Многонациональный и многоконфессиональный состав населения края кратко

Обновлено: 07.07.2024

Донбасс в силу исторических условий стал регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений. В новое время Донбасс являлся российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявило заинтересованность в продвижении своих юго-западных границ далее на юг, к Азовскому морю. Так Донецкий регион приобрёл значение геополитического региона. В начале XVIII века для работы на соляных промыслах сюда стали направлять выходцев из Правобережной Украины, а также крестьян из Воронежской и Белгородской губерний. В 1753 году Сенат выделил для поселения выведенных в Россию сербов и хорватов территорию между Луганью и Бахмутом, получившую название Славяносербия. Но низкий приток сербов и хорватов, для которых и создавался регион, побудил правительство разрешить принимать в Славяносербию украинцев, молдаван и других переселенцев, исповедовавших православие. К числу компактно размещенных в пределах Донбасса в конце ХVІІІ века поселенцев, следует отнести выведенных из Крыма греков, армян, молдаван и грузин, переехавших в пределы Азовской губернии.

В 1897 году была проведена перепись населения, по итогам которой Екатеринославская губерния занимает первое место среди малороссийских губерний по темпам роста населения. Рост населения происходил за счет естественного прироста, а также вследствие переселения в Донбасс большого количества рабочих из губерний европейской России. Перепись не содержит сведений о национальном составе. Приблизительно его можно определить по родному языку. Национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 года, был следующим: малороссы — 62,5 %; великороссы — 24,2 %; белорусы — 1 %; греки — 4,2 %; немцы — 3,0 %; евреи — 2,0 %; татары — 1,4 %. Всего 1 136 361 населения. По данным переписи в горнодобывающей промышленности русские составляли 74%, украинцы – 22,3%, а в металлургической промышленности – соответственно 69% и 20,2%.

В 1926 году была проведена перепись населения СССР. В Донецкой области проживало 1 837 149 человек, национальный состав был таким: украинцы – 61,61%; русские – 24,67%; армяне – 5,35%; немцы 3,05%; евреи – 2,4%; белорусы – 0,66%; татары – 0,51%; поляки – 0,44%; молдаване – 0,41%; другие – 0,47%; всего 20 национальностей. Во многом достаточно высокий процент украинцев связан с ленинским планом на самоопределение и культурную автономию. В середине 1920-х годов была возрождена малороссийская культура при сохранении дружественных отношений с Россией. В это же время начинает расти националистическое движение на Западной Украине, которое в 1929 году возглавила Организация украинских националистов (ОУН). Её главный идеолог Дмитро Донцов отстаивал фашистские идеалы великой нации, которая во имя светлого будущего не должна стесняться ни средств, ни методов достижения цели. Она должна была наступить после окончательной победы над панами, москалями и жидами.

В 1960-е годы Москва провозгласила рождение новой исторической общности- советский народ, в котором растворялись все народности населявшие СССР. По данным переписи населения 1989 года численность проживающих в Донецкой области составила 5 311 781 человек. Национальный состав был следующим: украинцы – 50,71%; русские – 43,6%; греки – 1,58%; белорусы – 1,45%; евреи – 0,53%; татары – 0,48%; молдаване – 0,25%; армяне – 0,19%; болгары – 0,14%; поляки – 0,13%; немцы – 0,12%; другие – 0,82%; всего более 40 национальностей.

В 2001 году была проведена первая и пока единственная перепись населения Украины. В Донецкой области проживало 4 825 563 человек. Национальный состав был следующим: украинцы – 56,87%; русские – 38,22%; греки – 2,01%; белорусы – 0,92%; татары – 0,4%; армяне – 0,33%; евреи – 0,18%; азербайджанцы – 0,17%; грузины – 0,15%; молдаване – 0,15%; болгары – 0,1%; немцы – 0,1%; поляки – 0,09%; цыгане – 0,09%; другие – 0,65%; всего более 100 национальностей. Русский язык считался родным для 74,9% населения.

Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донбасса, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. Донбасс отличается пестрым национальным составом населения. Здесь проживают русские, украинцы, греки, белорусы, болгары, евреи, молдаване и другие – всего более 120 национальностей других народов. На 2014 год в национальном составе населения региона украинцы ненамного преобладали над русскими, что являлось характерной особенностью данного региона. Только в трех городах Донецкой области крупнейшей этнической группой были русские (Донецк — 48,2 % русских и 46,7 % украинцев, Енакиево — 51,4 % русских и 45,3 % украинцев, Макеевка — 50,8 % русских и 45,0 % украинцев). В территориальном разрезе доля украинцев выше в северных сельских и северо-западных районах. Русские же, наоборот, преобладали в центральных районах, прилегающих к Донецку и являющихся наиболее урбанизированными. На третьем месте, после украинцев и русских, находились греки.

Также респонденты предлагали свои варианты ответа: русич, смешанной национальности, украинец но они являются одним народом вместе с русскими и белорусами, Житель Донбасса и Дончанин.

Опрошенные были разделены на 3 возрастные группы: 1) от 15 до 18 лет; 2) от 18 до 35 лет; 3) старше 35 лет. Из первой группы был опрошен 131 респондент, из второй группы 213 человек, из третьей группы 56 человек. Первые две группы являются социально активными и подвержены большей мобильности, а люди из третьей группы уже с устоявшейся точкой зрения, и повлиять на их мнение сложнее. Именно по-этому было опрошено больше респондентов первых двух групп, они представляют будущее территории, на которой проживают.

В современном мире, подверженном глобалистским изменениям, не осталось ни одного государства, где бы население представляло собой одну национальность. Но, исторически сложилось так, что в некоторых странах на протяжении всей истории развития формировалась в основном одна моно нация. Тогда как в других государствах изначально проживали разнообразные этносы, формируя одну общую целостность, объединенную не всегда общим языком, но национальной идеей, определенными границами и принятыми законами.

О том, как выглядит национальный и религиозный состав населения России к 2020 году подробно расскажем в данной статье. Тут же рассмотрим, где компактно проживают определенные этносы и какое процентное отношение они занимают к общей численности граждан РФ.


Что это такое

Говоря о национальном (этническом) составе России, как и любой другой страны, всегда подразумевают национальности, включая коренные малые и автохтонные народы, которые образуют совокупность граждан государства.

Естественно, что для полноты отображения картины, всегда приводят процентное соотношение тех или иных народов. К тому же, чтобы представлять себе структуру самого государства, достаточно часто привязывают компактные места проживания той или иной национальности к определенному региону. Так происходит на необъятной территории России, где исторически, те или иные малые народы и автохтонные национальности, занимали определенную территорию.


Этногруппы и национальности

На сегодняшний день статистика свидетельствует о следующем национальном составе народностей и малых этносов, входящих в их состав:

  • Русские, которые включают в себя также Казаков и Поморов.
  • Татары – сюда также входят кряшены, мишари, астраханские и сибирские татары.
  • Украинцы.
  • Башкиры;.
  • Чеченцы – это группа дополняется чеченами-акинцами.
  • Чуваши.
  • Армяне и черкесогаи.
  • Аварцы – в эту группу входят также андийцы и дидойцы.
  • Азербайджанцы.
  • Мордвы, которые включают эрзя и мокша.
  • Казахи.
  • Даргинцы, которые включают кайтагцев и кубачинцев.
  • Удмурты.
  • Марийцы.
  • Осетины, включая дигоронов и иронов.
  • Белорусы.
  • Кабардинцы.

И, естественно, что это далеко не все национальности. На территории страны проживают также лезгины, немцы, тувинцы, узбеки, кумыки, буряты, цыгане, карачаевцы, компактные диаспоры грузин, евреев, молдаван, адыгейцев, лакцев, балкарцев, турок, туркмен, рутульцев, езидов, греков, ненцев, хакасов, алтайцев и других. Общее количество всех национальностей и народностей насчитывается в РФ до 190 наименований.

Естественно, говоря о численных показателях, существуют основные группы, которые формируют так называемый “костяк” национальности. Остальные этносы представлены в меньшем процентном соотношении. А некоторые народности представлены только сотнями и тысячами человек, составляя,таким образом, сотые доли процентов от общего населения.

Статистика

По этой причине далее приведены исключительно национальности в составе населения России, численность которых составляет определенный “весомый” процент. На 2010 год, в соответствии с данными всероссийской переписи, представленной Росстатом, данные выглядят следующим образом:

  • Русские составляют почти 77%. Что численно выражено приблизительно в 111 млн человек.
  • Татар в России проживает около 4%. По количеству граждан эта цифра более 5 млн человек.
  • Украинцы составляют 1,35%, что численно выражается почти в 2 млн населения.
  • Башкир – 1,1%, соответственно 1,5 млн человек.
  • Чувашей и чеченцев практически одинаково по численности – около 1%, а это приблизительно 1,4 млн человек.
  • Армян чуть меньше – 0,8% – в количественном измерении это 1,1 млн граждан РФ.
  • Аварцев – 912.000, что соответственно составляет 0,6%.
  • Мордвы – 744.000, что соответствует 0,5%.
  • Казахов – 647.000 – а это соответственно 0,45%.
  • Азербайджанцев – 603.000 – в процентном соотношении 0,42%.
  • Остальные народы численно не превышают полумиллиона населения Российской Федерации.


По годам

Что касается изменения численности каждой национальности по годам, то можно сориентироваться опять же таки из периодически проводимых переписей населения. Далее приведена таблица с процентными данными по наиболее обширным группам этносов в стране.

Национальность Миллионов человек
1989 2002 2010
Русские 119 115 111
Татары 5,52 5,56 5,31
Украинцы 4,3 2,9 1,9
Башкиры 1,3 1,6 1,5
Чеченцы 0,9 1,3 1,4
Армяне 0,5 1,13 1,18
Аварцы 0,5 0,8 0,9
Мордва 1 0,8 0,7
Казахи 0,6 0,6 0,6
Азербайджанцы 0,3 0,6 0,6
Даргинцы 0,3 0,5 0,59

По регионам

Что касается распределения крупнейших национальностей Российской Федерации по муниципальным образованиям второго порядка, то данные на 2010 год выглядят следующим образом:

  • Русские равномерно населяют Россию практически во всех регионах, пожалуй, за исключением республики Тыва, республики Саха Якутия, севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Кавказских республик, центральной части Хабаровского края и некоторых частей республики Коми.
  • Калмыки сконцентрированы в республики Калмыкия.
  • Азербайджанцы компактно проживают в республике Башкортостан, а также республики Татарстан, Марий-Эл, Ульяновской и Самарской области.
  • Буряты населяют республику Тыва, некоторые регионы Забайкальского края и Иркутской области.
  • Ненцы соответственно занимают северные регионы ямало-ненецкого автономного округа.
  • Долганы занимают северо-восточную и южную части республики Саха.
  • Эвены компактно расселены по центральной части республики Саха.
  • Соответственно, национальности кавказских республик занимают каждый свою территорию. Это касается дагестанцев, чеченцев, хакасов, осетин, аварцев, абазинцев и других.

Динамика

Как показывает динамика, общая численность населения России сокращается. К тому же неблагоприятная демографическая ситуация связана с небольшим количеством детей в семьях и с общим старением населения соответственно. Но, отрицательный прирост демонстрируют большинство этносов, включая славянские группы, за исключением традиционной части населения, которые исповедуют ислам. Численность этих групп населения увеличилась от 1 до 5% за последние 10 лет, в соответствии с имеющейся переписью населения с 2002 по 2010 год. Это осетины, чеченцы, дагестанцы, аварцы, лезгины, ингуши, адыгейцы, балкарцы.

Для изменения ситуации с численностью остальных народностей, включая русских, государство должно принять ряд мер. Если они будут эффективными, то это скажется благоприятно не только на демографии, но и на экономическом развитии страны в дальнейшем.

Россия — многоконфессиональное государство


Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой, а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой. Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским и даже международным, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России и в Мире.

Религия и государство

Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания — краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии — это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам — бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой — нашей с ними — земле испокон веков.

Что касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле — русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

— толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

— толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

— толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

— Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

— Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

— Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит — не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Гармонизация межнациональных отношений

Гармонизация всего комплекса межнацио­нальных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма со­циально-политических и других отношений а также демократизации и гуманизации их между народами, национального сознания и деятельности политических инсти­тутов. Развитие демократизма по всем этим направлениям от­вечает подлинным интересам всех народов и расширяет воз­можности действия объективных тенденций развития межна­циональных отношений.

В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государст­венности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углуб­лении их сотрудничества, интеграции экономических и поли­тических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше россий­ское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенден­ций развития наций и межнациональных отношений.

В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее ха­рактерные процессы:

  • этническую консолидацию народов, т.е. развитие их поли­тической, экономической, языковой и культурной само­стоятельности, упрочение национально-государственной целостности;
  • межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей как в настоящее время, так и в будущем; • ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы раство­ряются в других, более развитых; как правило ассимили­руются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и ус­воившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными.Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной на­циональной политики. Во всяком случае национальная полити­ка должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объек­тивных и субъективных факторов.

Межконфессиональные отношения в Сызрани

Р. Шарафутдинов: «В первую очередь, как представитель татарского сообщества нашего города, Председатель Совета Национально-культурной автономии татар г.о. Сызрань, а также, являясь членом Межведомственной рабочей группы по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, обеспечению социальной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории городского округа Сызрань, сегодня, в первую очередь, хотел бы обратить особое внимание на решение вопросов по сложившейся ситуации мусульманской конфессии, в целом, на территории Сызрани и районов.

Дело в том, что координировать, привлекать к общественной деятельности, и, как следствие, сохранять и поддерживать межконфессиональные отношения между сообществами и диаспорами мусульман на данный момент практически является невозможным.

При сложившейся данной ситуации каждому представительству нации из сообщества мусульман нашего города необходим так называемый куратор– представитель той или иной национальности, который будет непосредственно взаимодействовать, как связующее звено, между представителями своей конфессии и структурами Администрации, силовыми структурами, миграционной службой и общественными организациями, и, тем самым, привлекать к общественной деятельности, объединению, дружественности и мирному межконфессиональному существованию, а также к соблюдению

Тем самым, постепенно выстраивая такого рода отношения и формы взаимодействия, как мне кажется, мы постепенно подойдем к решению о необходимости создания Дома дружбы народов в Сызрани, а фундамент к решению этого вопроса будет уже заложен, тем самым дальнейшую совместную деятельность и работу в направлении межконфессиональной ситуации, будет проектировать гораздо легче.

Не разговорами и теоретическими тезисами, а действиями нужно решать вопрос межконфессиональных отношений. Это также применимо и по отношению к деятельности НКО, и по отношению к вопросам о мусульманской конфессии, да и, как мне кажется, применимо по отношению ко всем вопросам нашей жизни!

И как Председатель НКАТ я со всей ответственностью и уверенностью утверждаю, что автономия татар готова к укреплению и развитию межнациональных отношений и всегда открыта для диалога, оказания практической помощи и других вопросов.

Заключение


Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой.

Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.

Религия и государство

Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". [2]. Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания — краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы "основ религиозных культур", в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность — военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) — официальный нерабочий праздничный день в России.

В октябре 2012 года стало известно, что в Московском инженерно-физическом институте появится кафедра богословия. Обучение будет факультативным, и, по словам представителей РПЦ, нацелено на "повышение грамотности" физиков, которые, по мнению Кураева, "балуются оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей". Однако, как отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, философские измышления на стыке физике и богословия дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства. "Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги", — говорит он.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. [4]. Действующих православных храмов-17000. [5]. Синагог — 70. Самый северный в мире буддийский храм — построенный ещё до революции в Петрограде дацан "Гунзэчойнэй" — сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. [6]. Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии — это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам — бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой — нашей с ними — земле испокон веков.

Что касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле — русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о "внеконфессиональном" содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

- толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

- толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;

- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

- Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

- Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

- Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и "безболезненно" переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит — не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый "устав" религии, что в целом недопустимо.

Читайте также: