Три любви достоевского кратко

Обновлено: 30.06.2024

"Три любви Достоевского" - компактное, но довольно всеобъемлющее исследование про тех женщин, которые повлияли на жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Я уже как-то приводила слова своего университетского преподавателя по зарубежной литературе, который говорил "о сексе тоже надо уметь писать", и это относится не только к беллетристам, но и к биографам. Интимная сторона жизни на то и интимная, что туда посторонних особо не пускают, но она оказывает влияние на другие сферы человеческой жизни (включая писательство), а уж у Ф.М. в его книгах влияние сексуального аспекта очень сильно, так что думаю, не одна диссертация была и будет написана по теме эротизма в его книгах. Но, говоря о столь деликатных материях, есть очень большая опасность скатиться в желтушность, вот и я с опаской бралась за эту книгу. Но, мои опасения не оправдались, автору удалось сохранить научность, беспристрастность, деликатность, но в то же время сделать историю любовных страданий писателя увлекательной и живой.

Если вы знакомы хоть немного с биографией писателя, то догадаетесь, что "три любви" - это его первая жена Мария Дмитриевна, потом femme fatale Аполлинария Суслова, и наконец, третья -вторая жена Анна Сниткина-Достоевская. Кроме этого, немного говорится и о других женщинах, с которыми сталкивался Ф.М. в течение жизни. Например, увидев Авдотью Панаеву (которая будучи замужем за другим открыто была гражданской женой Некрасова) Достоевский упал в обморок (эх, перед моей неземной красотой еще ни один мужчина в обморок не падал, прям обидно. Хотя, впрочем, может это и к лучшему). Была в жизни Ф.М. краткая помолвка с Анной Корвин-Круковской, это был, наверно самый спокойный "роман" и самый безболезненный разрыв отношений. Забавно, что при этом в Достоевского была влюблена младшая сестра Анны по имени Софья Корвин-Круковская, и которая позднее стала известна на весь мир под именем Софья Ковалевская. Но все таки, основное внимание сфокусировано на трех женщинах, которые заняли основное место в жизни писателя.

Любовь №1 (любовь-жалость). Мария Дмитриевна Исаева. С ней он познакомился в Семипалатинске, где служил рядовым после ссылки (а ссылка была после каторги, а каторга была после высочайшего царского помилования, которое было объявлено в последний момент перед казнью. А казнь была назначена за участие в политическом кружке. Вот такие пирожки с котятами, а могли бы и бритвой по горлышку казнить, и был бы вам тогда великий русский писатель Достоевский, которым можно на весь мир гордиться). Семипалатинск и сейчас не столица мира, а в те времена вообще глушь отчаянная. Контингент соответствующий, поэтому людей с которыми можно общаться на равных - раз, два и обчелся). Мария Исаева была женой местного чиновника, но брак был несчастным. Достоевский квартировал у них, и они постепенно сблизились. Тут вовремя умер муж Марии Дмитриевны, но перед тем как М.Д. и Ф.М. поженились прошло еще немало времени. В каком месте у них была любовь и в чем она заключалась - сказать сложно. Прав автор, который пишет, что их отношения были основаны на том, что они "мучили и жалели друг друга. Просветы нежности и сострадания связывали их больше чем страсть". Я могу высказаться и погрубее - нравилось им (нет, все таки придется выразиться покультурнее) совершать действия сексуального характера с мозгами друг друга. Мария Дмитриевна долго и тяжело болела (чахотка) и в чувства Достоевского к ней вплелись отголоски чувств к матери, которая умерла от той же болезни. После нескольких лет тяжелого и неустроенного жития они наконец вернулись в Санкт-Петербург. Но, климат не подходил Марии Дмитриевне, поэтому спустя какое-то время они фактически разъехались по разным городам. Достоевский в Петербурге пытался вернуться в писательскую среду, а она тихо умирала у себя в Твери. Описывая семейную жизнь автор в описании заграничного вояжа Ф.М. делает пометку что "он там был не один", и тут же переключается на другие вопросы. И вот читаю я и мучаюсь от этой оговорки, будет ли разъяснение о том, с кем же Достоевский был за границей (может с другом). Разъяснение будет. Еще до того, как первый брак Достоевского подошел к логическому концу (Мария Дмитриевна в конце концов скончалась от чахотки), его настигла его вторая любовь.

Любовь №2 (любовь-наваждение) - Аполлинария Суслова. Если читать о начале отношений Сусловой и Достоевского, то немного непонятно, почему именно она все время именуется как femme fatale - роковая женщина. Дело в том, что в начале отношений она ею не была, она ею стала позднее. Сначала это была просто красивая молодая девушка (22 года), которая увлеклась Достоевским как писателем. Ему польстило внимание молодой, прогрессивной, неглупой женщины (а на женскую красоту и молодость он всегда был падок, да и не он один, чего тут удивляться). Нравы в столичной окололитературной среде царили довольно вольные, и, как бы тогда написали "она ему отдалась". Он был ее первым мужчиной в 22 года, но это было не из-за высокой нравственности героини, а просто так получилось, раньше не было достойных претендентов чтобы подарить такую ценность как "квiточка" невинности. Став женщиной, и почувствовав силу своей молодости, сексуальности и красоты Аполлинария и стала преображаться в ту самую роковую женщину. Она мучала его, инстинктивно почувствовав то, что в страданиях для него и есть удовольствие. Она мстила ему якобы за то, что он не пожелал покинуть ради нее умирающую жену. Она наставляла ему рогов, и потом заставляла его извиняться за ее же измену. Секс был мучением, наградой, мимолетным равнодушным допуском к телу, механизмом подчинения, пыткой - в общем, эта пара стала бы украшением любого современного БДСМ клуба. Это было что угодно, но не спокойная любовь. Ей льстила связь с известным писателем, но видеть то, как он готов унижаться ради поцелуя пальчиков на ее ноге (с ногами, и особенно пальцами на ноге отдельная история - это был известным фетишем Ф.М.) - это вызывало ликование в ее душе. Связь их длилась долго и мучительно, сходились и расходились, мучали друг друга, и эта болезненная любовь-страсть-мучение-подчинение-ревность-страдание на страницах книг Достоевского неоднократно нашла свое отражение в образах роковых красоток вроде Полины из "Игрока" (кстати, Суслову Достоевский и звал Полиной) или Настасьи Филипповны из "Идиота"). В итоге они все таки расстались. Достоевский был измучан годами нездоровых отношений, он был болен, измучан и желал только одного - найти семейное счастье. И, судьба его возблагодарила, он все таки его получил со второй второй женой.

Любовь №3 (семейное счастье) - Анна Сниткина. Не так давно я прочитала мемуары Анны Григорьевны, которые мне очень понравились. История их любви началась так: как известно, Достоевский был в долгах как в шелках почти всю свою жизнь (навешав на себя долги умершего брата). И вот, неосмотрительно подписав кабальный договор с издателем Стелловским он рисковал потерять на 9 лет права на все свои произведения. И он решается на то, на что не решился бы ни один писатель его круга - во-первых, писать 2 романа одновременно ("ПиН" и "Игрок"), а во-вторых, "Игрока" надо было написать в рекордный срок меньше месяца. А помогать ему в этом должна была рекомендованная другом стенографистка. Этой стенографистской и была двадцатилетняя Анна Сниткина. Если вкратце, то роман был благополучно написан, оба находились в эйфории от их общего успеха, и вскоре произошло объяснение в любви. Если описать начальную стадию их отношений, то тут на ум приходит Шекспир "она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним". В ее чувствах слилось и уважение к великому писателю, и жалость к его неустроенности и реальные чувства, он же после стольких лет мучительных страстей инстинктивно увидел в ней надежную опору и подругу. Возможно, они не были именно влюблены до дрожи в друг друга даже в день венчания, но настоящая любовь все равно пришла к ним позже. Первые месяцы брака были испытанием для них, они только притирались друг к другу, а интриги со стороны родственников Достоевского, боявшихся что новая жена "уведет" от них финансовую подпитку не способствовали семейному счастью. Анна в конце концов сделала инстинктивно правильную вещь - убедила мужа уехать на время за границу. Путешествие планировалось на несколько месяцев, но в итоге растянулось на несколько лет. Там супруги сблизились и духовно и физически, в творческом плане это время было очень удачным для писателя. Жили скромно, так как средств не хватало, плюс Ф.М. проматывал кучу денег в свою вторую страсть - рулетку. Кстати, Анна Григорьевна по этому поводу не скандалила, даже когда Достоевский был вынужден закладывать ее вещи и немногие драгоценности. Она просто дала ему время перебороть самому эту пагубную страсть, и это сработало. Вернувшись из-за границы Анна была уже молодой и уверенной в себе женщиной. Она стала для Достоевского реальной опорой - она занималась домом, не без ее помощи распутали финансовые проблемы, она заботилась об их детях, наконец, она взяла в руки издательские дела мужа (кстати, впоследствии Софья Толстая именно к Анне Григорьевне обратилась за советом по поводу издательского бизнеса. Но, у Толстых граф Лев Николаич просто милостливо позволил жене вести его дела, но на это мероприятие не выделил ни копейки. А Достоевский постоянно хвалил и поддерживал жену в ее начинаниях). В интимной стороне брака у них, судя по всему, все сложилось. Кстати, автор довольно жестко критикует Анну Григорьевну за ее посмертную цензуру писем Достоевского - она вымарывала черным отдельные слова, и целые строчки, которые относились к любовным делам Ф.М. То есть, по мнению автора, она хотела создать приукрашенный и идеализированный образ писателя после смерти. Ну не знаю. Я оставлю без оценки эти поступки, кто его знает, что там было вымарано, я бы тоже не хотела чтобы некоторые моменты моей переписки с некоторыми людьми стали бы достоянием общественности. Правда, думаю, что мои эпистолярные вольности никому не интересны))).
Так вот, возвращаюсь к чему начала - все таки, судя по всему, и в постели у Достоевских было все ОК. Она была неопытна в начале брака, и может поэтому, она просто и естественно приняла мужа как он есть, со всеми его тараканами и эротическими заморочками и со страстью и любовью откликалась на его порывы. При этом, она не пугалась интима как первая жена, на которую его эпилиптический приступ в первую ночь произвел такое впечатление, что потом вся интимная жизнь пошла сикось-накось. И конечно, она не использовала секс как элемент манипулирования как Суслова, она просто жила и любила. Даже по тому, что осталось в письмах, видно, что даже после 12 лет брака и рождения 4-х детей их страсть не утихла, уже находившийся в годах и больной Достоевский писал ей такие письма, ну прям подросток в период пубертата (не забывая упоминать свою страсть-фетиш - пальчики на ногах). Было в их браке многое, и проблемы, и ссоры, и ревность, но все таки этот вроде как неравный брак оказался очень счастливым для обоих. Можно было бы написать, что они заслужили свое счастье, но правильнее будет сказать, что они построили сами свое семейное счастье.

Подвожу итог - книга очень стоит прочтения, серьезный научный подход сочетается с изяществом слога и доступностью изложения, будет интересна если вы хотите познакомиться не только с Достоевским писателем, но и с Достоевским - мужчиной. Очень интересны наблюдения автора о том, как и в каких книгах нашли отражение личные переживания, фетиши и фобии писателя, а также мысли о том, в какой степени мы можем верить литературному отражению реальности. Действительно рекомендую.

Ни для кого не секрет, что основным источником вдохновения большинства творческих людей была любовь. Одни создавали настоящие шедевры мировой литературы под влиянием неразделенных чувств, другие писали свои творения испытав взаимную симпатию или даже любовь. Не исключением был и Федор Михайлович Достоевский. Писатель навсегда останется в истории русской литературы непревзойденным классиком-романистом.

Мария Исаева

Мария Исаева — первая жена и серьезное увлечение Достоевского.

Первое знакомство Марии и Достоевского было не самым романтичным. Мария была замужем, а Достоевский отбывал каторгу. Мужчина воспылал нежными чувствами к хрупкой женщине со сложной судьбой, но несмотря на несчастливый брак и мужа алкоголика.

Мария не спешила отвечать взаимностью. Для женщины общение с писателем было некой отдушиной от тягот неудавшейся семейной жизни (да и ссыльный писатель с сомнительным будущем был не лучшим кандидатом в мужья). Но, умение Федора Михайловича ждать, все же было вознаграждено.

Став вдовой, Мария Дмитриевна (после недолгих раздумий) согласилась стать законной супругой влюбленного мужчины. Брак продлился семь лет, но так и не принес счастья супругам.

Аполлинария Суслова

Новым увлечением Достоевского стала Аполлинария Суслова.

Девушка была студенткой Достоевского. Инициатором отношений стала Аполлинария, девушку не смущала двадцатилетняя разница в возрасте. Для Достоевского девушка была скорее способом отвлечься от домашних проблем (неудачный брак, жена, болеющая чахоткой).

Суслова, завоевавшая внимание преподавателя вначале ничего не требующая и все понимающая, со временем стала требовать от писателя развестись с женой, публиковать ее повесть в его журнале. Развестись с больной супругой мужчина не решался, а вот посредственную (по его мнению) повесть все же опубликовал.

Девушка постоянно держала писателя в напряжении, то приближая, то отдаляя от себя. Заставляла возлюбленного ревновать, откровенно флиртуя с другими. Устав ждать развода (да и постоянные скандалы и выяснения отношений утомили обоих) Суслова уехала в Париж, оборвав бесперспективную для себя связь.

Анна Сниткина

Утешением Достоевского после потери супруги и ухода Сусловой стала Анна Сниткина. Женщина пришла в дом писателя стенографисткой. Увлекшись совместной работой, Федор Михайлович и сам не заметил, как привязался к молодой помощнице. Осознав свою привязанность, мужчина боялся признаться Анне в своих чувствах. Он прекрасно понимал, что девушка может и не ответить взаимностью.

Набравшись смелость мужчина все же признается в нежных чувствах и какого же было его удивление, когда девушка ответила взаимностью.

Сниткина и Достоевский поженились, женщина подарила супругу двоих сыновей и стала главной опорой, окружила мужа теплом и заботой. Последний брак стал для писателя по настоящему счастливым, а супруга сохранила верность мужу даже после ухода Достоевского из жизни.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Марк Слоним Три любви Достоевского

Три любви Достоевского: краткое содержание, описание и аннотация

Марк Слоним: другие книги автора

Кто написал Три любви Достоевского? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Марк Слоним: Три любви Достоевского

Три любви Достоевского

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Андреев: Анна Достоевская. Дневник

Анна Достоевская. Дневник

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дора Брегова: Дорога исканий. Молодость Достоевского

Дорога исканий. Молодость Достоевского

Три любви Достоевского — читать онлайн ознакомительный отрывок

Три любви Достоевского

Посвящаю моей жене

Предисловие автора [1]

libking

Марк Слоним - Три любви Достоевского краткое содержание

Три любви Достоевского - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Слоним Марк Львович

Три любви Достоевского

Три любви Достоевского

Предисловие автора 7

Часть первая: Первая любовь 11

Часть вторая: Подруга вечная 109

Часть третья: Счастливый брак 195

Посвящаю моей жене

Во время моей трехлетней работы над этой книгой я не ставил себе задачи написать биографию Достоевского или критическое исследование о связи между истинными происшествиями его жизни и его произведениями. Цель моя была гораздо более ограниченной: проследить историю отношений великого писателя к женщинам и рассказать об его увлечениях и двух браках с возможной полнотой, без стыдливых умолчаний и обычного "прихорашивания" действительности.

Интерес к эротизму Достоевского и подробностям его любовных драм, удач и поражений возникает не из праздного любопытства или игры нездорового воображения. В своих романах и повестях он так взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола, так настойчиво выводил сластолюбцев, растлителей и развратников, начиная от Свидригайлова и Ставрогина и кончая отцом Карамазовым, так проникновенно рисовал "инфернальных" и грешных женщин, что совершенно естественно задать вопрос: откуда пришло к нему это исключительное знание тяжелой, порою чудовищной эротики его распаленных героев и героинь?

Создал ли он весь этот мир страстей и сладострастия, преступлений и возмездия, взлетов духа и беснования плоти только из наблюдений над другими или же из собственного опыта, - потому что в нем самом бушевали чувственные бури и его существование было полно телесных соблазнов и порывов? Кого и как любил он в молодости и в годы зрелости, и каким был он - Достоевский муж и любовник?

Рассказать об этом нелегко: и самая тема "опасна" (когда называешь вещи своими именами, слова становятся тяжелыми или грубыми), и трудно соблюсти меру, если речь идет о такой гениальной и больной индивидуальности как Достоевский: он сам ни в чем не знал пределов, и биографу постоянно приходится следовать за ним в душное подполье патологии. Многие черты его характера и события его жизни продолжают оставаться загадочными, необъяснимыми. О нем ходило множество легенд, сплетен и ужасных предположений, порою распространявшихся близкими ему людьми. Подлинную правду о его первом и втором браке или о связи с Сусловой знали только немногие друзья, а после его смерти - узкий круг специалистов и несколько представителей минувшего поколения: до широкой публики доходили одни глухие намеки.

Два обстоятельства чуть ли не полвека поддерживали это положение. Мы знаем интимнейшие подробности о жизни Толстого, - самого объективного, эпического русского писателя, и всё творчество его, от "Детства и отрочества" до "Воскресения" - одна огромная исповедь. А Достоевский, художник глубоко субъективный, превращавший свои романы в захлебывающийся патетический монолог, потаенные стороны своего существования отразил в них неполно, косвенно и неохотно, и не оставил почти никаких автобиографических произведений.

Он вообще был очень сдержан и немногословен, когда дело касалось его личных, особенно любовных чувств, и, за редкими исключениями, избегал признаний даже в письмах к любимым.

Кроме того, Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского, ревниво вытравляла при помощи густых полос чернил все те места в его переписке и заметках, которые казались ей нежелательными или чересчур откровенными.

Цензура ее одинаково распространялась на прошлое и настоящее: она, например, тщательно вычеркивала и всякое доброе упоминание о первой жене писателя, и его слишком пылкие уверения в любви, обращенные в старости к ней самой. Биографы последовали за ней по этому пути создания иконописного лика Достоевского и умышленно замалчивали всё, что могло бы его затемнить.

Только через сорок лет после смерти Достоевского началось опубликование неприкрашенных биографических материалов (часть их всё же не миновала контроля Анны Григорьевны). В 20-ых и 30-ых годах были выпущены три тома его писем (четвертый том, обещанный в 1934 г., так и не появился в свет в Советском Союзе - по причинам, понятным всякому, кто знаком с отношением коммунистической власти к автору "Бесов"); были также изданы варианты, планы и записи Достоевского к главным его произведениям, воспоминания и дневники близких ему женщин, свидетельства современников и ряд иных документов. Таким образом в распоряжении исследователя оказались данные, позволяющие судить о роли пола и любви в жизни Достоевского. То, что раскрывается в этой до сих пор запретной области, бросает яркий и порою странный свет на его личность и творчество.

Я не желал отягощать текста подстрочными примечаниями, но все имеющиеся в книге фактические описания, вплоть до мелочей, могут быть подтверждены цитатами из многочисленных источников, указанных в Библиографии. Конечно, многое в сердечных и физических привязанностях Достоевского либо совсем неизвестно, либо вызывает вопросы и сомнения. Кое о чем можно только догадываться, - и я считал себя вправе высказывать догадки и делать предположения: работа моя заключалась не только в том, чтобы представить факты и события, но и объяснить их в свете критического понимания. Я стремился быть не летописцем, а рассказчиком и толкователем. Естественно, что читатель может принять или отвергнуть эти толкования; ему следует, однако, помнить, что в угоду интерпретации нигде не была опущена ни одна деталь или принесена в жертву достоверность изложения. Некоторые страницы предлагаемой книги могут показаться неправдоподобными или маловероятными: вина за это лежит не на авторе, повсюду избегавшем преувеличений. Но ведь Достоевский был гораздо сложнее, чем любой из его героев: гениальный эпилептик, человек с "содранной кожей", прошедший через страшные испытания смерти, каторги, нужды и одиночества, патологический любовник и мятущийся искатель святости, он прожил неповторяемую, фантастическую жизнь. Что же удивительного, если и повесть о его любви и страстях полна неожиданностей и противоречий и порою напоминает жгучие и мучительные главы его романов?

Ранним утром 22 декабря 1849 года шестнадцатилетний лицеист барон Александр Врангель выглянул в окно и в сумрачном свете петербургской зимы увидел вереницу двуконных возков-карет. В таких возках обычно ездили воспитанницы Смольного Института благородных девиц или балетные ученицы Императорского Театрального Училища.

В то же время ему была присуща странная двойственность:

С одной стороны, он странно робел и смущался стоило зайти речи о женщинах. В основном он мечтал о женской любви, но как только встречал женщину вживую – вел себя эксцентрично, становился смешон и попытки общения заканчивались катастрофически.

Первое увлечение

Вскоре после этого были Петрашевичи, казнь и ссылка.

Первая жена Достоевского

Мария Исаева, стала первой влюбленностью Федора, который только-только отбыл каторгу и прибыл в Семипалатинск. Мария была женой Александра Исаева, неисправимого пьяницы, который мог напиваться до белой горячки. Неудовлетворенная замужеством, Мария нашла в Достоевском образованного собеседника, и постепенно они сблизились. Достоевский начинает проводить много времени у Исаевых.

К чести писателя стоит отметить, что он не пытался вступить с Марией в близость, пока она была замужем.
А дальше была разлука. Исаевы переехали в Кузнецк, на новое место службы. Это стало большим ударом для писателя, он плакал при расставании, и спасался только в переписке с нею.
Муж Марии умер в августе. Достоевский, собравшись с духом сделал ей предложение, но та не спешила с ответом. Низкий чин ссыльного, и небольшие доходы заставляли ее задуматься. Не последнее место в причинах ее сомнений отыграл и молодой учитель, который обучал ее сына, Павла.
После произведения Достоевского в офицеры (в 1856 году), Мария решается, и дает согласие выйти замуж за него. Вряд ли дело было в любви к нему, скорее в долгах, оставшихся от мужа, и необходимости содержать сына, учитель же, был еще более беден чем Федор.
Свадьба состоялась 6 февраля 1857 года. В первую же брачную ночь у писателя случился эпилептический припадок, чем он навсегда отвернул Марию от себя.

Они прожили вместе семь лет, но брак не был счастливым.

Болезненный роман

Трагичной стала запланированная поездка в Париж. Федор не смог поехать из-за проблем с журналом, и Полина поехала одна. Когда писатель все же приехал, девушка уже завела роман с новым любовником – испанским студентом.

Любовь Всей Жизни

Счастье к Достоевскому пришло из невзгоды. Будучи связан долговым поручительством, и не успевая закончить роман, который должен быть сдан в срок писатель нанимает стенографистку.
Ею была Анна Сниткина. С ее помощью роман сдан вовремя, и, казалось бы, время расстаться.
И тут Достоевский понимает что привязался к девушке. Помня издевательства Полины он боится рассказать ей об этом, и выдумывает историю. История о старом художнике, полюбившем молодую девушку. Он спросил у Анны – что бы она сделала на месте девушки. И будущая жена произнесла: Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь.

Свадьба произошла в феврале 1867.

  • Долги мужа,
  • Страсть к азартным играм
  • нелюбовь пасынка,
  • ревность Достоевского
  • эмиграция заграницу
  • смерть детей
  • и многое другое.

Читайте также: