Изыскания для линейных сооружений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Ассоциация "Инженерные изыскания в строительстве" ("АИИС"), Общество с ограниченной ответственностью "Институт геотехники и инженерных изысканий в строительстве" (ООО "ИГИИС") при участии: Акционерного общества "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики и транспорта "Энерготранспроект" (АО "НИПИИЭТ "ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ"); Открытого акционерного общества "Архангельский трест инженерно-строительных изысканий" (ОАО "Архангельск ТИСИз"); Общества с ограниченной ответственностью "АК "АэроТех" (ООО "АК "АэроТех"); Акционерного общества "Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа "Гипрониигаз" (АО "Гипрониигаз"); Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний РЭИ" (ООО "Группа компаний РЭИ"); Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края; Института Физики Земли им.О.Ю.Шмидта (ИФЗ РАН); Московского Государственного Университета геодезии и картографиии (МИИГАиК); Акционерного общества Московский областной институт "ГИДРОПРОЕКТ" (АО "Мособлгидропроект"); Акционерного общества "МОСТДОРГЕОТРЕСТ" (АО МДГТ); Закрытого акционерного общества "Сибречпроект" (ЗАО "Сибречпроект"); Открытого Акционерного Общества "Томский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа (ОАО "ТомскНИПИнефть"); Общества с ограниченной ответственностью "НИИ Транснефть" (ООО "НИИ Транснефть"); Акционерного общества "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" (АО "Гипротрубопровод"); Общества с ограниченной ответственностью "БашНИПИнефть" (ООО "БашНИПИнефть"); Акционерного общества "Институт по проектированию и исследовательским работам в нефтяной промышленности "Гипровостокнефть" (АО "Гипровостокнефть"); Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" (ОАО НИПИИ "ЛМГТ"); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский Государственный Университет им.М.В.Ломоносова" (МГУ), Географический факультет, Геологический факультет; Частного учреждения государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" "Отраслевой центр капитального строительства" (ОЦКС ГК "Росатом"); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Московский Государственный Строительный Университет" (НИУ МГСУ); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский Государственный Университет" (ФГБОУ ВО "ВГУ"); Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный Федеральный Университет" Институт наук о Земле (ИНоЗ ЮФУ), Акционерного общества Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности (АО "СибВАМИ").

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Свод правил подготовлен "АИИС" (Руководитель работы - Президент Координационного Совета, канд. геол.-минерал. наук М.И.Богданов, ответственный исполнитель - Е.В.Леденева, исполнитель - И.Л.Кривенцова), ООО "ИГИИС" (руководитель работы - первый заместитель директора Г.Р.Болгова; ответственный исполнитель - С.А.Гурова; авторы разделов: инженерно-геодезические изыскания - Г.В.Мисник; инженерно-геологические изыскания - канд. геол.-минерал. наук , Ю.А.Волков, канд. геол.-минерал. наук М.С.Наумов, И.Д.Колесников; инженерно-гидрометеорологические изыскания - Г.Р.Болгова, А.А.Клюев; инженерно-экологические изыскания - д-р геогр. наук , М.Н.Цымбал), при участии АО "НИПИИ ЭТ "Энерготранспроект" (Д.О.Карякин, Г.В.Коваленко, А.Ю.Минкина); ОАО "Архангельск ТИСИз" (А.В.Кабанихин, И.В.Богданов); ООО "АК "АэроТех" (С.Н.Черкесов, А.Е.Сазоненков); АО "Гипрониигаз" (А.В.Гусев, С.А.Рябинина); ООО "Группа компаний РЭИ" (О.В.Галкова); Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края (И.С.Быкова); ИФЗ РАН (д-р физ.-мат. наук С.А.Тихоцкий, д-р физ.-мат. наук В.И.Уломов); МИИГАиК (Ю.Е.Федосеев); АО "Мособлгидропроект" (Б.А.Снежкин, Л.А.Мусаева, О.В.Тимошенко); АО "Мостдоргеотрест" (О.Р.Озмидов, Т.Е.Буданова); ЗАО "Сибречпроект" (В.И.Михайлов, Н.С.Дараева, А.А.Шутилова); ОАО "ТомскНИПИнефть" (канд. геогр. наук М.И.Таранюк, В.В.Тепловодский, Г.А.Надоховская, Н.А.Кривец, А.В.Мельникова, А.Н.Чемерис, М.П.Щеголихина); ООО "НИИ Транснефть" (И.Ю.Лободенко); АО "Гипротрубопровод" (Г.Н.Матвеев, Е.К.Паштет, О.Ю.Джура); ООО "БашНИПИнефть" (Р.А.Шиянов); АО "Гипровостокнефть" (В.В.Рахманова); ОАО НИПИИ "ЛМГТ" (канд. геол.-минерал. наук А.И.Арнаутова, Н.Н.Лакова); МГУ, Географический факультет (Ю.Г.Селиверстов, А.Л.Шныпарков); МГУ, Геологический факультет (М.С.Орлов, М.Л.Владов, М.В.Лехов); ОЦКС ГК "Росатом" (А.П.Мальцев); НИУ МГСУ (A.З.Тер-Мартиросян, А.Ю.Мирный); ФГБОУ ВО "ВГУ" (Н.А.Корабельников, канд. геол.-минерал. наук А.Э.Курилович), ИНоЗ ЮФУ (канд. геол.-минерал. наук Н.М.Хансиварова), АО "СибВАМИ" (Д.П.Ивлев).

Изменение N 1 выполнено авторским коллективом ООО "ИГИИС" (руководитель разработки - канд. геол.-минерал. наук М.И.Богданов, заместитель руководителя - Г.Р.Болгова, ответственный исполнитель - Е.В.Леденева, исполнители - С.А.Гурова, Г.В.Мисник, М.Н.Цымбал, Д.А.Будаков).

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает основные положения и требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий при изучении природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах.

Требования настоящего свода правил распространяются на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства повышенного и нормального уровня ответственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9.602-2016 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний

ГОСТ 24846-2019 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений

СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ

СП 446.1325800.2019 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ

СП 482.1325800.2020 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ 22268, ГОСТ 25100, ГОСТ 24846, СП 14.13330, СП 22.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 геодезическая сеть специального назначения: Разновидность опорной геодезической сети, требования к построению которой (плотность, точность определения планового и/или высотного положения, способ закрепления пунктов на местности) обосновываются для конкретного объекта капитального строительства в программе инженерно-геодезических изысканий.

3.2 геодезический пункт долговременного закрепления: Геодезический пункт (грунтовый, стенной, скальный, закрепленный на пнях свежесрубленных деревьев, обечайках смотровых люков колодцев подземных коммуникаций, оголовках труб и других элементах фундаментальных конструкций и т.д.), метод закрепления которого обеспечивает сохранность центра (при условии отсутствия умышленных разрушающих воздействий), а также неизменность его координат и/или отметки в пределах точности геодезической сети, к которой он относится, на период, предусмотренный заданием и/или программой выполнения инженерных изысканий.

3.3 геодезический пункт постоянного закрепления: Геодезический пункт (грунтовый, стенной, скальный), способ закрепления которого обеспечивает сохранность центра (при отсутствии умышленных разрушающих воздействий), а также неизменность его координат и/или отметки (в пределах точности геодезической сети, к которой он относится) на весь период сохранения ненарушенного состояния участка местности или объекта, на котором он установлен.

3.4 геодезический пункт временного закрепления: Геодезический пункт (деревянный столб, отрезок металлической трубы, уголка и т.д.), метод закрепления которого обеспечивает сохранность центра (при условии отсутствия умышленных разрушающих воздействий), а также неизменность его координат и/или отметки в пределах точности геодезической сети, к которой он относится, на период выполнения полевых работ (включая их приемку).

3.5 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.6 геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля - тепловые, гравитационные, электромагнитные, сейсмические).

3.7 гидрологический режим: Совокупность закономерно повторяющихся изменений состояния водного объекта (в том числе изменений уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества и состава переносимых потоком наносов, изменений русла реки, состава и концентрации растворенных веществ), присущих ему и отличающих его от других водных объектов.

3.8 гидрометеорологические наблюдения: Комплекс работ по изучению элементов гидрометеорологического режима, включающий в себя как собственно наблюдения, выполняемые без каких-либо измерений - чисто визуально, так и действия, связанные с количественной оценкой (измерением) характеристик гидрометеорологических явлений и процессов.

3.9 гидрометеорологические характеристики: Количественные оценки элементов гидрометеорологического режима, устанавливаемые по данным наблюдений путем их анализа, расчетов и другими методами, предусмотренными нормативными документами.

градостроительная деятельность: Деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

жизненный цикл здания или сооружения: Период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

3.12 застроенная территория: Участок местности в пределах землеотводов и охранных зон объектов капитального строительства (при выполнении инженерных изысканий к застроенной территории также относится местность в административных границах поселений).

зоны с особыми условиями использования территорий: Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

инженерная защита: Комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.

Надежность и долговечность инженерных сооружений, в том числе линейных объектов, во многом зависит от окружающих условий. Осыпающийся грунт, закарстованность территории, опасные климатические явления и другие особенности местности, отведенной под строительство, могут стать причиной повреждений, которые сделают невозможной эксплуатацию объекта. Чтобы этого не произошло, необходимо учесть характеристики территории в проектной документации. А это значит, что еще до разработки проекта следует заказать инженерные изыскания. Исследования необходимы как для площадных, так и для линейных объектов. Причем в последнем случае работы имеют свою специфику.

Инженерные изыскания — это изучение территории, выполняемое компанией-участником СРО с соблюдением отраслевых стандартов, строительных норм и правил, других нормативных требований. В зависимости от объекта исследования (грунт, подземные воды, климат и т.д.) различают геологические, геодезические, экологические и иные виды инженерных изысканий.

Что такое линейный объект и в чем его особенности?

Строительство крупных сооружений регламентируется действующим законодательством, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации. Последний дает следующее определение термину: линейный объект — это инженерно-техническое сооружение, длина которого многократно больше ширины или диаметра.

    Таким образом, в данную категорию можно включить:

Итак, специфика линейных объектов заключается в их протяженности. И именно этот фактор затрудняет выполнение исследовательских работ. В соответствии с требованиями СНиП, инженерные изыскания необходимо провести на всей территории строительства. Но длина линейного объекта может составлять десятки или сотни километров. И на всем протяжении трассы необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, выполнять другие работы.

Это накладывает определенные ограничения на выбор подрядчика, поскольку, не обладая достаточным опытом проведения изыскательских работ, компания не сможет обеспечить должный уровень качества исследований.

    К примеру, подрядная организация должна иметь:

Основные виды линейных инженерных изысканий

В то же время существует перечень работ, обязательных для всех видов линейных сооружений. Это инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания. Чтобы было понятно, для чего проводится то или иное исследование и какие работы в него входят, рассмотрим подробнее каждый вид.

Инженерно-геодезические изыскания

Геодезические изыскания — это комплексные работы, выполняемые с целью составления топографических карт, ситуационных планов и другой графической документации. Исследование позволяет получить достоверную информацию о рельефе местности, присутствующих зданиях и сооружениях, коммуникационных и иных объектах. Отчет о проведении инженерно-геодезических изысканий является базовым документом, который используется для комплексной оценки техногенных, природных и других условий на участке, отведенном под строительство линейного сооружения.

    Работы выполняются в три этапа:

Важно отметить, что сам по себе отчет об изысканиях не является основанием для начала проектных работ. Прежде чем перейти к следующему этапу, необходимо выполнить государственную экспертизу, а затем согласовать документ с надзорными органами. Это можно сделать самостоятельно или заказать сопутствующие услуги в компании, которая проводила изыскания.

Инженерно-геологические изыскания

При проведении данного вида изысканий основным объектом исследования являются грунты. В процессе работ определяют их состав, характеристики, несущую способность, склонность к опасным процессам (оползням, образованию карстовых провалов и т.д.). В дальнейшем, опираясь на полученные данные, заказчик может выбрать наиболее безопасную трассу для прокладки линейного сооружения.

Инженерно-геологические изыскания начинаются с подготовки и сбора архивной информации об участке. Помимо архива исследований во внимание принимают топографические карты, данные аэрофотосъемки и другие достоверные источники. На полевом этапе геологи проводят рекогносцировку, определяют особенности местности, осуществляют разведочное бурение для забора проб грунта и грунтовых вод. Глубина бурения и максимальное расстояние между выработками зависят от категории сложности геологических условий и определяются согласно нормативам СНиП на инженерные изыскания.

Собранные во время полевых работ образцы отправляются в лабораторию для всестороннего исследования. На данном этапе изучают химический состав, физические свойства, степень коррозионной активности и другие характеристики грунта и подземных вод. По окончании работ результаты анализов передаются специалистам камерального отдела, которые систематизируют собранную информацию и оформляют ее в технический отчет. Следует отметить, что документ содержит не только сведения о текущей ситуации на местности, но и прогноз вероятных изменений, вызванных строительством и эксплуатацией объекта. Используя эти данные, заказчик может выбрать подходящие материалы, а также разработать комплекс мер, направленных на нейтрализацию опасных геологических явлений.

Инженерно-экологические изыскания

Важно отметить, что отчет о проведении инженерно-экологических изысканий нужен не только на предпроектной стадии строительства, но и в процессе эксплуатации линейного сооружения. Информация используется для разработки природоохранной документации, в том числе ПМООС, ОВОС, СЗЗ и др.

В целом инженерные изыскания для строительства площадных и линейных объектов не имеют принципиальных отличий. Основная разница заключается в протяженности последних. Во-первых, это предполагает значительный объем работ, а во-вторых, означает увеличение итоговой стоимости исследований.

Часто проектирование и строительство линейных объектов осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. Сложность изыскательских работ может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, большим объемом топосъемки, забора проб.

Расположение ЛО также влияет на проведение исследований. Так, сложность и трудоемкость изысканий для проектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте- и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных сооружений, пр.) обусловлены удаленностью, труднопроходимостью мест. Рассмотрим подробнее инженерные изыскания на линейных объектах.

Что такое линейный объект?

Под линейным объектом понимают инженерно-техническое сооружение, длина которого существенно больше, чем ширина или диаметр (в соответствии с градостроительным кодексом РФ). Особенность заключается в большой протяженности. Длина такого сооружения может составлять десятки или сотни километров.

В данную категорию включены:

магистрали любых видов: автомобильные дороги, ж/д-пути, т.д;

системы водоотведения, водопроводы, прочие линии инженерных коммуникаций;

объекты нефтегазовой промышленности (трубопроводы, транспортирующие нефть, газ, другие вещества);

линии связи, электропередач, а также кабельные каналы;

оросительные, транспортные, каналы, прочие искусственные водные пути;

другие сооружения, характеризующиеся значительной протяженностью.

“Масштабные ЛО могут охватывать большие территориальные участки и располагаться сразу в нескольких регионах государства. На всем протяжении трассы необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это накладывает особенности на проведение исследований, согласований”.

Все ЛО являются объектами капитального строительства, а также имеют прямую связь с землей. Различают надземные (воздушные), а также наземные (поверхностные), подземные виды ЛО.

Иногда возникают сложности в отнесении проекта к линейному или нелинейному типу. Встречаются варианты совмещенного типа, например, в водопроводной системе. Здесь конструкция водопровода является линейной, а подстанция по её обслуживанию — нелинейной. Также возникают споры насчет отнесения линейных сооружений к недвижимому имуществу. В п. Ст. 130 ГК РФ указаны разъяснения на этот счет.

Инженерно-геодезические изыскания линейных объектов

Инженерно-геодезические изыскания линейных сооружений - комплекс работ, направленный на получение топографо-геодезических данных посредством трассирования, топосъемки, создания планово-высотной геодезической основы и цифровой модели местности. Результаты используются для разработки проектной документации для нового строительства, капитального ремонта или реконструкции на участках авто-, железных дорог и других линейных объектов.

Особенность геодезических изысканий для линейных объектов заключается в том, что измерения (топосъемку) необходимо проводить на всем протяжении ЛО. Поэтому для трасс значительной длины с целью ускорения процесса часто применяют инновационные методы: аэрофотосъемку, лазерное сканирование, пр.

Работы выполняются в три этапа:

Подготовительный этап. Включает анализ ТЗ, составление программы работ, изучение архивной информации, предварительную оценку условий, первичное трассирование ЛО.

Полевые работы. В ходе полевых исследований выполняется рекогносцировка, топосъемка (аэрофотосъемка/лазерное сканирование), привязка к имеющейся геодезической сети.

Камеральные работы. Включают камеральную обработку данных, составление топопланов, карт в масштабах 1:25000-1:10000, выбор конкурентоспособных вариантов прохождения ЛО, подготовку технического отчета.

Геодезические изыскания линейных объектов

Нормативная база

Геодезические изыскания линейных сооружений регламентируется нормативными документами:

СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;

СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства;

СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ;

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги;

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги;

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования;

Согласование работ

Основные службы, в которых необходимо регистрировать и согласовывать геодезические изыскания и результаты: Комитет по градостроительству и архитектуре (по всей России), ГБУ ”Мосгоргеотрест” (по Москве).

Дополнительные согласования могут потребоваться с эксплуатирующими службами и балансодержателями инженерных коммуникаций и сооружений:

водопроводные и канализационные службы;

организации по эксплуатации коммуникационных коллекторов;

организации по эксплуатации водоотводящих систем;

предприятия по световому оформлению города;

провайдеры цифровых услуг и сервисов;

компании по производству, транспортировке, распределению и сбыту тепловой энергии;

службы специальной связи и информации.

Список зависит от местоположения объекта и наличия инженерных коммуникаций на участке. Например, на трассах проезда объектов государственной охраны требуются дополнительные согласования в ФСО России для получения разрешения на проведение работ.

Оборудование

Для проведения геодезических изысканий линейных сооружений требуется:

*Возможно комбинированное использование электронного тахеометра + GPS приемника + БПЛА, но с условиями и факторами, позволяющими выполнить геодезические измерения с необходимой точностью. Полученных данных только с БПЛА может быть недостаточно для проектирования, но их можно использовать для разработки проекта планировки территории.

Примеры работ на линейных объектах

Геодезические изыскания для дороги

Геодезия началась с изучения архивных материалов. Параллельно начали очищать территорию участка от снега. Несмотря на погодные условия, инженерам удалось провести геодезическую съемку. Одновременно с геодезическими изысканиями велись геологические, экологические и дендрологические.

По результатам работ создан инженерно-топографический план масштаба 1:500 с сечением рельефа 0.5м с нанесением инженерных коммуникаций и подеревная топографическая съемка.

С полным перечнем работ на линейных объектах можно ознакомиться здесь.

Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов

Объем, состав инженерно-геологических изысканий зависит от протяженности ЛО. На характер исследований влияют: глубина заложения трасс, сооружений, а также особенности их фундамента, геологическое строение территории, инженерно-геологические условия местности.

Ключевой вид работ при проведении геологических изысканий — бурение скважин, которое осуществляется по всей длине.

На количество выработок влияют следующие факторы:

назначение проектируемого объекта;

протяженность ЛО – скважины располагаются на заданном расстоянии друг от друга;

инженерно-геологические особенности местности;

количество поворотов трассы, наличие переходов через водные объекты, насыпей;

сложность геологии территории;

стадия проектирования, пр.

Выбор параметров скважин регламентируется нормативными документами. При этом глубина выработки рассчитывается в соответствии с назначением сооружения, уровнем промерзания грунта.

Глубина скважин достигает:

для автомобильных дорог — порядка 3 м;

для линий электропередач — 3-7 м;

для кабельной линии связи, магистрального трубопровода, водопроводной и канализационной систем, а также теплосети, газопровода — на 1-2 метра ниже уровня заложения трассы;

для подземного коллектора — на 2 метра глубже проектируемого объекта (при этом глубина выработки должна превышать уровень промерзания грунта на 1-2 метра).

При проектировании ЛО на участках, имеющих сложные геологические условия и специфические грунты, специалисты располагают 4-5 поперечников в скважинах. Это также накладывает особенности на проведение топосъемки (увеличивает её площадь). При этом уменьшается расстояние между скважинами, а глубина выработок увеличивается.

Инженерные изыскания на объектах нефтегазовой отрасли

Проектирование объектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте - и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных объектов и пр.) требует чрезвычайной точности. Любая ошибка приводит к переделкам проекта, простоям, миллионным убыткам. Начать проектировочные работы невозможно без результатов инженерных изысканий.

Инженерные изыскания при реконструкции или строительстве нефтегазового объекта: особенности

Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность и труднопроходимость мест (болота, густая тайга), низкий температурный режим накладывают особые требования к организации процесса испытаний.

арендовать спецтехнику (бураны, снегоходы, вездеходы (ARGO), пр.);

транспортировать инженеров на место назначения;

организовать базу для проживания.

Изыскания проводятся круглый год, однако в большинстве случаев рационально исследовать сооружение в зимний период времени с целью улучшения проходимости.

При проведении испытаний зимой:

дополнительно рассчитывается коэффициент неблагоприятного периода (x1,4), это влияет на стоимость работ;

могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).

Линейные объекты нефтегазовой отрасли считаются опасными, поэтому испытания осуществляются группами в составе от 3-х человек. При этом изыскательская компания должна иметь соответствующий Допуск (для работ на особо опасных ЛО).

При проведении испытаний зимой могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).

Проблемы, с которыми сталкивается заказчик:

Проблема-1

Сложность контроля из-за территориальной удаленности Ответственность полностью ложится на плечи изыскателей. Неквалифицированные эксперты могут допустить неточности и ошибки при проведении испытаний (например, не заметить овраг, пробурить скважину меньшей глубины и пр.).

Ошибки, упущения при проведении испытаний приводят к:

простоям, миллионным убыткам;

дополнительным расходам (например, при повторном прохождении Главгосэкспертизы или адаптации программы исследований в процессе работ).

Проблема-2

Увеличение затрат на проведение изысканий в 1,5-2 раза

Неточности при составлении ТЗ влекут за собой разработку некорректной программы исследований.

Если в процессе работ выяснится, что объема испытаний недостаточно для обеспечения требуемой полноты и точности результатов, потребуется:

  • обновление программы испытаний;
  • транспортировка дополнительных бригад инженеров;
  • выделение технического оборудования.

В условиях Москвы и МО с адаптацией к новым условиям не возникает трудностей.
Однако, если речь идет об объектах нефтегазовой отрасли в северных регионах, внесение любых изменений в программу исследований может увеличить стоимость изыскательских работ в 1,5-2 раза. Поэтому заказчику важно ответственно отнестись к составлению ТЗ.

Особенности согласования проекта

Если ЛО проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо получить согласование на прохождение пересекаемой территории. Также от заказчика требуется согласование работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них территории).

Готовый проект подлежит обязательному прохождению Главгосстройэкспертизы. При обнаружении неточностей на их устранение отведено всего 10 дней. В противном случае требуется повторное прохождение экспертизы, и заказчик теряет деньги.

От чего зависит стоимость испытаний?

Цена на изыскательские работы зависит от:

объема подготовительных мероприятий (по транспортировке инженеров, организации базы);

целей, объема планируемых испытаний;

типа, расположения объекта.

Стоимость работ возрастает, если дополнительно требуется:

проведение исследований по поиску карьера или места ПГС (для развивающихся месторождений, если планируется строительство дороги);

К линейным сооружениям относятся автомобильные дороги, железнодорожные полотна, трубопроводы, линии электропередач, канализационные линии и т.д. При проведении инженерных изысканий для строительства линейных сооружений прежде всего определяют плановое и высотное положение ориентира — трассы.


В ходе изысканий для линейных сооружений, в первую очередь, решают вопрос о плановом и высотном положении трассы.

Трасса - линия, определяющая ось проектируемого линейного сооружения, обозначенная на местности, топоплане, или нанесенная на карте, или обозначенная системой точек в цифровой модели местности. Основные элементы трассы: план - ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль - вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения. В плане трасса должна быть по возможности прямолинейной, так как всякое отклонение от прямолинейности приводит к ее удлинению и увеличению стоимости строительства, затрат на эксплуатацию. В продольном профиле трассы должен обеспечиваться определенный допустимый уклон. В условиях реальной местности одновременно трудно соблюсти требования к плану и профилю, так как приходится искривлять трассу для обхода препятствий, участков с большими уклонами рельефа и неблагоприятных в геологическом и гидрогеологическом отношении.

Таким образом, план трассы состоит из прямых участков разного направления, которые сопрягаются между собой кривыми с различными радиусами. Продольный профиль трассы состоит из линий различных уклонов, соединяющихся между собой вертикальными кривыми.

В зависимости от назначения трасса должна удовлетворять определенным требованиям, которые устанавливаются техническими условиями на ее проектирование. Так, для дорожных трасс основные требования - плавность и безопасность движения с расчетными скоростями. Поэтому на дорожных трассах устанавливают минимально допустимые уклоны и максимально возможные радиусы кривых. Прямолинейные участки трасс железных и автомобильных дорог, трубопроводов сопрягаются в основном круговыми кривыми. Комплекс инженерно-изыскательских работ по проложеыию трассы, отвечающей всем требованиям технических условий и требующей наименьших затрат на ее возведение и эксплуатацию, называется трассированием. Оптимальную трассу находят путем технико-экономического сравнения различных вариантов. Если трассу определяют по топографическим планам или аэрофотоматериалам, то трассирование называют камеральным, если ее выбирают непосредственно на местности, то - полевым.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗЫСКАНИЙ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТАДИЯМИ ИЗЫСКАНИЙ. На стадии ТЭО проводят рекогносцировочные работы. Их выполняют главным образом камеральным путем, изучая имеющиеся на район изысканий топографические карты, материалы инженерно-геологических съемок, данные изысканий прошлых лет. По этим данным намечают на карте несколько вариантов трасс и по каждому из них составляют продольный профиль. Путем технико-экономического сравнения выбирают наиболее выгодные варианты для дальнейшего обследования и разрабатывают техническое задание на проектирование.

На стадии изысканий под проект по заданному в техническом задании направлению трассы выполняют детальное камеральное и полевое трассирование, в процессе которого выбирают наилучшую трассу и собирают материалы для разработки технического проекта этого варианта трассы и сооружений на ней.

Для составления рабочего проекта трассы производят предпостроечные полевые изыскания. В процессе полевых изысканий на основании проекта трассы и рекогносцировки местности определяют в натуре положение углов поворота и производят трассировочные работы: вешение линий, измерение углов и сторон хода по трассе, разбивку пикетажа и поперечных профилей, нивелирование, закрепление трассы, а также при необходимости дополнительную крупномасштабную съемку переходов, пересечений, мест со сложным рельефом.

2. Геодезическое планирование работ при строительстве инженерных гражданских сооружений.

В большинстве случаев технология строительства инженерных ражданских сооружений сводится к следующим основным этапам:

· возведение фундамента и перекрытий подвала

· установка технологического оборудования

Первые три вида работ относятся к т.н. нулевому циклу, или подземному циклу, заканчивающемуся на этапе возведения здания до нулевой отметки, т.е. отметки чистого пола (1-й этаж).

Строительство котлована включает в себя геодезическую разбивку его границы, рытье котлована, геодезический контроль за соблюдением геометрических параметров, передача осей и высот в котлован, исполнительная съёмка подготовленного котлована и подсчет объёмов земляных работ. В связи с тем, что грунты, слагающие дно котлована, будут нести на себе нагрузку от сооружения, не допускается излишняя углубка, поскольку при переборе глубины нарушается естественная структура грунта. При геодезическом контроле вручную зачищают последние 10-15 см грунта.

При установке свай выполняют разбивку их положения от осей здания и маркируют эти точки на торце колышка, забиваемого в уровень с землей. Каждую сваю размечают на метры от её острия (номером метра) яркой краской и буквами ПГ (проектная глубина погружения). Контроль за вертикальностью погружения осуществляют с помощью теодолита или тяжёлого отвеса. После установки свай производят исполнительную их съёмку и производят сопоставление с проектом.

Готовые фундаментные блоки устанавливают в проектное положение в соответствии с разбивкой с непосредственным контролем геометрических размеров рулеткой. Створ центров фундаментных блоков задают теодолитом. При исполнительной съёмке фундаментов в плане и по высоте одновременно на боковые и верхние части фундаментов переносят оси. Это позволяет проконтролировать возможные отступления от проекта.

Значительный объём геодезических работ производится при построении базисных осевых систем и разбивке осей на исходном горизонте - завершение нулевого цикла. Базисные фигуры осевой системы по своей форме повторяют конфигурацию здания и представляют собой геометрически правильные фигуры со сторонами, параллельными осям здания. Последующая разбивка от базисных фигур выполняется промерами по проектной разнице расстояний между осью и стороной базисной фигуры. Точность построения плановой сети 1-2 мм. Для обеспечения указанной точности применяют точные теодолиты и компарированные рулетки.

Чаще всего базисными фигурами являются прямоугольники с диагоналями и центральные системы, реже – прямые или ломаные линии. При построениях преимущественно используют метод трилатерации. Построение прямых или ломаных линий выполняют привязкой их точек способом угловой засечки к исходной геодезической основе, т.е. выполняют линейно-угловые построения.

Передача осей на монтажный горизонт при строительстве зданий малой и средней этажности чаще всего выполняется способом наклонного проектирования (рис.2 Передача осей на монтажный горизонт наклонным лучом) с двух станций, располагаемых в створах соответствующих осей. Вынос направлений на монтажный горизонт выполняют при двух положениях, КП и КЛ, и определяют среднее из них. При строительстве зданий повышенной этажности целесообразно использовать способ вертикального проектирования (рис.3 Передача осей на монтажный горизонт способом вертикального проектирования) через специальные технологические отверстия. При этом возможно проектирование как с исходного на монтажные горизонты, так и поэтапное проектирование с горизонта на горизонт (шаговое).



Рис. 2Передача осей на монтажный горизонт наклонным лучом.



Рис. 3 Передача осей на монтажный горизонт способом вертикального проектирования.

Высотные сети передают на монтажные горизонты способом геометрического нивелирования с использованием нивелиров Н3. Геодезические работы при возведении крупнопанельных, каркасных, блочных зданий и зданий из монолитного железобетона регламентируются специальными инструкциями, рекомендациями, наставлениями, в которых отражаются некоторые особенности и технологические требования по установке тех или иных элементов при обеспечении заданной точности их установки. В любом случае необходимо обеспечивать установку элементов в их проектном положении по соответствующим осям, вертикальности, по высоте и взаимному расположению.

К линейным сооружениям относятся автомобильные дороги, железнодорожные полотна, трубопроводы, линии электропередач, канализационные линии и т.д. При проведении инженерных изысканий для строительства линейных сооружений прежде всего определяют плановое и высотное положение ориентира — трассы.


В ходе изысканий для линейных сооружений, в первую очередь, решают вопрос о плановом и высотном положении трассы.

Трасса - линия, определяющая ось проектируемого линейного сооружения, обозначенная на местности, топоплане, или нанесенная на карте, или обозначенная системой точек в цифровой модели местности. Основные элементы трассы: план - ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль - вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения. В плане трасса должна быть по возможности прямолинейной, так как всякое отклонение от прямолинейности приводит к ее удлинению и увеличению стоимости строительства, затрат на эксплуатацию. В продольном профиле трассы должен обеспечиваться определенный допустимый уклон. В условиях реальной местности одновременно трудно соблюсти требования к плану и профилю, так как приходится искривлять трассу для обхода препятствий, участков с большими уклонами рельефа и неблагоприятных в геологическом и гидрогеологическом отношении.

Таким образом, план трассы состоит из прямых участков разного направления, которые сопрягаются между собой кривыми с различными радиусами. Продольный профиль трассы состоит из линий различных уклонов, соединяющихся между собой вертикальными кривыми.

В зависимости от назначения трасса должна удовлетворять определенным требованиям, которые устанавливаются техническими условиями на ее проектирование. Так, для дорожных трасс основные требования - плавность и безопасность движения с расчетными скоростями. Поэтому на дорожных трассах устанавливают минимально допустимые уклоны и максимально возможные радиусы кривых. Прямолинейные участки трасс железных и автомобильных дорог, трубопроводов сопрягаются в основном круговыми кривыми. Комплекс инженерно-изыскательских работ по проложеыию трассы, отвечающей всем требованиям технических условий и требующей наименьших затрат на ее возведение и эксплуатацию, называется трассированием. Оптимальную трассу находят путем технико-экономического сравнения различных вариантов. Если трассу определяют по топографическим планам или аэрофотоматериалам, то трассирование называют камеральным, если ее выбирают непосредственно на местности, то - полевым.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗЫСКАНИЙ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТАДИЯМИ ИЗЫСКАНИЙ. На стадии ТЭО проводят рекогносцировочные работы. Их выполняют главным образом камеральным путем, изучая имеющиеся на район изысканий топографические карты, материалы инженерно-геологических съемок, данные изысканий прошлых лет. По этим данным намечают на карте несколько вариантов трасс и по каждому из них составляют продольный профиль. Путем технико-экономического сравнения выбирают наиболее выгодные варианты для дальнейшего обследования и разрабатывают техническое задание на проектирование.

На стадии изысканий под проект по заданному в техническом задании направлению трассы выполняют детальное камеральное и полевое трассирование, в процессе которого выбирают наилучшую трассу и собирают материалы для разработки технического проекта этого варианта трассы и сооружений на ней.

Для составления рабочего проекта трассы производят предпостроечные полевые изыскания. В процессе полевых изысканий на основании проекта трассы и рекогносцировки местности определяют в натуре положение углов поворота и производят трассировочные работы: вешение линий, измерение углов и сторон хода по трассе, разбивку пикетажа и поперечных профилей, нивелирование, закрепление трассы, а также при необходимости дополнительную крупномасштабную съемку переходов, пересечений, мест со сложным рельефом.

2. Геодезическое планирование работ при строительстве инженерных гражданских сооружений.

В большинстве случаев технология строительства инженерных ражданских сооружений сводится к следующим основным этапам:

· возведение фундамента и перекрытий подвала

· установка технологического оборудования

Первые три вида работ относятся к т.н. нулевому циклу, или подземному циклу, заканчивающемуся на этапе возведения здания до нулевой отметки, т.е. отметки чистого пола (1-й этаж).

Строительство котлована включает в себя геодезическую разбивку его границы, рытье котлована, геодезический контроль за соблюдением геометрических параметров, передача осей и высот в котлован, исполнительная съёмка подготовленного котлована и подсчет объёмов земляных работ. В связи с тем, что грунты, слагающие дно котлована, будут нести на себе нагрузку от сооружения, не допускается излишняя углубка, поскольку при переборе глубины нарушается естественная структура грунта. При геодезическом контроле вручную зачищают последние 10-15 см грунта.

При установке свай выполняют разбивку их положения от осей здания и маркируют эти точки на торце колышка, забиваемого в уровень с землей. Каждую сваю размечают на метры от её острия (номером метра) яркой краской и буквами ПГ (проектная глубина погружения). Контроль за вертикальностью погружения осуществляют с помощью теодолита или тяжёлого отвеса. После установки свай производят исполнительную их съёмку и производят сопоставление с проектом.

Готовые фундаментные блоки устанавливают в проектное положение в соответствии с разбивкой с непосредственным контролем геометрических размеров рулеткой. Створ центров фундаментных блоков задают теодолитом. При исполнительной съёмке фундаментов в плане и по высоте одновременно на боковые и верхние части фундаментов переносят оси. Это позволяет проконтролировать возможные отступления от проекта.

Значительный объём геодезических работ производится при построении базисных осевых систем и разбивке осей на исходном горизонте - завершение нулевого цикла. Базисные фигуры осевой системы по своей форме повторяют конфигурацию здания и представляют собой геометрически правильные фигуры со сторонами, параллельными осям здания. Последующая разбивка от базисных фигур выполняется промерами по проектной разнице расстояний между осью и стороной базисной фигуры. Точность построения плановой сети 1-2 мм. Для обеспечения указанной точности применяют точные теодолиты и компарированные рулетки.

Чаще всего базисными фигурами являются прямоугольники с диагоналями и центральные системы, реже – прямые или ломаные линии. При построениях преимущественно используют метод трилатерации. Построение прямых или ломаных линий выполняют привязкой их точек способом угловой засечки к исходной геодезической основе, т.е. выполняют линейно-угловые построения.

Передача осей на монтажный горизонт при строительстве зданий малой и средней этажности чаще всего выполняется способом наклонного проектирования (рис.2 Передача осей на монтажный горизонт наклонным лучом) с двух станций, располагаемых в створах соответствующих осей. Вынос направлений на монтажный горизонт выполняют при двух положениях, КП и КЛ, и определяют среднее из них. При строительстве зданий повышенной этажности целесообразно использовать способ вертикального проектирования (рис.3 Передача осей на монтажный горизонт способом вертикального проектирования) через специальные технологические отверстия. При этом возможно проектирование как с исходного на монтажные горизонты, так и поэтапное проектирование с горизонта на горизонт (шаговое).



Рис. 2Передача осей на монтажный горизонт наклонным лучом.



Рис. 3 Передача осей на монтажный горизонт способом вертикального проектирования.

Высотные сети передают на монтажные горизонты способом геометрического нивелирования с использованием нивелиров Н3. Геодезические работы при возведении крупнопанельных, каркасных, блочных зданий и зданий из монолитного железобетона регламентируются специальными инструкциями, рекомендациями, наставлениями, в которых отражаются некоторые особенности и технологические требования по установке тех или иных элементов при обеспечении заданной точности их установки. В любом случае необходимо обеспечивать установку элементов в их проектном положении по соответствующим осям, вертикальности, по высоте и взаимному расположению.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: