Проблема разоружения 1920 кратко

Обновлено: 25.06.2024

Вопросы войны и мира среди глобальных проблем, имеющих всеобъемлющий характер и затрагивающих интересы всех народов мира, занимают ведущее место в иерархии жизненных потребностей. Большинство людей, вне зависимости от национальности, социальной ниши, возраста, веры и политических пристрастий с надеждой смотрит на процесс разоружения, как важнейший элемент укрепления международной безопасности в современном мире.

Трудности борьбы и перспективы процесса разоружения

Несмотря на осложнение международной обстановки, борьба за решение проблем разоружения и укрепление безопасности в мире не теряет актуальности. Трудно, шаг за шагом, прилагаются огромные усилия для достижения прогресса в переговорных процессах и поиске взаимоприемлемых решений на пути разоружения.

Нормандская четверка пытается договориться в Минске, в Вене подписывается соглашение с Ираном, в Астане встречаются за столом переговоров представители сирийской власти и оппозиции. Развитие событий в таком ключе дает надежду на разрешение проблем разоружения в перспективе.

Сущность разоружения

Природа войны заключена в экономических трудностях, порождающих желание овладеть недостающими чужими богатствами или защитить свои ресурсы от посторонних посягательств. Накопление оружия создает не только угрозу всеобщего уничтожения, но и тормозит социально-экономическое развитие народов.

Суть проблемы разоружения состоит не только в уничтожении оружия, а в создании механизма нейтрализации причин вооруженных конфликтов. Задача процесса разоружения состоит в создании новой международной системы, в которой для разрешения противоречий не потребуется оружия.

История проблемы

Разоружение, в качестве идеи, внедряемой в государственную политику, появилось практике международных отношений на рубеже XIX-XX веков. Инициатором первой мирной конференции 1899 года в Гааге был Николай II. На ней впервые подняли вопрос о разоружении, но дальше декларативных ограничений применения некоторых видов вооружений дело не пошло.

После двух мировых войн важность проблемы разоружения подчеркнули:

  • мировая политическая и военная нестабильность;
  • гонка вооружений.

Опасность гонки вооружений проявилась:

  1. В масштабах развития вооружений стирающей грани их целевого применения.
  2. В интересах военно-промышленного комплекса, поддерживающихся широким кругом людей, занятых в производстве вооружений.
  3. В разрешении геополитических противоречий между государствами с помощью вооружений.
  4. В системе политического контроля над развитием оружия массового поражения, испытывающей постоянные затруднения.

В эпоху нагнетания ядерного противостояния разоружение делается главным условием выживания человечества на планете Земля.

Что такое разоружение

  • Односторонние акции и локальные договоренности;
  • Соглашения между государствами;
  • Детальные формулы, нацеленные на глобальную демилитаризацию.

Разоружение в конце XX и начале XXI века выходит на первый план мирных инициатив. Количество накопленного на земле оружия уже превзошло все самые наивысшие пределы, его применение способно не раз разорвать планету на части.

Аспекты разоружения

Как одна из глобальных проблем, разоружение рассматривается в конце XX и начале XXI веков с разных точек зрения в нескольких аспектах

Решение проблемы возможно только совместными усилиями международного сообщества. Отказ от порождения новых вооруженных конфликтов и решение споров дипломатическим путем составят гуманитарную основу для разоружения.

Всеобъемлющая договорная база разоружения, созданная за последнюю четверть XX века и формы объективного контроля, обозначили качественный сдвиг процесса в начале III тысячелетия. Разоружение стало юридическим фактом.

Войны и испытания, новейших образцов вооружений превращают значительные территории в безжизненные пустыни. Процесс разоружения способен замедлить, а то и вовсе остановить процесс экологической катастрофы на нашей планете.

Особенности проблемы разоружения в современном мире

События в Югославии, Афганистане, Ираке, Сирии и современной Украине деформировали процесс разоружения в конце XX и начале XXI века. США и их союзники пользуясь миролюбивой риторикой, проводят в жизнь свои экспансионистские планы. В таких условиях, твердые переговорные позиции России, подкрепленные военно-техническими достижениями, немало способствуют решению проблем разоружения.

Разоружение было самым популярным лозунгом "эры пацифизма". Логика ограничения возможности государств развязать войну через разоружение нашла отражение в уставных положениях Лиги наций о сокращении национальных вооружений и контроле над военной промышленностью, в решениях международных конференций, созывавшихся под ее эгидой. Будучи крупномасштабной целью, разоружение стало предметом длительных межгосударственных переговоров и определило задачи международных миротворческих движений.

В политической практике 20-х годов существовало несколько основных подходов к разоружению. Первый состоял в разоружении как таковом и предусматривал сокращение имеющихся арсеналов. Второй предполагал введение согласованного контроля над наращиванием вооружений и военным производством. Третий акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политических гарантий национальной безопасности государств. Четвертый был комплексным и состоял в постулировании жесткой триединой взаимосвязи "всеобщий мир-безопасность-разоружение". Разоруженческие усилия в 20-х годах не дали крупных результатов, но их не следует недооценивать. Благодаря предпринимавшимся попыткам задачи разоружения были введены в круг практических задач политиков и дипломатов, которые стали постепенно накапливать необходимый экспертный и переговорный опыт. Кроме того, некоторые частные договоренности об ограничении вооружений имели действительно важное прикладное значение, поскольку эти договоренности замедляли милитаризацию международных отношений.

В 1923–1924 гг. по инициативе Лиги наций была образована международная Комиссия по изучению военно-технических аспектов разоружения. В ее рамках возникла идея созыва международной конференции, которая разработала бы всеобъемлющую программу мер для предупреждения военно-технической гонки силового соперничества как между великими державами, так и между малыми и средними странами.

В 1925 г. в Женеве под эгидой Лиги наций был образован Подготовительный комитет конференции по разоружению, в который вошли представители 21 страны, включая США и СССР. Правда, в работе первых трех сессий комитета в Женеве советский представитель не участвовал из-за разрыва советско-швейцарских дипломатических отношений после убийства на территории Швейцарии, в Лозанне, в мае 1923 г. советского дипломата В.В.Воровского. СССР включился в работу только IV сессии в ноябре 1927 г. после того, как в мае 1927 г. советско-швейцарские дипломатические отношения были восстановлены.

Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел Литвинов на этой сессии представил проект полного и немедленного разоружения. Предлагалось в течение одного года осуществить пятидесятипроцентное сокращение вооруженных сил всех государств, с тем чтобы в последующие три года была осуществлена демобилизация армий, отменены законы о воинских повинностях, уничтожены имеющиеся вооружения и военные материалы и т. д. Этот проект был воспринят зарубежными государствами как заведомо нереалистичный. Страны Лиги наций отказались его обсуждать. В пропагандистском ключе был выдержан и предложенный Москвой в марте 1928 г. новый, несколько смягченный проект конвенции.

Между тем требования разоружения со стороны общественности множились. От правительств требовали сокращения военных расходов и увеличения бюджета социальных затрат. Великобритания и особенно Франция в условиях мощного давления избирателей против увеличения военных расходов испытывали серьезные трудности с изысканием ресурсов для финансирования программ модернизации своих вооруженных сил. Особенно типичной такая картина была для Франции. Понимания невозможность увеличить военные расходы, французское правительство проявляло упорство в недопущении возрождения военной мощи Германии, которая требовала или отмены ограничений на строительство ее вооруженных сил, или снижения уровней вооруженности Франции и Великобритании до того, каким обладала Германия.

В ноябре-декабре 1930 г. состоялись заключительные заседания Подготовительной комиссии, на которых были приняты большинством голосов проекты концепции разоружения, которую предлагалось вынести на обсуждение международной конференции в Женеве, назначенной на февраль 1932 г… Германия и СССР голосовали против проекта, поскольку в нем содержалась оговорка о том, что все договоры, действующие на момент принятия конвенции будут сохранять свою силу и в дальнейшем. Франция интерпретировала это положение как подтверждение действенности ограничительных статей Версальского договора.

В феврале-июле 1932 г. в Женеве прошла первая сессия международной конференции, собравшая представителей более 60 стран. Вносимые различными странами проекты разоружения предусматривали усиление военной мощи страны, вносившей проект, и сокращение вооружений всех остальных государств. Германия использовала трибуну конференции для повторения требований о равенстве в правах на вооружение. Конференция не смогла прийти к общему решению. Конвенция о разоружении не была принята. Нерешенные вопросы было решено перенести на следующую сессию конференции, которой предстояло собраться в ноябре 1932 г. Но и вторая сессия не оказалась успешной. Работа конференции затянулась до 1934 г.

С учетом невозможности общего компромисса великие державы-участницы Версальской конференции приняли решение сделать вопрос о правах Германии предметом отдельного рассмотрения. В декабре 1932 г. была подписана Декларация пяти держав (США, Великобритании, Франции, Италии и Германии), согласно которой за Германией, Австрией, Венгрией и Болгарией было признано "равноправие в вооружениях в рамках системы безопасности, одинаковой для всех". Это было крупной военно-политической уступкой Берлину.

Рост реваншистских тенденций и угроза нарушения сложившегося в результате первой мировой войны соотношения сил ведущих держав не могли не тревожить правящие круги Англии и Франции, в наибольшей степени заинтересованные в сохранении Версальской системы. Задача поддержания статус-кво в международных отношениях во второй половине 20-х гг. выдвинулась на одно из первых мест во внешней политике этих стран, стремившихся добиться фиксации возможно более благоприятного для них уровня вооружений и вооруженных сил. С трибуны Лиги наций все чаще звучал пацифистский лозунг разоружения.

В июне 1925 г. в Женеве был подписан представителями 37 государств многосторонний международный протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Ведущая в военном отношении держава США, подписав протокол, в течение 50-ти лет не ратифицировала его. В 60-70-х гг. США широко использовали отравляющие вещества в ходе войны в Юго-Восточной Азии.

В рамках Лиги наций в декабре 1925 г. шла работа по подготовке к конференции по разоружению. Следующие принципы и подходы по вопросу разоружения выдвинули представители ведущих государств. Германия заявила о своем равенстве с другими государствами в вооружении. Французский проект содержал требование создания “в интересах мира” интернациональной армии. Английский проект содержал план сокращения авиации и подводного флота. Советская делегация предложила всеобщее и полное разоружение.

Проект же международной конвенции по разоружению предоставлял каждому государству право определять свой уровень вооружений в зависимости от безопасности страны, от ее международных обязательств и географического положения.

Соединенные Штаты добились созыва в 1927 г. новой международной конференции по морским вооружениям в Женеве. Целью ставилось исполнение Договора пяти (1922 г.) по соотношению тоннажа линейного флота, в том числе и принципа паритета США и Англии по этим видам военных кораблей, на все категории военно-морского флота. Однако Франция и Италия отказались от участия в новой морской конференции, а Англия и Япония не приняли предложений Америки. Рассмотрение предложений США было отложено.

В ноябре 1927 г. делегация Советского Союза вновь выступила с планом всеобщего и полного разоружения. Представители ведущих держав отвергли этот план СССР. Вместо него были одобрены рекомендации, которые фактически предоставили каждому государству право самому определять необходимый ему уровень вооружений.

Пакт Бриана-Келлога явился важнейшим политическим документом и событием, знаменовавшим период стабилизации международных отношений. А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор о дружбе и отказе от войны в отношениях друг с другом. В ответ государственный секретарь Ф. Келлог и президент США К. Кулидж выдвинули идею расширить этот документ, подписав многостороннее соглашение об отказе от войны как средства решения международных споров. В течение года шли переговоры о заключении пакта с участием всех государств – постоянных членов Совета Лиги.

В августе 1928 г. в Париже, в канун десятой годовщины окончания первой мировой войны, пакт Бриана–Келлога торжественно подписали 15 государств, включая ведущие державы – США, Франция, Великобритания, Германия, Япония, СССР. Он содержал важные международно-правовые нормы, провозглашающие отказ от войны как средства национальной политики и необходимость мирного урегулирования международных споров.

К этому важному документу до 1939 г. присоединилось 63 государства. Несмотря на декларативный характер документа, сам факт его принятия имел важное морально-политическое значение и свидетельствовал о господстве в общественном мнении настроений пацифизма, стремлений к миру и стабильности.

Мировой экономический кризис (1929-1933) и его последст-вия для международных отношений

Наряду с позитивными процессами в развитии международных отношений в конце 1920-х гг. начали намечаться и противоположные тенденции, связанные с дальнейшим укреплением и расширением влияния радикального национализма (Германия и Япония) и фашизма (Италия, Испания). Особенно огромное влияние на нарастание дестабилизационных процессов в международных отношениях оказало развитие невиданного по своей остроте затяжного экономического кризиса. После краха Нью-йоркской биржи 29 ноября 1929 г. экономика США вступила в полосу глубокой депрессии, что самым тяжелым образом отразилось на экономическом состоянии всего западного мира. Сразу вслед за США пострадала Германия. К началу 30-х гг. экономический кризис в большей или меньшей степени поразил все ведущие государства.

Самые тяжелые последствия кризис имел для тех стран, которые не располагали достаточными внутренними ресурсами для его быстрого преодоления и не обладали устоявшимися, сильными демократическими институтами и традициями, способными противостоять росту крайнего радикализма и национализма. Все большую общественную поддержку стали получать сторонники утверждения тоталитарных политических режимов. Выход своих государств из кризиса они видели на путях милитаризации экономики и решительных агрессивных действий в области внешней политики. К их числу относились наряду с фашистской Италией, Германия и Япония.

Ломка международной экономической структуры в результате сильнейшей мирохозяйственной депрессии 1929-1933 гг. имела разрушительные последствия для неокрепшего мирового порядка, ускорила процесс развала Версальско-Вашингтонской системы. Все же на рубеже 20-х и в начале 30-х гг. западные державы пытались удержать стабилизационный курс Локарно.

В феврале 1929 г. по настоянию германского правительства в Совете Лиги наций началось обсуждение вопроса о пересмотре плана Дауэса, понижении ежегодных платежей по репарациям, досрочной эвакуации Рейнской области. В состав Комитета экспертов вошли 14 представителей – по два от Франции, Вели-кобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии. Возглавил Комитет американский эксперт, президент американ-ского электротехнического треста Оуэн Юнг (в свое время он являлся одним из авторов плана Дауэса).

План Юнга был принят на двух международных конференциях в Гааге – в августе 1929 г. и в январе 1930 г. – в период разразившегося экономического кризиса. Этот новый репарационный план предусматривал сокраще­ние общего размера репарационных обязательств Германии до 113,9 млрд. золотых марок, а также снижение на 20 % по сравнению с планом Дауэса ежегодных платежей: в ближайшие 37 лет Германия должна была выплачивать по 2 млрд. марок в год. Источником средств для выплаты репараций оставались государственный бюджет и прибыли с железных дорог. Отчисления с доходов предприятий (по плану Дауэса) отменялись. Прибыли владельцев заводов и трестов оставались неприкосновенными. Все виды международного контроля над экономикой и финансами Германии были отменены. План Юнга увязывался с досрочным выводом оккупационных войск из Рейнской зоны к середине 1930 г., то есть на пять лет раньше срока, установленного Версальским договором. Одновременно был урегулирован вопрос о репарациях с Австрией, Венгрией и Болгарией.

В июне 1931 г. президент США Гувер, учитывая обострение финансового кризиса в Европе, предложил объявить годичный мораторий на выплату репараций и межгосударственных долгов. В 1932 г. состоялась последняя, Лозаннская конференция по репарационным вопросам. В 1932-1933 гг. страны-должники прекратили выплаты своих военных долгов.

Проект таможенного союза между Германией и Австрией был подготовлен в марте 1931 г. в нарушение Версальского договора. В начале 30-х гг. Германия сделала на международной арене шаг, показавший ее притязания на территориальные изменения в Европе. Этому способствовал мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., который больно сказался на финансовой системе европейских стран. Раньше других не выдержала банковская система Австрии. Приток займов в страну прекратился. Вывоз, особенно в Германию, резко упал. В этих условиях Германия попыталась реализовать свои претензии к Австрии и выдвинула требование аншлюса (присоединения) Австрии к Германии. Аншлюс (ни в какой форме, включая экономическую), как известно, был запрещен Сен-Жерменским договором 1919 г., а также Женевским протоколом от 4 октября 1922 г.

19 марта 1931 г. австрийский вице-канцлер Й. Шобер и германский министр иностранных дел Ю. Курциус подписали соглашение о едином таможенном законе, о согласованных тарифах и об уничтожении таможенной границы между двумя государствами. Франция, ее союзники, а также Великобритания и Италия решительно выступили против австро-германского таможенного союза. Международный суд, куда был передан вопрос, вынес решение (8 голосов против 7) о несовместимости таможенного союза с договорными обязательствами Австрии. Попытка “холодного аншлюса” и резкое противодействие ему большинства стран не дали осуществиться этому проекту.

В условиях углубления экономического кризиса и усиления германских амбиций локарнский образ внешнеполитического мышления постепенно шел на спад. Этот процесс совпал с уходом с международной арены таких ярких фигур, олицетворявших политический курс второй половины 20-х гг., как Г. Штреземан (умер в 1929 г.), А. Бриан (умер в 1932 г.), Г.В. Чичерин (в 1930 г. освобожден по болезни с поста народного комиссара иностранных дел СССР), несколько позже, в 1934 г. был убит Л. Барту.

В европейских политических кругах все чаще стали говорить о противодействии агрессору и создании системы коллективной безопасности. Окончился период жесткой конфронтации в отношении Советского Союза и в начале 30-х гг. договоры о ненападении с СССР подписали Франция, затем Финляндия, Латвия, Эстония, Польша. Стороны брали обязательства уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не прибегать к войне в случае возникновения каких-либо споров, не участвовать во враждебных коалициях. Таким образом, СССР становился партнером стран Запада не только в области торгово-экономических, но и военно-политических отношений.

Разоружение было самым популярным лозунгом "эры пацифизма". Логика ограничения возможности государств развязать войну через разоружение нашла отражение в уставных положениях Лиги наций о сокращении национальных вооружений и контроле над военной промышленностью, в решениях международных конференций, созывавшихся под ее эгидой. Будучи крупномасштабной целью, разоружение стало предметом длительных межгосударственных переговоров и определило задачи международных миротворческих движений.

В политической практике 20-х годов существовало несколько основных подходов к разоружению. Первый состоял в разоружении как таковом и предусматривал сокращение имеющихся арсеналов. Второй предполагал введение согласованного контроля над наращиванием вооружений и военным производством. Третий акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политических гарантий национальной безопасности государств. Четвертый был комплексным и состоял в постулировании жесткой триединой взаимосвязи "всеобщий мир-безопасность-разоружение". Разоруженческие усилия в 20-х годах не дали крупных результатов, но их не следует недооценивать. Благодаря предпринимавшимся попыткам задачи разоружения были введены в круг практических задач политиков и дипломатов, которые стали постепенно накапливать необходимый экспертный и переговорный опыт. Кроме того, некоторые частные договоренности об ограничении вооружений имели действительно важное прикладное значение, поскольку эти договоренности замедляли милитаризацию международных отношений.

В 1923-1924 гг. по инициативе Лиги наций была образована международная Комиссия по изучению военно-технических аспектов разоружения. В ее рамках возникла идея созыва международной конференции, которая разработала бы всеобъемлющую программу мер для предупреждения военно-технической гонки силового соперничества как между великими державами, так и между малыми и средними странами.

В 1925 г. в Женеве под эгидой Лиги наций был образован Подготовительный комитет конференции по разоружению, в который вошли представители 21 страны, включая США и СССР. Правда, в работе первых трех сессий комитета в Женеве советский представитель не участвовал из-за разрыва советско-швейцарских дипломатических отношений после убийства на территории Швейцарии, в Лозанне, в мае 1923 г. советского дипломата В.В.Воровского. СССР включился в работу только IV сессии в ноябре 1927 г. после того, как в мае 1927 г. советско-швейцарские дипломатические отношения были восстановлены.

Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел Литвинов на этой сессии представил проект полного и немедленного разоружения. Предлагалось в течение одного года осуществить пятидесятипроцентное сокращение вооруженных сил всех государств, с тем чтобы в последующие три года была осуществлена демобилизация армий, отменены законы о воинских повинностях, уничтожены имеющиеся вооружения и военные материалы и т.д. Этот проект был воспринят зарубежными государствами как заведомо нереалистичный. Страны Лиги наций отказались его обсуждать. В пропагандистском ключе был выдержан и предложенный Москвой в марте 1928 г. новый, несколько смягченный проект конвенции.

Между тем требования разоружения со стороны общественности множились. От правительств требовали сокращения военных расходов и увеличения бюджета социальных затрат. Великобритания и особенно Франция в условиях мощного давления избирателей против увеличения военных расходов испытывали серьезные трудности с изысканием ресурсов для финансирования программ модернизации своих вооруженных сил. Особенно типичной такая картина была для Франции. Понимания невозможность увеличить военные расходы, французское правительство проявляло упорство в недопущении возрождения военной мощи Германии, которая требовала или отмены ограничений на строительство ее вооруженных сил, или снижения уровней вооруженности Франции и Великобритании до того, каким обладала Германия.

В ноябре-декабре 1930 г. состоялись заключительные заседания Подготовительной комиссии, на которых были приняты большинством голосов проекты концепции разоружения, которую предлагалось вынести на обсуждение международной конференции в Женеве, назначенной на февраль 1932 г.. Германия и СССР голосовали против проекта, поскольку в нем содержалась оговорка о том, что все договоры, действующие на момент принятия конвенции будут сохранять свою силу и в дальнейшем. Франция интерпретировала это положение как подтверждение действенности ограничительных статей Версальского договора.

В феврале-июле 1932 г. в Женеве прошла первая сессия международной конференции, собравшая представителей более 60 стран. Вносимые различными странами проекты разоружения предусматривали усиление военной мощи страны, вносившей проект, и сокращение вооружений всех остальных государств. Германия использовала трибуну конференции для повторения требований о равенстве в правах на вооружение. Конференция не смогла прийти к общему решению. Конвенция о разоружении не была принята. Нерешенные вопросы было решено перенести на следующую сессию конференции, которой предстояло собраться в ноябре 1932 г. Но и вторая сессия не оказалась успешной. Работа конференции затянулась до 1934 г.

С учетом невозможности общего компромисса великие державы-участницы Версальской конференции приняли решение сделать вопрос о правах Германии предметом отдельного рассмотрения. В декабре 1932 г. была подписана Декларация пяти держав (США, Великобритании, Франции, Италии и Германии), согласно которой за Германией, Австрией, Венгрией и Болгарией было признано "равноправие в вооружениях в рамках системы безопасности, одинаковой для всех". Это было крупной военно-политической уступкой Берлину.

Читайте также: