Уборка служебных помещений в гостинице кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Правилах технической эксплуатации гостиниц и их оборудования, утвержденных Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 04.08.1981 № 420, приведены основные положения по технической эксплуатации гостиниц, содержанию строительных конструкций и помещений, оборудования гостиниц и территории, прилегающей к гостинице, а также указания по технике безопасности и пожарной безопасности при эксплуатации гостиниц.

Задачей технической эксплуатации гостиничного фонда является обеспечение исправного состояния конструкций, частей зданий и инженерного оборудования гостиниц и бесперебойной их работы в пределах не менее нормативного срока службы, своевременное выполнение планово-предупредительного ремонта, обеспечение надлежащего благоустройства и санитарно-технического состояния зданий и прилегающего к ним участка.

Так, санитарная проверка гостиниц проводится ежемесячно комиссией гостиницы и ежеквартально санитарно-эпидемиологической станцией с составлением акта, предложениями в адрес администрации гостиницы и указанием сроков ликвидации выявленных недостатков.

Контроль за санитарным состоянием и содержанием гостиниц осуществляется местными органами санитарного надзора и представителями вышестоящих организаций, при участии представителей администрации гостиницы.

Ответственность за выполнение санитарно-гигиенических требований по содержанию гостиницы возлагается на директора, который обязан обеспечить содержание в исправности, чистоте и порядке жилых и нежилых помещений гостиницы, оборудования, надворных построек и прилегающей территории.

Санитарные требования к уборке помещений включают следующее:

- ежедневную уборку помещений с проветриванием и уборкой постелей в номерах, протиркой жесткой мебели, обработкой мягкой мебели, ковров и полов пылесосом (в номерах, холлах, коридорах), мойкой полов в вестибюле и уборку санузлов;

- еженедельную генеральную уборку номеров с протиркой оконных стекол и, при необходимости, протиркой паркетных полов;

- ежемесячную генеральную уборку мест общего пользования (холлов, коридоров, вестибюлей) с тщательным удалением пыли с потолков и стен, промывкой оконных стекол, натиркой полов, обработкой ковров и ковровых покрытий и протиркой электроарматуры.

Бельевые комнаты и комнаты по ремонту белья должны иметь хорошую вентиляцию и освещенность, стены должны быть окрашены масляной краской за 2 раза или облицованы глазурованной плиткой.

В помещениях для хранения чистого белья должны быть установлены шкафы или стеллажи, полки которых покрываются клеенкой или пластиком. В помещениях для хранения грязного белья устанавливаются деревянные лари и раковины с подводкой горячей и холодной воды. Полы в бельевых помещениях покрываются линолеумом, пластиком, метлахской плиткой.

Санитарные мероприятия в гостинице должны предусматривать следующее:

- проведение профилактической обработки помещений гостиницы во избежание появления насекомых и грызунов по договору с районным дезинсекционным бюро;

- проведение противошумных мероприятий;

- полы в коридорах, холлах и гостиных следует покрывать поглощающими звук ковровыми дорожками; радиорепродукторы и телефоны общего пользования необходимо устанавливать вдали от жилых номеров или в специальных комнатах.

Обслуживающий персонал гостиницы обязан проходить обязательный медицинский осмотр при приеме на работу, ежеквартальный медицинский осмотр, ежегодно - флюорографию, владеть элементарными знаниями санитарии, соблюдать правила личной гигиены.


Департамент хаускипинг – это важное подразделение гостиничного комплекса, которое отвечает за комфорт проживания, безупречную чистоту в номерах и зонах общего пользования.

Виды уборок в гостинице

Вид уборочных работ Описание
Уборка номерного фонда и мест индивидуального пользования Подразумевает уборку жилых комнат номера, санузлов и ванной комнаты в номерах в отеле. Продолжительность уборочных работ в жилом номере не должна быть более 30 минут, в пустующем номере ‒ не более 7 минут. Средняя норма для горничной составляет 15 убранных номеров за одну рабочую смену.
Уборка мест общего пользования в гостинице Это парадный вход, тамбур, ступени, холлы, лифты, коридоры, лестничные проёмы. Также сюда входит уборка административных, технических, подсобных и служебных помещений в гостинице.
Убирание прилегающей к отельному комплексу территории Включает в себя сбор и вывоз мусора на территории и автопарковке, очистку от снега и наледи в зимний период, чистку крыш, мойку фасадов и окон, поливку территории, стрижку газонов, уход за зелёными насаждениями.

Кроме того, уборочные работы в номерах делятся на:

  • текущие;
  • промежуточные;
  • генеральные;
  • экспресс-уборки.

Также горничная обязана своевременно убирать забронированные номера, а также те, из которых выехали постояльцы.

Обратите внимание! Уборка гостиничных номеров в гостиницах категории 1-5 звезд выполняется от одного до нескольких раз в день. Частота уборочных работ напрямую зависит от звёздности отельного комплекса.

Экспресс-уборка номеров в отеле оплачивается отдельно и выполняется горничной по просьбе гостей в удобное для них время. По объёму такой тип уборочных работ приравнивается к промежуточной уборке. Также экспресс-уборка выполняется в люксах и апартаментах, где проживают VIP-гости на протяжении всего дня в зависимости от потребностей. Это может быть вынос мусора, проветривание, замена полотенец или очистка сантехнического оборудования.

Чтобы организовать работу службы хаускипинга, необходимо разработать структуру подразделения в зависимости от типа отеля, его размеров, количества номеров и площади зон общественного назначения. При наличии в гостиничном комплексе прачечной и химчистки организация хозяйственной службы может меняться.

В перечень сотрудников стандартной структуры департамента хаускипинга входят руководитель, старшие горничные, горничные, подсобные рабочие. Структура хаускипинга мини-отеля и крупного гостиничного комплекса будет кардинально отличаться. Например, большой размер номерного фонда влечет за собой увеличение штата и появление новых единиц ‒ замначальника хозяйственной службы, заведующих секциями, координаторов, контролеров, менеджеров и супервайзеров. Работа департамента хаускипинга осуществляется круглосуточно в 3 смены.

Также департамент хаускипинга разрабатывает правила уборки номера в отеле для горничных в соответствии с российскими и международными стандартами и тщательно контролирует их выполнение.

Особенности организации уборки

Расчет стоимости уборки гостиницы и каждого номера в отдельности зависит от площади помещения, типа уборки, вида используемых моющих и дезинфицирующих средств, профессионального оборудования и инструмента, а также объёма выполняемых работ. Стоимость таких услуг начинается от 40 рублей за м2 в месяц.

Технология уборки номерного фонда гостиницы в большинстве случаев выглядит так:

При правильном соблюдении последовательности уборки номеров в гостинице горничная должна:

  • выполнить проветривание помещения;
  • протереть мебель, подоконник, отопительные приборы и двери от пыли;
  • помыть посуду, стаканы, пепельницу;
  • перестелить кровать или сменить постельное белье;
  • заменить полотенца и косметику в ванной;
  • очистить пылесосом мягкую мебель и ковровое покрытие;
  • убрать прихожую, вымыть ванную и санузел в номерах в отеле;
  • удалить мусор из мусорной корзины.

Если номер состоит из нескольких комнат, уборочные работы всегда начинаются со спальни. Далее следуют гостиная, кабинет, прихожая, ванная комната и санузел.

Организация уборки служебных помещений в отеле отличается от жилых тем, что на протяжении рабочего дня через вестибюль проходят десятки, а то и сотни людей, поэтому приходится устанавливать для обслуживающего персонала двухсменный график. Днём уборщицы протирают от пыли и загрязнений мебель, поручни, перила, оборудование, пылесосят мягкую мебель, ковровые покрытия и дорожки, очищают урны и баки от мусора. В ночное время суток выполняется убирание всех помещений вестибюля и мытьё полов.

Каждое утро швейцары очищают ручки входных дверей, различные вывески и указатели от загрязнений, а также контролируют техническое состояние грязезащитных систем в тамбуре (щёток и решёток).

В отдельную категорию входит уборка ресторанов, спа-центра, тренажерного зала, бассейна и других помещений гостиничного комплекса, для которых предписаны свои стандарты и правила.

Хорошо отлаженная служба хаускипинга ‒ залог безупречной репутации гостиницы, наличия большого количества гостей и перспективного развития бизнеса.


Каждый из нас хотя бы один раз останавливался в гостинице по приезду в другой город. На что мы обращаем внимание при выборе гостиницы?

В данной статье мы рассмотрим гостиницы и иные средства размещения: отели, мотели, хостелы, курортные отели, кемпинги с позиции обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности проживающих в них людей. В первую очередь, это безопасность, касающаяся предотвращения рисков возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Учитывая повышенное скопление людей, а также высокую поточность и неоднородность посетителей гостиниц, важная роль принадлежит противоэпидемическим мероприятиям, включающим своевременную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, ежедневную влажную уборку. Своевременная смена постельного белья, полотенец, их стирка, дезинфекция являются ведущими факторами предотвращения передачи возбудителей инфекционных заболеваний (чесотка, педикулез и других).

Для комфортного проживания в гостиницах важно также соблюдение соответствующих параметров микроклимата, освещенности, параметров шумового, электромагнитного воздействия.

Отделочные материалы в номерах гостиниц не должны являться источниками выделения вредных веществ в концентрациях , превышающих предельно допустимые уровни, и оказывать негативное влияние на здоровье человека.

Для профилактики заболеваний имеют значение вопросы обеспечения качественной питьевой водой, горячей водой , канализование гостиниц, организация и оборудование мест питания, сбор, хранение и утилизация отходов, мероприятия по дератизации и дезинсекции.

*Хостел – это экономичное средство размещения, предназначенное для малобюджетного туризма, имеющие номера (комнаты) различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера, а также помещения (зоны, места) для общения гостей.

В соответствии с п. 7.4. ГОСТ Р 51185 – 2008 в средствах размещения (гостиницах всех видов и категорий) должны соблюдаться санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила и нормы :

Итак, каковы же основные требования к средствам размещения – объектам, предоставляющим гостиничные услуги.

1.Гигиенические требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям .

Во-первых, функциональное и планировочное отделение жилой группы помещений гостиниц . Размещение хостелов в жилых домах допускается при наличии входов, изолированных от жилой части здания.

Структура , планировка и оборудование помещений должны учитывать разделение потоков клиентов и обслуживающего персонала. Для персонала предусматриваются помещения – гардеробные, туалетные, душевые, комнаты приема пищи.

Номера гостиниц должны иметь естественное освещение.

В составе гостиниц предусматриваются помещения для оказания бытовых, торговых, спортивно-оздоровительных, культурно- зрелищных и досуговых услуг с учетом соответствия их санитарно-гигиеническим требованиям, а также размещение бизнес-центров, представительств фирм, комнат деловых встреч, залов совещаний, выставочных и демонстрационных залов с экспозициями

2.Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализованию, отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений.

Следует предусматривать холодное и горячее водоснабжение, канализацию.

Системы горячего водоснабжения должны обеспечивать бесперебойную подачу горячей воды во все санитарные приборы, установленные в соответствующих помещениях.

Для обеспечения бесперебойного горячего водоснабжения в период профилактических ремонтов, аварий следует предусматривать местные водоподогреватели.

Система канализации должна обеспечивать бесперебойное отведение сточных вод в наружную канализационную сеть .

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха должны быть выполнены в соответствии с проектом и обеспечивать нормативный воздухообмен во всех помещениях . Каждый номер гостиницы должен быть оборудован системой вентиляции.

В гостиницах , обеспеченных системами кондиционирования , необходимо проведение бактериологических исследований образцов воды из систем кондиционирования на наличие возбудителя легионеллеза.

3.Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию помещений гостиниц.


Гостиница должна быть оборудована твердым, мягким инвентарем . Применённые строительные материалы , а также материалы, использованные для внутренней отделки помещений, покрытия полов, мягкой мебели из синтетических материалов, не должны являться источниками выделения вредных веществ и создавать неблагоприятные условия для проживания.

Помещения гостиниц должны быть защищены от ионизирующего и высокочастотного излучения, в т. ч. от внутренних источников (медицинское, кухонное, техническое оборудование).

Особые мероприятия должны быть проведены по защите номеров от шума из коридоров – шумозащищающие двери, уплотнения в притворах, устройство тамбуров либо вторых дверей и от вибрации - устройство амортизаторов, гибких вставок, подвесок, плавающих фундаментов и др.

В строительстве и отделке применять материалы, прошедшие гигиеническую сертификацию и имеющие сертификат соответствия.

Все помещения гостиницы должны убираться специальными сотрудниками , персонал должен быть одет в чистую и выглаженную одежду.

Уборка номеров должна проводиться в текущем режиме.

В каждом номере должна ежедневно проводиться дезинфекция санузлов.

Санитарные требования к уборке помещений включают следующее:

- ежедневная уборка помещений с проветриванием и уборкой постелей в номерах, протиркой жесткой мебели, обработкой мебели и полов пылесосом (в номерах, холлах, коридорах), мойкой полов в вестибюле и уборку санузлов,

- еженедельная генеральная уборка номеров с протиркой оконных стекол,

-ежемесячная генеральная уборка мест общего пользования (холлов, коридоров, вестибюлей) с удалением пыли, промывкой оконных стекол, натиркой полов, обработкой ковров и ковровых покрытий и протиркой электроарматуры.

Уборку санитарных узлов осуществляют в следующей последовательности – протирка светильников, зеркал, полок, стен, арматуры, унитазов, писсуаров, сидений унитазов. В последнюю очередь моют полы и половые коврики. Уборные должны быть обеспечены туалетной бумагой, а умывальники мылом и двумя полотенцами.

Для дезинфекции необходимо использовать дезинфицирующие средства, имеющие документы, подтверждающие в установленном порядке их безопасность.

Необходимо соблюдать требования к бельевому хозяйству:

- проводить регулярную смену белья,

- чистое и грязное белье хранить в отдельных бельевых.

Бельевые комнаты и комнаты по ремонту белья должны иметь хорошую вентиляцию и освещенность, стены должны быть окрашены масляной краской или облицованы глазурованной плиткой. В помещениях - раковины с подводкой холодной и горячей воды, полы покрывают линолеумом, пластиком или метлахской плиткой.

Стирка белья в прачечной гостиницы, при отсутствии прачечной - в специализированных организациях по договору . При наличии в составе гостиницы прачечной и химчистки оборудование и содержание должно отвечать гигиеническим требованиям к прачечным и организациям химической чистки изделий. Используемые моющие средства должны иметь документы, подтверждающие их безопасность.

Санитарные мероприятия в гостинице . предусматривают следующее:

- проведение профилактической обработки помещений во избежание появления насекомых и грызунов по договору.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к удалению бытовых отходов и мусора.

В гостинице должны быть установлены урны и другие приспособления для мусора и отходов.

Используемые препараты для дезинфекции , дезинсекции, дезодорации, моющие средства должны быть безопасными, иметь документы, подтверждающие их безопасность.

При наличии мусоропроводов в здании гостиницы створ и люки мусоропроводов должны располагаться в отдельном помещении от жилой группы. Мусоропровод должен находиться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами , обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.

Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с твердым покрытием. Вывоз мусора и бытовых отходов должен осуществляться ежедневно.

Сбор, временное хранение и вывоз отработанных люминесцентных и энергосберегающих ламп должен осуществляться специализированными организациями.

5.Требования к личной гигиене персонала.

У каждого сотрудника гостиницы должна быть личная медицинская книжка единого образца с результатами гигиенической аттестации, предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследований, профилактических прививок.

В заключении, самое главное - обслуживающий персонал любого объекта, предоставляющего гостиничные услуги, должен обладать квалификацией, соответствующей выполняемой работе. Создавать атмосферу гостеприимства, проявлять доброжелательность и вежливость.

Существует несколько основных видов уборки: экспресс-уборка, ежедневная и генеральная уборка, уборка после выезда гостя.

  • Экспресс уборка проводится, когда необходимо убрать помещение в сжатые сроки, например, за 30 минут перед заездом нового гостя отеля.
  • Ежедневная уборка гостиниц включает в себя очистку корзин с мусором, протирание столов и поверхностей, стекол и зеркал, мытья полов, подготовки санузла и спальни в номерах, с обязательной заменой комплекта постельного белья.
  • Генеральная уборка гостинице – это полная глубокая уборка всех предметов и покрытий, а объем работ оговаривается заранее, является обязательной для гостиничных комплексов, отелей.
  • Уборка служебных помещений гостиницы также может быть генеральной или ежедневной.

В большинстве гостиниц горничные придерживаются следующей последовательности уборки номеров:

  • Первым делом производится уборка номеров, на которых вывешена табличка с просьбой об уборке номера.
  • Уборка пока еще свободных, но забронированных, ожидающих гостей номерах, а также в номерах, временно не эксплуатируемых по какой-либо причине
  • Уборка номера после того, как клиент покинул номер.
  • Уборка номеров, в которых живут гости.

Согласно главному правилу уборки, мероприятия по наведению чистоты необходимо проводить при отсутствии постояльцев. Если же такое не представляется возможным, а номер убрать надо, горничная должна получить согласие гостя на уборку.

Уборка номера включает в себя следующие мероприятия:

Проветривание помещения комнату, летом открывается окно, зимой только форточка, номер проветривается на протяжении всего периода уборки.

Далее горничная прибирается в ванной комнате и туалете (меняет полотенца, очищает поверхности при помощи моющих дезинфицирующих средств). Зачастую в текущую уборку входит замена постельного белья, заправка кровати. Следующий этап наведения порядка — очистка всех поверхностей от пыли, зеркал и стекол, удаление имеющихся пятен.

Горничной необходимо проверить состояние мебели и оборудования номеров. Каждый вид уборки производится с помощью специального инвентаря. То есть для каждого вида предметов предназначены свои моющие средства и специальные губки и тряпки. Необходимо соблюдение норм санитарно-эпидемиологического режима при использовании и хранении инвентаря.

Уборка после отъезда клиентов включает в себя проверку номера на наличие забытых вещей. В случае, если гость не вернулся за своим имуществом, гостиница обязана хранить вещь не менее полугода! Горничной необходимо поменять постельное белье, заменить информационные буклеты и каталоги, провести стандартную уборку.

Генеральная уборка осуществляется в период отсутствия гостей в номере и связывается с влажной уборкой, протиранием мебели, удалением пятен на полу, ковровом покрытии, мягкой мебели, мытьем санузлов специальным раствором.

Репутация гостиниц и отелей напрямую зависит от чистоты в номерах, поэтому уборка гостиничных номеров — важный фактор комфорта и безопасности постояльцев.

Читайте также: