Творчество ф лопухова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Согласно Википедии [Лопухов, Фёдор Васильевич // Википедия. [2012—2012]. Дата обновления: 16.10.2012] русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), заслуженный балетмейстер РСФСР (1927).

Образование Фёдора Лопухова

Закончил Императорское Театральное училище и с 1905 года принят в труппу Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 года.

Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С.М. Кирова) в 1922 – 1931, 1944 – 1946 годах и 1955 – 1956 годах.

Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху.

Профессионализм Фёдора Лопухова

Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М.И. Петипа.

Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нём большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее, основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора) (отметим на будущее сей факт – Ломов).

Фёдор Лопухов как новатор хореографии

Наряду с К. Голезовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире).

Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета (и этот – Ломов).

Фёдор Лопухов как худрук

Лопухов – создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М.П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931 – 1936 годах.

Надо же, и профессиональная подготовка хореографа МАЛЕГОТа, Фёдора Лопухова не оставляет сомнений в исключительном профессионализме последнего.

На его творчестве выросло не одно поколение балетмейстеров. Его находки живут в постановках молодых хореографов. А восстановленные им танцы вошли в золотой фонд классического балета.

Фёдор Васильевич Лопухов / Fedor Lopoukhov

Федор Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года. Его отец, Василий Лопухов, бывший крепостной, в армии дослужившийся до старшего унтер-офицера, был капельдинером в Александринском театре. Едва успев устроиться на эту должность, он женился на шотландке Констанции Розалии Дуглас. Федор был их вторым ребенком.

В 1895 году Федор и его старшая сестра Евгения были приняты в театральное училище.

Учился Лопухов средне, однажды даже остался на второй год – не справился с общеобразовательными предметами. Правда, к концу обучения все наладилось. Его любимым предметом была музыка. Он отлично играл на гитаре и рояле, а когда стал балетмейстером – очень пригодилось умение читать партитуру.

Педагогом Лопухова был Николай Легат – убежденный хранитель традиций классического танца. Свой предмет он знал безупречно и на всю жизнь остался для ученика образцом учителя. Именно Легату Лопухов был обязан своим глубоким знанием классического танца – ведь, кроме новаторских постановок, Федор Лопухов был прекрасным классическим балетмейстером.

После окончания училища Федор Лопухов был зачислен в кордебалет. По своим данным он не мог рассчитывать на роль премьера, однако, как и всякий танцовщик, Лопухов мечтал о сольных партиях. Правда, и кордебалет пригодился ему впоследствии в его балетмейстерской деятельности. Обладая великолепной сценической памятью, Лопухов впоследствии поражал артистов знанием мельчайших деталей хореографического рисунка того или иного балета. Сольные партии Лопухов начал изредка получать лишь в начале своего второго сезона.

Московская школа балета казалась Лопухову более плодотворной, чем петербургская. В конце концов он добился того, что его на полгода отправили в Большой театр. Там он смог воочию увидеть работу Александра Горского, которая его очень интересовала. Но он уже тогда с неодобрением относился к вольному обращению Горского с классическим наследием. Именно тогда Лопухов начал задумываться о праве балетмейстера на переделку спектаклей, вошедших в сокровищницу балетного наследия.

Первая мировая война прервала беззаботную жизнь. Лопухов был мобилизован в первый же месяц, однако в солдатских казармах он пробыл недолго. Через некоторое время Федор Лопухов определен в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны. В Петербург он стал попадать лишь изредка, но во время пребывания в городе был совершенно свободен и продолжал выступать на сцене.

Первые революционные годы были для балета не лучшими. Шли все те же спектакли, новых не появлялось, а количество талантливых танцовщиков неуклонно сокращалось – многие уезжали за границу по принципиальным соображениям или не выдержав невыносимых условий существования. Постоянное недоедание и холод сделали травмы на сцене постоянными. Однако внезапно вспыхнул бурный интерес публики к балету. Залы были переполнены на каждом спектакле, независимо от репертуара. Для тех, кто хотел работать, кто стремился к творческому поиску, предоставлялись широкие возможности.

В 1920 году Лопухов упоминается в документах театра как балетмейстер, в 1922 году он назначен балетмейстером-руководителем, а в 1925 году занимает и пост управляющего труппой. Теперь и художественное, и административное руководство было сосредоточено в его руках.

Лопухова интересовали более всего вопросы взаимоотношений хореографии и музыки, а также проблемы танцевального симфонизма. Лопухов утверждал, что постановка балета невозможна без тщательного и серьезного знакомства балетмейстера с музыкальной партитурой, заявляя также, что даже различная инструментовка одной и той же мелодии непременно должна иметь свое отражение в хореографии.

Большого труда стоило ему восстановить некоторые эпизоды, безжалостно выброшенные другими реставраторами. Некоторые из них восстановить так и не удавалось – они были попросту забыты, и никаких материалов, касающихся их, не сохранилось. В таком случае Лопухову приходилось ставить утерянные сцены самостоятельно, и в этом в полной мере проявилось его мастерство стилизации.

Лопухов был одержим идеей точной формы и не боялся экспериментов. Стараясь понять работу мышц во время экзерсиса, не побрезговал препарировать человеческую ногу в анатомическом театре. Он на время ввел в моду акробатичный конструктивизм. Ему повезло – рядом оказались молодые артисты, способные реализовать его замыслы, – Петр Гусев и Ольга Мунгалова.

Лопухов покинул столицу. Он работал в различных театрах страны, занимаясь постановками отдельных балетов.

Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе. Занимаясь всю жизнь балетмейстерской деятельностью, испытав радости и неудачи этой сложной профессии, Лопухов как никто другой понимал важность обучения ей. Еще в 1937 году, занимая пост художественного руководителя Ленинградского хореографического училища, он организовал балетмейстерские курсы. А в 1962 году по его инициативе было открыто балетмейстерское отделение при Ленинградской консерватории.

Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года.

Лопухов свободно читал партитуру, и ритмический танец становился у него действительно полифоничным. Балетмейстер проявил активность и в разработке хореографической лексики: полуакробатические верхние поддержки впервые приобрели право гражданства на академической сцене.

В 1922 Лопухов был назначен балетмейстером-руководителем, а с 1925 одновременно управляющим балетной труппой. На этом посту он пробыл до 1931. За 10 лет балетная труппа п/р Лопухова восстановила классический репертуар. Уникальная хореографическая память, знание стилистических приемов и особенностей каждого балетмейстера сделали Лопухова одним из лучших реставраторов балетов М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина.

Постановки Лопухова весьма разнолики, среди них встречались и большие удачи и поучительные провалы. Время не сохранило для потомства ни одной из них. И все же многое найденное в 20-е годы Лопуховым живет в творчестве разных балетмейстеров, вне зависимости от того, считают они себя учениками замечательного мастера или нет.

Стремление авторов создать балет-праздник, пронизанный молодостью, весельем, радостью, сплавить виртуозный классический танец горожан с характерным танцем колхозников не нашло убедительного воплощения. Первые представления, однако, прошли с большим успехом, похвалы прессы были почти единодушны. Балетмейстер перенес спектакль на сцену ГАБТа.

В 1962-67 Лопухов руководитель (с 1965 профессор) балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Его новые ученики — Г. Алексидзе, Н. Маркарянц, Н. Боярчиков, А. Дементьев — уже получили известность.

Фото балетмейстера Федора Лопухова

Фёдор Лопухов многое сделал для развития хореографического искусства. Он был и остаётся мастером классического танца. Фёдор Васильевич - один из немногих основателей балета без сюжета. Он был одним из представителей династии балетмейстеров с мировым именем.

Творческий путь Фёдора Васильевича

В 1835 году он был зачислен в театральное училище. Там у него были средние способности, но особую любовь Фёдор питал к музыке. В училище у него был любимый преподаватель, который коренным образом повлиял на дальнейшее творчество балетмейстера. Потом в его жизни училище сменилось кордебалетом. Он мечтал о сольном исполнении, но увы - это были лишь грёзы. Но каждой мечте суждено рано или поздно осуществится. Так и произошло с мечтой Фёдора. Благодаря своей уникальной памяти он смог обратить на себя внимание. Уже во втором сезоне он мог рассчитывать на соло, но это было лишь иногда. Большой театр стал для него фундаментом для дальнейшей карьеры. Он был противником старых устоявшихся правил и решил во что бы то ни стало изменить ход спектаклей.

Мировая война внесла изменения в творчество Лопухова. Недавно театром мало кто увлекался, интерес к нему угас, но вдруг всё резко изменилось. Теперь Лопухов сможет наконец осуществить задуманное им ранее. Память его не подвела. Она помогла ему воссоздать то, что казалось было навсегда утрачено. Многие ведущие балетмейстеры уехали за границу, поэтому было тяжело всё восстановить заново, но ему это удалось.

В 20-х годах о нём заговорили как о балетмейстере, но пару лет спустя он стал балетмейстером-руководителем. Им было поставлено сотни балетов. Успех и известность длились недолго. За Лопуховым началась травля. Ему пришлось покинуть театр, в котором долго работал. Долго странствовал по стране. Затем работал в Ашхабате, Ташкенте, но в итоге вернулся в Ленинград. Кировскому театру нужен был руководитель. Он пережил и взлёты и падения, был преподавателем и руководителем и достойным сыном своей Родины. Он был организатором курсов балетмейстеров при Ленинградском хореографическом училище. В Ленинградской консерватории при его участии было даже открыто балетместерское отделение. Были поставлены миниатюры танцев для детей.

Особенности творческого подхода балетмейстера, его новаторство в этой области

Лопухов попытался разнообразить хореографическую лексику, полуакробатические верхние поддержки можно и нужно было использовать на профессиональной сцене. Он смог восстановить давно забытые балеты Фокина, Иванова. Лопухов постоянно экспериментировал, создавал и вносил новые идеи, пытался создать новшество в классическом. Он разнообразил постановки народных танцев.

Достижения и наследие великого балетмейстера


Создавая свой балет "Ледяная дева", Лопухов и не подозревал, что получит звание "Заслуженного балетмейстера". Этим званием он был титулован один в РСФСР. Его работы, к сожалению, забываются, но его внук (который пошёл по стопам великого деда) пытается восстановить добрую память о своём знаменитом предке. Молодые, подающие надежды хореографы удостаиваются премии имени Фёдора Лопухова.

Известный балетмейстер, народный артист, педагог, он сделал многое за всю свою жизнь. В одном из его балетов актёры играют под своими собственными именами. Но после него остались последователи, которые чтят память своего учителя. Он также издал книгу, в которой практику немного опережала теория. Основновые проблемы, интересовавшие его: взаимосвязь хореографии и музыки. Он считал, что музыка зависит от сопровождения, и каждое такое сопровождение меняет её коренным образом. Фёдор Васильевич также занимался проблемами танцевального симфонизма. Это уникальный человек с большой буквы, вошедший в историю балета и хореографии.Известные его работы: "Мексиканский кабачок", "Жар-птица", "Величие мироздания" и др. Читай далее про обучение танцам.

Федор Лопухов

Творчество Федора Лопухова пришлось на эпоху бурных поисков и новых открытий в балете. И этот балетмейстер стал одним из тех первооткрывателей, на чьих находках выросло не одно поколение артистов.

Федор Васильевич Лопухов родился в 1886 году в семье капельдинера Александринского театра. С девятилетнего возраста он обучался в театральном училище – не то чтобы очень хорошо, особенно тяжело давались общеобразовательные предметы, из-за этого даже остался один раз на второй год. Но какой предмет давался ему особенно хорошо и был особенно любим – так это музыка. Он прекрасно играл на фортепиано и гитаре, а навыки чтения партитур впоследствии очень пригодились в балетмейстерской деятельности. Классическому танцу Ф. Лопухов обучался у Н. Легата.

После окончания училища Ф. В. Лопухов стал артистом кордебалета. Он мечтал о сольных партиях, но получать их стал лишь к концу второго сезона, да и то изредка. Мечтая поближе познакомится с московской балетной школой, он добился отправления в Большой театр на полгода. Это позволило ему познакомиться с творчеством А. Горского – и обращение этого балетмейстера с классическим наследием показалось Ф. Лопухову излишне вольным.

Первые годы после Октябрьской революции были тяжелыми не только для Ф. В. Лопухова лично, но и для всего русского балета в целом: холод, голод – многие талантливые артисты уезжали за границу, не выдержав таких условий (а кто-то делал это по идеологическим мотивам), исполнителей не хватает, новые спектакли не ставятся. Но вскоре происходит всплеск интереса к балету. В новой ситуации Ф. В. Лопухов играет в труппе Мариинского театра (впоследствии – Театра им. С. М. Кирова) колоссальную роль: он всегда отличался прекрасной памятью – он помнил мельчайшие детали спектаклей, и это было очень важно, когда пришлось восстанавливать утраченные фрагменты балетов. Кроме того, ему удается прекрасно ставить кордебалетные номера для меньшего количества артистов, сохраняя при этом стиль. В 1920 году Ф. В. Лопухов становится балетмейстером, в 1922 – балетмейстером-руководителем, а в 1925 – управляющим труппой.

Почти до самой смерти балетмейстер продолжал работать. Занимался он и преподаванием, именно по его инициативе в 1962 году при Ленинградской консерватории было открыто балетмейстерское отделение.

Читайте также: