Трагедия льва толстого кратко текст

Обновлено: 04.07.2024

Этим утром совершенно не был настроен что-либо записывать
Я ведь не успеваю
По утрам должен собираться на службу
Но не смог удержаться, чтобы не поглядеть случайно попавшийся на глаза видеосюжет
Он меня увлек, и я его досмотрел до конца
Впечатлил он меня
Отличный текст и множество фотографий
И даже кадры кинохроники
Смотрел со вниманием и с наслаждением
И, кажется, стал, наконец, понимать, какую Лев Николаевич пережил трагедию
Каждому читателю, владеющему Интернетом, привожу гиперссылку
.
https://www.youtube.com/watch?v=gZdzNJosWbM
.
Для тех же, кто не владеет, постараюсь записать фрагменты сопроводительного текста
Текст превосходен
Фотографии Льва Николаевича великолепны
Мощь всего его сушества кажется очевидной
Потому что мы этим гигантским человеком восхищались в течение жизни, начиная со школы
В нашей советской школе мы имели счастье тщательно разбирать на уроках эпопею "Война и мир"
Нам повезло с наставницей - учительницей литературы Марией Игнатьевной

* * *
"Какая глыба, а? Какой матерый человечище!" Вот как было сказано о нем

* * *
Да, старость - не радость
Но не нужно думать об этом
Каждому - своё
В старое время у людей были свои странности
Так же, как и в наше время у нынешних
Лев Николаевич Толстой страдал также от своей славы и известности

Да, и Лев Толстой перечитывал "Евгения Онегина"
Советуем и вам, уважаемый читатель, делать это
Любите Россию!
И слава ей!

Но и горе ей.
Потому что преждевременно было тянуть ее "в светлое будущее"
Современный человек еще недостоин его
Именно так: "недостоен", а не "не достоин"
Современный человек, оказавшись у кормила власти, очень быстро развращается сытостью
Вспомним мудрые слова Владимира Солоухина:
"Но губят песню СЫТОСТЬ, ЛОЖЬ и ПРОЗА
Спасти её - задача из задач" *)

"А нас толпа
Мы мечемся
Мы - живы
Слова у нас то искренни, то лживы -
Тот без звезды,
А этот - без креста
Но не считай цветенье из напрасным
Мы к ним идём, пречистым и прекрасным
Когда
Невыносима
Суета"

* * *
Мне вдруг пришла мысль, что цветение - это творчество великих
А те цветы - это лучшие люди Земли
Пушкин
Лермонтов
Толстой
Чехов
.
И все,
. все,
. все

**)
Вы скажете мне: сударь, вы кто такой? Вы что - врач? Имеете ли вы право так говорить о великом человеке?
А мы ответим: да, имеем. Жизненный опыт позволяет нам так говорить после того, как мы прослушали представленный нам звуковой текст из вышеозначенного видеофильма на Ю-тьюбе. До сих пор мы этого не знали, не ведали, хотя и помнили еще со школы об Уходе и что между Графом и его супругой возникали тяжелые размолвки и ссоры. Но вот мы прослушали Софью Андреевну, Льва Николаевича (со слов чтеца за кадром), и всё стало на свои места. Да, печально, но это факт. И не дай, как говорится, нам Бог такой трагедии каждому из нас.


Лев Толстой. Трагедия ухода

Версии

Версий возможных причин ухода Л. Н. Толстого из родного имения выдвигалось ранее и выдвигается до сих пор огромное множество. Но, как всегда, бывает в неоднозначных случаях, все их можно и подтвердить, и опровергнуть.

Из всех этих версий наиболее правдоподобной и обоснованной кажется та, что отмечает усталость Толстого от жены, от семьи в целом, от непонимания и травли. Об этом же свидетельствует письмо, которое он оставил Софье Андреевне перед своим таинственным уходом:

Это короткое письмо говорит о столь огромном количестве мучений писателя сразу, что становится не так уж важна окончательная конкретика. Ясно, что побудило уйти его буквально все — семья, окружение, слава, положение в обществе, обстановка социальной напряженности, тот факт, что окружающие не понимали его исканий и многое другое. Все это слилось в один большой комок противоречий и взорвалось в сознании Толстого поздней осенью 1910-го.

На фото: Ясная Поляна

Чудак или пророк?

Вне всякого сомнения, философско-религиозный переворот Толстого был глубоким и необратимым.

Чертков против Софьи Андреевны

На фото: В.Г. Чертков и Л.Н. Толстой

Страсти вокруг завещания

Литература о Льве Толстом изобилует легендами и домыслами относительно его разлада с родными. Всякая семья, особенно большая, — это постоянно меняющийся организм, в котором все находится в движении. Есть факторы случайные, мимолетные, а есть давление постоянства — ежедневные проблемы и трудности, которые накапливаются годами. И чтобы разобраться в вопросе наиболее адекватно, нужно обратиться к мемуарам людей, которые окружали Толстого в последние годы его жизни.

Толстой, разорванный на части

Особенно ей хотелось образумить мать, Софью Андреевну. Да, она была замечательным управителем всех дел, она отлично понимала всю внешнюю, бытовую сторону имения. И Татьяна это прекрасно знала и ценила, но чувствовала, что это не самое важное, что сейчас нужно обратить внимание на отца, заглянуть в его душу, прислушаться к ней. Вот строки, которые свидетельствуют о больших претензиях Татьяны к матери, братьям и сестрам:

На фото: Софья Андреевна,Толстой и Александра

Последний путь Льва Толстого

Итак, взяв только самые необходимые вещи, Толстой и его врач Маковицкий отправляются на станцию Щекино. Оттуда на поезде едут до Горбачева, там пересаживаются и держат путь до города Белев. Затем беглецы едут до станции Козельск. Там они выходят из поезда, нанимают ямщика и направляются в Оптину пустынь, где ночуют в гостинице при монастыре. Утром писатель гуляет по обители, беседует с монахами. Из Оптиной пустыни Толстой едет в Шамординский женский монастырь – именно там живет его сестра Мария, постриженная в монахини в 1891 году. Лев Николаевич долго разговаривает с сестрой наедине, но о чем именно, доподлинно неизвестно. Есть сведения о том, что после этой беседы Толстой захотел остаться в Шамордине, собирался присмотреть себе небольшой домик в деревне. Но на следующее утро в монастырь приехала дочь Александра. Она сообщила, что Софья Андреевна пребывает в ужасном состоянии, что она порывалась броситься в пруд и что местонахождение Толстого вот-вот раскроется. Жалел ли Толстой жену? Сочувствовал ли ей в эту минуту? Даже если так, то желание никогда больше не видеть ее пересилило, и он принял решение бежать дальше. В панике он уезжает, забыв даже попрощаться с сестрой. С этого момента состояние здоровья Толстого начинает стремительно ухудшаться.

Четкого плана снова не было. Рассматривалась поездка в Новочеркасск, а оттуда - в Болгарию или Грецию - при условии, что получится заиметь заграничные паспорта. В качестве запасного варианта обсуждалась поездка на Кавказ. Остановились на Новочеркасске. В Козельске купили билеты до Ростова-на-Дону, чтобы сбить со следа Софью Андреевну, если она решится пуститься на поиски мужа. Однако в поезде Толстому становится плохо - мучительное путешествие, нервное напряжение и возраст быстро дают о себе знать. То, что бегство давалось тяжело и убивало старика, видно хотя бы из этих воспоминаний Маковицкого:

Видя плачевное положение Толстого, отягощенное сильным жаром и слабостью, Маковицкий уговаривает его на время прервать путешествие. Они покидают поезд на станции Астапово (сейчас город Лев Толстой Липецкой области). Льва Николаевича размещают в доме начальника станции Ивана Озолина. Здесь ранним утром 20 ноября 1910 года он умирает от воспаления легких.


В. Толстой: Добрый день, владыка! Спасибо за приглашение. В начале нашей беседы я хотел бы задать вопрос, который, конечно, не может не волновать всех потомков Л.Н. Толстого: Как сегодня Православная Церковь относится к великому русскому писателю? К определению Синода, принятому в 1901 году? К тому, как с течением времени эти исторические события смотрятся из наших дней?

Митрополит Иларион: Наверное, Вы не первый раз ведете такой разговор с представителем Церкви. Я понимаю, что для Вас — как и для многих читателей и почитателей Толстого, — это болезненная тема. Я очень люблю Толстого как писателя. В юности зачитывался его романами. Считаю, что это величайший наш писатель — настоящий мастер русского языка. Человек, который смог отразить русскую душу во всем ее многообразии, который внес уникальный вклад в русскую и мировую литературу. В этом уникальная заслуга Толстого. Не случайно Толстой и Достоевский — те два русских писателя, которых знает весь мир. Более того: может быть, я кого-то удивлю, но я считаю, что Толстой — христианский писатель.

В. Толстой: Безусловно.

Митрополит Иларион: Во-первых, он христианский писатель по своим корням, во-вторых, именно в его романах, которые люди читают по всему миру, отражено очень глубокое христианское мировоззрение — многие из его героев являются носителями христианской нравственности. Лев Толстой раскрывает жизнь во всем ее многообразии, будучи при этом по своей сути писателем глубоко христианским.

В. Толстой: Я с Вами совершенно согласен. Особенно его поздние вещи — народные рассказы: удивительные чисто христианские, евангельские сюжеты и герои. Лев Толстой — очень гуманный писатель, который всегда добро ставил превыше зла. Если Вы обратите внимание, у Толстого практически нет негодяев, совсем отрицательных персонажей. Он в каждом ищет и находит свет Божий, нравственные качества, которые ему симпатичны. Он описывает людей не черными и белыми красками, а очень объемно, видя их души и поступки.

Митрополит Иларион: В творчестве Толстого есть сторона, которую люди знают мало. Это его сочинения на нравственные темы, дидактические сочинения для крестьян, так называемый перевод Евангелия… Когда я сравниваю великие романы Толстого с этими опусами, к меня как у церковного человека и человека, знакомого с его творчеством, создается впечатление, что эти вещи писали два разных автора. Мне трудно представить, как одно могло уживаться с другим в душе одного человека. То, что Толстой называл переводом Евангелия, не было переводом. Во-первых, он не знал греческого языка…

В. Толстой: Он специально учил его для этого.

Почему в итоге дело закончилось так называемым отлучением Льва Толстого от Церкви? Потому что он на протяжении многих лет публично высмеивал Церковь. Он отказывался от христианских догматов. Он сам заявлял, что не является членом Церкви, не разделяет ее учения. Что, собственно, Церковь и констатировала в своем определении.

Конечно, эта тема — очень глубокая и сложная. Сейчас нам с Вами не удастся разобраться в ней во всей полноте. Толстой не стремился к разрыву с Церковью. Но когда определение Синода вышло, он вынужден был с горечью признать и констатировать свое расхождение с определенными догматами.

В. Толстой: Они даже не допустили к нему его собственную жену Софью Андреевну. По сути дела, прощание состоялось, когда Толстой был без сознания. Это, действительно, настоящая трагедия — человеческая, духовная. Мне кажется, сегодня гораздо важнее находить то, что объединяло Толстого и его христианство с Церковью, потому что в наши дни нет более важных вещей, чем нравственные основы, которые защищает и Церковь, и истово защищал Лев Толстой. Сегодня нам больше всего не хватает искренности, открытости, правдивости, честности, милосердия и нравственности в самом широком и самом глубоком понимании этого слова. Мне кажется, это то самое поле, на котором можно объединить и чаяния великого Льва Толстого и то, чем уже на протяжении многих веков занимается Русская Православная Церковь.

Митрополит Иларион: Давайте вернемся к тому вопросу, который Вы поставили в начале нашей беседы: как сегодня Церковь смотрит на Толстого и на конфликт между ним и Церковью? Мне кажется, что главным в синодальном постановлении было не осуждение Толстого как лжеучителя, как еретика, а именно скорбь о том, что произошла трагедия. Один из наших религиозных философов очень точно отметил: трагедия Толстого заключалась в том, что он много лет искал Христа, но не встретил Его на своем жизненном пути, то есть в своем внутреннем религиозном опыте он не встретил живого Спасителя. И это подтверждается его дневниками, его прозой.

Он рассказывает, например, о том, как отошел от Церкви: это произошло в момент Причастия. Он совершил все положенные обряды, он говел, ему казалось, что он подходит к Чаше с вполне правильным настроем… И вдруг в тот момент, когда священник стал говорить, что это есть Тело и Кровь Христовы, Толстой сказал себе, что не верит в это. С этого начался его отход от Церкви. С одной стороны, это был акт той честности, искренности, о которой Вы говорите, но, с другой стороны, произошло то, что мы как христиане и я как священнослужитель не можем воспринимать иначе как трагедию: в тот момент, когда человек должен был встретить Христа, он Его не встретил.

Это нельзя поставить только в вину человеку, здесь есть некая тайна взаимоотношений между человеком и Богом, которую мы как священники видим в судьбах многих людей. Мы видим, что иногда Господь каких-то людей призывает явным образом, но почему-то они этот призыв не слышат, не замечают, что Господь рядом, и это действительно трагедия человека. Ведь когда сестра Льва Николаевича после его смерти спрашивала, как за него молиться, оптинские старцы говорили: молись за него, ибо милосердие Божие безгранично. И мы верим в это милосердие Божие.

В. Толстой: Вы же знаете, что его сестра была монахиней в поздние годы своей жизни. Конечно, она очень любила и брата, и Бога, и думаю, что ее молитвы были полны и слез и любви и многое сделали для души Льва Николаевича. Я в этом абсолютно убежден. Есть люди, которые Бога не ищут, есть люди, совершающие преступления, убивающие других людей и делающие много дурного в жизни. А есть люди, которые всю жизнь ищут Бога, но кому-то посчастливится найти Его, а кому-то, в том числе, как Вы считаете, Льву Николаевичу — нет. Мы с Вами — смертные земные люди и не знаем, что в итоге состоялось, а что нет, когда его дух отлетал, когда оканчивался его земной путь. Это общая тайна Толстого и Бога, и такой она, наверное, останется, а нам просто надо быть добрее, мягче и видеть хорошее, а не дурное.

Митрополит Иларион: Я согласен с этим, и я знаю, что многие потомки Льва Николаевича, будучи глубоко верующими православными людьми, переживали, в том числе, и за его судьбу, молились и молятся за него. Это очень важно для его судьбы: весь мир почитает его как великого писателя, но что происходит с его душой, знает один Господь, и все те, кому дорого его имя, призваны молиться за него, за упокой его погибшей души, ибо Господь обладает неизреченным милосердием и может спасать человека неведомыми для него и для нас путями.


Лев Толстой – русский писатель и мыслитель, участвовал в обороне Севастополя, занимался просветительской и публицистической деятельностью. Стоял у истоков толстовства – нового религиозного течения.

Детство и юность

Родился Лев Толстой 28 августа(по новому стилю 9 сентября) 1828 года в родовом имении матери Ясная Поляна Тульской губернии. Его отец – граф Николай Толстой, выходец из старинного рода Толстых, которые были в услужении у Ивана Грозного и Петра I. Мама принадлежала к семейству Волконских, потомков Рюриков. Лев Толстой и поэт Александр Пушкин имели общего предка – Ивана Головина, адмирала царского флота.

Лев Толстой в молодости

Мама Льва умерла вскоре после того, как родила дочь, Льву в то время не исполнилось и два года. Лев был четвертым ребенком в дворянской семье. Отец ненамного пережил мать, он умер через 7 лет после ее кончины.

Программу начальной школы Лев Толстой прошел дома. Его учили французские и немецкие преподаватели. В 1843-м Толстой стал студентом факультета восточных языков Казанского университета. Он не особо интересовался языками, поэтому успеваемость была очень низкой. Это послужило стимулом сменить факультет. Толстой отдал предпочтение юридическому. Однако и эта перемена не дала результата, спустя два года он вообще ушел из университета, так и оставшись без ученой степени.

Молодой Лев Толстой

Толстой вернулся в свое родовое гнездо – Ясную Поляну. У него появился план наладить свою жизнь по-новому, жить в ладах с крестьянством. Из этой затеи ничего не получилось, но в этот период он записывал все наблюдения в дневник, делал выводы. Кроме этого молодого графа Толстого часто видели на светских раутах, и за занятием музыкой. Он мог часами слушать любимых композиторов, среди которых были Фредерик Шопен, Иоганн Бах, Вольфганг Амадей Моцарт.

Литература

Лев Толстой в процессе творчества

В 1856 году он бросил Петербург и снова поселился в Ясной Поляне. Но пробыл там всего до января 1857 года, и отправился за границу. На протяжении шести месяцев он посетил Италию, Германию, Швейцарию, Францию. По возвращении Толстой недолго пожил в Москве, а потом снова поселился в Ясной Поляне. У него появилась идея учить детей крестьян, и Лев с большим рвением занялся открытием для них учебных заведений. Благодаря усилиям писателя вскоре в окрестностях его имения заработало два десятка школ.

В 1860 году Толстой снова отправился за границу. Он побывал в Бельгии, Германии, Швейцарии, изучал тонкости педагогики этих стран, чтобы потом использовать увиденное на родине.

Лев Толстой с детьми

Лев Толстой родоначальник

Впоследствии Толстой разработал учение ненасильственного сопротивления злу, и последние три десятка лет его жизни его почитали, как духовного и религиозного лидера.

Читайте также: