Тунисское обязательство wsis os tunis doc 7 18 ноября 2005 года кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мы, представители народов мира, собравшиеся в Женеве 10-12 декабря 2003 года для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека.

В. Информационное общество для всех: основные принципы

1). Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития

2). Информационная и коммуникационная инфраструктура - необходимый фундамент открытого для всех информационного общества

3). Доступ к информации и знаниям

4). Наращивание потенциала

5). Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

6). Благоприятная среда

7). Приложения на базе ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни

9). Средства массовой информации

10). Этические аспекты информационного общества

11). Международное и региональное сотрудничество

В ноябре 2005 г. в Тунисе прошел второй этап

Основная цель встречи заключалась в обсуждении вопросов, связанных с решением проблемы цифрового неравенства и обеспечением содействия максимальному использованию потенциала информационно-коммуника­ци­онных технологий (ИКТ) для всестороннего социально-экономического развития и борьбы с бедностью

1. “ТУНИССКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО”

Этот документ (WSIS-05/TUNIS/DOC/7-R от 15.11.2005) содержит принципы, которым обязались следовать страны, принимавшие участие во встрече.

Главным из этих принципов является подтвержденное “стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество“

Важнейшим фактором развития информационного общества является обеспечение доступа к ИКТ, к информации и знаниям, а также повышение доверия и безопасности при применении ИКТ

Особо важное значение для построения информационного общества имеет формирование партнерств государственных организаций с частным сектором на основе открытых и функционально совместимых стандартов сетей ИКТ и разработка приложений, которые были бы приемлемы в ценовом отношении и доступны для всех в любом месте, в любое время и с использованием любых устройств, что должно привести к созданию повсеместно распределенной сети.

2. “ТУНИССКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА”

(документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6 (Rev.1)-R от 15.11.2005)

В процессе подготовки к Тунисскому саммиту доминировали три ключевых вопроса:

1) финансовые стратегии,

2) управление Интернетом,

3) механизмы реализации плана действий, принятого на первом этапе ВВУИО в 2003 г. в Женеве.

Создание в Женеве Фонда цифровой солидарности в качестве инновационного финансового механизма добровольного характера, открытого для участия заинтересованных сторон. Цель фонда состоит в превращении цифрового неравенства в цифровые возможности для развивающихся стран (Фонд был создан 27 апреля 2005)

Основная цель встречи заключалась в обсуждении вопросов, связанных с решением проблемы цифрового неравенства и обеспечением содействия максимальному использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для всестороннего социально-экономического развития и борьбы с бедностью (далее - просто развития) в различных странах мира. Участники саммита отметили его безусловный успех. К сожалению, в российской общественно-политической прессе это событие не нашло заметного отражения.

Напомним, что первый этап встречи состоялся в 2003 г. в Женеве. Большинство специалистов критиковали женевские документы за их слишком общий и откровенно декларативный характер, чего нельзя сказать о документах, принятых в Тунисе (www.riocenter.ru/documents_101.htm). Среди последних наибольшего внимания российского читателя заслуживают два - "Тунисское обязательство" (WSIS-05/TUNIS/DOC/7-R от 15.11.2005) и "Тунисская программа для информационного общества" (WSIS-05/TUNIS/DOC/6 (Rev.1)-R от 15.11.2005). Именно они призваны определить пути развития глобального информационного общества в духе принципов двух этапов Всемирной встречи 2003 и 2005 гг.

"Тунисское обязательство"

Этот документ содержит принципы, которым обязались следовать страны, принимавшие участие во встрече. Ниже будут рассмотрены его наиболее важные, с точки зрения авторов, положения.

Очевидно, что главным из этих принципов является подтвержденное "стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество на основе целей и принципов Устава ООН, международного права и принципа многосторонних отношений, соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека, с тем чтобы люди во всем мире могли создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, что позволит в полной мере раскрыть человеческий потенциал и реализовать согласованные на международном уровне цели и задачи в области развития, включая цели, сформулированные в Декларации тысячелетия".

Важнейшим фактором развития информационного общества является обеспечение доступа к ИКТ, к информации и знаниям, а также повышение доверия и безопасности при применении ИКТ, поскольку совместное использование и формирование знаний существенным образом способствуют усилению экономического, социального и культурного развития. ИКТ дают возможность гораздо большему, чем когда-либо в прошлом, числу людей работать с информацией и принимать участие в расширении базы человеческих знаний, а также содействовать их дальнейшему накоплению во всех сферах деятельности. ИКТ обладают огромным потенциалом для предоставления доступа к качественному образованию, повышения уровня грамотности и обеспечения всеобщего начального образования.

Кроме того, применение ИКТ в области производства играет основополагающую роль в экономическом росте и повышении производительности труда, что, в свою очередь, усиливает возможности для оптимального вложения инвестиций в сферу ИКТ, может привести к увеличению объемов торговли и созданию более широких и более выгодных условий для роста трудовой занятости.

Особо важное значение для построения информационного общества имеют формирование партнерств государственных организаций с частным сектором на основе открытых и функционально совместимых стандартов сетей ИКТ и разработка приложений, которые были бы приемлемы в ценовом отношении и доступны для всех в любом месте, в любое время и с использованием любых устройств, что должно привести к созданию повсеместно распределенной сети.

"Тунисская программа для информационного общества"

В процессе подготовки к Тунисскому саммиту доминировали три ключевых вопроса: 1) финансовые стратегии, 2) управление Интернетом, 3) механизмы реализации плана действий, принятого на первом этапе ВВУИО в 2003 г. в Женеве.

Финансовые механизмы для решения задач в области ИКТ в целях развития

ЦГФМ считает, что финансирование ИКТ следует рассматривать в контексте растущего значения роли ИКТ не только как средства коммуникаций, но и как фактора, способствующего развитию, а также как инструмента достижения согласованных на международном уровне целей и задач в этой области, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия. Здесь важно отметить, что в отличие от прошлых лет, когда финансирование инфраструктуры ИКТ в большинстве развивающихся стран было основано на государственных инвестициях, в последнее время в тех из них , где на основе надежной правовой базы поощряется участие частного сектора и осуществляется государственная политика, направленная на преодоление цифрового неравенства, отмечается ощутимый приток частных инвестиций.

Важнейшим фактором развития информационного общества является обеспечение доступа к ИКТ, информации и знаниям, а также повышение доверия и безопасности при применении ИКТ, поскольку совместное использование и формирование знаний существенным образом способствуют усилению экономического, социального и культурного развития.

Одновременно следует иметь в виду, что рыночные механизмы сами по себе не могут гарантировать полномасштабное участие развивающихся стран на глобальном рынке услуг на базе ИКТ. В связи с этим необходимо расширение и усиление международного сотрудничества и партнерства, направленных на содействие всем странам в развитии таких национальных инфраструктур ИКТ и услуг на базе этих технологий, которые были бы рентабельными и конкурентоспособными на международном уровне.

Эксперты ЦГФМ считают, что правительствам в своих национальных стратегиях развития надлежит уделять должное внимание ИКТ, в том числе таким традиционным технологиям, как радио- и телевещание. Более того, эксперты полагают, что многосторонние учреждения, а также различные двусторонние государственные доноры должны рассмотреть вопрос об увеличении объема финансовой помощи для проектов по созданию региональных и крупномасштабных национальных инфраструктур ИКТ. Государственное финансирование может сыграть решающую роль в обеспечении доступа к ИКТ и услугам на их базе в сельских районах, а также для граждан, находящихся в неблагоприятных условиях, в том числе для населения малых островных государств и развивающихся стран.

Исходя из того, что органы госуправления по-прежнему несут основную ответственность за координацию программ государственного финансирования и государственных инициатив в сфере ИКТ, было бы целесообразно, чтобы многосторонние банки и учреждения адаптировали имеющиеся, а при необходимости разработали новые механизмы обеспечения национальных и региональных потребностей в развитии ИКТ.

К числу первоочередных мероприятий по совершенствованию и обновлению действующих механизмов финансирования, по мнению экспертов ЦГФМ, следует отнести:

- усиление регионального сотрудничества и создание многосторонних партнерских отношений между заинтересованными сторонами;

- обеспечение приемлемого в ценовом отношении доступа к ИКТ;

- координация программ между правительствами и крупными финансовыми органами;

- содействие ускорению разработки внутренних финансовых инструментов, в том числе поддержка бизнес-инкубаторов в области ИКТ, государственных кредитных инструментов, механизмов проведения обратных аукционов и других инноваций;

- создание виртуального форума для обмена информацией о потенциальных проектах, источниках финансирования и институциональных финансовых механизмах;

- содействие развивающимся странам в создании фондов для ИКТ и разработке финансовых инструментов;

- стимулирование сотрудничества на уровне многосторонних, региональных и двусторонних организаций в области развития;

- содействие увеличению объема добровольных взносов частных лиц и корпораций в фонды внедрения ИКТ;

- обеспечение эффективного использования механизмов облегчения бремени финансовой задолженности стран по кредитам, включая аннулирование долгов и обмен долговых обязательств.

Большие надежды эксперты ЦГФМ возлагают на создание в Женеве Фонда цифровой солидарности в качестве инновационного финансового механизма добровольного характера, открытого для участия заинтересованных сторон. Цель фонда состоит в превращении цифрового неравенства в цифровые возможности для развивающихся стран. Этот фонд дополнит нынешние механизмы финансирования информационного общества, которые следует и впредь использовать в полной мере для развития новой инфраструктуры ИКТ и предоставления услуг на базе этих технологий.

Управление Интернетом

Доклад по управлению Интернетом готовился к обсуждению на Всемирной встрече Рабочей группой по управлению Интернетом. Его основные положения были освещены нами ранее (см. PC Week/RE, N 43/2005, с. 42), поэтому ниже, главным образом, представлены результаты обсуждения доклада на Всемирной встрече.

Одной из важнейших задач на сегодня является повышение доверия и безопасности при использовании ИКТ. Необходимо дальнейшее стимулирование, развитие и внедрение в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами глобальной культуры кибернетической безопасности в соответствии с тем, как это изложено в резолюции N 57/239 Генеральной Ассамблеи ООН и других соответствующих региональных рамочных документах. Для создания такой культуры требуются действия на национальном уровне и активизация международного сотрудничества с целью обеспечения соответствующего уровня защиты информации личного характера, неприкосновенности частной жизни и персональных данных. Это может быть достигнуто путем принятия законодательства, реализации совместных рамочных программ, использования передового опыта и применения саморегулируемых и технических мер торгово-промышленным сектором и пользователями.

Одним из результатов этих мероприятий станет увеличение физического и стоимостного объема электронного бизнеса в целом как внутри национальных границ, так и за их пределами. Для этого необходима также активизация международного сотрудничества в целях содействия дальнейшему росту э-бизнеса и повышения доверия к нему со стороны потребителей. Другим фактором, содействующим росту электронного бизнеса, станет расширение использования ИКТ правительствами для оказания услуг гражданам и бизнесу, и поэтому тем странам, которые еще этого не сделали, необходимо срочно разработать национальные программы и стратегии формирования электронного правительства.

Наконец, исключительно важное значение для ускорения развития глобального бизнеса, особенно в развивающихся странах, имеет расширение доступа во Всемирную паутину на основе лучшей сбалансированности оплаты за международные интернет-соединения. Для этого необходима разработка стратегий по предоставлению приемлемых в ценовом отношении глобальных соединений.

Серьезным моментом в этой области является поддержка многоязычности Интернета, которая, в частности, поддерживается разработкой ПО, легко локализуемого под требования конкретной страны или корпорации и позволяющего пользователю делать выбор из различных моделей программного обеспечения, включая ПО с открытым кодом. Поэтому исключительно важными представляются разработка локального контента и перевод на национальные языки существующих материалов, цифровых архивов и иных форм цифровых и традиционных средств массовой информации.

Эксперты ЦГФМ обратились с предложением к Генеральному секретарю ООН в рамках открытого и всестороннего процесса сформировать новый орган для ведения политического диалога с участием многих заинтересованных сторон под названием Форум по вопросам управления Интернетом и провести его собрание. Основная задача форума будет состоять в том, чтобы сделать управление использованием Интернета многосторонним, предусматривающим участие всех заинтересованных сторон, демократичным и прозрачным. При этом важно, чтобы этот форум не выполнял надзорные функции и не подменял собой существующие структуры, механизмы, институты или организации. Он должен представлять собой нейтральный, исключающий дублирование неформальный орган, и в его задачи не должно входить вмешательство в вопросы повседневной эксплуатации или технического обслуживания Интернета.

Необходимо расширение и усиление международного сотрудничества и партнерства, направленных на содействие всем странам в развитии таких национальных инфраструктур ИКТ и услуг на базе этих технологий, которые были бы рентабельными и конкурентоспособными на международном уровне.

В то же время на этой Тунисской встрече было принято решение не изменять сложившуюся систему управления доменными именами, которая находится под эгидой американской некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), созданной при участии правительства США. Согласно принятым решениям, эта ситуация сохранится еще на протяжении неопределенного времени, несмотря на то что развивающиеся страны в течение нескольких последних лет оспаривают у США и ICANN право определять политику развития Интернета.

На Всемирной встрече исследование проблем управления Интернетом в основном было ограничено вопросами политики распределения доменных имен и других ресурсов (например, диапазонов IP-адресов) и оказалось отделенным от другой важной темы - регулирования содержимого сайтов в отдельных странах (среди стран, придерживающихся жесткого регулирования, - Китай, Египет, Тунис и ряд других). Позиция России в вопросе контроля распространяемой в Интернете информации состоит в том, что регулировать следует отношения между поставщиками и потребителями данных, а не ту среду, в которой эти данные распространяются.

Из других конкретных решений Всемирной встречи следует выделить намерение обеспечить к 2015 г. доступ в Интернет для всех граждан государств, представленных на встрече. В настоящее время только 14 человек из 100 в среднем имеют доступ к Сети, при этом, например, в США доступ в Интернет имеет 62% населения. В России, по разным оценкам, Интернет регулярно используют 10-15% граждан.

Выполнение решений Всемирной встречи и последующие шаги

Всемирная встреча в Тунисе - это лишь начало долгого пути. Будучи "саммитом решений", тунисская встреча признает, что наступило время претворить принципы в конкретные действия. Несмотря на то, что между первым и вторым этапами ВВУИО было реализовано более 2500 проектов, направленных на преодоление цифрового неравенства, в итоговом документе саммита подчеркивается, что многое еще предстоит сделать, причем немедленно. Международный союз электросвязи (МСЭ) уже начал процесс "инвентаризации" предпринимаемых усилий через специально разработанную базу данных. Для тунисского этапа ВВУИО он создал так называемую Золотую книгу проектов, упомянутых на саммите. В нее вошло более 200 проектов, многие из которых оперировали суммами в несколько миллионов долларов.

Согласно принятым на тунисской встрече решениям, для построения открытого для всех и ориентированного на глобальное развитие информационного общества национальные правительства и другие заинтересованные стороны должны определить те области, в которых требуются дополнительные усилия и ресурсы, а также совместно разработать стратегии, механизмы и процессы выполнения решений встречи на международном, региональном, национальном и местном уровнях, уделяя особое внимание людям и группам населения, которые все еще имеют недостаточный доступ к ИКТ. Это потребует значительных усилий по региональной и международной интеграции, направленных на поддержку совместного использования накапливаемых знаний. Региональное сотрудничество должно содействовать обмену мнениями и совместному применению эффективных практических методов и ресурсов.

В процессе создания глобального информационного общества необходимо самым полным образом в рамках действия международных механизмов использовать опыт деятельности таких учреждений ООН, как МСЭ, ЮНЕСКО, ПРООН и др. Эти учреждения должны играть ведущую посредническую роль в осуществлении Плана действий и организовывать проведение форумов и встреч по всем основным проблемам.

Кроме того, необходимо организовать проведение периодических оценок осуществления Плана действий с использованием согласованной методики. Такая методика должна содержать надлежащие показатели и ориентиры, в том числе показатели коллективного подключения, позволяющие объективно отражать величину цифрового неравенства как в национальном, так и в международном масштабе. Это позволит анализировать и контролировать деятельность, направленную на сокращение цифрового неравенства, принимая во внимание различные уровни развития стран, а также оценивать эффективность инвестиций и усилий по международному сотрудничеству в области построения информационного общества, выявлять пробелы в финансировании и недостатки в разработке стратегий по их решению. С этой точки зрения участники Всемирной встречи позитивно оценили создание в июне 2004 г. Партнерства по количественной оценке ИКТ в целях развития, а также предпринятые им усилия.

Участники встречи призывают все заинтересованные стороны продолжать предоставление информации о своей деятельности на национальном уровне в открытую аналитическую базу данных ВВУИО, которую ведет МСЭ. Не менее важно повышать уровень информированности об использовании Интернета, с тем чтобы сделать его глобальным инструментом, действительно доступным для общественности. В рамках этого предложения было принято обращение к Генеральной Ассамблее ООН с призывом объявить 17 мая Всемирным днем информационного общества.

Участие России во втором этапе Всемирной встречи в Тунисе

Россия на Всемирной встрече была представлена делегацией во главе с Министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. В нее вошли представители ведомств, активно участвующих в работе по созданию национального информационного общества, а также ведущих российских компаний в сфере ИКТ и неправительственных организаций.

Глава российской делегации выступил на пленарном заседании саммита, где рассказал об успехах России в построении информационного общества. Леонид Рейман сообщил, что в этой работе участвуют все ветви государственной власти, деловые круги и гражданское общество. Постоянное внимание этим вопросам уделяет Президент Российской Федерации В. В. Путин. В своем выступлении г-н Рейман отметил, что в первую очередь началось развитие инфраструктуры, что потребовало создания благоприятной правовой среды. Он также сказал, что, по имеющимся оценкам, за последние пять лет темпы роста сектора ИКТ в России составляют около 40% в год.

Леонид Рейман высоко оценил вклад международных организаций системы ООН в решение задач построения информационного общества и указал на необходимость реализации решений саммита на базе ООН. Особо отметив роль Международного союза электросвязи, министр подчеркнул, что следует реформировать эту организацию, с тем чтобы задачи по реализации принятых саммитом решений стали основным приоритетом ее деятельности.

Отметив важность нахождения компромисса в ходе международного диалога по вопросу управления Интернетом, Леонид Рейман заявил, что Россия удовлетворена ходом саммита и решениями, которые планируется принять. "Завершение саммита на самом деле означает начало большого пути, который нам предстоит пройти, чтобы построить информационное общество", - сказал он.

ICE Book

ICE Book

ICE Book запись закреплена

Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/7-R. Тунисское обязательство

ДОКУМЕНТ WSIS-05/TUNIS/DOC/6(REV.1)-R. Тунисская программа для Информационного Общества

Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена

Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации

Модельный информационный Кодекс для государств-участников СНГ

Концепция региональной информатизации

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти


За прошедшие годы служителям грядущего антихриста удалось вплотную приблизиться к исполнению своих богоборческих замыслов. Впервые в истории человечества в начале XXI века на самом высоком политическом уровне были заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого всемирного наднационального сообщества - глобального цифрового общества.

Эти официальные документы подписаны полномочными представителями высокого уровня практически всех государств мира, входящих в ООН. Планы и решения по построению единого наднационального глобального цифрового общества шаг за шагом претворяются в жизнь, причём, представители РФ принимают самое активное участие в их реализации. Факт абсолютно неоспоримый, неопровержимый и говорящий о том, что пророческие слова архиепископа Аверкия и преподобного Паисия сбываются на наших глазах.

Но угрозы в киберпространстве не самое страшное в сегодняшней ситуации. На самом деле, несмотря ни на какие политические разногласия между странами, взаимные грозные упреки и экономические санкции, шаг за шагом выстраивается глобальная система тотального контроля и жесткого управления каждым человеком и обществом в целом, основанная на цифровой идентификации личности.

Внутреннюю богоборческую сущность единого глобального цифрового общества раскрыл в выступлении на VIII Всемирном Русском Народном Соборе в 2004 году доктор богословия, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия - апокалиптические. В истории человечества существовало множество различных государственно-политических систем: монархических, республиканских, тоталитарных, демократических, основанных на диктатуре идеологий, личностей, партий. Но глобальное общество строится именно сейчас. Подобного никогда не было, за исключением, может быть, Вавилонского столпотворения. Путь этот, несомненно, является регрессивным, тупиковым, ведет к самоуничтожению цивилизации.

Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, специалист в области кибернетики и систем управления, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств

1 По рекомендации Подготовительного комитета Встреча на высшем уровне рассмотрела проект "Тунисского обязательства", переданный ей запиской Председателя Подготовительного комитета (WSIS 05/TUNIS/DOC/7).

2 На своем восьмом пленарном заседании 18 ноября 2005 года Встреча на высшем уровне единогласно приняла "Тунисское обязательство" (см. текст Тунисского обязательства в разделе А Главы I настоящего Отчета).

3 Исполнительному секретариату было представлено следующее толковательное заявление:

А Толковательное заявление Соединенных Штатов Америки:

1 Соединенные Штаты рады присоединиться к консенсусу по Тунисскому обязательству и Тунисской программе для информационного общества, которые являются важной вехой на пути международного сообщества к развитию информационного общества. Соединенные Штаты просят включить настоящее толковательное заявление в письменные материалы Встречи на высшем уровне; наше присоединение к консенсусу, в частности, основывается на изложенном в нем истолковании.

2 Соединенные Штаты подчеркивают, что свобода убеждений и право на свободное их выражение, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, о которых говорится в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, наряду со свободой печати, являются необходимыми основаниями информационного общества.

3 На всем протяжении настоящего процесса включение множества заинтересованных сторон было основанием для работы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). Соединенные Штаты твердо убеждены, что так следует поступать и впредь. Этот предусматривающий участие всех подход обеспечит, в ходе реализации решений этой результативной Встречи на высшем уровне и принятия последующих мер, распространение преимуществ цифрового общества на всех людей. В связи с этим Соединенные Штаты хотели бы повторить, что Приложение к Тунисской программе для информационного общества является примерным, но не исчерпывающим перечнем. Соединенные Штаты также полагают, что несмотря на конкретные упоминания о роли правительств в пункте 8 Тунисского обязательства и пункте 85 Тунисской программы для информационного общества, в реализации решений Встречи на высшем уровне и принятии последующих мер, в том числе в работе Форума по управлению использованием Интернет, сообща примут участие правительства, гражданское общество, частный сектор, международные и региональные организации, с тем чтобы в максимальной мере использовать свои совокупные способности и вклады.

4 Соединенные Штаты также отмечают, что в Программе для информационного общества предусмотрена роль ЭКОСОС и, возможно, Комиссии ООН по науке и технике в целях развития в принятии последующих мер по итогам Встречи на высшем уровне. Мы ожидаем, что включение последующих мер по итогам ВВУИО в деятельность ЭКОСОС станет частью общего процесса реформирования ООН, необходимого для повышения эффективности и результативности многих входящих в систему ООН организаций.

5 Соединенные Штаты считают, что выражение "право на развитие" в пункте 3 Тунисского обязательства означает, что каждый должен иметь право развивать свой интеллектуальный или иной потенциал в максимально возможной степени путем осуществления всего диапазона гражданских и политических прав. Недостаточная степень развития не может служить оправданием ограничения прав человека.

6 Соединенные Штаты отмечают, что и в Тунисском обязательстве, и в Тунисской программе для информационного общества несколько раз упоминается важность надлежащего государственного управления для информационного общества. Соединенные Штаты считают, что под "надлежащим государственным управлением" следует понимать здравую экономическую политику (включая политику, поощряющую конкуренцию), наличие прочных демократических институтов, откликающихся на потребности людей и прозрачных для людей, а также соблюдение прав человека и верховенство права.

7 Соединенные Штаты уверены, что в активном диалоге по вопросам, связанным с корпоративной социальной ответственностью и надлежащим корпоративным управлением, о котором говорится в пункте 17 Тунисского обязательства, должны принимать участие все заинтересованные стороны, включая как национальные, так и транснациональные корпорации.

8 Соединенные Штаты считают, что упоминание в пункте 31 Тунисского обязательства об универсальной, основанной на норме права, открытой, недискриминационной и равноправной многосторонней системе торговли, включает реальную либерализацию торговли, о которой говорится в пункте 27 Итогового документа Всемирного саммита 2005 года. Как отмечается в Итоговом документе Всемирного саммита, либерализация торговли способствует стимулированию развития и обеспечивает, чтобы торговля в полной мере играла свою роль в содействии экономическому росту, расширению занятости и развитию в интересах всех.

9 Соединенные Штаты полагают, что упоминания в пунктах 8–9, 49, 54 и 89 Тунисской программы для информационного общества о передаче технологий, в том числе конкретные упоминания о "передаче технологии на взаимосогласованных условиях", означают, что в случае технологий и ноу-хау, являющихся предметом прав интеллектуальной собственности, любые их передачи должны осуществляться на свободно обсуждаемой, взаимосогласованной основе. Это не зависит от того, являются ли передающая и получающая стороны правительствами, частными объединениями или еще какими-либо структурами.

Принятие "Тунисской программы для информационного общества"


1 По рекомендации Подготовительного комитета Встреча на высшем уровне рассмотрела проект "Тунисской программы для информационного общества", переданный ей запиской Председателя Подготовительного комитета ( WSIS 05/ TUNIS / DOC /6( Rev .1)).

2 На своем восьмом пленарном заседании 18 ноября 2005 года Встреча на высшем уровне единогласно приняла "Тунисскую программу для информационного общества" (см. текст Тунисской программы для информационного общества в разделе В Главы I настоящего Отчета).

3 Исполнительному секретариату было представлено следующее толковательное заявление:

А Толковательное заявление Коста-Рики:

Относительно "Тунисской программы для информационного общества" (Документ WSIS 05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)):

Пункт 13. Коста-Рика считает, что ни одно из выражений в этом пункте не препятствует ей в проведении политики, согласно которой государственные инвестиции в ИКТ остаются и будут оставаться для этой страны приоритетом как идеальное средство обеспечения того, чтобы преимущества ИКТ охватывали все население повсеместно, справедливо и приемлемо в ценовом отношении.

Пункт 14. Согласно толкованию Коста-Рики, важно, чтобы поступали необходимые инвестиции в инфраструктуру ИКТ и развитие новых услуг, независимо от того, государственным или частным сектором они направляются.

Пункт 16. Коста-Рика отмечает, что в соответствии с ее национальными реалиями и институциональными основами инвестиции в ИКТ были и остаются по своей природе в основном государственными.

Пункт 21. Согласно толкованию Коста-Рики, государственное финансирование для обеспечения доступа к ИКТ может включать прямые государственные инвестиции в инфраструктуру ИКТ.

В Толковательное заявление Соединенных Штатов Америки:

Толковательное заявление, представленное Соединенными Штатами Америки и приведенное в Главе VII, выше, также включает ссылки на "Тунисскую программу для информационного общества". См. подробности в разделе А Главы VII.

Принятие проекта Отчета Тунисского этапа Встречи на высшем уровне

1 На восьмом пленарном заседании 18 ноября 2005 года Докладчик представил проект Отчета Тунисского этапа Встречи на высшем уровне (WSIS-05/TUNIS/DOC/9).

2 На том же заседании Встреча на высшем уровне приняла проект Отчета и поручила Докладчику доработать Отчет.

Закрытие Тунисского этапа Встречи на высшем уровне

1 На восьмом пленарном заседании 18 ноября 2005 года с заключительными обращениями выступили Его Превосходительство г н Иошио УТСУМИ, Генеральный секретарь МСЭ и Генеральный секретарь Встречи на высшем уровне; Его Превосходительство г н Мориц ЛОЙЕНБЕРГЕР, Вице-президент Швейцарской Конфедерации, и Его Превосходительство г н Зин Аль-Абидин БЕН АЛИ, Президент Тунисской Республики.

2 На том же заседании Президент Тунисской Республики объявил Тунисский этап ВВУИО закрытым.

Список рассмотренных Встречей на высшем уровне документов

Встреча на высшем уровне рассмотрела следующие документы:

А Официальные документы

1 Проект повестки дня Тунисского этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS 05/TUNIS/DOC/1)

2 Проект поправки к Правилу 7 Правил процедуры Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS 05/TUNIS/DOC/2)

3 Предлагаемый формат Тунисского этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS 05/TUNIS/DOC/3)

4 Отчет о процессе подготовки второго этапа Встречи на высшем уровне (WSIS 05/TUNIS/DOC/4)

5 Отчет об анализе выполнения решений ВВУИО (WSIS 05/TUNIS/DOC/5)

6 Проект "Тунисской программы для информационного общества" (WSIS 05/TUNIS/DOC/6(Rev.1))

7 Проект "Тунисского обязательства" (WSIS 05/TUNIS/DOC/7)

9 Проект Отчета Тунисского этапа ВВУИО (WSIS 05/TUNIS/DOC/9)

В Административные документы:

1 Информация для участников (WSIS 05/TUNIS/ADM/1)

2 Аннотированная повестка дня Тунисского этапа (WSIS 05/TUNIS/ADM/2)

3 Проект повестки дня организационного заседания Тунисского этапа (WSIS 05/TUNIS/ADM/3)

4 Руководящие принципы для распределения публикаций, документов и любых других печатных материалов в помещениях Встречи на высшем уровне (WSIS 05/TUNIS/ADM/4)

5 Руководящие принципы относительно проведения сопутствующих мероприятий (WSIS 05/TUNIS/ADM/5)

6 Проект повестки дня восьмого и последнего пленарного заседания (WSIS 05/TUNIS/ADM/6)

Круглый стол I ВВУИО

"От обязательства к действию: выполнение решений после Туниса"

Круглый стол I ВВУИО по теме "От обязательства к действию: выполнение решений после Туниса" прошел в Тунисе 17 ноября 2005 года. Мероприятие было организовано в форме открытого диалога, подкрепляемого национальным опытом и практическими предложениями. Вел обсуждение г н Ги Оливье Сегон, Президент Фонда цифровой солидарности (ФЦС). В круглом столе приняли участие 9 глав государств и правительств и министров, 4 представителя международных организаций, 3 представителя торгово-промышленного сектора и 2 представителя гражданского общества.

Основное внимание в ходе дискуссии уделялось направлениям политики и стратегиям содействия развитию информационного общества. Поскольку на Тунисском этапе Встречи на высшем уровне основное внимание уделялось выполнению решений, многие из вкладов отражали планы заинтересованных сторон относительно дальнейших действий.

Участники отмечали, что для преодоления "цифрового разрыва" требуется разработка разнообразных стратегий на национальном, региональном и международном уровнях. Эти стратегии будут определяться отличительными особенностями каждой страны и региона, в том числе в области культуры. Многие страны добились значительных успехов в выработке комплексных электронных стратегий и направлений электронной политики. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что ввиду стремительных инноваций в секторе ИКТ эти стратегии и направления политики нуждаются в постоянных коррективах. Участники пришли к согласию относительно того, что ключевыми элементами успеха являются три области: партнерства, подход с участием многих заинтересованных сторон и укрепление международного сотрудничества, которые и следует далее развивать.

Участники в целом признали, что для обеспечения доступа для всех необходимы масштабные инвестиции в инфраструктуру. Тем не менее, отмечалось, что финансовые ресурсы направляются рыночными силами и не всегда достигают малоимущих общин в районах, обслуживаемых в недостаточной степени. В связи с этим требуются инновационные механизмы финансирования.

Обсуждались не только связанные с инфраструктурой вопросы. Участники подчеркивали, что дополнительного внимания всех заинтересованных сторон требует и контент. В частности, возникает проблема выработки возможных способов содействия развитию местного контента на национальных языках. Подчеркивалось, что нежелание использовать языки коренных народов может рассматриваться как одно из существенных препятствий на пути дальнейшего развития информационного общества.

Участники выразили мнение, согласно которому для построения устойчивого информационного общества заинтересованным сторонам следует уделять больше внимания созданию человеческого потенциала. Принимая во внимание растущее значение таких новых услуг, как электронное здравоохранение, электронное государственное управление, электронное обучение и другие, заинтересованные стороны должны гарантировать, что информационное общество останется открытым для всех. Нельзя допускать появление новых разрывов.

В нескольких выступлениях отмечалось, что заинтересованные стороны должны больше внимания уделять молодежи. Молодое поколение обладает необходимым для новаторства потенциалом, и для дальнейшего устойчивого развития ему необходимо предоставить доступ к информационному обществу и возможность участвовать в его жизни любыми способами. Ориентированные на молодежь среднесрочные и долгосрочные электронные стратегии могут вызвать структурную перестройку экономики. Также следует чаще обсуждать гендерные вопросы, в частности поощрять меры, направленные на совершенствование гендерного баланса.

Участники подчеркивали, что ввиду стремительных инноваций в секторе ИКТ необходимо постоянно пересматривать национальные стратегии развития информационного общества. В частности, для развивающихся стран быстрый технический прогресс открывает новые перспективы совершенствования возможностей соединения и расширения функций приобретаемых ИКТ. Вместе с тем, странам следует помнить, каких целей им предстоит достичь в среднесрочном и долгосрочном плане, и соответствующим образом применять достижения.

Многие из представителей развивающихся стран обсуждали разнообразные стратегии содействия совершенствованию возможностей подключения. Некоторые из них придерживались того мнения, что уделение на первоначальном этапе основного внимания общинам может принести ощутимые результаты за весьма короткий период даже без привлечения существенных финансовых средств. Им представляется эффективной мерой создание мультимедийных центров или центров знаний, которые позволяют в среднесрочной и долгосрочной перспективе создать человеческий потенциал, достаточный для получения преимуществ от использования ИКТ.

Подчеркивалась преобладающая роль частного сектора в развитии информационного общества. Одной из наиболее важных задач для всех заинтересованных сторон по-прежнему является выбор надлежащей бизнес-модели для получения прибыли от инвестиций даже в развивающихся странах. Наряду с этим, поскольку приемлемость в ценовом отношении является одной из ключевых проблем при распространении ИКТ, существенную роль играют инновационные механизмы финансирования.

Читайте также: