Традиционный уклад в колониальных и зависимых странах кратко

Обновлено: 04.07.2024

КОЛОНИАЛИЗМ - под­чи­не­ние и экс­плуа­та­ция го­су­дар­ст­вом (груп­пой го­су­дарств) с по­мо­щью ме­то­дов во­еннного, по­ли­тического и эко­но­мического при­ну­ж­де­ния на­ро­дов, стран и тер­ри­то­рий, как пра­ви­ло, эко­но­ми­че­ски ме­нее раз­ви­тых и имею­щих ино­на­цио­наль­ное на­се­ле­ние.

Скла­ды­ва­ние сис­те­мы колониализма на­ча­лось в эпо­ху Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. В XV-XX веках су­ще­ст­во­ва­ли ко­ло­ни­аль­ные им­пе­рии: Бри­тан­ская им­пе­рия, Гер­ман­ская ко­ло­ни­аль­ная им­пе­рия, Ис­пан­ская ко­ло­ни­аль­ная им­пе­рия, Ни­дерланд­ская ко­ло­ни­аль­ная им­пе­рия, Пор­ту­галь­ская ко­ло­ни­аль­ная им­пе­рия, Фран­цуз­ская ко­ло­ни­аль­ная им­пе­рия. Об­шир­ны­ми ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­де­ния­ми рас­по­ла­га­ли Бель­гия, Да­ния, Ита­лия, США, Шве­ция, Япо­ния и др. Для сис­те­мы колониализма XV-XIX веков ха­рак­тер­ны: стрем­ле­ние к ус­та­нов­ле­нию мо­но­по­лии в тор­гов­ле с по­ко­рён­ны­ми тер­ри­то­рия­ми, за­хва­ты и раз­граб­ле­ние це­лых стран, не­ред­ко со­про­во­ж­дав­шие­ся унич­то­же­ни­ем зна­чительной час­ти их на­се­ле­ния, ис­поль­зо­ва­ние жё­ст­ких форм экс­плуа­та­ции ко­рен­ных жи­те­лей ко­ло­ний и тру­да ра­бов. Ко­ло­ни­аль­ная по­ли­ти­ка в этот пе­ри­од про­во­ди­лась во мно­гих слу­ча­ях спе­ци­аль­но соз­дан­ны­ми круп­ны­ми при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми ком­па­ния­ми (смотри, например, Ост-Инд­ские ком­па­нии).

Со 2-й половины XIX века боль­шую роль ста­ла иг­рать экс­плуа­та­ция ко­ло­ний по­сред­ст­вом не­эк­ви­ва­лент­но­го тор­го­во­го об­ме­на. Ко­ло­нии бы­ли пре­вра­ще­ны в аг­рар­но-сырь­е­вые при­дат­ки мет­ро­по­лий с мо­но­куль­тур­ным на­прав­ле­ни­ем раз­ви­тия сельского хозяйства и в рын­ки сбы­та промышленной про­дук­ции. В конце XIX века за­ви­си­мые тер­ри­то­рии и ко­ло­нии пе­ре­шли под не­по­средственное государственное управ­ле­ние мет­ро­по­лий. К 1914 году на ко­ло­нии и за­ви­си­мые стра­ны при­хо­ди­лось около 66,8% тер­ри­то­рии и 60% на­се­ле­ния зем­но­го ша­ра. Национально-ос­во­бо­дительное дви­же­ние в ко­ло­ни­ях жес­то­ко по­дав­ля­лось мет­ро­по­лия­ми. Борь­ба ме­ж­ду ве­ду­щи­ми дер­жа­ва­ми за пе­ре­дел ко­ло­ний име­ла не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние для на­ча­ла Первой ми­ро­вой вой­ны.

В но­вей­шей за­ру­беж­ной и отечественной ис­то­рио­гра­фии да­ёт­ся бо­лее слож­ная, по срав­не­нию с преж­ни­ми пред­став­ле­ния­ми, ха­рак­те­ри­сти­ка колониализма как ис­то­рического яв­ле­ния. Сто­рон­ни­ки кон­цеп­ции мо­дер­ни­за­ции при­хо­дят к вы­во­ду о том, что, хо­тя при про­ве­де­нии в сво­их ко­ло­ни­ях пре­об­ра­зо­ва­ний ко­ло­ни­аль­ные дер­жа­вы ис­хо­ди­ли из собственных по­ли­тических и эко­но­мических ин­те­ре­сов, эти пре­об­ра­зо­ва­ния в то же вре­мя объ­ек­тив­но спо­соб­ст­во­ва­ли рос­ту в ко­ло­ни­ях про­из­во­ди­тель­ных сил, из­ме­не­нию и ус­лож­не­нию струк­ту­ры ко­ло­ни­аль­но­го об­ще­ст­ва, что со­про­во­ж­да­лось по­яв­ле­ни­ем и ста­нов­ле­ни­ем пром. бур­жуа­зии, ра­бо­че­го клас­са и ин­тел­ли­ген­ции. В со­ци­аль­но-эко­но­мическом от­но­ше­нии ко­ло­нии раз­ви­ва­лись да­же бы­ст­рее так называемых за­ви­си­мых стран, поль­зо­вав­ших­ся фор­маль­ным су­ве­ре­ни­те­том. Боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся про­бле­ме куль­тур­ных взаи­мо­влия­ний За­па­да и Вос­то­ка.

В пе­ри­од Второй ми­ро­вой вой­ны и осо­бен­но во 2-й половине 1940-х - начала 1960-х годов в ре­зуль­та­те борь­бы на­ро­дов ко­ло­ний и за­ви­си­мых стран про­изо­шёл рас­пад сис­те­мы колониализма. Поч­ти все бывшие ко­ло­нии по­лу­чи­ли не­за­ви­си­мость. Под вла­стью США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ни­дер­лан­дов и ря­да других стран ос­та­лись отдельные не­боль­шие (главным образом ост­ров­ные) тер­ри­то­рии. На­се­ле­ние этих тер­ри­то­рий по­лу­чи­ло пра­ва, ана­ло­гич­ные или близ­кие к пра­вам жи­те­лей мет­ро­по­лий, поль­зу­ет­ся ши­ро­ким ме­ст­ным са­мо­управ­ле­ни­ем, по­лу­ча­ет фи­нан­со­во-эко­но­мическую под­держ­ку от стран-мет­ро­по­лий, в си­лу че­го мож­но го­во­рить об ис­чез­но­ве­нии колониализме в его клас­сическом ви­де. Од­на­ко об­ре­те­ние не­за­ви­си­мо­сти, по­зво­лив­шее бывшим ко­ло­ни­ям стать субъ­ек­та­ми сис­те­мы ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний, не га­ран­ти­ро­ва­ло их пол­ной са­мо­стоя­тель­но­сти. Со­хра­не­ние тес­ных хо­зяйственных, по­ли­тических и куль­тур­ных свя­зей с бывшей мет­ро­по­ли­ей, не­ред­кие слу­чаи во­енно-по­ли­тического вме­ша­тель­ст­ва дер­жав во внутренние кон­флик­ты в их бывших ко­ло­ни­ях ква­ли­фи­ци­ру­ют­ся как нео­ко­ло­ниа­лизм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в к. XIX–нач. ХХ в. Урок 3. Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цель: проследить процесс завершения колониального раздела мира; выяснить сущность колониализма.

· характеризовать итоги мирового развития к началу ХХ в;

· выяснить особенности колониальных империй и политики крупнейших стран Западной Европы и США;

· определить последствия создания колониальных империй для колоний и метропо-лий;

· развивать навыки анализа различной исторической информации, систематизировать выводы в таблицах и схемах;

· развивать навыки командной работы, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, коллективного обучения, ИКТ.

1.Организационный этап: Приветствие, проверка готовности класса к уроку, организация групповой работы.

2. Мотивационно-целевой этап:

Слайд 1. Разгадайте ребус.

Кто может дать определение данного термина? (ответы учащихся)

Обобщение учителя: Колониализм - система господства группы развитых государств и стран (метрополий) над остальным миром в XVI—XX веках.

Слайд 2. Формулирование целей урока.

В качестве гипотезы урока я предлагаю подтвердить или опровергнуть утверждение Нельсона Манделы, южноафриканского государственного и политического деятеля , борца за права человека и чернокожего населения.

3. Изучение нового материала.

Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.

1.Мир к началу ХХ века.

2.Британская колониальная империя

3. Групповая работа:

3.1. Колониальные захваты Франции

3. 2.Участие Германии в колониальном разделе мира

3.3. Колониальная политика США

4. Последствия колониальной политики европейских стран и США

4.1. Последствия колониальной политики для метрополий

4.2. Традиционный уклад в колониальных и зависимых странах

4.3. Предпосылки модернизации в странах Азии

Слайд 5. Мир к началу ХХ века.

К началу ХХ века капитализм проник во все уголки земного шара. Уровень развития капитализма, завершенности модернизации был разным. В связи с этим принято выделять группы стран с примерно одинаковыми характеристиками, этих группы называют эшелонами капиталистического развития.

Комментарии к схеме:

35% жителей стран первого, частично второго эшелона определяли развитие всего мира.

Слайд 6. Развитые страны разделили мир на колонии и полуколонии, создав колониальную систему. Комментарии к схеме: Колониальная система.

Формирование колониальных империй было закономерным результатом развития капитализма – в начале ХХ века установилось господство монополий, которые стремились расширение рынков сбыта, получение дешевого сырья и дешевой рабочей силы за счет колониальной экспансии.

Слайд 7. Работа с картой «Колониальный раздел Африки в нач. ХХ века (стр. 171).

Окончательное формирование колониальной системы произошло с завершением раздела Африки.

Африка была поделена между Францией, Великобританией, значительные колонии сохранялись у Бельгии, приступила к захватам африканских территорий Германия, на восточном побережье располагались колониальные владения Италии.

Слайд 8. Британская колониальная империя

Колониальные империи имели свои особенности. Начнем с Британской колониальной империи. В её составе были территории с различным статусом и уровнем развития. Комментарии к схеме:

Слайд 9. В конце XIX в. Великобритания активизировала колониальную экспансию в Африке. Остановимся на основных моментах. Комментарии к таблице:

Ваня Жаглин

Параграф 8 (вопрос 1)
Наиболее обширные владения были у Великобритании. Также немалую колониальную империю создана Франция, но она сильно отставала.
Параграф 9 (вопрос 2)
Популярно мнение об империалистическом характере этой войны. В таком случае виноват империализм всех стран Европы. Но с другой стороны нельзя отрицать те факты, что именно Австро-Венгрия при поддержке Германии предъявила ультиматум, цепная реакция на который стала началом войны, а боевые действия в первые месяцы войны шли по плану генерального штаба именно Германии.

Вероника Ветрова

Анастасия Турищева

Ксения Новичихина


Ксения Новичихина

Юлия Аристова

Александра Иванова


Александра Иванова

Тоня Акиньшина

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Рубрика: Колониальные и зависимые страны

Индия

С самого начала войны британское правительство объявило Индию воюющей страной.

Индийские помещики и буржуазия поддержали военную политику англичан. Война сулила им немалые материальные выгоды.

Кроме того, поддерживая военные усилия британского империализма, индийские имущие классы рассчитывали добиться от Англии определенных политических и экономических уступок.

Война принесла неисчислимые бедствия и страдания народным массам Индии. За время войны резко ухудшилось и без того невероятно тяжелое положение индийских рабочих. Реальная заработная плата упала. Доведенная до крайних пределов жилищная теснота, антисанитарные условия порождали среди рабочих массовые эпидемические заболевания.

Британские колонизаторы наложили новое тяжкое бремя на индийское крестьянство. Колониальные власти установили принудительные низкие цены на зерно и продовольствие, скупаемое у крестьян. Большинство крестьян разорялось, обработка земли непрерывно ухудшалась, урожаи падали.

Китай

Китайские кули в учебном лагере перед отправкой в Европу. Фотография. 1917 г.

Китайские кули в учебном лагере перед отправкой в Европу. Фотография. 1917 г.

После поражения Синьхайской революции в Китае утвердилась военная диктатура Юань Ши-кая, опиравшегося на иностранных империалистов, китайских помещиков, компрадоров, генералов-милитаристов и чиновничество.

В начале 1914 г. президент Юань Ши-кай распустил парламент, закрыл все оппозиционные. газеты и запретил многие общественные организации. 1 мая 1914 г. была опубликована новая конституция, предоставлявшая диктаторские полномочия президенту.

Превращение Ирана в арену военных действий, вмешательство империалистических держав в его внутренние дела привели к дальнейшему закабалению страны.

Еще накануне войны резко усилилась активность германского капитала в Иране. Во внешней торговле Германия занимала перед войной третье место после царской России и Англии. В городах Ирана действовали многочисленные отделения немецких фирм. Немецкая пропаганда изображала Германию другом Ирана и всех мусульман.

Помимо некоторых представителей придворной знати и феодальной аристократии, немецкой ориентации придерживалось большинство деятелей буржуазно-помещичьей партии демократов. Ее политические лидеры боялись опереться на народ и в своей борьбе против колониального гнета английского империализма и русского царизма рассчитывали на помощь немцев.

В декабре 1914 г. меджлис третьего созыва высказался за поддержку германо-австро-турецкого блока. Многие лидеры партии демократов фактически превратились в агентов германского империализма.

Турция

Вступив в войну, Турция из полуколонии нескольких империалистических держав превратилась фактически в колонию германского империализма.

Турецкая армия перешла под полный контроль германского командования. Она должна была осуществлять его стратегические планы на Ближнем Востоке.

Кроме того, германские империалисты использовали турецких солдат на европейских фронтах, где к концу 1916 г. воевали семь турецких дивизии.

Под германский контроль перешли важнейшие отрасли экономики, финансы Турции, а также ряд концессий, принадлежавших до войны капиталистам стран Антанты. Германия безжалостно выкачивала из Турции продовольствие и сырье.

Обострение противоречий между метрополиями и колониями

Солдаты-сикхи во Франции. Фотография. 1914 г.

Солдаты-сикхи во Франции. Фотография. 1914 г.

Во время мировой войны намного возросло значение колоний и зависимых стран в качестве тылов империализма.

Людские и сырьевые ресурсы колониальных и зависимых стран эксплуатировались обеими коалициями империалистических держав, в особенности странами Антанты.

В ходе военных действий большую роль играли так называемые цветные войска. Франция мобилизовала в своих колониях около 1,4 млн., Англия — свыше 4,5 млн. солдат. На некоторых фронтах основную массу войск составляли солдаты из колоний.

Читайте также: