Дмитрий иванович иловайский кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дмитрий Иванович Иловайский родился в мещанской семье 23 февраля (по новому стилю) 1832 года в городе Раненбург. Ныне — это город Чаплыгин Липецкой области. Начальное образование будущий историк получил в Раненбургском уездном училище. С 1843 года Дмитрий обучался в 1-й мужской гимназии Рязани. С 4-го класса Иловайский подрабатывал репетиторством.

Так как в гимназии Иловайский проявил себя способным учеником, то педагогический совет рекомендовал принять его на историко-филологический факультет Московского университета. Дмитрия Иловайского зачислили на факультет на казенный кошт (то есть обучение шло за государственный счет). В университете студент из провинции был одним из лучших.

Начало исследовательской деятельности

В Истории Рязанского княжества Иловайский подробно рассмотрел политическое и экономическое развитие, внешнюю политику Рязани и систему ее отношений с соседями, начиная с первых летописных упоминаний. До настоящего времени эта книга одно из наиболее полных изложений ранней истории Рязанского края.

В Рязани Иловайский познакомился с Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным. Так же он посещал кружок в котором обсуждались грядущие реформы по освобождению крестьян. Однако, со временем, историк разочаровался в либерализме и перешел на славянофильские позиции.

Независимый исследователь

Стараниями графа А. С. Уварова в 1858 г. молодой историк был переведен в Москву. После того как Иловайский отслужил оставшиеся до положенного срока 2 года в 3-й Московской гимназии, он занял место адьюнкта при кафедре всеобщей истории юридического факультета Московского университета. В 1862г. он оставил службу и посвятил себя науке, публицистике и изданию учебников. По его собственному утверждению, он не видел возможности совмещать должность в университете и занятия собственно историей.

Защита докторской

В этом сочинении автор, следуя исторической концепции Н. М. Карамзина, дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Труд Иловайского, известен сегодня далеко не так хорошо, как он того заслуживает. Однако, он может стать неоценимым пособием для всех, кто интересуется отечественной историей.

Антинорманизм Иловайского

В период расцвета сталинизма и борьбы с космополитизмом советские историки активно использовали антинорманскую теорию Иловайского. Однако, по мнению ряда современных историков, идеи Иловайского принесли скорее вред российской исторической науке, чем пользу. Его гунно-болгарская теория происхождения славян больше послужила дискредитации всех предшествующих антинорманских теорий, а не опровержению собственно норманнской.

Учебные пособия для гимназий и материальное благополучие

Настоящую славу Дмитрию Ивановичу Иловайскому принесли составленные им гимназические учебники По этим книгам несколько десятилетий подряд училась вся Россия. Иловайский считал, что оценка и понимание исторических событий могут быть основаны только на прочном усвоении учащимся изучаемого предмета. Яркое, образное повествование сочетаются в его учебниках с высокой информативностью и обращением к первоисточникам. Еще одно достоинство учебников Иловайского – предельная сжатость изложения. Так как Иловайский сам преподавал, то ему было понятно насколько сложно за ограниченное время урока усвоить обширный исторический материал.

К 25-летию ученой деятельности Дмитрий Иванович Иловайский был произведен в действительные статские советники. Это давало потомственное дворянство и было знаком особой милости монарха. Иловайский не занимал в тот период никаких должностей. Последним его чином стал чин тайного советника, который соответствовал в Табели о рангах генерал-лейтенантскому чину в армии.

Общественная позиция

Дом № 11 по Старопименовскому переулку в котором жил Д. И. Иловайский

Дом № 11 по Старопименовскому переулку в котором жил Д. И. Иловайский

Как ученый и общественный деятель, Иловайский Дмитрий Иванович представлял собою весьма незаурядную фигуру. Он всегда держался в стороне от разных школ, партий и течений, при том, что активно участвовал в общественной жизни. Иловайский был гласным Московской городской думы, заседателем в суде присяжных, попечителем Хамовнического городского начального училища, членом Комитета по содействию созданию Музея изящных искусств, членом комиссии по определению облика Исторического музея на Красной площади в Москве и т. д.

Личная жизнь

Марина Ивановна Цветаева, сводная внучка Д. И. Иловайского

Кстати, как и многие современники, М. Цветаева отмечала, что Иловайский был человеком с удивительно красивой внешностью. Он напоминал собой не то какого-то сказочного купца-красавца, не то былинного гусляра Садко.

Из-за крайней субъективности, очерк скорее художественное произведение. Он не претендует на полную достоверность или роль исторического источника. Однако, менее противоречивых и более точных сведений о частной семейной жизни знаменитого историка нет.

Наследие историка

В советское время труды Иловайского Дмитрия Ивановича были подвергнуты гонениям за монархические взгляды, а его имя забыто.

На выставке, посвященной Иловайскому Дмитрию Ивановичу, представлены дореволюционные и современные публикации его трудов, а также литература о его жизни и деятельности.

Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (¦ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 ¦). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. "Исторический Вестник" (1884, 1 и 3); С. Венгеров "Источники для словаря русских писателей" (II, СПб., 1910); М. Грушевский "Iсторiя Украiни Руси" (I, Львов, 1904); Д. Багалей "Русская историография" (Харьков, 1911); Г. Варац "Происхождение летописного сказания о начале Руси" (Киев, 1913); К. Иностранцев "Хунь-ну и гунны" ("Живая Старина", 1900, века 3 - 4); "Русское Богатство" (1897, ¦ 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов "Разыскания о древних русских летописях"; Л. Пантелеев "Из воспоминаний прошлого" (СПб., 1905). С. Ч.

Литературно-исторические заметки юного техника

Ранние годы

Дмитрий Иванович Иловайский родился 11 февраля 1832 года в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге в семье небогатого мещанина. Его отец долгое время служил управляющим имением графини Пален. Окончив трехклассное раненбургское уездное училище, Дмитрий в 1843 году поступил в Первую городскую гимназию. Из-за недостатка в средствах Иловайский уже с 4-го класса гимназии начал зарабатывать на жизнь, содержа себя репетиторством. За проявленные в гимназии успехи педагогический совет рекомендовал юноше продолжить своё обучение в Московском университете, на историко-филологический факультет которого Дмитрий Иловайский вскоре и поступил.

Когда в 1853 году разразилась Восточная (Крымская) война, втянувшая Российскую Империю в неравную схватку с коалицией, состоящей из Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства, Дмитрий Иловайский решается уйти с выпускного курса университета, чтобы поступить в действующую армию добровольцем. Но врачи обнаружили у студента Иловайского туберкулёз, и молодому человеку ничего не оставалось, как отказаться от своей благородной затеи. Впрочем, в следующую войну с Турцией (1877-1878 годов) уже известным историком Иловайский все-таки побывает на фронте, и будет находиться в самом центре событий – под Плевной – стремясь разобраться в причинах неудач русской армии.

В Рязани Иловайский познакомился с писателем М.Е. Салтыковым-Щедриным и вошёл в кружок местных либералов, обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян. Однако со временем он разочаровался в либерализме и перешел на славянофильские позиции.

Первые успехи

Но настоящую славу Дмитрию Ивановичу принесли составленные им гимназические учебники, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. В этих учебниках всё было подчинено идее твёрдости и основательности знаний. Иловайский не был врагом свободной мысли и критических суждений, но считал, что оценка и само глубокое понимание исторических событий могут быть основаны только на прочном усвоении учащимся изучаемого предмета. Яркое, образное повествование, умение сделать акцент на какой-нибудь характерной детали сочетаются в учебниках Иловайского с высокой информативностью, обращением к первоисточникам, разным версиям событий. Ещё одно достоинство учебников Иловайского, особенно важное при подготовке к экзаменам, — предельная сжатость изложения. Историк сам преподавал в гимназии и не мог не понимать, насколько сложно за ограниченное время урока усвоить обширный исторический материал.

Поэтому его учебники по русской и всеобщей истории неуклонно переиздавались из года в год, достигнув по количеству выдержанных переизданий рекордных отметок. Так, до 1917 года его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего – 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста – 35 раз и для старшего – 30 раз! Такой успех учебников привел к полной материальной независимости историка.

Однако его заслуги были отмечены не столько научным миром, сколько самим Государем Императором. К 25-летию учёной деятельности Иловайский был произведён в действительные статские советники. По Табели о рангах этот чин равен генеральскому, он давал потомственное дворянство. Такое производство было связано исключительно с монаршей милостью и особым расположением императора к историку: Иловайский не занимал никаких должностей и с 1862 года практически не находился на государственной службе даже в университете. Между тем, последним его чином стал чин тайного советника, соответствующий генерал-лейтенантскому чину в армии.

Материальная независимость историка Иловайского во многом продиктовала почти полное отсутствие его связи с академической средой.

Д.И. Иловайский, несмотря на своё краткое преподавание и защиту докторской диссертации в Московском университете, традиций и либеральных взглядов своих коллег не разделял.

При анализе научной концепции учёного необходимо, прежде всего, принять во внимание политическое миросозерцание Д. И. Иловайского, которое оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории.

Политические воззрения Иловайского

Антинорманнская теория Иловайского

По его мнению, норманизм в отечественной историографии держался на следующих основаниях:

Известие русской летописи (то есть рассказ о призвании варягов).

Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным.

Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря.

Известия византийских писателей о Варягах и Руси.

Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.

Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие Лиутпранда о Руссах-Норманнах.

Известия арабских писателей.

Позднейшие связи русских князей со Скандинавами.

Иловайский подробно разобрал все эти вопросы и пришёл к следующим выводам:

1) Рассказ летописи о призвании варягов полностью легендарен. Совершенно невозможно представить, чтобы более многочисленный народ добровольно отдал себя в подданство другому народу. Если же произошло завоевание, то это должно было сопровождаться перемещением больших масс людей и множеством событий, которые должны были оставить след во множестве источников (в частности, иностранных), но этого не произошло. Кроме того, малонаселённая и экономически неразвитая тогда Скандинавия попросту не могла предоставить необходимого количества сил для такого предприятия. Во всех последующих событиях Русь выступает как достаточно организованное и имеющее опыт государство, что невозможно, если представить, что завоевание произошло совсем недавно.

2) Старания норманистов объяснять русские названия исключительно заимствованиями из скандинавских языков (в частности - Путь из Варяг в Греки и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным) Иловайский считает большими лингвистическими натяжками. С тем же успехом можно производить эти названия и от славянских слов, отсутствие которых в современном языке объясняется утратой значения или смысла.

3) Имена князей и дружины (Игорь, Олег) историк считает русскими, ибо наиболее употребительные исторические имена скандинавских князей (Гаральд, Эймунд, Олаф и т.д.) у русских князей и дружинников вообще никогда не встречаются.

5) Финское название Шведов Руотсы нисколько не указывает на тождество шведов с Русью. Филологически никем не доказано, чтобы слова Руотси и Рось были тождество, а не созвучие. Что касается до предполагаемой связи шведской провинции Рослагена или Родслагена и общества Rodhsin (гребцов) с нашею Русью, от неё добросовестно отказались уже сами представители норманистов (см. монографию С. Гедеонова).

7) Известия арабских писателей также не содержат ни одной черты, свидетельствующей о том, что Русь и скандинавы – одно и тоже. Из этих источников можно понять, что уже во второй половине IX и в первой X века арабы знали Русь как многочисленный, сильный народ, имевший соседями Булгар, Хазар и Печенегов, торговавший на Волге и в Византии. Нигде нет и малейшего намёка на то, чтобы Русь арабы считали не туземным, а пришлым народом.

9) Позднейшие связи русских князей со скандинавами Иловайский ставит в один ряд с отношениями с поляками, греками, немцами и другими народами, не делая никаких особенных различий.

По мнению ряда современных историков, при всём своём положительном значении выводы Иловайского принесли скорее вред российской исторической науке, чем пользу. Иловайский отбросил не только норманнскую, но и славянскую теорию, выставив свою - гунно-болгарскую. Она больше послужила дискредитации всех предшествующих антинорманнских теорий, нежели опровержению, собственно, норманнской.

Если подводить итоги очередной схватки норманистов и антинорманистов, то можно сказать, что, благодаря Иловайскому, борьба окончилась вничью. Норманнская теория была значительно поколеблена и не добита лишь благодаря поддержке власти и научной традиции. Снаружи всё осталось по-старому, но внутренне норманнская теория была разгромлена. На протяжении последующих лет усилия её сторонников направлялись исключительно на отражение дополнительных атак антинорманистов. Ничего принципиально нового норманисты более не создали, лишь старались, подобно Иловайскому, максимально популяризировать норманнскую теорию.

Иловайский-публицист

Тем не менее, будучи сторонником представительных учреждений, Иловайский первоначально приветствовал Манифест, изданный Николаем II 17 октября 1905 года под давлением С.Ю.Витте. Манифест, провозглашавший гражданские свободы и создание народного представительства – законодательной Государственной Думы – должен был, по мнению Витте, положить конец революции, однако результат оказался прямо противоположным. Все антигосударственные силы восприняли Манифест не как проявление царской милости, а как слабость правительства и сделали соответствующие выводы – продолжать борьбу с самодержавием до полной победы.

Несмотря на свою видимую всем симфонию с властью, Д.И. Иловайский открыто высказывал свои взгляды, даже если они могли не понравиться самым высшим правительственным кругам. Так, в своей речи 1905 года, которую историк держал в присутствии монарших особ из дома Романовых, Дмитрий Иванович не преминул отметить, что первого Романова (Михаила) Земский собор избрал на царство исключительно за его полную бездарность и неспособность управлять государством. Присутствующие Романовы с историком полностью согласились.

Личная жизнь

После женитьбы И.В. Цветаева на М.А. Мейн и рождения сестёр Цветаевых, Д.И.Иловайский нередко бывал в их доме в Трёхпрудном переулке. Кстати говоря, сам дом, позднее воспетый в стихах М. Цветаевой, фактически являлся домом Иловайского - он подарил его дочери Варваре Дмитриевне на свадьбу.

До глубокой старости Дмитрий Иванович сохранял прямую осанку, был бодр, удивительно трудоспособен.

Между тем, в личной жизни Дмитрий Иванович был глубоко несчастен. Первая его жена Варвара Николаевна и все трое детей от первого брака рано умерли. Второй брак, заключённый с Александрой Александровной Коврайской (1852-1929), бывшей на тридцать лет его моложе, также принёс Иловайскому немало горя. По словам М.Цветаевой, их отношения напоминали отношения жертвы (молодая красавица Александра Александровна) и тюремщика (уже немолодого историка-вдовца). Они вынуждены были жить под одной крышей, постепенно создавая собственный, очень камерный мир, в котором любые изменения грозили полным разрушением видимого спокойствия:

Марина Ивановна не сказала, но, наверное, зря. Старику Иловайскому, возможно, польстило бы, что его имя знают все, кто получил образование в царской России. Даже большевики.

Увы, но так проходит слава мира!

Елена Широкова

Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Ученый грызун: Д.И.Иловайский // Историки России. XVIII – нач. ХХ века. М., 1996.

Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. М., 2001.

Цветаева М.И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991.

Иловайский Дмитрий Иванович

По окончании университета казеннокоштные студенты должны были в качестве компенсации расходов государства на их обучение прослужить не менее 6 лет по ведомству, финансировавшему их обучение. С 1854 по 1858 гг. Иловайский работал в должности старшего учителя по истории в своей родной рязанской гимназии с жалованием в 38 руб. 53 коп. Свободное от преподавания время он посвящал изучению истории края и работе над магистерской диссертацией, которую успешно защитил в 1858 г., удостоившись Уваровской премии.

Стараниями графа А. С. Уварова в 1858 г. молодой историк был переведен в Москву. Дослужив оставшиеся до положенного срока 2 года в 3-й Московской гимназии, Иловайский получил место адьюнкта при кафедре всеобщей истории юридического факультета Московского университета. В следующем 1861 году он отправился, как приготовлявшийся к профессорскому званию, в заграничную поездку, во время которой посещал школы Германии, Австрии и Франции. Он подготовил несколько статей по истории европейских стран. Однако, вернувшись в Россию, Иловайский вышел в отставку. По его собственному утверждению, он не видел возможности совмещать должность в университете и занятия собственно историей.

Кроме того, личные убеждения Иловайского – сторонника монархии и консерватора, совпадали с официальными требованиями Министерства народного просвещения. Например, во многих учебных курсах, авторами которых были либеральные историки, большое внимание уделялось периоду Новгородской республики, которая противопоставлялась монархии. Иловайский же полагал, что причиной потери самостоятельности Новгородом было как раз вечевое устройство, которое вело к распрям среди группировок и ослабляло политическую мощь Новгородской земли.

В советское время труды Д. И. Иловайского были подвергнуты остракизму за приверженность автора монархическому направлению в отечественной историографии, а его имя предано забвению. И это забвение было тем более странно, что по учебникам Иловайского выучились несколько поколений жителей Российской империи. До 1917 пособие Иловайского по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего — 36 раз, для младшего – 32 раза, по всеобщей истории для среднего возраста — 35 раз, для старшего — 30 раз и для младшего – 32 раза.

Как ученый, общественный деятель, личность Д. И. Иловайский представлял собою фигуру весьма незаурядную. Он всегда держался в стороне от разных школ, партий и течений, при том что активно участвовал в общественной жизни: был гласным Московской городской думы, заседателем в суде присяжных, попечителем Хамовнического городского начального училища, жертвователем на постройку и членом Комитета по содействию созданию Музея изящных искусств, членом образованной в начале 1874 г. комиссии по определению облика Исторического музея на Красной площади в Москве и характера отделки залов и т. д. и т. п.

В 2016 и в 2017 гг. на родине историка в г. Чаплыгин прошли Иловайские чтения.

Произведения автора

Литература о жизни и творчестве

Справочные материалы

Получал образование в уездном училище, рязанской гимназии, историко-филологическом факультете Московского университета.

Служил в Рязанской гимназии с 1854-1858 гг., два года в московской 3-й гимназии, затем адьюнктом при кафедре всеобщей истории юридического университета.

1860 г. издание первого гимназического учебника.

1865 г. отказ занять место на кафедре русской истории в Киевском университете и выход в отставку.

1870 г. защита докторской диссертации.

1876-1880 гг. выход первых томов обобщающего труда по русской истории.

В 1920г. историк скончался в Москве, чуть не до жив до 90 лет.

Основные труды:

ИсторияРязанского княжества (середина XII – начало XVI в.).

Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста.

Гродненский сейм 1793 г. Последний сейм Речи Посполитой.

Разыскания о начале Руси, дополненные вопросом о гуннах.

История России. Т. 1-5.

Биография и творчество историка. Родился в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге, в небогатой семье управляющего имением графини Пален. Начальное образование получил в уездном училище (трехклассное учебное заведение для детей мещан). Обратил на себя внимание своим самозабвенным интересом к истории и родителям посоветовали отдать мальчика в гимназию. С четвертого класса, как и другие гимназисты из малообеспеченных семей содержал себя репетиторством, благодаря чему начался поиск доходчивых средств изложения исторического материала.




Основой исторического образования Иловайский считал совместную работу учителя и учащихся. Он отмечал влияние личности преподавателя на образование. Однако основу работы видел в учебнике. Он был противником как буквального зазубривания параграфов, так и отказа от учебника, заменой его конспектирований лекций учителя.

Яркость и образность изложения сочеталась с высокой информативностью. Широкое обращение к первоисточникам, развернутая система примечаний, в которых приводились разные версии событий, наполняли картину исторической реальности конкретным содержанием. Дар слова, способность сделать акцент на какой-либо броской детали, прочно увязанной с определенным лицом или событием, помогали лучше представить эпоху.

Центральное место в истории занимает деятельность князей, царей, видных государственных, церковных и общественных деятелей, их усилиями создавалось и поддерживалось Русское государство. Прочность государственного быта определяется, прежде всего, личными качествами того или иного правителя. К тому же поступки и действия видных государственных и политических деятелей, в конечном счете, являются выражением абсолютного, Божественного предопределения. Исторической можно считать личность, которой максимально удавалось сгармонировать абсолютное начало с интересами всех государств и своими собственными.

В наибольшей степени соответствовали названным требованиям Иван III, Василий III, первые цари из дома Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович), затем только Николай I и особенно Александр III. Все они укрепляли самодержавный строй. Отрицательное отношение историк высказывал к Ивану IV. Петру I, Александру I Александру II и Николаю II он обвинял в недостатке национальной политики. Петра I осуждал за методы проведения реформ, пристрастие к иностранцам, уничтожение родовой национальной аристократии. С правления этого царя начался разрыв между высшими, перенимавшими иностранный обычай и низшими сословиями, верными традициями Древней Руси.

- мягкость, непоследовательность в характере русского народа, его исключительная податливость. Средние и низшие классы легко поддаются желанию перемен, пленяются личными качествами руководителей антиправительственных выступлений (Степан Разин Лжедмитрий и др.);

- наличие постоянного бунтарского стихийного элемента в истории России XVI- XVIII вв. – казачества (состояло в основном из беглых холопов и крестьян);

Историк предложил позитивную программу ликвидации смут. Ее основные положения:

- развитие национальной промышленности, обеспечивающей интересы господствующей нации ( недопущение к хозяйствованию иностранных предпринимателей и отказ от мероприятий, способных ущемить интересы русского дворянства). Настаивал на учете естественных ресурсов России и организацию их использования, а затем помощь национальной промышленности со стороны государства. Находил подтверждение своим идеям в протекционистской таможенной политике Алексея Михайловича, Александра III и др.

В 1876-1880 гг. выходят первые тома его обобщающего труда по истории России. Они встречены довольно доброжелательно, хотя большинство историков, не приняло критику Иловайским теорию варяжского происхождения русской государственности. Предлагаемую им гипотеза о племени роксолан как генетических предшественников русского народа сочли недостаточно обоснованной.

Тематика его публицистических выступлений не ограничивалась национальным вопросом. Он писал об экономической политике правительства, антигосударственных выступлениях, возможности и целесообразности частичной реорганизации государственного строя. По убеждению Иловайского занятие историей, в т.ч. преподавание не должно оставаться в стороне от злободневных проблем. Этим объясняется его внимание к вопросам современной историку общественной жизни.

Д.И. Иловайский призвал обусловленность историографии личными склонностями ученых, наличием среди них историков-мыслителей, историков-бытописателей, историков-художников, историков-биографов. По этой классификации его творчество- труд историка-художника. Его достоинство – в воссоздании яркого образа, а не в анализе сложного комплекса разнородных явлений. К тому же Иловайский проницательно рассматривал свою работу как последнюю в своем роде перед грядущей эпохой коллективных трудов.

Тема 6. В.О. Ключевский.

Семинарское занятие:

1.Биография. Личностные особенности и творческий почерк историка.

Источники:

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1989.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.,1968.

Литература:

Историография истории России до 1917 г. Под ред. М.Ю. Лачаевой. Т.2. М., 2003.

История и философия отечественной исторической науки. М., 2007.

Киреева Р.А. Василий Осипович Ключевский //Историки России. XVIII-ХХ века. М.1996.

Наумова Г.Р. Историография истории России: учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений/ Г.Р.Наумова, А.Е.Шикло. М.,2009.

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974.

Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма: историографические очерки. Л.: Наука, 1985.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. М.,1993.

Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX - начала ХХ вв. Московский и Петербургский университеты. М., 2003.

Краткие биографические сведения:

Родился в Рязанской губернии, в небогатой семье.

Получал образование в уездном училище, рязанской гимназии, историко-филологическом факультете Московского университета.

Служил в Рязанской гимназии с 1854-1858 гг., два года в московской 3-й гимназии, затем адьюнктом при кафедре всеобщей истории юридического университета.

1860 г. издание первого гимназического учебника.

1865 г. отказ занять место на кафедре русской истории в Киевском университете и выход в отставку.

1870 г. защита докторской диссертации.

1876-1880 гг. выход первых томов обобщающего труда по русской истории.

В 1920г. историк скончался в Москве, чуть не до жив до 90 лет.

Основные труды:

ИсторияРязанского княжества (середина XII – начало XVI в.).

Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста.

Гродненский сейм 1793 г. Последний сейм Речи Посполитой.

Разыскания о начале Руси, дополненные вопросом о гуннах.

История России. Т. 1-5.

Биография и творчество историка. Родился в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге, в небогатой семье управляющего имением графини Пален. Начальное образование получил в уездном училище (трехклассное учебное заведение для детей мещан). Обратил на себя внимание своим самозабвенным интересом к истории и родителям посоветовали отдать мальчика в гимназию. С четвертого класса, как и другие гимназисты из малообеспеченных семей содержал себя репетиторством, благодаря чему начался поиск доходчивых средств изложения исторического материала.

Основой исторического образования Иловайский считал совместную работу учителя и учащихся. Он отмечал влияние личности преподавателя на образование. Однако основу работы видел в учебнике. Он был противником как буквального зазубривания параграфов, так и отказа от учебника, заменой его конспектирований лекций учителя.

Яркость и образность изложения сочеталась с высокой информативностью. Широкое обращение к первоисточникам, развернутая система примечаний, в которых приводились разные версии событий, наполняли картину исторической реальности конкретным содержанием. Дар слова, способность сделать акцент на какой-либо броской детали, прочно увязанной с определенным лицом или событием, помогали лучше представить эпоху.

Центральное место в истории занимает деятельность князей, царей, видных государственных, церковных и общественных деятелей, их усилиями создавалось и поддерживалось Русское государство. Прочность государственного быта определяется, прежде всего, личными качествами того или иного правителя. К тому же поступки и действия видных государственных и политических деятелей, в конечном счете, являются выражением абсолютного, Божественного предопределения. Исторической можно считать личность, которой максимально удавалось сгармонировать абсолютное начало с интересами всех государств и своими собственными.

В наибольшей степени соответствовали названным требованиям Иван III, Василий III, первые цари из дома Романовых (Михаил Федорович, Алексей Михайлович), затем только Николай I и особенно Александр III. Все они укрепляли самодержавный строй. Отрицательное отношение историк высказывал к Ивану IV. Петру I, Александру I Александру II и Николаю II он обвинял в недостатке национальной политики. Петра I осуждал за методы проведения реформ, пристрастие к иностранцам, уничтожение родовой национальной аристократии. С правления этого царя начался разрыв между высшими, перенимавшими иностранный обычай и низшими сословиями, верными традициями Древней Руси.

- мягкость, непоследовательность в характере русского народа, его исключительная податливость. Средние и низшие классы легко поддаются желанию перемен, пленяются личными качествами руководителей антиправительственных выступлений (Степан Разин Лжедмитрий и др.);

- наличие постоянного бунтарского стихийного элемента в истории России XVI- XVIII вв. – казачества (состояло в основном из беглых холопов и крестьян);

Историк предложил позитивную программу ликвидации смут. Ее основные положения:

- развитие национальной промышленности, обеспечивающей интересы господствующей нации ( недопущение к хозяйствованию иностранных предпринимателей и отказ от мероприятий, способных ущемить интересы русского дворянства). Настаивал на учете естественных ресурсов России и организацию их использования, а затем помощь национальной промышленности со стороны государства. Находил подтверждение своим идеям в протекционистской таможенной политике Алексея Михайловича, Александра III и др.

В 1876-1880 гг. выходят первые тома его обобщающего труда по истории России. Они встречены довольно доброжелательно, хотя большинство историков, не приняло критику Иловайским теорию варяжского происхождения русской государственности. Предлагаемую им гипотеза о племени роксолан как генетических предшественников русского народа сочли недостаточно обоснованной.

Тематика его публицистических выступлений не ограничивалась национальным вопросом. Он писал об экономической политике правительства, антигосударственных выступлениях, возможности и целесообразности частичной реорганизации государственного строя. По убеждению Иловайского занятие историей, в т.ч. преподавание не должно оставаться в стороне от злободневных проблем. Этим объясняется его внимание к вопросам современной историку общественной жизни.

Д.И. Иловайский призвал обусловленность историографии личными склонностями ученых, наличием среди них историков-мыслителей, историков-бытописателей, историков-художников, историков-биографов. По этой классификации его творчество- труд историка-художника. Его достоинство – в воссоздании яркого образа, а не в анализе сложного комплекса разнородных явлений. К тому же Иловайский проницательно рассматривал свою работу как последнюю в своем роде перед грядущей эпохой коллективных трудов.

Тема 6. В.О. Ключевский.

Семинарское занятие:

1.Биография. Личностные особенности и творческий почерк историка.

Источники:

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1989.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.,1968.

Литература:

Историография истории России до 1917 г. Под ред. М.Ю. Лачаевой. Т.2. М., 2003.

История и философия отечественной исторической науки. М., 2007.

Киреева Р.А. Василий Осипович Ключевский //Историки России. XVIII-ХХ века. М.1996.

Наумова Г.Р. Историография истории России: учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений/ Г.Р.Наумова, А.Е.Шикло. М.,2009.

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974.

Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма: историографические очерки. Л.: Наука, 1985.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. М.,1993.

Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX - начала ХХ вв. Московский и Петербургский университеты. М., 2003.

Читайте также: