Трибы это в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

TRI ́ BUS (ТРИ ́ БА) ( φῦλον , φυ­λή ).

Оста­ва­ясь таким обра­зом обособ­лен­ны­ми от всех осталь­ных, пра­ви­те­ли сами были разде­ле­ны на пле­ме­на и дру­гие состав­ные части. Дорий­ский народ пер­во­на­чаль­но состо­ял из трех фил, следы кото­рых встре­ча­ют­ся во всех заво­е­ван­ных ими стра­нах. Поэто­му Гомер назы­ва­ет их Δω­ριέες τρι­χάϊκες (Od. XIX. 177). Эти­ми фила­ми были Ὑλ­λεῖς , Πάμ­φυ­λοι и Δυ­μανά­ται или Δυ­μᾶνες . Пер­вая воз­во­ди­ла свое назва­ние к Гил­лу, сыну Герак­ла, осталь­ные две — к Пам­фи­лу и Диму, пав­шим, как сооб­ща­ет­ся, в послед­нем похо­де, когда дорий­цы овла­де­ли Пело­пон­не­сом. Фила гил­ле­ев, веро­ят­но, поль­зо­ва­лась наи­боль­шим поче­том; но в Спар­те, по-види­мо­му, боль­шо­го раз­ли­чия не суще­ст­во­ва­ло, ибо по кон­сти­ту­ции Ликур­га все пол­но­прав­ные граж­дане были рав­ны. В раз­лич­ных местах к этим трем филам доба­ви­лись дру­гие, либо когда к дорий­цам при­мкну­ли дру­гие ино­зем­ные союз­ни­ки, либо когда корен­ные жите­ли были при­ня­ты в чис­ло граж­дан или полу­чи­ли рав­ные при­ви­ле­гии. Так, Геро­дот сооб­ща­ет, что кад­мей­цы Эге­иды были мно­го­чис­лен­ной филой в Спар­те, про­ис­хо­див­шей (по его сло­вам) от Эгея, вну­ка Феры (He­rod. IV. 149); хотя дру­гие счи­та­ют, что они соеди­ни­лись с тре­мя дорий­ски­ми фила­ми (Thirlwall, vol. I. pp. 257, 268, 314). В Арго­се, Эгине и Эпидав­ре, поми­мо трех дорий­ских суще­ст­во­ва­ла фила гир­на­фи­ев (Mül­ler, Aegin. p. 140). В Сики­оне Кли­сфен изме­нил назва­ния дорий­ских фил, чтобы уни­зить и оскор­бить их чле­нов, а чет­вер­той филе, к кото­рой при­над­ле­жал сам, дал назва­ние архе­лаи; через шесть­де­сят лет после его смер­ти дорий­ские назва­ния были вос­ста­нов­ле­ны, а так­же добав­ле­на чет­вер­тая фила, назы­вае­мая Αἰγιαλέες от Эги­а­лея, сына арги­вско­го героя Адрас­та (He­rod. V. 68). В Корин­фе упо­ми­на­ет­ся восемь фил (Sui­das, s. v. Πάν­τα ὄκτω ), в Тегее — четы­ре (Pau­san. VIII, 53. § 6). В Элиде суще­ст­во­ва­ло две­на­дцать фил; в резуль­та­те вой­ны с арка­дя­на­ми их чис­ло затем сокра­ти­лось до вось­ми (Paus. V. 9. § 6) — что дает осно­ва­ние с. 1154 счи­тать их гео­гра­фи­че­ски­ми под­разде­ле­ни­я­ми (Wacbsmuth, vol. II. pt. I. p. 17). Ино­гда встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния толь­ко об одной из дорий­ских фил: напри­мер, гил­леи в Кидо­нии (He­sych. s. v. Ὑλ­λεῖς ), дима­ны в Гали­кар­на­се; эти горо­да, веро­ят­но, воз­ник­ли из коло­ний, осно­ван­ных чле­на­ми толь­ко одной филы (Wachsmuth, vol. II. pt. I. p. 15).

Сре­ди всех дорий­цев спар­тан­цы доль­ше всех не сме­ши­ва­ли кровь с чуже­зем­ца­ми. Они так рев­ни­во хра­ни­ли свои исклю­чи­тель­ные при­ви­ле­гии, что ко вре­ме­ни Геро­до­та вклю­чи­ли в свой состав лишь двух чело­век (He­rod. IX. 33, 35). Впо­след­ст­вии их ряды ино­гда попол­ня­лись путем при­ня­тия лакон­цев, ило­тов и ино­зем­цев, но это дела­лось очень ску­по до вре­ме­ни Агида и Клео­ме­на, при­няв­ших мно­же­ство новых граж­дан. Одна­ко здесь нет воз­мож­но­сти рас­смат­ри­вать этот вопрос более подроб­но (Schö­mann, Id. p. 114).

По-види­мо­му, под­разде­ле­ние фил на φρατ­ρίαι или πάτ­ραι , γέ­νη , τρίτ­τυες и т. д. полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в раз­лич­ных местах (Wachsmuth, vol. II. pt. I. p. 18). В Спар­те каж­дая фила состо­я­ла из деся­ти ὠϐαί — сло­во, подоб­но κώ­μαι , озна­чаю­щее терри­то­ри­аль­ный округ или рай­он; каж­дая оба вклю­ча­ла десять τριακά­δες , сооб­ществ, содер­жа­щих по трид­цать семей. Одна­ко, по-види­мо­му, очень мало извест­но о том, насколь­ко эти под­разде­ле­ния были терри­то­ри­аль­ны­ми или гене­а­ло­ги­че­ски­ми. После Клео­ме­на преж­няя систе­ма фил изме­ни­лась, были созда­ны новые филы, соот­вет­ст­ву­ю­щие раз­лич­ным квар­та­лам горо­да; все­го их насчи­ты­ва­лось, по-види­мо­му, пять (Schö­mann, Ant. Jur. Pub. p. 115; Mül­ler, Dor. III. 5).

Четы­ре ионий­ские филы — теле­он­ты (или геле­он­ты), гопле­ты, арга­деи и эги­ко­реи, — о кото­рых ниже гово­рит­ся в свя­зи с Атти­кой, обна­ру­же­ны так­же в Кизи­ке. На Само­се Геро­дот упо­ми­на­ет φυλὴ Αἰσχριωνίη (III. 26), кото­рые, веро­ят­но, были карий­ским наро­дом, сме­шав­шим­ся с ионий­ца­ми. В Эфе­се упо­ми­на­ет­ся пять фил из раз­ных наро­дов. О них отсы­ла­ем чита­те­ля к Wachsmuth, vol. II. pt. I. p. 16.

Тесей до неко­то­рой сте­пе­ни изме­нил вза­и­моот­но­ше­ния фил, учредив внут­ри каж­дой иерар­хию клас­сов, разде­лив народ на Εὐπατ­ρί­δαι , Γεω­μόροι и Δη­μιοῦρ­γοι , пер­вые из кото­рых были зна­тью, вто­рые — мел­ки­ми земле­вла­дель­ца­ми и зем­ледель­ца­ми, третьи — ремес­лен­ни­ка­ми и масте­ро­вы­ми. В то же вре­мя для укреп­ле­ния народ­но­го един­ства он рас­ши­рил город Афи­ны, в кото­рый вклю­чил несколь­ко более мел­ких горо­дов, сде­лал его рези­ден­ци­ей пра­ви­тель­ства, спо­соб­ст­во­вал посто­ян­но­му посе­ле­нию в нем зна­ти и пере­дал ей часть цар­ских пол­но­мо­чий. В прав­ле­ние Тесея или вско­ре после него каж­дое пле­мя или фила была разде­ле­на на три φρατ­ρίαι (тер­мин, рав­но­знач­ный общи­нам, и по сво­е­му поли­ти­че­ско­му зна­че­нию ана­ло­гич­ный рим­ским кури­ям), а каж­дая φρατ­ρία — на трид­цать γέ­νη (экви­ва­лент­ных рим­ским родам); чле­ны одно­го γέ­νος назы­ва­лись γεν­νῆ­ται или ὁμο­γαλάκ­τες . Каж­дый γέ­νος обо­зна­чал­ся опре­де­лен­ным назва­ни­ем в патро­ни­ми­че­ской фор­ме, про­из­веден­ным от како­го-либо героя или мифи­че­ско­го пред­ка. с. 1155 От Пол­лук­са (VIII, 111) извест­но, что эти под­разде­ле­ния, — хотя назва­ния, каза­лось, под­ра­зу­ме­ва­ли род­ст­вен­ные свя­зи, — на самом деле были искус­ст­вен­ны­ми; это свиде­тель­ст­ву­ет о неко­то­ром про­дви­же­нии к созда­нию более тес­но­го поли­ти­че­ско­го сою­за. Чле­ны φρατ­ρίαι и γέ­νη име­ли соот­вет­ст­ву­ю­щие рели­ги­оз­ные риту­а­лы и празд­не­ства, сохра­няв­ши­е­ся дол­гое вре­мя после того, как эти общи­ны поте­ря­ли свое поли­ти­че­ское зна­че­ние, и, воз­мож­но, пред­от­вра­щав­шие их пол­ное раз­ло­же­ние (Ср. Nie­buhr, Hist. of Ro­me, vol. I. p. 311, &c.).

Вза­и­моот­но­ше­ния меж­ду четырь­мя ионий­ски­ми фила­ми и тре­мя клас­са­ми, на кото­рые Тесей разде­лил народ, — слож­ный и труд­ный вопрос. Из утвер­жде­ний антич­ных источ­ни­ков скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что каж­дая из четы­рех фил была разде­ле­на на эвпат­ридов, гео­мо­ров и деми­ур­гов; это под­твер­жда­ет­ся тем фак­том, что все четы­ре φυ­λοϐα­σιλεῖς , являв­ших­ся совет­ни­ка­ми пра­ви­те­ля, назна­ча­лись из эвпат­ридов, но в то же вре­мя — по одно­му от каж­дой филы [P HY­LO­BA­SI­LEIS ]. Как отме­тил Тиру­олл (Thirlwall, Hist. of Gree­ce, vol. II. p. 10), это мож­но счи­тать воз­мож­ным, лишь пред­по­ло­жив, что раз­ли­чия, пер­во­на­чаль­но разде­ляв­шие филы, ста­ли теперь лишь номи­наль­ны­ми; но Мол­ден (Mal­den, Hist. of Ro­me., p. 140), отвер­гаю­щий мне­ние, что четы­ре ионий­ских филы явля­лись каста­ми, назва­ния кото­рых про­изо­шли от рода заня­тий, пред­по­ла­га­ет, что пле­ме­на или филы состо­я­ли толь­ко из эвпат­ридов, и что послед­ние дели­лись на четы­ре филы, подоб­но тому, как рим­ские пат­ри­ции — на три. Таким обра­зом, соглас­но его пред­по­ло­же­нию, гео­мо­ры и деми­ур­ги не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к филам. Эта точ­ка зре­ния на дан­ную про­бле­му устра­ни­ла бы мно­гие затруд­не­ния и луч­ше все­го соот­вет­ст­ву­ет после­дую­щей исто­рии и поли­ти­че­ским ана­ло­гам в дру­гих государ­ствах, но, по-види­мо­му, недо­ста­точ­но под­твер­жде­на источ­ни­ка­ми, чтобы при­нять ее.

После Тесея, когда монар­хия была сна­ча­ла огра­ни­че­на, а затем отме­не­на, вся государ­ст­вен­ная власть ока­за­лась в руках эвпат­ридов, или знат­ных, зани­мав­ших все граж­дан­ские долж­но­сти и, кро­ме того, управ­ляв­ших рели­ги­оз­ны­ми дела­ми и тол­ко­ва­ни­ем зако­нов. Атти­ку ста­ли сотря­сать меж­до­усо­би­цы, и неза­дол­го до зако­но­да­тель­ства Соло­на мы видим народ, разде­лен­ный на три пар­тии: Πε­διαῖοι , или жите­ли рав­нин, Διάκ­ριοι , или жите­ли гор, и Πά­ραλοι , или жите­ли побе­ре­жья. Пер­вые две напо­ми­на­ют о древ­нем разде­ле­нии на филы — Месо­гею и Диа­к­риду; и все три пар­тии в какой-то сте­пе­ни пред­став­ля­ют клас­сы, учреж­ден­ные Тесе­ем: в первую пар­тию вхо­ди­ла знать, вла­дев­шая соб­ст­вен­но­стью в рав­нин­ной и наи­бо­лее пло­до­род­ной части стра­ны; во вто­рую — более мел­кие земле­вла­дель­цы и пас­ту­хи; в третью — тор­гов­цы и гор­но­до­быт­чи­ки, чье богат­ство и вли­я­ние к это­му вре­ме­ни воз­рос­ло. Для усми­ре­ния этих раздо­ров обра­ти­лись к Соло­ну, и он соста­вил свою зна­ме­ни­тую кон­сти­ту­цию и свод зако­нов. Здесь сле­ду­ет лишь отме­тить, что он сохра­нил четы­ре филы в том виде, в каком их застал, но отме­нил суще­ст­во­вав­шие раз­ли­чия ран­гов или, по край­ней мере силь­но умень­шил их зна­че­ние путем введе­ния иму­ще­ст­вен­но­го цен­за или разде­ле­ния людей на Πεν­τα­κοσιομέ­διμ­νοι , Ἱπ­πεῖς , Ζευ­γῖται и Θῆ­τες . Поста­нов­ле­ния Соло­на оста­ва­лись в Афи­нах зако­ном — хотя в зна­чи­тель­ной мере при­оста­нав­ли­ва­лись тира­ни­ей — до демо­кра­ти­че­ской рефор­мы, про­из­веден­ной Кли­сфе­ном. Он отме­нил преж­ние филы, учредил десять новых, в соот­вет­ст­вии с гео­гра­фи­че­ским деле­ни­ем Атти­ки, и назвал их по име­нам деся­ти древ­них геро­ев: Эрех­те­ида (Erech­theis), Эге­ида (Aegeis), Пан­ди­о­нида (Pan­dio­nis), Леон­ти­да (Leon­tis), Ака­ман­ти­да (Aca­man­tis), Эне­ида (Oeneis), Кек­ро­пида (Cec­ro­pis), Гип­по­ко­он­ти­да (Hip­po­thoon­tis), Эан­ти­да (Aean­tis), Антио­хида (An­tio­chis). Каж­дая из этих фил дели­лась на десять δῆ­μοι , чис­ло кото­рых впо­след­ст­вии было уве­ли­че­но путем еще одно­го разде­ле­ния; но это было орга­ни­зо­ва­но так, что δῆ­μοι , объ­еди­нен­ные в филу, не были смеж­ны­ми или близ­ки­ми друг к дру­гу [D EMUS ]. Цель тако­го устрой­ства была в том, чтобы путем раз­ру­ше­ния преж­них свя­зей вызвать пол­ный и проч­ный пере­во­рот в при­выч­ках и чув­ствах, так же, как и в поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции наро­да. Кли­сфен поз­во­лил суще­ст­во­вать древним φρατ­ρίαι , но они были лише­ны вся­ко­го поли­ти­че­ско­го зна­че­ния. Все ино­зем­цы, полу­чав­шие граж­дан­ство, реги­ст­ри­ро­ва­лись в филе и деме, но не во фра­трии или роде; поэто­му Ари­сто­фан (Ra­nae, 419, Aves, 765) гово­рит, насмеш­ли­во ука­зы­вая на новых граж­дан, что они не име­ют роди­чей, кро­ме вар­ва­ров (цит. по Nie­buhr, vol. I. p. 312). Функ­ции, выпол­ня­е­мые преж­ни­ми фила­ми, теперь в основ­ном пере­шли к δῆ­μοι . Сре­ди про­че­го мож­но отме­тить, что сорок восемь ναυκ­ρα­ρίαι , на кото­рые были поде­ле­ны преж­ние филы в целях нало­го­об­ло­же­ния, теперь ста­ли бес­по­лез­ны, так как нало­ги ста­ли соби­рать­ся по дру­гой систе­ме. Рефор­мам Кли­сфе­на суж­де­но было стать посто­ян­ны­ми. Они оста­ва­лись в силе (с несколь­ки­ми пере­ры­ва­ми) до паде­ния афин­ской неза­ви­си­мо­сти. Десять фил были встро­е­ны в сам меха­низм кон­сти­ту­ции. Из пяти­сот чле­нов сена­та от каж­дой филы изби­ра­лось по пять­де­сят. Δι­κασ­ταί назна­ча­лись по филам, и такую же систе­му выбо­ров мож­но наблюдать для боль­шин­ства важ­ней­ших государ­ст­вен­ных долж­но­стей: судеб­ных и адми­ни­ст­ра­тив­ных, граж­дан­ских и воен­ных; таких, как διαιτη­ταί , λο­γισ­ταί , πω­ληταί , τα­μίαι , τει­χοποιοί , φύ­λαρ­χοι , στρα­τηγοί и т. д. В 307 г. до н. э. Демет­рий Поли­ор­кет уве­ли­чил чис­ло фил до две­на­дца­ти, создав две новых, а имен­но Анти­го­ниду (An­ti­go­nias) и Демет­ри­а­ду (De­met­rias), впо­след­ст­вии полу­чив­ших назва­ние Пто­ле­ма­ида (Pto­le­mais) и Атта­лида (At­ta­lis); а три­на­дца­тая фила позд­нее была добав­ле­на Адри­а­ном и полу­чи­ла его имя (Plut. De­metr. 10; Paus. I. 5. § 5; Pol­lux, VIII. 110).

Выше­из­ло­жен­ное явля­ет­ся лишь корот­ким очер­ком по дан­но­му пред­ме­ту, рас­смат­ри­вае­мо­му в неко­то­рых дру­гих ста­тьях, кото­рые сле­ду­ет про­честь в свя­зи с этой [C IVI­TAS (G REEK ); D EMUS ; P HY­LAR­CHI ; P HY­LO­BA­SI­LEIS , &c.].

(See Wachsmuth, vol. I. pt. I. pp. 224— 240;. Her­mann, Lehrbuch d. Griech. Staats. §§ 24, 93, 94, 111, 175, 176; Schö­mann, Ant. jur. pub. pp. 165, 178, 200, 395; Thirlwall, vol. II. pp. 1— 14, 32, 73.)

2. Р ИМСКАЯ . Три древ­ние три­бы Рому­ла — рам­нов (Ram­nes или Ram­nen­ses), тици­ев (Ti­ties или Ti­tien­ses) и луце­ров (Lu­ce­res или Lu­ce­ren­ses), к кото­рым при­над­ле­жа­ли толь­ко пат­ри­ции, сле­ду­ет отли­чать от трид­ца­ти пле­бей­ских триб Сер­вия Тул­лия, кото­рые явля­лись исклю­чи­тель­но терри­то­ри­аль­ны­ми: четы­ре — для горо­да и два­дцать шесть — для сель­ской мест­но­сти вокруг Рима. Исто­рия и орга­ни­за­ция трех древ­них триб изло­же­на в ста­тье [P AT­RI­CII ]. Они сохра­ня­ли поли­ти­че­ское зна­че­ние почти до вре­мен зако­но­да­тель­ства децем­ви­ров; но после это­го упо­ми­на­ют­ся в рим­ской исто­рии лишь как учреж­де­ние, вышед­шее из употреб­ле­ния.

Учреж­де­ние и орга­ни­за­ция трид­ца­ти пле­бей­ских триб и после­дую­щее умень­ше­ние их чис­ла до с. 1156 два­дца­ти вслед­ст­вие заво­е­ва­ний Пор­сен­ны опи­са­ны в ста­тье [P LE­BES ]. Четы­ре город­ских три­бы назы­ва­лись так же, как и зани­мае­мые ими рай­о­ны: Субу­ран­ская (Sub­ura­na), Эскви­лин­ская (Es­qui­li­na), Кол­лин­ская (Col­li­na) и Пала­тин­ская (Pa­la­ti­na) (Var­ro, De Ling. Lat. V. 56; Fes­tus, s. v. Ur­ba­nas tri­bus). Назва­ния шест­на­дца­ти сель­ских триб, кото­рые про­дол­жа­ли при­над­ле­жать Риму после заво­е­ва­ний Пор­сен­ны, в алфа­вит­ном поряд­ке тако­вы: Вету­ри­е­ва (Ve­tu­ria), Воль­ти­ни­е­ва (Vol­ti­nia), Гале­ри­е­ва (Ga­le­ria), Гора­ци­е­ва (Ho­ra­tia), Камил­ло­ва (Ca­mi­lia), Клав­ди­е­ва (Clau­dia), Кор­не­ли­е­ва (Cor­ne­lia), Лемо­ни­е­ва (Le­mo­nia), Мене­ни­е­ва (Me­ne­nia), Папи­ри­е­ва (Pa­pi­ria), Пол­ли­е­ва (Pol­lia) (ее Нибур, — Nie­buhr, I. n. 977, — счи­та­ет иден­тич­ной с Побли­ли­е­вой (Pob­li­lia), кото­рая была учреж­де­на позд­нее), Пупи­ни­е­ва (Pu­pi­nia), Роми­ли­е­ва (Ro­mi­lia), Сер­ги­е­ва (Ser­gia), Фаби­е­ва (Fa­bia), Эми­ли­е­ва (Aemi­lia) (Ср. Göttling, Ge­sch. d. Rom. Staatsv. p. 238). По мере того, как Рим посте­пен­но завла­де­вал окру­жаю­щей терри­то­ри­ей, чис­ло триб так­же посте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось. Когда в Рим эми­гри­ро­вал Аппий Клав­дий с мно­го­чис­лен­ной сви­той сво­их кли­ен­тов, им были выде­ле­ны зем­ли в рай­оне впа­де­ния Анио в Тибр, и была сфор­ми­ро­ва­на новая Клав­ди­е­ва три­ба. Эта три­ба, кото­рую Ливий (II. 16, если про­чте­ние вер­но) назы­ва­ет ve­tus Clau­dia tri­bus (ста­рая Клав­ди­е­ва три­ба), впо­след­ст­вии была уве­ли­че­на и обо­зна­ча­лась назва­ни­ем Кру­сту­мин­ская (Crus­tu­mi­na) или Клу­сту­мин­ская (Clus­tu­mi­na) (Nie­buhr, I. n. 1236). Это пер­вый при­мер сель­ской три­бы, назван­ной по месту, ибо шест­на­дцать преж­них полу­чи­ли свои име­на от лиц или геро­ев, имев­ших к ним какое-либо отно­ше­ние, так же как атти­че­ские герои, назы­вав­ши­е­ся ἐπώ­νυμοι — к атти­че­ским филам. В 387 г. до н. э. чис­ло триб уве­ли­чи­лось до два­дца­ти пяти путем добав­ле­ния четы­рех новых, а имен­но Стел­ла­тин­ской (Stel­la­ti­na), Тро­мен­тин­ской (Tro­men­ti­na), Саба­тин­ской (Sa­ba­ti­na) и Арниен­ской (Ar­nien­sis) (Liv. VI. 5; Nie­buhr, II. p. 575). В 358 г. до н. э. еще две три­бы, Помп­тин­ская (Pompti­na) и Пуб­ли­ли­е­ва (Pub­li­lia), были сфор­ми­ро­ва­ны из воль­сков (Liv. VII. 15). В 332 г. до н. э. цен­зо­ры Кв. Пуб­ли­лий Филон и Сп. Посту­мий уве­ли­чи­ли чис­ло триб до два­дца­ти девя­ти, доба­вив Меций­скую (Mae­cia) и Скап­тий­скую (Scap­tia) три­бы (Liv. VIII. 17). В 318 г. до н. э. были созда­ны Уфен­тин­ская (Ufen­ti­na) и Фалерн­ская (Fa­le­ri­na) три­бы (Liv. IX. 20). В 299 г. до н. э. еще две три­бы, Аниен­ская (Anien­sis) и Терен­тин­ская (Te­ren­ti­na), были добав­ле­ны цен­зо­ра­ми (Liv. X. 9), и, нако­нец, в 241 г. до н. э. чис­ло триб было уве­ли­че­но до трид­ца­ти пяти за счет созда­ния Кви­рин­ской (Qui­ri­na) и Велин­ской (Ve­li­na) триб. В даль­ней­шем это чис­ло боль­ше не уве­ли­чи­ва­лось, ибо ни один из заво­е­ван­ных после это­го наро­дов не вклю­чал­ся в суве­рен­ное рим­ское государ­ство (Liv. Epit. 19, I. 43). Когда три­бы в сво­их собра­ни­ях при­ни­ма­ли какие-либо реше­ния, соблюдал­ся опре­де­лен­ный порядок (or­do tri­buum), в соот­вет­ст­вии с кото­рым их при­зы­ва­ли к голо­со­ва­нию. Пер­вой по поряд­ку была Субу­ран­ская три­ба, а послед­ней — Арниен­ская (Cic. de Leg. Agr. II. 29). Каж­дый чело­век, при­над­ле­жав­ший к три­бе, обя­зан был в важ­ных доку­мен­тах при­бав­лять к сво­е­му име­ни назва­ние три­бы в тво­ри­тель­ном паде­же (N OMEN , p. 802, b. Ср. Becker, Handb. der Röm. Al­terth. vol. II. pt. I. p. 164, &c.).

По вопро­су о том, состо­я­ли ли терри­то­ри­аль­ные три­бы, учреж­ден­ные Сер­ви­ем Тул­ли­ем, толь­ко из пле­бе­ев, или вклю­ча­ли так­же пат­ри­ци­ев, мне­ния совре­мен­ных уче­ных разде­ли­лись. Нибур, Валь­тер и дру­гие счи­та­ют, что пат­ри­ции были исклю­че­ны, так как уже име­ли соб­ст­вен­ную посто­ян­ную орга­ни­за­цию; Вакс­мут, Гер­лах, Райн, Бек­кер и дру­гие, напро­тив, утвер­жда­ют, что пат­ри­ции так­же вхо­ди­ли в Сер­ви­е­вы три­бы, но в то же вре­мя они при­зна­ют, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство в собра­ни­ях триб состав­ля­ли пле­беи, и что, сле­до­ва­тель­но, по суще­ству эти собра­ния име­ли пле­бей­ский харак­тер; тем более, что столь мало­чис­лен­ные пат­ри­ции, каж­дый из кото­рых имел там не боль­ше вли­я­ния, чем пле­бей, ред­ко посе­ща­ли собра­ния триб. Одна­ко фраг­мен­ты, при­во­ди­мые в под­держ­ку это­го мне­ния, частич­но неудо­вле­тво­ри­тель­ны для дока­за­тель­ства вопро­са (как Liv. II. 56, 60; Dio­nys. IX. 41), частич­но отно­сят­ся к более позд­не­му пери­о­ду, когда, вне вся­ких сомне­ний, пат­ри­ции при­над­ле­жа­ли к три­бам. Поэто­му сле­ду­ет пола­гать, вслед за Нибу­ром, что до зако­но­да­тель­ства децем­ви­ров три­бы и их собра­ния были исклю­чи­тель­но пле­бей­ски­ми.

ТРИБА (лат. tribus - от tribuo - делю), в Др. Риме термин, означающий. 1) племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было 3 трибы (каждая состояла из 100, потом из 300 родов);..2) территория и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях. В сер. 3 в. до н. э. насчитывалось 35 триб.

Смотреть что такое ТРИБА в других словарях:

ТРИБА

триба ж. 1) Каждая из трех групп родов, составлявших римскую патрицианскую общину. 2) Каждый из трех административно-территориальных округов Древнего Рима.

ТРИБА

триба разряд, округ, подразделение Словарь русских синонимов. триба сущ., кол-во синонимов: 5 • колено (20) • округ (29) • подразделение (47) • разряд (47) • ранг (45) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг. смотреть

ТРИБА

• Tribus, часть города, в противоположность всему городу. Первоначально в Риме были три патрицианские T.: Ramnes, Tities, Luceres (см. Люцер. смотреть

ТРИБА

ТРИБА(лат. tribus). Первоначально третья часть римского народа, но позднее, по умножении народонаселения, вообще часть народа, имевшая своего начальник. смотреть

ТРИБА

(лат. tribus, от tribuo - делю, разделяю)- в Древнем Риме: 1) племя, соответствующее др.-греч. филе (см. Филы). Согласно традиции, древнейшее население. смотреть

ТРИБА

(лат. tribus, от tribo - делю, разделяю) первоначально племя, являвшееся составной частью древнеримской патрицианской общины. Согласно преданию, было. смотреть

ТРИБА

Триба (лат. tribus, от tribuo делю, разделяю) территориальные округа в Древнем Риме. В царскую эпоху римский народ делился на три трибы, в которых не. смотреть

ТРИБА

в Др. Риме: 1. Племя, соотв. др.-греч. филе. Согл. традиции, древнейшее население Рима было этнич. неоднородным и состояло из трех Т. — . смотреть

ТРИБА

ТРИБА колено (tribus), таксономич. категория, занимающая промежут. положение между подсемейством и родом. Ранг Т. принят ботан., зоологич. и бактериол. смотреть

ТРИБА

(лат. tribus, от tribuo - делю или от слова tres - три) - в Древнем Риме термин, означающий:а) племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно пред. смотреть

ТРИБА

ТРИ́БА¹, и, ж.Класифікаційна одиниця в систематиці рослин і тварин, що посідає проміжне становище між родиною та родом; застосовується для поділу велик. смотреть

ТРИБА

в Др. Риме: 1) Племя, соотв. др.-греч. филе. Согл. традиции, древнейшее население Рима было этнич. неоднородным и состояло из трех Т. — Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков). В период разлож. первобыт. строя объед. Т. составляло рим. народ квиритов — патрициев. Первонач. в Т. входили 100, а затем 300 родов. 2) Терр. и избират. округ, имевший один голос в трибутных комициях. Введение терр. Т. с включ. в них плебеев приписыв. традицией Сервию Туллию (6 в. до н.э.), к-рый поделил рим. владения на 4 городские и 17 сельских Т. В процессе завоев. Италии римляне образов. новые Т., так что в сер. 3 в. до н.э. их стало 35. Впослед. жители завоев. терр. приписывались к имеющимся 35 Т. Возможно, после Союзнич. войны было образовано еще 8 или 10 Т., куда были приписаны италики, получившие гражданство. Эти новые Т. просуществ. до закона П. Сульпиция Руфа (88 до н.э.) о распределении новых граждан по 35 старым Т. смотреть

ТРИБА

ТРИБА (лат. tribus, от tribuo — делаю), колено, таксономич. категория в систематике растений, промежуточная между подсемейством и родом. Применяется . смотреть

ТРИБА

лат. tribus, от tribuo делю, разделяю) территориальные округа в Древнем Риме. В царскую эпоху римский народ делился на три трибы, в которых некоторые историки видят три племени (греческое соответствие - филы): Рамны - латиняне, Тиции - сабиняне, Луцеры - этруски или альбанцы. При царе Сервии Туллии были образованы трибы - территориальные округа (4 городских и 16 или 24 сельских); к 241 до н. э. число территориальных триб увеличилось до 35. Сельские трибы считались более престижными, чем городские; в них записывались землевладельцы, тогда как в городские - купцы, ремесленники и вольноотпущенники. По трибам происходили голосования в трибутных комициях. смотреть

ТРИБА

Rzeczownik триб m Techniczny zębnik m триба f plemię n brać f rodzaj m grupa f towarzystwo n

ТРИБА

tribe - триба.Hе основная таксономическая категория, занимающая положение между подсемейством и родом; в основном категория Т. используется в системати. смотреть

ТРИБА

1) Орфографическая запись слова: триба2) Ударение в слове: тр`иба3) Деление слова на слоги (перенос слова): триба4) Фонетическая транскрипция слова три. смотреть

ТРИБА

ТРИБА (лат. tribus, от tribuo - делю или от слова tres - три) - в Древнем Риме термин, означающий: а) племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было три Т., составивших древнеримскую общину (каждая состояла из 100, потом из 300 родов); б) территориальный и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях, а также его население. В середине 111 в. до н.э. насчитывалось 35 Т.
Синонимы:

ТРИБА

ТРИБА

(от лат. ires — три). В Др. Риме все граждане делились по родовому признаку на три Т.: рамны, тации и луцеры. Позже Т. образовывались по террит. смотреть

ТРИБА

ТРИБА (лат. tribus, от tribuo — делю или от слова tres — три) — в Древнем Риме термин, означающий: а) племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было три Т., составивших древнеримскую общину (каждая состояла из 100, потом из 300 родов); б) территориальный и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях, а также его население. В середине 111 в. до н.э. насчитывалось 35 Т.

ТРИБА

корень - ТРИБ; окончание - А; Основа слова: ТРИБВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ТРИБ; ⏰ - А; Слово Триба содержит с. смотреть

ТРИБА

ТРИБА

(tribus; лат. tribuo делить, распределять)в систематике — таксономическая категория в ботанике и зоологии, занимающая промежуточное положение между сем. смотреть

ТРИБА

ТРИБА (лат . tribus, от tribuo - делю), в Др. Риме термин, означающий. 1) племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было 3 трибы (каждая состояла из 100, потом из 300 родов);..2) территория и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях. В сер. 3 в. до н. э. насчитывалось 35 триб.

ТРИБА

триба [лат. tribus] - в древнейший период истории рима - каждый из трех родов (рамны, тиции и луцеры), составлявших римскую патрицианскую общину; позднее - каждый из административных округов, на которые была разделена территория рима (для установления ценза голосования, набора ополчения и т. д.).

ТРИБА

- (лат. tribus - от tribuo - делю), в Др. Риме термин, означающий. 1)племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было 3 трибы(каждая состояла из 100, потом из 300 родов);..2) территория иизбирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях. В сер. 3 в.до н. э. насчитывалось 35 триб. смотреть

ТРИБА

делю — в Древнем Риме термин, означающий: 1 — племя, соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было 3 Т., каждая состояла из 100, потом из 300 родов; 2 — территорию и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях. В середине III в. до н. э. насчитывалось 35 Т. смотреть

ТРИБА

триба (tribus; лат. tribuo делить, распределять) в систематике — таксономическая категория в ботанике и зоологии, занимающая промежуточное положение между семейством и родом; применяется для объединения близких родов или для подразделения крупных семейств или подсемейств.

ТРИБА

імен. жін. родубіол., іст.трибавід слова: трибімен. чол. роду

ТРИБА

(tribus; лат. tribuo делить, распределять) в систематике таксономическая категория в ботанике и зоологии, занимающая промежуточное положение между семейством и родом; применяется для объединения близких родов или для подразделения крупных семейств или подсемейств. смотреть

ТРИБА

— таксономическая категория в систематике растений, занимающая промежуточное положение между подсемейством и родом. Применяется для объединения близких родов.
Синонимы:

ТРИБА

ТРИБА

лат. Trubuo - делю) В Древнем Риме термин, означающий: 1. племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было 3 трибы. 2. территориальный и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях (собраниях). . смотреть

ТРИБА

(1 ж); мн. три/бы, Р. трибСинонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг

ТРИБА

(от лат. tribus от tribuo - делю) - англ. tribe; нем. Tribus. 1. Племя. 2. Административно-территориальный округ в Др. Риме. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг. смотреть

ТРИБА

сущ. жен. родабиол., иск.триба

ТРИБА

тр'иба, -ы (подразделение, разряд, округ) Синонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг

ТРИБА

от лат. "три") - подразделение римских граждан по родовому, а позже - территориальному признаку. С расширением территории, подчиненной Риму, росло и число триб, городских и провинциальных. смотреть

ТРИБА

три́ба, -ы (ист.)Синонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг

ТРИБА

ТРИБА трибы, ж. (латин. triba) (истор.). Название одной из трех групп (избирательных округов), на к-рые первоначально делилось население древнего Рима.

ТРИБА

ТРИБА ж. 1) Каждая из трех групп родов, составлявших римскую патрицианскую общину. 2) Каждый из трех административно-территориальных округов Древнего Рима. смотреть

ТРИБА

Ударение в слове: тр`ибаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: тр`иба

ТРИБА

tribeСинонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг

ТРИБА

- (от лат. tribus от tribuo - делю) - англ. tribe; нем. Tribus. 1. Племя . 2. Административно-территориальный округ в Др. Риме.

ТРИБА

族 zúСинонимы: колено, округ, подразделение, разряд, ранг

ТРИБА

три́ба 1 іменник жіночого роду класифікаційна одиниця три́ба 2 іменник жіночого роду плем'я в давньому Римі

ТРИБА

в Древнем Риме первоначально племя, племенная общность из 10 курий, затем территориальные избирательные округа.

ТРИБА

три'ба, три'бы, три'бы, три'б, три'бе, три'бам, три'бу, три'бы, три'бой, три'бою, три'бами, три'бе, три'бах

ТРИБА

1) в раннем Риме племя, объединявшее 10 кури; 2) территориальный округ по реформе Сервия Туллия.

ТРИБА

Начальная форма - Триба, женский род, множественное число, неодушевленное, родительный падеж

В ранний период своей истории Рим был одержим цифрой три: три верховных бога (Юпитер, Марс и Квирин); 30 городов Латинской лиги; даже ворот у древнего города было три. Соответственно, первое административное деление римских граждан тоже было на три группы, которые назывались трибы (от латинского слова " tribuo " - делю, разделяю).

На заре Рима было три трибы

По сути, деление на трибы было первой административной реформой в римской истории. Наиболее традиционным вариантом их перечисления является: Titienses (Тиции), Ramnes (Рамны), Luceres (Луцеры). Интересно, что порядок перечисления триб разнится от одного исторического источника к другому.

Видимо, наиболее часто встречающийся вариант перечисления не официальный, а, скорее, более привычный, поскольку он идет от поэта Энния. Энний же, видимо, подчинил порядок перечисления требованиям поэтического размера. Гекзаметр, которым он писал, и мог продиктовать ставший потом обычным порядок.

Итак, основателем первой трибы - Titienses (Тициев), как можно догадаться, был легендарный царь сабинян Тит Таций. Можно заключить, что в этой трибе состояли сабиняне.

Вторая триба Ramnes (Рамны) традиционно связывалась с именем Ромула - первого царя Рима. А вот насчет Luceres (Луцеры) все не так очевидно.

А какая связь между Целесом Вибенном и трибой Луцеров?

По одной из версий, Целес Вибенна, который по всей видимости, был этруском, поселился на Целийском холме, став лидером среди переселившихся этрусков. "Царь" на языке этрусков - Лукумон, отсюда Луцеры, по имени правителя. Но другая версия, лично мне, кажется более жизнеспособной.

Таким образом, если придерживаться этой точки зрения, то Луцеры -это люди, которые поселились в рощах, расчищающие себе территории для проживания. По дошедшим до нас свидетельствам, ранее этот холм назывался mons Quer­que­tu­la­nus , так как на нем рос дубовый лес ( quer­que­tum ).

Будет уместным сообщить здесь о том, что этот холм в старину прозывался Дубовым, так как был покрыт густыми дубовыми рощами, а Целиевым его назвали впоследствии по имени Целия Вибенны, который, будучи предводителем отряда этрусков и придя вместе с ними на помощь римлянам, получил этот холм для заселения от Тарквиния Древнего, или его отдал ему кто-то другой из царей, ибо в этом историки расходятся между собой. Но не вызывает ни малейших сомнений, что воины Целия, которых было великое множество, обитали даже на равнине вплоть до мест по соседству с форумом, из-за чего эта часть города и стала называться по имени пришельцев Тусским кварталом.

Вот такие луцеры-дровосеки. Если углубиться дальше в изучение источников, то можно найти вот такую интересную догадку:

Сколько еще загадок таит римская история можно только догадываться, но некоторые из них мы рассмотрим в будущих публикациях уже совсем скоро, чтобы не пропустить ничего интересного - подписывайтесь на канал!

Из-за короновируса мои планы на посещение Рима пришлось отменить, как и многим, пришлось перестроить все свои планы и остаться в Москве, а теперь и перейти на удаленную работу. Но во всем стоит постараться искать что-то хорошее, поэтому учусь воспринимать самоизоляцию как еще один повод, чтобы узнать новое и расширить круг знаний об истории и мире. На очереди стопка книг по римской истории, теплый чай, уютный вечер в компании любимых героев!

Всем читателям здоровья и крепкого иммунитета, позитивного настроя и помните, что мы живем хоть и в очень странный период нашей истории, но наши предки не раз справлялись с эпидемиями. Справимся и мы!

тр и ба, трибы, жен. (лат. triba) (ист.). Название одной из трех групп (избирательных округов), на которые первоначально делилось население древнего Рима.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Каждая из трех групп родов, составлявших римскую патрицианскую общину.
    2. Каждый из трех административно-территориальных округов Древнего Рима.

    Словарь медицинских терминов

    таксономическая категория в ботанике и зоологии, занимающая промежуточное положение между семейством и родом; применяется для объединения близких родов или для подразделения крупных семейств или подсемейств.

    Энциклопедический словарь

    (лат. tribus, от tribuo - делю), в Др. Риме термин, означающий:

    1. племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было 3 трибы (каждая состояла из 100, потом из 300 родов);..
    2. территория и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях. В сер. 3 в. до н. э. насчитывалось 35 триб.

    Большой юридический словарь

    (лат. tribus, от tribuo - делю или от слова tres - три) - в Древнем Риме термин, означающий:

    племя; соответствует древнегреческой филе. Согласно преданию, было три Т., составивших древнеримскую общину (каждая состояла из 100, потом из 300 родов);

    территориальный и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях, а также его население. В середине 111 в. до н.э. насчитывалось 35 Т.

    Античный мир. Словарь-справочник

    (лат. tribus , от tribo - делю, разделяю)

    первоначально племя, являвшееся составной частью древнеримской патрицианской общины. Согласно преданию, было три т: рамны (латины), тиции (сабиняне) и луцеры (этруски). Вначале в каждую т. входило 100 родов, затем - 300. Позже так стали называть территориальные и избирательные округа, имевшие один голос в трибутных комициях (собраниях по т.). Введение этих т. традиционно приписывают Сервию Туллию (сер. VI в. до н.э.), поделившему город Рим и окрестности на 4 городские т. (Субурана, Эсквилина, Коллина и Палатина) и 17 сельских (Эмилия, Камилия, Клавдия, Корнелия, Крутумина, Фабия, Галерия, Горация, Лемония, Менетия, Папирия, Поллия, Пупиния, Ромилия, Сергия, Ветурия и Вольтиния). В процессе завоевания Римом Италии их число возросло до 35.

    (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

    Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

    Политическая наука: Словарь-справочник

    (лат. tribus , от tribuo делю, разделяю)

    территориальные округа в Древнем Риме. В царскую эпоху римский народ делился на три трибы, в которых некоторые историки видят три племени (греческое соответствие - филы): Рамны - латиняне, Тиции - сабиняне, Луцеры - этруски или альбанцы. При царе Сервии Туллии были образованы трибы - территориальные округа (4 городских и 16 или 24 сельских); к 241 до н. э. число территориальных триб увеличилось до 35. Сельские трибы считались более престижными, чем городские; в них записывались землевладельцы, тогда как в городские - купцы, ремесленники и вольноотпущенники. По трибам происходили голосования в трибутных комициях.

    Читайте также: