Трафаретная печать история возникновения кратко

Обновлено: 16.06.2024

Вы когда-нибудь задумывались о происхождении, казалось бы, совершенно неприметных вещей? Например, кто первый придумал солонку, и что его подтолкнуло к созданию именно такого нехитрого атрибута нашей трапезы. Скорее всего, нет, ведь даже если Вы воспримете эту информацию, то она точно не отпечатается в Вашем сознании. А знаете ли Вы, что печать в своей первичной форме появилась еще в период древности? Нет? Что ж, тогда позвольте обратить Ваше внимание на историю возникновения и модификации трафаретов.

Как уже было сказано, сначала изображения на стены пещер наносились именно трафаретным способом. Такие примеры были найдены на территориях, где сейчас находится Испания и Франция. Одна из исследуемых пещер была полностью изрисована сценами охоты первобытных людей.

В Древнем Египте люди тоже частенько пользовались трафаретами. Наиболее популярная область их применения включала в себя процесс декорирования стен гробниц фараонов или известных, знатных лиц и саркофагов, изготавливавшихся для мумий.

В тринадцатом веке до н.э. заметно ощущалась нехватка искусных мастеров, которые могли бы выполнять росписи храмов или зданий. Технология того времени заключалась в элементарном копировании, с которым справлялся даже самый недалекий рабочий. Работник, который должен был покрасить стену, тщательно и аккуратно копировал изображение, выполненное художником именно с помощью трафарета. Он осторожно и неспешно накалывал этот трафарет по контуру, а затем прикладывал его к стене и втирал в отверстия порошок, предварительно сделанный из угля. На стене оставался очень четкий контур того рисунка, который требовалось скопировать. Во втором этапе за работу брался каменотес. В его обязанности входило углубление получившегося контура. В завершении работы третий исполнитель наносил тоненький слой штукатурки на поверхность стены, после чего придавал изображению цветность согласно первоначальному образцу. Такой способ переноса изображения получил название метод припороха.

Разнообразие форм и видов

Сейчас сфера применения трафаретов настолько обширна, что перечислять все отрасли попросту не представляется возможным. Познакомимся с наиболее интересными из них.

Декор

Работа по оформлению помещения подразумевает под собой не только внутреннюю отделку и косметический ремонт. Для тех, кто хочет, чтобы дизайн его дома радовал глаз и отличался оригинальностью, в свободной продаже есть широкий выбор трафаретов для декорирования. Вы можете приобрести, как многоразовый, так и одноразовый шаблон. Одним из удачных примеров использования этой технологии для оформления стен является трафарет в виде причудливого иероглифа. Рекомендуется в качестве заливочной краски использовать либо стандартный черный цвет, либо красный. Воздержитесь от применения экзотических цветов, они не будут гармонировать с таким шаблоном.

Аэрография

Такой вид оформления различных средств передвижения не теряет популярности на протяжении многих десятка лет. С помощью специальных трафаретов и аэрографа, наполненного особой краской, на мотоциклы и машины наносятся эффектные и яркие узоры. Материалами, из которых изготавливаются эти шаблоны, могут служить тонкий пластик или самоклеющаяся пленка. В случае с пластиковым трафаретом необходимо наличие плоттера, чтобы шаблон получился точным, ровным и без каких-либо ошибок. Кстати, такие шаблоны не являются одноразовыми, и прекрасно послужат Вам в дальнейшем.

Граффити

Да-да, это именно то, что Вы можете видеть, прогуливаясь по улицам Вашего города. Многочисленные надписи, иногда не несущие никакой смысловой нагрузки, и очень реалистичные изображения людей - все это создается не без использования трафаретов. Большая часть таких шедевров появляется на зданиях при помощи профессиональных или выполненных собственноручно трафаретов. Последние изготавливаются чаще всего из картона, но допустимо использовать другие материалы, которые выдержат многократное взаимодействие с красками из баллончика.

Юридическая ответственность за творчество

Если Вы успели проникнуться этой темой, и у Вас зародилось стремление создать свой трафарет и перенести с помощью него уникальный рисунок на одно из зданий в Вашем городе, помните, что несанкционированное нанесение таких рисунков будет расценено как умышленная порча чужого имущества, хулиганство или же вандализм. Чем это грозит для провинившегося? Мерой ответственности может стать приличный штраф, а в некоторых случаях - тюремное заключение.

Трафареты сейчас

В настоящий момент заказать трафарет можно, обратившись в одну из многочисленных фирм, которые оказывают услуги по плоттерной резке. Это может быть как несложное изображение или орнамент, так и замысловатое переплетение форм. Как правило, такие компании имеют в своем распоряжении все необходимое оборудование, и Вы получите заветное изделие в кратчайшие сроки. Радует и широкий выбор материалов, который позволяет воплощать идеи по декорации или же по стандартной штамповке надписи либо рисунка.

История шелкографии

История трафаретной печати или шелкографии насчитывает тысячелетия. Основой древней печати были шаблоны, представляющие собой вырезные трафареты. Одним из доказательств существования древней техники являются найденные в пещерах французских Пиренеев изображения, выполненные вручную с помощью вырезных трафаретов, через которые на камни наносились рисунки посредством выдувания краски через трубочки.

Шелкография – самый древний и практичный метод нанесения изображения, история шелкографии начинается с далеких веков до нашей эры. Вопреки предположениям, что техника трафаретной печати зародилась на Востоке, в частности, в Китае и Корее, где за много тысячелетий до н.э. впервые начали производить шелк, есть основания полагать, что трафаретная печать зародилась на территории современного Ливана.

Археологические и исторические находки показали, что финикийцы или близкий им народ нашли способ нанесения краски на ткань при помощи технологий, похожих на современную трафаретную печать.

История технологии шелкографии

Многие сведения по истории технологии трафаретной печати и шелкографии указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические и исторические исследования показывают, что финикийцы научились воспроизводить рисунки на ткани с помощью способа, который не имеет ничего общего с современными технологиями трафаретной печати, но представляет рождение множительной системы печати, системы повторения изображения.

Рождение шелкографии нужно рассматривать не как рождение искусства, происходящего от печатания по тканям, а как рождение технологии, базирующейся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц – штампов, на которые тампонами, изготовленными из различных тканей, наносилась краска.

Значительное улучшение трафаретного метода печати произошло 18 столетий спустя, примерно в 1185–1333 годах, около города Камакура, остров Нипон, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая и искусство печати. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью новой технологии печати: изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким способом изображение удерживалось вместе, а тонкие волосы становились незаметным, когда смоченный пигментом тампон прижимался к декорируемой поверхности.

Дальше развитие техники трафаретной печати перекочевало с Востока в Индию, из которой во времена завоевания англичанами шелкография попала в Европу. В XVI-XVIII веках трафаретная печать плотно обосновалась в Западной Европе, где Жан Папиллон в 1750 году начал выпускать обои с трафаретным рисунком. Также этот метод, названный Pochoir, применялся для декорирования мебели, стен, тканей и металлических изделий.

В ХVIII веке шелкография распространяется во многих странах. В США, например, с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани, изделия из металла.

История трафаретной печати

До наших дней форма трафаретной печати дошла в виде фрагментов ткани, на которые рисунок наносили смолой. Затем на такие формы с помощью тампона или кисти наносилась краска через свободные места на запечатываемую поверхность. В первой половине XIX века во Франции в качестве основы трафаретной формы печати начали применять специальная ткань в виде сита, сотканная из шелка.

К середине XX века трафаретная печать широко использовалась при изготовлении сувенирной и рекламной продукции. Изменился и материал, из которого изготавливалась сетчатая основа. Шелк сменили на синтетическую ткань из моноволокон, а позже - сплетенные из полиэфирных волокон, металлизированные и металлические.

Развитие технологии трафаретной печати

В 1955 году была организована фирма Risograph. Начался новый этап истории развития оперативной полиграфии, основой стала трафаретная ротационная печать, которая впоследствии была интегрирована с информационными технологиями. И если в начале ризограф был просто печатным аппаратом, то более поздние модели стали практически высокоскоростными сетевыми принтерами для компьютеров. Они имеют встроенный интерфейс, позволяют мультиплицировать изображение, тубы с краской оборудованы чипами для проверки ее качества.

Печатная плата

Огромный вклад печать шелкографией внесла в электронную промышленность, где способом трафаретной печати начали оформлять панели приборов, наносить защитные маски на монтажные платы, изготавливать гибкие пленочные клавиатуры, а также печатать токопроводящими печатными композициями. Особое значение имело появление технологии SMT (технология монтажа на поверхность), суть которой заключается в том, чтобы устанавливать электронные элементы на поверхность печатной платы. Без такой технологии промышленной полиграфии трудно сейчас представить массовое производство современных электронных устройств.

Трафаретная печать, создание отпечатков на какой-либо поверхности через трафарет, является одним из старейших в истории способов размножения изображений: нет ничего проще, чем вырезать такой трафарет на любой тонкой и плоской пластинке, чтобы затем продавливать через него краску. По свидетельствам исследователей, около тысячи лет назад в Европе уже пользовались шаблонами или трафаретами. Так, «для остготского короля Теодориха Великого, – говорит М.И. Щелкунов, – был изготовлен шаблон, на котором прорезаны буквы THEOD, при помощи которого он печатал свое имя. При прорисовке заглавных декоративных букв в рукописях на пергаменте также использовались шаблоны.

Естественно, за прошедшие века шелкография и трафаретная печать существенно изменились. Шелкография сохраняет за собой определенные сегменты рынка полиграфии и остается полноправным способом, применяющимся в типографском производстве целого ряда изделий.

Первым материалом, который стал использоваться для изготовления трафаретной сетки, стал шелк. На деревянную раму сначала натягивалась шелковая ткань, а затем ручным или фотомеханическим способом наносилось изображение в виде трафарета. Отсюда и название этого способа печати – шелкотрафарет, шелкотрафаретная печать, трафаретная печать или шелкография (в английском языке – Silk-Screen Printing). Немцы назвали этот способ Siebdruck (Sieb – сито, решето, Druck – печать), потому что впоследствии вместо шелка стали применяться металлические, а в современной шелкографии, трафаретной печати и полимерные сетки. И еще одно название трафаретной печати, имеющее греческое происхождение, – сериграфия. Что такое шелкография.

Самое элементарное оборудование, необходимое для изготовления трафаретных оттисков – это трафаретная рама, например, металлическая или деревянная, на которую натягивается сетка, а также ракель – эластичный резиновый или полимерный нож, которым распределяют печатную краску по поверхности трафарета-шаблона и продавливают ее через открытые участки этого шаблона. Из расходных материалов необходимы печатные краски, материал для изготовления шаблона и материал для трафаретной сетки.

Современный уровень полиграфического оборудования и техники позволил на основе трафаретной рамы создать трафаретные плоские машины, в том числе больших форматов, до 120x180 см и более. Механизация и современная автоматика и позволяют печатать высококачественную полиграфическую продукцию на любых основах, что недоступно для других видов печати.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что за свою историю трафаретная печать претерпела значительные изменения за многие тысячелетия. И, несомненно, шелкография до сих пор сохраняет свои сегменты рынка и остается популярным способом печати, применяющимся в производстве различных изделий в полиграфии, рекламе, стекольной, текстильной, керамической, электронной и других отраслях промышленности.

В чем же причины неизменной популярности с момента зарождения и до наших дней этого самого древнего способа печати – шелкографии?

  • во-первых, такого толстого слоя печатной краски на оттиске не может обеспечить ни один из других способов печати, и яркость цветных элементов у шелкографии также наивысшая
  • во-вторых, большеформатная печать – также важное преимущество трафаретной печати, на размеры сеток нет жестких естественных ограничений
  • в-третьих, шелкография - это печать практически на любой поверхности. Трафаретным способом можно печатать на пластике, стекле, коже, ткани, керамики, изготавливать печатные платы, наклейки и стикеры, микросхемы, наносить изображение на самые разные материалы и практически на любые поверхности.
  • также одно из немаловажных преимуществ трафаретной печати – экономичность производства.

Воспользоваться всеми перечисленными преимуществами технологии печати шелкографией с многовековой историей развития, вы можете обратившись в нашу типографию трафаретной печати.

Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.


Трафаретная печать, какой мы ее знаем сегодня, в большей степени ремесло, а также наука и искусство. История трафаретной печати — это интереснейшая история развития печатных средств передачи и информации посредством рисунка, письма и репродукций. Трафаретная печать это сумма всех достижений человеческой мысли. Тысячелетний опыт человеческой цивилизации, объединяющий многие искусства и науки, сконцентрирован в технологии трафаретной печати. Технология печати через трафарет-шаблон, считается одним из самых древних методов нанесения изображения, применялась повсеместно и во все времена людьми с разным уровнем культурного развития.

Известны два способа трафаретной, печати: контактный и бесконтактный. Печать осуществляется с применением плоских так и ротационных печатных форм. В свою очередь по технологии изготовления печатных форм способ можно разделить на два направления: печать с применением форм выполненных на сетчатой основе и форм–шаблонов (масок). Формы–шаблоны применяются невероятно широко — с помощью трафаретов можно получить идеальное изображение или орнамент, причём, многократно. С форм–шаблонов началась история трафаретной печати.

Трафаретная печать самый древний из известных видов печати — способ, при котором краска переносится на запечатываемый материал путем продавливания сквозь печатающие элементы форм. Краска наносится с помощью тампона, кисти, валика, ракеля или струйным методом.

Наскальные рисунки перекочевали в каменные джунгли современных мегаполисов. В 70х годах ХХ века, в Нью-Йоркских кварталах зародилась молодежная хип-хоп-субкультура. Ее неотъемлемой частью стало граффити, как способ самовыражения. Завезенное из-за океана уличное искусство захлестнуло и Европу.


Stencil Art - искусство трафарета

Также большой известностью пользуется британский художник мастер трафарета Банкси. Этот вид граффити очень популярен в странах Латинской Америки, а австралийский город Мельбурн многие склонны считать столицей стэнсил арта.

Самые первые трафаретные изображения с целью политической рекламы использовались еще в далеком 1870 году в Париже. Метод политической пропаганды успешно применяют многие политические движения и в наши дни.

История трафаретной печати с применением сетчатых форм насчитывает тысячелетия. Существуют гипотезы о китайском и корейском происхождении трафаретной печати, основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этих странах за много тысячелетий до н. э. Но нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить.

Согласно дошедших до нас исторических фактов, трафаретная печать, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией на территории современного Ливана. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями знаний о технологии трафаретной печати, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.

Существует гипотеза о зарождении трафаретной печати на Ближним востоке, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. На это указывают узоры финикийских тканей, в которых присутствуют повторяющиеся рисунки, нанесенные красным пигментом получаемых из морских малюсков. Подобные рисунки невозможно было создать без помощи специального оборудования, которым финикийцы, без сомнения, обладали.

В древней Греции трафареты также использовались для разметки мозаичных композиций и росписи стен.

Далее, из-за отсутствия исторических данных все пути ведут в Римскую империю в первый век нашей эры. В позднем Риме трафареты применяли все с той же целью и кроме того для обучения письму и изготовления, прототипа современно наружной рекламы, красочных табличек приглашавших граждан Рима на игры и собрания.

Трафареты–шаблоны датированные IV веком до н. э. были найдены и в Индии. В Перу и Мексике в доколумбовую эпоху тоже печатали по текстилю. Наверное, этот простой и доступный способ применялся многими народами на всех континентах.

Эти же методы шаблонной печати применяли в течение многих тысячелетий, для украшения одежды на многих островах Тихого океана. Трафареты достигли высокого уровня изящества в индонезийском архипелаге. Техника трафарета была объединена с технологией батика (ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов, например воска, парафина). Эти процессы развивались из поколения в поколение методом проб и ошибок. На островах Фиджи, листья банана и бамбука применялись в качестве материала для трафарета.



Мать птица. Автор; Ashoona , Pitseolak , 1961. Stencil .

Самые древние оттиски способом трафаретной печати были найдены в Китае, Японии и на архипелаге Фиджи в юго-западной части Тихого океана.

В V веке в Китае способом трафаретной печати тиражировались императорские указы, раскрашивались веера, непременный атрибут тех времен. Украшали стены домов, наносили рисунок на текстиль, данным способом изготавливались японские и китайские миниатюры на ткани.

Эта техника, впервые появившаяся в Китае, предполагает применение не только сложных, цветоделенных бумажных форм–шаблонов, но и требует завершающей прорисовки вручную с помощью жесткой кисти. Благодаря чему изображение получается очень реалистичным.

Техника кокэти (узор по трафарету) использовался в Японии еще в VIII веке. С помощью искусно вырезанных трафаретных форм орнаменты наносились как на ткани для традиционного японского костюма, конских попон, так и на доспехи самураев.

На протяжении веков, художники и ремесленники использовали трафареты для создания цветных повторяющихся мотивов и образов. Большинство людей рассматривают трафареты, как инструмент для коммерческого, утилитарного и декоративного приложения, например, для моделирования старинных народно-художественных конструкций на стенах и мебели, маркировки транспортных контейнеров, или номера домов и почтовых ящиков. Надо вспомнить о популярности трафарета, как художественного средства в виде шаблона, и как средство политической и социальной рекламы.

В начале прошлого века техника воспроизведения изображений с применением трафаретов выделялась на фоне машинных способов печати. В те времена трудно было добиться высокого качества цветной печати существующими способами. Способ вырезных трафаретов легко сочетался с изображениями отпечатанными методом литографии, ксилографии, при этом географические карты, чертежи или гравюры, превращались в декоративные авторские работы изобразительного искусства.

Термин был введен в обиход в конце 1800-х годов наряду с самыми изысканными выражениями. Процесс предусматривал применение от 20 до 250 различных травленных кислотами медных, цинковых или вырезных картонных вощенных трафаретов для раскрашивания черно-белых стеклянных фотопластинок. В дальнейшем на смену металлическим трафаретам пришли новые материалы, такие как целлулоид. Для нанесения гуаши, акварельной краски использовали тампон или жесткие волосяные щетки из бобра, а в дальнейшем применяли аэрографы. Трафареты строго позиционировали согласно изображению по меткам или штифтам.

Трафарет в те времена стал идеальным средством для реализации художественного замысла автора. Он позволял создавать отпечатки с высокой степенью интенсивности и глубиной цвета. Первоначально применялся в качестве технологии цветной печати, а в последующие годы pochoir процесс был заброшен, поскольку он был слишком дорогостоящим и трудоемким. Остался в виде ремесла и декоративно-прикладного искусства для художественного нанесения изображений на различные поверхности.

Технология выполнения иллюстраций с применением трафаретов достигла своего расцвета в 20-х годах прошлого века в культурных центрах художественного производства в таких городах, как Париж, Лондон, Флоренция, Нью-Йорк и авангардных издателей Праги и других городах Восточной Европы. В Соединенных Штатах, вырезные трафареты pochoir уступили довольно быстро свое место Sérigraphie (шелкография). Прекрасные книги почти столетней давности демонстрируют замечательную эпоху в истории книгопечатания. Первые книги с иллюстрациями выполненными методом pochoir в тонах сепии были выполнены под влиянием мастеров японского исскувства.

Интерес художников к японской гравюре в начале19 –го века превратился во французскую форму искусства. В те времена, применяя трафарет, работало около 600 печатников и художников в тридцати дизайн-студиях. Эти мастера выполняли отпечатки не только в журналах мод, но картины для интерьера, печатали по ткани, изготавливали игральные карты и документы. Изображения выполнялись в основном в с стиле модерн, а затем деко.

Техника pochoir применялась не только при печати известных французских журналов моды (Gazette du Bon Ton, Le Jardin des Dames et des Modes ) , эту технику использовали многие художники. Пауль Ирибе (Iribe) стал знаменитым в 1908 году после того, как отпечатал по трафаретам для знаменитого кутерье Поля Пуаре цветные иллюстрации для брошюры тиражем 250 экземпляров. Пуаре был одним из первых, кто осознал возможности трафарета для создания иллюстраций, это дало важный импульс для искусства моды.

В конце 19 века во многих странах предпринимались многочисленные попытки создания шаблонов для печати из различных материалов металла, картона и бумаги. Пытались решить проблему удержания внутренних элементов трафарета. Примером этому могут служить многочисленные патенты. Так, в патенте 1885 года Вильяма Миллера предлагалось применять проволоку для придания жесткости и крепления пробельных элементов шаблона. Примерно в этаже время появились патенты на устройство шаблонов с применением плетеных шелковых ниток в виде марли. Патентов по этой тематике было выдано великое множество, как в Америке, так и в Европе. Имеют ли эти изобретения прямое отношение к полиграфии утверждать сложно.

Над созданием трафаретных форм трудились многие изобретатели. Бельгиец Шреурс (Патент Германия, 1893), А. Верикел (США, 1902), Дикс (США, 1903), Раймонд (Франция, 1906) и Симон (Англия, 1907) и многие другие. Все эти патенты были направлены на создание шаблонов без перемычек. Англичанин Джозеф Сакс предлагал в своем патенте еще в 1879 году применять шелковые ткани в качестве основы.

Первыми кто, применил фотохимию в трафаретной печати на западном побережье США в 1911-15 годах были Рой Бек, Чарльз Питер и Эдуард Оуэнс (Roy Beck, Charles Peter, Edward Owens). Они изучали и экспериментировали с солями хромовой кислоты, сенсибилизировали эмульсии для изготовления трафаретных форм с применением природных коллоидов. Эти три экспериментатора оказались революционерами коммерческой полиграфии, благодаря внедрению желатиновых фотоэмульсий для изготовления форм трафаретной печати. Применение данного метода потребовало еще многие годы упорного труда для достижения позитивных результатов.

Сейчас существует много вариантов технологий по подготовке форм трафаретной печати с применением капиллярных пленок, прямых, и косвенных способов, где непосредственно применяются эмульсии. Трафаретная печать в настоящее время использует искусственные коллоиды с применением поливинилового спирта и поливинилацетата, да и диазосенсибилизаторы намного безопаснее и менее токсичные, чем бихроматы. Хотя диазосоединения менее чувствительны к свету, они позволяют получать изображения на форме более чёткими.

В 60-х годах прошлого века пришла эпоха транзистора и принесла с собой потребность эффективно производить печатные платы, используемые в производстве электронных устройств. Трафаретный способ печати оказался лучшим способом для нанесения рисунка на фольгированный материал. Так родилось новое направление применения трафарета в радиоэлектронике. Без трафаретной печати, большие объемы производства печатных плат, скорее всего, не были бы возможны. Радиоэлектронная промышленность стала основным двигателем развития технологии и специальных материалов для трафаретной печати.

Конец прошлого века был ознаменован появлением технологией поверхностного монтажа ( SMT ). Ключевым фактором этой технологии является трафаретный способ нанесения паяльной пасты на платы печатного монтажа. Без этой технологии трудно представить производство мобильного телефона, компьютера и других устройств.

В настоящее время, с появлением новых видов материалов и технологий их обработки, стало возможным достижение более высоких уровней качества изображений. Трафаретная печать с применением металлических шаблонов стала широко использоваться в электронной промышленности при производстве плат различных приборов. В настоящее время миллионными тиражами с применением SMT технологии изготавливаются платы печатного монтажа. Формы шаблоны, для нанесения паяльной пасты, выполняются методом гальваники или выжигаются лазером из металлической фольги.

Печатная форма выполнена из никелевой фольги с применением гальваники

Печатная форма выполнена из никелевой фольги с применением гальваники

История шелкографии

Шелкография — техника воспроизведения изображений с многолетней историей. Впервые изобрели трафаретный способ печати на шелке древние китайцы в XII веке до нашей эры. В это же время простейшие трафаретные формы для нанесения красок на ткани использовали финикийцы на Ближнем Востоке. Но затем на несколько тысячелетий техника трафаретной печати была забыта.

Шелкография в Европе в качестве техники трафаретной печати появилась в XVI веке. Ее применяли в производстве тканей, мебели, обоев и изделий из металла. Но из-за дороговизны натурального шелка этот вид печати долгое время оставался весьма затратным.

Шелкография. Вилли Баумейстер. APU 5b, 1955

В 1907 году англичанин Самуэль Саймон (Samuel Simon) запатентовал промышленный способ трафаретной печати через шелковую ткань. С этого времени начинается бурное развитие новой техники. Ее начали использовать не только для промышленных целей, но и в искусстве — для создания репродукций картин и ярких плакатов.

На протяжении первой половины ХХ века техника трафаретной печати постоянно совершенствовалась, а себестоимость производства оттисков — неуклонно снижалась. В результате, уже к началу 1930-х гг., шелкографию массово стали применять в коммерческих целях.

В это же время происходит зарождение шелкографии как полноправного вида искусства. Американский художник Гай Маккой (Guy Maccoy) одним из первых начинает использовать трафаретную печать при создании картин. Он смело экспериментирует с различными материалами и компонентами для красок, организовывает выставки своих работ, которые не пользуются большим успехом у публики и критиков.

Шелкография. Роберт Раушенберг. Buffalo II, 1964

В 1960-х годах благодаря Энди Уорхолу (Andy Warhol) происходит резкий рост интереса к шелкографии. Гениальный американский художник первым осознал безграничные возможности трафаретной печати в процессе создания произведений искусства в стиле поп-арт. Он сумел в своих работах соединить обыденные вещи с яркими кричащими цветами, использовал новые материалы и добился всемирного признания.

С этого времени шелкография окончательно становится полноправным видом современного искусства. Сотни художников используют трафаретную печать в своем творчестве, их работы успешно продаются на мировом арт-рынке. Сегодня сериграфия наряду с живописью и скульптурой по праву считается ярким и самобытным способом самовыражения творческих людей.

Известные художники, использовавшие шелкографию в своем творчестве

Многие известные художники ХХ-ХХI веков обращались к шелкографии для реализации смелых творческих замыслов. Особо выделяются среди них следующие мастера:

На сайте Very Important Lot ценители искусства имеют уникальную возможность принять участие в арт-аукционах по продаже предметов антиквариата. Здесь также можно купить картины, графику, скульптуры, иконы талантливых современных художников без посредников.

Читайте также: