Труд это в педагогике кратко
Обновлено: 17.05.2024
Определение, данное в словаре С. И. Ожегова, в наибольшей степени отражает сущность изучаемого понятия: деятельность, требующая напряжения, причем напряжения не только физического, но и умственного. Значит, труд — это напряжение умственных и физических сил человека с целью создания новых или преобразования уже созданных предметов для удовлетворения потребностей.
Переведя это определение на педагогический язык, мы понимаем труд ребенка как умение и желание испытывать напряжение (физическое и умственное) для того, чтобы удовлетворять свои потребности в жизнеобеспечении (есть, когда голоден, одеваться, когда холодно, и т.д.) и социальных нуждах (в игре, в познании и т.д.). Значит, педагогической задачей является приучение ребенка к тому,
чтобы он испытывал напряжение с удовольствием, с желанием и пониманием необходимости такого напряжения. Это процесс длительный, с постепенным усложнением, коррекцией, преодолением трудностей.
Это и есть трудовое воспитание.
Известно, что большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. В первые годы после победы революции, когда встал вопрос о создании школы нового типа, вопросы трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольников, стояли очень остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.
На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921 г.) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Была
выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чувствовать себя частью общего коллектива, а не изолированной от общества самостоятельной личностью.
Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что в работе детского сада перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период было гонение на куклу, на сказку, что, конечно, вело к занижению роли игры, да и мешало трудовому воспитанию, формированию личности ребенка в труде. Труд стал соотноситься не с игрой, а с ударными задачами производства. Против такого направления в работе резко выступали Н. К. Крупская и А. В. Суровцева.
На четвертом съезде дошкольного воспитания (1928 г.) вновь обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания детей дошкольного возраста. Такие исследования были проведены позже, а в те годы специалисты на практике, часто путем проб и ошибок, отрабатывали методы трудового воспитания.
В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию уделялось много внимания, практические работники искали такое его содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили им радость.
В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания практически внимания не уделялось. Но именно в эти годы были предприняты первые целенаправленные исследования, которые позволили определить содержание систематического трудового воспитания и наметить в программе воспитания в детском саду (в 1962 г.) подступы к трудовому воспитанию с третьего года у жизни ребенка (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева). И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдением за этим трудом. Ведущей оставалась мысль о том, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется лишь под влиянием ознакомления с трудом взрослых. И лишь работы Я.З.Неверович экспериментально показали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.
С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, позже И. Лаунер, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности дошкольника.
Так как такое положение дел с трудовым воспитанием было повсеместным, то предполагалось, что дети-дошкольники не способны выполнять трудовые задания. Однако проведенная серия исследований доказала неправомерность такого мнения. И те детские сады, в которых внедрялись рекомендации исследователей, показали высокие результаты.
Вспомним психолога А.Н.Леонтьева, который сформулировал структуру любой деятельности. По Леонтьеву деятельностью можно назвать такую активность человека, в которой присутствует цель, мотив, процесс и результат. Если все эти структурные компоненты присутствуют и реализуются человеком самостоятельно, без посторонней помощи, то можно говорить о том, что человек овладел данным видом деятельности. Чтобы ответить на вопрос, есть ли трудовая деятельность у дошкольников, рассмотрим, в каком виде присутствуют у него все структурные компоненты данной деятельности.
Старшие дошкольники в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата: поделка игрушек, уборка, самообслуживание и пр. Дети этого возраста могут понять и отдаленные цели (выращивание урожая). Но отдаленные цели ставит педагог. Возможно, а иногда и необходимо, поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, когда предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ребенку тем, что он делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом отрезке ставит перед детьми цель.
Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.
Своеобразно происходит у детей и процесс трудовой деятельности, который, в свою очередь, состоит из: трудовых действий, процесса, как взаимосвязи трудовых действий, планирования, анализа процесса выполнения.
Трудовыми действиями дети овладевают под руководством взрослого довольно быстро. Малыши увлекаются исполнением трудовых действий, не заботясь об их качестве и результативности. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже обращают внимание на качество выполнения, на связь разных трудовых действий между собой, на их последовательность, результат в целом.
Процесс деятельности как компонент трудовой деятельности увлекает дошкольников независимо от возраста. В процессе деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, желание выполнять действие красиво, аккуратно, правильно. Детям доставляет удовольствие сам процесс деятельности. Участие взрослого в процессе труда делает его для всех дошкольников привлекательным. Дети способны выстраивать трудовые действия последовательно, но часто не осознают логики этой последовательности.
Затруднение у детей вызывает планирование — важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и старший дошкольник планирует ее своеобразно: лишь процесс исполнения, не включая организацию, планирует схематично, намечает лишь основные этапы, но не способы ее исполнения; не планирует контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического (не может рассказать плана, но в работе действуют последовательно). Детей следует учить планировать свою деятельность. Это приучает их к экономному, рациональному выполнению задания, способствует формированию умения предвидеть необходимые действия. Роль взрослого на разных этапах труда ребенка различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает детей к совместному планированию, и наконец, учит детей планировать самостоятельно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие взгляды на цель и содержание трудового воспитания были в истории становления общественного дошкольного воспитания в нашей стране?
2. Какие задачи трудового воспитания выделяла Н. К. Крупская?
3. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в концепции 1989 г.?
4. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в ФГТ?
6. Есть ли у детей дошкольного возраста трудовая деятельность? Обоснуйте свой ответ.
Читайте также: