Трудовая теория антропосоциогенеза кратко

Обновлено: 04.07.2024

Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. – человек; общество; происхождение) – учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связанны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из "царства животных". Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

Креационизм следует рассматривать не только как историко-культурный феномен, значение которого связано с отдаленным прошлым. Его сторонники имеются и в современной философии и науке, дают религиозную интерпретацию, например, феномена Большого Взрыва, указывают на то, что шесть дней Творения, описанные в Библии, в целом соответствуют научным представлениям об эволюции Земли и жизни. Скачкообразный характер смены основных геологических эр, с их точки зрения, подтверждает в большей степени библейскую историю об отдельных днях творения, чем научную версию последовательной эволюции жизни. В вопросах об антропогенезе, современные креационисты отмечают, что собственно человек возникает лишь раз, на последней ступени лестницы живых существ. Известные палеонтологические находки его гоминидных предков могут с известной долей допущения характеризовать биологическую эволюцию человеческого тела. Своеобразие же человека связано не столько с телом, сколько с душой, человек как носитель разума, воли и нравственности не может быть обусловлен природными факторами. Высшие, божественные, духовные свойства возникают вопреки природе и могут быть объяснены лишь предположением об их внеприродном источнике, Боге.

В качестве современных модификаций креационизма могут быть рассмотрены и популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза (от англ., UFO – НЛО), связанные с попыткой объяснить возникновение человека участием внеземного разума. Различные памятники архаической культуры и мифологические сюжеты получают неожиданную космическую интерпретацию. Реальные успехи в освоении космоса, наряду с упорным стремлением увидеть в числе своих предков что-то более достойное, чем банальную обезьяну, сделали уфологическую тему весьма популярной в массовом сознании и СМИ.

Естественнонаучные представления о происхождении человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже – генетики. Наибольшую известность во второй половине ХIХ века получила эволюционная теория Ч. Дарвина. В своих работах "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859 г.), "Происхождение человека и половой отбор" (1871 г.) и др. Ч. Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Эволюционная теория в определенном смысле "растворяла" человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"(1876, опубл. В 1896).

Человек по своей сути есть существо биосоциальное, синтезирующее в себе природное, социальное и духовное начала. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое, социальное и духовное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования; социальность же и его духовность – сущность человека. Загадка человека несомненно связана с проблемой становления его сознания.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – учение о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия.

Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека:

1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: это наиболее ранние подходы к проблеме происхождения человека, связанные с представлениями о том. что человек возник из земли, воды, воздуха или космоса. Им на смены пришли религиозные концепции.

2. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (КРЕЦИОНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ): для всех религий характерно:

во-первых, божественное происхождение жизни и человека;

во-вторых, признание души, как источника жизни, того, что выделяет человека из животного мира.

КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом (характерно для иудаизма, христианства, ислама):

рождение человека описывается как особый акт, в результате которого Бог сообщает человеку дыхание жизни , т.е. динамику жизни, где биологическое соединяется с духовным – со свободной самореализацией личности, в ответ – бескорыстная любовь человека к Богу.

*отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о сотворении мира,

*обоснование библейской версии с помощью новейших данных естествознания,

3. ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ:возникла по мере развития биологии, антропологии, генетики.

· в основе эволюции лежит естественный отбор,

· главная причина изменчивости организмов - изменение окружающих условий жизни,

· в процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования,

· человек как особый биологический вид также имеет естественное , природное происхождение и генетически связан высшими млекопитающими,

· психика человека, его способность мыслить и трудиться есть многократно усиленные естественным отбором инстинкты.

Эволюционная теория как бы растворяла человека в животном царстве. Но Дарвин не дал четкого ответа , что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

--ТРУД – целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда.

--Трудовая деятельность присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества.

-- Труд создал человека, привёл к развитию мозга, появлению сознания и речи. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Существует версия и о ВНЕЗЕМНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ человека.

Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно ЭВОЛЮЦИЯ представляет собой основополагающий фактор многообразной жизни Вселенной. Развитие такой науки как СИНЕРГЕТИКА ( наука о самоорганизующих системах) раскрыло наличие в неживой, живой и социальной реальности механизмов самоорганизации , перехода от хаоса к порядку. И жизнь предстаёт перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации. Достижения естествознания свидетельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эволюции и его длительной истории.

Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным. Процесс становления и развития человека - антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом. Становление человека и общества две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося 3 млн. лет. Современный тип человека homo sapiens - человека разумного – появился 40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов:

1. Природно-климатические условия: изменение климата, исчезновение тропических лесов. Некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни: они перебрались с дерева на землю, что привело к освобождению рук, прямохождению, постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

2. Социальные факторы:

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека изменяет природу в соответствии с его потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек совершенствуется одновременно и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ещё один важный фактор антропогенеза. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми: потребность обмена информацией обусловливала появление языка и речи.

Труд и членораздельная речь вели к СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОЛОВНОГО МОЗГАчеловека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил всё необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОГНЯ и ПРИРУЧЕНИЮ ЖИВОТНЫХ.

Существенное значение имело и РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ: животное стада гоминидов основывалось на эндогамии – близкородственных половых связях , антропогенез привёл к запрету эндогамии и переходу к экзогамии – установлению брачных связей с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от стада к родовой общине. ТАБУ НА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – первый в ряду социально-нравственных запретов, возникших в древности. Помимо этого, был известен ЗАПРЕТ НА УБИЙСТВО СОПЛЕМЕННИКА. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и поэтому являются ещё одним важным фактором становления человека.

Совершенствование орудий труда – переход к оседлому образу жизни – начало расслоения общества – дифференциация форм сознания – появление письменности …, создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния к ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Человек по своей природе существо БИОСОЦИАЛЬНОЕ - синтезирующее в себе природное, социальное и духовное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. БИОЛОГИЧЕСКОЕ , СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ СЛИТЫ ВОЕДИНО, И ТОЛЬКО В ТАКОМ ЕДИНСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА – ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА, УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ; СОЦИАЛЬНОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ – СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Загадка человека связана с проблемой становления его СОЗНАНИЯ.

2.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ:

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, разуму, считая его важнейшим достижением человека.

Это действительно самый поразительный феномен жизни, возникший на определённом уровне развития материи. С помощью сознания человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, вторгается в дали космоса, куда не может проникнуть физически. Управляя руками, разум может творить то, чего нет в действительности, мир культуры, в котором воплощена опредмеченая сила мысли. Лезвие разума мысленно рассекает всё на составные части, обнаруживая внутреннее содержание вещей.

В настоящее время всё больше увеличивается круг наук, которые исследуют сознание: философия, антропология, социология, психология, физиология, физика и даже технические науки и информатика.

Исследуемые аспекты сознания оказываются достаточно далёкими друг от друга. Каждая из наук пользуется собственными методами, схемами, идеалами, вырабатывает свои критерии рациональности, объективности, строгости, научности, т.е. такого рода исследования носят монодисциплинарный характер и являются концептуально разобщёнными. В условия междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов к понятию сознания, которое бы выполнило интеграционную роль по отношению к специальным научным понятиям сознания, способствуя целостному видению проблемы сознания.

Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса, его места в структуре бытия – как природного , так и социального.

Перечислим ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ: (стр. 167)

· выявление онтологического статуса сознания: с этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание не функция мозга самого по себе, а функция высокоорганизованной материи, которая формируется в контексте социокультурного развития человека, усвоения исторически выработанных форм культуры, функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром.

· характеристика в гносеологическом аспекте: в этом плане сознание -отражение действительности, возникающее в результате формирования нервной системы и головного мозга.

· сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов.

· сознание – это не только отображение действительности, но и отношениек ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

· Важнейшей характеристикой сознания в философском осмыслении является способность сознания к мысленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением личности, её способность отдавать отчёт в том, что происходит как в окружающем мире, так и в собственном духовном мире. Сознаниевысший уровень психической активности человека, позволяющий благодаря мысленному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер.

· философское осмысление сознания предполагает анализ развития сложнейших форм самосознания . Ведь важнейшей функцией сознания является самооценка, саморефлексия человека, уникальность и неповторимость переживания человеком своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе.

· сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

Таким образом, философское понятие СОЗНАНИЯ– свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

К ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, отличающим его от психики животных, можно отнести:

1) изготовление орудий труда и использование их как средства производства материальных благ;

2) целеполагание – свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме образы продуктов деятельности и полагать их в качестве цели своей деятельности.

3) абстрактное (понятийное ) мышление – формы опосредованного и обобщенного отражения действительности, зачатки которого имеются и у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения - язык и мышление;

4) самосознание – способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать своё отношение к миру. себя как личность. Образ своего САМОСОЗНАНИЯ включает такие компоненты, как КОГНИТИВНЫЙ (образ своих качеств, способностей, внешности, соц. значимости); ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (самоуважение, себялюбие…); ОЦЕНОЧНО-ВОЛЕВОЙ (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение..)

Антропосоциогенез – это процесс самопорождения человеком самого себя посредством осмысленного коллективного труда.Согласно этой концепции, происхождение человека и общества, носило комплексный характер. Сознание, мышление, язык, речь, труд, общество возникли не по очереди, а единовременно. Следовательно, процесс выделения человека из животного мира (антропогенез) шел одновременно с развитием общества (социогенезом). Это две неразрывные стороны единого процесса антропосоциогенеза.

Антропогенез.Согласно современной антропологии общим предком человекообразных обезьян и человека был проконсул (Л.Лики 1948г.). Согласно современной антропологии родословная современного человека может выглядеть следующим образом:

- Homo habilis (2,5-2 млн.лет назад): олдувайский период (геологический период) – австралопитеки.

- Homo sapiens (80-30 тыс.лет назад): мустьерский период или мезолит (археологический) – время неандертальского человека.

- Homo sapiens sapiens (90 тыс.лет назад) – неолит.

Все современные люди принадлежат к одному виду, несмотря на расовые и этнические различия. Исходя из этого, все люди равны между собой.Нет высших или низших рас. Но, при этом, люди отличаются друг от друга. Это обусловленно принадлежностью к различным социальным группам, классам, полу, месту жительства, мировоззрением и свидетельствует об индивидуальной вариантности поведения людей, не известной животному миру.

Генетические программы у человека и у животных, фиксируются в молекулах ДНК, но тип поведения в обществе передается через пример и язык. Это фиксируется в нормах и традициях, хранится и передается посредством культуры. Именно культура – исходный и отличительный признак сообщества Homo sapiens s. Человеческое общество – это не совокупность индивидов, где доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, это надбиологическая система, существующая благодаря культурной регуляции индивидуального поведения.

Человек современного физического вида сложился под влиянием не только естественного отбора, но и в силу объективной необходимости формирования нового типа жизнедеятельности. Это было связано с изменением среды обитания. Наши животные предки – были жителями тропиков, селились на деревьях и вели ночной образ жизни. Похолодание климата и осушение огромных территорий привело к смене тропических лесов степями и саваннами. Многие виды животных приобрели новые признаки и свойства: на смену ночному образу пришел дневной, увеличилось количество голов в стаде (в лесу не превышало 10-20 голов). Появились иерархические связи между особями и сторожевые функции. Предки же человека попали в трудную ситуацию:

- исчезла привычная растительная пища;

- маленькая скорость передвижения на открытой местности;

- увеличение естественных врагов на открытой местности;

- ограниченные средства защиты против врагов;

- низкая рождаемость и длительность развития детенышей.

В борьбе за жизнь необходимо было изменить тип жизнедеятельности, т.е. включить внебиологические средства для достижения главной биологической потребности – выживания. Изменение типа жизнедеятельности предков человека (ископаемых антропоидов) повлекло за собой перестройку их анатомо-морфологической структуры. Стержнем этой перестройки был совместный труд с использованием естественных, а затем и искусственных орудий. Не естественный отбор случайных мутаций (как считал Дарвин), а выбор и закрепление новых типов поведения стал главным фактором изменения животной природы предка человека. Ф. Энгельс выделил основные звенья антропогенеза, названные им гоминидной триадой: прямохождение, развитие руки, цефализация.

Прямохождение.Приобретение навыков хождения на двух ногах явилось решающим шагом перехода от обезьяны к человеку. Прямохождение предков человека явилось адаптацией к наземному образу жизни на территориях открытого типа: расширился кругозор, освободились верхние конечности.

Прямая походка привела к :




1. вертикальности туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей;

2. изменение нижней стопы (продольный свод стопы, смягчающий нагрузки позвоночника), кисти руки, таза;

3. расширенная форма таза;

4. позвоночник приобрел S – изгиб;

5. изменилась грудная клетка (уплощенность, которая улучшила снабжение головного мозга кислородом);

6. череп (укоротился лицевой отдел, уменьшились челюсти, зубы)

7. появились новые отделы и функции ГМ, отвечающие за прямохождение;

8. сформировалось стереоскопическое зрение;

9. атрофировался хвост.

Развитие руки.С переходом к прямохождению изменились функции верхних конечностей - бросание палок и камней во врагов, сбивание орехов и других плодов, ловля насекомых, мелких грызунов, земноводных т.д. В конечном итоге это стало залогом перехода к труду.

С преобразованием руки в процесс преобразования природы стала вовлекаться сама природа: предметы природы разделились на предметы, выполняющие роль союзников (орудия труда) и противников (предметы труда). Человек стал использовать природу против самой природы.

Рука стала не только орудием труда, но и орудием познания и общения. Жестами рук предки человека обменивались информацией, дополняя ее звуками, зажигали костры, отделяли камень от кости. При помощи рук предки человека познавали мир: ощупывали неизвестные предметы, выявляя их свойства, учились расчленять предметы на части, соединять различные вещи в целое, перемещали предметы в пространстве. Разделение функций левой и правой руки стало толчком к ориентации в пространстве.

Цефализация.Развитие мозга (цефализация) завершает процесс антропогенеза. Прямохождение и развитие руки повлекло усложнение строения головного мозга и его функций:

1. увеличение размеров ГМ, развитие коры и ассоциативных зон и зоны, отвечающей за интеллектуальное развитие (теменная и лобная доли ГМ);

2. множество борозд и более крупные размеры мозолистого тела;

3. развитие речевого центра

В целом, эволюция мозга предков человека напрямую была связана с орудийной деятельностью. Человеческий головной мозг – это уникальное достижение биологической и социальной эволюции, открывающее человеку безграничные перспективы усвоения достижений культуры и творческой деятельности.

Социогенез.Главный фактор социогенеза - трудили особый вид жизнедеятельности человека разумного. Каждое живое существо тождественной своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами (К.Маркс). Животное, не выделяя себя из природы, изменяет её лишь в силу своего присутствия в ней. Человек же заставляет природу служить себе. Этому он обязан труду, осмысленному и целенаправленному. Именно через труд человек выделяет себя из природы.

Изготовление орудий труда и использование их для изготовления нужных вещей явилось предпосылкой для развития сознания как основы субъективно-объективных отношений, в которых человек – субъект, т.е. носитель целенаправленного действия, а природа – объект. Обособление предка человека от среды за счет систематического и целенаправленного использования и изготовления орудий труда привело к разделению природы (объекта) и человека (субъекта).

Таким образом, труд – это процесс взаимодействия между человеком и природой, в результате которого человек, используя руки и умение мысленно выстраивать субъективные образы будущих предметов и пути их построения, изменяет внешнюю природу и изменяет свою собственную природу (внутренний мир). Труд стал социальной субстанцией, создающей человека и развивающей его сознание, интеллект, творческие способности.

1. Огонь изменил характер пищеварения. Термически обработанное мясо давало больше килокалорий, чем растительная пища, что явилось биологическим залогом выживания вида. Так огонь стал универсальным орудием приготовления пищи.

2. В борьбе против хищников огонь превратился в мощное оружие.

3. Огонь стал орудием для загонной охоты, что привело к повышению производительность труда.

5. Огонь превратился в энергетическое орудие труда. Люди научились с его помощью изменять свойства природных вещей. В огне размягчался рог, плавилась смола, заострялось мокрое дерево и становилось тверже. Огнем можно было изменять длину дерева (пережигание).

6. Добывание огня трением, а не использование природного огня - это начало господства человека над природой. Это стало началом выделения человека из мира природы.

Антропосоциогенез – это процесс самопорождения человеком самого себя посредством осмысленного коллективного труда.Согласно этой концепции, происхождение человека и общества, носило комплексный характер. Сознание, мышление, язык, речь, труд, общество возникли не по очереди, а единовременно. Следовательно, процесс выделения человека из животного мира (антропогенез) шел одновременно с развитием общества (социогенезом). Это две неразрывные стороны единого процесса антропосоциогенеза.

Антропогенез.Согласно современной антропологии общим предком человекообразных обезьян и человека был проконсул (Л.Лики 1948г.). Согласно современной антропологии родословная современного человека может выглядеть следующим образом:

- Homo habilis (2,5-2 млн.лет назад): олдувайский период (геологический период) – австралопитеки.

- Homo sapiens (80-30 тыс.лет назад): мустьерский период или мезолит (археологический) – время неандертальского человека.

- Homo sapiens sapiens (90 тыс.лет назад) – неолит.

Все современные люди принадлежат к одному виду, несмотря на расовые и этнические различия. Исходя из этого, все люди равны между собой.Нет высших или низших рас. Но, при этом, люди отличаются друг от друга. Это обусловленно принадлежностью к различным социальным группам, классам, полу, месту жительства, мировоззрением и свидетельствует об индивидуальной вариантности поведения людей, не известной животному миру.

Генетические программы у человека и у животных, фиксируются в молекулах ДНК, но тип поведения в обществе передается через пример и язык. Это фиксируется в нормах и традициях, хранится и передается посредством культуры. Именно культура – исходный и отличительный признак сообщества Homo sapiens s. Человеческое общество – это не совокупность индивидов, где доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, это надбиологическая система, существующая благодаря культурной регуляции индивидуального поведения.

Человек современного физического вида сложился под влиянием не только естественного отбора, но и в силу объективной необходимости формирования нового типа жизнедеятельности. Это было связано с изменением среды обитания. Наши животные предки – были жителями тропиков, селились на деревьях и вели ночной образ жизни. Похолодание климата и осушение огромных территорий привело к смене тропических лесов степями и саваннами. Многие виды животных приобрели новые признаки и свойства: на смену ночному образу пришел дневной, увеличилось количество голов в стаде (в лесу не превышало 10-20 голов). Появились иерархические связи между особями и сторожевые функции. Предки же человека попали в трудную ситуацию:

- исчезла привычная растительная пища;

- маленькая скорость передвижения на открытой местности;

- увеличение естественных врагов на открытой местности;

- ограниченные средства защиты против врагов;

- низкая рождаемость и длительность развития детенышей.

В борьбе за жизнь необходимо было изменить тип жизнедеятельности, т.е. включить внебиологические средства для достижения главной биологической потребности – выживания. Изменение типа жизнедеятельности предков человека (ископаемых антропоидов) повлекло за собой перестройку их анатомо-морфологической структуры. Стержнем этой перестройки был совместный труд с использованием естественных, а затем и искусственных орудий. Не естественный отбор случайных мутаций (как считал Дарвин), а выбор и закрепление новых типов поведения стал главным фактором изменения животной природы предка человека. Ф. Энгельс выделил основные звенья антропогенеза, названные им гоминидной триадой: прямохождение, развитие руки, цефализация.

Прямохождение.Приобретение навыков хождения на двух ногах явилось решающим шагом перехода от обезьяны к человеку. Прямохождение предков человека явилось адаптацией к наземному образу жизни на территориях открытого типа: расширился кругозор, освободились верхние конечности.

Прямая походка привела к :

1. вертикальности туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей;

2. изменение нижней стопы (продольный свод стопы, смягчающий нагрузки позвоночника), кисти руки, таза;

3. расширенная форма таза;

4. позвоночник приобрел S – изгиб;

5. изменилась грудная клетка (уплощенность, которая улучшила снабжение головного мозга кислородом);

6. череп (укоротился лицевой отдел, уменьшились челюсти, зубы)

7. появились новые отделы и функции ГМ, отвечающие за прямохождение;

8. сформировалось стереоскопическое зрение;

9. атрофировался хвост.

Развитие руки.С переходом к прямохождению изменились функции верхних конечностей - бросание палок и камней во врагов, сбивание орехов и других плодов, ловля насекомых, мелких грызунов, земноводных т.д. В конечном итоге это стало залогом перехода к труду.

С преобразованием руки в процесс преобразования природы стала вовлекаться сама природа: предметы природы разделились на предметы, выполняющие роль союзников (орудия труда) и противников (предметы труда). Человек стал использовать природу против самой природы.

Рука стала не только орудием труда, но и орудием познания и общения. Жестами рук предки человека обменивались информацией, дополняя ее звуками, зажигали костры, отделяли камень от кости. При помощи рук предки человека познавали мир: ощупывали неизвестные предметы, выявляя их свойства, учились расчленять предметы на части, соединять различные вещи в целое, перемещали предметы в пространстве. Разделение функций левой и правой руки стало толчком к ориентации в пространстве.

Цефализация.Развитие мозга (цефализация) завершает процесс антропогенеза. Прямохождение и развитие руки повлекло усложнение строения головного мозга и его функций:

1. увеличение размеров ГМ, развитие коры и ассоциативных зон и зоны, отвечающей за интеллектуальное развитие (теменная и лобная доли ГМ);

2. множество борозд и более крупные размеры мозолистого тела;

3. развитие речевого центра

В целом, эволюция мозга предков человека напрямую была связана с орудийной деятельностью. Человеческий головной мозг – это уникальное достижение биологической и социальной эволюции, открывающее человеку безграничные перспективы усвоения достижений культуры и творческой деятельности.

Социогенез.Главный фактор социогенеза - трудили особый вид жизнедеятельности человека разумного. Каждое живое существо тождественной своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами (К.Маркс). Животное, не выделяя себя из природы, изменяет её лишь в силу своего присутствия в ней. Человек же заставляет природу служить себе. Этому он обязан труду, осмысленному и целенаправленному. Именно через труд человек выделяет себя из природы.

Изготовление орудий труда и использование их для изготовления нужных вещей явилось предпосылкой для развития сознания как основы субъективно-объективных отношений, в которых человек – субъект, т.е. носитель целенаправленного действия, а природа – объект. Обособление предка человека от среды за счет систематического и целенаправленного использования и изготовления орудий труда привело к разделению природы (объекта) и человека (субъекта).

Таким образом, труд – это процесс взаимодействия между человеком и природой, в результате которого человек, используя руки и умение мысленно выстраивать субъективные образы будущих предметов и пути их построения, изменяет внешнюю природу и изменяет свою собственную природу (внутренний мир). Труд стал социальной субстанцией, создающей человека и развивающей его сознание, интеллект, творческие способности.

1. Огонь изменил характер пищеварения. Термически обработанное мясо давало больше килокалорий, чем растительная пища, что явилось биологическим залогом выживания вида. Так огонь стал универсальным орудием приготовления пищи.

2. В борьбе против хищников огонь превратился в мощное оружие.

3. Огонь стал орудием для загонной охоты, что привело к повышению производительность труда.

5. Огонь превратился в энергетическое орудие труда. Люди научились с его помощью изменять свойства природных вещей. В огне размягчался рог, плавилась смола, заострялось мокрое дерево и становилось тверже. Огнем можно было изменять длину дерева (пережигание).

6. Добывание огня трением, а не использование природного огня - это начало господства человека над природой. Это стало началом выделения человека из мира природы.


Человек учится постигать законы природы и предвидеть более отдаленные последствия своей деятельности. Причем человек предвидит не только естественные последствия, но и общественные. Таким образом, труд человека, начинаясь с изготовления орудий, постепенно усложняется, превращается в труд по предвидению и прогнозированию общественного развития. Поэтому можно сделать вывод, что человека создал и создает труд.

Литература

1. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат., 1975. – С. 144-156.

3. Алексеев В.П. Избранное: в 5 т. Т. 1. Антропогенез. М.: Наука, 2007. – 711 с.

Антропогенез и основные гипотезы происхождения человека

Антропогенез – это отрезок биологической эволюции, приведший к появлению человека разумного (Homo sapiens) и его обособлению от обезьян и млекопитающих.

Современная антропология выделяет ряд гипотез происхождения человека:

  • креационизм (теистическая теория);
  • космологизм (концепция внешнего вмешательства);
  • естественнонаучная теория (теория эволюции), созданная Чарльзом Дарвином;
  • концепция философской антропологии (трудовая теория), разработанная Фридрихом Энгельсом.

Основные концепции в современной антропологии

Теистическая теория антропогенеза и теория внешнего вмешательства

Креационизм

Согласно данной концепции, берущей начало в Средние Века, человек и мир созданы Богом. По представлению последователей религиозной теории наша планета появилась 10 тыс. лет назад, а обнаруженные археологами окаменелости – это итог Великого потопа.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Креационисты считают Бога творцом всего, а человеческую задачу видят в поклонении Всевышнему. По их убеждению, существует жизнь после смерти, которая зависит от поступков человека в мирской жизни: праведные люди окажутся в раю, а для грешников уготовано место в аду.

Исходя из теории креационизма, понятие естественного отбора и эволюции полностью отрицается.

Космологизм

Сущность теории палеовизита заключается в происхождении человека с помощью внеземных цивилизаций. Приверженцы космологизма утверждают, что человек на Земле появился благодаря инопланетянам, которые сегодня наблюдают за развитием человечества, не вмешиваясь в процесс эволюции. Таким образом, наша планета является для иноземных существ неким полигоном для исследований.

Так же, как и креационизм, основанный на вере в Бога, космологизм не нуждается в доказательствах, а основывается на вере человека в Космос.

Эволюционная теория антропогенеза

Данная естественнонаучная концепция строится на многочисленных исследованиях в области археологии, зоологии, биологии и др. Основоположником теории эволюции считается английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. В результате длительных путешествий по Галапагосским островам, Южной Америке и другим местам, ученый пришел к выводам, позволившим обосновать гипотезу о происхождении человека в ходе эволюции.

Ч. Дарвин не озвучивал гипотезу о происхождении человека от приматов. Ученый говорил лишь о ряде сходств между этими биологическими видами и предполагал о наличии общего предка у людей и человекоподобных обезьян.

Подтверждением происхождения человека от обезьяноподобных предков в процессе естественного отбора является их сходство в строении тела и его функции. Также у людей имеются рудиментарные органы, то есть унаследованные от низших животных.

В своей концепции Чарльз Дарвин отметил методы человеческого развития, обратив внимание на воздействие окружающей среды, тренировку отдельных органов, замедление развития, взаимосвязь изменчивости различных частей организма. К примеру, прямохождение, появление рук, развитие мозга стало явным преимуществом людей перед животными. Все перечисленные свойства стали результатом естественного отбора.

Недостатком концепции эволюции считают игнорирование Дарвином трудовой деятельности человека, которая способствовала его становлению. Ученый не выделял качественных отличий человека от обезьяны.

Трудовая теория антропогенеза

В своей работе Ф. Энгельс определил порядок ключевых этапов антропогенеза. Немецкий философ полагал, что трудовая деятельность не противоречит биологическим законам, но трансформирует принцип естественного отбора.

По мнению Энгельса, именно труд способствует развитию человеческих навыков адаптации окружающей среды к своим потребностям. К тому же трудовая деятельность влияет на развитие самого человека. В соответствии с концепцией философской антропологии, речевое развитие, возникновение мышления, развитие мозга, формирование рук и социальные контакты людей – это следствие труда.

Энгельс отмечает, что человеческий опыт и навыки, а также мыслительные процессы формировались в ходе изготовления орудий труда. Следовательно, инструменты, изготовленные человеком для упрощения труда, являются социальной формой наследования, не рассмотренной в теории эволюции Дарвина.

Доказательство общности происхождения человека и животных

Свидетельством родства животных и человека являются следующие характеристики:

  • схожее внешнее и внутреннее строение;
  • аналогичность в раннем периоде эмбрионального развития;
  • наличие рудиментарных органов: копчик, зубы мудрости, ушная мышца, аппендикс и пр.;
  • появление у человека признаков, свойственных далеким предкам (атавизмов): наружный хвост, развитый волосяной покров на теле и др.

Явным подтверждением животного происхождения человека служат останки предков человека.

Определим место человека в системе животных и перечислим признаки, свойственные данному положению.

Читайте также: