Традиционные верования это в истории 6 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

первобытные верования, ранние формы религии, родо-племенные культы. Например, шаманизм, тотемизм и др.

Найдено научных статей по теме — 15

Ребенок в системе традиционных верований хакасов

В основе традиционной культуры каждого народа лежат представления о жизни. Конкретным воплощением идеи жизни являлись дети. Рождению и воспитанию детей придавали первостепенное значение.

Жилище в традиционных верованиях и обрядности хакасов

Мифологические персонажи традиционных верований ахвахцев

Мифологические персонажи традиционных верований даргинцев

Статья посвящена описанию языческих мифологических персонажей, входивших в пантеон одного из дагестанских этносов даргинцев.

Мифологические универсалии традиционных чувашских верований

В статье автор рассматривает этнорелигию чувашей сквозь призму прамонотеистического подхода к мифологическому процессу, предполагающего наличие в религиозном сознании этноса памяти о едином творце-прародителе.

Особенности традиционных представлений и верований южных вепсов

В статье характеризуются некоторые традиционные представления и верования южных вепсов этнолокальной группы одного из прибалтийско-финских народов России.

Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-каратинцев

Рассматриваются языческие мифологические персонажи, входившие в пантеон и демонологию одного из субэтносов аварцев-каратинцев, проживающих в Ахвахском районе Дагестана.

Традиционные верования в религиозной системе православных алтайцев

В статье рассматривается сохранение традиционных алтайских представлений и обрядов в православном миропонимании. С помощью разных механизмов традиционное мировоззрение включается в православное учение.

Традиционные верования народов Южной Нигерии в современных условиях

В статье рассматриваются основные черты традиционных верований народов Южной Нигерии. Нефтедобыча в этом регионе сделала Нигерию одной из главных экспортеров нефти в Африке Южнее Сахары.

Буддизм и традиционные верования как фактор сохранения окружающей среды

Южнорусские народные верования в контексте славянской традиционной культуры

Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций

В предлагаемой работе автор преследует цель дать историографический обзор этимологий наиболее важных терминов удмуртской этнографии, относящихся к области традиционных верований.

Мифологические персонажи годоберинцев: синкретизм традиционных верований и ислама

Статья посвящена описанию синкретических религиозных верований одной из народностей Дагестана - годоберинцев. Авторы дают описание мифологических персонажей их былого пантеона.

Мифологические персонажи аварцев-келебцев: синкритизм традиционных верований и ислама

В статье на основе календарных и аграрных праздников и обрядов, мифов, фольклора, лексики и фразеологии делается попытка реконструкции мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума келебцев – одной из субэтнических груп

Актуализация традиционных религиозных верований сибирских татар музеями Западной Сибири

Статья посвящена изучению процесса актуализации музеями Западной Сибири такой части нематериального культурного наследия, как традиционные религиозные верования сибирских татар.

ВЕРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ (первобытные верования, ранние формы религии, родоплеменные культы), характерные для первобытной эпохи представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы Верований традиционных: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, полидемонизм, нагуализм, магия (ведовство, колдовство), аниматизм, зоолатрия, различные промысловые и аграрные культы.

Фетишизм - поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, к-рым приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как временном вместилище духа, действующего через него. С фетишизмом и анимизмом тесно связан нагуализ м - развитая форма культа личных духов-покровителей.

Культ предков - поклонение душам или духам умерших предков (прародителей). Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода (семьи, племени), считается, что они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь каждого конкретного человека и всего социального коллектива. С дифференциацией общества по социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и общенародный (культ правителей). Культ предков тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нём напластовались представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространён у народов Тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях древних греков, римлян, индийцев и славян, является важным элементом конфуцианства и синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в христианстве и исламе - культ святых.

Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже - явления природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членами социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой. Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие виды тотемизма. Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера в возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу традиционного мировоззрения.

Зоолатрия (теротеизм, анимализм, культ животных) - почитание животных, тесно связанное по происхождению с тотемизмом и промысловыми культами.

Общая численность приверженцев племенных верований во всём мире составила в 1996 - 103 млн. чел. (менее 2% всего населения). Подавляющее большинство из них живёт в Африке и Азии - соответственно 70 млн. (9% населения) и 30 млн. (ок. 1% населения). В Америке сторонники традиционных верований насчитывают несколько более 1 млн. чел., в Австралии и Океании - 108 тыс. чел.

В Африке значительные группы при-верженцев племенных верований имеются в Нигерии (8,6 млн., или 10% населения страны), Мозамбике (6,3 млн., или 40%), ЮАР (6,2 млн., или 18%), на Мадагаскаре (5,3 млн., или 45%), в Кот-д'Ивуаре (3,8 млн., или 30%), Танзании (3,6 млн., или 13%), Зимбабве (3,2 млн., или 33%), Гане (3 млн., или 20%), Буркина-Фасо (3 млн., или 33%), Эфиопии (2,7 млн., или 6%), Бенине (2,6 млн., или 55%), Кении (2,5 млн., или 10%), Судане (2,5 млн., или 10%), Сьерра-Леоне (2 млн., или 48%), Замбии (1,9 млн., или 23%), Анголе (1,4 млн., или 14%), Камеруне (1,3 млн., или 12%), Либерии (1,3 млн., или 49%), Того (1,2 млн., или 36%), Уганде (1,1 млн., или 6%), Чаде (1,1 млн., или 19%), Мали (1 млн., или 11%), Демократической Республике Конго (ок. 1 млн., или 3%), Гвинее (0,9 млн., или 12%), Руанде (0,7 млн., или 10%), Нигере (0,6 млн., или 9%), Ботсване (0,5 млн., или 37%), Гвинее-Бисау (0,5 млн., или 48%), Бурунди (0,4 млн., или 7%), ЦАР (0,4 млн., или 12%), Малави (0,4 млн., или 4%), Сенегале (0,3 млн., или 4%), Республике Конго (0,2 млн., или 10%), Свазиленде (0,1 млн., или 18%), Лесото (0,1 млн., или 6%).

Из американских стран только Боливия имеет в своём населении сравнительно высокую долю приверженцев племенных верований (1,1 млн., или 15% населения). Заметные группы сторонников Верований традиционных есть также в Перу (0,2 млн., или 1% населения), Чили (0,2 млн., или 1,4%) и Колумбии (0,2 млн., или 0,5%). Во всех странах Америки традиционные культы распространены в подавляющем большинстве случаев среди индейцев.


Восточные славяне - это древние предки русских, украинцев и белорусов. Они жили родовыми общинами расселившись по всей Восточно - Европейской равнине. Господствующим направлением до десятого века во всей Европе было язычество. Вот и древние славяне не стали исключением. В целом оно и сыграло огромную роль в формировании мировоззрения, обычаев, культуры у наших давних прародителей. Кратко рассмотрим верования восточных славян.

Язычество.

До тех пор пока славянский народ не принял христианство, язычество, было основой их религиозных верований. Языческие представления были неотъемлемой частью жизни всех славян, наполняя их существование от появления их на свет до последних дней. Суть верования было в одухотворении сил природы. Поскольку язычество это многобожие, то единого представления о боге у них не было. Они поклонялись солнцу и грозе, земле и ветру. Каждый из славянских богов как раз и был олицетворен каким - либо явлением происходящим в природе или стихией. Славяне верили, в существование трех миров. Первый это невидимый Высший мир - мир богов. Вторым есть мир, который на самом деле существует. Он реальный и в нем живут люди. Третий мир - это мир под землей, куда отправляются люди после смерти. И поэтому, были уверенны, все, что окружает их наделено разумом и силой, и оно живое.

Боги восточных славян.

По мнению ученых многие боги пришли к славянам от индоевропейских народов. Первое место среди славянских богов принадлежало богу солнца. У него было несколько названий, но он был непременным источником тепла и света. Следующий по значимости был Перун - бог грома и молнии. Он являлся покровителем военного ремесла Считается, что он постепенно оттеснил бога солнца и захватил главенство над всеми языческими богами. Поклонялись славяне богу ветра Стрибогу и богу неба, покровителю ремесленников Сварогу. Очень почитаемой была женская богиня - Макошь. Особое место отдавалось богу покровительствовавшему землю и плодородие Велесу. У древних восточных славян не строили храмы. Все обряды проводились в местах, которые они считали священными, где были установлены идолы. Принципиальным отличием верования восточных славян было то, что они не просили прощения у богов, им возносили молитвы, прославляя их, им приносили жертвоприношения иногда даже в виде людей. Этим богам принадлежал свой праздничный день в году. В этот день ему пели хвалебные песни, молились, жгли костры и громко смеялись. Как считали древние славяне именно смех отпугивает нечистую силу.

Другие верования восточных славян.

Древние славяне очень сильно почитали своих предков. Они обожествляли давно умерших основателей рода и глубоко верили в то, что их дух оберегал и защищал весь род от бед. Славяне верили и в то, что духи мертвых могут ходить среди живых. Они представляли их в виде русалок. Как раз все мультипликационные герои нашего времени представленные в виде лешего, водяного, кикиморы и есть не что иное, как воображение древних восточных славян о злых духах. Причинами всех своих болезней и бед люди видели в проделках этих злых духов или гневе богов. Поэтому и лечились они с помощью заговоров, заклинаний и жертвоприношений. Что бы защитить себя славяне и придумали себе - оберег. А в домах на видном месте устанавливали фигурку домового, который символизировал дух умершего предка и были уверенны, что именно он защитит их жилище от воров, пожара и будет оберегать их покой.

Когда к власти пришел Князь Владимир сначала он попытался языческое верование, но спустя время, укрепляя отношения между государствами поднимая свой авторитет, он решил принять в основе веры восточных славян, одно из самых влиятельных верований на тот момент - Христианство.

Легенда и вера

Мифы и традиционные религии – это не только истории так называемых мёртвых культур и религий, таких как древние греки, римляне, норвежцы или египтяне. Сверхъестественные священные повествования являются центральными для христиан, иудеев, мусульман, индуистов, буддистов и даосов, а также для коренных народов, придерживающихся анимистических традиций (вера в то, что все в природе обладает духом или душой).

Естественно, что история, которая в каком-то смысле правдива для одной культуры, для другой, в общепринятом понимании, является мифом. Представители авраамических религий (иудеи, христиане, мусульмане) без труда описывают невозможные действия африканского трикстера Ананси или коренной американской женщины-паука как мифы, но их собственные истории, по их словам, являются Божьей истиной, а не мифами.

Анимисты, индуисты, иудеи или буддисты, однако, могут назвать христианскую историю о воскресении Иисуса мифом: согласно здравому смыслу и опыту, люди не воскресают из мёртвых. Точно так же и ночное путешествие Мухаммеда из Мекки в Иерусалим на летающем коне можно с полным основанием считать мифом, как и еврейскую историю о Пасхе, индуистскую историю о сотворении Ганеши, слоноголового бога, или историю о зачатии Будды во сне от белого слона.

Разум и душа

Мифы и легенды той или иной культуры верны ей, потому что они заложены в её коллективном разуме и душе, являются такой же частью её реальности, как её люди и её физический ландшафт. Эта истина применима ко всем священным повествованиям, будь то повествования древних кельтов, норвежцев, греков и египтян, коренных народов Северной Америки, Африки и других стран, индусов, христиан, иудеев и мусульман или современных последователей викки.

В большинстве традиционных религий есть боги, и в большинстве из них есть герои, которые совершают определённые ритуальные действия. Важно помнить, что архетипы, такие как поиск героя, верховное божество, трикстер, Потоп или само творение, обретают жизнь и смысл только тогда, когда их принимает конкретная культура.

Происхождение

До распространения основных мировых религий тысячи традиционных религий развивались во всех частях света, от Западной Европы до Южной Америки и Восточной Африки. Каждая из этих систем верований отражает уникальный экологический и культурный ландшафт, в котором она развивалась, поэтому невозможно сгруппировать традиционные религии вместе так же, как можно сгруппировать ветви буддизма, христианства, иудаизма или ислама. Однако многие традиционные религии, также известные как религии коренных народов, имеют некоторые общие черты. Главными из них являются их тенденция связывать божественные силы с людьми и миром природы, а также рассматривать все живое как обладающее божественными качествами.

Корни традиционных религий

Традиционные религии восходят к доисторической эпохе. В отличие от доминирующих религий современности, эти местные верования не могут быть прослежены до одного основателя или даже до определённого периода времени. Скорее, традиционные религии органично развивались в отдельных обществах и средах, в различные периоды истории человечества.

Хотя во многих (хотя вряд ли во всех) коренных религиях развивались лидерские роли, традиционные религии в целом представляют собой слияние индивидуальных ценностей и верований в ткань более крупных обществ. Эти религии возникли вместе с обществами, из которых они вышли, а не как их продукт.

Человеческие тенденции и общие черты

Развитие традиционных религий дало выход естественным человеческим склонностям: удивляться, объяснять, придумывать и рассказывать истории. Короче говоря, традиционные религии возникали везде и всегда, когда люди впервые начинали задаваться вопросами об устройстве окружающего мира и своём существовании в нем.

Антропологи и религиоведы обнаружили общие черты традиционных религий в отдельных регионах, показав, что идеи о вере, убеждениях и духовности часто разделялись между близлежащими общинами. Западноафриканские религиозные традиции имеют много общего друг с другом, как и традиционные религии коренных жителей Северной Америки и коренных европейских групп.

По мере роста путешествий и торговли в более современные времена большинство традиционных религий продолжали развиваться в тандеме с другими системами верований по мере столкновения, слияния и сосуществования различных обществ.

Основы веры

Общие черты традиционных религий

Попыткам описать традиционные религии мешают стереотипы, а также тот факт, что многие из этих верований сегодня переплелись с более доминирующими мировыми религиями. Однако в этом контексте традиционные религии всего мира имеют некоторые общие черты.

Мифы и разнообразие

На самом деле, многие (хотя и не все) традиционные религии имеют общие истории и архетипы с более распространёнными мировыми религиями. К ним относятся мифы о сотворении мира, вера во всемогущее высшее существо или в ряд божеств, а также связь между людьми, миром природы и божественными существами.

Традиции

Поскольку традиционные религии впервые возникли в дописьменных обществах, большинство из них являются продуктом устных традиций, в которых истории, устанавливающие божественные связи с физическим миром, запоминаются и передаются из уст в уста на протяжении многих поколений. Исключения из строго устного пересказа религиозных традиций все же существуют, в частности, среди древних месопотамцев и майя Центральной Америки, которые зафиксировали религиозные верования в письменном виде.

Однако даже в этих обществах подавляющее большинство населения оставалось неграмотным, что обусловливало необходимость распространения религиозных верований и ценностей посредством рассказов. По этой причине большинство традиционных религий не опираются на традиционные тексты, хотя многие из их практик и ценностей были записаны в современное время.

Распространение и развитие

Поскольку традиционные религии развивались в дограмотных обществах, их последователи первоначально распространяли свои верования, ценности и духовные практики исключительно из уст в уста. В целом, традиционные религии рассматривались не как отдельная система ценностей, которую можно экспортировать и навязать другим, а как часть повседневной жизни конкретных племенных или социальных групп. Эти местные верования были актуальны только в той мере, в какой они относились к собственной среде и культуре. В результате такие системы верований коренных народов распространялись не путём прозелитизма (убеждения людей присоединиться к религии), а через рост, столкновение и слияние отдельных культурных групп. По мере того, как одно общество росло и захватывало новые территории, или уменьшалось и поглощалось другими группами, менялись и его религиозные верования и практики.

Греки и римляне

С течением времени рост и доминирование определённых групп расширяли сферу действия их конкретных религий. Пожалуй, самой известной традиционной религией, распространившейся таким образом на большой территории, была политеистическая (многобожная) традиция древних греков, которую сначала переняли римляне, а затем распространили по всей растущей Римской империи.

Начиная с шестого века до нашей эры, римляне начали перенимать многие греческие боги и мифы, либо ассоциируя свои собственные божества с аналогичными богами из греческой традиции, либо включив греческих богов в римскую религию.

По мере роста Римской империи росли и греко-римские религиозные верования. Другие группы – в частности, майя в Центральной Америке, малийцы в Западной Африке и англосаксы в Западной Европе – также несли свои религиозные верования с собой, завоёвывая новые территории.

Адаптация традиционных религий

Традиционные религии, дожившие до наших дней, должны были адаптироваться к изменяющимся условиям, как экологическим, так и культурным. По мере расширения торговых путей расширялась и религиозная мысль. Ранее изолированные культурные группы начали влиять друг на друга во многих сферах, включая религию. Нигде это не было так заметно, как в Евразии, где вдоль Шёлкового пути столкнулись совершенно разные религиозные традиции Западной Европы, Центральной Азии и Восточной Азии.

Самые большие и быстрые изменения в традиционных верованиях произошли с распространением основных мировых религий, особенно христианства и ислама, изменения, которые впоследствии были приняты (по крайней мере, частично) последователями многих традиционных религий. Примечательно, что европейские исследования и колонизация Африки, Америки и южной части Тихого океана принесли христианские мифы миллионам людей, которые до этого следовали традициям коренных народов.

Сочетание верований

Хотя многие коренные народы приняли христианство, большинство из них не полностью изменили свои верования. Скорее, большинство приняло только те религиозные догматы, которые имели для них наибольший смысл, вписывая христианство в существующие рамки своих собственных традиционных божеств, мифов, практик и концепций духовности.

Так, самопровозглашённые католики по всей Латинской Америке продолжают поклоняться традиционным богам как святым в рамках католической системы, а африканские христиане различных конфессий включают традиционные барабанные церемонии в церковные богослужения. В то же время африканские рабы, которых европейцы привезли в Америку, несли с собой свои традиционные религии, которые они затем распространяли как среди коренных американцев, так и среди европейцев. В результате этой новой миграции в Бразилии, на Карибах и в других местах возникли уникальные религиозные практики, которые являются одновременно традиционными и современными.

Современные практики

Сегодня в мире существует широкий спектр традиционных религий. Хотя многие верования уже утрачены вместе с языками и культурами, породившими их, бесчисленное множество других выживает и процветает в новых формах.

Эволюция традиционных религий

Эти традиционные религии продолжают развиваться, как всегда, в соответствии с уникальными культурами, в рамках которых они сейчас существуют. Приверженцы некоторых традиционных религий цепляются за ценности, мифы и духовность своих предков, чтобы противостоять растущему глобальному сходству. В то же время многие ранее нерелигиозные люди, неудовлетворённые основными мировыми религиями, обращаются к различным коренным верованиям, что приводит к небольшому, но растущему почитанию традиционных религий среди тех, кто не связан с ними узами предков.

В целом, число последователей традиционных религий во всем мире сокращается. Все больше людей принимают основные мировые религии (такие как христианство, ислам и буддизм), лидеры которых, как правило, не одобряют объединение их верований с духовными традициями коренных народов.

Другие сочетают традиционные религиозные верования и практики с этими более крупными религиозными традициями, создавая новые формы поклонения, которые, например, не являются полностью христианскими, исламскими или буддийскими, а также не являются полностью коренными. Другие вообще отвергают религию, провозглашая себя секуляристами, агностиками или атеистами.

Традиционные религии против глобализации

Однако в условиях общего упадка некоторые группы начинают использовать свои традиционные религиозные верования против сил глобализации, что приводит к маловероятному возрождению некоторых традиций. Коренные жители Южной Америки, опираясь на давние религиозные и духовные связи с тропическим лесом Амазонки, борются против широкомасштабной вырубки лесов и добычи ископаемого топлива.

В Австралии традиционные религии подпитывают борьбу аборигенов за возвращение земель, отнятых у них во время британской колонизации. А в США религиозные убеждения коренных американцев побудили многих выступить против проектов по добыче полезных ископаемых в Аризоне, Монтане и Северной Дакоте.

Традиционные религии и окружающая среда

Основные связи между традиционными религиями и миром природы привели к растущему союзу между последователями традиционных религий и лидерами современного экологического движения, давая этим религиям право голоса в более широких политических и культурных дебатах. Экологи все чаще рассматривают проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, деградацией земель, обезлесением и изменением климата, через призму традиционных религиозных верований, а последователи традиционных религий рассматривают экологические проблемы как способ подтвердить свои убеждения.

Однако будущее традиционных религий остаётся неопределённым. Некоторые духовные верования коренных народов вполне могут сохраниться как отдельные религии, но многие другие будут продолжать поглощаться основными мировыми религиями или интегрироваться в другие системы верований.

Связанные понятия

Этническая религия (народная, национальная религия, национально-государственная религия), наряду с местной (коренной) религией, термин, используемый в религиозных исследованиях для описания различных проявлений религии, которые связаны с той или иной этнической группой. Этнические религии часто отличаются от религий, которые утверждают, что не могут быть ограничены этническими или национальными рамками, такими как христианство или ислам.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её.

Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

Упоминания в литературе

Если этот и в недостатках своих сильный народ несомненно перерос свою традиционную религию , то он, с другой стороны, был мало способен к принятию христианства, особенно в том виде, в каком оно было для него доступно. Напряженная энергия субъективного духа, повышенное самочувствие и самоутверждение личности несовместимы ни с созерцательным аскетизмом, ни со вкусом к художественной обрядности, ни с пониманием трансцендентных богословских умозрений, ни с подчинением сложному иерархическому порядку. Между тем все эти хотя необходимые, но все-таки второстепенные производные факторы истинной религии были уже слишком на виду в христианстве VI века и закрывали для простого взгляда внутреннюю субъективную сущность Евангелия – личное жизненное единение возрождающегося человека с вочеловечившимся Богом-Спасителем. Это собственно – христианское начало богочеловечности – воплощенного Бога и обожествляемого человека – было в отвлеченной идее недоступно арабскому уму, а цельного, конкретного осуществления этой идеи он не видел в известном ему христианстве. Не нужно также забывать, что арабы Хиджаза почти не имели дела с православным христианством и сталкивались, главным образом, с еретиками: монофизитами и несторианами, а у этих христиан сама основная идея христианства (совершенное соединение божества и человечества) подверглась существенному искажению. Внутреннее родство мусульманства с христианскими ересями несомненно. Внешняя историческая связь издавна признавалась, хотя не может быть доказана. Еще в XV веке Николай Кузанский de cribratione Alchoran утверждал, что Мухаммед принял христианство от несторианского монаха Сергия, проповедовавшего в Мекке, но потом был сбит с толку евреями. Таким образом, если для чувствительного к религиозной правде араба его национальные культы были слишком низменны, то христианство было для него слишком сложно, слишком загромождено чуждыми для непосредственного чувства объективными наслоениями – догматическими, обрядовыми, иерархическими.

Между традиционными религиями и национализмом существуют глубокие различия. Речь идет, например, об универсализме и миссионерском рвении, присущим многим религиозным верованиям, но несовместимым с базисными принципами национализма, который всегда пытается отгородиться от внешнего мира. То обстоятельство, что нация почти всегда поклоняется себе самой, а не трансцендентному существу, находящемуся над ней и вне ее, чрезвычайно существенно для обеспечения мобилизации масс на службу государству – явления, которое не было систематическим в традиционном мире. Все же трудно спорить с тем, что национализм является идеологией, чрезвычайно схожей с традиционными религиями в том, что касается масштаба блестяще осуществленного им слома классовых барьеров и раскачивания различных классов на карусели взаимных уз и зависимостей. Именно национализм в большей степени, чем любая другая нормативная система или мировоззрение, преуспел в формировании и закреплении как индивидуальной, так и коллективной идентичностей, а заодно, невзирая на свой крайне отвлеченный характер, и в том, чтобы крепко сплести их воедино. Ни классовая, ни общинная, ни традиционная религиозная идентичность не сумела противостоять ему в течение длительного времени. Эти идентичности, разумеется, не испарились полностью, но они продолжали функционировать лишь в той степени, в какой им удавалось вписаться в симбиотическую систему связей, выстроенную новой господствующей идентичностью.

Последнее означает, что основные события рождения (обновления) религии всегда разыгрываются сначала в душе неординарного человека, который становится, в итоге своего неповторимого душевно-биографического пути, религиозным виртуозом: пророком, аскетом, основателем нового религиозного движения или же как минимум религиозным писателем, художником, философом. Этот феномен называется обращением, или же уверованием (озарением новым опытом) необычного человека, который становится центром притяжения к себе других людей, стремящихся к неповседневной необычности общения с трансцендентным или к живому религиозному опыту, который им не могут дать закосневшие традиционные религии . Анализ обращения – тема второго параграфа данной главы.

Женщины, неудовлетворенные ролями, которые им отводят традиционные религии , обратились к религиям, почитающим богинь, создавая феминистскую ветвь Викки, в том числе дианические ковены. Археологические открытия культуры богинь в Анатолии периода неолита, в Катал Джуюк, Мерсин и Хасилар, были опубликованы в 1966 году. Это новое свидетельство древнего мира совпало с подъемом феминистского движения на Западе в конце 1960-х. Оба относятся к растущему осознанию Богини в западном мышлении. Женские роли менялись, осознание росло. Открытие матриархальной культуры, в которой ценились женские идеалы и дух, стало призывом к завершению патриархальной эпохи. История демонстрирует забытую часть мирового прошлого. Те, кто занимается неоязычеством и неоведовством, ищут сакральное в богинях и богах, почитая одновременно и мужское, и женское начала.

В итоге можно прийти к выводу, что консервативная правовая мысль России рождается одновременно с русской государственностью, правом и традиционной религией русского народа. Будучи частью общественного и индивидуального сознания, пребывая в иррациональной форме веры, чувства, убеждений, образов, охранительная правовая доктрина приобретает рефлексивные черты в условиях нарастания угрозы для традиционных ценностей российской цивилизации и существования русского народа. В отсутствие внешних военных или внутренних духовных угроз, традиционализм находится в спящем состоянии, рефлекторно, естественно срабатывая как необходимые начала человеческого сознания. Когда же состояние естественного, органичного развития веры, быта, государственности сталкивается с препятствиями, тогда консервативная идеология преобразуется в рационалистические формы для противодействия разрушительным факторам.

Некоторое время спустя келъты появились в отдельных областях Франции. Они мирно расселялись, осваивая новые для себя территории. Несмотря на не совсем гладкое соприкосновение новой и традиционной религий , впоследствии в результате этого взаимодействия образовалась одна общая вера.

Связанные понятия (продолжение)

Кита́йская наро́дная рели́гия (кит. упр. 中国民间信仰, пиньинь: zhōngguó mínjiān xìnyăng) или шэнизм — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку.

Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.

Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — религиозное воззрение, согласно которому основу мира и бытия составляют два независимых начала. Они могут пониматься как сотрудничающие, взаимодополняющие или как враждебные друг другу.

Умбанда — бразильская синкретическая религия, состоящая из католицизма, спиритизма Аллана Кардека и афро-бразильских традиций. Основана в 1907 г. в Рио-де-Жанейро и окончательно сформирована в 1920 г. К концу XX в. число приверженцев умбанды составило около миллиона человек, преимущественно жителей Бразилии.

Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции (также псевдохристианство, парахристианство, околохристианство, маргинальное христианство) — термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием. Используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства либо религиозными философами и новыми религиозными.

Христадельфиане — христианская унитарная конфессия, сформировавшаяся в XIX столетии в Великобритании и США. Фактически, в своем создании и развитии ориентируется на ряд раннехристианских течений.

Ку́льт пре́дков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.

Нерелигио́зность (иррелигиозность, от фр. irréligieux, безверие) — отсутствие религиозных убеждений, равнодушие к религии, неприятие или враждебность по отношению к ней.

Этнорелигио́зная гру́ппа или этноконфессиона́льная гру́ппа (от греч. ἔθνος — племя, народ и лат. confessio — вероисповедание) — часть какого-либо народа, которая по причине иной или особой религиозной принадлежности обособилась от целого, и в условиях долговременной историко-географической замкнутости или самоизоляции выработала собственные религиозно-бытовые, культурно-бытовые и языковые (диалектальные) и прочие особенности.

Нетеизм — термин, который охватывает религиозные и нерелигиозные направления мысли, отличающиеся отрицанием теизма или веры в личностного бога или богов. Первоначально использовался как синоним термина секуляризм, но со временем объединил различные, в том числе и взаимоисключающие, воззрения, для которых характерен натуралистический подход, такие как агностицизм, скептицизм и атеизм. Его используют в христианской апологетике и в теологии освобождения. Иногда употребляется как синоним термина атеизм.

Религиозная дискриминация — ограничение людей в правах по признаку их религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.

Милленаризм — убеждение религиозной, социальной, политической группы или движения в кардинальных преобразованиях общества, связанных с тысячелетними циклами. В более общем смысле термин используется для обозначения любой сакрализации 1000-летнего периода времени. Явление милленаризма существует во многих культурах и религиях.

Зоола́трия (от греч. ζωον — животное и λατρεια — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.

Исламская культура (араб. الثقافة الإسلامية‎‎) — многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В более широкой интерпретации — классическая и современная культура исповедующих ислам народов, которые проживают на территории его распространения. «В обоих смыслах (особенно во втором) она является довольно условным понятием.

Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.

Свяще́нные те́ксты, или Религио́зные тексты, — тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и занимают центральное место в их религиозной традиции.

Религия в Японии представлена главным образом буддизмом и синтоизмом. Большинство верующих в Японии причисляет себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме. В 1886 году, во время реставрации Мэйдзи синтоизм был объявлен единственной и обязательной государственной религией японского государства. После Второй мировой войны с принятием новой японской конституции в 1947 году синтоизм потерял этот статус.

Иудеохристиа́нство — совокупное наименование различных неортодоксальных течений, вышедших из среды евреев-христиан на рубеже I и II веков. Согласно Новому Завету, к иудеохристианам относилась первоапостольская община.

Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.

Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.

Не существует однозначной аналогии между традициями буддизма и христианства. Обе религии имеют фундаментальные различия, начиная с монотеизма. В буддизме отсутствует теизм (отсутствие существования бога-творца), который идет вразрез с учением о Боге в христианстве. Важно также различие идей о карме. Буддизм никак не комментирует распятие Иисуса как историческое событие. Жертва Иисуса, как искупление за грехи человечества идёт вразрез с буддийскими учениями.

Духовная практика — регулярные или постоянные действия, предпринимаемые с целью возбуждения духовного опыта и/или культивирования духовного развития. Часто используемая в религиях метафора духовной практики — преодоление пути по направлению к цели. Цели духовных практик различаются в зависимости от религии или духовной системы, например, в христианстве это спасение, в буддизме — нирвана, в многочисленных оккультных течениях — постижение высших истин. Формы духовных практик также разнообразны и включают.

Экзоте́рика (экзотери́зм, экзотери́ческое уче́ние; от др.-греч. εξωτερικός — внешний) — религиозное или философское учение, не представляющее собой тайны, предназначенное для непосвящённых. Противоположно эзотерике (эзотеризму) — тайному учению. Экзотерическое учение не имеет глубокого смысла и понятно всем (общедоступно).

Суперэкуменизм (религиозный плюрализм) — религиозное движение, стремящееся к унификации не только христианских конфессий (экуменизм), но и мировых религий во имя так называемого диалога религий.

Сихр (араб. سحر‎), в исламе — колдовство и магия, один из больших грехов. Обучение колдовству происходит через злых духов.

Божество́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.

Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Читайте также: