Труд это в педагогике кратко

Обновлено: 17.05.2024

Определение, данное в словаре С. И. Ожегова, в наибольшей сте­пени отражает сущность изучаемого понятия: деятельность, требу­ющая напряжения, причем напряжения не только физического, но и умственного. Значит, трудэто напряжение умственных и фи­зических сил человека с целью создания новых или преобразования уже созданных предметов для удовлетворения потребностей.

Переведя это определение на педагогический язык, мы пони­маем труд ребенка как умение и желание испытывать напряжение (физическое и умственное) для того, чтобы удовлетворять свои по­требности в жизнеобеспечении (есть, когда голоден, одеваться, ког­да холодно, и т.д.) и социальных нуждах (в игре, в познании и т.д.). Значит, педагогической задачей является приучение ребенка к тому,

чтобы он испытывал напряжение с удовольствием, с желанием и пониманием необходимости такого напряжения. Это процесс дли­тельный, с постепенным усложнением, коррекцией, преодолением трудностей.

Это и есть трудовое воспитание.

Известно, что большое значение труду придавали А.С.Мака­ренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. В первые годы после победы революции, когда встал вопрос о создании школы нового типа, вопросы трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольников, стояли очень остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.

На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921 г.) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Была

выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре. Ребе­нок должен чувствовать себя частью общего коллектива, а не изо­лированной от общества самостоятельной личностью.

Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что в работе детского сада перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период было гонение на куклу, на сказку, что, конечно, вело к зани­жению роли игры, да и мешало трудовому воспитанию, формиро­ванию личности ребенка в труде. Труд стал соотноситься не с игрой, а с ударными задачами производства. Против такого направления в работе резко выступали Н. К. Крупская и А. В. Суровцева.

На четвертом съезде дошкольного воспитания (1928 г.) вновь обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Впер­вые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания детей дошкольного возраста. Такие исследо­вания были проведены позже, а в те годы специалисты на практике, часто путем проб и ошибок, отрабатывали методы трудового вос­питания.

В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию уделялось много внимания, практические работники искали такое его содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили им радость.

В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудо­вого воспитания практически внимания не уделялось. Но именно в эти годы были предприняты первые целенаправленные исследо­вания, которые позволили определить содержание систематиче­ского трудового воспитания и наметить в программе воспитания в детском саду (в 1962 г.) подступы к трудовому воспитанию с тре­тьего года у жизни ребенка (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева). И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошколь­ников с трудом взрослых, с наблюдением за этим трудом. Ведущей оставалась мысль о том, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется лишь под влиянием ознакомления с трудом взрос­лых. И лишь работы Я.З.Неверович экспериментально показали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследо­вания проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, позже И. Лаунер, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и многие другие). Именно эти иссле­дования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности до­школьника.

Так как такое положение дел с трудовым воспитанием было по­всеместным, то предполагалось, что дети-дошкольники не способ­ны выполнять трудовые задания. Однако проведенная серия ис­следований доказала неправомерность такого мнения. И те детские сады, в которых внедрялись рекомендации исследователей, показа­ли высокие результаты.

Вспомним психолога А.Н.Леонтьева, который сформулировал структуру любой деятельности. По Леонтьеву деятельностью мож­но назвать такую активность человека, в которой присутствует цель, мотив, процесс и результат. Если все эти структурные компо­ненты присутствуют и реализуются человеком самостоятельно, без посторонней помощи, то можно говорить о том, что человек овла­дел данным видом деятельности. Чтобы ответить на вопрос, есть ли трудовая деятельность у дошкольников, рассмотрим, в каком виде присутствуют у него все структурные компоненты данной деятель­ности.

Старшие дошкольники в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата: поделка игрушек, уборка, са­мообслуживание и пр. Дети этого возраста могут понять и отдален­ные цели (выращивание урожая). Но отдаленные цели ставит педа­гог. Возможно, а иногда и необходимо, поэтапное осознание деть­ми отдаленной цели. Например, когда предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ребенку тем, что он делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом отрезке ставит перед детьми цель.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельно­сти дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относи­тельны.

Своеобразно происходит у детей и процесс трудовой деятельности, который, в свою очередь, состоит из: трудовых действий, процесса, как взаимосвязи трудовых действий, планирования, анализа процесса выполнения.

Трудовыми действиями дети овладевают под руководством взрослого довольно быстро. Малыши увлекаются исполнением трудовых действий, не заботясь об их качестве и результативности. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже обращают внимание на качество выполнения, на связь разных трудовых дей­ствий между собой, на их последовательность, результат в целом.

Процесс деятельности как компонент трудовой деятельности увлекает дошкольников независимо от возраста. В процессе дея­тельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается на­стойчивость, желание выполнять действие красиво, аккуратно, правильно. Детям доставляет удовольствие сам процесс деятель­ности. Участие взрослого в процессе труда делает его для всех до­школьников привлекательным. Дети способны выстраивать трудо­вые действия последовательно, но часто не осознают логики этой последовательности.

Затруднение у детей вызывает планирование — важный компо­нент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятель­ность. Но и старший дошкольник планирует ее своеобразно: лишь процесс исполнения, не включая организацию, планирует схема­тично, намечает лишь основные этапы, но не способы ее исполне­ния; не планирует контроля и оценки своей работы; словесное пла­нирование отстает от практического (не может рассказать плана, но в работе действуют последовательно). Детей следует учить пла­нировать свою деятельность. Это приучает их к экономному, ра­циональному выполнению задания, способствует формированию умения предвидеть необходимые действия. Роль взрослого на раз­ных этапах труда ребенка различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает детей к совместному планированию, и наконец, учит детей планировать самостоятельно.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие взгляды на цель и содержание трудового воспитания были в истории становления общественного дошкольного воспитания в нашей стране?

2. Какие задачи трудового воспитания выделяла Н. К. Крупская?

3. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в концепции 1989 г.?

4. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в ФГТ?

6. Есть ли у детей дошкольного возраста трудовая деятельность? Обоснуйте свой ответ.

Читайте также: