Творчество акиры куросавы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особенности национальной культуры Японии, способствовавшие образованию принципов японского кинематографа. Начало творческого пути А. Куросавы. Особенности художественного и режиссерского мастерства А. Куросавы, применяемые в работе со съемочной группой.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2017
Размер файла 6,1 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

Глава 1. Творчество Акиры Куросавы на заре становления японского кинематографа

1.1 Становление японского кинематографа

1.2 Творческий путь Акиры Куросавы в условиях зарождения японского кинематографа

Глава 2. Анализ творчества Акиры Куросавы

2.1 Творчество Акиры Куросавы на примере наиболее выдающихся его работ

2.2 Творческие решения в фильмах Акиры Куросавы

2.3 Специфика работы со съемочным коллективом

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что японскому режиссеру Акире Куросаве удалось сблизить в искусстве кинематографа две противоположных культуры Запада и Востока, а так же оставить после себя уникальное кинематографическое наследие. Идеи и приемы этого режиссера широко заимствуются постановщиками всего мира, его приемы широко использовали в своем творчестве Френсис Коппола, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Джеймс Кемерон, Хаяо Миядзаки и др.

Подходя к изучению кинематографа в целом, важно отметить, что он является одной из важнейших отраслей искусства, поскольку занимает немаловажное значение в сферах культуры и творчества. С момента зарождения кинематографа человечеству представилась возможность, сохранить и передать миллионам людей, информацию различного когнитивного, исторического, политического характера. В наше время для некоторых стран, киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Так же важно отметить огромное значение киноискусства. Зародившись в конце XIX века, кинематограф продолжает развиваться, воплощая в себе все самые смелые мечты. Реализуя потребности людей став уже частью нашей коммуникации. Однако совсем не так давно кинематограф не был столь распространенным явлением, еще в 30х годах царило убеждение, что кинофильму не нужна своя, особая драматургия, отличная от театральной, и долгое время киноискусство продолжало придерживаться строго театральной манеры.

Рассматривая восточное в частности японское кино важно учесть то, что чаще всего нам приходилось рассматривать искусство кинематографа в поле культуры европейского типа, а так же США, что приручило нас к определенным ассоциациям, определенной структуре произведения, а так же манере исполнения актеров. Таким образом, знакомясь с предметами искусства другой культуры, а в частности кино и в частности японского нередко возникают трудности в системе восприятия. И как раз Акире Куросаве удалось создать произведения понятные не только у себя в стране. Этим обусловлена актуальность выбранной темы, Акира Куросава создавал фильмы, которые врезались в общемировой строй киноискусства. Они стали классическими примерами высокой кинодраматургии и кинематографического мастерства.

Говоря об общем культурном состоянии страны, в Японии, к рассвету творчества Куросавы ежегодно снималось свыше трехсот фильмов на темы исторически связанные с японским средневековьем, такого количества исторических фильмов не снималось нигде в мире. Мировую известность японский кинематограф получили благодаря режиссёру Акире Куросаве, его идеи и приемы широко заимствуются постановщиками других стран, и по сей день, они превратились в мировое достояние. Именно благодаря этим фактам возник познавательный интерес к рассматриваемой теме курсовой работы, для кинематографа в целом, творчество Куросавы является огромным пластом искусства и новаторства, он сочетал в своих работах великие традиции японской литературы с современными технологиями, а так же западной интернациональностью способа подачи материала. Именно ему удалось перенести на экран все самое лучшее, что было создано многовековой японской культурой, не лишая ее тонкого традиционного смысла.

Целью данной курсовой работы является изучение творчества Акиры Куросавы сквозь призму характерных особенностей его кино-работ.

Важнейшими задачами, стоящими в процессе выполнения работы, является:

1. Раскрыть особенности национальной культуры Японии, которые способствовали образованию принципов и особенностей национального японского кинематографа.

2. Рассмотреть начало творческого пути Акиры Куросавы.

3. Охарактеризовать творчество Акиры Куросавы на примере наиболее выдающихся его работ.

4. Обозначить художественные и технические приемы в мастерстве Акиры Куросавы.

5. Выявить особенности режиссерского мастерства Акиры Куросавы применяемые в работе со съемочной группой.

Объектом данной курсовой работы является творчество Акиры Куросавы.

Предметом исследования творческие решения в фильмах Акиры Куросавы.

Глава 1. Творчество Акиры Куросавы на заре становления японского кинематографа

1.1 Становление японского кинематографа

То, что развитие кино в Японии шло не столь стремительным путемобусловлено тем, что до середины девятнадцатого века Япония была истинно средневековой страной, с абсолютной зависимостью подданного от властителя. Вся жизнь японца состояла из ритуала, ситуация в стране стала, меняться к 1867 году, до этого страна была полностью изолирована от всего мира. В нее не проникали европейские технологии, европейские идеи.

Таким образом, начало японской киноиндустрии можно отметить 1900годом но, не смотря на то, что ориентация на западную культуру уже началась, мироощущение японцев менялось не столь стремительно. Что касается литературы и театра то они оставались верными традициям еще долгое время, и кроме традиционного представления об искусстве своей страны японцы еще долго не принимали новых культурных введений с запада. Поэтому первые японские фильмы выражали новыми средствами старые принципы и старое содержание японского театрального представления. Примерно к двадцатым годам в Японии начала зарождаться битва между старым и новым.

Важным событием в установлении новых традиций, в области кинематографа Японии, стала поддержка киноиндустрии якудзой, руководство студиями с самого их возникновения осуществлялось гангстерами. Поэтому до 1930 - х годов многие выпускники университетов не приходили в область кино.

Ситуация стала меняться к 1930 году когда из-за не стабильности в стране выпускники университетов и колледжей вынуждены были идти в киностудию. Именно так в кино попали выдающиеся режиссеры Акира Куросава, Тадаси Имаи, и др.

Вскоре Япония отбросила стягивающий массы феодализм и ринулась навстречу современности. И именно в кино новые современные веяния были самыми живыми и яркими. Заимствовав голливудские и европейские принципы, Япония уже к концу 1950-х годов вышла на первое место в мире по выпуску фильмов, выпускалось свыше 300 картин ежегодно, а в 1958 более 500. Таким образом, становиться понятно в каких условиях проходило зарождение японского кинематографа, очень важно отметить то что, не смотря на огромное и жадное поглощение западных идей, культура Японии смогла сохранить в себе всю свою самобытность и уникальность. В эпоху того времени японцы очень яростно заимствовали принципы западной культуры, они скорее пытались приобщиться к новшествам, однако новое изобретение столкнулось с сильной и устойчивой культурной традицией. Именно эта традиция наложила отпечаток на облик японского фильма и породила самобытный кинематографический язык Японии. Язык, который позволит нам наиболее точно понять замыслы и идеи японских режиссеров, а в частности Акиры Куросавы.

1.2 Творческий путь Акиры Куросавы в условиях зарождения японского кинематографа

Акира Куросава родился в Токио 23 марта 1910 года. Он был самым младшим ребенком в семье бывшего офицера из семьи потомственных самураев. С ранних лет режиссер проявлял способности к каллиграфии и рисованию, а так же увлекался кендо. В 1927 году в возрасте семнадцати лет Акира Куросава поступил в школу западной живописи, где особый упор делался на европейские живописные техники и приемы. Считается, что большое влияние на Акиру Куросаву оказал его старший брат Хейго, который любил кино и профессионально работал комментатором в кинотеатре.

До устного экзамена добрались семеро: несложно догадаться, что среди них был молодой живописец Акира Куросава. В молодости Куросава мечтал стать художником и добиться признания в Париже. Его талант живописца нашел выражение в подготовке раскадровок к собственным постановкам. (Ил.№2)

Глава 2. Анализ творчества Акиры Куросавы

2.1 Творчество Акиры Куросавы на примере наиболее выдающихся его работ

В итоге после окончания съемок выяснилось, что картина оказалась куда длиннее, чем рассчитывалось. В Японии фильм вышел в прокат не урезанным, а для Венеции фильм сократили в первой части. Таким образом, первая половина фильма вышла бессвязной, большинство критиков его не поняли. Зато вторая часть в Венеции понравилась, там ее приняли, Куросава отмечает, что небольшие сокращения во второй части, пошли фильму на пользу. японский национальный кинематограф куросава

Изначально фильм должен был представлять собой просто экранизацию трагедии Шекспира, сложности возникли в отличительном образе мышления японцев. У японцев другой взгляд на ведьм и духов, так как в их культуре широко распространен синтоизм, японцы допускали существование духов природы; воды, ветра, земли и др. все они не редко отождествлялись с мистическими существами, которые так же носят широкое распространение в японской религии. Однако ни духам, ни ведьмам в японском представлении не свойственна беспричинная мстительность и враждебность. Поэтому в фильме Куросава использует приемы театра.

2.2 Творческие решения в фильмах Акиры Куросавы

Акира Куросава [8,стр.89]

Важно отметить то, что Куросава изобрел немало новаторских приемов операторской работы, такие как съемки одной сцены одновременно с трех камер. На сегодняшний день этот прием в кинематографе применяется достаточно часто, но мало кому известно, что впервые именно Акира Куросава использовал его. Прием широко применяют в своем творчестве Стивен Спилберг и Джеймс Кемерон.

Куросава вынужден был использовать 500 миллиметровые телеобъективы для съемок крупного плана, так как впервые снимал тремя камерами издалека. Благодаря такому принципу актеры естественнее играли, и это значительно сокращало объем пленки, так же режиссер отмечает, что при съемках батальных сцен с лошадьми трудно предугадать, где, какая из них поскользнется и что может произойти вообще, поэтому он был вынужден установить сразу три камеры. Но такой способ не всегда универсален, как обнаружил Куросава, он не пригоден для съемок статичных сцен, выяснилось, что при этом смазывается синхронность игры актеров и теряется сюжетное единство.

Таким образом, можно причислить к творческим решениям Куросавы все его новаторские приемы и идеи. Начиная от технических новшеств заканчивая поправкой драматургии актерского состава, Куросава направлял каждый из аспектов киноискусства. В своих фильмах он в равной степени принимал участие в съемках каждого эпизода, самостоятельно обходил каждую из камер, установленных на площадке, регулярно следил за костюмами, оттачивал актерские умения, писал музыку и сценарии. Он часто находил необыкновенные решения для своих замыслов, использовал уникальные техники и приемы съемок разработанные им лично. Теперь эти приемы заимствуются многими режиссерами мира, и на большинстве из них строится современное киноискусство.

Акира Куросава обладал широким представлением о том, каким должен быть фильми большой свободой воображения, остается только догадываться, какие невероятные фильмы он снимал, если бы обладал современной техникой, свободой от цензуры и прочих ограничений.

2.3 Специфика работы со съемочным коллективом

Говоря о творчестве Акиры Куросавы необходимо так же выделить команду, которую создал режиссер, с помощью которой ему удалось снимать его неповторимые фильмы. Открытые и взращенные Куросавой многие операторы, композиторы, художники по костюмам и актеры, помогали вносить неоценимый вклад в развитие киноискусства.

Суровая школа Куросавы была лучшим аттестатом высокого профессионализма киноработников, в итоге после того как Куросава отправился в Америку вся его команда быстро была разобрана местными режиссёрами.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая.


Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвется трагически — он уйдет в горы и покончит с собой.


21 мая 1945 года Акира Куросава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.


Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. И в том же году он встретился с малоизвестным актером Тосиро Мифунэ, который поражал необузданным темпераментом.

Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие. Следуя традиции, он ставит картины в историческом и современном жанрах, но независимо от выбранной эпохи зрителя поражает в его фильмах сила чувства, необычность композиции, яркость человеческих характеров.


Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником, космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой (Достоевский, Толстой, Чехов, Горький), французской живописью (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Руо), немецкой музыкой (Бах, Шуберт), американским кино (Джон Форд). Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называют Мастером, Учителем и даже Императором.

История жизни Акира Куросава


Работая с небольшой группой постоянных актеров, Куросава добивался от них поистине удивительного искусства перевоплощения, разнообразия приемов, богатства психологических оттенков. В его фильмах постоянно снимались Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Мазайоши Мори и другие мастера, в совершенстве владевшие и условной, традиционной для Японии манерой исполнения, и глубоким психологическим реализмом.

В одном из интервью Куросава раскрыл свои принципы работы с актерами:


Куросава разрывает контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвращается в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и все напрасно.

Приступы горького разочарования для режиссера едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрел себя.


6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет, Акира Куросава скончался.

Авторское кино и боевики, экранизации литературы и костюмные драмы. Как Акира Куросава, выходец из самурайской семьи, изменил мировой кинема­тограф? Разбираемся в новом выпуске цикла о знаменитых режиссерах

В своих фильмах Куросава воспел умение и готовность человека меняться в соответствии со временем и жизненными обстоятельствами. Эта орто­доксальная с точки зрения буддизма идея прослеживается в его фильмах не только на уровне нарратива, но и визуально — через движение камеры, динамизм мизансцен и актерского жеста, природные циклы и тончайшие вибрации окружающей среды.

Киновед Максим Павлов выбирает главные японские фильмы (36 шедевров!) и советует, что почитать по теме

С чего начать

Что смотреть дальше



После знакомства с гангстерскими фильмами самое время приступать к просмотру костюмных лент Куросавы. Эти фильмы часто переосмысливают исторические стереотипы с позиций современности Западных кинокритиков восхищали не толь­ко гуманистический посыл и техническое совершенство фильмов Куросавы, но и во­сточная экзотика — причудливые костюмы и декорации фильмов, непривычная внеш­ность актеров. Самого режиссера такая оценка не очень радовала. К японскому Средневековью он обращался, чтобы в отвле­ченной форме говорить о проблемах совре­менного общества, а вовсе не для того, чтобы воспевать традиционную японскую куль­туру. К сожалению, не все на Западе это понимали. .






О том, почему японский меч — не меч, как росписи ширм отразились в кино и зачем всем пить чай из одной чаши

Семь классических кадров из фильмов Куросавы






На фоне символической решетки, напоминающей о криминальном жанре нуара, в котором снят фильм, видны фигуры учителя и ученика (Такаси Симура и Тосиро Мифунэ), ведущих расследование.

Падающие с неба хлопья снега в сочетании с размеренным движением качелей передают состояние спокойствия и просветления, которое испытывает герой.

Пластичность и мастерство актеров, динамизм мизансцен и виртуозная работа оператора создали фирменный стиль боевиков Акиры Куросавы.

Игра света и тени на лицах актеров обнажает эмоции, создает ощущение почти осязаемого присутствия героев.

Постановочная геометричность кадров судебного разбирательства противопоставлена реалистичности сцен в чаще, здесь герои играют на камеру, непосредственно обращаясь к зрителю.

Картина снималась в СССР при участии советских актеров, но главная роль в фильме отведена природе.

С каких фильмов не стоит начинать



Творческое наследие Куросавы можно и нужно рассматривать в рамках авторской теории кинематографа — auteur theory. Зародившееся во Франции в 1950-е годы, это направление делает акцент на роли авторов (режиссеров), которые в условиях студийного кинопроизводства сумели разработать свой особый, неповторимый почерк (авторский стиль). Однако, хотя фильмы Акиры Куросавы в значительной степени повлияли на рождение этой концепции, с ее помощью можно интерпретировать не все его картины.

С кем работал Куросава

Цитаты об Акире Куросаве


Акира Куросава на фоне снимка с актером Тосиро Мифунэ © Brian Brake / Diomedia

Джон Форд: Вы, должно быть, и правда очень любите дождь.
Акира Куросава: А вы, кажется, и правда смотрели мои фильмы!

Акира Куросава – культовый японский кинорежиссер, которого называют наиболее влиятельным режиссером в истории кино. Акира Куросава стал классиком как кинематографа Японии, так и мирового кино, причем за пределами родной страны мастер кино получил даже большее признание, чем в родной стране. Парадоксально, но наиболее сильное влияние наработки режиссера оказали на вестерны, специфический для США жанр.

Знаменитый мастер кино снял 30 картин за 57 лет работы, в наиболее плодотворные годы проходили премьеры сразу двух фильмов за год.

Кинорежиссер Акира Куросава

Кинорежиссер Акира Куросава

Фильмы

Творческая биография Акиры Куросавы развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Куросава деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.

70-ые годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру носили на руках на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов, принесших славу как режиссеру, так и родной стране Куросавы. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.

Личная жизнь

Акира Куросава и Його Ягучи

Акира Куросава и Його Ягучи

Личная жизнь Акиры Куросавы и его второй половинки Його сложилась счастливо. В любви и без скандалов и потрясений пара прожила до самой смерти Куросавы. В этом союзе появилось на свет двое детей: сын Хисао, впоследствии ставший продюсером, и дочь Казуко, выбравшая своей профессией моделирование одежды.

Смерть

Могила Акиры Куросавы

Могила Акиры Куросавы

Читайте также: