Третье место ольденбург кратко

Обновлено: 02.07.2024

Путешествуя, можно заметить, что у больших городов с древней историей есть одна интересная общая черта. В них есть особые места для неформальных встреч и общения, которые жизненно важны для их процветания и развития. Эти места становятся единым целым с городом и неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. Таким образом, Париж и есть его шумные кафе на тротуарах, Рим – многочисленные форумы. Образ города, его душа обитает там, где собираются люди. Ирландия знаменита своими пабами, Германия – баварскими пивными садами. Все эти места являются связующими между человеком и обществом, это и есть третьи места.

Доступное для всех и в любое время пространство, по своему комфорту похожее на дом, является одновременно основой сообщества и его лучшим результатом. Там нет ни гостей, ни хозяев, это нейтральная территория. Третье место дает возможность реализовать одну из базовых потребностей для человека – потребность в общении. Неформальное, простое общение в доброжелательной и дружелюбной атмосфере, которое предлагает третье место, важно для жизни сообщества. Третьи места часто являются площадкой для первого знакомства людей.

Поэтому мы, как проектная и ландшафтная фирма, видим своей задачей продвигать концепцию третьих мест среди российских девелоперов. Создание комфортных и безопасных общественных пространств для общения, которые побуждали бы человека прервать бесконечную гонку, переключиться с виртуального на реальный мир, насладиться природой и живым общением, – неотъемлемая часть современного городского благоустройства.

В наших проектах всегда предусмотрены общественные пространства, которые будут отвечать критериям третьих мест. Успешный проект, который будет нравиться людям, не может обойтись без места для общения.

Часто бывает так, что при разработке проекта жилья все силы архитекторов и застройщиков брошены на проектирование самого жилья (квартиры и их планировки), а внешнее пространство (дворы, скверы) остается на потом. Меж тем, общественные пространства важны не меньше, они – главный элемент, определяющий образ застройки в сознании людей даже больше, чем дизайн фасадов. Общественные места в городском планировании должны занимать центральное место, а не довольствоваться остатками от него, втискиваясь между новым торговым комплексом и фитнес-клубом.


Неформальное общение вне дома и работы – один из простейших средств снятия стресса. Он эффективно работает в других культурах, и не смотря на темп жизни большого города нам нужно внедрять его в повседневную жизнь горожан.

Известно, что человек, лишенный контактов с другими людьми, плохо себя чувствует не только морально, но и физически. Одиночество может вызывать подавленное состояние или даже депрессию. Ведь естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится личностью только в общении. Для человека важны эмоциональный контакт, возможность быть замеченным и обрести признание. В процессе общения возникает эмоциональный обмен людей. Когда у людей есть возможность обмениваться знаниями и умениями, когда у них есть место для общения, происходит развитие не только конкретного человека, но всего сообщества.

При этом не всегда необходим прямой контакт друг с другом, в больших оживленных группах людей происходит необходимый эмоциональный обмен даже при пассивном наблюдении социальных процессов. За это отвечают зеркальные нейроны. В момент восприятия чужих переживаний в нашем мозге начинают активироваться определенные области, которые помогают нам понимать эмоциональное состояние других людей. Человек испытывает эмоции, полученные от окружающих его людей, и эмоции группы людей синхронизируются и усиливаются. Такой процесс называется эмоциональным заражением. Мы невольно копируем других людей, например, если кто-то улыбается, человек улыбается в ответ. И эта улыбка помогает чувствовать себя счастливее, даже если она вызвана невольным подражанием, так мы можем менять наши собственные эмоциональные переживания.

Таким образом, можно говорить о сплочающей функции третьих мест, которая особенно заметна в случае кафе как места встречи, разговоров и дебатов, а также площади, месте политических собраний, митингов и демонстраций.

С другой стороны, кафе соединяют общественное и индивидуальное, так как там можно обсуждать публичные и частные дела, и они доступны всем. Кафе могут служить центрами обучения политике, местом, где активисты из местного сообщества улучшают свои навыки публичных выступлений. С эпохи Просвещения кафе считались местом социализации, свободным от ограничений рабочего места или домашних проблем.

Третьи места как точки сбора и общения людей важны для продолжения рода и передачи опыта предшествующих поколений.

Выполняя свою главную функцию, третьи места становятся площадкой для знакомств молодых людей, которые в итоге могут образовать семьи. Зрелые люди здесь воспитывают детей и учат их навыкам социального взаимодействия, пожилые – передают новым поколениям духовные и нравственные традиции, опыт активного участия в жизни своей социальной среды. Во всех уголках мира беседа на нейтральной и уравнивающей территории третьих мест является основополагающей и постоянной деятельностью. Оживленный и увлекательный разговор как нельзя лучше, определяет третье место. Радость общения сохраняется и поддерживается с помощью увлекательной беседы, приносящей удовольствие.

Идея третьего места принадлежит американскому социологу Рэю Ольденбургу.

Первым местом он называет дом, где человек живет. Второе место — рабочее, где люди на самом деле проводят большую часть своего времени. А третье — место притяжения людей, которое способствует их творческому взаимодействию. Как превратить в такое пространство офис — читайте в нашей в статье.

В начале 2020 года компания Aero переехала и новым домом агентства стало двухэтажное здание в тихом московском дворе на Достоевской. Здесь есть большая терраса, внутренний дворик с кленами и даже голубятня.

В Aero работает более 130 человек: в Москве, Ярославле и на удаленке из разных концов мира. Новый московский офис хотелось сделать таким, куда хотелось бы приходить, чтобы приятно провести время, пообщаться с разными людьми или, наоборот, помолчать в приятной атмосфере.

Наш офис больше похож на культурное пространство, чем на место, куда ходят работать. Каждый из нас может прекрасно делать это на удаленке, но мы все равно приходим сюда, потому что нам важно видеть друг друга, быть в контакте. Это место для общения, обмена идеями, вдохновения. Мы постарались создать его таким, чтобы оно отражало наше внутреннее состояние.

По концепции Ольденбурга, третье место отвечает нескольким основным характеристикам:

1. Нейтральное пространство

2. Уравнивающее пространство

Для посетителей третьего места социальный или экономический статус не имеет значения, здесь ценятся личностные качества. Пятничными вечерами во дворе зажигаются гирлянды, из офисных столов собирается барная стойка, готовятся коктейли и барбекю. Из колонок доносится музыка, и бывает, что на звук приходят жители соседних домов, чтобы потусоваться вместе с нами. И мы всегда рады гостям, ведь это полностью соответствует ощущению места, куда хочется приходить. На вечеринки стараются собираться сотрудники из всех городов. Каждый может пригласить друзей, партнеров и клиентов. Кроме того, часто приходят бывшие сотрудники.

3. Место для разговоров

Основная цель посетителей третьих мест — удовлетворить потребность в общении. Офис спроектирован таким образом, что он трансформируется под разные задачи, будь то формальная встреча, общение один-на-один, коворкинг, конференция или вечеринка. Есть библиотека, рабочие пространства и подиум для выступлений. Синие фирменные бочки подарил давний клиент Volvo. Много зелени: раз в две недели приходит флорист, который ухаживает за растениями. А еще по подиуму можно выйти на террасу, причем через окно. Раньше это была неприметная крыша, покрытая толем. Во время ремонта здесь построили целую веранду, сделали деревянный пол, поставили горшки с туями, вывели розетки. Каждую весну мы с нетерпением ждем теплой погоды, чтобы переместиться на террасу и работать на свежем воздухе.

Столы в офисе появились благодаря проекту OpenDesk: на этой платформе дизайнеры делятся идеями мебели, которую легко выточить в любой точке мира, и выкладывают чертежи на GitHub.

Мы выбрали подходящие чертежи, нашли плотников, они вырезали из фанеры элементы, а мы потом сами их собрали.

Журнальные столы Владимир сделал сам. Все они промаркированы координатами места, где росло дерево, и датой, когда оно было спилено. Так обыкновенный спил превращается в вещь с историей.

4. Атмосфера уюта

Раньше в здании офиса была типография проектного института и ее превращение в яркий офис IT-компании потребовало от собственников и архитектора полной отдачи.

Мы хотели повторить атмосферу калифорнийских офисов и гаражей, где создавались проекты, ставшие империями. Это нельзя прочитать в цвете стен или на плакате. Создание атмосферы происходит не только благодаря архитектуре, но и за счет деталей, объектов с историей, арт-объектов, которые нравится рассматривать и фотографировать.

Случайно увидев объявление о том, что завод химреактивов выбросил тысячи стеклянных трубочек, основатели агентства Виктор Матыцин и Владимир Синельников забрали их, а Екатерина Турбина — архитектор проекта — собрала из них инсталляцию, закрывающую стену у лестницы.

В офисе собрана целая коллекция самолетиков из авиамодельного кружка восьмидесятых, их купили на Avito. А стулья на входе в офис привезли из давно закрытого советского Дома культуры. Такие артефакты придают пространству особую атмосферу.

5. Позитивный настрой

Известно, что как встретишь год, так его и проведешь. Ремонт нового офиса планировалось закончить как раз к Новому году, но что-то пошло не так, и корпоратив решили провести прямо посреди ремонта: на входе выдавали каски, с потолка свисали голые лампочки, на полу и стенах — бетон. Это была одна из самых запоминающихся вечеринок в компании. Праздники (зачастую без повода) в нашем офисе - частое явление и да, приметы работают.

Поиграть в дартс, пинг-понг, петанк и даже покидать мяч в баскетбольное кольцо — наши способы размяться между рабочими встречами. А в HR-отделе есть ивент-менеджер, которая занимается внутренними мероприятиями, мотивирующими чаще приходить в офис. Делиться знаниями — важная часть нашей корпоративной культуры и каждую неделю кто-то из команды проводит воркшопы или читает лекции для всех желающих. Также мы приглашаем внешних спикеров — например, недавно проходил мастер-класс по искусству публичных выступлений от куратора спикеров TEDx.

А на случай дождливых вечеров у нас есть винный холодильник и проектор. Вместе мы варим глинтвейн и смотрим хорошие фильмы.

6. Здесь можно встретить новых друзей

Обстановка, окружающая посетителей третьего места, не должна затмевать их личности. Благодаря тому, что здесь отсутствуют пафос и претенциозность, люди не начинают себя контролировать, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. По атмосфере и степени психологического комфорта третье место похоже на первое — дом. Здесь собирается близкое по духу окружение.

Наша задача — создать для команды комфортные условия, чтобы помочь каждому раскрыть свои потенциал и найти баланс между рабочей и личной жизнью. Живое общение объединяет, появляются новые связи. Ребята могут пообедать, поиграть в теннис — и заодно обсудить вечерний поход в бар или на каток. Вряд ли до такого можно договориться в рабочем чате.

А у вас есть свое третье место?

Пф, в совке третье место придумали писят лет назад! Гараж называется))

Вот, вот! Причем в гараже можно и прибухнуть. И рок группу организовать. Или стартап, как сейчас это стало модно

А в некоторых можно шашлыки пожарить, в бане попариться и перекантоваться когда жена выгнала)

Опять отдыхающие ребята. А работать когда?)

Если от алкоголика прятать выпивку — он будет её искать и когда-то найдет. Если человека, который не может нормально работать посадить в пустую комнату с потолком "армстронг" — он найдёт на компьютере пасьянс.
Мы не берём на работу алкоголиков и лентяев, поэтому у нас есть винный шкаф и теннисный стол, потому что так приятнее жить.
Вопросы про "когда работать" можно больше не задавать, спасибо :)

Ну на самом деле я не просто так спрашиваю. Просто все красиво - модно, но 99% времени сотрудники этим просто не пользуются, а сидят в каком-нибудь "опен спейсе" и там кранчат.

На том же Хабре постоянно выкладывают фотографии своих офисов компании, но они почему то скрывают рабочие места (странно), хотя за рабочими местами сотрудники проводят большую часть времени.

Вот такой был посыл.

У нас зонированный по командам опенспейс. Но статья как раз про то, что офис, как сущность, сейчас проживает этап переосмысления. Мы используем его, как место встречи. Многие любят работать удаленно(например, я), благодаря этому в офисе спокойнее и те, кто работает там сидят в тишине.
В плане оборудования рабочих мест у нас нет каких-то сверхгениальных достижений, но кажется все в порядке — мы не покупаем дорогущей мебели, но находим хорошую за адекватный прайс. Каждый сотрудник может попросить себе лампу, цветок, альтернативную кофеварку или доп.оборудование(тачпад, планшет, монитор и тд). А кто-то ходит со своим ноутом. Мы не корпорация и стараемся находить к ребятам индивидуальный подход, исходя из своих возможностей :) отдел hr регулярно проводит опросы, исходя из которых определяется приоритет улучшений.
Ну и ещё это статья про то, что для того, чтобы сделать классный офис иногда не нужны миллиарды. По московским меркам, наше обустройство дешевле какого-нибудь офисного центра, но по ощущениям гораздо душевнее.

Какая к черту душевность? Это всё фальш. Фоточки винного бара, но у нас не пьют. То же и стол для пинг понга - играют в него только лентяи. Итого: вам офис нужен как инстасамке спорт зал - для красивых фоточек. И при чем тут третье место и очередной душный офис - не понятно

Павел, у вас желчь расплескалась. Попробуйте пинг-понг в обеденные перерывы — это успокаивает ;)


Оглавление

  • Предисловие
  • Предисловие ко второму изданию
  • Введение
  • Благодарности
  • Часть I

Джордж Дейн: О да, именно!

Последующая учеба на социологическом факультете помогла мне понять, что когда достойные граждане сообщества находят места, чтобы проводить там друг с другом целые часы без конкретной или очевидной цели, то в этом общении есть своя цель. Более того, наиболее важные задачи или функции, которые выполняют неформальные общественные места встреч, не могут выполнять никакие другие институции. Во всех великих культурах кипела неформальная общественная жизнь, и в них обязательно развивались собственные версии мест, где эта жизнь происходила.

Осознавать важность наличия неформальной общественной жизни в нашем обществе — значит проявлять заботу о его будущем. Сейчас (и это продолжается уже какое-то время) направление городского роста и развития в Соединенных Штатах враждебно по отношению к неформальной общественной жизни; сегодня нам не удается создать достаточное количество подходящих мест для встреч, которые необходимы для неформальной общественной жизни. Соответственно, наша низовая демократия слабее, чем в прошлом, а наши индивидуальные жизни не настолько богаты. Поэтому я всегда с настойчивостью пишу или высказываюсь на эту тему.

Я начал проявлять активный профессиональный интерес к данной теме около десяти лет назад. Впервые я озвучил свою позицию на региональном съезде социологов в 1977 г. В 1980 г. мы с коллегой написали статью в популяризаторском духе, которая впоследствии была перепечатана как минимум в девяти других периодических изданиях и книгах. В 1983 г. мы опубликовали более длинную и академическую версию этой статьи в профессиональном журнале. Аудитория приняла ее благосклонно, но у нас осталось некоторое замешательство от того, что пришлось сжать все до объема, который позволял формат статьи. Прошедшие с тех пор шесть лет я бился над трактатом длиной в книгу, которого эта тема, несомненно, заслуживает. После серии неудавшихся попыток начать писать стало ясно, что я не удовлетворюсь тем, чтобы писать только для других социологов, и не желаю предъявлять читателю одно лишь описание, из которого часто состоят хорошие социологические работы.

Я отверг позу и язык научного доклада и собираюсь в равной степени и поддерживать, и анализировать третьи места общества. Подобно судебному поверенному, я защищаю достойнейшего клиента, который может столкнуться с забвением, и буду выполнять свою задачу с использованием того языка, который смогут понять присяжные. Присяжные — выходцы из среднего класса, образованные и обладающие выбором, где и как им жить. Они способны выносить суждения относительно вопроса, здесь перед ними изложенного, и действовать согласно этим суждениям. Подобно хитрому адвокату, я постарался выстроить свое повествование и иллюстрации так, чтобы задеть струну отзывчивости в этих присяжных.

Основная масса социологических работ на тему неформальных общественных мест для встреч состоит из этнографических описаний, которые еще предстоит объединить в более абстрактных и аналитических работах, посвященных месту и общественным функциям этих центров неформальной общественной жизни общества. Социологи могут спросить себя, почему так мало было сделано в этой области со времен короткого эссе Георга Зиммеля об общении, написанного более полувека назад.

Наконец, я хотел бы обратить внимание коллег на кажущиеся захватывающими возможности кросс-культурных исследований качества неформальной общественной жизни. Самые полезные и подходящие данные всегда находятся в сфере публичного пользования, а приглашение к зарубежным путешествиям не нуждается в долгом поощрении. Послужит ли данная книга путеводителем для подобных работ или просто вдохновит их, не имеет значения. Важно, чтобы такие исследования в принципе проводились, хотя бы для того, чтобы помочь нашей стране восстановить вид человеческого общения, необходимый для любой демократии.

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена

Предисловие 9
Предисловие ко второму изданию 14
Введение 34
Благодарности 38
ЧАСТЬ I
ГЛАВА 1. Проблема места в Америке 41
ГЛАВА 2. Характер третьих мест 62
ГЛАВА 3. Личные выгоды 92
ГЛАВА 4. Большее благо 123
ЧАСТЬ II
ГЛАВА 5. Немецко-американские пивные сады 151
ГЛАВА 6. Мейн-стрит 173
ГЛАВА 7. Английский паб 197
ГЛАВА 8. Французское кафе 228
ГЛАВА 9. Американская таверна 254
ГЛАВА 10. Классические кофейни 279
ЧАСТЬ III
ГЛАВА 11. Враждебная среда обитания 304
ГЛАВА 12. Пол и третье место 343
ГЛАВА 13. Изоляция молодежи 384
ГЛАВА 14. К лучшим временам. и местам 414
Примечания 432
Библиография 447

прим. 1: англ. версия, к сож., не оригинальное издание, а самопал
прим. 2: но есть любопытная диссертация: Oldenburg’s Great Good Places Online. Assessing the Potential for Social Network Sites to Serve as Third Places (прим. 3: не читал, но в конце есть анкета для соц.сетей)

Читайте также: