Три кита кабалевский кратко

Обновлено: 04.07.2024

Прочитав название, вы сразу представили, что речь пойдёт о Кабалевском. И не ошиблись.Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17(30дек.)1904г. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929г.И в 1930г. по классу фортепиано А.Б.Гольденвейзера. С 1932г. и до конца жизни преподавал композицию в М.Г.К. им.П.И. Чайковского. Как много сделал он для музыкально - эстетического воспитания детей и юношества! Был главным редактором журнала "Советская музыка" (1940-1946). С 1952г.секретарь Союза композиторов. Выступал он как пианист и дирижёр.Писал Кабалевский оперы,балет, оперетты, песни. Даже сонеты Шекспира в переводе С.Я.Маршака для голоса и фортепиано (1955г.)Все знают его песню "Наш край" на слова Пришельца.В школьные годы пели её. В 1984г. Кабалевскому присуждена премия Ленинского комсомола за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества. 14 февраля 1987г. в возрасте 82 лет его не стало. Но ощущение такое, что композитор и сейчас с нами. Успевал он писать и книги:"Избранные статьи о музыке", "Про трёх китов и многое другое"(М.1970)

Хочется рассказать вам, как наша музыкальная школа работает по программе Д.Б.Кабалевского. Мне посчастливилось побывать на одном из концертов.
В настоящий праздник превратилось занятие музыкального лектория, посвященного 80-летию композитора. Участвовали в концерте учащиеся Подольской музыкальной школы и ребята хореографической студии "Фантазия", очень любимые всеми за их мастерство.14 декабря музыкальная школа встречала любителей музыки яркой афишей с портретом Кабалевского и его словами:"Одно из самых чудесных свойств музыки состоит в том, что,чем больше душевных сил мы ей отдаём,тем больше новых сил в ней черпаем".Нет в нашей стране человека, который не знал бы Дмитрия Борисовича Кабалевского. Это- композитор и педагог, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, действительный член АПН СССР.


Эмоционально,интересно,с большой любовью говорила ведущая Ида Германовна Усанова о его активной работе над новой школьной программой по музыке. Кабалевский умеет работать с детьми, вводить их в мир музыки, формировать гражданственность, человечность, высокий эстетический вкус с помощью музыкального воспитания. Он работает в пионерских лагерях "Артек", "Орлёнок", ведёт занятия в школе. (Вы поняли,что занятия проводились при жизни композитора.) Со всех концов страны дети пишут ему письма. Ответом на них стала книга "Про трёх китов и многое другое".

Рассказ Иды Германовны постепенно переходит в беседу с залом. Кабалевский говорит, что мало самому полюбить музыку, надо увлечь ею других. Учащиеся школы, следуя совету композитора, привели своих друзей и соседей, мам и пап, бабушек и дедушек.Зал очень тепло принимает всех "артистов." Юля Никулина учится только в первом классе,но уже сумела доставить зрителям удовольствие исполнением "Маленькой польки" Кабалевского. Чисто и ясно прозвучала песня "Наш край" в исполнении кларнетиста - второклассника Серёжи Немтинова.Сумела точно передать характе "Воинственного танца" Наташа Пахомова (4кл.) Заслуженными аплодисментами наградили Наташу Кулакову (7 кл.) за исполнение "Рондо" из оперы "Кола Брюньон".

. И вновь слово Иде Германовне.Она предлагает ответить на вопрос "При чём здесь "Три кита?"С помощью внутреннего слуха дети мысленно поют"Во поле берёза стояла", "Солнечному миру - да!" А.Пахмутовой. Вот он первый кит - песня!.

Вдруг сцена озарилась радужными огнями. Эффектно, с блеском и огоньком исполняют "Тарантеллу" участницы народной хореографической студии "Фантазия". И дети узнают, что второй кит, на котором держится музыкальное искусство, - танец.

А вот и третий "кит" - марш. Старшая группа ансамбля "Фантазия" чётко и энергично исполняет композицию "Парад на Красной площади"и "Праздничный марш - парад".Всем известна песня Шаинского "Чебурашка".И на эту музыку был исполнен танец. Солировала 12- летняя Маша Минакова. Интересно отметить, что Маша занимается в музыкальной школе по классу фортепиано, а в "Фантазии" обучается искусству танца. Оксана Куфтина превратилась в Маму - козу в сценке "Волк и семеро козлят". Танец очень забавен - от белоснежных козлят невозможно отвести взгляд.

Каждый исполнитель в память о празднике получил сувенир, зрители -ни с чем не сравнимое наслаждение от встречи с прекрасным. Интересной будет и следующая встреча - премьера оперы "Золушка".

Этот пересказ слишком подробный. Рекомендуемый объём для романов — до 10 тыс. знаков, включая пробелы. Для рассказов – ещё меньше. Вы можете помочь, убрав из текста незначительные детали.

Содержание

Пролог. Для кого и для чего написана эта книга [ ред. ]

Глава 1. Удручающая тишина пустого зала [ ред. ]

Композитор пишет музыку, инструменталист, вокалист или группа исполняет, но музыка существует не только для них. Есть ещё и слушатели — без них музыка не станет живым искусством.

Глава 2. Слушатель думает о футболе [ ред. ]

Когда слушатель шумит или думает о чём-то постороннем — это мешает другим слушать, а музыкантам исполнять.

Глава 3. В каждом часть Бетховена [ ред. ]

Если исполнитель перевоплощается в автора, ему проще выступать. Слушатель тоже лучше воспринимает музыку.

Часть 1. На чём держится музыка? [ ред. ]

Нотных примеров в книжке нет, так как не все учатся музыке. Но все перечисленные произведения легко найти на ютубе — это не раритет.

Глава 1. В мире игрушек [ ред. ]

Глава 2. От колыбельной песни до траурного марша [ ред. ]

Ребёнку поют колыбельную. Потом он сам учится петь, танцевать и ходить в строю. А марши бывают не только торжественными, но и траурными.

Глава 3. Музыка становится частью жизни [ ред. ]

Колыбельная, танцы на вечеринках, туристические песни и военные марши — это не искусство, пока с ними не выступают на сцене. Просто так удобнее и приятнее.

Глава 1. Юный музыконенавистник [ ред. ]

Один мальчик терпеть не может музыку. При этом он делает зарядку под баян, танцует и поёт не хуже других.

Глава 2. Нельзя любить то, чего не знаешь [ ред. ]

Часть 4. Мосты, по которым можно войти в мир музыки [ ред. ]

Глава 1. Как научиться читать, любить и понимать книги? [ ред. ]

Читать все учатся в детстве. В книгах пишут о разных странах и народах. Сначала это сказки, а потом классические произведения.

Глава 2. А теперь вопросительные знаки [ ред. ]

Современная молодёжь не знает ни одного композитора. Они ограничиваются только песнями, танцами и маршами. Это всё равно, что читать или смотреть фильм отрывками.

Часть 5. Куда поведёт нас песня? [ ред. ]

Глава 1. Сезам, откройся [ ред. ]

Сезам — это сказочное заклинание, которое открывает все двери. Так и песня открывает романсы, хоры, кантаты, оратории, оперы. Её можно как петь, так и играть на разных инструментах.

Глава 2. Живая вода [ ред. ]

Народное творчество — это источник вдохновения для разных композиторов. Каждый пишет в стиле той страны, в которой живёт.

Глава 3. Народ сочиняет музыку, а композиторы аранжируют [ ред. ]

Это не нужно понимать буквально. Композиторы не только вставляют народные мелодии в свои произведения, но и сами пишут в таком же стиле.

Глава 4. Посрамление царя Додона [ ред. ]

Глава 5. Теперь войдём в зал для камерной музыки [ ред. ]

Русскими мелодиями интересовался и Бетховен. Но у каждого народа музыка своя, поэтому, скажем, одни и те же русские песни в украинской или армянской обработке будут звучать по-разному.

Глава 6. Песни звучат даже там, где их нет [ ред. ]

Романс отличается от песни отсутствием куплетной формы. Кантата и оратория имеют сюжет, как опера.

А у Кабалевского и Белого есть прелюдии на темы народных песен. И всё это называется — песенность.

Часть 6. Куда поведёт нас танец? [ ред. ]

Глава 1. Танцующий скрипач [ ред. ]

Танец открывает симфонии, оперы и балеты. Танцы сочинялись вместе с песнями. Музыканты танцевали сами.

Глава 2. Урок в музыкальной школе [ ред. ]

Маленькие скрипачи и пианисты играют танцы разных времён и народов. Из этих танцев когда-то составлялись сюиты.

Глава 3. 300 вальсов [ ред. ]

Шуберт написал много песен, танцев, маршей. Он играл на вечеринках свою музыку, и все под неё танцевали.

А под музыку Шопена не танцуют — её просто слушают. Он писал фортепианные вальсы, полонезы и мазурки на польские темы.

Скрябин любил Шопена и тоже сочинял в этих жанрах.

Глава 4. Теперь уже не 300, а почти 500 [ ред. ]

Бах, Моцарт, Бетховен, Прокофьев, Шостакович, Чайковский, Григ, Рахманинов, Дворжак, Брамс и другие композиторы тоже писали танцы.

Глава 5. Танцы перестают быть просто танцами [ ред. ]

В симфониях Гайдна, Моцарта, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича встречаются оркестровые вальсы и менуэты.

Венгерские рапсодии Листа основаны на разных танцах.

А вальс-фантазия Глинки повествует о драматических событиях на балу. Раньше его использовали в постановке по Лермонтову. Потом Хачатурян написал свой вальс — специально для этой постановки.

Глава 6. Заглянем в музыкальный театр [ ред. ]

Но самый танцевальный спектакль — балет. Музыка без танца существует, а танец без музыки — вряд ли. Это не недостаток, а свойство.

Из отдельных танцев балет не получится, а танцевальность может выразить любой сюжет.

Часть 7. Куда поведёт нас марш? [ ред. ]

Глава 1. Турецкий барабан и погребальный колокол [ ред. ]

Турецкий марш, или, точнее, турецкое рондо — это часть фортепианной сонаты Моцарта. Рондо значит хоровод, круговой танец, повторение одной и той же мелодии. А соната похожа на симфонию, но не для оркестра, а для отдельных инструментов.

Из такой же сонаты взят и траурный марш Шопена, в котором он выразил трагедию Польши. Обычно фортепианные сонаты играют в небольших камерных залах, но после смерти Шопена этот марш начали играть на площадях духовые оркестры.

Глава 2. Опять в музыкальном театре [ ред. ]

Глава 3. А куда теперь? [ ред. ]

В опере, балете или оперетте все марши образуют маршевость.

Глава 1. Король маршей [ ред. ]

Глава 2. Чудо-танец [ ред. ]

Песни-танцы есть у разных народов — полька, гопак, фокстрот. Больше всего песен написано в ритме вальса. Это и народные песни, и романсы, и оперные арии.

Например, у Прокофьева есть вальс Наташи Ростовой, а у Гуно — вальс Ромео и Джульетты.

Глава 3. Сказка про храброго мальчика [ ред. ]

Глава 4. А теперь, наконец, и об опере [ ред. ]

В опере есть и песни, и танцы, и марши, и театр, и живопись.

Песенность — это лирика, танцевальность — это веселье, а маршевость — это мужество.

Катерина Измайлова у Шостаковича — жертва обстоятельств, она поёт грустные песни. Но есть в опере и сатира — слуги весело провожают хозяина, свёкор пляшет, а полицейские поют смешные куплеты.

Но песнями, танцами и маршами музыка не ограничивается, как дом состоит не только из фундамента.

Книга 2. Про многое другое [ ред. ]

Часть 1. Человек поющий и говорящий [ ред. ]

Глава 1. Казнить или помиловать? [ ред. ]

Глава 2. Идеал, к которому надо стремиться [ ред. ]

Интонация есть и в музыке. Обычно мелодию пишут так, чтобы ударения и паузы совпадали с текстом, иначе песня будет некрасивая.

Глава 3. Письмо Лизы и встреча с настоящим человеком [ ред. ]

В оперетте и говорят, и поют. Напевная речь называется речитативом. Опер без речитатива не бывает. А иногда говорить могут и в операх.

Глава 4. Первый поезд и болтунья [ ред. ]

Глава 5. Надгробное слово [ ред. ]

Берлиоз написал траурно-триумфальную симфонию для захоронения жертв революции. Первая часть — траурный марш, третья — гимн, то есть торжественная песня, а средняя — надгробное слово. С помощью интонации мелодия, исполняемая на духовом инструменте баритоне с оркестром, изображает человеческую речь.

Часть 2. А может ли музыка что-нибудь изображать? [ ред. ]

Глава 1. Летняя гроза [ ред. ]

Невылупившиеся птенцы у Мусоргского пищат, а волы тяжело шагают.

Но главное в музыке — не изобразить звуки природы, а показать отношение к ним человека.

Например, в пасторальной симфонии Бетховен выражает своё восхищение красотой природы.

Эта песня Книппера исполняется так. Сначала слышен тихий стук копыт, потом пение. С каждым куплетом песня становится громче, потом тише, пока опять не остаётся стук копыт — как будто мимо проехал конный отряд с песней.

Глава 3. Счастливый полёт [ ред. ]

Глава 4. Всё в движении [ ред. ]

Лучше всего музыка изображает движение.

Если из музыки убрать движение предмета, сам предмет тоже исчезнет. Но главное — не само движение, а кто или что движется: у Глинки поезд, у Книппера кони.

А художник не изображает движение, но картину можно воспринять как движущуюся — бурлаки Репина идут и тянут баржу, тачанки Грекова несутся по степи, девятый вал Айвазовского обрушивается на потерпевших.

А Мусоргский в своих картинках с выставки художника Гартмана изобразил бабу-ягу неестественными звуками.

Глава 6. Солнечный удар [ ред. ]

Часть 3. Увидеть музыку и услышать живопись [ ред. ]

Глава 1. Могучие трубачи [ ред. ]

Глава 2. Музыка бури [ ред. ]

Глава 3. Песни русской природы [ ред. ]

Музыку можно услышать и в пейзажах.

Так как песня раскрашена голосами хора, получается, что живопись и музыка связаны между собой.

Глава 4. Цветные звуки [ ред. ]

Цветных звуков не бывает, но Римский-Корсаков связывал тональности с определёнными цветами.

Музыка и живопись существуют самостоятельно, но в театре они сливаются в одно целое, настраивая слушателя, как радиоприёмник, на нужную волну.

Глава 5. Литовский Колумб [ ред. ]

Лысенко, Спендиаров, Гаджибеков, Палиашвили и другие композиторы разных народов обогатили музыку.

А Чюрлёнис был не только композитором, но ещё и художником. Поэтому его музыкальные произведения называются симфоническими картинами, а живописные циклы — сонатами. Каждая из частей цикла тоже имеет музыкальное название — прелюдия, фуга, аллегро, анданте, скерцо, финал. Ромен-Роллан назвал Чюрлёниса литовским Колумбом, приблизившим музыку к живописи.

Глава 6. Рассвет на Руси [ ред. ]

Только смотреть или только слушать фильм или спектакль неинтересно.

Глава 7. Поля, нарисованные музыкой [ ред. ]

В фантастической симфонии Берлиоза изображён шабаш (50+) ведьм. Но есть там и сцена в полях с перекличкой пастухов, играющих на рожке и свирели.

Это значит, что живопись можно услышать, а музыку увидеть.

Часть 4. А могут ли музыка и литература жить друг без друга? [ ред. ]

Глава 1. Что важнее в песне, музыка или слова? [ ред. ]

Музыка связана с литературой. В песне мелодия без текста непонятна, а текст без мелодии неинтересен. Поэтому вряд ли они существуют порознь.

Глава 2. Когда песенные стихи живут без музыки? [ ред. ]

Рылеев написал думу о Ермаке. После его смерти она стала народной песней. Таких песен известных поэтов и неизвестных композиторов много — как русских, так и украинских.

Иногда народ меняет и слова в песнях, чтобы были понятнее.

Глава 3. Новая жизнь песенной мелодии [ ред. ]

Тексты этих песен можно прочитать или напечатать отдельно, как стихи. Мелодии обычно не поют, а играют на разных инструментах, добавляя вариации на темы других песен и собственную музыку.

Глава 4. Массовая песня [ ред. ]

Народные песни сначала были крестьянскими, потом рабочими. Они призывали к борьбе, и помещики их боялись. А песни помещиков были сложные и непонятные для народа.

В наше время песни стали массовыми, то есть их понимают все. Тексты этих песен не могут быть отдельными стихами, так как они написаны вместе с музыкой.

Музыка — это крылья песни. Как без крыльев нельзя летать, так и стихи без музыки песней не станут. Если крылья слабые, они не выдержат сильных стихов. А наоборот, хоть редко, но бывает.

Глава 6. Что было бы с музыкой без литературы? [ ред. ]

Не было бы песен, романсов, вокальных ансамблей, хоров, кантат, ораторий, оперетт, мелодрам, опер, балетов и программных симфонических произведений, имеющих сюжет.

Глава 7. Что было бы с литературой без музыки? [ ред. ]

Не было бы стихов. Произведения Пушкина не стали бы операми, балетами и романсами, а некоторых писателей вообще никто бы не знал. Кроме того, драматургия в театре и кино была бы неинтересной.

Глава 8. Родные сёстры [ ред. ]

Так литература и музыка друг друга обогащают.

Часть 5. Надо ли что-нибудь представлять при слушании музыки? [ ред. ]

Глава 2. Буря и покой [ ред. ]

У каждого весёлая музыка своя, а грустная своя. Но никто не слышит в весёлой грустную, а в грустной весёлую. То же с бурей и покоем.

Иногда композиторы в операх используют контрасты — например, Кармен у Бизе и Джильда у Верди погибают под весёлую музыку.

Глава 3. Чувства и мысли [ ред. ]

Глава 4. Героическая симфония [ ред. ]

Музыка Бетховена основана на французской революции и глухоте, поэтому она одновременно мужественная и трагическая.

Глава 5. Два острова [ ред. ]

Глава 6. Ромео и Джульетта [ ред. ]

Глава 7. Лунная соната [ ред. ]

Пейзажи и портреты понять нетрудно. А чтобы понять более сложные картины, надо знать историю.

Глава 8. Хорошо и плохо [ ред. ]

Патетическую ораторию Свиридова понимают все, кто читал Маяковского. А фортепианный концерт Щедрина — для одних просто бодрая музыка, для других картина молодёжной вечеринки.

Представлять себе что-нибудь при слушании музыки хорошо, не представлять тоже хорошо. Плохо только не слушать музыку вообще.

Часть 6. Музыка лёгкая и серьёзная [ ред. ]

Глава 1. Две ошибки [ ред. ]

Серьёзная музыка изображает работу, семью, дружбу, любовь, борьбу. Лёгкая — отдых, шутки, сказки. Кино, эстрада, походы, оперетта, джаз требуют современных песен и танцев, а не оперных и балетных.

Антон Иванович любит старинную музыку и пренебрегает современной. А его дочь Сима поёт в оперетте своего жениха. Антон Иванович видит сон, что оживший портрет Баха любит именно оперетты, а не псалмы и хоралы. После этого он соглашается с Симой, а её жених начинает писать оратории.

Глава 3. Кофейная (50+) кантата [ ред. ]

В фильме показано, что лёгкая и серьёзная музыка не противоречат друг другу, а идут параллельно, противопоставляя себя грубым экспериментам бездарностей.

Бах не сказал Антону Ивановичу, что написал кофейную (50+) кантату, похожую на оперетту. Сюжет примерно такой же, как и в фильме, но вместо лёгкой музыки отец и дочь спорят насчёт кофе (50+).

Глава 4. Делу время, потехе час [ ред. ]

Серьёзная и лёгкая музыка связаны, как радость и горе. Например, у Чайковского печальное итальянское каприччио говорит о том, что он недавно похоронил отца.

Те, кто знает серьёзную музыку, разбираются в лёгкой, но не всегда наоборот. Модные песни-однодневки, которые быстро забываются, похожи на курицу, а те, которые до сих пор не устарели — на орла.

Ни серьёзная, ни лёгкая музыка не должна быть второсортной. Так что и делу время, и потехе час.

Эпилог. Счастливого плавания! [ ред. ]

Если мальчик, который терпеть не может музыку, не будет ничего знать о писателях, художниках и композиторах, они не станут менее знаменитыми, а он много потеряет. Но вряд ли такое с ним произойдёт после того, как он прочитает эту книжку.





ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ (Краткая биография композитора)


На вопрос: Что такое счастье? — он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.

Дмитрий Кабалевский — один из наиболее деятельных и разносторонних представителей советской музыки. Композиторское творчество он успешно сочетает с педагогической, музыкально-критической и общественной деятельностью. Музыка Кабалевского пронизана живым дыханием современности. Его герои — советский народ, молодежь. Разные стороны советской действительности нашли свое выражение в музыке композитора. Ей свойственны мягкий лиризм и суровый драматизм, тонкий юмор и героическая патетика.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге 30 декабря (нов.ст.) 1904 года и умер 14 февраля 1987 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Работу над новыми произведениями Кабалевский сочетает с деятельностью педагога-просветителя. Будучи действительным членом Академии педагогических наук, он начинает преподавать музыку в одной из общеобразовательных школ Москвы. В результате возникает новая программа по музыке, которая широко распространяется в школах РСФСР. В 1983 году по инициативе и под редакцией Кабалевского начал выходить журнал “Музыка в школе”.

Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры. Его заслуги были по достоинству оценены государством.

Убеждение в необходимости всеобщего музыкального образования Кабалевский подкрепляет и печатным словом. Назовем лишь некоторые из его литературных работ: “Про трех китов и про многое другое”, “Прекрасное пробуждает доброе”, “Как рассказывать детям о музыке?”, “Воспитание ума и сердца”, “Музыка и музыкальное воспитание”, “Ровесник”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чернова Людмила Николаевна

Новые явления в музыкальном воспитании в общеобразовательной школе.

Взгляды Кабалевского на музыку и музыкальное воспитание раскрывает суть разработанной им новой программы. (слайд №3) В музыке он ценит прежде всего классику, но и высоко оценивает современную музыку. Кабалевский одобряет джаз и хорошую легкую музыку. Резко критикует авангардистскую музыку, формальные эксперименты и поп-музыку. По его мнению, хороший вкус должен воспитываться в детях с раннего возраста.

Задача новой программы - воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. Самая главная проблема - как заинтересовать и увлечь школьников музыкой как живым искусством. В методических разработках прошлых лет слишком большая роль отводилась традиционным общедидактическим принципам. Кабалевский в своей методике исходит из природы самой музыке и присущих ей закономерностей. Музыка – важная часть в жизни в целом и в идеале - каждого отдельного человеке.

Все три кита с давних пор проникли в нашу жизнь даже в виде разных игрушек: музыкальных шкатулок, играющих мелодичные песенки, солдатиков и зверюшек — марширующих, играющих на трубах, на барабанах, бьющих в тарелки, танцующих кукол. Появился на свет маленький человек, и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные напевы. Незаметно одна за другой войдут в его жизнь разные песенки. Сперва простенькие, вроде знаменитого серенького козлика, который жил-был у бабушки, а потом и посложней. Песенки веселые и грустные, бодрые и задумчивые, серьезные и смешные. Песни о дружбе, о любви, о Родине, о всей земле, обо всем, что мы видим вокруг себя, обо всем, о чем думаем, о чем мечтаем. И уже навсегда человек сохраняет свою привязанность к песне, не может обходиться без нее ни в радости, ни в горе. (слайд №6)

Песня, танец и марш так глубоко вторгаются в нашу жизнь, так тесно с ней сливаются, что зачастую они кажутся нам уже и не искусством, а просто частицами нашей жизни, такими же обычными и естественными, как и всё, из чего вообще состоит наша жизнь.

Кабалевкий ставит на первое место слушание музыки. (слайд №11) На деле между слушательской и исполнительский деятельностью жесткой грани нет, поскольку первая нередко является подготовкой ко второй. Например, за прослушиванием части из Концерта №3 Рахманинова следует исполнение главной темы на имеющихся в классе инструментах.

Музыка (слайд№13) — искусство звуков, и поэтому она может воспроизвести если и не все, то, во всяком случае, очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас жизни, в природе. При этом главным в музыке всегда остается человек — его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Сильнее всего музыка способна выразить движение человеческих чувств и мыслей, особенно движения души и сердца человека. Здесь с музыкой, пожалуй, не сравнится ни одно другое искусство… Композитор в одном и том же сочинении может воплотить самые, казалось бы, невероятные переходы — от слез к смеху, от гнева к радости, от полнейшего покоя к энергичной деятельности… Музыку можно увидеть!

Таким образом, собственное восприятие музыки зависит зачастую не только от музыки, но и от нас самих. Не только от того, что мы слушаем, но и от того, как мы слушаем. Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть, гнев и нежность. Но эти чувства одинаково доступны и понятны всем людям. Чувства эти, воплощенные в музыке, и лежат в основе того общечеловеческого музыкального языка, который, не нуждаясь ни в каких переводах, понятен людям всех национальностей, людям, живущим в любой точке земного шара. А так как чувства человека неразрывно связаны с его мыслями, то музыка оказывается способной передавать людям и вызывать в них не только чувства, но и мысли.

Проработав не один год по программе Д.Б. Кабалевского, убедилась в том, как много может дать музыка обыкновенному ребенку.

Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания – М.: Просвещение, 1990.-207 с.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192 с.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989.-191 с.

Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - Пермское книжное издательство. 1974.-с10.

Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-8 классы. –М.: Просвещение, 2006г.

Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. – М., 1997.

1 Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - Пермское книжное издательство. 1974

2 Кабалевский Д.О творческой свободе учителя. Ответы на три вопроса// Музыка в школе. – 1984. - №4 .

3 Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-8 классы. Просвещение., 2006г.

4 Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - Пермское книжное издательство.1974

Жанр (франц.) – тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, который имеет свои отличительные черты, своё содержание, форму и название.


Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан.



Песня

отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .
В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Читайте также: