Троица симона ушакова сюжет кратко

Обновлено: 30.06.2024

Коллекция Государственного Русского музея


Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная

Царские мастерские. 1671


Пост. в 1925 из ГМФ; ранее — в церкви Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге


  • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 4Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Древнерусское искусство
  • Категория Библейский сюжет
  • Ключевые слова Святые | ангелы | посуда | мебель | пища, напитки
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • Осень русского Средневековья

    Симон Ушаков неоднократно обращался к теме Ветхозаветной Троицы, однако до нашего времени дошла лишь одна крупная икона его работы с таким изображением. Второе монументальное произведение на эту тему он написал в 1677 году совместно с Никитой Павловцем (МГОМЗ).

    Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.

    В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трех странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака.

    Художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, достичь объемности, телесности фигур и лиц. Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны картин эпохи Возрождения. Здесь формы "палат" напоминают картины П. Веронезе, а иконография восходит к рублевской "Троице". Однако это произведение не несет той высокой одухотворенности, что была присуща созданиям Андрея Рублева. Ангелы здесь выглядят вполне живыми существами, а стол с чашей – символ таинства жертвы искупления – превратился в обычный натюрморт.

    П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 72.

    Раскрыта в 1926–1927 в ГРМ И. Я. Челноковым, в 1936 Я. В. Сосиным.


    Симон Ушаков был ведущим мастером Оружейной палаты Московского Кремля во второй половине XVII века. Он возглавлял группу иконописцев и занимался росписью храмов, декорировал предметы искусства, создавал гравюры, писал портреты и иконы.

    Сюжет из Ветхого Завета повествует о том, как Аврааму, которому было уже сто лет, явился Бог в образе трёх странников — ангелов. Авраам и его жена Сарра радушно приняли гостей, а те предсказали им рождение сына Исаака. Троица представляет собой основное положение христианства, согласно которому Бог воплощается в трёх ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа.


    Андрей Рублёв (1360–1428). Троица. 1411 год или 1425–1427. Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея/

    История распродажи некоторых сокровищ нации. В истории Европы трудно найти пример столь ма.

    Цветочное настроение ювелира Жоэля Артура Розенталя. I Like JAR Jewels .

    18 самых-самых городов России, в каждом из которых хочется побывать Кaждый гopод yникален по-с.

    Прогулка XIII округом Парижа -маленькой французской Азии Продолжаем следовать по .

    В лунном сиянье, снег серебрится. В лунном сиянии. ​Муз. и сл. Евген.

    -Поиск по дневнику

    -Статистика

    "Троица ветхозаветная": описание иконы

    Троица Ветхозаветная

    Изображение Святой троицы в иконописи

    Ветхозаветная Троица

    Появление Святой Троицы в живописных сюжетах

    Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения. Эти рисунки ещё не соответствовали канонам, установленным в более поздние века, и представленные на них сцены выглядели достаточно историчными. Но уже в этот период, неизвестные нам художники пытались подчеркнуть одинаковость всех трёх гостей Авраама.

    Позднее в богословии появился термин "изокефальность", которым обозначалась равноправность путников. В настенных изображениях римских катакомб она подчёркнута нарочитой одинаковостью поз и одежд трёх мужей. Постепенно изображение гостей, посетивших ветхозаветного праотца, стало принимать всё более символический характер, и со временем сложилась традиция изображения их в ангельском виде.

    Важно отметить, что сюжет "Троица Ветхозаветная" нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов. Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.

    Мозаика древней базилики

    Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части. В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре. Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.

    Ветхозаветная Троица икона

    Окончательный вариант композиции

    Андрей Рублёв: "Троица Ветхозаветная"

    Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей. В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.

    Христианская символика в иконе Рублёва

    Следует отметить, что "Ветхозаветная Троица" ― икона, полная символической атрибутики, выражающей основные христианские догмы. Неслучайно фоном для изображения фигур ангелов являются дом, дерево и гора. Их изображения полны конкретного смысла. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца. Об этом говорит помещённое над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле.

    Ветхозаветная Троица автор

    Этот автор в иконе Ветхозаветная Троица

    Декоративность, заменившая символизм

    Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.

    Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе "Ветхозаветная Троица" практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.

    Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

    Троица Нового Завета

    Ветхозаветная Троица Рублева

    Варианты изображения Новозаветной Троицы

    Рублев Троица Ветхозаветная

    Читайте также: