Трансакции в общении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

Человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа — установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

Пояснить это можно так:

А. У каждого человека были родители, и каждый независимо oт возраста хранит в себе набор состояний-Я, повторяющих состояния-Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.

В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

б) в критике и поучениях;

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни-Пух, который придумывает, как ему достать мед.




Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого состояния является парадоксальное разрешение не готовиться к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, человек не лицемерит в этом разрешении.

Именно с адаптированным внутренним ребенком наиболее часто и ведется работа, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.

Трансакциейназывается единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).

На рис. 2 (а, б, в) изображены примеры диаграмм дополнительных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

Сын. Я тупица!

Отец. Ты не тупица.

Сын Нет, я такой.

Отец. Ты не такой. Помнишь, каким ты был находчивым в летнем лагере? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын. Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец. Он говорил мне об этом.

Сын. Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупицей?

Отец. Он просто подшучивал над тобой.

Сын. Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец. Ты только должен больше стараться.

Сын. Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец. Ты способный, я уверен в этом.

Сын. Нет, я знаю, что я тупица.

Отец (громко). Ты не тупица!

Сын. Нет, я именно такой.

Трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

Человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа — установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

Пояснить это можно так:

А. У каждого человека были родители, и каждый независимо oт возраста хранит в себе набор состояний-Я, повторяющих состояния-Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.

В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

б) в критике и поучениях;

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни-Пух, который придумывает, как ему достать мед.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого состояния является парадоксальное разрешение не готовиться к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, человек не лицемерит в этом разрешении.

Именно с адаптированным внутренним ребенком наиболее часто и ведется работа, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.

Трансакциейназывается единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).

На рис. 2 (а, б, в) изображены примеры диаграмм дополнительных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

Сын. Я тупица!

Отец. Ты не тупица.

Сын Нет, я такой.

Отец. Ты не такой. Помнишь, каким ты был находчивым в летнем лагере? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын. Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец. Он говорил мне об этом.

Сын. Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупицей?

Отец. Он просто подшучивал над тобой.

Сын. Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец. Ты только должен больше стараться.

Сын. Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец. Ты способный, я уверен в этом.

Сын. Нет, я знаю, что я тупица.

Отец (громко). Ты не тупица!

Сын. Нет, я именно такой.

Транзактный анализ объясняет это нашим преобладающим Эго-состоянием и преобладающим Эго-состоянием другого человека. Вербальные и невербальные взаимодействия двух людей называются транзакциями.

Сначала это сделать довольно сложно, ведь состояния меняются очень быстро, но при определенной тренировке это возможно.

Напомню, что у каждого из нас есть три Эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребенок.

Параллельные транзакции считаются самыми эффективными, потому что в них взаимодействуют либо два взрослых, либо два ребенка, либо два родителя. Собеседники в одинаковом Эго-состоянии, поэтому их общение можно назвать конструктивным.

А вы часто находитесь в перекрестных транзакциях?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Трансакции в психологии — что это такое? Все люди, даже самые молодые, обладают всеми тремя состояниями эго – родитель, взрослый и ребенок. Но когда мы наблюдаем человека, мы не видим его в целом, мы можем видеть только состояние его эго, в котором он находится в данный момент. По его словам или жестам можно будет узнать, в каком он состоянии. Люди могут быстро переходить из одного состояния в другое.

Трансакции - виды в психологии

Все три аспекта личности имеют высокую ценность для выживания. Все они имеют право на равное уважение и законное место в полноценной и продуктивной жизни.

Существуют различные виды трансакций.

Трансакционный анализ изучает обмен трансакциями между двумя людьми. С одной стороны, есть стимул, а с другой — реакция. Обычно он имеет тенденцию развиваться по цепочке, так что ответ, в свою очередь, является стимулом для ответа другого.

Каждая трансакция происходит из определенного состояния личности.

Трансакции. Понятие и суть

Каждый демонстрирует свою личность через три состояния эго. Состояние Самости: последовательный, наблюдаемый и повторяющийся ряд моделей поведения, поз, мнений и чувств. Понятие психологической трансакции анализируются через состояния эго, отличные от тех, которые предлагал Фрейд.

  • Родитель(Р): вы говорите и думаете, используя шаблоны, полученные от авторитетного человека в детстве. Это копия детства.
  • Взрослый(В): более рациональное и реалистичное состояние.
  • Ребенок(Д): это наиболее импульсивное и спонтанное состояние.

В то время как структурный и функциональный анализ относятся к индивидуальной психологии, первый занимается изучением структуры личности человека, а второй — тем, как эта структура работает. Анализ трансакций — это социальная психология, которая занимается отношениями между разными людьми и тем, что происходит между ними.

Когда два человека сталкиваются друг с другом, в отношения могут быть вовлечены их эго-состояния. Если мы хорошо знаем людей, то мы сможем отличить, в каком состоянии они дают свой ответ. То что происходит, мы можем изобразить это стрелками, которые идут от эго-состояния человека, который излучает, к тому, кто получает, и последующей реакции этого человека. Следовательно, между ними будет стимул и ответ на то, что мы называем трансакцией. Следовательно, трансакция — это каждое из взаимоотношений между двумя людьми, минимальная единица социальных отношений.

Трансакции определяются как обмен стимулами и реакциями между определенными состояниями эго разных людей. Трансакция, состоящая из одного стимула и одного ответа, вербального или невербального, является единицей социального действия.

Трансакции

История открытия и изучения

Это результат внешних воздействий на личность. Человек в основном воспроизводит поведение и критерии своих родителей в первые годы своей жизни, когда все они были сильны.

Когда человек находится в своем эго — Взрослого, то он воспринимает информацию, изучает, размышляет, работает или информирует других.

Это часть личности, сформированная на основе собственного опыта. Кроме того, он, как и компьютер, объективно обрабатывает получаемую информацию, рассчитывая свои шансы на достоверность на основе своего предыдущего опыта.

Наконец, когда человек находится в своем эго Ребенка, то он смеется и плачет, когда он счастлив или грустит. Есть два способа реагировать: как ребенок-конформист, покорно принимающий норму, или как ребенок-бунтарь, отвергающий ее.

Это та часть личности, которая строится в первую очередь на ощущениях и чувствах. Это проявляется в тех же выражениях, что и в возрасте трех, пяти или семи лет. Можно сказать, что это действует спонтанно.

Теории

Эрик Берн разработал теории сценариев:

Трансакции - виды в психологии
Трансакции - виды в психологии
Трансакции - виды в психологии

Только простых трансакций насчитывается 81!

Последние подразделяются на:

  • угловая: два одновременных стимула и один ответ;
  • двойная: два стимула и два одновременных ответа.

Параллельные

Трансакции - виды в психологии

Параллельные или дополнительные трансакции являются основой правильного общения.

Это те, на которые люди реагируют так, как ожидалось. Это означает, что когда я обращаюсь к чьему-либо детскому самосостоянию из моего родительского самосостояния, я ожидаю, что они ответят от своего ребенка.

Босс: Вы все еще не предоставили мне отчет, который я просил. С вами всегда одно и то же.

Сотрудник: Это не моя вина.

Босс: Вы никогда не виноваты. Так чья вина на этот раз?

Сотрудник: Не знаю. Но бухгалтерия не предоставила мне свои годовые сводки.

Босс: Почему вы не сообщили мне об этом раньше?

Сотрудник: Каждый раз, когда я приходил к вашему кабинету, вы были заняты, и я не хотел вас беспокоить.

Босс: То, что моя дверь закрыта, не означает, что вы не можете войти …

И так до тех пор, пока:

  • кто-то разрывает круг с другим состоянием эго;
  • начальник не почувствует, что он уже все выяснил;
  • одна или обе стороны получили необходимое внимание.

Пересекающиеся

Трансакции - виды в психологии

Перекрестные трансакции, как правило? конфликтные.

Это операции, при которых ответ исходит из эго-состояния, которое не является тем, которое эмитент ожидает. Из-за этого перекрестные трансакции часто прерывают связь раньше, чем параллельные трансакции.

Босс: Вы все еще не предоставили мне отчет, который я просил. С вами всегда одно и то же.

Сотрудник: Вы всегда и во всем почему-то обвиняете меня. Если бы вы относились к бухгалтерии так же критично, как и ко мне, то, возможно, у меня были бы данные, которые я просил, чтобы закончить отчет.

Босс: Вы все еще не предоставили мне отчет, который я просил. С вами всегда одно и то же.

Сотрудник: Да, я понимаю проблему и буду признателен за вашу помощь в получении последних данных, которые мне нужны, от бухгалтерии.

Различные ответы сотрудников в каждом из трех приведенных выше примеров приводят к разным сценариям. Мы можем видеть реакцию Ребенка в первом примере, и легко понять, почему они имеют тенденцию увековечивать бесполезный диалог.

Во втором примере и руководитель, и сотрудник ведут себя исходя из своего критического Родительского состояния. И снова бесполезно.

Мы чувствуем, что ситуация регулируется и предлагается решение проблемы только тогда, когда сотрудник дает ответ из эго-состояния Взрослого.

Конечно, это то, что в первую очередь сделал бы хороший руководитель.

Скрытые

Трансакции - виды в психологии

Рассмотрим на примере мужа и жены, которые вместе уже много лет. Некоторое время муж расстраивался из-за того, что его жена иногда может забывать или терять вещи. Накануне вечером жена использовала машину и оставила ключи на кухонном столе вместо того, чтобы вернуть их на столик у входной двери, где они должны лежать.

Муж: ​​Ты видела ключи от машины?

Муж: ​​У тебя были ключи в прошлый раз, а они не там, где должны быть!

Этот комментарий будет более убедительным, если мы знаем, что между мужем и женой существует проблема, тогда можно с уверенностью предположить, что это обвинение (со стороны критически отрицательного Родителя) в адрес жены в ненадежности с ключами от машины.

То, как женщина реагирует, зависит от ее душевного состояния, ее осведомленности о происходящем и ее готовности играть в Игру.
Вот некоторые из вариантов:

  • Жена-Родитель: Да, они там, где я их вчера вечером оставила. Я сказал тебе, где они были, когда прибыла ночью, но ты меня никогда не слушаешь.
  • Жена-Ребенок: Ты оставишь меня в покое? Знаешь же, что я не специально это делала!
  • Жена-Взрослый:Ой, ну ты же знаешь, какая я. Я оставила их на кухонном столе.

Угловые скрытые

Трансакции - виды в психологии

Угловая последующая скрытая трансакция — это те, в чей стимул и/или ответ одновременно вмешивается более одного эго-состояния.

Как определить свое состояние?

Для определения своего эго-состояния используют трансакционный анализ. Это психологическая теория, основанная на знании и анализе состояний эго, трансакций, психологических игр и жизненных сценариев.

Его основная цель состоит в том, чтобы люди достигли своей автономии, что означает управление собой, принятие ответственности за свои собственные мысли, чувства и действия, а также избавление от неприменимых и неподходящих моделей жизни здесь и сейчас.

Цель трансакционного анализа — автономность, которая определяется:

  • Сознание или способность отличать реальность от внутренней фантазии, спроецированной на то, что со мной происходит или что происходит.
  • Спонтанность или способность выражать собственные мысли, чувства и потребности и действовать соответственно, живя для себя.
  • Близость или способность открываться другому, быть искренними с другим во взаимности.

Все это нам позволит понять, как мы вступаем в отношения с другими. Почувствовать и осознать, что происходит в нас, и, следовательно, то, что нам нужно, чего мы хотим и каковы наши цели. Действовать и проявлять инициативу, чтобы инициировать личные изменения.

Анализ трансакций

Коммуникация между людьми представляет собой набор трансакций. Трансакция – это единица вербального и невербального общения.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные - единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Скрытые трансакции

Характеризуются участием более чем двух эго- состояний, при этом одно из них скрыто. Это характерно для ситуаций, когда поведение человека не соответствует тому, что от него ожидает другой коммуникации. Например, когда преподаватель начинает проявлять себя в эго- состоянии Ребёнка, при этом на внешнем уровне коммуникация строится с позиции Родителя. В данном случае мы видим эго- состояние Родителя на уровне социальной коммуникации и эго- состояние Ребёнка в психологическом пласте общения. В такой ситуации результат взаимодействия определяется именно состоянием, которое задаёт психологическая составляющая коммуникации.

Э. Бёрн при изучении трансакций сделал следующие выводы:

  • Если общение обусловлено комплементарной трансакцией, то конфликт между участниками коммуникации исключён.
  • При перекрёстной трансакции начинается позиционная борьба.

Формы общения

Э. Бёрн рассматривает следующие формы общения: игра, развлечение, деятельность, ритуал, близость, уход в себя. Игра совокупность скрытых трансакций, ведущих к конфликту. При данной форме общения один из субъектов всегда проигрывает, так как нет равноправия интересов, взаимодополняемости.

Группы игр

Развлечение

Деятельность (Процедура)

Это форма общения, при которой коммуникация выстраивается исходя из модели Взрослый- Взрослый. Например, рабочий процесс или учёба. Как правило, люди, которые постоянно общающиеся друг с другом используют деятельность как способ уйти от конфликта. Например, если в семейных отношениях назревает конфликт, то партнёры с головой уходят в работу, в таких случаях возможен невроз выходного дня.

Ритуал

Форма общения, связанная установками общества и общими морально- ценностными концепциями социальной среды, в которой находится человек. Ритуал представляет собой модель Родитель- Родитель. Такое общение не ведёт к созданию конфликта. Ритуалы делятся на формальные и неформальные. Трансактный анализ помогает не воспринимать близко к сердцу действия и слова, произведенные во время ритуала, так как это своего рода свидетельства прошлого.

Близость

Уход в себя

Погружение человека в свой внутренний мир. Такая модель общения характерна для людей, получивших какие- либо эмоциональные травмы в процессе коммуникации с другими людьми, выражается в форме внутреннего диалога. Уход в себя носит функцию успокоения и очищения от лишних эмоций. Однако если уход в себя затянется надолго, то это может перерасти в психоз навязчивых состояний.

Литература:

Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: