Творческое наследие мейерхольда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Творческое наследие корифеев советского театрального ис­кусства К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда и Е. Б. Вахтан­гова стало народным достоянием и требует от каждого режиссера серьезного изучения и освоения, так как в глубинах его лежат основы профессии не только актера, но, в первую очередь, и режиссера.

Обязательность изучения их наследия не стесняет и не может стеснить подлинной свободы творчества, но создает необходимые предпосылки для всестороннего и глубокого раскрытия творческой индивидуальности каждого режиссера.

Трех великих художников-новаторов объединяло одно: принципы народности, идейности и реализма в искусстве, что и составляет сущность их эстетических воззрений.

В то же время каждый из них своеобразно решал задачи театрального искусства, по-своему нащупывал пути сближения театра с народом, с революцией, шел своим путем, потому в их наследии и соединяются различные направления театрального искусства.

Для того чтобы освоить творческое наследие открывателей новых путей в театральном искусстве, извлечь из него наиболее ценное, полезное для профессии режиссера массовых праздников, нужно прежде всего верно сориентироваться в нем и сосредоточить внимание на главном, наиболее своеобразном и важном.

К. С. Станиславский был учителем В. Э. Мейерхольда и Е. Б. Вахтангова, поэтому и начинать изучение целесообразно с наследия основоположника нового искусства.

Константин Сергеевич СТАНИСЛАВСКИЙ

В идеях Станиславского обобщен опыт нескольких артисти­ческих поколений, сформулированы важнейшие положения совре­менной театральной эстетики, и потому его творческие идеи и эстетическая программа завоевали всеобщее признание.

Особое место в творческом наследии К. С. Станиславского занимают учение о сверхзадаче и сквозном действии и метод действенного анализа произведения.




Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД

Своеобразным, ярким, талантливым был творческий путь В. Э. Мейерхольда. Имя его занимает достойное место в ряду основоположников советского театрального искусства — К. С. Ста­ниславского, В. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова, А Я. Таирова, К. А. Марджанова и других замечательных худож­ников первой половины XX столетия.

Влияние творчества Мейерхольда распространилось на развитие мировой художественной культуры. Особенно это заметно на развитии творческих взглядов Э. Пискатора, Б. Брехта и целого ряда других выдающихся режиссеров.

Вопреки распространенному мнению, Мейерхольд не был теоретиком театра и это усложняет процесс освоения его творчес­кого наследия.

Молодость Мейерхольда проходила в обстановке усиления классовых противоречий и классовой борьбы, назревания революции. Как человек и как художник он формировался под влиянием процессов, совершавшихся в социальной жизни страны.

Первый период его творчества падает на период между революциями 1905 и 1917 годов, период полный противоречивых тен­денций и связей между общественной жизнью и искусством.

В этом спектакле он использует новые постановочные приемы, новые методы:

- метод выявления внутреннего монолога и диалога с помощью музыки и пластического движения (музыка стала продолжением диалога, музыкально-ритмические движения раскрывали внутрен­ний ритм действия персонажей и действия всего спектакля),

- метод расположения фигур по барельефам и фрескам.

Метод гармонического слияния движений, линий, жестов, слов, музыки и цвета — вот основной предмет творческих проб и исследований Мейерхольда в этот период.

Не решая задачи описания всего творческого пути В. Э. Мей­ерхольда, будем останавливаться только на основных и наиболее значительных, поворотных этапах его творчества, извлекая из них принципиально важные моменты и звенья.

Итак, символистический театр был для Мейерхольда только этапом, только своеобразной формой перехода к театру условному.

Театр революции мог — и должен был — заговорить языком народного балагана. Возрождение площадного искусства театра во всей его первозданности должно было осуществиться само собой в результате приобщения театра к революции, развязавшей энергию широких народных масс.

И еще одно высказывание:

в) Образы персонажей гиперболизируются до карикатуры: Поп — Поп! Купец — Купец! Турок, Паша, Перс, Дипломат, Святые и Ангелы — это маски, возвращенные Мейерхольду революцией.

г) В некоторых случаях — хоровая читка текста.

Следующей этапной вехой в творческом движении Мейерхольда было создание им Театра РСФСР-1 (первого), где он провозгла­шает следующую программу:

В постановке Мейерхольд использовал:

— приемы прямой аллегории (ударами молота руки рабочих сокрушали колонну ВЛАСТИ и т. п.),

— абстрактность, беспредметность оформления,

— вместо костюмов — прозодежда (холщевые, серебристые костюмы в виде униформы),

— хор, подобный греческому (размещался в оркестровой яме).

Мейерхольд готовился вынести театр за пределы театрального здания – на открытый воздух.

В начале 20-х годов принципы биомеханики излагались так:

Этими принципами Мейерхольд утверждал: театр — школа, дающая зрителям уроки рационального, лаконического, целе­сообразного движения.

— Творчество актера есть творчество пластических форм в пространстве.

— Искусство актера, есть умение правильно использовать выразительные средства своего тела.

— Музыкальная и ритмическая организованность пластического и словесного рисунка роли.

В каждом последующем своем спектакле Мейерхольд своеоб­разно совершенствовал, иногда пересматривал и воплощал свои принципы условного театра.

Для более глубокого изучения его творческого наследия и его художественных принципов следует обратиться к некоторым источникам, которые указываются в списках обязательной для проработки литературы.

Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ

Вахтангов был зоркий художник, обладающий уникальной интуицией и романтическим чувством жизни. Творчеством своим он формировал метод нового театра и открыл свое направление, приумножив многообразие советского искусства. На протяжении последних двух лет жизни, героически преодолевая тяжелый недуг, создал свои лучшие спектакли, заслужившие славу мировых шедевров.

Изучая творческое наследие Е. Б. Вахтангова, необходимо отчетливо представлять три направления его творческой деятельности — актерское, режиссерское и педагогическое. Они как бы пропитывали друг друга, в их взаимопроникновении лежит источ­ник его эстетики и стремительного творческого движения.

Любительские театры в России были явлением неоднородным.

Одним из самых неординарных явлений в истории русского любительского театра начала XX века были вахтанговские лю­бительские кружки. Никто из русских режиссеров не работал с любителями так последовательно, с такой неистовой отдачей, как молодой Вахтангов. В любительских кружках им была осу­ществлена масса постановок, сыграно множество ролей, обретен громадный режиссерский опыт. В этот период он ставит преиму­щественно современные пьесы, что не похоже на позднего Вахтан­гова.

Известны следующие любительские кружки Вахтангова:

— Владикавказский музыкально-драматический кружок, 1904-1908 гг.

— Драматическая труппа Московского университета, 1906-1908 гг.,

— Грозненский драматический кружок, 1910 г.,

— Гастрольная группа молодых актеров МХТ, 1911 г.,

— Московский Михайловский кружок, 1912—1913 гг., и целый ряд других, о которых речь пойдет ниже.

Это был период режиссерского ученичества Вахтангова.

Эта была студия, не совсем похожая на Первую студию, и ей было суждено стать Третьей студией МХТ, а потом и театром Вахтангова.

Студенческая студия дала нашей театральной культуре бес­ценный опыт. Она была первым образцом такой студийной общности, которая взращивала человека-творца. Не случайно из Студенческой студии выходили в жизнь не только режиссеры и актеры, но и театральные педагоги, писатели, общественные деятели.

В студии у них действуют прежние законы:

- строгая иерархия в членстве студии: сначала — кандидат-соревнователь, потом — член студии, затем — член Совета студии,

- безоговорочная дисциплина и предельная собранность на занятиях,

- нет маленьких ролей, есть маленькие актеры,

- сегодня — Гамлет, завтра — рабочий сцены, осветитель, костюмер, статист,

- публичный отказ от роли в пользу более талантливого,

- поэт, артист, художник, портной, рабочий — все служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы,

- всякое нарушение творческой жизни театра — преступле­ние,

- опоздание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же - одинаково вредны для дела и должны быть искореняемы.

Интересно в спектакле раскрывалась тема народа. Его образ был также двойственен, как и других персонажей. Вахтангов стремился развернуть мотив пробуждающейся массы. Он при­касался к каким-то еще неизведанным глубинам народного духа. В спектакле не шла речь о революции и не проводились параллели с событиями сегодняшнего дня. Но лучи, прорезавшие темноту и шарившие по черному занавесу с зигзагами молний, походили на лучи военных прожекторов, освещающих ночное небо в революционную эпоху.

Гротеск рождало острое желание режиссера вскрыть, сделать зримой, чувственно осязаемой глубинную суть явлений, отражен­ных в произведении. Гротесковыми оказались не только действующие лица и обстоятельства, придуманные режиссером, но и само драматическое действие.

- идея преобразования мира, вытекающая из революционного мировоззрения,

- опора на мифологическое творчество, корнями уходящее в народную культуру,

- синтез искусства, синкретизм формы, сплавляющей разные компоненты в органическую целостность.

Вахтанговская театральность — это не прием и не сумма приемов. Это способ театрального выражения содержания, всякий раз для всякого спектакля отыскиваемый заново. Это гармония идеи и средств ее осуществления. Это магия театра, его великая способность потрясать.

Завершая краткий обзор пути и творческого наследия Вахтан­гова, следует еще раз напомнить основные принципы, утверждав­шиеся его школой:

- идейно-творческая активность искусства (познание, отно­шение, оценка — вот основные элементы этой активности),

- выражение отношения самого театра к отображаемому на сцене (оценка философская, моральная, политическая, эстети­ческая),

- для каждой пьесы своя особая форма сценического воплощения.

Напоминаем и его учение о трех факторах, определяющих идейно-художественное лицо спектакля:

- пьеса со всем ее содержанием и формой,

- современность (общественно-исторический момент: когда ставится пьеса) и ее потребности,

- возраст коллектива, который ставит пьесу, его образование, творческое прошлое, традиции, творческие установки и степень мастерства.




Начало творческого пути, актерские работы Мейерхольда. Работа над постановкой спектаклей. Режиссер театра В.Ф. Комиссаржевской. Работа в Императорских театрах. Организация процесса, направленного на возникновение художественного образа спектакля.

Рубрика Культура и искусство
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 19.07.2013
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Информация для студента. Творчество М. настолько было продуктивным, что описать его на 10 стр. просто невозможно, иначе были бы сплошные даты, без пояснений. В 70-80 годы выпустили литературу к 100 летию со дня рождения. Она ценна тем, что статьи и книги писали те люди которые присутствовали на репетициях М., были знакомы с ним, с его творчеством.

1. Начало творческого пути, актерские работы.

2. Работа над постановкой спектаклей.

2.4 Коструктивизм, футуризм

3. Литературное творчество, кино

Список использованной литературы

Введение

Интерес к творчеству Мейерхольда объясняется и яркостью, и своеобычностью его блестящего таланта, и крутизной, и неожиданностью поворотов, отмечающих вехи его жизни в искусстве, и - главное - его постоянным и неустанным стремлением к новому, его всегдашней устремленностью вперед, страстным желанием увидеть в настоящем контуры театра будущего.

Мейерхольду, как никому другому был неизменно свойственен вызов, нарушение раз найденного и общепринятого, неожиданные переходы от одних художественных решений к другим, порою прямо противоположным. Вокруг творчества режиссера, вокруг поставленных им спектаклей, как правило, всегда шла напряженная и острая борьба.

1. Начало творческого пути, актерские работы

2. Работа над постановкой спектаклей

В постановках 1905-1906 гг. режиссер использует принципы, воплощающие эстетику символизма. Эти принципы, даже если и не были оценены по достоинству, тем не менее не ускользнули от внимания современников.

Режиссер театра В.Ф. Комиссаржевской

Для символистской концепции Мейерхольда важен еще один принцип: разграничение зала и сцены. Как ни располагали традиции комедии дель арте к общению со зрителем, миры сцены и зала противостояли друг другу, ибо зрительный зал был только зрительным залом, а мир сцены не ограничивался пространством сцены.

Чувственность и избыточность, присущие спектаклю, воплощали эстетику модерна. Художественное оформление спектакля выполнил Лео Бакст. Критики много писали о пяти занавесях в византийском стиле. Именно эти меняющиеся занавеси стали перстом, указующим на модерн. Они самозначимы, декоративны. Функционально они выполняют задачу, которую различными средствами старались решить все режиссеры начала ХХ века, - задачу быстрой смены места действия, атмосферы. Но еще важнее другое: система занавесей организовывала, распределяла на сцене толпу, становившуюся если не главным персонажем, то основным материалом спектакля.

Парижский спектакль 1913 года ярко воплотил модерн прежде всего потому, что художники модерна д'Аннунцио, л. Бакст, М.Фокин и актриса модерна И. Рубеншнейн были объеденены замыслом Мейерхрльда.

2.4 Конструктивизм, футуризм

Но это - лишь решение сценографических проблем. Конструкция находилась в движении, определял ритм спектакля в момент эмоционального напряжения.

В своем художественном решении Мейерхольд преодолевал и трагический пафос, и традиционный критический аспект (стилизация под 30-е годы XIX века - могла подкупить только слепого, речь шла о сегодняшнем дне). Трагическое, в которое стремился постичь другой великий режиссер, Александр Яковлевич Таиров, Мейерхольд мог только пародировать. (В 30-е годы XX века, когда невозможен будет язык 20-х, Мейерхольд пойдет скорее в сторону мелодрамы, чем трагедии.)

3. Литературное творчество, кино

мейерхольд театр спектакль художественный

Статьи и высказывания Мейерхольда - это всегда документы театральных боев. Поэтому в них так приметны полемические преувеличения. Это нисколько не умаляет их значения. Напротив, они приобретают звучание живого исторического свидетельства, без которого невозможно понять действительную картину развития нашего театра.

Но рано или поздно режим теряет силу, и истина становится очевидной. Можно ли забыть шедевры режиссера? Можно ли забыть его судьбу?

Список использованной литературы

Подобные документы

К.С. Станиславский как известный российский театральный режиссер, актер и преподаватель. Система Станиславского как теория сценического искусства, метода актёрской техники, ее сущность и содержание, этапы и принципы разработки. Биография Мейерхольда.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 14.06.2011

Творческая биография Мейерхольда В.Э, его актерская и режиссерская деятельность, постановки, новаторские идеи и замыслы. Понятие и этапы становления "Уличного театра". Постановка пьесы "Мистерия-буфф". Футуристический образ зрелища на сцене нового театра.

курсовая работа [59,5 K], добавлен 21.01.2014

Режиссёрское искусство в современном понимании, его зарождение во второй половине XIX в. Постановочное искусство в России. История театра прямых жизненных соответствий, организация сценической речи. Дебют Мейерхольда в качестве оперного режиссера.

контрольная работа [92,8 K], добавлен 11.04.2016

Исследование одной из самых глубоких тайн творческой психологии К.С. Станиславского и актеров его школы – того, как создается запас пережитого. Центры сценической композиции. Творческая деятельность В.Э. Мейерхольда. Российский сценический авангардизм.

контрольная работа [28,5 K], добавлен 25.01.2011

Жизненный путь актера, режиссера, педагога, создателя системы актерского искусства Станиславского. Постановка совместно с Немировичем-Данченко значительнейших спектаклей Художественного театра. Режиссерская деятельность Станиславского после 1920 года.

презентация [3,4 M], добавлен 14.11.2012

Феномен художника в театре Серебряного века. Мифологемы карнавала и маскарада. Творческий путь А.Я. Головина, его сотрудничество с Мейерхольдом. Сценическая история драмы Лермонтова "Маскарад". Концепция постановки Мейерхольда в работе Головина.

дипломная работа [145,9 K], добавлен 28.12.2016

Краткая биография Марии Иосифовны Кнебель. "Метод физических действий" в системе Станиславского. Расцвет детского театра под руководством М.И. Кнебель. Актриса театра: соответствие между обликом и сущностью человека. Техника режиссера и "попутная" работа.


Фаина Георгиевна Раневская позже отмечала, что в некоторых персонажах театральные деятели видели четкие образы современных знаменитостей и, например, даже Мейерхольда. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды, плетки-семихвостки и злобного громогласного насморка. Так почему он был такой одиозной фигурой, этот Мейерхольд?

Карл Казимир Теодор Мейергольд родился в городе Пенза Российской империи и по окончании Пензенской гимназии поступил на юрфак Московского университета, а в 1896 году — в класс Владимира Немировича-Данченко в Московском филармоническом обществе (теперь — ГИТИС). В это же время он принял православие с именем Всеволод в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Окончив класс Немировича, Мейерхольд поступил как актер в только что сформированный Художественный общедоступный театр и играл главные роли в премьерах пьес Антона Чехова.

Дальше это соперничество учителя и ученика будет постоянным, хотя, возможно, не всегда очевидным. Но не сказать об истоках мейерхольдовских работ, об их пружине, было нельзя. Так, Мейерхольд отправился в провинцию и затеял спектакль на свежем воздухе, у Финского залива. Технически идея провалилась, спектакль сыграли в помещении при свете факелов. Но суть в том, что Мейерхольд всегда хотел экспериментировать в творчестве и список его попыток можно продолжать и продолжать.

Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей.

Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало.

Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов.

Сцена была заполнена атрибутами времен парижских импрессионистских салонов, однако не из бутафорских, а подлинных вещей — стильной мебели, канделябров с зажженными свечами, эмалевых ларчиков, женских вееров, мужских тростей, цилиндров и перчаток. Свечи горели по-настоящему, трости, цилиндры — все это использовалось актерами по максимуму. Но на дворе стоял уже 1934 год. Кроме красоты духовной требовалось соответствовать повестке дня, чего Мейерхольд позволить себе не мог.

Его расстреляли. Приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. До этого они несколько лет носили в Бутырскую тюрьму передачи с продуктами и только потом узнали от знакомых, что отца давно уже нет в живых. В прессе режиссера называли троцкистом, формалистом, последователем мещанской эстетики… И потом забыли на долгие годы.

По театральной легенде, уже в нулевых, при реконструкции Александринки, копаясь в обширных когда-то подвалах императорского театра, рабочие наткнулись на какие-то неизвестные коробки. Позвали экспертов. Эксперты вскрыли их, а там оказались старые костюмы Александра Головина к мейерхольдовскому спектаклю

О Мейерхольде написано немало статей и даже научных работ — многие эксперты, критики брались оценивать его творения, но метод гения по-прежнему считается малоизученным. Хотя бы потому, что, как уже говорилось выше, в каждом своем спектакле он раскрывался по-новому. О его таланте и уникальности подхода можно говорить и читать вечно, однако ничто так красноречиво не описывает вклад Мейерхольда в развитие искусства как его наследие. Он воспитал не один десяток талантливых актеров, специалистов разного уровня и даже самого Эйзенштейна, который, будучи его студентом, придумал новый подход к монтажу, сразивший весь мировой кинематограф. Поэтому, не будь Мейерхольда, не было бы ни театра, ни кино таким, каким мы его знаем сейчас.


Основываясь на традиционном театре, Всеволод Мейерхольд, вдохновлённый революцией, использовал нетрадиционные режиссёрские приёмы и ставил спектакли нового формата. Он придумал собственный метод монтажа сценического действия и биомеханику. Его жизнь трагически оборвалась, но он успел сделать многое для развития театрального искусства. Константин Станиславский, несмотря на все разногласия, называл Мейерхольда своим единственным творческим наследником.

Детство

Театральная юность

После окончания мужской гимназии в 1895 году Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он проявил свой бунтарский характер – отошёл от семейных традиций, приняв православие (родители были лютеране), поменяв имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина, поменяв учебное заведение и женившись на подруге детства актрисе Ольге Мунт.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Могут быть знакомы

Режиссура

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

В 1919–1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Личная жизнь

В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх, которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так. Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Когда в 1937 году на Мейерхольда посыпалась критика, болезнь Райх обострилась, и она написала Иосифу Сталину откровенное письмо, которым хотела защитить своего мужа, но вышло так, что погубила и его, и себя.

Приход Зинаиды Райх в ТиМ в 1924 году привнёс свои коррективы в жизнь театра. Мейерхольд уволил прекрасную актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли. Уволился великий Эраст Гарин. А после того как режиссёр распределил роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии и был за это уволен. Райх была очень пафосной актрисой, что далеко не всем нравилось.

В 1928 году ГосТиМ чуть не закрыли из-за того, что Мейерхольд с Райх задержались на несколько дней во Франции, куда они ездили для лечения и ведения переговоров о предстоящих гастролях. Незадолго до этого из зарубежных гастролей в СССР не вернулись Михаил Чехов и Алексей Грановский. Власти предположили, что Мейерхольд поступит также. Но это было абсолютно исключено. Надо было понимать, насколько режиссёр был честен и верен революционным идеям. Двумя годами позже во время гастролей в Берлине при встрече с Михаилом Чеховым он признался в этом бывшему мхатовскому актёру.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире был произведён обыск, а через несколько дней Зинаида Райх была жестоко убита в собственной постели. Убийц впоследствии так и не нашли.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Несколько месяцев Мейерхольда продержали в Лубянской тюрьме. После допросов и пыток он подписал все обвинения против себя и нескольких деятелей культуры, на которых ему указали, но перед смертью от своих показаний отказался. 2 февраля 1940 года его расстреляли, обвинив в контрреволюционной деятельности. Последней весточкой от режиссёра из тюрьмы было горькое письмо Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотову, где он рассказал об унижениях и избиениях 66-летнего старика.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Поскольку доподлинно неизвестно, где находится его могила, внучка режиссёра Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх общий памятник. Он находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

Режиссёрские работы

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Читайте также: