Трактат о достоинстве и превосходстве человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кн. III. . Итак, с самого начала бог, по-видимому, посчитал это столь достойное и выдающееся свое творение [человека] настолько ценным, что сделал человека прекраснейшим, благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим и, наконец, могущественнейшим.

. По-видимому, мир и его красоты, изначально созданные богом и предназначенные для пользования людей и принятые затем самими людьми с благодарностью, были сделаны [людьми] гораздо более прекрасными и превосходными и притом отделанными с гораздо большим вкусом.

Таким образом, мы можем сказать, что действовать и познавать и составляет по праву собственный долг человека. И раз этот дар познавать и действовать выделен, как известно, всемогущим богом человеку, то человек, без сомнения, считается лучшего качества и свойства, так как исполнение его долга соединяет его с ангелами и с самим богом; иначе, т. е. без действия и познания, человек, на наш взгляд, совсем не мог бы жить в : мире, созданном ради него. Никакое другое животное, за исключением человека, не может быть по своей природе причастным к действию и познанию. Человек, словно некий смертный бог, рожден, по словам Аристотеля, для двух вещей, для познания и действия, как лошадь для бега, бык для пахоты, собака для выслеживания.

Кн. IV. . В нашей обычной и повседневной жизни мы владеем большими видами наслаждений, чем мучений. Ибо нет ни одного деяния человека, если тщательно и внимательно рассмотреть его природу – и это достойно удивления,– из которого человек не извлекал бы в высшей степени наслаждения; ведь от каждого из внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – он получает всегда такие большие и сильные наслаждения, что, по-видимому, некоторые являются иногда излишними и ненужными.

(Практикум по истории Средних веков
для студентов-заочников исторических факультетов. С. 77 – 78.)

Кн. III. . Итак, с самого начала бог, по-видимому, посчитал это столь достойное и выдающееся свое творение [человека] настолько ценным, что сделал человека прекраснейшим, благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим и, наконец, могущественнейшим.

. По-видимому, мир и его красоты, изначально созданные богом и предназначенные для пользования людей и принятые затем самими людьми с благодарностью, были сделаны [людьми] гораздо более прекрасными и превосходными и притом отделанными с гораздо большим вкусом.

Таким образом, мы можем сказать, что действовать и познавать и составляет по праву собственный долг человека. И раз этот дар познавать и действовать выделен, как известно, всемогущим богом человеку, то человек, без сомнения, считается лучшего качества и свойства, так как исполнение его долга соединяет его с ангелами и с самим богом; иначе, т. е. без действия и познания, человек, на наш взгляд, совсем не мог бы жить в : мире, созданном ради него. Никакое другое животное, за исключением человека, не может быть по своей природе причастным к действию и познанию. Человек, словно некий смертный бог, рожден, по словам Аристотеля, для двух вещей, для познания и действия, как лошадь для бега, бык для пахоты, собака для выслеживания.

Кн. IV. . В нашей обычной и повседневной жизни мы владеем большими видами наслаждений, чем мучений. Ибо нет ни одного деяния человека, если тщательно и внимательно рассмотреть его природу – и это достойно удивления,– из которого человек не извлекал бы в высшей степени наслаждения; ведь от каждого из внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – он получает всегда такие большие и сильные наслаждения, что, по-видимому, некоторые являются иногда излишними и ненужными.

(Практикум по истории Средних веков
для студентов-заочников исторических факультетов. С. 77 – 78.)

рассуждений — отношение человека к окружающему его

Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и последовательно гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — ученого большой эрудиции и таланта, блестящего знатока древних языков (латинского, греческого, халдейского и еврейского). Пико делла Мирандола вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, как страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетом, будь то христианский теолог или античный философ.

' См. также: Н. В. P e в я к и н а. Учение о человеке итальянского гуманиста Джанноццо Манетти. — В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, стр. 245—275.

1 Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.—В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. I. М., 1962, стр. 507..

Микелоццо. Библиотека Саа Марко. Флоренция


Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть

'Джованпи Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 507.

3 Джованни Пико делла Мирандола.Речь о достоинстве человека, стр. 508.


Медаль в честь 500-летиясо дня рождения Джованни Пико делла Мирандола. 1963. Мирандола

В теории свободного выбора рационалистическое решение вопроса о соотношении человеческой воли и божественной — когда первая, хотя и ставится в определенную зависимость от второй, но не подавляется ею и, более того, сохраняет всю свою силу, разумеется, в рамках естественной необходимости, — очевидно расходится с христианской догмой.

'G. Pico délia Mirandola. De horninis dignitate— Heptaplus—De Ente et Uno, a cura di E. Garin. Firenze, 1942, p. 110, 8·

Этика — подготовительная ступень; она смиряет страсти и создает условия для спокойной деятельности разума, учит познавать добро и зло, побуждает следовать по пути добра. Вторая ступень—натурфилософия, открывающая человеческому разуму тайны природы, сущ-

' См.: Л. М. Б p а г и н а. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола. стр. 133.

•G. Pico délia Mirandola. De hominis dignitate. p. 122.

2 ДжoвaнниПико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека, стр.514.

8 См.: Е. О а г i n. La cultura filosofica. p. 248.


лучшую частьсвоего естества, благодаря которой он может познатьсебя и окружающий мир. Главная же роль в этом процессе,по убеждению Пико, принадлежит философии.

Мысль Пико о важной роли философии тем более значительна, что занятие наукой он понимает как творческое освоение всего духовного наследия человечества, как свободное, не скованное авторитетами, исследование законов природы и человеческого бытия, как безграничность самого познания. Все творчество философа-гуманиста доказывает право человека на свободомыслие, на смелый научный поиск. Развитие творческих способностей — такова для Пико высшая добродетель; философия —путь добродетели, ведущий человека к счастью.


Итак, основу достоинства человека Пико видит в способности его разума к творчеству в процессе познания законов природы, в чем и состоит главный смысл человече. ского бытия. Однако монополию обладания высшей истиной Пико сохраняет за теологией—высшее наслаждение он понимает как божественное откровение. Но определяя нравственный путь человека через познание, философию, Пико пытается гуманистически решить проблему соотношения веры и разума — истины теологии, полагает он, открыты лишь разуму, подготовленному и обогащенному философией. Таким образом, сама теология оказывается в его понимании вершиной человеческого знания.

Утверждение высокого достоинства человека иего

творческих возможностей, права на свободомыслие, при.

знание необходимости духовного развития каждого человека, наконец, подчеркивание доминирующей роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико о достоинстве человека одной из вершин в развитии ренессансного мировоззрения. С этой вершины открывался широкий горизонт научного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов в концу XV в.

В творчестве самого философа его учение о достоинстве человека послужило основанием для борьбы с астрологическими представлениями. Человек, вознесенный своей природой выше всех прочих существ и являющийся подлинным центром Вселенной, не подвержен влиянию ни материальных, ни духовных субстанций. Звезды и планеты не могут определять судьбу людей, доказательство тому—сама человеческая культура, созданная гением мыслителей, художников, государственных деятелей. Феномен разума сильнее небесных феноменов, поэтому нельзя первый выводить из последних.

Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художникатитана Микеланджело.

Манетти интересует иное — высокие возможности человека, он выступает против аскетизма как нравственного идеала в земной жизни, против недооценки выдающихся свершений человека в области материальной и духовной культуры.

В конце XV в. увлекавшая многих гуманистов тема достоинства человека получила новое осмысление в творчестве молодого талантливого и оригинального философа, графа Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Широко образованный (он учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, Парижа), Пико в 80-е годы оказался во Флоренции, где завязалась его тесная дружба с Фичино, Полициано, Лоренцо Медичи.

Изучая философские идеи широчайшего круга авторов — языческих, христианских, арабских и иудейских, осваивая представления мыслителей от античности до современной схоластики и гуманистов, Пико стремился к созданию собственной системы взглядов, синтезирующей совокупный философский опыт человечества.

Огромна ответственность человека в данной ему Богом свободе определения своего места в мироздании. Путь к исполнению высокого божественного предназначения — постижения мироздания — лежит в познании, в обогащении разума науками, не только моральной философией, но и философией природы.

Лишь обладая этими знаниями, разум окажется, по Пико, способным постичь в полной мере и глубине истину божественною откровения. В учении Пико о достоинстве человека четкий акцент сделан на свободе человека в самоформировании и познании. В последнем он впервые выделил изучение законов природы как важнейший этап совершенствования разума, предназначенного постичь высшие тайны бытия.

Пико подчеркивает роль разума, ищущего ответы на коренные вопросы жизнеустройства, энергичнее, чем другие гуманисты его времени, выдвигая даже тезис о том, что занятия философией должны стать уделом каждого человека, ибо она-то и является свободным поиском истины.

Вне философии нет человека, утверждал он. Тем самым Пико снимал разрыв между мудрецами и невежественной массой, характерный для многовековых представлений философов. В концепции достоинства человека, сформулированной Пико, можно видеть один из важных итогов идеализации человека новой культурой и просветительских позиций гуманизма.

Джанноццо Манетти (1396–1459) родом из Флоренции, происходил из зажиточной семьи, в молодости занимался торговыми и банковскими делами. К гуманизму обратился поздно, но тем знаменательнее факт его обращения. Образование получил дома и в камальдуленском монастыре, ставшем одним из центров флорентийского гуманизма благодаря деятельности в нем монаха-гуманиста Амброджо Траверсари. Манетти изучил философию (моральную и естественную) и теологию, физику, геометрию; наряду с латинским языком выучил греческий и еврейский. Более других писателей ценил Августина и Аристотеля.

Манетти был активным участником общественной и государственной жизни Флоренции и на протяжении 15 лет (1437–1452) верно служил родному городу, пользуясь у граждан большим авторитетом. Он был неоднократным участником дипломатических миссий (к папе, в Венецию, к неаполитанскому королю, в Сиену и др.), исполнял ряд финансовых обязанностей на службе республики. Его речи по поводу коронации папы Николая V, посещения Италии императором Фридрихом III, по случаю смерти канцлера Флоренции Леонардо Бруни стяжали ему славу выдающегося оратора своего времени. Усиление во Флоренции власти Медичи вынудило Манетти покинуть город. Гуманист нашел прибежище в папской курии Николая V, а затем уехал ко двору неаполитанского короля Альфонса Арагонского.

Манетти переводил с греческого и комментировал этические труды Аристотеля. Он составил ряд жизнеописаний (Сократа, Сенеки, Данте, Петрарки, Боккаччо, папы Николая V), написал "Историю Пистойи", трактат "О землетрясении". Проявляя интерес к теологии, участвовал в религиозных диспутах, начал писать сочинение "Против иудеев и язычников", оставшееся незавершенным; переводил с еврейского "Псалмы". Часть работ Манетти до сих пор не опубликована, среди них интересный "Диалог на дружеском пиру" – о браке и семье, о животных, служащих человеку.

Самая известная работа гуманиста – трактат "О достоинстве и превосходстве человека", состоящий из четырех книг. Он посвящен доказательству превосходства человека над всеми другими живыми существами, обоснованию его достоинства и высокого, творческого жизненного предназначения. Автор развивает свои взгляды в полемике с идеологами аскетизма, и прежде всего с папой Иннокентием III, который, будучи кардиналом, написал трактат о жалкой участи человека и презрении к миру. Замысел трактата у Манетти родился в ходе дискуссий при дворе неаполитанского короля Альфонса Арагонского. Двор был культурным центром Неаполя, где Манетти появлялся в посольских миссиях. На вопрос, заданный Манетти королем относительно жизненного предназначения человека, тот ответил: "Познавать и действовать"; этот ответ стал центральной мыслью трактата. Написан или дописан трактат был во Флоренции накануне изгнания, в 1451–1452 гг., и посвящен Альфонсу Арагонскому.

О достоинстве и превосходстве человека

Книга третья

Поскольку мы [уже] отмечали, что тело и душа – лишь две [части], из которых состоит человек, и обращали внимание на некоторые присущие телу отличия и исключительные и достойные восхищения свойства души, а также на некоторые общие [качества] того и другого в их связи и поскольку по этой причине мы до сих пор, напомним, много говорили в первой книге о замечательных дарах человеческого тела, во второй – об особых дарованиях и преимуществах разумной души, то [теперь] в третьей книге рассмотрим кратко человека в целом в его смертной жизни, /человека/, кто был чудесным образом создан всемогущим Богом, в чем мы по праву не можем колебаться и сомневаться, раз те части, из которых, как известно, человек составлен и образован, сотворены божеством, что мы показали выше.

Поскольку мы уже показали с очевидностью, что человек был создан всемогущим Богом, осталось, во-первых, немного шире рассмотреть, каким сделал его верховный учитель, затем кратко рассказать о том, к какому долгу и занятию предназначил его, созданного столь чудесным образом, и, наконец, сообщить, почему создал его таким. Изложив это по нашим способностям бесцветно и сухо, мы попытаемся, кроме того, добавить кое-что о некоторых благородных и превосходных свойствах человеческой природы.

Итак, с самого начала Бог, видимо, посчитал это столь достойное и выдающееся свое творение настолько ценным, что сделал человека прекраснейшим, благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим и, наконец, могущественнейшим. Ведь его облик, как показали мы очень полно и широко в первой книге, столь возвышен и превосходен, что многие как языческие, так и христианские писатели утверждали, что бессмертные боги должны изображаться в храмах и святилищах только в человеческом образе, гораздо более возвышенном и превосходном по сравнению со всеми прочими; они полагали, что их [т. е. богов] образу подобает быть человеческим, или, скорее, нашему – божественным. Об этом прямо и ясно заявляет Цицерон в первой книге "О природе богов"; его слова таковы: "Этому содействовали поэты, живописцы, скульпторы, ведь нелегко было богов, что-то делающих и чем-то управляющих, изображать в других формах". Поэтому эти мнимые нарисованные либо изваянные образы богов получили название от подобия. Но единственным и истинным образом бога является человек, именно в нем все образованные, а равно благочестивые люди, рассматривающие этот вопрос, различают явление и отблеск некоего божественного подобия. Ибо какое соединение членов, какое построение линий, какая фигура, какой облик (если говорить о внешнем и видимом) могут быть прекраснее, нежели человеческие? И если сам мир так украшен и так красив, что не может быть прекраснее ни в действительности, ни в помыслах, ибо и название свое он получил от красы и нарядности, сколь красивым и изящным мы должны посчитать того, ради кого была создана, как известно, красота мира?

ФИЛОСОФ&Я - школа мысли. Философия.

ФИЛОСОФ&Я - школа мысли. Философия.

ФИЛОСОФ&Я - школа мысли. Философия. запись закреплена

🎉

5 июня 1396 г. родился Джаноццо Манетти - итальянский философ-гуманист, писатель, политический деятель и оратор.

Родом из Флоренции, происходил из зажиточной семьи, в молодости занимался торговыми и банковскими делами.

Его образование было гуманистическим и одновременно традиционно христианским, оно основывалось на чтении античных классиков и библейских текстов, в том числе в оригинале. Более других писателей Манетти ценил Августина и Аристотеля.

Манетти был активным участником общественной и государственной жизни. Он был послом Флоренции в разных городах Италии. Его речи стяжали ему славу выдающегося оратора своего времени.

📚

Манетти переводил с греческого и комментировал этические труды Аристотеля. Он составил ряд жизнеописаний (Сократа, Сенеки, Данте, Петрарки, Боккаччо, папы Николая V), написал "Историю Пистойи". Проявляя интерес к теологии, участвовал в религиозных диспутах, начал писать сочинение "Против иудеев и язычников", оставшееся незавершенным; переводил с еврейского Псалтирь.

Часть работ Манетти до сих пор не опубликована, среди них есть интересные диалоги, посвященные этическим проблемам, волновавшим эпоху, - "Диалог о смерти сына", "Диалог на дружеском пиру".

✊

Манетти отстаивал идеалы активной жизни в обществе, значение гражданских добродетелей, которые понимал в духе Аристотеля.

Как и многим другим гуманистам этой эпохи, Манетти присуща вера в почти безграничные возможности человека. Идею о земном наслаждении и счастье он отделяет от негативной моральной оценки, отвергая средневековый тезис, утверждавший, что деятельная и приятная жизнь несовместима с верой и с желанием достичь вечного блаженства.

✍

Самая известная работа гуманиста - трактат "О достоинстве и превосходстве человека", состоящий из четырех книг. Он посвящен доказательству превосходства человека над всеми другими живыми существами, обоснованию его достоинства и высокого, творческого жизненного предназначения.

☀

Согласно Манетти, вселенная создана Богом ради человека, который благодаря своей деятельности и познанию становится творцом великого человеческого царства культуры. Поэтому человек должен рассматриваться в качестве вершины творений и единственного подобия Бога-творца.

Как и у многих гуманистов, религиозная вера Манетти искренна и глубока, однако она не запрещает ему смотреть благосклонно на земной мир и возвеличивать человека. В сущности, итальянские гуманисты первыми стали развивать подлинно христианскую антропологию, "догмат о человеке", по выражению Н.А. Бердяева.

📝

Замысел трактата у Манетти родился в ходе дискуссий при дворе неаполитанского короля Альфонса Арагонского. На вопрос, заданный Манетти королем относительно жизненного предназначения человека, тот ответил: "Познавать и действовать"; этот ответ стал центральной мыслью трактата.

Читайте также: