Турецкий кризис 1945 1946 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Турецкие проливы кризис является территориальным конфликтом между Советским Союзом и Турцией во времена холодной войны . Турция, которая оставалась официально нейтральной в течение большей части только что закончившейся Второй мировой войны , находилась под давлением советского правительства, чтобы позволить советскому флоту свободно перемещаться через Турецкие проливы , соединяющие Черное и Средиземное моря . Поскольку турецкое правительство не подчинялось требованиям Советского Союза, в регионе нарастала напряженность, что привело к демонстрации военно-морских сил на стороне Советов. Впоследствии этот инцидент стал решающим фактором в выражении доктрины Трумэна . На пике напряженности Турция вынуждена прибегнуть к защите Соединенных Штатов и подать заявку на членство в НАТО . Исход этого кризиса способствовал сохранению статус-кво в Европе после окончания холодной войны, который сохраняется и по сей день.

Резюме

Контекст

Важность проливов

Эти два прохода между Черным и Средиземным морями, пролив Дарданеллы и Босфор, были очень важны для Черного моря торгового пути в порты по всему миру для Турции и других своих черноморских соседей: СССР, Румынии и Болгарии , все трое - в военном отношении. Пролив также является важным компонентом военной стратегии : кто бы ни контролировал движение через пролив, он мог использовать его как порог для входа и выхода военно-морских сил из Черного моря.

Политический контекст

Конфликт уходит своими корнями в советско-турецкие отношения (в) как накануне, так и во время Второй мировой войны. До второй половины 1930-х годов российско-турецкие отношения были теплыми и довольно братскими. Более ранние воплощения двух наций, турецкое правительство Великого национального собрания (в) и большевистская Россия , обещали сотрудничать в рамках Московского договора .

Монтре в отношении проливов режима был созвано в 1936 год с участием Австралии , Болгария , Франция , Германия , Греция , Япония , Советский Союз , Турция , Великобритания и Югославии , чтобы определить использование турецких проливов в обеих военных и нормативные вопросы. Это был последний из нескольких переговоров по поводу двух проливов. Вопрос был поднят снова в связи с подъемом фашистской Италии и ее экспансионистской политикой, а также опасениями, что Болгария захочет перевооружить пролив. Подписав договор 20 июля 1936 года, Турция получила разрешение на перевооружение и регулирование пролива. Договор прямо запрещает пересечение пролива судами, не принадлежащими ни одному из черноморских государств. На протяжении конца 1930-х и в начале 1940-х годов Сталин неоднократно оспаривал соглашения, достигнутые конвенцией 1936 года, требуя другого ответа уже в 1939 году. Он предложил совместный турецкий и советский контроль над проливами. Во время подписания германо-советского пакта с нацистской Германией министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов проинформировал своих немецких коллег о желании своей страны взять под контроль пролив силой и создать военную базу рядом с ними.

Пограничные споры с Турцией


Карта, показывающая территорию Турции, на которую претендовала Грузинская Советская Социалистическая Республика в 1946 году.

Советский Союз хотел, чтобы граница между Турцией и СССР в регионе Восточной Анатолии была нормализована в его интересах и в интересах Армянской и Грузинской Советских Социалистических Республик . Заместитель премьер-министра Лаврентий Берия услышал Сталина о том, что турецкая территория к юго-западу от Грузии была украдена у грузин турками в период Османской империи. Если бы теория, поддерживаемая Берией, была принята турками, советское влияние на Черном море и на Ближнем Востоке увеличилось бы и, в процессе, привело бы к уменьшению влияния Британской империи в регионе. Ссора закончилась оговорками Советского Союза по поводу режима Проливов в мае 1953 года.

Кризис

Альпинизм

После победы союзников над Германией Советский Союз вернулся к этому вопросу в 1945 и 1946 годах. В течение 1946 года американские и турецкие дипломаты часто обсуждали этот вопрос. Гнев Советов рос в отношении Турции, которая позволила кораблям, находящимся за пределами Черного моря, пересекать пролив во время и вскоре после войны. 6 апреля 1946 года визит американского линкора USS Missouri вызвал еще большее раздражение у русских. Корабль прибыл в этот район под предлогом доставки похоронной урны турецкого посла к нему домой, что было отклонено Советским Союзом как совпадение.

Советская позиция

7 августа 1946 года Советы представили Министерству иностранных дел Турции ноту, в которой говорилось, что способ управления проливами Турцией больше не гарантирует интересы безопасности ее союзных стран в районе Черного моря. Он напоминает о случаях, когда итальянские и немецкие военные корабли пересекали пролив без конфликта (немецкие корабли были остановлены только турецкими войсками после того, как страна объявила войну Германии 23 февраля 1945 года). В записке делается вывод о том, что режим проливов больше не является надежным, и содержится требование о пересмотре и переписывании Договора Монтрё на новой международной конференции.

Отношение Соединенных Штатов

Когда этот вопрос был поднят на Потсдамской конференции , то президент Соединенных Штатов , Гарри С. Трумэн , сказал по обе стороны пролива вопрос был внутренней политики Турции и СССР, и должен был быть решен в Соединенных Штатах. Две части. В связи с обострением вражды в дни, предшествовавшие Потсдаму, Соединенные Штаты твердо решили не допускать, чтобы пролив попал под советскую власть, поскольку это сделало бы его важным перекрестком между Черным морем и Средиземным морем и, в конечном итоге, привело бы к коммунистическая Турция. В секретной телеграмме, отправленной заместителем госсекретаря США Дином Ачесоном дипломатам в Париже , он разъяснил позицию США по этому вопросу.

«На наш взгляд, основная цель Советского Союза - получить контроль над Турцией. Мы считаем, что если Советскому Союзу удастся ввести в Турцию вооруженные силы с якобы целью обеспечения совместного контроля над проливами, Советский Союз использует эти силы, чтобы получить контроль над Турцией…. Поэтому, по нашему мнению, настало время, когда мы должны решить, что будем сопротивляться всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами любой советской агрессии и, в частности, поскольку случай с Турцией был бы настолько очевиден, любой советской агрессии против Турции. Проводя эту политику, наши слова и действия убедят Советский Союз только в том случае, если они будут сформулированы на фоне внутреннего убеждения и решимости с нашей стороны, что мы не можем допустить, чтобы Турция стала объектом советской агрессии. " - Дин Ачесон, секретарь Etate Telegram в Париже - 8 августа 1946 года.

20 августа 1946 года Ачесон встретился с пятнадцатью журналистами, чтобы объяснить срочность ситуации и изложить мнение американского правительства .

Поддержка НАТО и снижение напряженности

В период с лета по осень 1946 года Советский Союз увеличил свое военно-морское присутствие в Черном море, советские корабли совершали маневры у турецких берегов. Большое количество сухопутных войск отправлено на Балканы . Под усиливающимся давлением Советского Союза Турция обращается за помощью к США. Посоветовавшись со своей администрацией, президент Трумэн отправляет в Турцию военно-морские силы. 9 октября 1946 года правительства США и Великобритании подтвердили свою поддержку Турции. 26 октября Советский Союз отозвал свой конкретный запрос о проведении нового саммита по контролю над турецкими проливами (но не свои взгляды) и вскоре после этого вывел большую часть вооруженных сил, поддерживающих запугивание в регионе. Турция отказалась от своей политики нейтралитета и приняла в 1947 году экономическую и военную помощь США в размере 100 миллионов долларов под прикрытием доктрины Трумэна и своего плана остановить распространение советского влияния в Турции и Греции. Обе страны вступили в НАТО в 1952 году.

Продолжение дебатов (1947–1953)

Турецкое правительство назначило нового посла в Москве Фаика Акдура в ноябре 1946 года. Президент Турции Инёню поручил Акдуру сосредоточиться исключительно на развитии отношений с Советским Союзом. Акдуру также запрещено участвовать в переговорах по проливу, если они действительно имели место.

Соединенные Штаты предложили провести международную конференцию, чтобы раз и навсегда решить судьбу Дарданелл и Босфора. Это вызвало ответ советского посла в Турции Сергея Виноградова в форме меморандума, отправленного в Москву от 10 декабря 1946 года, в котором утверждалось, что конференция, проводимая в условиях, описанных Соединенными Штатами Америки, неприемлема, поскольку Советский Союз, по словам Виноградова, наверняка получит перевес голосов; он предсказал, что вместо смены режима, которая является неизменной целью советского министерства иностранных дел , должна сохраниться нынешняя организация, регулирующая проливы, но с некоторыми изменениями.

Советского посла в Турции в первые полтора года кризиса Сергея Виноградова сменило Политбюро в 1948 году. Вместе с его преемником Александром Лавришевым министерство иностранных дел пришло с инструкциями, которые оказались последний советский столичный документ по проливам.

После смерти Иосифа Сталина мотивация к смене режима в советском правительстве ослабла, и 30 мая 1953 года советский министр иностранных дел Молотов вернулся к российским претензиям на Босфор и Дарданеллы, а также к другим территориальным спорам вдоль Турции. Граница Армения-Грузия.

Люксы

Понимая, что международный климат затрудняет дипломатический контроль над проливами, а также над Турцией в целом, Советский Союз двинулся к потеплению отношений с этой страной в последней решительной попытке взять под свое крыло часть Ближнего Востока. . Когда Турция вступила в НАТО в 1952 году, эти надежды не оправдались. Договор Монтре 1936 года , с изменениями, по - прежнему на месте сегодня между государствами - правопреемниками СССР и Турцией.

По мнению ряда авторов (А. Богатуров, В. Аверкин, Ю. Жуков, Н. Быстрова), несмотря на все трения, которые возникали между СССР и его вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции, уже с весны 1945 г. И.В. Сталин считал, что необходимо как можно дольше сохранять союзнические отношения с США и Великобританией. Предполагалось, что противоречия в рамках империалистического блока позволят СССР постепенно нарастить свою сферу влияния на ближневосточном и дальневосточном направлении. До тех пор, пока СССР не накопит достаточных материальных ресурсов и не восстановит разрушенную экономику, он ограничит свою поддержку коммунистическим партиям за пределами своей сферы влияния только на западном направлении.

Вместе с тем, вряд ли состоятельны взгляды всех тех современных либеральных авторов (Г. Попов, В. Суворов, Б. Соколов), которые всячески утверждают, что И.В. Сталин и его окружение с самого начала вынашивали планы развязывания новой мировой войны и завоевания мирового господства путем разжигания мировой пролетарской революции.

Первыми очевидными следствиями советской внешнеполитической стратегии стали иранский, греческий и турецкий кризисы.

а) Иранский кризис 1945—1946 гг. Согласно решениям, принятым в Потсдаме, после завершения войны союзные державы должны были вывести все свои войска с территории Ирана, куда они были введены в сентябре 1942 г. для предупреждения возможной переориентации шахского правительства в сторону Германии.

В сентябре 1945 г. иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви обратился к правительствам трех великих держав с просьбой о выводе союзных войск в территории его страны. В январе-марте 1946 г. американские и английские войска были выведены с территории Ирана, но советское правительство проигнорировала просьбу Тегерана. Причина этого отказа состояла в том, что на территории компактного проживания этнических меньшинств — иранских азербайджанцев и курдов начался заметный рост сепаратистских настроений, окрашенный в цвета национально-революционного движения.

В ноябре 1945 г. в Иранском Азербайджане началось восстание, организованное коммунистической Народной партией Ирана, для подавления которого на северо-запад страны были посланы правительственные войска. Однако части 15-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта М.И. Глинского не пропустили Тебризскую дивизию генерала А. Дорокшани в мятежный регион, и в марте 1946 г. иранское правительство обратилось с жалобой в СБ ООН по поводу действий советских военных властей.




Сам же иранский политический кризис был разрешен в ходе советско-иранского диалога в апреле 1946 г. В качестве компромисса были достигнуты договоренности о создании на выгодных для СССР условиях совместной советско-иранской нефтяной компании и о расширении представительства этнических азербайджанцев в качестве депутатов иранского Меджлиса.

б) Греческий кризис 1945—1949 гг. Еще в апреле 1941 г., после вступления германских войск на территорию Греции, здесь началось мощное партизанское движение, в котором важную роль играли коммунисты, создавшие Народно-освободительную армию Греции (ЭЛАС). К началу 1945 г. войска этой армии, освободив от германских войск значительную часть территории страны, неожиданно столкнулись с вооруженными силами королевского правительства короля Георга II, которых активно поддержали западные союзники. Советский Союз, имея серьезное влияние на греческих коммунистов, мог в принципе оказать им существенную помощь через Народно-Освободительную армию Югославии (НОАЮ) маршала И.Б. Тито, однако И.В. Сталин, не желая обострять отношения с Великобританией, дал понять лидеру греческих коммунистов Й. Сиантосу, что надо уступить союзникам. Поэтому в феврале 1945 г. между руководством левых партий и главой королевского правительства генералом Н. Пластирасом было подписано Варкизское соглашение о перемирии сторон.

Летом 1946 г. в стране началась ожесточенная гражданская война, которая продолжалась вплоть до 1949 г. В столицах западных держав всю ответственность за разжигание этой войны, естественно, возложили на Москву, однако это совершенно противоречило реальному положению вещей, поскольку главными спонсорами греческих коммунистов выступали лидеры Албании и Югославии Э. Ходжа и И.Б. Тито. И.В. Сталин, напротив, не желая создавать еще один очаг напряженности в отношениях с вчерашними союзниками и не имея лишних ресурсов и средств, уклонился от поддержки греческих коммунистов.

4. Ситуация в Центральной и Восточной Европе после окончания войны (1945―1946)

После окончания Второй мировой войны вся территория Восточной Европы и Балкан была занята советскими войсками, которых местное население воспринимало как освободителей от ужасов нацистской оккупации. Это обстоятельство, а также крушение прежних профашистских режимов, сыграло ключевую роль в кардинальном изменении ситуации в этом важнейшем регионе всего европейского континента.

В ноябре 1945 г. после свержения профашистского режима Ф. Салаши в Венгрии прошли первые свободные выборы, и в феврале 1946 г. страна была провозглашена республикой. Президентом страны и главой нового правительства стали лидеры победившей на выборах Независимой партии мелких хозяев 3. Тилди и Ф. Надь. Коммунистическая партия во главе с Матьяшом Ракоши, получив несколько второстепенных постов в новом правительстве, не смогла занять лидирующего положения в нем.

В феврале 1945 г. после крушения профашистского режима маршала И. Антонеску и возвращения на престол короля Михая I, в Румынии прошли парламентские выборы. По итогам этих выборов был сформирован новый кабинет, который возглавил руководитель Фронта земледельцев Петр Гроза, в котором коммунисты получили большую часть министерских постов. Эта ситуация настолько встревожила советское руководство, что, исполняя решения декабрьского совещания Совета министров иностранных дел (СМИД) союзных держав, заместитель наркома иностранных дел СССР А.Я. Вышинский срочно выехал в Бухарест и убедил коммунистов включить в новое правительство представителей Национал-либеральной (Г. Тэттэреску) и Национал-царанистской (Ю. Маниу) партий, чтобы обеспечить новому румынскому правительству международное признание.

На территориях Албании и Югославии с самого начала войны зародилось мощное партизанское движение, возглавляемое местными коммунистами, поэтому еще до окончания войны к власти пришли лидеры двух коммунистических партий — Албанской партии труда Энвер Ходжа и Коммунистической партии Югославии Иосип Броз Тито. Здесь были сразу сформированы однородные коммунистические правительства — в Тиране в октябре 1944 г., а в Белграде — в марте 1945 г.

На территории воссозданной Чехословакии после окончания войны главой государства вновь стал Эдуард Бенеш, восстановленный в своих правах как полноправный президент страны. В мае 1946 г. на выборах в Законодательное собрание страны коммунистам удалось получить относительное большинство голосов, и новым главой коалиционного правительства стал их лидер Клемент Готвальд. Половину министерских постов в новом составе правительства заняли представители буржуазных партий, а ключевой пост министра иностранных дел — сын первого президента страны Ян Масарик, который был ярым сторонником прозападной ориентации.

Советский Союз в тот период вел себя в Восточной Европе крайне осмотрительно и явно не желал осложнений с Вашингтоном и Лондоном. Более того, такие режимы гипотетически могли существовать в форме нейтральных правительств без участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки в марте 1946 г. президента К. Маннергейма. Однако опыт этой северной страны, где не было советских войск, оказался неприменим к восточноевропейским странам, где постепенно стали преобладать значительно более радикальные формы экономических и политических трансформаций.

По мнению ряда авторов (А. Богатуров, В. Аверкин, Ю. Жуков, Н. Быстрова), несмотря на все трения, которые возникали между СССР и его вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции, уже с весны 1945 г. И.В. Сталин считал, что необходимо как можно дольше сохранять союзнические отношения с США и Великобританией. Предполагалось, что противоречия в рамках империалистического блока позволят СССР постепенно нарастить свою сферу влияния на ближневосточном и дальневосточном направлении. До тех пор, пока СССР не накопит достаточных материальных ресурсов и не восстановит разрушенную экономику, он ограничит свою поддержку коммунистическим партиям за пределами своей сферы влияния только на западном направлении.

Вместе с тем, вряд ли состоятельны взгляды всех тех современных либеральных авторов (Г. Попов, В. Суворов, Б. Соколов), которые всячески утверждают, что И.В. Сталин и его окружение с самого начала вынашивали планы развязывания новой мировой войны и завоевания мирового господства путем разжигания мировой пролетарской революции.

Первыми очевидными следствиями советской внешнеполитической стратегии стали иранский, греческий и турецкий кризисы.

а) Иранский кризис 1945—1946 гг. Согласно решениям, принятым в Потсдаме, после завершения войны союзные державы должны были вывести все свои войска с территории Ирана, куда они были введены в сентябре 1942 г. для предупреждения возможной переориентации шахского правительства в сторону Германии.

В сентябре 1945 г. иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви обратился к правительствам трех великих держав с просьбой о выводе союзных войск в территории его страны. В январе-марте 1946 г. американские и английские войска были выведены с территории Ирана, но советское правительство проигнорировала просьбу Тегерана. Причина этого отказа состояла в том, что на территории компактного проживания этнических меньшинств — иранских азербайджанцев и курдов начался заметный рост сепаратистских настроений, окрашенный в цвета национально-революционного движения.

В ноябре 1945 г. в Иранском Азербайджане началось восстание, организованное коммунистической Народной партией Ирана, для подавления которого на северо-запад страны были посланы правительственные войска. Однако части 15-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта М.И. Глинского не пропустили Тебризскую дивизию генерала А. Дорокшани в мятежный регион, и в марте 1946 г. иранское правительство обратилось с жалобой в СБ ООН по поводу действий советских военных властей.

Сам же иранский политический кризис был разрешен в ходе советско-иранского диалога в апреле 1946 г. В качестве компромисса были достигнуты договоренности о создании на выгодных для СССР условиях совместной советско-иранской нефтяной компании и о расширении представительства этнических азербайджанцев в качестве депутатов иранского Меджлиса.

б) Греческий кризис 1945—1949 гг. Еще в апреле 1941 г., после вступления германских войск на территорию Греции, здесь началось мощное партизанское движение, в котором важную роль играли коммунисты, создавшие Народно-освободительную армию Греции (ЭЛАС). К началу 1945 г. войска этой армии, освободив от германских войск значительную часть территории страны, неожиданно столкнулись с вооруженными силами королевского правительства короля Георга II, которых активно поддержали западные союзники. Советский Союз, имея серьезное влияние на греческих коммунистов, мог в принципе оказать им существенную помощь через Народно-Освободительную армию Югославии (НОАЮ) маршала И.Б. Тито, однако И.В. Сталин, не желая обострять отношения с Великобританией, дал понять лидеру греческих коммунистов Й. Сиантосу, что надо уступить союзникам. Поэтому в феврале 1945 г. между руководством левых партий и главой королевского правительства генералом Н. Пластирасом было подписано Варкизское соглашение о перемирии сторон.

Летом 1946 г. в стране началась ожесточенная гражданская война, которая продолжалась вплоть до 1949 г. В столицах западных держав всю ответственность за разжигание этой войны, естественно, возложили на Москву, однако это совершенно противоречило реальному положению вещей, поскольку главными спонсорами греческих коммунистов выступали лидеры Албании и Югославии Э. Ходжа и И.Б. Тито. И.В. Сталин, напротив, не желая создавать еще один очаг напряженности в отношениях с вчерашними союзниками и не имея лишних ресурсов и средств, уклонился от поддержки греческих коммунистов.

4. Ситуация в Центральной и Восточной Европе после окончания войны (1945―1946)

После окончания Второй мировой войны вся территория Восточной Европы и Балкан была занята советскими войсками, которых местное население воспринимало как освободителей от ужасов нацистской оккупации. Это обстоятельство, а также крушение прежних профашистских режимов, сыграло ключевую роль в кардинальном изменении ситуации в этом важнейшем регионе всего европейского континента.

В ноябре 1945 г. после свержения профашистского режима Ф. Салаши в Венгрии прошли первые свободные выборы, и в феврале 1946 г. страна была провозглашена республикой. Президентом страны и главой нового правительства стали лидеры победившей на выборах Независимой партии мелких хозяев 3. Тилди и Ф. Надь. Коммунистическая партия во главе с Матьяшом Ракоши, получив несколько второстепенных постов в новом правительстве, не смогла занять лидирующего положения в нем.

В феврале 1945 г. после крушения профашистского режима маршала И. Антонеску и возвращения на престол короля Михая I, в Румынии прошли парламентские выборы. По итогам этих выборов был сформирован новый кабинет, который возглавил руководитель Фронта земледельцев Петр Гроза, в котором коммунисты получили большую часть министерских постов. Эта ситуация настолько встревожила советское руководство, что, исполняя решения декабрьского совещания Совета министров иностранных дел (СМИД) союзных держав, заместитель наркома иностранных дел СССР А.Я. Вышинский срочно выехал в Бухарест и убедил коммунистов включить в новое правительство представителей Национал-либеральной (Г. Тэттэреску) и Национал-царанистской (Ю. Маниу) партий, чтобы обеспечить новому румынскому правительству международное признание.

На территориях Албании и Югославии с самого начала войны зародилось мощное партизанское движение, возглавляемое местными коммунистами, поэтому еще до окончания войны к власти пришли лидеры двух коммунистических партий — Албанской партии труда Энвер Ходжа и Коммунистической партии Югославии Иосип Броз Тито. Здесь были сразу сформированы однородные коммунистические правительства — в Тиране в октябре 1944 г., а в Белграде — в марте 1945 г.

На территории воссозданной Чехословакии после окончания войны главой государства вновь стал Эдуард Бенеш, восстановленный в своих правах как полноправный президент страны. В мае 1946 г. на выборах в Законодательное собрание страны коммунистам удалось получить относительное большинство голосов, и новым главой коалиционного правительства стал их лидер Клемент Готвальд. Половину министерских постов в новом составе правительства заняли представители буржуазных партий, а ключевой пост министра иностранных дел — сын первого президента страны Ян Масарик, который был ярым сторонником прозападной ориентации.

Советский Союз в тот период вел себя в Восточной Европе крайне осмотрительно и явно не желал осложнений с Вашингтоном и Лондоном. Более того, такие режимы гипотетически могли существовать в форме нейтральных правительств без участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки в марте 1946 г. президента К. Маннергейма. Однако опыт этой северной страны, где не было советских войск, оказался неприменим к восточноевропейским странам, где постепенно стали преобладать значительно более радикальные формы экономических и политических трансформаций.

В Кризис Турецкого пролива был Холодная война-эра территориальный конфликт между Советский союз и индюк. Турция осталась официально нейтральный на протяжении большей части Вторая мировая война. Когда война закончилась, Советское правительство оказало на Турцию давление, чтобы разрешить советским судам беспрепятственно проходить через Турецкие проливы, который соединил Черное море к Средиземноморье. Поскольку турецкое правительство отклонило просьбу Советского Союза, в регионе возникла напряженность, что привело к демонстрации советской военно-морской силы. Впоследствии инцидент стал решающим фактором при выдаче Доктрина Трумэна. [2] На пике напряженности Турция повернется к Соединенные Штаты для защиты через НАТО членство.

Содержание

Важность проливов

Два портала между Черным морем и Средиземным морем, Дарданеллы и Босфор, были важны как торговый путь из Черного моря в порты по всему миру для Турции и других ее черноморских соседей: СССР, Социалистическая Республика Румыния, а Народная Республика Болгария, которые были связаны друг с другом в военном отношении. [3] Проливы также служили важной составляющей военная стратегия; Тот, кто контролировал движение через проливы, мог использовать их как выход или точку входа для военно-морских сил, чтобы пересекать Черное море и выходить из него, и не позволять конкурирующим державам сделать это.

Политическая подоплека

Конфликт уходит корнями в Советско-турецкие отношениякак перед, так и во время Второй мировой войны. До второй половины 1930-х годов советско-турецкие отношения были теплыми и несколько братскими. Предыдущие воплощения двух состояний, Правительство Турции Великого Национального Собрания и Большевистская Россия, обещали сотрудничать друг с другом в Московский договор. [4]

В Конвенция Монтрё о режиме проливов был созван в 1936 г. Австралия, Болгария, Франция, Германия, Греция, Япония, то Советский союз, индюк, то объединенное Королевство и Югославия представлены, чтобы определять как военную, так и регулирующую политику в отношении турецких проливов. [5] Это был последний из нескольких переговоров по двум водным путям. Предыдущие договоры и конференции имели место на протяжении 19-20 веков. Вопрос был снова возрожден с ростом Фашистская италия и его экспансионистской политики, а также опасения, что Болгария возьмет на себя ремилитаризацию проливов. [6] После подписания договора 20 июля 1936 года Турции было разрешено милитаризировать и регулировать проливы. Договор прямо запрещал пересечение проливов судами, не принадлежащими ни одному из черноморских государств. [7]

В конце 1930-х и в 1940-х гг. Сталин неоднократно оспаривал соглашения, достигнутые Конвенцией 1936 г., прося еще в 1939 г. об альтернативной договоренности. Он предложил совместный турецкий и советский контроль над проливами. [8] При подписании Пакт Молотова-Риббентропа с нацистская Германия, Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов проинформировал своих немецких коллег о желании его страны силой взять под контроль проливы и создать вблизи них военную базу. [9]

Пограничный спор


Карта, показывающая территорию Турции, на которую претендовала Грузинская Советская Социалистическая Республика в 1946 году. [10]

Советский Союз желал Турецко-советская граница быть нормализованным способом, полезным для Армянский и Грузинская ССР. Заместитель премьер-министра Лаврентий Берия заявлено Сталин что полоса контролируемой Турцией территории, простирающаяся на юго-запад от Грузии до Гиресун (включая Лазистан) был украден у грузин турками при Османская империя. Если новая граница Берии будет согласована турецким правительством, советское влияние на Черное море и Средний Восток будет увеличиваться и, в процессе, влияние британская империя в последнем регионе будет уменьшаться. [11] Этот аргумент был опровергнут вместе с советскими оговорками в отношении режима проливов в мае 1953 года. [12]

Кризис

Эскалация

Напряженность в отношениях между СССР и Турцией усилилась из-за того, что Турция допустила въезд военно-морские корабли нечерноморских держав, включая нацистская Германия и Фашистская италия, с гражданскими экипажами для перехода через проливы во время Вторая мировая война. После союзников разгром нацистской ГерманииСоветский Союз вернулся к этой проблеме в 1945 и 1946 годах. На протяжении 1946 года американские и турецкие дипломаты часто обсуждали эту проблему. Визит 6 апреля 1946 г. линкор USS Миссури еще больше разозлил Советы. Корабль прибыл в этот регион, объясняя это тем, что он доставляет домой урну покойного турецкого посла. Это требование было отклонено Советским Союзом как случайное. [13]

Советское послание Турции

7 августа 1946 года Советы представили записку МИД Турции в котором говорилось, что то, как Турция решила проливы, больше не представляет интересы безопасности ее соплеменников на Черном море. Это привлекло внимание к случаям, когда итальянские и немецкие военные корабли проходили через проливы без конфликта (немецкие корабли были арестованы турецкими войсками только после того, как страна объявила войну Германии 23 февраля 1945 года). В записке был сделан вывод о том, что режим проливов больше не является надежным, и требовалось, чтобы Договор Монтрё был пересмотрен и переписан на новой международной конференции. [14]

Позиция США

Когда вопрос был поднят на Потсдамская конференция, то Президент США, Гарри С. Трумэн, сказал, что вопрос о проливах является внутриполитическим вопросом, касающимся Турции и СССР, и должен решаться двумя сторонами. [15] Поскольку в дни, предшествовавшие Потсдаму, разгорелся спор, Соединенные Штаты решили, что они твердо не хотят, чтобы пролив попал в руки Советского Союза, поскольку он предоставит им важные стратегические ворота между Черным и Средиземным морем и, возможно, приведет к коммунистической Турции. . В секретной телеграмме, отправленной США Заместитель госсекретаря Дин Ачесон дипломатам в Париж, он объяснил позицию США по этому поводу. [16]

На наш взгляд, главная цель Советского Союза - получить контроль над Турцией. Мы считаем, что если Советскому Союзу удастся ввести в Турцию вооруженные силы с якобы целью обеспечения совместного контроля над проливами, Советский Союз использует эти силы, чтобы получить контроль над Турцией . Поэтому, по нашему мнению, настало время, когда мы должны решить, что будем сопротивляться всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами любой советской агрессии и, в частности, поскольку случай с Турцией был бы настолько очевиден, любой советской агрессии против Турции. Проводя эту политику, наши слова и действия убедят Советский Союз только в том случае, если они будут сформулированы на фоне внутреннего убеждения и решимости с нашей стороны, что мы не можем допустить, чтобы Турция стала объектом советской агрессии.

20 августа 1946 года заместитель госсекретаря Ачесон встретился с пятнадцатью журналистами, чтобы объяснить безотлагательность ситуации и высказать мнение Правительство США известен. [17]

Западная поддержка Турции и деэскалация

Летом и осенью 1946 года Советский Союз увеличил свое военно-морское присутствие в Черном море, заставив советские корабли маневрировать у турецких берегов. Значительное количество сухопутных войск было отправлено в Балканы. Не выдержав нарастающего давления со стороны Советов, Турция в считанные дни обратилась за помощью к Соединенным Штатам. Посоветовавшись со своей администрацией, президент Трумэн направил в Турцию военно-морскую группу. [18] 9 октября 1946 г. соответствующие правительства США и объединенное Королевство подтвердили свою поддержку Турции. [19] 26 октября Советский Союз отозвал свой конкретный запрос на новый саммит по контролю над Турецкими проливами (но не свои мнения) и вскоре после этого снял большую часть устрашающий военные силы из региона. Турция отказалась от политики нейтралитета и согласилась доллар США 100 миллионов долларов экономической и оборонной помощи от США в 1947 г. Доктрина Трумэнаплан прекращения распространения советского влияния на Турцию и Грецию. Две вышеупомянутые страны объединились НАТО в 1952 г. [20]

Продолжение дебатов (1947–1953)

Правительство Турции назначило нового посла в Москва, Фаик Акдур, ноябрь 1946 г. Президент Турции Инёню поручил Акдуру сосредоточиться исключительно на дальнейшем развитии отношений с Советским Союзом. Акдуру также было прямо запрещено вести переговоры о проливах, если они действительно имели место. [21]

Соединенные Штаты предложили провести международную конференцию, чтобы раз и навсегда решить судьбу Дарданелл и Босфора. Тогдашний советский посол в Турции Сергей Виноградов ответил в форме меморандума, отправленного в советскую столицу 10 декабря 1946 года, в котором утверждалось, что конференция, проведенная в такой атмосфере, как описано Соединенными Штатами, является неприемлемой, поскольку советская Союз наверняка получит перевес. Он предсказал, что вместо смены режима, которая была непоколебимой и бессмертной целью МИД СССРсуществующая инфраструктура, с помощью которой регулировались проливы, выживет, хотя и с некоторыми изменениями. [22]

Советского посла в Турции в первые полтора года кризиса Сергея Виноградова сменил Советское Политбюро в 1948 году. Вместе с его преемником Александром Лавришевым пришел свод инструкций из советского МИД, который стал последним важным советским документом по проливам.

Если турки захотят узнать нашу позицию по проливам, ответ будет следующим: советская позиция подробно изложена в записях от 7 августа и 24 сентября 1946 года.

После смерть Иосифа Сталинамотивация смены режима в советском правительстве снизилась, и 30 мая 1953 года министр иностранных дел СССР Молотов отказался от российских претензий на Босфор и Дарданеллы, а также от других территориальных споров вдоль турецко-армянско-грузинской границы. [24]

Последствия

Осознав, что международный климат затруднит дипломатический контроль над проливами, а также над Турцией в целом, Советский Союз предпринял шаги к размораживанию отношений с этой страной в последней отчаянной попытке получить под свое крыло кусок Ближнего Востока. Когда в 1952 году Турция присоединилась к НАТО, ориентированной на Запад, эти надежды не оправдались. [25] В Договор Монтрё 1936 г.с внесенными в него изменениями и в настоящее время сохраняется между государствами-правопреемниками СССР и Турции. [26]

В годы второй мировой войны, Турция поддерживала нейтралитет, сотрудничая и с Гитлером и со странами антигитлеровской коалиции. Поначалу Москву вполне устраивал нейтралитет Турции. В совместном заявлении Советского Союза и Великобритании от 10 августа 1941 г. специально оговаривалось, что обе державы берут на себя обязательства уважать территориальную целостность Турции и готовность оказать ей помощь, если Турция окажется жертвой агрессии. Но после войны политика Москвы в отношении Турции резко изменилась.


19 марта 1945 года СССР денонсировал советско-турецкий договор от 25 декабря 1925 года. Сразу же начались консультации по заключению нового договора. Турция предложила проект договора, в котором, в случае войны, советским войскам предосталялось право беспрепятственно проходить через территорию Турции. Но СССР было нужно совсем другое. СССР добивался совместного с Турцией контроля над проливами Босфор и Дарданеллы и строительства советской, постоянной военно-морской базы в этом районе, а также выдвигал претензии на территории, которые раньше входили в состав Российской империи, и которые Турция в 1921 году захватила.

Но Турция отвергла все претензии и пожаловалась США и Великобритании. 22 июля 1945 года, на Потсдамской конференции обсуждался вопрос о территориальных претензиях СССР к Турции. Черчилль высказал свою обеспокоенность этими претензиями. В ответ Молотов заявил, что речь идёт об исконно грузинских и армянских землях, но добавил, что СССР согласен рассматривать вопрос только о проливах. Но в результате в итоговом протоколе было сказано только лишь то, что ранее существовавшая Конвеция Монтрё1936 года, которая регламентировала режим Черноморских проливов, должна быть пересмотрена.

Эта нота сопровождалась морскими манёврами советских ВМС возле турецких границ и развёртывании военных группировок в Болгарии и в Закавказье. В воздухе запахло войной. Тогда США и Великобритания разорвали союзнические отношения с Москвой и стали оказывать Турции финансовую и военную помощь. Видя, что закончиться это всё может третьей мировой войной, Кремль отступил. А вскоре после смерти Сталина, 30 мая 1953 года, Министерство иностранных дел СССР в особой ноте отказалось от территориальных претензий к Турции и требований по проливам.

Турция вступила в НАТО и разместила американские ракеты на своей территории. А также она стала (и до сих пор является) самым надёжным союзником США и Запада в регионе. А от, в прошлом, добрососедских, отношений с СССР она перешла к неприятельским. И такие отношения, в какой-то степени и поныне относятся к преемнику СССР - России.

Читайте также: