Творчество виктора орта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цикл статей о модерне я начну с рассказа о великом Бельгийском архитекторе - одним из первопроходцев стиля модерн.

Наряду с Полем Ханкаром , Виктор Орта считается одним из первых архитекторов, спроектировавшим здание в стиле модерн - особняк Тасселя (1893-1894 год), расположенный в столице Бельгии - Брюсселе. Особняк входит в список Всемирного наследия Юнеско наряду с тремя другими особняками спроектированными им же.

Орта был одним из самых значимых архитекторов Бельгийского модерна, который оказал влияние на работы других архитекторов.

Как и многие творческие люди, он в юности обладал трудным характером и нестандартным поведением, благодаря которому некоторые историки охарактеризовали его как "ленивого балбеса". Но по словам самого Орта в определенный момент на него снизошло озарение, которое произвело изменение в его характере. Благодаря этому он стал одним из самых важных архитекторов модерна и добился международной известности.

Эти работы были выполнены с использованием плавных растительных мотивов ставшими характерными для декоративного направления модерна, содержали витражи и мозаики.

Для ранних работ Орта характерны асимметричные, лишенные резких переходов ритмические, плавные изогнутые линии фасадов.

При проектировании зданий он использовал изящные металлические конструкции, подобные живым существам, которые объединялись в единое целое с пластикой дерева и камня придавая таким образом "движение" всей композиции.

Так же в своих проектах Орта добивался органического сочетания поверхности стен, балконов, эркеров и оконных проемов с ажурными узорами металлических решеток.

В целом стиль архитектора определила его приверженность к природным мотивам, которые в дальнейшем были использованы в последующих работах многих других мастеров модерна.

Если тебе понравилась статья, то подпишись на канал, что бы читать новые интересные статьи, ставь лайки и задавай интересующие вопросы.


Многие творческие люди, как известно, отличаются нестандартным поведением и трудным характером. Биографы бельгийского архитектора Виктора Орта пошли еще дальше, охарактеризовав его как "ленивого балбеса" в период юности. Видимо, отцу Виктора в конце концов надоело поведение сына, и в качестве наказания, в 16 лет Орта был направлен на работу на стройку. Там, как позднее Виктор вспоминал, у него было некое озарение, в котором он увидел всю свою жизнь, раскрытую перед ним, как на ладони. Это сильно изменило характер Виктора. В результате Орта стал одним из самых опытных и инновационных архитекторов мира и одним из лучших и первых в Бельгии после обретения ею независимости. Он добился международной известности, как один из основателей стиля модерн в 1890-х годах.

Факты биографии:

Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Он с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины. Архитектуру Виктор изучал в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал учиться в Париж, но возвратился в Гент два года спустя в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни.

После первых нескольких лет напряженной работы карьера Орта пошла в гору. В 1888 году архитектор стал членом масонской ложи �Les Amis Philanthropes�, где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему небольшой �h�tel de ma�tre�. Уже после завершения этого проекта - "отеля Тассель", шедевра ар-нуво, Виктор Орта был вознесён на пик популярности.

Отель Тассель 1892-1893гг:

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать металлические конструкции, стекло и витражи, что позволило по-новому организовать внутреннее пространство здания. Орта никогда не выдавал один материал за другой : у него камень � это камень, а дерево � это дерево. Каждый материал выполняет функцию свойственную его природе, являясь, при этом, частью единого целого. Орта говорил, что �дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию�.

Переход с газового освещения на электрическое, осуществившийся в девяностых годах XIX века, позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров. Так как от газа было много грязи, декораторы были вынуждены работать с обоями и краской темных тонов. Преимущества электричества позволили Орта использовать всевозможные оттенки белого, розового, желтого и оранжевого.

Отель Сольве 1894г.

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

архитектор Виктор Орта ар-нуво модерн фото

Фасады зданий, построенных по проектам Виктора Орта, можно назвать весьма сдержанными. Они не бросаются в глаза кричащими необычными формами или яркими деталями, как, например, у Антонио Гауди . Они все исполнены в спокойных тонах и не изобилуют деталями. Но вот в интерьерах архитектор давал волю своей фантазии, продумывая и переосмысливая каждую деталь.

Особняк Фризон 1894 г.

архитектор Виктор Орта Особняк Фризон модерн фото

архитектор Виктор Орта Особняк Фризон модерн фото

архитектор Виктор Орта Особняк Фризон модерн фото

Детский сад (JARDIN D�INFANTS) 1897-1899 гг.

В этой работе архитектора ярко выражены элементы готического стиля, которые мастерски переработаны и сплетены с духом эпохи модерна (ар-нуво) - именно это мастерство и отличает настоящего творца от ремесленника!

архитектор Виктор Орта детский сад модерн фото

архитектор Виктор Орта детский сад модерн фото

архитектор Виктор Орта детский сад модерн фото

архитектор Виктор Орта детский сад модерн фото

В этом здании стекл о , дерев о и металл снова соединены вместе архитектором и работают как единое целое, создавая органичное пространство под стеклянной крышей над главной лестницей. Криволинейные биоморфные формы вьются вдоль колонн и балюстрад в унисон с нежными настенны ми орнаментами и мозаичны ми пол ами .

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

архитектор Виктор Орта дом-мастерская модерн фото

С приходом 20-го столетия, и спустя почти десятилетие проектирования зданий и интерьеров в духе Ар-нуво, стиль Орта постепенно становится проще, менее ярким. Он начал вводить в свои проекты мотивы из древней греческой и римской архитектуры.

Затем его деятельность была прервана началом Первой Мировой войны. Отправившись в 1915 году на конференцию в Лондон, он уже не смог вернуться в Бельгию. В связи с необходимостью как-то обеспечивать свое существование, Орта был вынужден уехать в Америку, где зарабатывал на жизнь лекциями. Он читал лекции по современной архитектуре в Массачусетском технологическом институте, а также в Корнельском, Гарвардском и Йельском университетах, до вступления в должность профессора архитектуры университета Джорджа Вашингтона. В 1919 году он вернулся в Бельгию, и был избран действительным членом бельгийской Королевской Академии.

Несмотря на достижение значительных успехов, репутация Орты в 20 веке снизились, так как общественный интерес сместился от Ар-нуво. Избыточная декоративность и, как следствие дороговизна, этого стиля были излишней роскошью в эпоху мировых воин и потрясений. Но после1965 года произошло кардинальное улучшение общественной оценки его работы. Сегодня четыре его здания внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Виктор Орта история жизни и главные проекты

Стиль модерн в разных странах получил разные названия: в Германии — это югендстиль, в Италии — либерти, во Франции и Бельгии — ар-нуво. Виктор Орта, день рождения которого был 161 год назад, считается родоначальником ар-нуво.

7 фактов о Викторе Орта

1. Будущий великий архитектор родился в многодетной семье — он был четырнадцатым из пятнадцати детей.

2. Отец Виктора Орта был сапожником. Позднее в мемуарах архитектор писал, что его отец относился к своему ремеслу как к искусству.

3. Виктор Орта с детства любил играть на скрипке, поэтом он поступил в консерваторию в Генте, откуда его исключили за плохое поведение. После этого он учился в Королевской академии изящных искусств. Сейчас актовый зал консерватории, откуда Орта исключили, носит его имя.

4. Виктор Орта был масоном. В 1888 году он вступил в ложу Великого востока Бельгии “Друзья филантропии”.

5. Виктор Орта был не только архитектором, но и успешным преподавателем. В 32 года он стал профессором Брюссельского свободного университета. Позже архитектор возглавил Академию изящных искусств. Но через три года Орта покинул пост руководителя из-за того, что он хотел реформировировать преподавание архитектуры, но большинство коллег враждебно отнеслись к его идеям.

6. Орта умер в 1947 году в брюссельской клинике, спроектированной ранее им самим.

7. Четыре здания, построенные Виктором Орта, входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все они находятся в Брюсселе.

Проекты Виктора Орта

Особняк Тасселя

Этот дом считается одним из первых в мире зданий в стиле модерн. Он был построен для ученого Эмиля Тасселя в Брюсселе в 1894 году.

Во время строительства Орта использовал металл и стекло. Сейчас эти материалы считаются характерными для модерна, но тогда они были новаторскими. У особняка Тасселя стеклянная крыша, поэтому интерьер наполнен естественным светом.

Барон Виктор Орта ( Гент , 6 января 1861 г. - Брюссель , 8 сентября 1947 г. ), бельгийский архитектор . Он один из главных деятелей стиля модерн в Бельгии . Он нарушает традиционную архитектуру буржуазных домов, защищает свободную планировку, плавность пространства, организованного вокруг вестибюля и лестничной клетки, а также прохождение света, которому способствуют окна и световые люки. Он проектирует каждую деталь своего дома, вплоть до мебели, собирает строительные материалы из самых роскошных материалов, широко использует металл и стекло наряду с камнем. Его архитектурный словарь основан на изогнутой линии, которая быстро становится его торговой маркой. Ар-нуво быстро вышел из моды, и работы Орты были заброшены, затем уничтожены, а теперь реабилитированы.

Резюме

биография

Семейное происхождение

По отцовской линии: отец Виктора Орты, по имени Петрус Орта, был скромным сапожником-ремесленником, родился в Брюгге в 1795 году и поселился в Генте. Таким образом, мы находим восемь прадедушек Петруса Орты в Брюгге. Прадед по отцовской линии Виктора Орты (отца его прадеда) и, по-видимому, первый носитель этого имени Орта в Брюгге, Сальватор Орта, скончался в больнице Святого Иоанна в Брюгге. 9 декабря 1727 г. . В журнале смерти упоминается эта дата: 9 (декабрь 1727 г.) Сальватур Оорта ван Напельс . Вероятно, это был неаполитанский солдат, который остановился на юге Нидерландов . Он был женат на некой Изабель Брюггеман, мещанской или буржуйской. Он оставил троих детей, родившихся в Брюгге, и крестил в Нотр-Даме (3-я часть): Михаэль Каролус родился 17 декабря. 5 ноября 1721 г. , Регина родилась 14 января 1724 г. и Гвидо родились 31 марта 1726 г. . Последний будет отцом Якоба Орта, плотника, крестившегося в Брюгге (3-я часть Богоматери) на 24 ноября 1768 г. , который женился в Брюгге в 1790 году на Анне Терезии Де Сеунинк, родившейся в Брюгге в 1769 году. Последние будут бабушкой и дедушкой Виктора Орты, которые никогда не узнают их, потому что они уже были мертвы, когда он родился в Генте. Это правда, что отец Виктора был уже стар, когда родился его сын, и что Виктор едва выходил из подросткового возраста, когда он потерял отца в 1880 году.

По материнской линии: мать Виктора Орты, на которой Петрус Орта женился во второй раз в Генте в 1851 году, звали Генриетт Коппитерс. Она родилась в Леде в 1824 году, и ее отец Жак Коппитерс работал там трактирщиком, хотя родился в Хамме . Ее дед по материнской линии, Джоаннес Батист Вандерштин, работал судебным приставом в Леде . Таким образом, происхождение Виктора Орты по материнской линии можно найти в регионе, окружающем Дендермонде , а его предки жили в Вэсмунстере , Зеле , Леде и т. Д.

Молодость


Виктор Орта проходит курсы в Академии изящных искусств, одновременно работая над обеспечением своей повседневной жизни: его принимают в мастерскую архитектора Альфонса Балата, которого он будет чтить всю свою жизнь. Он работает с Балатом над строительством королевских оранжерей в Лакене, это его первое здание, в котором использовалось стекло и железо.

В своем завещании, написанном в 1944 году, Орта все еще чувствует необходимость подтвердить свой долг перед хозяином.

В 1884 году Виктор Орта выиграл первую премию Годешара в области архитектуры. Эта стипендия побудила его поехать во Францию ​​и Германию.

В 1888 году он вступил в Брюссельскую масонскую ложу Друзей филантропов, среди членов которой уже был его друг скульптор Годфроид Девресс .

Именно благодаря Балату , что молодой человек, только три дома , построенному в Генте в 1885 году, получил заказ в 1889 году для небольшого здания , предназначенный для дома Жозеф Мари Тома Ламб в монументальной скульптуру , Les страстей Humaines (Парк их Пятидесятилетий в Брюсселе).

в 7 мая 1890 г. В Брюсселе родилась его вторая дочь Симона: в своих воспоминаниях 1939 года он выражает свою глубокую любовь к этому ребенку. Он получит опеку над ней после своего развода в 1906 году. Она умерла в Икселе. 21 декабря 1939 г. .

Карьера

Мастер-отели



Отель Кисточка

Этот дом, построенный в 1893 году, считается первым домом в стиле модерн в Брюсселе. Его планировка отличается от классической планировки буржуазных домов того времени, но при этом, как и все дома Викто Орта, полностью отвечает потребностям владельцев.

Виктор Орта впервые использует конструкцию в качестве орнамента. Таким образом, металлическая конструкция видна как внутри, так и снаружи. На верхнем этаже тонкие колонны в форме деревьев поддерживают металлические арки и позволяют снимать несущие стены. Уголки, оканчивающиеся двойным крючком, также являются элементом декора. Английские обои созданы Генри Ван де Вельде.

Прохождение света тщательно изучается: световые люки, двери с витражами или мансардные окна пропускают свет.

Дом Autrique

В 1893 году Виктор Орта построил особняк для своего друга Эжена Отрика. Интерьер имеет традиционный план из-за ограниченного бюджета, но фасад уже включает некоторые элементы, которые он позже разработает: мозаику, витражи, железные колонны, сграффито и резьбу по дереву.

Кажется, что Виктор Орта не проектировал мебель для этого дома, но в интерьере присутствуют типичные декоративные элементы, такие как венки на перилах лестницы и изогнутая линия от центральной точки мозаики.

В 1894 году Орта был избран президентом Бельгийского центрального архитектурного общества , из которого он ушел в отставку в следующем году после спора, вызванного приписыванием комиссии детскому саду на улице Сен-Гислен без публичного конкурса.

В это время благодаря лекциям и выставкам, организованным ассоциацией художников Les Vingt , Орта познакомился с движением британских искусств и ремесел, которое повлияло на его более поздние работы.

Гостиница Сольвей

Именно благодаря другу Тасселя, инженеру Шарлю Лефебюра, секретарю Эрнеста Сольве, Орта был представлен в 1894 году семье Сольве . Две скромные новинки - памятник Альфреду Сольве во дворе фабрики в Куийе и семейная гробница на кладбище Иксель - преуспели в преобразовании замка Ла Юльп и строительстве красивого особняка на авеню Луиз, 224 (1894 г.) и замок в Шамбли-Бюссьер (во французской Лотарингии) для барона Анри де Вангена, зятя Сольве (1897).

Отель Solvay, несомненно, является одним из самых замечательных произведений Виктора Орты. У него немалый бюджет и карт-бланш на это строительство.

Здание занимает 15 метров в передней части улицы и простирается на 20-25 метров в длину. Передний фасад относительно сдержанный, но очень элегантный. Он в значительной степени симметричен, из голубого и белого камня, но также включает стекло и железо, более современные материалы. Он пронизан вентиляционными отверстиями, которые обеспечивают естественное кондиционирование внутренних помещений и придают дому большой комфорт.

Внутри Horta вводит новшества, разделяя пространство на части, используя металлические конструкции и драгоценные материалы (мрамор, экзотические породы дерева, бархат, золото и латунь) и обращая внимание на свет. Помимо роскошных материалов, он также смело использует материалы промышленного характера, такие как глазурованный кирпич и клепаные балки. Мебель принимает архитектурные формы и узоры, в том числе знаменитую изогнутую линию. Виктор Орта разрабатывает каждую деталь; мебель, коврики, светильники, посуда и даже дверной звонок.

В оформлении лестницы Орта сотрудничает с бельгийским художником-пуантилистом Тео ван Риссельбергом.

Отель Solvay классифицирован королевским указом 7 апреля 1988 г. . Сад и старые конюшни классифицированы постановлением правительства 22 апреля 1999 г. . С 2003 года отель, как и другие работы Виктора Орты в Брюсселе, включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время отель принадлежит семье Виттамеров, которая купила его в 1958 году и тщательно отремонтировала. Вся оригинальная мебель, люстры, коврики, часы и вазы были сохранены и до сих пор присутствуют в доме.

Отель Винссингер

В 1894 году инженер К. Винссинджер призвал Виктора Орта построить дом на улице де-л'Отель де Монне в Сен-Жиле . Он сохраняет традиционную планировку буржуазных домов с тремя смежными комнатами, но использует металлические конструкции, а также обои и ковер из Англии. Виктор Орта также впервые отвечает за мебель. Он пробует изогнутую линию, это не совсем удачно, но именно здесь появляется бобовидная контрформа, которую он впоследствии будет много использовать в своей мебели.

Если отель Tassel принес Орте почти мгновенное признание за его смелость новаторства, как со стороны архитекторов, так и со стороны широкой публики, то только на выставке La Libre Esthétique в 1897 году в Брюсселе широкая публика открыла для себя его качества как дизайнера мебели и декоратора. : он показывает в гостиной шерстяной ковер, созданный для Анны Бох, витражи и буфет для отеля Van Eetvelde, обеденный стол со стульями и люстру, расширяемую для отеля Solvay.

Накопление заказов между 1893 и 1898 годами позволило Орте купить два участка земли на улице Америкэн в Сен-Жиль, чтобы построить собственный дом и мастерскую. Его искусство развивалось очень быстро, и на рубеже веков он отказался от демонстративного использования металлических конструкций: отели Обека (авеню Луиз, 520, 1899 г.), Роджер (авеню Луиз, 459, 1901 г.), Дюбуа (авеню Брюгман, 80, 1901 г.). ) и Макса Халлета (346 авеню Луиз, 1902 г.) выделяются красотой каменной кладки.




Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Орта с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины. Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал учиться в Париж, но возвратился в Гент два года спустя в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни. Даже в своем завещании, написанном в 1944 году, Орта счел необходимым упомянуть о своем долге перед мастером.


АЛЬФОНС БАЛА. Королевские оранжереи. 1882

Читайте также: