Трагический герой это кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Трагический герой — основной протагонист произведений жанра трагедия. Данный тип героя был разработан древнегреческими трагиками — Софоклом, Эсхилом, Еврипидом, затем получил развитие в трагедиях Сенеки, Уильяма Шекспира, Гёте, Шиллера и других.

Связанные понятия

Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма. Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических.

Ненадёжный рассказчик — художественный приём, заключающийся в том, что рассказчик сообщает неполную или недостоверную информацию. Таким образом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться такими, какие они есть.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Траге́дия (от нем. Tragödie из лат. tragoedia от др.-греч. τραγωδία) — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Большинство трагедий написано стихами.

Антигеро́й — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.

Башня из чёрного дерева (англ. The Ebony Tower) — книга британского писателя Джона Фаулза, состоящая из пяти повестей, объединённых пересекающимися мотивами, и изданная в 1974 году.

Исторический любовный роман — поджанр любовного романа, который возник в западноевропейской художественной литературе, и исторического романа, который Вальтер Скотт популяризировал в начале XIX века. Книги рассчитаны на массовый рынок. По данным на 2006 год, эта поджанр наиболее популярен среди любовных романов.

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.

Лавкрафтовские ужасы — поджанр литературы ужасов, образовавшийся в конце 1910-х — начале 1920-х годов, родоначальником которого стал американский писатель Г. Ф. Лавкрафт. В жанре чаще всего используется психологический ужас неизведанного, а не страх вампиров, оживших мертвецов, оборотней и т. п.

Античная драма — древнегреческая драма. Развилась из ритуального действа (драма — слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса. Они обычно сопровождались хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса, а также за основу брались мифологические сюжеты. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили эти сказания. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами.

Английская драма зародилась в недрах средневековой культуры и в церковных обрядах; сначала это была символическая пантомима, описывающая литургию и украшающая службы на Пасху и Рождество Христово. Вскоре пантомима стала воспроизводиться вместе с текстом, написанным на латинском языке. Литургическая драма, которую разыгрывали церковнослужители, в X веке разделилась на несколько сценок. Эти сценки описывали главные события, непосредственно связанные с христианским календарём. Со временем драма ушла.

Приключение — захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение, интересное испытание, возбуждающий переворот или любовная авантюра.

Сатировская драма (др.-греч. δράμα σατυρικόν, σάτυροι) или иначе игривая трагедия (παίζουσα τραγῳδία) — y древних греков особый вид драматической поэзии, существовавший наряду с трагедией и комедией.

Ли́шний челове́к — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Последний человек в апокалиптической и постапокалиптической фантастике — единственный человек, оставшийся в живых после гибели человечества.

Фёдор Михайлович Достоевский относится к числу великих писателей, значение которых со временем только увеличивается и раскрывается в сложной исторической перспективе. Значительное внимание к его творчеству проявили ещё современники.

Загла́вный геро́й (также заглавный персонаж, реже — заглавный образ) — герой (персонаж, образ) в художественном произведении (литературном произведении, театральной постановке, кинофильме и так далее), именем которого названо это произведение. Исполнение роли заглавного героя называют заглавной ролью. Не следует путать главного и заглавного героев. Главный герой может быть заглавным, а может им и не быть. И наоборот, заглавный герой может вовсе не являться главным героем. Данная ошибка употребления.

Благородный разбойник — архетипичный образ, герой литературного произведения, народных легенд или картин, который вынужден был стать преступником, однако сохранил представления о чести и достоинстве.

Перевёрнутый детектив — это направление в детективном жанре, где убийца в отличие от традиционного детектива известен с самого начала повествования. Как правило в таких произведениях акцент делается на том, как именно сыщик будет доказывать вину убийцы.

Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique, англ. Poetic realism) — художественное направление в европейском, в основном во французском кинематографе. Наибольшей выразительной силы и востребованности достиг во второй половине 1930-х годов — первой половине 1940-х годов. В основу направления положено поэтически возвышенное отображение жизни и быта средних и низших классов общества описываемого периода. Главными выразителями идей поэтического реализма принято считать поэта и драматурга Жака Превера.

Английские окопные поэты — наименование группы английских поэтов начала XX века, сражавшихся и погибавших на полях боя Первой мировой войны, предшественников литературы потерянного поколения. Одни из первых среагировали на феномен Первой мировой войны, а также поставили под сомнение традиционный военный пафос.

Трагическое — философская и эстетическая категория, характеризующая возникновение страданий и переживаний человека в результате актов их свободной воли и (или) предначертаний судьбы. Трагическое в искусстве носило изначально катарсический характер, поскольку зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью.

Ле́сбия (устар. Лезбия; лат. Lesbia) — псевдоним, которым древнеримский поэт Гай Валерий Катулл называет в лирике свою возлюбленную (50-е годы до н. э.). С середины XIX века традиционно считается, что прообразом Лесбии являлась скандально известная римская матрона Клодия Пульхра Терция.

Трагический герой — основной протагонист произведений жанра трагедия. Данный тип героя был разработан древнегреческими трагиками — Софоклом, Эсхилом, Еврипидом, затем получил развитие в трагедиях Сенеки, Уильяма Шекспира, Гёте, Шиллера и других.

По словам Аристотеля, трагической герой должен вызывать у зрителя чувство жалости и страха [1] . В то же время он отмечает, что трагический герой должен быть добродетельным, но никогда в высшей мере [2] .

Примечания

Литература

Амплуа и архетипы персонажей
Амплуа Action hero · Final girl · Байронический герой · Инженю · Комик · Неврастеник · Порок · Резонёр · Субретка · Травести · Трагический герой
Архетипы Безумный учёный · Благородный дикарь · Благородный разбойник · Герой поневоле · Дева в беде · Дева-воительница · Король под горой · Плохой парень · Прекрасный принц · Роковая женщина
  • Типы персонажей
  • Театральные амплуа
  • Трагедия
  • Психологические типологии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Трагический герой" в других словарях:

трагический герой — см. герой произведения + трагическое … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

герой произведения — одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

герой — 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

Романтический герой — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (14 мая 2011) … Википедия

Байронический герой — … Википедия

Трагедия — большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не … Литературная энциклопедия

Трагедия — ТРАГЕДИЯ. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с… … Словарь литературных терминов

Амплуа — (фр. emploi роль, должность, место, занятие) определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актёра. Содержание 1 Древнегреческий театр 2 Елизаветинский театр … Википедия

ДОН ЖУАН — (исп. Don Juan, итал. Don Giovanni, фр. Don Juan, нем. Don Juan, англ. Don Juan) герой мировой литературы XVII XX вв., один из вечных образов. Предыстория этого литературного героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о… … Литературные герои

Во многих историях есть герои. Часто они вдохновляют. Как правило, они красивы, целеустремленны, энергичны и находчивы. Но это не всегда так.

Трагический герой — это протагонист трагедии. Этот тип героя был разработан еще древнегреческими трагиками — Софоклом, Эсхилом, и Еврипидом, затем получил развитие в трагедиях Сенеки, Уильяма Шекспира, Гёте, Шиллера и других.

Аристотель характеризовал образ трагического героя, как вызывающий у зрителя чувство жалости и страха. В то же время он отмечает, что этот персонаж должен быть добродетельным, но и не идеальным.

Трагический герой — это человек с героическими или потенциально героическими качествами. Однако он обречен судьбой, какой-то сверхъестественной силой, из-за которой или погибнет, или потерпит большие страдания.

Согласно характеристике Аристотеля, трагическому герою присущи:

  • Недостаток в характере
  • Чрезмерная гордость
  • Разворот судьбы
  • Момент критического открытия
  • Судьба, которую нельзя избежать
  • Катарсис, трагическое очищение

Со времен Древней Греции прошло не одно столетие, и с тех пор образ менялся и приобретал различные формы. Однако предлагаю вспомнить самого классического и самого, возможно, известного трагического героя — Гамлета.

Romeo and Juliet Tragic Hero

Влияние аристотелевского героя уходит корнями в прошлое к древней Греции. Греческий театр оказал прямое влияние на римский театр и сформировал основу западного театра, который продолжается и в современную эпоху, оказывая глубокое влияние на самые разные области искусства, такие как литература, музыка, кино, телевидение и даже видеоигры. На данный момент образ трагического героя далек от древнегреческого, и зачастую это просто персонажи с тяжелым прошлым, настоящим или будущим, или все вместе. Ситуации могут быть самые разные.

Таким образом, если посмотреть на мировой кинематограф, можно заметить, что данный типаж персонажа распространен намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд, и может принимать самые разные формы.

Фульшран Жан Аррье. Эдип в Колоне

Трагический герой — основной протагонист произведений жанра трагедия. Данный тип героя был разработан древнегреческими трагиками — Софоклом, Эсхилом, Еврипидом, затем получил развитие в трагедиях Сенеки, Уильяма Шекспира, Гёте, Шиллера и других.

По словам Аристотеля, трагический герой должен вызывать у зрителя чувство жалости и страха [1] . В то же время он отмечает, что трагический герой должен быть добродетельным, но никогда в высшей мере [2] .

Г егель характеризует трагических героев следующим образом: “Трагические герои не выбирают, а по своей природе СУТЬ то, что они любят и совершают… Герои древней, классической трагедии, если только твёрдо решаются на определённый НРАВСТВЕННЫЙ пафос, необходимо оказываются в конфликте со столь же оправданной противостоящей им нравственной силой”.

Немецкий философ и теоретик искусства отмечает целостность личности трагического героя, ибо для последнего нет проблемы выбора. Разве для Ромео и Джульетты возможен вопрос о том, любить ли друг друга? Вся их печальная судьба — воплощение единого душевного порыва, поэтому не удивляет необыкновенная сюжетная динамика, без которой немыслима шекспировская трагедия. Цельностью отличается и личность Гамлета, ощутившего нарушение связи времён и пытающегося эту связь восстановить. Его медлительность отнюдь не медлительность человека, который никак не определит для себя нравственные приоритеты и, соответственно, направление жизненного пути. Причину “волевых пауз” следует искать в сфере “тактики”, но не “стратегии”.

Трагический герой есть воплощение определённого жизненного начала (“нравственного пафоса”, по Гегелю) — и это основа его цельности. Само это начало вступает в резкий конфликт с противостоящим ему не менее значимым началом.

Каковы причины трагической развязки?

Конечно, сила, противостоящая герою, столь значима и опасна, что конфликт с ней не может привести к знаменитому “happy end”. Но причину печальной развязки необходимо искать и в самом герое. Поэтому Гегель вводит термин “трагическая вина”, который лишён даже намёка на оценочный смысл, а означает лишь одно: герой виновен в печальном исходе событий по причине собственной бескомпромиссности, в силу своей верности определённому “нравственному пафосу”.

Трагический герой встречается и в произведениях романических жанров. Например, тургеневский Базаров, отважившийся на противостояние самим первоосновам человеческого, даже природного бытия и потерпевший в этом противостоянии фиаско. Конечно, невозможно отождествлять этот тип героя с шекспировскими характерами, но совершенно очевиден трагический пафос тургеневского образа.

Григорий Мелехов

Читаем последние страницы шолоховского романа (главы 17 и 18).

“Пуля вошла Аксинье в левую лопатку, раздробила кость и наискось вышла под правой ключицей И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось

Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Сознание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал её в холодные и солёные от крови губы, бережно опустил на траву, встал. Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И ещё раз упал, больно ударившись обнажённой головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Он очень спешил, но удушье давило ему горло, и, чтобы легче было дышать, он разорвал на себе рубашку. Предутренняя свежесть холодила его влажную от пота грудь, и ему стало не так трудно работать. Землю он выгребал руками и шапкой, не отдыхая ни минуты, но пока вырыл могилу глубиною в пояс — ушло много времени.

Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди её мертвенно побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала её полуоткрытые, неподвижно устремлённые в небо и уже начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго…

Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную жёлтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.

В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой чёрное небо и ослепительно сияющий чёрный диск солнца.

Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Всё отняла у него, всё порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он всё ещё судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других…

Похоронив Аксинью, трое суток бесцельно скитался он по степи, но ни домой, ни в Вёшенскую не поехал с повинной. На четвёртые сутки, бросив лошадей в одном из хуторов Усть-Хопёрской станицы, он переправился через Дон, пешком ушёл в Слащёвскую дубраву, на опушке которой в апреле впервые была разбита банда Фомина. Ещё тогда, в апреле, он слышал о том, что в дубраве оседло живут дезертиры. К ним и шёл Григорий, не желая возвращаться к Фомину”.

Трагические знаки судьбы Григория Мелехова напоминают некоторые символы и образы, встречающиеся в памятниках Древней Руси.

“Ниже хутора он перешёл Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Ещё издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.

Григорий подошёл к спуску, — задыхаясь, хрипло окликнул сына:

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца…

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, — сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступлённо горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:

— Как же вы тут. Тётка, Полюшка — живые-здоровые?

По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

— Тётка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью… От глотошной. А дядя Михаил на службе…

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…

Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс”.

Одно из главных качеств трагического героя — цельность его личности. По мнению исследователя литературы Е.Тамарченко, “представитель объединяющей Правды, Мелехов не вмещается в рамки реальной политики времени, что и может создавать иллюзию расщеплённости и неоднородности его установки. Конечно, сам он мучается своей обособленностью и безуспешно стремится к партийной определённости, но это не следует принимать за дезориентированность. Григорий не может примкнуть окончательно ни к кому, ибо не принимает частичной правды. Это над кризисами эпохи встающая бескомпромиссность личности, ничего общего не имеющая с политическими шатаниями

Кажется ли вам бесспорным следующее суждение Е.Тамарченко: “Григорий Мелехов — целостный человек в трагически разорванном времени”? Приведите развёрнутую аргументацию в пользу своей точки зрения.

Неизбежно возникает вопрос: применим ли к образам Аксиньи и Натальи термин “трагический герой”?

Возможны различные точки зрения на шолоховских героинь. Попытаемся смоделировать их.

1. Аксинья — настоящая трагическая героиня, ибо она всегда защищает свою любовь, когда последней угрожает опасность. Это человек, способный приподняться над предрассудками социальной среды, человек истинно свободный. Наталью же нельзя назвать трагической героиней, несмотря на её печальную судьбу. Она — слабый человек и по силе характера никак не может быть соотнесена с Аксиньей. Кроме того, её представления о жизни вполне укладываются в узкие рамки традиционных этических норм, определяющих поведенческие установки типичных представителей социальной среды, которая её сформировала как личность.

2. И Наталья, и Аксинья отстаивают право на любовь — и в этом они готовы идти до конца. Это ли не достойно личностей истинно трагического масштаба!

Судьба сталкивает друг с другом женщин, горячо любящих Григория Мелехова. Но разве они виноваты в этом? Конфликты с печальным исходом определяют содержание всего шолоховского романа, в чём проявляется философско-эстетическая установка автора, тяготеющего к изображению трагической стороны жизни.

Доказательство того, что Аксинья и Наталья — героини одного уровня, можно видеть и в том, что они погибают: Аксинью, казалось бы, победившую в этом страшном столкновении — ведь в конце романа мы видим её рядом с Григорием, настигает смерть; но раньше ею как бы наказывается Наталья, не пожелавшая иметь ребёнка от человека, предавшего её.

3. Ни Аксинью, ни Наталью нельзя назвать трагическими героинями по причине эгоизма каждой из них.

Выразите своё отношение к каждой из этих “моделей”. Если среди них нет той, которая могла бы быть вам близкой, подготовьте собственную концепцию и защитите её в устной или письменной форме.

Читайте также: