Творчество критерии творческой личности кратко

Обновлено: 01.06.2024

ТВОРЧЕСТВО

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. В психологических исследованиях творческого процесса большинство исследователей опирается на предложенную Г.Уоллесом в 1926 четырехзвенную модель: а) подготовительная стадия – формулирование задачи и начальные попытки ее решения; б) инкубация идеи – временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы; в) озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы; г) проверка – испытание и (или) реализация решения. Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья – бессознательными. Модификации этой схемы связаны обычно с разбиением отдельных стадий на подэтапы.

ПРИРОДА КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ. Одной из ключевых в понимании природы креативности является способность эффективно оперировать противоречивой информацией. Это может быть связано со спецификой организации внутреннего ментального пространства, когда противоречивые и неполные описания состояний становятся естественным компонентом картины мира. Особенности организации ассоциативных сетей и концептуальных структур креативных личностей обеспечивают увеличение размерности субъективного семантического пространства, что в свою очередь позволяет уменьшить степень огрубления информации в процессе ее категоризации и кодирования, а также использовать более сложные и разветвленные структуры для размещения новой информации. Другими творческими качествами личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира. Креативные личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются низким уровнем социализации. В то же время исследования не подтверждают гипотезу об исключительно сублимационной природе творческой способности, увязывании креативности с фрустрированностью. Несмотря на широко известные истории о чудачествах талантов и гениев, доказано, что невротизм и стресс снижают творческую способность вплоть до ее полного блокирования.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ. Биографический метод был предложен в рамках первых эмпирических исследований творчества (К.Ломброзо, Ф.Гальтон) и практиковался вплоть до 1950-х гг. (X.Эллис, Л.Терман, Р.Кателл). Он объединяет исследования, в которых анализируются биографии известных ученых или деятелей культуры и связанные с этим эпизоды из истории развития науки и искусства. Это могут быть как свидетельства-отчеты самих творцов, так и работы их биографов или методологов науки. В них содержится ценный эмпирический материал, погруженный в конкретно-исторический, социальный и культурный контекст (в отличие от лабораторных стратегий психометрического направления). Сторонников данного подхода часто обвиняют в субъективизме при отборе биографий и их анализе. К биографическому примыкает интроспекционистский подход, трактующий творчество как индивидуальный личностный опыт, плохо поддающийся обобщению. Основными его методами являются интервью (П.Плаут, Дж.Хадамар) и самоотчеты (Дж.Пойя, А.Пуанкаре, Г.Коуэлл).

Устранить подобное несоответствие позволяет изменение логики анализа проблемы: не от заранее выделенного качества – к его измерению – и к заключению о креативности индивида, а от изначально выделяемой по определенному критерию группы креативных личностей, напр. признаваемых таковыми коллегами-экспертами, или имеющих уровень общей интеллектуальности, превышающий 140 единиц, или наиболее продвинутых в плане академической успешности и т.п. (П.Сирс, Г.Цукерман) – к экспериментальному изучению и оценке существенных особенностей их восприятия и мышления (М.А.Холодная).

Логико-методологическое направление объединяет работы, которые, хотя и принадлежат к разным дисциплинам (психологии, искусствоведению, эволюционной эпистемологии, философии и др.), имеют ряд общих черт: предлагаемые модели позволяют проанализировать весь спектр вопросов, связанных с проблематикой творчества; анализ характеризуется высокой степенью общности; эмпирический материал используется не столько как поясняющий, иллюстрирующий позицию автора, сколько как ее обусловливающий; теоретическая реконструкция творческого процесса направлена на выявление имманентной ему логики.

Перспективные направления исследования направлены на выход за пределы отдельных теорий и конкуренции онтологических и эпистемологических, натуралистических и социокультурных, рационалистических и иррационалистических, специальных и философских интерпретаций креативности. Их отличает междисциплинарный подход, основанный на результатах экспериментальной, когнитивной психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, социобиологии, культурной антропологии, лингвистики, истории и философии науки, искусствоведения, теории культуры.

Представители эволюционно-эпистемологического подхода предпринимают попытки понять природу высокоуровневых когнитивных способностей (в т.ч. творческой) за счет реконструкции формирования и эволюции восприятия и мышления в филогенезе. Базой данных исследований служит дарвиновская парадигма, в соответствии с которой возникновение адаптивно ценного признака объясняется случайной мутацией, а его постепенное распространение в сообществе – действием естественного отбора. Поскольку, как установлено, гены задают функционирование нервной, гормональной системы человека, работу его органов чувств, они влияют и на процессы научения, и на характер тех когнитивных способностей, которые формируются у данного индивида. Однако трудности возникают как раз в анализе природы сложных высокоуровневых форм поведения и мышления, которые не имеют очевидного генетического происхождения. Для преодоления проблемы используются разного рода модельные конструкты, делающие цепь опосредований менее жесткой (культурген, генно-культурная коэволюция, ментальный эпигенез и др.). В результате сторонники эволюционно-эпистемологического подхода предпочитают говорить о генетической обусловленности пусть и не самих качеств, но хотя бы предпочтений, в рамках развития которых могли бы появиться сложные высокоуровневые способности (в т.ч. творческая).

1. Батищев Г.С. Философия творчества. СПб., 1998;

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983;

4. Боно Э. де. Латеральное мышление. М., 1997;

5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987;

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995;

7. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998;

Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе обучения математике, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности:

- смелость мысли, склонность к риску;

- способность находить противоречие;

- умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

- способность к самоуправлению.

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

- возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

- подчинение творчества духовной мотивации;

- увлечение работой [41;с.16].

В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе [52;с.84].

Некоторые педагоги выделяют, такие черты творческой личности, как целостность воспринятого, сближение понятий, способность к предусмотрительности (логичность, творчество, критичность представления), движение речи, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации и др.

Творческие способности личности – это синтез ее особенности и черт характера, которые характеризуют ступень их соответствия требованиям, определенного вида, учебно-творческой деятельности и которые обуславливают уровень результативности этой деятельности.

Общую характеристику математических способностей предложил В.Крутецкий. "Это индивидуально-психологические особенности (во-первых особенности умственной деятельности), которые отвечают требованиям учебной математической деятельности и обуславливают при других одинаковых условиях успешности творческим овладением математикой как учебным предметом, кроме того относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, навыками и умениями в области математики" [40;с.91].

В.Крутецкий выделяет такие показатели математических способностей:

1) способность к формализации математического материала, к выделению формы от содержания, абстрагирования от конкретных количественных отношений, и пространственных форм и оперирование формальными структурами отношений и связей;

2) способность обобщать математический материал, выделять главное, видеть общее в разных предметах;

3) способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) способность к последовательному правильному расчленению логического утверждения;

5) способность сокращать процесс утверждения;

6) гибкость мышления способность к переключению от одной операции к другой, освобождение от влияния шаблонов и трафаретов;

7) математическая память;

8) способность к пространственным представлениям.

Наивысшими потребностями творческой личности А.Маслоу считает: любопытность, необходимость в осмыслении окружающего, эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и простоте.

Роль эмоций.

Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей.Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли:отражательно-оценочная,защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию,компенсаторную функцию, сигнальная, дезорганизующая.

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей­ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирова­ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри­ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи­тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек­ту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно­стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитнаяфункцияэмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа­сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встре­чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможнымпроявление и санк­ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру­гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче­тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стаби­лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор­ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция­ми, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

4. Эмоциональные состояния

Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.

Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей тарелке", "неуютно", напряженно, неспокойно. Особенно важное значение для формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые раздражители.Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и на общий эмоциональный тон.

Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:

• эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);

• четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)

Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от физиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка, чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют формированию плохого настроения, а, скажем, ощущениеблагополучия организма после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа, встреча с дорогимчеловеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение. Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить адекватно.

Фрустрация - состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.

Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов: физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)

Человек, находящийся в состоянии фрустрации, испытывает целую гамму негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины, разочарование, отчаяние.

Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование"

В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:

физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостатоккислорода, болевые стимулы);

психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего конфликтамежду его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не может найти выход из них.

сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность адекватно оценивать ситуацию и свои действия;

выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснуть сильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;

частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту и своих действиях во время него;

сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективной реакции;

наличие "постаффекторных следов или комплексов", которые в случае наступления впоследствии похожей ситуациинавязывают тот же способ ее разрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.

Депрессия - эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов, неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску.Характерными являются мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам самоубийства. Депрессии у здоровых людей могут быть результатом хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень

переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Иными словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции, одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда или негодования, будут совершенно различными. Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства начинают определять содержание ситуативных эмоций.

Страсти - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации в сфере сознания. Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я. Будучи следствием неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при других условиях формирования личности.

Это люди, в чьи умы приходят оригинальные, порой очень экстраординарные идеи, которые впоследствии воплощаются в хорошие проекты, этим и отличаются творческие люди.

Вот некоторые признаки творческой личности:

Они мечтатели

Когда мы мечтаем, у нас есть возможность не только увидеть себя такими, какими мы хотели бы, но и вспомнить прошлые события из жизни. Все это, по мнению психологов и неврологов, влияет на воображение и креативность человека.

Они смотрят на все с особым взглядом

Творческие люди видят возможности во всем, что их окружает. Все рассматривается как своего рода информация, которая становится ресурсом для творческого самовыражения. Они находят вдохновляющим хаос и расточительность.

Другое дело, что иногда они, внезапно, могут начать записывать свои идеи самым необычным способом, которые часто рождаются спонтанно. Они стараются записать все, что им придет на ум, потому что не хотят лишний раз терять свою идею.

Творческие люди продуктивны в определенное время

Многие великие художники и музыканты говорят, что они более продуктивны либо рано утром, либо поздно вечером. Такие творческие личности, которые работают по вдохновению, совсем не чувствуют времени.

Они могут работать часами, сутками, а затем сделать небольшую паузу, а иногда большую пока вдохновение снова не посетит их. Они почти никогда не работают по восемь часов, как это делают большинство людей, потому что им совсем не хватает обычного рабочего времени для реализации хороших идей.

Диагностика творческих способностей

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

Критерии оценки творческих способностей

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

Принципы методики диагностики творческих способностей

При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

Основные принципы диагностики творческих способностей:

Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

Опросник определения уровня креативности

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Читайте также: