Трансцендентальный идеализм канта кратко

Обновлено: 03.07.2024

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (transzendentaler Idealismus) — философское учение И. Канта, гносеологически обосновывающее его систему метафизики, которую он противопоставлял всем иным метафизическим системам (см. Трансцендентальное). По Канту, “трансцендентальная философия должна сначала решить вопрос о возможности метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать” (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Соч. в 6т., т. 4, ч. l. M., 1965, с. 54). Однако наряду с этим определением трансцендентального идеализма как введения в метафизику, ее пропедевтики, Кант характеризует его также в “Критике чистого разума” как составную часть своей метафизической системы, которая “состоит из трансцендентальной философии и физиологии разума” (Соч. в 6 т., т. 3, M., 1964, с. 688). Выражением “физиология разума” Кант обозначает метафизику природы и метафизику нравов, поскольку обе эти части его философии исходят из априорных основоположений рассудка и разума. Основные положения трансцендентального идеализма изложены Кантом в “Критике чистого разума”, в которой утверждается: “Все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т. е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом” (Соч., т. 3, с. 450—451). Понятие трансцендентального играет определяющую роль в построении системы Канта. В учении о познании он излагает трансцендентальное учение о чувственности как источнике знания, трансцендентальное учение о рассудочном познании, формирующем как априорное, так и опытное знание; трансцендентальное учение о разуме, являющемся источником основных идей кантовской метафизики, которую он называет трансцендентальной метафизикой. Учение об априорно-трансцендентальном познании предполагает, согласно Кашу, отличную от обычной, формальной логики трансцендентальную логику, которая отвлекается “не от всякого содержания познания”, а исследует априорное содержание в наших знаниях, исключая “все знания с эмпирическим содержанием” (там же, с. 157). Поскольку априорными суждениями являются, по Канту, лишь суждения, которым присущи строгая необходимость и всеобщность, трансцендентальная логика предвосхищает диалектическую логику Гегеля.

Одной из основных проблем трансцендентальной логики является проблема применения априорных категорий к чувственным данным, т. е. формирование опытного знания. Это применение становится возможным, поскольку допускается “посредствующее представление”, т. е. нечто среднее между априорными понятиями и эмпирическими созерцаниями. Таким посредствующим представлением является время, т. к. оно, с одной стороны, чувственно, а с другой — априорно. Понятие времени включается Кантом в определение категорий. Этот процесс именуется трансцендентальным схематизмом. Одним из важнейших условий познавательного процесса является тождество сознания познающего субъекта. Условием эмпирического тождества сознания, т. е. самосознания, является, согласно Канту, априорное тождество самосознания, которое Кант называет трансцендентальным единствам апперцепции. Учение Канта о разуме как источнике метафизических идей именуется трансцендентальной диалектикой, характеризуемой как логика заблуждений, в которые неизбежно впадает разум, поскольку он в силу своей природы стремится придать своим априорным идеям объективное содержание, т. е. доказать существование того, что мыслится в этих идеях. Такими идеями чистого, т. е. независимого от чувственности, разума являются: идея бессмертия, идея мира как целого, идея свободы как действия, предшествующего причинному ряду, идея Бога. Трансцендентальное применение психологической, космологической и теологической идей состоит в том, что они синтезируют все многообразие знания, доставляемого рассудком. Что касается трансцендентальной идеи свободы, то она образуе г основу нравственности, т. е. в отличие от других идей разума подтверждается самим фактом существования нравственности, которая была бы невозможна без свободы воли. Трансцендентальные идеи чистого разума никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т. к. трансцендентная реальность принципиально непознаваема. Однако эти идеи образуют основы веры чистого разума, религиозной веры, источником которой является чистое нравственное сознание.

Трансцендентальный идеализм Канта получает дальнейшее развитие в “Критике практического разума” и “Критике способности суждений”. Он составляет, т. о., основу не только кантовской метафизики природы, но и его метафизики нравов. Непосредственный продолжатель учения Канта — Фихте, характеризуя свою систему, утверждает: “Наукоучение есть трансцендентальный идеализм” (Соч., т. 1. СПб., 1993, с. 501). Шеллинг, стремясь кразвитию идей Канта и Фихте, провозглашает: “Трансцендентальная философия берется объяснить, как возможно знание вообще, исходя из того, что субъективный момент в последнем принимается в качестве руководящего или первичного” (Система трансцендентального идеализма, 1800, рус. пер. 1936. Л., 1936, с. 19). Идеи трансцендентального идеализма получают свое развитие и в философии 20 в. См. лит. к ст. Кант.

Опираясь на разъяснения Канта относительно понятия “трансцендентальное”, Гуссерль придал ему более широкий и радикальный смысл. В книге “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология” он писал: “Слово “трансцендентальная философия” со времен Канта получило распространение как всеобщее обозначение для универсального философствования, которое ориентируется на кантовский его тип. Я сам употребляю слово “трансцендентальный” как обозначение оригинального мотива, который через Декарта придал смысл всем философиям Нового времени и во всех них, так сказать, возвращается к самому себе, стремясь обрести чистую форму [своих] задач и [своего] систематического воздействия. Этот мотив — возврат к вопросу о последнем источнике всех познавательных образований, осмысление познающим самого себя и своей познающей жизни, в которой все имеющие для него значимость научные формообразования проявляются какцелеполагающие, сохраняются как унаследованные, как такие, которые поступили, или поступят в будущем, в свободное распоряжение [всех]” (Husseriiana, Bd. VI. Den Haag, 1956, S. 100). “Источник” трансцендентализма, по словам Гуссерля, — это “Я-сам (Ich-Selbst) с моей совокупной действительной или возможной познавательной жизнью, включая мою конкретную жизнь вообще”. Гуссерль признает, что это “всеобщее понятие трансцендентального” нельзя получить на пути “документального” изложения историко-философского материала, что оно получено им из “углубления в понятие, унаследованное единой историчностью совокупного философского развития Нового времени” (ibid., S. 101). “Вычитываемый” Гуссерлем в истории новоевропейской философии от Декарта до Канта “радикальный трансцендентальный субъективизм” (ibid.) и можно считать содержательным синонимом более позднего понятия “трансцендентализм”, наиболее последовательной реализацией которого Гуссерль считает свою философию. Немало представителей феноменологии поддержало эту тенденцию, другие же, принимая в принципе кантовский или гуссерлевский априоризм, отвергли его крайние предпосылки и выводы. M Шелер призывал к тому, чтобы феноменологический априоризм очищал себя от связей “со всякого рода идеализмом, субъективизмом, учением о спонтанности, трансцендентализмом, т. н. “коперниканской точкой зрения” Канта, рационализмом и формализмом. ” (Избр. произв. М-, 1994, с. 203; см. также с. 229).Согласно Шелеру, Я “ни в каком возможном смысле не является условием предмета. Напротив, оно само есть предмет среди предметов; и его тождественность существует лишь постольку, поскольку тождество есть сущностный признак предмета” (SchelerM. Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik. Bern, 1966, S. 375).

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Трансцендентальный идеализм (нем. transzendentale Idealism) — в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом. Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм.
Трансцендентальный реализм - в философии Канта установка, отождествляющая явления с вещами так, как они существуют сами по себе.

По русски говоря, номиналисты еще загонялись вопросом, а соответствуют ли имена вещей их сущности (мы говорим, что яблоко красное, а откуда мы знаем, что оно на самом деле красное, может у нас цвета преломлены) ? А Кант первый посмотрел на процесс познания с точки зрения не особенностей объекта, а особенностей познающего субъекта. Скажем, у вас зрение -10, а у меня +10 и мы смотрим на предмет и не можем прийти к согласию насчет его сущности, вот такие косяки Кант и решил исследовать, т. е. вопросы познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле его философия трансцендентальна.
Априорная форма внешнего чувства - это пространство.
Априорная форма внутреннего чувства - это время.
Рассудок выполняет функцию анализа чувственного материала и сводит его к понятию.
Успехов вам, Анюта! Я отстрелялась с философией на пятерку)

С защитой апологета трансцендентального реализма в бихевиористской плоскости априорных форм познания сущности диалектического материализма эмпирически могу утверждать что первое исходит из второго.

6. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. М., 1964.

7. Ойзерман Т. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое обоснование // Вопросы философии. 1992, № 11.

11. Таранов В. Философия изнутри. М., 1996. Т.2.

12. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Раздел VI.

13. Фейербах Л. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1955.

15. Фихте И.Г. Сочинения. В 2-х т. М., 1995.

16. Хеллер А. Иммануил Кант приглашает на обед // Вопросы философии. 1992, № 11.

17. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

18. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1987.

Немецкая классическая философия – это период в развитии немецкой философской мысли, ведущее направление европейской философии с середины XVIII до середины XIX в., представленное учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Наибольшее влияние на этих философов оказали труды немецких просветителей – Г. Лейбница, Х. Вольфа, И. Гердера и др.

Приверженность мыслителей классической немецкой философии ряду принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном и едином философском образовании. К числу наиболее характерных черт относятся:

- сохранение общезначимости просветительских ценностей прогресса, разума, свободы;

- высокая степень дифференциации и отбора категориально-понятийного аппарата. Философия становится специальной дисциплиной, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности;

- соединение идеализма и диалектики. Впервые в истории философской мысли создается целостная диалектическая концепция развития. Все существующее представляется ей в виде системы на основе идеального первоначала, которое развивается поступательно, согласно диалектическим законам;

- наличие общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики. Обосновываются исторические закономерности, принципы свободы и гуманизма. Смысл прогресса, общечеловеческого поступательного движения, видится в расширении сознания свободы (Гегель). Провозглашается гуманистический идеал: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Кант);

- человек понимается как культурно-историческое существо, т.е. создающее себя в обществе и истории. Утверждается достоинство личности. Главными созидательными силами человека признаются разум, нравственность и труд;

- разрабатывается идея исторических форм духовной деятельности человека – религии, нравственности, искусства, науки, права и философии;

В целом, немецкая классическая философия антропологична. Это философия деятельности, центральное место в ней занимает активный субъект познания, преобразования и творения мира – человек.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – основоположник немецкой классической философии. Перед Кантом стояла интеллектуальная задача, представлявшаяся во второй половине ХVIII в. совершенно невыполнимой. Ему предстояло примирить притязания классической науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлением философии о том, что опыт не способен стать основанием для подобного знания (скептицизм Беркли, Юма). Так кто же был прав – Юм или Ньютон? Кант должен был так решить эту задачу, чтобы ее решение удовлетворило как требования Юма, так и Ньютона, т.е. скептицизм и науку.




1. Кант призывает выяснить, что разум может и чего не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.

Т.о., помимо разума и чувств Кант соединил ранее разделенные скептицизм и научное знание. Получилось, что правы и агностики, и ученые, верящие в истинность своих результатов. Только результаты науки могут претендовать не на абсолютную, а на интерсубъективную (общечеловеческую) истину, что оказывается достаточным для практической деятельности людей.

Кант занимался также решением нравственных вопросов. Задача Канта была понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога. Для ответа на вопрос философ обращается к сфере человеческой свободы. Ярчайшим проявлением свободы он считает способность человека добровольно и осознанно подчиняться принуждению морального закона, а значит самостоятельно следовать долгу. Моральный закон – это категорический императив, который носит абсолютный и всеобщий характер. Он непосредственно обращен к действующему человеку и заключается в трех положениях: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в поступках надо исходить из того, что человек является высшей ценностью, а не средством; 3) все поступки должны вести к общему благу. Бог, считает Кант, есть для того человека, кто в него верит. И эта вера - моральный закон. Т.о., у Канта нравственное слито с божественным.

Характерные черты немецкой классической философии

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Диалектический идеализм Г. Гегеля

Объективный идеализм Ф. Шеллинга

Субъективный идеализм И. Фихте

Трансцендентальная философия И. Канта

Характерные черты немецкой классической философии

Рекомендуемая литература:

6. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. М., 1964.

7. Ойзерман Т. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое обоснование // Вопросы философии. 1992, № 11.

11. Таранов В. Философия изнутри. М., 1996. Т.2.

12. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Раздел VI.

13. Фейербах Л. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1955.

15. Фихте И.Г. Сочинения. В 2-х т. М., 1995.

16. Хеллер А. Иммануил Кант приглашает на обед // Вопросы философии. 1992, № 11.

17. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

18. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1987.

Немецкая классическая философия – это период в развитии немецкой философской мысли, ведущее направление европейской философии с середины XVIII до середины XIX в., представленное учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Наибольшее влияние на этих философов оказали труды немецких просветителей – Г. Лейбница, Х. Вольфа, И. Гердера и др.

Приверженность мыслителей классической немецкой философии ряду принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном и едином философском образовании. К числу наиболее характерных черт относятся:

- сохранение общезначимости просветительских ценностей прогресса, разума, свободы;

- высокая степень дифференциации и отбора категориально-понятийного аппарата. Философия становится специальной дисциплиной, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности;

- соединение идеализма и диалектики. Впервые в истории философской мысли создается целостная диалектическая концепция развития. Все существующее представляется ей в виде системы на основе идеального первоначала, которое развивается поступательно, согласно диалектическим законам;

- наличие общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики. Обосновываются исторические закономерности, принципы свободы и гуманизма. Смысл прогресса, общечеловеческого поступательного движения, видится в расширении сознания свободы (Гегель). Провозглашается гуманистический идеал: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Кант);

- человек понимается как культурно-историческое существо, т.е. создающее себя в обществе и истории. Утверждается достоинство личности. Главными созидательными силами человека признаются разум, нравственность и труд;

- разрабатывается идея исторических форм духовной деятельности человека – религии, нравственности, искусства, науки, права и философии;

В целом, немецкая классическая философия антропологична. Это философия деятельности, центральное место в ней занимает активный субъект познания, преобразования и творения мира – человек.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – основоположник немецкой классической философии. Перед Кантом стояла интеллектуальная задача, представлявшаяся во второй половине ХVIII в. совершенно невыполнимой. Ему предстояло примирить притязания классической науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлением философии о том, что опыт не способен стать основанием для подобного знания (скептицизм Беркли, Юма). Так кто же был прав – Юм или Ньютон? Кант должен был так решить эту задачу, чтобы ее решение удовлетворило как требования Юма, так и Ньютона, т.е. скептицизм и науку.

1. Кант призывает выяснить, что разум может и чего не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.

Т.о., помимо разума и чувств Кант соединил ранее разделенные скептицизм и научное знание. Получилось, что правы и агностики, и ученые, верящие в истинность своих результатов. Только результаты науки могут претендовать не на абсолютную, а на интерсубъективную (общечеловеческую) истину, что оказывается достаточным для практической деятельности людей.

Кант занимался также решением нравственных вопросов. Задача Канта была понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога. Для ответа на вопрос философ обращается к сфере человеческой свободы. Ярчайшим проявлением свободы он считает способность человека добровольно и осознанно подчиняться принуждению морального закона, а значит самостоятельно следовать долгу. Моральный закон – это категорический императив, который носит абсолютный и всеобщий характер. Он непосредственно обращен к действующему человеку и заключается в трех положениях: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в поступках надо исходить из того, что человек является высшей ценностью, а не средством; 3) все поступки должны вести к общему благу. Бог, считает Кант, есть для того человека, кто в него верит. И эта вера - моральный закон. Т.о., у Канта нравственное слито с божественным.

В общем же и целом, выход из гносеологического тупика, предложенный Кантом, помимо содержащихся в нем противоречий, чрезвычайно сложен. В этом отношении интуитивизм выгодно отличается от кантианства своей сравнительной простотой.

Учение Канта о боге

Учение Канта о боге Кант никогда не отрицал, что бог нужен ему из моральных соображений. Мещанин не может иметь цельного мирочувствования без бога, ибо он индивидуалист: существо, оторванное от вида и космоса, он может быть лишь искусственно пришит к ним голубыми нитками

Н. Г. Дебольский . Трансцендентальный реализм Гартмана

Н. Г. Дебольский. Трансцендентальный реализм Гартмана Несколько десятков лет тому назад двадцатисемилетний молодой человек, отставной артиллерийский офицер, совершенно чуждый всяких связей и с литературным, и с ученым миром, выпустил в свет философское сочинение,

Раздел VI. Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики

Раздел VI. Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики В трансцендентальной эстетике мы в достаточной степени доказали, что все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного для нас опыта суть не что иное,

Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики

Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики В трансцендентальной эстетике мы в достаточной степени доказали, что все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как

«ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ"

«ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ" «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ" - самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества: тема "Т.Э." нашла отражение в работах Делеза "Давид Юм: его жизнь, его сочинения,

Введение. Трансцендентальный метод

Телеология Канта как учение о культуре

Телеология Канта как учение о культуре Попытки построить науку о культуре длятся без малого двести лет (если отсчитывать от Вико). Представляется, что ретроспективный взгляд на историю этих попыток дает определенные основания считать главным ее событием немецкую

§ 7. Реальность познания. Трансцендентальный вопрос

§ 7. Реальность познания. Трансцендентальный вопрос Существует лишь один путь, чтобы упрочить себе положение по отношению к таким последним вопросам, разрешение которых превышает силы даже научного познания, – это именно путь понимания и прояснения самим познанием

Антиномии чистого разума раздел шестой Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики

Антиномии чистого разума раздел шестой Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики В трансцендентальной эстетике мы в достаточной степени доказали, что все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного

Трансцендентальный (Transcendantal)

Трансцендентальный (Transcendantal) Отнюдь не синоним трансцендентному.Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть

Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики

Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики В трансцендентальной эстетике мы в достаточной степени доказали, что все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как

Читайте также: