Творчество виктора орта кратко
Обновлено: 04.07.2024
Цикл статей о модерне я начну с рассказа о великом Бельгийском архитекторе - одним из первопроходцев стиля модерн.
Наряду с Полем Ханкаром , Виктор Орта считается одним из первых архитекторов, спроектировавшим здание в стиле модерн - особняк Тасселя (1893-1894 год), расположенный в столице Бельгии - Брюсселе. Особняк входит в список Всемирного наследия Юнеско наряду с тремя другими особняками спроектированными им же.
Орта был одним из самых значимых архитекторов Бельгийского модерна, который оказал влияние на работы других архитекторов.
Как и многие творческие люди, он в юности обладал трудным характером и нестандартным поведением, благодаря которому некоторые историки охарактеризовали его как "ленивого балбеса". Но по словам самого Орта в определенный момент на него снизошло озарение, которое произвело изменение в его характере. Благодаря этому он стал одним из самых важных архитекторов модерна и добился международной известности.
Эти работы были выполнены с использованием плавных растительных мотивов ставшими характерными для декоративного направления модерна, содержали витражи и мозаики.
Для ранних работ Орта характерны асимметричные, лишенные резких переходов ритмические, плавные изогнутые линии фасадов.
При проектировании зданий он использовал изящные металлические конструкции, подобные живым существам, которые объединялись в единое целое с пластикой дерева и камня придавая таким образом "движение" всей композиции.
Так же в своих проектах Орта добивался органического сочетания поверхности стен, балконов, эркеров и оконных проемов с ажурными узорами металлических решеток.
В целом стиль архитектора определила его приверженность к природным мотивам, которые в дальнейшем были использованы в последующих работах многих других мастеров модерна.
Если тебе понравилась статья, то подпишись на канал, что бы читать новые интересные статьи, ставь лайки и задавай интересующие вопросы.
Многие творческие люди, как известно, отличаются нестандартным поведением и трудным характером. Биографы бельгийского архитектора Виктора Орта пошли еще дальше, охарактеризовав его как "ленивого балбеса" в период юности. Видимо, отцу Виктора в конце концов надоело поведение сына, и в качестве наказания, в 16 лет Орта был направлен на работу на стройку. Там, как позднее Виктор вспоминал, у него было некое озарение, в котором он увидел всю свою жизнь, раскрытую перед ним, как на ладони. Это сильно изменило характер Виктора. В результате Орта стал одним из самых опытных и инновационных архитекторов мира и одним из лучших и первых в Бельгии после обретения ею независимости. Он добился международной известности, как один из основателей стиля модерн в 1890-х годах.
Факты биографии:
Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Он с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины. Архитектуру Виктор изучал в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал учиться в Париж, но возвратился в Гент два года спустя в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни.
После первых нескольких лет напряженной работы карьера Орта пошла в гору. В 1888 году архитектор стал членом масонской ложи �Les Amis Philanthropes�, где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему небольшой �h�tel de ma�tre�. Уже после завершения этого проекта - "отеля Тассель", шедевра ар-нуво, Виктор Орта был вознесён на пик популярности.
Отель Тассель 1892-1893гг:
Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать металлические конструкции, стекло и витражи, что позволило по-новому организовать внутреннее пространство здания. Орта никогда не выдавал один материал за другой : у него камень � это камень, а дерево � это дерево. Каждый материал выполняет функцию свойственную его природе, являясь, при этом, частью единого целого. Орта говорил, что �дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию�.
Переход с газового освещения на электрическое, осуществившийся в девяностых годах XIX века, позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров. Так как от газа было много грязи, декораторы были вынуждены работать с обоями и краской темных тонов. Преимущества электричества позволили Орта использовать всевозможные оттенки белого, розового, желтого и оранжевого.
Отель Сольве 1894г.
Фасады зданий, построенных по проектам Виктора Орта, можно назвать весьма сдержанными. Они не бросаются в глаза кричащими необычными формами или яркими деталями, как, например, у Антонио Гауди . Они все исполнены в спокойных тонах и не изобилуют деталями. Но вот в интерьерах архитектор давал волю своей фантазии, продумывая и переосмысливая каждую деталь.
Особняк Фризон 1894 г.
Детский сад (JARDIN D�INFANTS) 1897-1899 гг.
В этой работе архитектора ярко выражены элементы готического стиля, которые мастерски переработаны и сплетены с духом эпохи модерна (ар-нуво) - именно это мастерство и отличает настоящего творца от ремесленника!
В этом здании стекл о , дерев о и металл снова соединены вместе архитектором и работают как единое целое, создавая органичное пространство под стеклянной крышей над главной лестницей. Криволинейные биоморфные формы вьются вдоль колонн и балюстрад в унисон с нежными настенны ми орнаментами и мозаичны ми пол ами .
С приходом 20-го столетия, и спустя почти десятилетие проектирования зданий и интерьеров в духе Ар-нуво, стиль Орта постепенно становится проще, менее ярким. Он начал вводить в свои проекты мотивы из древней греческой и римской архитектуры.
Затем его деятельность была прервана началом Первой Мировой войны. Отправившись в 1915 году на конференцию в Лондон, он уже не смог вернуться в Бельгию. В связи с необходимостью как-то обеспечивать свое существование, Орта был вынужден уехать в Америку, где зарабатывал на жизнь лекциями. Он читал лекции по современной архитектуре в Массачусетском технологическом институте, а также в Корнельском, Гарвардском и Йельском университетах, до вступления в должность профессора архитектуры университета Джорджа Вашингтона. В 1919 году он вернулся в Бельгию, и был избран действительным членом бельгийской Королевской Академии.
Несмотря на достижение значительных успехов, репутация Орты в 20 веке снизились, так как общественный интерес сместился от Ар-нуво. Избыточная декоративность и, как следствие дороговизна, этого стиля были излишней роскошью в эпоху мировых воин и потрясений. Но после1965 года произошло кардинальное улучшение общественной оценки его работы. Сегодня четыре его здания внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стиль модерн в разных странах получил разные названия: в Германии — это югендстиль, в Италии — либерти, во Франции и Бельгии — ар-нуво. Виктор Орта, день рождения которого был 161 год назад, считается родоначальником ар-нуво.
7 фактов о Викторе Орта
1. Будущий великий архитектор родился в многодетной семье — он был четырнадцатым из пятнадцати детей.
2. Отец Виктора Орта был сапожником. Позднее в мемуарах архитектор писал, что его отец относился к своему ремеслу как к искусству.
3. Виктор Орта с детства любил играть на скрипке, поэтом он поступил в консерваторию в Генте, откуда его исключили за плохое поведение. После этого он учился в Королевской академии изящных искусств. Сейчас актовый зал консерватории, откуда Орта исключили, носит его имя.
4. Виктор Орта был масоном. В 1888 году он вступил в ложу Великого востока Бельгии “Друзья филантропии”.
5. Виктор Орта был не только архитектором, но и успешным преподавателем. В 32 года он стал профессором Брюссельского свободного университета. Позже архитектор возглавил Академию изящных искусств. Но через три года Орта покинул пост руководителя из-за того, что он хотел реформировировать преподавание архитектуры, но большинство коллег враждебно отнеслись к его идеям.
6. Орта умер в 1947 году в брюссельской клинике, спроектированной ранее им самим.
7. Четыре здания, построенные Виктором Орта, входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все они находятся в Брюсселе.
Проекты Виктора Орта
Особняк Тасселя
Этот дом считается одним из первых в мире зданий в стиле модерн. Он был построен для ученого Эмиля Тасселя в Брюсселе в 1894 году.
Во время строительства Орта использовал металл и стекло. Сейчас эти материалы считаются характерными для модерна, но тогда они были новаторскими. У особняка Тасселя стеклянная крыша, поэтому интерьер наполнен естественным светом.
Барон Виктор Орта ( Гент , 6 января 1861 г. - Брюссель , 8 сентября 1947 г. ), бельгийский архитектор . Он один из главных деятелей стиля модерн в Бельгии . Он нарушает традиционную архитектуру буржуазных домов, защищает свободную планировку, плавность пространства, организованного вокруг вестибюля и лестничной клетки, а также прохождение света, которому способствуют окна и световые люки. Он проектирует каждую деталь своего дома, вплоть до мебели, собирает строительные материалы из самых роскошных материалов, широко использует металл и стекло наряду с камнем. Его архитектурный словарь основан на изогнутой линии, которая быстро становится его торговой маркой. Ар-нуво быстро вышел из моды, и работы Орты были заброшены, затем уничтожены, а теперь реабилитированы.
Резюме
биография
Семейное происхождение
По отцовской линии: отец Виктора Орты, по имени Петрус Орта, был скромным сапожником-ремесленником, родился в Брюгге в 1795 году и поселился в Генте. Таким образом, мы находим восемь прадедушек Петруса Орты в Брюгге. Прадед по отцовской линии Виктора Орты (отца его прадеда) и, по-видимому, первый носитель этого имени Орта в Брюгге, Сальватор Орта, скончался в больнице Святого Иоанна в Брюгге. 9 декабря 1727 г. . В журнале смерти упоминается эта дата: 9 (декабрь 1727 г.) Сальватур Оорта ван Напельс . Вероятно, это был неаполитанский солдат, который остановился на юге Нидерландов . Он был женат на некой Изабель Брюггеман, мещанской или буржуйской. Он оставил троих детей, родившихся в Брюгге, и крестил в Нотр-Даме (3-я часть): Михаэль Каролус родился 17 декабря. 5 ноября 1721 г. , Регина родилась 14 января 1724 г. и Гвидо родились 31 марта 1726 г. . Последний будет отцом Якоба Орта, плотника, крестившегося в Брюгге (3-я часть Богоматери) на 24 ноября 1768 г. , который женился в Брюгге в 1790 году на Анне Терезии Де Сеунинк, родившейся в Брюгге в 1769 году. Последние будут бабушкой и дедушкой Виктора Орты, которые никогда не узнают их, потому что они уже были мертвы, когда он родился в Генте. Это правда, что отец Виктора был уже стар, когда родился его сын, и что Виктор едва выходил из подросткового возраста, когда он потерял отца в 1880 году.
По материнской линии: мать Виктора Орты, на которой Петрус Орта женился во второй раз в Генте в 1851 году, звали Генриетт Коппитерс. Она родилась в Леде в 1824 году, и ее отец Жак Коппитерс работал там трактирщиком, хотя родился в Хамме . Ее дед по материнской линии, Джоаннес Батист Вандерштин, работал судебным приставом в Леде . Таким образом, происхождение Виктора Орты по материнской линии можно найти в регионе, окружающем Дендермонде , а его предки жили в Вэсмунстере , Зеле , Леде и т. Д.
Молодость
Виктор Орта проходит курсы в Академии изящных искусств, одновременно работая над обеспечением своей повседневной жизни: его принимают в мастерскую архитектора Альфонса Балата, которого он будет чтить всю свою жизнь. Он работает с Балатом над строительством королевских оранжерей в Лакене, это его первое здание, в котором использовалось стекло и железо.
В своем завещании, написанном в 1944 году, Орта все еще чувствует необходимость подтвердить свой долг перед хозяином.
В 1884 году Виктор Орта выиграл первую премию Годешара в области архитектуры. Эта стипендия побудила его поехать во Францию и Германию.
В 1888 году он вступил в Брюссельскую масонскую ложу Друзей филантропов, среди членов которой уже был его друг скульптор Годфроид Девресс .
Именно благодаря Балату , что молодой человек, только три дома , построенному в Генте в 1885 году, получил заказ в 1889 году для небольшого здания , предназначенный для дома Жозеф Мари Тома Ламб в монументальной скульптуру , Les страстей Humaines (Парк их Пятидесятилетий в Брюсселе).
в 7 мая 1890 г. В Брюсселе родилась его вторая дочь Симона: в своих воспоминаниях 1939 года он выражает свою глубокую любовь к этому ребенку. Он получит опеку над ней после своего развода в 1906 году. Она умерла в Икселе. 21 декабря 1939 г. .
Карьера
Мастер-отели
Отель Кисточка
Этот дом, построенный в 1893 году, считается первым домом в стиле модерн в Брюсселе. Его планировка отличается от классической планировки буржуазных домов того времени, но при этом, как и все дома Викто Орта, полностью отвечает потребностям владельцев.
Виктор Орта впервые использует конструкцию в качестве орнамента. Таким образом, металлическая конструкция видна как внутри, так и снаружи. На верхнем этаже тонкие колонны в форме деревьев поддерживают металлические арки и позволяют снимать несущие стены. Уголки, оканчивающиеся двойным крючком, также являются элементом декора. Английские обои созданы Генри Ван де Вельде.
Прохождение света тщательно изучается: световые люки, двери с витражами или мансардные окна пропускают свет.
Дом Autrique
В 1893 году Виктор Орта построил особняк для своего друга Эжена Отрика. Интерьер имеет традиционный план из-за ограниченного бюджета, но фасад уже включает некоторые элементы, которые он позже разработает: мозаику, витражи, железные колонны, сграффито и резьбу по дереву.
Кажется, что Виктор Орта не проектировал мебель для этого дома, но в интерьере присутствуют типичные декоративные элементы, такие как венки на перилах лестницы и изогнутая линия от центральной точки мозаики.
В 1894 году Орта был избран президентом Бельгийского центрального архитектурного общества , из которого он ушел в отставку в следующем году после спора, вызванного приписыванием комиссии детскому саду на улице Сен-Гислен без публичного конкурса.
В это время благодаря лекциям и выставкам, организованным ассоциацией художников Les Vingt , Орта познакомился с движением британских искусств и ремесел, которое повлияло на его более поздние работы.
Гостиница Сольвей
Именно благодаря другу Тасселя, инженеру Шарлю Лефебюра, секретарю Эрнеста Сольве, Орта был представлен в 1894 году семье Сольве . Две скромные новинки - памятник Альфреду Сольве во дворе фабрики в Куийе и семейная гробница на кладбище Иксель - преуспели в преобразовании замка Ла Юльп и строительстве красивого особняка на авеню Луиз, 224 (1894 г.) и замок в Шамбли-Бюссьер (во французской Лотарингии) для барона Анри де Вангена, зятя Сольве (1897).
Отель Solvay, несомненно, является одним из самых замечательных произведений Виктора Орты. У него немалый бюджет и карт-бланш на это строительство.
Здание занимает 15 метров в передней части улицы и простирается на 20-25 метров в длину. Передний фасад относительно сдержанный, но очень элегантный. Он в значительной степени симметричен, из голубого и белого камня, но также включает стекло и железо, более современные материалы. Он пронизан вентиляционными отверстиями, которые обеспечивают естественное кондиционирование внутренних помещений и придают дому большой комфорт.
Внутри Horta вводит новшества, разделяя пространство на части, используя металлические конструкции и драгоценные материалы (мрамор, экзотические породы дерева, бархат, золото и латунь) и обращая внимание на свет. Помимо роскошных материалов, он также смело использует материалы промышленного характера, такие как глазурованный кирпич и клепаные балки. Мебель принимает архитектурные формы и узоры, в том числе знаменитую изогнутую линию. Виктор Орта разрабатывает каждую деталь; мебель, коврики, светильники, посуда и даже дверной звонок.
В оформлении лестницы Орта сотрудничает с бельгийским художником-пуантилистом Тео ван Риссельбергом.
Отель Solvay классифицирован королевским указом 7 апреля 1988 г. . Сад и старые конюшни классифицированы постановлением правительства 22 апреля 1999 г. . С 2003 года отель, как и другие работы Виктора Орты в Брюсселе, включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время отель принадлежит семье Виттамеров, которая купила его в 1958 году и тщательно отремонтировала. Вся оригинальная мебель, люстры, коврики, часы и вазы были сохранены и до сих пор присутствуют в доме.
Отель Винссингер
В 1894 году инженер К. Винссинджер призвал Виктора Орта построить дом на улице де-л'Отель де Монне в Сен-Жиле . Он сохраняет традиционную планировку буржуазных домов с тремя смежными комнатами, но использует металлические конструкции, а также обои и ковер из Англии. Виктор Орта также впервые отвечает за мебель. Он пробует изогнутую линию, это не совсем удачно, но именно здесь появляется бобовидная контрформа, которую он впоследствии будет много использовать в своей мебели.
Если отель Tassel принес Орте почти мгновенное признание за его смелость новаторства, как со стороны архитекторов, так и со стороны широкой публики, то только на выставке La Libre Esthétique в 1897 году в Брюсселе широкая публика открыла для себя его качества как дизайнера мебели и декоратора. : он показывает в гостиной шерстяной ковер, созданный для Анны Бох, витражи и буфет для отеля Van Eetvelde, обеденный стол со стульями и люстру, расширяемую для отеля Solvay.
Накопление заказов между 1893 и 1898 годами позволило Орте купить два участка земли на улице Америкэн в Сен-Жиль, чтобы построить собственный дом и мастерскую. Его искусство развивалось очень быстро, и на рубеже веков он отказался от демонстративного использования металлических конструкций: отели Обека (авеню Луиз, 520, 1899 г.), Роджер (авеню Луиз, 459, 1901 г.), Дюбуа (авеню Брюгман, 80, 1901 г.). ) и Макса Халлета (346 авеню Луиз, 1902 г.) выделяются красотой каменной кладки.
Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Орта с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины. Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал учиться в Париж, но возвратился в Гент два года спустя в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни. Даже в своем завещании, написанном в 1944 году, Орта счел необходимым упомянуть о своем долге перед мастером.
АЛЬФОНС БАЛА. Королевские оранжереи. 1882
Читайте также: