Творчество джорджо вазари кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учителем и другом Вазари был великий Микеланджело. Заказчиками – правители Флоренции и сменявшие друг друга римские Папы. И как художник, и как писатель Вазари был необычайно удачлив и чрезвычайно плодовит.

Ранняя смерть отца переложила на плечи Джорджо заботу о младших Вазари – двух братьях и трех сёстрах. В XVI веке существовало всего два источника доходов для художника. Первый – заказы от соборов и монастырей. Второй – патронат влиятельного синьора. И обе возможности Вазари использовал сполна.

Конечно, всё это весьма специфическим образом характеризует вкусы кардинала. Но и о творческом методе Вазари тоже многое говорит: в дальнейшем он всегда будет предпочитать композиции многофигурные и несколько избыточные. И, кстати, признается, что никогда не любил писать портреты. А античная Венера останется с Вазари навсегда: он умудрится поместить её даже рядом с христианским аскетом Иеронимом.
Но и в Риме Вазари не задержался. Кляня местный климат и уверяя, что даже слёг от римской жары, возвратился в Ареццо. А уже оттуда направился во Флоренцию. Там его берёт под свое крыло Оттавиано деи Медичи, заменивший ему отца.

Получив первые серьёзные деньги, Вазари займётся устройством судьбы сестёр: одну отдаст замуж, а вторую – в монастырь, снабдив в качестве приданого собственными работами на религиозные темы.

Несмотря на налёт цивилизации и культуры, острые вопросы в Италии по-прежнему решались с помощью кинжала или яда. В 1537-м в результате заговора гибнет Алессандро Медичи. Потерявший покровителя Вазари понимает, что рассчитывать следует только на себя. Но он уже успел сделать себе имя и заказы из разных уголков Италии стекаются к нему рекой.

Коммуникабельность, покладистый характер и умение угодить сильным мира сего очень быстро выдвигают Вазари в число первых итальянских художников, назло многочисленным конкурентам – не исключено, что более одарённым, но гораздо менее удачливым.

Привечают его во многих частях Италии – от Болоньи до Флоренции и от Тосканы до Рима. Особняком стоит разве что Венеция и её корифей Тициан, чьё творчество навсегда останется Вазари чуждым. Венеция ценит исключительно колорит, художники здесь часто пренебрегают рисунком. А для Вазари рисунок – сердце искусства, его основа основ. В год смерти Микеланджело Вазари станет одним из основателей Академии рисунка – прообраза нынешних европейских художественных академий.

Для папы Юлия Вазари стал разрабатывать проект его резиденции – виллы Джулия (сейчас там размещается Музей этрусского искусства), но через некоторое время настолько устал от постоянно меняющихся причуд святейшего, что передоверил дело другим.

Джорджо Вазари по прозвищу Аретино (Giorgio Vasari, Aretino; родился 30 июля 1511 г. — умер 27 июня 1574 г.) — известный итальянский живописец периода маньеризма, которого прославили не столько картины, сколько его труд по истории искусства XIV-XVI веков. Творчество Джорджо Вазари было многоплановым: он писал на холсте и дереве, работая маслом и темперой, расписывал фресками храмы, получил определённую известность в качестве архитектора. Но обессмертил его имя литературно-исследовательский труд, считающийся одной из первых работ по искусствознанию.

Джорджо Вазари — человек с интересной судьбой: он создал искусствоведческий труд такого значения, что тот заслонил своей славой художественное творчество живописца. А ведь Аретино интересен и как художник — мастер религиозного и мифологического жанров, баталист и портретист.

Джорджо Вазари. Фреска. Роспись свода Палаццо Веккьо, 1555-1572

Вазари писал вычурные, композиционно сложные картины, насыщенные аллегориями. Тому, кто хочет составить представление о маньеризме, достаточно взглянуть на эти работы — и станут ясны особенности стиля.

Биография Джорджо Вазари

Когда ребёнку было одиннадцать лет, его отдали учиться живописи. Талант мальчика, помогавшего расписывать храм, заметил кардинал Сильвио Пассерини (Silvio Passerini). Он отправил 13-летнего паренька в столицу Тосканы — Флоренцию, являвшуюся одним из центров искусства Италии.

Молодость у художника была непростой. Он был ещё подростком, когда потерял отца, и все тяготы по содержанию большой семьи (а было у Аретино пять братьев и сестёр) легли на его плечи. Выручили талант и трудолюбие: несмотря на свой юный возраст, Вазари-Аретино быстро приобрёл уважение в профессиональной среде и обзавёлся влиятельными покровителями из аристократического семейства Медичи.

У Джорджо было немало наставников. Сначала его учил француз Гильом де Марсилья (Guillaume de Marseille), волей судьбы оказавшийся в Ареццо, а после переезда в блистательную Флоренцию учителями юноши стали художники-маньеристы Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Баччо Бандинелли (Baccio Bandinelli) и Россо Флорентино (Rosso Fiorentino).

Довелось Джорджо Вазари учиться и у самого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Именно этот живописец был для него олицетворением гениальности.

Но сам Аретино не стал преемником идей Возрождения. Ему более близки оказались принципы маньеризма, отринувшего ренессансную ясность и простоту во имя затейливости и эффектности.

Творчество Джорджо Вазари всецело отражает особенности эпохи, в которой ему довелось жить: он родился на излёте Позднего Возрождения, когда ещё творил великий Микеланджело, но уже наступил кризис ренессансного мировоззрения. В искусстве возобладали принципы маньеризма с его стремлением к внешним эффектам, за которыми скрывалось тревожное мироощущение и поиски новых художественных смыслов.

Картины мастера были типичны для маньеризма. Для его кисти характерны:

  • изломанность поз (живописцы-маньеристы постоянно искали наиболее эффектные позы для своих персонажей, нередко пренебрегая естественностью и пропорциями);
  • многофигурные композиции;
  • красочность (несмотря на то, что он предпочитал холодную палитру);
  • детальная, мастеровитая проработка деталей;
  • экспрессивность и порой даже аффективная эмоциональность, что особенно заметно в картинах, посвящённых мученичеству святых (впоследствии эту несколько театральную драматизацию сюжетов, свойственную маньеризму, разовьёт и выведет на уровень высокой драмы зарождающееся барокко).

Постепенно живописец стал весьма небедным человеком. Но, как говорил сам Аретино, влекла его не нажива, а слава.

Работая над этой книгой, Вазари кропотливо собирал данные о предшественниках и современниках: от Чимабуэ до маньеристов. В литературной обработке ему помогали монах Маттео Фаетано (Matteo Faetano) и писатель Аннибале Каро (Annibale Caro).

Правда, впоследствии обнаружилось, что в работе есть выдумки и неточности. А нескольким коллегам, которых автор недолюбливал, досталось немало язвительных слов. Своему же творчеству Аретино уделил немало страниц (излишняя скромность для него была нехарактерна).

Самые известные картины Джорджо Вазари

Картины Джорджо Вазари — шедевры тосканского маньеризма. К числу его самых известных работ относятся:

Содержание

Биография Джорджо Вазари

Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо.

В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы.

Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения.

Творчество Мондриана

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.

Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.

Abraham and the Three angels St. Luke Painting the Virgin The Nativity

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа.

Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.

Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

Интересные факты из жизни художника

К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца.

Vulcan

Позднее монах Маттео Фаэтани, обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников.

Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени.

Это второе издание украшено портретами художников.

Библиография

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

Джорджо Вазари – представитель итальянской школы Эпохи Возрождения . Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.

Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).

С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.

Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.

Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с Рафаэлем , Микеланджело и Леонардом да Винчи .

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.

Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.

Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.

Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.

Коридор Вазари

Коридор Вазари. 1565 г. Флоренция

Молодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.

Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.

После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.

Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.

Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!

Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.

Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и Тициан , и Рубенс.

Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.

В 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.

До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.

В 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.

Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове.

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

Одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине “Обручение святой Екатерины”.

Как Вазари стал первым искусствоведом

Джорджо Вазари оставил о себе память и как первый искусствовед в истории: он создал “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.).

К этому монументальному труду Вазари отнесся очень добросовестно. На протяжении всей жизни продолжал вносить дополнительные сведения о современных деятелях искусств.

Ссылка на бесплатный курс

В “Жизнеописаниях” представлены более 200 биографий представителей эпох Античности, Средневековья и Возрождения (именно Вазари первым так назвал эти Эпохи).

В его времена немало писалось биографий художников. Но именно “Жизнеописания” до сих пор популярны. Ни одно исследование тех эпох не обходится без ссылки на Вазари.

Почему же он так популярен? Дело в стиле написания. Он добавляет в биографии мастеров много интересных подробностей о характере художников.

Именно благодаря ему мы знаем, что Джотто был ещё тот шутник; Мазаччо был добродушным, но витающим в облаках; а Уччелло был помешан на совершенствовании мастерства, так, что не замечал ничего вокруг, даже свою прекрасную молодую жену.

Не забыл Вазари оставить и своё жизнеописание. Все-таки он был честолюбивым человеком. А ещё считал себя в первую очередь художником. И именно в этом качестве хотел войти в историю. Но получилось не совсем так, как он планировал.

Умер Джорджо Вазари 27 июня 1574 года во Флоренции.

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает. Ok

Джорджо Вазари: картины, биография

Вазари любил представляться выходцем из Ареццо в Тоскане, поэтому за ним закрепилось прозвище Аретино. Там он родился в 1511 году и вырос. В 11 лет он уже стал учиться расписывать церкви, хотя его отец был гончаром. Близость Флоренции, тогдашнего крупного центра искусств и политической жизни, сыграла свою роль, и юный Вазари уже через год стал учиться у великого Микеланджело, Андреа дель Сарто и Бандинелли. Покровительство представителей рода Медичи внезапно закончилось, когда им пришлось бежать из Флоренции, и Вазари вернулся в родной Ареццо. Здесь ему пришлось довольно туго — отец скончался, и художник был вынужден один содержать большую семью.

С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.

Это был труд всей его жизни, который подвергался корректировке и литературной обработке даже после его окончания в 1550 году. В книгу вошли жизнеописания и творчество множества современников Вазари и во многом именно благодаря его литературному подвигу мы так много знаем о жизни и искусстве Италии этого периода.

Читайте также: