подпольными формированиями АК. После этого планировалось приступить к организации повстанческого движения в БССР. Но намеченные планы не осуществились. В июле 1945 года Родько и участники его группы были арестованы.

В августе 1952 г. на территорию Белорусской ССР была десантирована еще одна группа из четырех белорусов-эмигрантов, прошедшая подготовку в американской разведшколе при непосредственном участии одного из руководителей Рады БНР Б. Рогули. В задание группы входила задача по сбору разведданных о политическом положении БССР, об отношении населения к мероприятиям советской власти. Как и в случае с Филистовичем, при проведении агитации с целью привлечения в свои ряды новых участников шпионы должны были акцентировать внимание на возможность скорой войны между США и СССР, в результате которой Беларусь будет оккупирована. Вместе с тем необходимо было особо отмечать, что в ходе последующего государственного переустройства республики ее международный статус как члена ООН будет сохранен.

Фото из архива

75 лет назад Белорусская ССР была принята в состав членов - основателей Организации Объединенных Наций (ООН). Получение этого почетного права стало свидетельством признания вклада белорусского народа в разгром фашизма в годы Второй мировой войны, уважения к памяти о миллионах белорусских граждан, отдавших свои жизни и выстоявших в борьбе за свободу и право белорусов существовать как нация со своей историей, культурой и будущим.

В феврале 1944 года Верховным Советом СССР был принят закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений. Советское правительство желало видеть в составе ООН все страны антигитлеровской коалиции, в том числе и 15 союзных республик СССР. Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль воспротивились этому, однако после многочисленных встреч, согласований и письменных обращений глав правительств друг к другу согласились на членство в ООН Белорусской и Украинской ССР как республик, понесших наибольшие жертвы в войне.

В роли основателей ООН выступило 51 государство. 25 июня 1945 года на учредительной конференции в Сан-Франциско Беларусь подписала Устав ООН, в разработку которого внесла конструктивный вклад. Глава белорусской делегации министр иностранных дел БССР Кузьма Киселев был утвержден докладчиком комиссии, занимавшейся вопросами Генеральной Ассамблеи ООН. Вследствие этого вопросы состава Генеральной Ассамблеи и процедуры ее работы решались при непосредственном участии представителей Беларуси, как, впрочем, и другие вопросы, касавшиеся структуры ООН и методов ее деятельности. 30 августа 1945 года белорусский парламент ратифицировал Устав ООН.

В качестве главных задач на Постоянное представительство возложены защита национальных интересов, обеспечение непрерывной связи правительства с Секретариатом ООН, основными органами ООН и участие в работе межправительственных органов, расположенных в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Во времена холодной войны, являясь частью Советского Союза, Беларусь на международной арене не могла избежать вовлеченности в блоковое противостояние. Тем не менее, даже в это трудное для международной дипломатии время неоспорим существенный вклад Беларуси в рамках ООН в процессы ядерного разоружения и деколонизации, установление справедливого международного экономического порядка. Из года в год Беларусь формировала образ миролюбивого члена ООН, настойчиво отстаивающего цели и принципы, заложенные в Устав Организации.

После провозглашения независимости Беларуси в июле 1990 года начался новый этап становления белорусской государственности. Ключевым его звеном стало формирование внешнеполитического курса страны на фундаменте национальных интересов. Именно с трибуны ООН впервые были заявлены миру важнейшие принципы и приоритеты внешней политики молодой суверенной республики. Их спектр широк и разнообразен: разоружение и конверсия военных производств, равноправное экономическое партнерство и научно-техническое сотрудничество, природоохранное и социально-гуманитарное взаимодействие.

В сентябре 1992 года в Минске открылось представительство ООН, которое стало первым представительством подобного рода на пространстве СНГ. Также в Минске появились представительства ВОЗ, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Группы Всемирного банка.

Фото из архива

Республика Беларусь уже в первые годы своего государственного суверенитета приняла активное участие в работе ряда крупнейших международных форумов, проводившихся под эгидой ООН. В их числе Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро, Международная конференция по народонаселению и развитию 1994 года в Каире, проходившая в Копенгагене в 1995 году Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, Конференция ООН по населенным пунктам (Хабитат II) 1996 года в Стамбуле и многие другие.

Беларусь не только принимала активное участие в выработке программных итоговых документов важнейших международных форумов, но и проводила мероприятия по реализации их решений. Так, в апреле 1997 года в Минске правительством республики совместно с рядом оперативных фондов и программ ООН, а также соответствующих структур Секретариата ООН была проведена Международная конференция по устойчивому развитию стран с переходной экономикой.

Республика Беларусь избиралась членом Совета Безопасности, Экономического и Социального совета, Комиссии по правам человека, Комитета по программе и координации, Исполнительного совета ЮНЕСКО, Комиссии по устойчивому развитию, Программы развития ООН, Детского фонда ООН, Комиссии по науке и технике в целях развития, Административного совета МОТ и других органов ООН.

Белорусские представители выполняли функции заместителя председателя Генеральной Ассамблеи, избирались на должности председателей, заместителей и докладчиков главных комитетов Генеральной Ассамблеи, заместителя председателя ЭКОСОС, занимали выборные посты в других органах системы ООН. Белорусские специалисты также представлены в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Дальнейшее укрепление сотрудничества Беларуси с ООН было связано с реформированием Организации. Беларусь вела активную работу в ряде рабочих групп Генеральной Ассамблеи по усовершенствованию бюджетно-финансовой системы, расширению состава Совета Безопасности, а также усилению роли Организации и укреплению системы ООН в целом.

Республика Беларусь в рамках ООН последовательно выступает за укрепление системы международной безопасности. Первые годы государственной независимости республики стали периодом принятия правительством Беларуси важнейших решений в области защиты мира, разоружения и контроля над вооружениями. Беларусь без всяких предварительных условий и оговорок отказалась от обладания ядерным оружием и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства.

Наша страна в числе первых ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и сформировала Национальный комитет по наблюдению за ядерной безопасностью и безопасностью в промышленности. Беларусь, наряду с Казахстаном, Россией, США и Украиной, стала участницей Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). С территории Республики Беларусь выведена 81 мобильная баллистическая ракета, уничтожены 584 ракеты средней и меньшей дальности вместе с их пусковыми установками и вспомогательным оборудованием.

Также Беларусь выступает инициатором резолюций "Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия", принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН на основе консенсуса. Нашей страной инициировано проведение региональных консультаций с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно перспектив создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.

Республика поддерживает комплексные меры, направленные на развитие и повышение эффективности миротворческой деятельности ООН, выступает за разработку и применение эффективных мер по борьбе с трансграничной преступностью, незаконным распространением наркотиков и психотропных веществ, международным терроризмом.

Одним из ключевых направлений деятельности Беларуси в рамках ООН была и остается мобилизация ресурсов международного сообщества в целях преодоления долгосрочных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При активном участии Беларуси в 2003 году создана Международная научно-исследовательская и информационная сеть по Чернобылю под эгидой ООН, Международный научный форум по Чернобылю под эгидой МАГАТЭ, разработана новая международная программа CORE "Сотрудничество для реабилитации".

Республика последовательно выполняет свои обязательства по сохранению благоприятной окружающей среды для будущих поколений, закрепленных в Декларации тысячелетия ООН и других международных документах, является участницей многих ключевых конвенций ООН в природоохранной сфере.

Позиция нашей страны в области соблюдения прав человека основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, вытекающих из нее международных договоров, а также Венской декларации и Программы действий. Беларусь выступает за то, чтобы в основе деятельности ООН и ее правозащитных механизмов лежал конструктивный и взвешенный подход, основанный на откровенном диалоге и тесном сотрудничестве, способный реально содействовать улучшению положения в области прав человека.

Фото из архива

Активную поддержку усилиям Беларуси в этом направлении высказали представители стран - членов ООН, международных организаций, гражданского общества на специальном мероприятии высокого уровня, состоявшемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке по случаю первого празднования Всемирного дня борьбы с торговлей людьми. Организаторами мероприятия выступили Беларусь в качестве координатора группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и Управление ООН по наркотикам и преступности.

В 2014 году на сессии экономического и социального совета Организации Объединенных Наций Беларусь была единогласно выбрана в ряд важных органов ООН: Комиссию по народонаселению и развитию, Исполнительный совет детского фонда ООН ЮНИСЕФ, руководящий совет Программы ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат, Исполнительный комитет Программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также в Комитет ООН по программе и координации.

Беларусь тесно сотрудничает с ООН в области устойчивого развития. В настоящее время взаимодействие основывается на Рамочной программе ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2016-2020 годы.

В Рамочной программе сотрудничества ООН и Беларуси в сфере устойчивого развития на 2021-2025 годы акцент будет перенесен на партнерство вместо поддержки. Новая программа полностью синхронизирована с национальными программами и стратегиями белорусского государства на предстоящую пятилетку. В числе приоритетных будут вопросы демографии, развития зеленой экономики и бизнес-инициатив, решения гендерных проблем.

В Беларуси в 2020 году дан старт Десятилетию действий по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), объявленной Генеральным секретарем ООН. Десятилетие действий и свершений - это призыв к правительствам, представителям бизнеса, гражданского общества и всем людям мира сплотиться ради достижения целей к 2030 году.

В 2020 году ООН празднует 75-летнюю годовщину своего создания. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш инициировал крупнейшую в истории организации глобальную дискуссию "75 лет ООН: 2020 год и далее - общее будущее общими силами" ("ООН-75"). Планируется вовлечь в обсуждение роли всестороннего сотрудничества в построении лучшего будущего как можно больше людей, в первую очередь молодежь.

Беларусь присоединилась к международной кампании "ООН-75", подтвердив на самом высоком уровне приверженность концепции устойчивого развития и готовность внести свой вклад в празднование юбилея в качестве одной из стран, стоявшей у истоков ООН. Для координации совместных усилий МИД и Представительство ООН в Беларуси в феврале этого года подписали план совместных мероприятий по празднованию 75-летия организации.

Среди мероприятий юбилейного года - Международный день делегата (25 апреля), учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Беларуси, выставка исторических фотографий ООН, посвященная 75-летию проведения международной конференции в Сан-Франциско, презентация Устава ООН на белорусском языке, которая пройдет в день его подписания (26 июня), а также юбилейный концерт в День ООН (24 октября).-0-

Читайте также: