Трудовые ресурсы норвегии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения.

Содержание

Краткий обзор страны. 3
Географическое положение. 4
Население. 6
Обеспеченность ресурсами. 8
Государственное устройство и политическая ситуация. 13
Основные показатели экономического развития. Валютная система. 15
Внешнеэкономическая политика Норвегии. 18
Структура и динамика импорта. 21
Структура и динамика экспорта. 23
Многостороннее сотрудничество и внешнеэкономические связи России и Норвегии. 28
Норвегия в международном разделении труда. 31
Участие в международных организациях. 33
Список использованной литературы. 36

Работа содержит 1 файл

Норвегия оригинал.doc

Краткий обзор страны. . . ..3

Географическое положение. . . 4

Обеспеченность ресурсами. . . 8

Государственное устройство и политическая ситуация. . 13

Основные показатели экономического развития. Валютная система. 15

Внешнеэкономическая политика Норвегии. . 18

Структура и динамика импорта. . . 21

Структура и динамика экспорта. . . 23

Многостороннее сотрудничество и внешнеэкономические связи России и Норвегии. . . . 28

Норвегия в международном разделении труда. . 31

Участие в международных организациях. . . 33

Список использованной литературы. . . 36

Краткий обзор страны

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения. Если доля стран Северной Европы в капиталистическом мире составляет по населению менее 1% , то по внутреннему валовому продукту и промышленному производству - примерно 3% , а по экспорту около 5%. Норвегия является одним из государства Северной Европы.
Норвегия относится к числу малых промышленно развитых стран мира с рыночной экономикой. Норвежская экономика уникальна тем, что имеет как высокоразвитые отрасли хозяйства, так и мощную экспортно-ориентированную нефте- и газодобывающую промышленность, гарантирующую этой стране стабильные валютные поступления на ближайшие десятилетия.
Исторически сложившаяся отраслевая структура и узость внутреннего рынка предопределили ее широкое участие в международном разделении труда на базе специализации.

Географическое положение Норвегии

Королевство Норвегия, самое северное европейское государство, занимает северо-западную часть Скандинавского полуострова. Омывается на севере Северным Ледовитым океаном (Баренцево море), на северо-востоке граничит с Россией, Финляндией и Швецией, на востоке - со Швецией. На юге пролив Скагеррак отделяет ее от Дании, на западе страна омывается Северным морем. Норвегии принадлежат архипелаг Свальбард (Шпицберген, включая о. Медвежий), остров Ян-Майен и более 50 тыс. мелких островов, большинство из которых представляют собой лишь скальные участки в горловинах фьордов. Страна претендует на архипелаг Буве и остров Петра I в южном полушарии, а также на Землю Королевы Мод в Антарктиде.

Территория Норвегии преимущественно гориста. Большую часть поверхности занимают Скандинавские горы (хребет Лангфьелла, высшая точка - г. Галлхёпигген, 2469 м.). Высокие плоскогорья покрыты ледниками, общая площадь которых составляет около 5000 кв.км. Норвегия покрыта лесами, тундровой и горной растительностью, при этом только 3,5% земель пригодно для обработки.

Во время великого ледникового периода в горах Норвегии было развито оледенение, но современные ледники невелики. Самые большие из них – Юстедальсбре (крупнейший ледник в Европе) в горах Ютунхеймен, Свартисен в северной части центральной Норвегии и Фольгефонни в районе Хардангервидды. Небольшой ледник Энгабре, расположенный на 70° с.ш., подходит к берегу Квенанген-фьорда, здесь у конца ледника происходит отел небольших айсбергов. Однако обычно снеговая линия в Норвегии расположена на высотах 900–1500 м. Многие особенности рельефа страны сформировались во время ледникового периода. Вероятно, тогда было несколько материковых оледенений, и каждое из них способствовало развитию ледниковой эрозии, углублению и спрямлению древних речных долин и их превращению в живописные крутосклонные троги U-образной формы, глубоко прорезающие поверхность нагорий.

После таяния материкового оледенения были затоплены низовья древних долин, где образовались фьорды. Фьордовые берега поражают необычайной живописностью и имеют очень важное хозяйственное значение. Многие фьорды очень глубоки. Например, Согне-фьорд, расположенный в 72 км к северу от Бергена, в нижней части достигает глубины 1308 м. Цепь прибрежных островов – т.н. скергор (в русской литературе чаще используется шведский термин шхергорд) защищает фьорды от сильных западных ветров, дующих со стороны Атлантического океана. Некоторые острова представляют собой обнаженные скалы, омываемые прибоем, другие достигают значительных размеров.

Большинство норвежцев живут на берегах фьордов. Самые значительные – Осло-фьорд, Хардангер-фьорд, Согне-фьорд, Нур-фьорд, Стур-фьорд и Троннхеймс-фьорд. Основные занятия населения – рыболовство во фьордах, земледелие, животноводство и лесное хозяйство в отдельных местах по берегам фьордов и в горах. В районах фьордов промышленность развита мало, если не считать отдельных предприятий обрабатывающей отрасли, использующих богатые гидроэнергоресурсы. Во многих районах страны коренные породы выходят на поверхность.

На востоке Норвегии находятся самыебольшие реки, включая Гломму длиной 591 км. На западе страны реки короткие и быстрые. В южной Норвегии много живописных озер. Крупнейшее в стране озеро Мьёса площадью 390 кв. км расположено на юго-востоке. В конце 19 в. было сооружено несколько небольших каналов, соединяющих озера с морскими портами на южном побережье, но в настоящее время они используются мало. Гидроэнергоресурсы рек и озер Норвегии вносят существенный вклад в ее экономический потенциал.

Плодородные почвы покрывают лишь 4% всей территории Норвегии и сконцентрированы преимущественно в окрестностях Осло и Тронхейма. Поскольку бoльшую часть страны занимают горы, плато и ледники, возможности для роста и развития растений ограничены. Выделяют пять геоботанических районов: безлесный прибрежный с лугами и кустарниками, к востоку от него лиственные леса, дальше в глубь страны и к северу – хвойные леса, выше и еще дальше к северу пояс карликовых берез, ив и многолетних трав; наконец, на самых больших высотах – пояс трав, мхов и лишайников. Хвойные леса – один из важнейших природных ресурсов Норвегии, они дают разнообразную экспортную продукцию. В арктическом районе обычно встречаются северный олень, лемминг, песец и гага. В лесах до самого юга страны водятся горностай, заяц, лось, лисица, белка и – в небольшом количестве – волк и бурый медведь. Благородный олень распространен вдоль южного побережья.

Треть страны лежит за Северным Полярным кругом, в зоне сурового арктического климата. Но благодаря теплому Северо-Атлантическому течению прибрежные воды не замерзают. У побережья разбросано множество островов. Однако крупнейшие острова, архипеллаг Шпицберген, расположены на значительном удалении от страны.

Общая площадь страны равна примерно 385,1 тыс. кв. км. (включая 62 тыс. кв. км. островов).

Население Норвегии

Коренных, аборигенных народов в Норвегии два - норвежцы, составляющие 97% населения страны (3 920 тыс.), и саами (З0 тыс.). Язык норвежцев принадлежит к германской группе индоевропейской семьи языков. До сих пор существуют две его литературные формы - риксмол (или букмол) и ланнсмол (или нюноршк). Норвежцы живут в лесных и пригодных для земледелия долинах и в прибрежных районах. Традиционные занятия норвежцев - земледелие, животноводство, рыболовство, а в настоящее время они работают и в самых разнообразных отраслях промышленности.

К горных местностях северной и отчасти средней Норвегии, в лесотундре и тундре живут саами. Этот народ сохранил свое национальное самосознание - свой язык и культуру. Язык саами относится к финно-угорской группе уральской семьи языков. Существуют школы и учительские семинарии, где преподают по учебникам на саамском языке, и действуют саамские культурно-просветительские общества, которые стремятся сохранить самобытную культуру самого древнего народа Северной Европы. В результате активной религиозной деятельности в средневековье христианских миссионеров саами в Швеции, Норвегии и Финляндии приняли лютеранство.

Традиционные занятия саами - оленеводство, рыболовство, охота. Однако в современной Норвегии оленеводством занимаются лишь 6% саами. Остальные же из них идут работать на рудники, лесозаготовки, становятся земледельцами. Они занимаются также кустарным изготовлением сувениров. Все чаще саами поселяются в поселках и городах. Лишь летом оленеводы ведут кочевой образ жизни и живут тогда в каркасных палатках или в котах.

К давно натурализовавшимся национальным меньшинствам относятся родственные норвежцам по языку датчане (около 15 тыс.) и шведы (около 8 тыс.). Датчане живут в городах Эстланна, не составляя компактных землячеств, а шведы - преимущественно в приграничных со Швецией селениях Эстланна.

Из пришлых и натурализовавшихся иноязычных меньшинств самыми ранними являются квены, или норвежские финны (20 тыс.), по-видимому потомки финских переселенцев раннего средневековья или, по некоторым данным, также и XVI.- XVII вв. в настоящее время Они живут в рыбачьих поселках и в мелких городах на севере Норвегии - вокруг Варангер- фьорда, Порсангер-фьорда, Алта-фьорда. Их занятия - рыболовство и работа в местной, особенно в строительной- промышленности.

По религиозной принадлежности почти все верующие Норвегии - протестанты (лютеране).

Обеспеченность ресурсами Норвегии

Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др.

Достоверные запасы нефти составляют более 800 млн. т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров. Общие капитальные вложения в прибрежный нефтяной сектор достигли рекордной цифры - 60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП, значительно способствовали росту других отраслей материального производства, изготовлявших оборудование для нефтедобычи, и создавали соответствующую инфраструктуру. Цель этого огромного инвестирования - повысить доходность нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны. Инвестиции в основном направлены в гигантское месторождение Стотфорд, открытое 20 лет назад на заре нефтяной эры Норвегии.

Если нефтедобыча имеет тенденцию к снижению, то добыча газа в Норвегии идёт по восходящей. Норвегия с успехом превращается в важную газодобывающую страну. Её доля на западноевропейском газовом рынке приближается к 15%. Добыча газа, как ожидают, достигнет 70 млрд. кубических метров к концу столетия, а контракты на продажу газа уже превысили общий объём в 50 млрд. кубометров в год.

На континентальном шельфе Норвегии находятся более половины всех обнаруженных газовых месторождений Западной Европы. По мнению представителей норвежской государственной компании “Статойл”, в отличие от ХХ века, который был веком нефти, ХХI век стал веком газа, особенно в связи с тем, что забота о чистоте окружающей среды становится движущей силой роста его потребления.

В промышленном производстве Норвегии, включая электроэнергию, занято около 400 тыс. рабочих и служащих, из которых около 95% трудится на предприятиях обрабатывающей промышленности, а остальные - в добывающей промышленности и электроэнергетике.

Норвегия: Уровень участия в рабочей силе, 1990 - 2020:

По этому показателю,Всемирный банк предоставляет данные о Норвегия за период с 1990 по 2020 год. Среднее значение для Норвегия в течение этого периода составило 64.87 процентов при минимуме в размере 61.56 процентов в 1993 г., и максимуме в размере 67.42 процентов в 2008 г..

Recent values


Longer historical series

Определение: Labor force participation rate is the proportion of the population ages 15 and older that is economically active: all people who supply labor for the production of goods and services during a specified period.


Экономика Норвегии является высокоразвитым смешанной экономикой с государством собственности в стратегических областях. Несмотря на то , что экономика Норвегии чувствительна к глобальным циклам деловой активности , она демонстрирует уверенный рост с начала индустриальной эры . В стране очень высокий уровень жизни по сравнению с другими европейскими странами и сильно интегрированная система социального обеспечения . Современная система производства и социального обеспечения Норвегии опирается на финансовые резервы, создаваемые за счет эксплуатации природных ресурсов , особенно нефти Северного моря . Согласно данным ООН за 2018 год, Норвегия вместе с Люксембургом и Швейцарией являются единственными тремя странами в мире с ВВП на душу населения выше 70 000 долларов США, которые не являются ни островными государствами, ни микрогосударствами .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Доиндустриальная революция

Норвегия была беднейшим из трех скандинавских королевств (Дания и Швеция) в эпоху викингов.

До промышленной революции экономика Норвегии в основном базировалась на сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве. Норвежцы обычно жили в условиях значительного дефицита, хотя голод был редкостью. Для некоторых плодородных районов за исключением Hedemarken и Эстфолд , зерновые культуры были ограничены выносливыми зерна, такие как овес, рожь, и ячмень ; и домашний скот овцам, козам, крупному рогатому скоту, свиньям и некоторой домашней птице; местами это дополнялось охотой . В районах Центральной и Северной Норвегии , то Sami питались кочевого оленеводства из северных оленей . Рыбная ловля по всему побережью была опасным занятием, хотя такие рыбы, как сельдь , треска, палтус и другие холодноводные виды, были найдены в изобилии. Появление картофеля в Норвегии (в 18 веке) принесло норвежцам значительное облегчение.

По всему побережью добыча рыбы (включая треску, сельдь, палтус и другие холодноводные виды) была важным дополнением к сельскому хозяйству и во многих районах на севере и западе была основным источником существования домохозяйств. Рыболовство обычно дополнялось растениеводством и животноводством на небольших фермах.

Экономические условия в Норвегии не способствовали формированию феодальной системы , хотя несколько королей действительно награждали землей лояльных подданных, которые становились рыцарями . Самостоятельные фермеры были и остаются основной единицей работы в норвежском сельском хозяйстве, но вплоть до XIX века у фермеров не хватало земли, доступной для ведения сельского хозяйства. Многие сельскохозяйственные семьи были доведены до нищеты как фермеры-арендаторы , что послужило толчком для эмиграции в Северную Америку .

Индустриальная революция


Помимо добычи полезных ископаемых в Конгсберге , Рёрусе и Лёккене , индустриализация пришла с появлением первых текстильных фабрик, построенных в Норвегии в середине XIX века. Но первые крупные промышленные предприятия сформировались, когда политика предпринимателей привела к созданию банков для обслуживания этих нужд.

Промышленность также предлагала работу большому количеству лиц, которые были перемещены из сельскохозяйственного сектора. Поскольку заработная плата в промышленности превысила заработную плату в сельском хозяйстве, сдвиг положил начало долгосрочной тенденции к сокращению посевных площадей и структуры сельского населения. Рабочий класс стал в Норвегии особым явлением со своими районами, культурой и политикой.

Социал-демократические реформы

После Второй мировой войны Норвежская лейбористская партия с Эйнаром Герхардсеном в качестве премьер-министра приступила к осуществлению ряда социал-демократических реформ, направленных на выравнивание распределения доходов, ликвидацию бедности, обеспечение социальных услуг, таких как выход на пенсию, медицинское обслуживание и пособия по инвалидности для всех. и вкладывать больше капитала в общественное доверие.

Высокие прогрессивные налоги на прибыль, введение налога на добавленную стоимость и широкий спектр специальных надбавок и налогов сделали Норвегию одной из самых облагаемых налогами стран в мире. Власти облагали налогом дискреционные расходы, взимая специальные налоги на автомобили, табак, алкоголь, косметику и т. Д.

Долгосрочная социал-демократическая политика Норвегии, обширное государственное отслеживание информации и однородность ее населения особенно хорошо подходят для экономических исследований, а академические исследования из Норвегии, как оказалось, внесли значительный вклад в область макроэкономики в эту эпоху. Когда Норвегия стала страной-экспортером нефти, экономические последствия стали предметом дальнейшего изучения.

Нефть и постиндустриализм

Страна-экспортер нефти


В мае 1963 года Норвегия заявила суверенные права на природные ресурсы в своем секторе Северного моря . Геологоразведочные работы начались 19 июля 1966 года, когда компания Ocean Traveler пробурила первую скважину. Впервые нефть была обнаружена на нефтяном месторождении Балдер на фланге холма Утсира , примерно в 190 км к западу от Ставангера , в 1967 году. Первоначальные разведочные работы были безрезультатными, пока Ocean Viking не обнаружил нефть 21 августа 1969 года. К концу 1969 года все стало ясно. что в Северном море имеются большие запасы нефти и газа. Первым нефтяным месторождением было Экофиск , на котором в 1980 году было добыто 427 442 баррелей (67 957,8 м 3 ) нефти. С тех пор были обнаружены большие запасы природного газа .

Оказалось, что Северное море представляет собой множество технологических проблем для добычи и разведки, и норвежские компании вложили средства в создание потенциала для решения этих проблем. Ряд инженерных и строительных компаний возникли из остатков в значительной степени утраченной судостроительной промышленности, создав центры компетенции в Ставангере и западных пригородах Осло . Ставангер также стал наземным перевалочным пунктом для морской буровой индустрии. В настоящее время в Северном море миновал пик добычи нефти . Новые месторождения нефти и газа были обнаружены и разработаны в крупных норвежских районах Норвежского и Баренцева морей , включая Снёвит .

Оговорки о Европейском Союзе


В сентябре 1972 года норвежский парламент поставил на референдум вопрос о том, следует ли Норвегии присоединяться к Европейскому экономическому сообществу . Предложение было отклонено с небольшим отрывом. Правительство Норвегии приступило к переговорам по торговому соглашению с ЕС, которое предоставит норвежским компаниям доступ на европейские рынки. Со временем Норвегия пересмотрела и доработала это соглашение, в конечном итоге присоединившись к Европейской ассоциации свободной торговли и Европейской экономической зоне .

Хотя торговая политика Норвегии уже давно нацелена на гармонизацию ее промышленной и торговой политики с политикой ЕС, новый референдум в 1994 году дал тот же результат, что и в 1972 году, и Норвегия остается одной из двух скандинавских стран, не входящих в ЕС, второй является Исландия .

Хотя большая часть вызывающих разногласия публичных дебатов о членстве в ЕС касалась политических, а не экономических вопросов, они сформировали экономическую политику по нескольким важным направлениям:

  • И политики, и общественность согласились с тем фактом, что экономическое развитие Норвегии зависит от использования ее сравнительных преимуществ за счет специализации в определенных областях экспорта и опоры на импорт во всем остальном. Это оказало значительное влияние на сельскохозяйственную политику Норвегии, которая была изменена с учетом структуры населения, а не самообеспеченности.
  • Поступления от нефтяных доходов не могли бы способствовать частному или общественному потреблению, если бы Норвегия сохраняла свое процветание, когда запасы нефти заканчивались.
  • Чтобы выйти на европейские рынки, Норвегии пришлось открыть свои внутренние рынки для европейского импорта. Хотя некоторые вопросы ценообразования и распределения (например, алкоголь и автомобили) остаются нерешенными, рынки потребителей, капитала и занятости Норвегии все больше приближаются к рынкам Европы в целом.

Норвежцы добивались договоренностей по ряду конкретных вопросов, таких как продукция рыбоводных хозяйств, сельскохозяйственная продукция, стандарты выбросов и т. Д., Но они, похоже, не сильно отличаются от тех, которых добиваются добросовестные члены ЕС. Ожидается, что в какой-то момент вопрос о членстве будет снова вынесен на референдум.

Постиндустриальное экономическое развитие



Несколько вопросов доминировали в дебатах по экономике Норвегии с 1970-х годов:


Роль государственной собственности


Норвежское государство сохраняет значительную долю собственности в ключевых промышленных секторах, сосредоточенных в природных ресурсах и стратегических отраслях, таких как стратегический нефтяной сектор ( Equinor ), производство гидроэлектроэнергии ( Statkraft ), производство алюминия ( Norsk Hydro ), крупнейший норвежский банк ( DNB ) и телекоммуникационный провайдер ( Telenor ). Правительство контролирует около 35% общей стоимости публичных компаний на фондовой бирже Осло, при этом пять из семи крупнейших листинговых компаний частично принадлежат государству. Когда включаются компании, не котирующиеся на листинге, государство имеет еще более высокую долю владения (в основном за счет прямого владения нефтяными лицензиями). Государственные предприятия Норвегии составляют 9,6% всех занятых в несельскохозяйственном секторе, и этот показатель возрастает почти до 13% с учетом компаний с миноритарной государственной долей собственности, что является самым высоким показателем среди стран ОЭСР. И листинговые, и не включенные в листинг фирмы с государственной долей владения ориентированы на рынок и работают в условиях сильно либерализованной рыночной экономики . Сочетание относительно высокой степени государственной собственности в норвежской открытой рыночной экономике было описано как форма государственного капитализма .

Нефтегазовая промышленность играет доминирующую роль в норвежской экономике, обеспечивая источник финансирования норвежского государства всеобщего благосостояния за счет прямого владения нефтяными месторождениями, дивидендов от его акций в Equinor, а также лицензионных сборов и налогов. Нефтегазовая отрасль является крупнейшей в Норвегии с точки зрения государственных доходов и добавленной стоимости. Организация этого сектора призвана гарантировать, что разведка, разработка и добыча нефтяных ресурсов приведет к созданию общественной ценности для всего общества за счет сочетания налогообложения, лицензирования и прямого государственного владения через систему, называемую прямым финансовым интересом государства (SDFI). . SDFI была основана в 1985 году и представляет государственные холдинги в ряде нефтегазовых месторождений, трубопроводов и береговых сооружений, а также 67% акций Equinor. Государственные доходы от нефтяной промышленности переводятся в Государственный пенсионный фонд Norway Global в рамках структуры, которая запрещает правительству доступ к фонду для государственных расходов; только доход, полученный за счет капитала фондов, может использоваться для государственных расходов.

Высокий уровень государственной собственности был мотивирован множеством причин, но, что наиболее важно, желанием национального контроля над использованием природных ресурсов. Прямое участие государства началось до 20 века с создания общественной инфраструктуры, а после Второй мировой войны значительно расширилось на промышленность и коммерческие предприятия за счет приобретения немецких активов в нескольких производственных компаниях. Наибольшее расширение государственной собственности произошло с учреждением Statoil в 1972 году. Отрасли и коммерческие предприятия, в которых государству принадлежит доля, сильно либерализованы и ориентированы на рынок, при этом маркетинг распространяется на поставщиков общественных услуг, а также на промышленность.

Данные

В следующей таблице представлены основные экономические показатели за 1980–2017 годы. Инфляция ниже 2% отмечена зеленым цветом.

Год ВВП
(в млрд. Долл. США по ППС)
ВВП на душу населения
(в долларах США по ППС)
Рост ВВП
(реальный)
Уровень инфляции
(в процентах)
Безработица
(в процентах)
Государственный долг
(в% ВВП)
1980 г. 61,3 14 968 4,5% 10,9% 1,7% 46,7%
1981 г. 68,0 16 568 1,6% 13,6% 2,0% 42,5%
1982 г. 72,4 17 571 0,2% 11,3% 2,6% 37,7%
1983 г. 78,3 18 936 4,0% 8,5% 3,4% 34,7%
1984 86,0 20 737 6,1% 6,2% 3,1% 34,5%
1985 г. 93,7 22 517 5,6% 5,7% 2,6% 36,2%
1986 г. 99,4 23 814 4,0% 7,2% 2,0% 45,1%
1987 г. 103,7 24 707 1,8% 8,7% 2,1% 37,7%
1988 г. 107,1 25 370 -0,3% 6,7% 3,1% 31,8%
1989 г. 112,4 26,552 1,0% 4,5% 4,9% 31,7%
1990 г. 118,8 27 956 1,9% 4,1% 5,2% 28,4%
1991 г. 126,6 29 610 3,1% 3,4% 5,5% 38,4%
1992 г. 134,1 31 183 3,6% 2,3% 5,9% 44,1%
1993 г. 141,2 32 639 2,8% 2,3% 5,9% 52,6%
1994 г. 151,5 34 829 5,1% 1,4% 5,4% 49,6%
1995 г. 161,0 36 850 4,2% 2,5% 4,9% 32,1%
1996 г. 172,2 39 205 5,0% 1,3% 4,8% 27,8%
1997 г. 184,4 41 788 5,3% 2,6% 4,0% 25,2%
1998 г. 191,3 43 084 2,6% 2,5% 3,2% 22,9%
1999 г. 198,2 44 297 2,0% 2,4% 3,2% 24,3%
2000 г. 209,2 46 471 3,2% 3,1% 3,4% 28,1%
2001 г. 218,3 48 322 2,1% 3,0% 3,5% 26,7%
2002 г. 224,9 49 464 1,4% 1,3% 3,9% 33,5%
2003 г. 231,5 50 629 0,9% 2,5% 4,5% 42,7%
2004 г. 247,3 53 771 4,0% 0,4% 4,5% 43,5%
2005 г. 262,0 56 558 2,6% 1,5% 4,6% 42,0%
2006 г. 276,5 59 180 2,4% 2,3% 3,4% 53,3%
2007 г. 292,3 61 909 3,0% 0,7% 2,5% 49,2%
2008 г. 299,5 62 560 0,5% 0,5% 2,6% 47,2%
2009 г. 296,6 61 257 -1,7% 2,2% 3,2% 41,9%
2010 г. 302,3 61 602 0,7% 2,4% 3,6% 42,3%
2011 г. 311,6 62 656 1,0% 1,3% 3,3% 28,8%
2012 г. 326,0 64 700 2,7% 1,7% 3,2% 30,2%
2013 334,6 65 673 1,0% 2,1% 3,5% 30,4%
2014 г. 347,4 67 377 2,0% 2,0% 3,5% 28,8%
2015 г. 358,1 68 796 2,0% 2,2% 4,4% 33,1%
2016 г. 366,6 69 807 1,1% 3,6% 4,8% 36,7%
2017 г. 380,0 71 831 1,8% 1,9% 4,2% 36,7%

Экономическая структура и устойчивый рост

Превращение Норвегии в страну-экспортера нефти подняло ряд вопросов для норвежской экономической политики. Высказывались опасения, что большая часть инвестиций в человеческий капитал в Норвегии сосредоточена в отраслях, связанных с нефтью. Критики отмечают, что экономическая структура Норвегии сильно зависит от природных ресурсов, не требующих квалифицированной рабочей силы, что делает экономический рост очень уязвимым к колебаниям спроса и цен на эти природные ресурсы. Государственный пенсионный фонд Норвегии является частью нескольких усилий по страхованию от зависимости от доходов от продажи нефти.

Сельское хозяйство Норвегии

Борьба с вредителями

Информацию об использовании пестицидов по всей стране можно получить в Статистическом управлении Норвегии .


Экономика Норвегии является высокоразвитым смешанной экономикой с государством собственности в стратегических областях. Хотя экономика Норвегии чувствительна к глобальным циклам деловой активности , она демонстрирует уверенный рост с начала индустриальной эры . В стране очень высокий уровень жизни по сравнению с другими европейскими странами и сильно интегрированная система социального обеспечения . Современная система производства и социального обеспечения Норвегии опирается на финансовые резервы, создаваемые за счет эксплуатации природных ресурсов , особенно нефти Северного моря . [18] [19] [20] [21] [22] Согласно данным ООН за 2018 год, Норвегия вместе с Люксембургом и Швейцарией являются единственными тремя странами в мире с ВВП на душу населения выше 70 000 долларов США, которые не являются ни островными государствами, ни микрогосударствами . [23]

Содержание

До промышленной революции экономика Норвегии в основном базировалась на сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве. Норвежцы обычно жили в условиях значительного дефицита, хотя голод был редкостью. Для некоторых плодородных районов за исключением Hedemarken и Эстфолд , зерновые культуры были ограничены выносливыми зерна, такие как овес, рожь, и ячмень ; от домашнего скота к овцам, козам, крупному рогатому скоту, свиньям и некоторой домашней птице; местами это дополнялось охотой . В районах Центральной и Северной Норвегии , то Sami питались кочевого оленеводства из северных оленей . Рыбалка по всему побережью была опасным занятием, хотя такая рыба, как сельдь , треска, палтус , и другие холодноводные виды были обнаружены в большом количестве. Появление картофеля в Норвегии (в 18 веке) принесло норвежцам значительное облегчение.

По всему побережью добыча рыбы (включая треску, сельдь, палтус и другие холодноводные виды) была важным дополнением к земледелию и во многих районах на севере и западе была основным источником существования домохозяйств. Рыболовство обычно дополнялось растениеводством и животноводством на небольших фермах.

Экономические условия в Норвегии не способствовали формированию феодальной системы , хотя несколько королей наградили землей лояльных подданных, которые стали рыцарями . Самостоятельные фермеры были и остаются основной единицей работы в норвежском сельском хозяйстве, но вплоть до XIX века у фермеров не хватало земли, доступной для ведения сельского хозяйства. Многие сельскохозяйственные семьи были доведены до нищеты как фермеры-арендаторы , что послужило толчком для эмиграции в Северную Америку .


Помимо добычи полезных ископаемых в Конгсберге , Рёрусе и Лёккене , индустриализация пришла с появлением первых текстильных фабрик, построенных в Норвегии в середине 19 века. Но первые крупные промышленные предприятия сформировались, когда политика предпринимателей привела к созданию банков для обслуживания этих нужд.

Промышленность также предлагала работу большому количеству лиц, которые были перемещены из сельскохозяйственного сектора. Поскольку заработная плата в промышленности превышала заработную плату в сельском хозяйстве, сдвиг положил начало долгосрочной тенденции к сокращению посевных площадей и структуры сельского населения. Рабочий класс стал отдельным явлением в Норвегии со своими районами, культурой и политикой.

После Второй мировой войны Норвежская лейбористская партия с Эйнаром Герхардсеном в качестве премьер-министра приступила к ряду социал-демократических реформ, направленных на выравнивание распределения доходов, ликвидацию бедности, обеспечение социальных услуг, таких как выход на пенсию, медицинское обслуживание и пособия по инвалидности для всех. и вкладывать больше капитала в общественное доверие.

Высокопрогрессивные налоги на прибыль, введение налога на добавленную стоимость и широкий спектр специальных надбавок и налогов сделали Норвегию одной из самых облагаемых налогами стран в мире. Власти особенно облагали налогом дискреционные расходы, взимая специальные налоги на автомобили, табак, алкоголь, косметику и т. Д.

Долгосрочная социал-демократическая политика Норвегии, обширное государственное отслеживание информации и однородность ее населения особенно хорошо подходят для экономических исследований, а академические исследования Норвегии, как оказалось, внесли значительный вклад в область макроэкономики в эту эпоху. Когда Норвегия стала страной-экспортером нефти, экономические последствия стали предметом дальнейшего изучения.


Оказалось, что Северное море представляет собой множество технологических проблем для добычи и разведки, и норвежские компании вложили средства в создание потенциала для решения этих проблем. Ряд инженерных и строительных компаний возникли из остатков в значительной степени утраченной судостроительной отрасли, создав центры компетенции в Ставангере и западных пригородах Осло . Ставангер также стал наземным перевалочным пунктом для морской буровой индустрии. В настоящее время в Северном море миновал пик добычи нефти . Новые нефтегазовые месторождения были обнаружены и разработаны в крупных норвежских районах Норвежского и Баренцева морей , включая Снёвит .


В сентябре 1972 года норвежский парламент поставил на референдум вопрос о том, следует ли Норвегии вступать в Европейское экономическое сообщество. Предложение было отклонено с небольшим отрывом. Норвежское правительство приступило к переговорам по торговому соглашению с ЕС, которое предоставит норвежским компаниям доступ на европейские рынки. Со временем Норвегия пересмотрела и доработала это соглашение, в конечном итоге присоединившись к Европейской ассоциации свободной торговли и Европейской экономической зоне .

Хотя торговая политика Норвегии уже давно нацелена на гармонизацию ее промышленной и торговой политики с политикой ЕС, новый референдум в 1994 году дал тот же результат, что и в 1972 году, и Норвегия остается одной из двух скандинавских стран, не входящих в ЕС, второй является Исландия .

Хотя большая часть вызывающих разногласия публичных дебатов по поводу членства в ЕС касалась скорее политических, чем экономических вопросов, они сформировали экономическую политику несколькими важными способами:

  • И политики, и общественность согласились с тем фактом, что экономическое развитие Норвегии зависит от использования ее сравнительных преимуществ за счет специализации в определенных областях экспорта и опоры на импорт во всем остальном. Это оказало значительное влияние на сельскохозяйственную политику Норвегии, которая была изменена с учетом структуры населения, а не самообеспеченности.
  • Поступления от нефтяных доходов не могли бы способствовать частному или государственному потреблению, если бы Норвегия сохраняла свое процветание, когда запасы нефти заканчивались.
  • Чтобы выйти на европейские рынки, Норвегии пришлось открыть свои внутренние рынки для европейского импорта. Хотя некоторые вопросы ценообразования и распределения (например, алкоголь и автомобили) остаются нерешенными, рынки потребителей, капитала и занятости Норвегии все больше приближаются к рынкам Европы в целом. [ необходима цитата ] [ требуется разъяснение В Норвегии очень высокие цены! ]

Норвежцы добивались договоренностей по ряду конкретных вопросов, таких как продукция рыбных хозяйств, сельскохозяйственная продукция, стандарты выбросов и т. Д., Но они, похоже, не сильно отличаются от тех, которых добиваются добросовестные члены ЕС. Ожидается, что в какой-то момент вопрос о членстве будет снова вынесен на референдум.



Несколько вопросов доминировали в дебатах по экономике Норвегии с 1970-х годов:



Нефтегазовая промышленность играет доминирующую роль в норвежской экономике, обеспечивая источник финансирования норвежского государства всеобщего благосостояния. посредством прямого владения нефтяными месторождениями, дивидендов от акций Equinor, лицензионных сборов и налогов. Нефтегазовая отрасль является крупнейшей в Норвегии с точки зрения государственных доходов и добавленной стоимости. Организация этого сектора предназначена для обеспечения того, чтобы разведка, разработка и добыча нефтяных ресурсов привели к созданию общественной ценности для всего общества за счет сочетания налогообложения, лицензирования и прямого государственного владения через систему, называемую прямым финансовым интересом государства (SDFI). . SDFI была создана в 1985 году и представляет собой государственные холдинги в ряде нефтегазовых месторождений, трубопроводов и береговых сооружений, а также 67% акций Equinor. Государственные доходы от нефтяной промышленности переводятся в Государственный пенсионный фонд Норвегии. Global в структуре, которая запрещает правительству доступ к фонду для государственных расходов; только доход, полученный за счет капитала фондов, может использоваться для государственных расходов. [31]

Высокий уровень государственной собственности был мотивирован целым рядом причин, но, что наиболее важно, желанием установить национальный контроль над использованием природных ресурсов. Прямое участие государства началось до 20 века с создания общественной инфраструктуры, а после Второй мировой войны оно значительно расширилось в промышленность и коммерческие предприятия за счет приобретения немецких активов в нескольких производственных компаниях. Наибольшее расширение государственной собственности произошло с учреждением компании Statoil в 1972 году. Отрасли и коммерческие предприятия, в которых государству принадлежит доля, сильно либерализованы и ориентированы на рынок, при этом маркетинг распространяется на поставщиков общественных услуг, а также на промышленность. [32]

Данные [ редактировать ]

В следующей таблице представлены основные экономические показатели за 1980–2017 годы. Инфляция ниже 2% отмечена зеленым цветом. [33]

Год ВВП
(в млрд. Долл. США по ППС)
ВВП на душу населения
(в долларах США по ППС)
Рост ВВП
(реальный)
Уровень инфляции
(в процентах)
Безработица
(в процентах)
Государственный долг
(в% ВВП)
1980 г. 61,3 14 968 4,5% 10,9% 1,7% 46,7%
1981 68,0 16 568 1,6% 13,6% 2,0% 42,5%
1982 г. 72,4 17 571 0,2% 11,3% 2,6% 37,7%
1983 г. 78,3 18 936 4,0% 8,5% 3,4% 34,7%
1984 86,0 20 737 6,1% 6,2% 3,1% 34,5%
1985 г. 93,7 22 517 5,6% 5,7% 2,6% 36,2%
1986 г. 99,4 23 814 4,0% 7,2% 2,0% 45,1%
1987 г. 103,7 24 707 1,8% 8,7% 2,1% 37,7%
1988 г. 107,1 25 370 -0,3% 6,7% 3,1% 31,8%
1989 г. 112,4 26,552 1,0% 4,5% 4,9% 31,7%
1990 г. 118,8 27 956 1,9% 4,1% 5,2% 28,4%
1991 г. 126,6 29 610 3,1% 3,4% 5,5% 38,4%
1992 г. 134,1 31 183 3,6% 2,3% 5,9% 44,1%
1993 г. 141,2 32 639 2,8% 2,3% 5,9% 52,6%
1994 г. 151,5 34 829 5,1% 1,4% 5,4% 49,6%
1995 г. 161,0 36 850 4,2% 2,5% 4,9% 32,1%
1996 г. 172,2 39 205 5,0% 1,3% 4,8% 27,8%
1997 г. 184,4 41 788 5,3% 2,6% 4,0% 25,2%
1998 г. 191,3 43 084 2,6% 2,5% 3,2% 22,9%
1999 г. 198,2 44 297 2,0% 2,4% 3,2% 24,3%
2000 г. 209,2 46 471 3,2% 3,1% 3,4% 28,1%
2001 г. 218,3 48 322 2,1% 3,0% 3,5% 26,7%
2002 г. 224,9 49 464 1,4% 1,3% 3,9% 33,5%
2003 г. 231,5 50 629 0,9% 2,5% 4,5% 42,7%
2004 г. 247,3 53 771 4,0% 0,4% 4,5% 43,5%
2005 г. 262,0 56 558 2,6% 1,5% 4,6% 42,0%
2006 г. 276,5 59 180 2,4% 2,3% 3,4% 53,3%
2007 г. 292,3 61 909 3,0% 0,7% 2,5% 49,2%
2008 г. 299,5 62 560 0,5% 0,5% 2,6% 47,2%
2009 г. 296,6 61 257 -1,7% 2,2% 3,2% 41,9%
2010 г. 302,3 61 602 0,7% 2,4% 3,6% 42,3%
2011 г. 311,6 62 656 1,0% 1,3% 3,3% 28,8%
2012 г. 326,0 64 700 2,7% 1,7% 3,2% 30,2%
2013 334,6 65 673 1,0% 2,1% 3,5% 30,4%
2014 г. 347,4 67 377 2,0% 2,0% 3,5% 28,8%
2015 г. 358,1 68 796 2,0% 2,2% 4,4% 33,1%
2016 г. 366,6 69 807 1,1% 3,6% 4,8% 36,7%
2017 г. 380,0 71 831 1,8% 1,9% 4,2% 36,7%

Превращение Норвегии в страну-экспортера нефти подняло ряд вопросов для норвежской экономической политики. Высказывались опасения, что большая часть инвестиций в человеческий капитал Норвегии сосредоточена в отраслях, связанных с нефтью. Критики отмечают, что экономическая структура Норвегии сильно зависит от природных ресурсов, для которых не требуется квалифицированная рабочая сила, что делает экономический рост очень уязвимым к колебаниям спроса и цен на эти природные ресурсы. Государственный пенсионный фонд Норвегии является частью нескольких усилий по страхованию от зависимости от доходов от нефти.

Читайте также: