Творчество кандинского и малевича кратко

Обновлено: 30.06.2024

Абстракционизм -одно из наиболее интересных и продуктивных направлений искусства ХХ века, ориентированное на поиск неких чисто художественных пластических форм и цветовых сочетаний, позволяющих создать живописные полотна, предельно лишенные какого-либо вербализуемо-рассудочного содержания.Абстракционисты исходят из предпосылки, что произведения искусства являются самостоятельными сущностями, противостоящими природе, в своей основе не связаны с ней и не должны исходить из принципа внешнего подобия.

Живопись должна называться абстрактной, когда мы ничего не можем узнать в ней от объективной реальности, составляющей нормальную среду нашей жизни.

Идеиабстракционизма развивались в творчестве Хуана Миро, Франца Марка, но самым знаменитый его представитель - Василий Кандинский, являвшийся не только практиком, но и теоретиком данного направления.

Задача искусства - путем ограничения внешнего заставить звучать внутреннее.

Художник-абстракционист может быть сравним с Алисой в Зазеркалье, которая видела улыбку Чеширского кота при отсутствии самого кота. Также и художник-абстракционист свободно манипулирует отдельными свойствами предмета - его формой и цветом, - самостоятельно существующими вне связи со своим носителем.

Творчество В. Кандинского

Период раннего творчества.

Возникновение абстрактных произведений

Русские годы

В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.

Переезд в Германию

Во Франции

Творчество К. Малевича

Черный квадрат" Малевича до сих пор вызывает множество споров и разногласий, хотя был написан еще в 1915 году. До того как К.Малевич изобразил свой "Черный квадрат" он проделал немалый путь в своих творческих изысках. Всегда стремясь избежать живописи в том виде, в каком ее видит заурядный зритель, Малевич быстро совершенствовал свое творчество. Революционное время способствовало развитию новых направлений в искусстве. Социалистический мир побеждал, и большинство чувствовали себя победителями. Художники, поэты старались изобразить что-то новое, неординарное, порой бросая вызов уже новому обществу. Малевич в 1917 году в письме к другу писал: "я провозгласил себя президентом космического пространства". Такие высказывания соответствовали духу того времени. Чего стоит бескомпромиссный манифест "Пощечина общественному вкусу" в исполнении В.Маяковского, В.Хлебникова, А.Крученых. С ними, наиболее яркими представителями футуристического кружка, Малевич сблизился и впоследствии проиллюстрировал немало их произведений, в которых очень гармонично переплетаются рисунки с текстом. В результате весной 1913года на выставке "Мишень" он представил работы, которые резко отличались от экспонируемых на выставке работ. Уже здесь его картины становятся более абстрактными. Опираясь на основной принцип Сезанна (геометризацию, нужно добавить, что Сезанн в тот период являлся для него путеводной звездой), за четыре года Малевич создал не менее восьми различных форм живописи, надеясь превзойти его. Малевич готов был превратиться в лидера нового русского авангарда. "Женщина с ведрами", "Утро после грозы", "Уборка ржи", "Лесоруб", и многие другие работы того периода характеризует сплошная геометризация, объем прослеживается в каждой отдельной форме. Оставаясь приверженцем крестьянской темы, он решал ее по-своему. Крестьяне были для него олицетворением всего человечества, поэтому он так искренне их любил. В характерной манере вызова, он писал: "Одно великое отличие рабочих от крестьян: рисование. Рабочие никогда не рисовали, а потому были не способны украшать свои дома, а также не интересовались искусством - в противоположность крестьянам.Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной пол хаты и делать узоры на печке. Им мастерски удавались изображения петухов, лошадок и цветов. Краски готовили здесь же, используя различные сорта глины. Но, не смотря на нелюбовь к рабочему классу, особенно привлекает внимание его работа "Точильщик". За счет повтора геометрических форм головы, рук и инструмента создается впечатление движения. Механический эффект подчеркивается насыщением объемов металлическими тонами.
От других представителей кубизма его работы отличает присутствие всех цветов спектра, их переливы, большое многообразие ярких оттенков. Это характерная особенность Малевича, которому удалось достичь яркого и выразительного синтеза кубизма и футуризма по пути к полной абстракции. Хотя в тот период футуризм являлся основным соперником кубизма. И этот конфликт был вызван столкновением абсолютно несовместимых идеалов двух направлений. Цвет в кубизме служил основной сущностью картины, а футуристы в сущности картины видели выражение противоречий и тенденций современного мира. Еще с одной проблемой, с которой столкнулся Малевич, это пропаганда безучастия интеллекта, эмоций в творческом процессе.
Но Малевич всегда стремился быть строителем-созидателем, старался обрести в абстрактных формах чистую пластичность, лишенную огромного материала живописного предмета и даже самого принципа объекта. Малевич бросает вызов цвету и форме. Он разделяет свою живопись на "заумный реализм" и "кубофутуристический реализм", а дальше создает свой стиль с названием "алогизм". Особенно новый стиль работы проявился в "Голове крестьянской девушки", где смещение овала лица говорит о "заумности" образа, а платок, словно металлический каркас, обрамляет ее лицо. Портрет рассматривается в своем интуитивном аспекте через живописный контраст и распыление объекта на составляющие элементы. Но чуть позже кубизм в его творчестве взял верх над остальными направлениями. Он сконцентрировал все свое внимание на квадраты, четырехугольники, трапеции, параллелограммы. Первая работа в этом направлении - "Дама на остановке трамвая", где сквозь прямоугольные формы просматривается только табличка с номером и мужское лицо, но ощущается движение трамвая. "Гвардеец", где можно определить каждому свое видение красноармейца в красных, желтых прямоугольниках, "Музыкальный инструмент".Интересно изображение глаза в портрете И.В.Клюна, изгиба губ, форма подбородка. Чувствуется характер и напористость изображенного человека посредством все тех же преломленных линий и форм. В своей статье "От Сезанна до супрематизма" он пишет: "Предметы обладают множеством кратковременных моментов, их аспекты варьируются, и точно также живописное отражение их тоже делается разнообразным. Все эти временные аспекты предметов и их анатомии (слой дерева и тому подобное)охватывает интуиция, как средство конструирования полотна. При помощи этого процесса данные средства конструируются так, что неожиданный характер встречи двух анатомических структур создает диссонанс, в результате чего возникает сила воздействия чрезвычайного напряжения. К "Черному квадрату" Малевич подходил через философское осмысление мира.
Первое появление черного квадрата было в эскизах занавеса к опере Крученых и Хлебникова "Победа над солнцем". К этой опере он также делал костюмы и декорации. Когда под кистью Малевича возник черный четырехугольник, он не мог ни есть, ни спать целую неделю. Настолько важным событием явилась эта картина в его творчестве. Он шел к ней долгие годы. Это был кульминационный момент в его работе, его синтез живописи, скульптуры, прикладного искусства и его философских измерений. Позже он описал Черный квадрат как символ его собственного ухода в мир иной, а Красный квадрат - символ революции, хотя всячески клеймил различные символические толкования. Первое название, которое дал Малевич своему изобретению, было Четырехугольник. В действительности пары сторон не параллельны, четыре угла не являются прямыми. Он писал: "Современность нелегко вмещается в рамки древнего треугольника, поскольку жизнь в настоящее время стала четырехугольной". Для него это своя интерпретация иконы, и во время первого показа картины он расположил работу соответственно, высоко в углу комнаты и на второй последней футуристической выставке картин. Квадрат написан мелкими ударными мазками в стиле импрессионистов. Понятие формы для него - это глыба живописного объема. По его словам:"Художник формирует ощущение, поскольку ощущения определяют цвет и форму. В живописи он считал два важнейших элемента - сила тяжести и невесомость, статика и динамика, итог кубизма и футуризма. Цвет является создателем пространства, цвет вездесущ и всегда светоносен. В основу кубизма он вкладывал значение освобождения от окружающих форм природы и технологии, это своего рода - дорога к абсолютному, свободному творчеству. Далее следуют работы "Белый квадрат", олицетворение увядания форм в пространстве и полное исчезновение. Желтый четырехугольник, превращающийся в трапецию в пределах пространства. Совершается переход от статического этапа Черного квадрата к динамическим формам. Его квадраты распадаются на целое созвездие форм. Это соответствует развитию пилотируемых летательных аппаратов в действительности. Малевич выражает полет через супрематистское осознание мира. Он создает целый ряд Архитектонов, сочетание прямоугольных форм (из гипса). Эти сочетания во множестве были использованы архитекторами. И сейчас, глядя на них, поражаешься современности их форм. В 1927-х годах Малевич возвращается к предметно-сюжетным работам. Они интересны и абсолютно не похожи на предыдущие. Вторая серия работ на крестьянскую тематику отражает разрушительное воздействие коллективизации."Сложное предчувствие", "Девушки в поле", "Спортсмены", "Крестьяне" изображают людей без лиц. По его словам "будущее человека - неразрешимая загадка". Шаблонное изображение людей, отсутствие всякой индивидуальности, роботоризация - отражение не лучшей стороны социалистического мира, революционное брожение закончилось, начался диктат. При этом работы создают впечатление монументальности, торжественности и недосказанности. Последние его работы вообще выполнены в реалистичной манере "Работница", "Автопортрет", "Портрет жены". Такой переход от абстракционизма к формам реализма был продиктован влиянием художников эпохи Ренессанса. И в настоящей реалистичной манере Малевич неординарен, его работы также завораживают и притягивают.

Выверенные картины Кандинского устроены по музыкальным принципам, а супрематизм Малевича прямолинеен как. квадрат. Поговорим о двух таких разных абстракционистах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.











Василий Кандинский:

1. Василий Кандинский с котом Васькой, 1906
2. Ахтырка – Осень, 1901
3. Пестрая жизнь, 1907
4. Вайльхайм-Мариенплац, 1909
5. Композиция VII, 1913
6. Композиция VIII, 1923
7. Композиция IX, 1936
8. Небесно-голубое, 1940

Поговорим об абстракционизме в русском авангарде. В этом разговоре два главных имени — Василий Кандинский и Казимир Малевич.

🔻 Что такое абстракционизм? Это группа течений, которые объединяет один признак: все они не стремятся показать мир как он есть. Линии, фигуры, пятна на этих картинах не напоминают реальность и не ставят такую цель. У Малевича абстракционизм более геометрический, с углами, а у Кандинского — лирический, обтекаемый.

Начнем с Кандинского 👇






Картины Василия Кандинского:

1. Картина с кругом, 1911
2. Черные линии, 1913
3. Контрастные звуки, 1924
4. Композиция X, 1939
5. Вокруг круга, 1940

Теперь обсудим, в чем особенности абстракционизма Кандинского и как он теоретически обосновывал свой подход к живописи.

Вот основные идеи Кандинского 👇

🙏 Важнейшая задача искусства — поиск новых способов выражения духовного начала. Кандинский увлекался идеями Елены Блаватской, Рудольфа Штайнера, теософией и антропософией. Для него математика и мистика представляли неразрывную целостность. Беспредметное искусство прекрасно подходило для выражения невыразимого.

👨‍🎨 Кандинский выделял три уровня произведения искусства. Художник всегда выражает себя:
▫️ как творец — то, что свойственно ему лично, свою индивидуальность;
▫️ как дитя эпохи — то, что присуще этой эпохе, национальным корням;
▫️ как служитель искусства — то, что присуще искусству вообще, проходящее через всех людей, национальности и времена.

🟡 Есть три главных цвета — желтый, синий, красны, и три основных формы — квадрат, круг, треугольник. Каждые цвет и форма воздействуют определенным образом. При этом одна форма подчеркивает значение какого-нибудь цвета, другая — притупляет. Их сочетание и несет в себе не вербальное, сюжетное содержание картины — а эмоциональное и в конечном итоге духовное.


Филиппо Томмазо Маринетти. 1909 год Wikimedia Commons

Примерно понятно, когда авангард появляется и заявляет о себе — в 1910-е; известны и его главные имена. Но довольно трудно это понятное в нескольких словах сформулировать. Вот, например, в авангардной живописи множество беспредметных версий, от экспрессивной абстракции Кандинского до супрема­тизма Малевича. Но целиком он никак не сводится к абстракции. Скажем, Ларионов, Гончарова, Филонов, и не только они, почти или совсем не отступа­ли от изображения предметного мира. А что касается художественной услов­ности, то ее мера не поддается простым подсчетам — так, чтоб сказать, что вот с этого места уже авангард, а раньше еще нет. Авангард — это разнообразие языков и концепций: и индивидуальных, и коллективных. индивиду­альная стилистика очень часто становится групповой, у крупных фигур есть адепты, ученики. И всё вместе это среда. И как раз через среду, через принятые в ней нормы поведения авангард можно попробовать охарактеризовать.




Преподаватели Витебского народного художественного училища. 26 июля 1919 годаСидят (слева направо): Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм; стоит делопроизводительница училища. Wikimedia Commons

Несмотря на многообразие концепций, в авангарде можно выделить два глав­ных вектора, которые не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Например, вектор Малевича — мироустроительный: речь идет уже не о пре­образовании искусства, но о преобразовании мира через форму и цвет. Мале­вич — безусловный харизматик и великий стратег, он подходит к своей дея­тельности как человек демиургической воли — с намерением изменить все. А рядом существуют разные формы органического авангарда — ненасильствен­ного, призывающего не менять природу, а прислушаться к ней: у Матюшина, Филонова, отчасти у Татлина. Татлин, считающийся родоначальником русско­го конструктивизма, вслушивается в голос материала, дорожит им. Его контр­рельефы — объемные композиции из деревянных, металлических и даже сте­клянных частей, прикрепленных к доске, — крайне радикальны в расставании с традиционной картинной плоскостью, и одновременно они обладают и каче­ством почти даосско-буддистского смирения перед природной данностью де­рева или железа. Существует легенда о том, как Татлин выбил стул, на котором сидел Малевич, предложив ему посидеть на абстрактных категориях формы и цвета.


Владимир Татлин. Угловой контррельеф. 1915 год State Russian Museum / Bridgeman Images / Fotodom


Казимир Малевич. Женщина с ведрами. 1912 год Wikimedia Commons, MoMA

Василий Кандинский и Казимир Малевич — широко известные и любимые многими, два главных русских авангардиста начала XX века, которые являлись одними из основоположников абстракционизма.

Полагаю, вы уже сгораете от нетерпения познакомиться с ними получше. Согласна, ведь как можно говорить о полотнах художников, не узнав хотя бы основные факты из их жизни.

Поскольку старшим всегда нужно уступать , начнем с краткой биографии Василия Васильевича Кандинского (он старше Малевича на тринадцать лет). Художник, изобретший абстрактную живопись, родился в Москве в 1866 году. Его идеи изменили мир, музыку, кино, танец, архитектуру, дизайн. Он оказал огромное влияние на весь мировой авангард и, конечно же, на художников. Влияние Василия Васильевича отражает то, к чему он сам стремился всю жизнь – это абсолютный синтез всех искусств, или искусство будущего. И последняя цель, на пути искусства – это создание картины, которая должна жить.

Немного цифр:

Он много где обучался живописи, а потом и преподавал. Немного цифр:

Зал работ Кандинского и Малевича расположен на третьем этаже в Главном Штабе Эрмитажа. Также часть работ художников можно увидеть на четвертом этаже в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых.

Читайте также: