Традиционная одежда ногайцев кратко

Обновлено: 07.07.2024

После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?

Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. В результате сложной и драматической истории ногайцы оказались расселены на значительных территориях отдельными группами, которые не поддерживают связи между собой. В основном они проживают в России от Дагестана до Крыма, а за пределами России в треугольнике Узбекистан-Румыния-Турция.

Историческая территория расселения ногайцев — обширные пространства южно-русских степей, низовья Волги, предгорные районы Кавказа. В зависимости от места проживания ногайцы подразделяются на степных (караногайцы), астраханских, кубанских, крымских, терско-сулакских.

На Северном Кавказе и Причерноморье они обосновались в следующих районах:

  • Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 кубанских ногайцев;
  • селах Карамуржин и Кангли, а также Нефтекумском районе (ранее Ачикулакском) Ставропольского края: Ембойлуковцы , Етишкульцы , Едисанцы, Кумские;
  • В Минераловодском районе Ставропольского края: Кумские или Пятигорские ;
  • северном Дагестане, Ногайском и Кизлярском районах Дагестана: Караногайцы , Таркинцы , Яксаевцы , Костековские , Сулакские;
  • Шелковском районе Чечни;
  • В Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска.
  • В Астраханской области: Карагаши , Юртовцы , Ногайцы-Кундрав
  • В Крыму: крымские ногайцы
  • В республике Калмыкия: Утары

На территории России ногайцы также проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Отдельные группы ногайцев живут в Турции, Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционные занятия - кочевое скотоводство, охота, рыболовство, отчасти земледелие, бахчеводство, домашние ремесла.

Ремесла и промыслы ногайцев

Домашние ремесла и промыслы: обработка кожи, шерсти, овчины, суконное и войлочное производство, кузнечное, ювелирное дело, аппликационная вышивка, золотое шитье.

Ногайцы, проживающие на севере Дагестана в Ногайской степи ( караногайцы ) - единственный из этносов Дагестана, имеющий кочевое прошлое и богатую культурную традицию, во многом отличную от горской. Традиционная культура ногайцев (костюм, жилище, ремесла, орнаментика) во многом схожа с культурой народов Средней Азии (казахами, киргизами, каракалпаками) и Поволжья (татарами, башкирами), с которыми ногайцы имеют общий этногенетический корень.

Основным занятием кочевников было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Кроме сапожного, дубильного и шорного дела, мужчины также занимались деревообделочным, столярно-плотничьим, кузнечно-слесарными и ювелирным ремеслами. Они сами делали из дерева необходимые в быту предметы, начиная от сельскохозяйственных орудий и кончая неприхотливой мебелью и посудой.

Ногайская юрта

Ногайская юрта — большая (терме) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.

Юрта типа терме была разборной, а типа отав - неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.

Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым.

Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже - на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.

Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.

Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав . В отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, - более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде.

Кибитки отав были нескольких видов:

  1. походная, используемая пастухами на летовке;
  2. гостевая или для отдельных членов семей, размещавшаяся рядом с терме;
  3. свадебная –для новобрачных.

Наряду с отав для новобрачных необходимо отметить свадебную арбу куьйме . В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.

Внутреннее убранство юрты отличалось ограниченным количеством предметов мебели и быта, что связано со спецификой кочевого образа жизни.

Ногайские войлочны ковры

Высокохудожественная обработка войлока кочевых культур сохранилась еще со времен пазырыкской культуры .

Обработкой шерсти у ногайцев, в первую очередь,занимались женщины. Практически все ногайки умели валять войлок, который широко использовался не только в быту, но и в качестве стен натягивался на деревянный каркас переносного жилища кочевников — юрты.

Национальная одежда ногайцев

У причерноморских ногайцев были зафиксированы «три головных убора:

Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Ногайский кочевник был вооружён:

  • луком ( яй ) со стрелами ( ок ),
  • мечом ( кылыш ),
  • боевым топором ( балта )
  • копьём ( суьнъги , найза ).
  • имелись красиво отделанный колчан ( кылшан ) для стрел,
  • шлем ( тувлыга ),
  • украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.

Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В своей основе женский костюм, однотипный для всех регионов проживания ногайцев, тем не менее, имел и локальные особенности.

Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет (къаптал), сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов.украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.

В СССР очень тревожились по поводу существования кочевого народа на Кавказе и всеми силами старались сделать их оседлыми, в результате чего с 30-х годов XX века культура ногайцев во многом изменилась. Но элементы традиционной культуры до сих пор сохранились в их быту, костюме, свадебных традициях.

Доисламские верования ногайцев

Ногайский народ имеет сложный этногенез, в котором участвовали кыпчаки, половцы, мангуты, булгары, туркмены и др. древние тюркские племена. В Ногайской Орде с XVI в. века ислам был государственной религией, но при этом сохранялось множество пережитков архаических верований.

Ислам впервые в Золотой Орде был принят ханом Берке (1257 — 1266), а широко стал распространяться среди кочевников Дешт-и Кипчака в первой половине XIV в., в эпоху золотоордынского хана Узбека (ок. 1283 — 1341).

Однако, доисламские верования глубоко укоренились в мирровозрении ногайцев. Ногайскому языку и фольклору знакомы древние обозначения верховного божества тенгрианства — Кудай и Тенгри.

В советское время этнологи опрашивали жителей на предмет этих духов, и получили ответ, что ногайцы будто издали в степи видели кочевье ийнов. Кони у них белые.

Духи живут на пустырях, в безлюдных степях, в старых заброшенных домах и прочих строениях, в саманных карьерах, местах выброса золы, мусора. Поэтому ногайцев с детства приучали не ходить в заброшенные места, особенно вечером. До сих пор некоторые старики верят, что духи невидимы лишь благодаря своим папахам.

Рассказы о том, что духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины, распространены среди ногайцев. По традиционным воззрениям, духи-девицы могут вступать в интимную связь с мужчинами. Старики также рассказывали, что в старину якобы были женщины, родившие от духов.

У ногайцев, как и других народов существовал дух обыр (упырь) — это душа умершего злого человека, показывающаяся в виде кошки, поэтому если кто- нибудь умирал, то в ауле всех кошек запирали.

Как ни странно, у ногайцев имеется ряд персонажей, встречающихся и в русских сказках. Например, в ногайском пандемониуме есть дракон аздага , похожего на русского змея-горыныча. В одних поверьях он трехглав, в других — имеет семь огнедышащих голов, туловище змея, длиной в несколько сотен метров. Чудовище может перекрыть большую реку и оставить живущих у реки людей без воды. Дракон, как правило, за возвращение воды требует, чтобы ему в жертву была принесена восемнадцатилетняя девушка. Другим драконом в верованиях ногайцев выступает сазаган . Демон обычно появляется на небе среди туч весной и летом перед дождем.

В традиционной демонологии ногайцев значительное место занимают духи-хозяева — ие. Это сув иеси — хозяин воды, сув анасы — мать воды, уьй иеси- — хозяин дома, ер иеси — хозяин земли, коьк иеси — хозяин неба. По поверьям, хозяин воды чаще заговаривает с пришедшими за водой понравившимися ему женщинами и старается увести их в свое царство, этот эпизод также встречается в русских сказках.

С похоронными обрядами у ногайцев связаны обычаи, которые практикуют соседние народы: кумыки и калмыки, несмотря на то что вера у них разная. Это говорит о том, что данные верования были распространены еще в глубокой древности и, по всей видимости, связаны с зороастризмом.

Например, ночью рядом с покойником остаются близкие родственники. Сорок ночей в комнате, где лежал покойник, обязательно должен гореть свет. В доме покойника в течение семи дней не должны готовить пищу.

Интересно отметить, что в селении Кубачи , где до 15 века бытовал зороастризм, четверг считается выходным днем. О чем это говорит? О том, что это какая-то очень древняя традиция, которая существовала как некая культурная общность. Я полагаю, что эта традиция уходит корнями на много тысячелетий вглубь. Тем более, что на территории Дагестана найдены календари, в которых год делился на 40 недель. Об этом подробнее читайте тут >

Художественное творчество

Знакомьтесь с эпическим творчеством ногайского художника, Койлакаева Алибека Баймуратовича. Алибек родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан.

В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.

Своим названием ногайский народ обязан золотоордынскому хану Ногаю. Когда в XVI в. Ногайская Орда разделилась на Большие и Малые Ногаи, выходцы из Больших Ногаев расселились в северокавказских степях (на севере современного Дагестана и востоке Ставропольского края), а жители Малых Ногаев — в низовьях рек Терека и Сулака.

Народный костюм Предкавказья

Караногайцы (северо-восточные ногайцы) осели в Моздокской степи. Ногайцы жили в оживленном торговом районе Восточного Кавказа, ведь через Ногайские степи проходил Великий шелковый путь. Древние традиции связывали этот тюркский народ с народами Средней Азии: туркменами, казахами, каракалпаками. Потому в народных костюмах ногайцев присутствуют среднеазиатские и кавказские мотивы.

Женский костюм

Женский костюм состоял из нательной рубахи-платья ич-койлек туникообразного покроя (ее шили из домотканины всех оттенков красного цвета); штанов дон; платья каптал из плотного шелка или кашемира красного либо оранжевого цвета; бешмета на подкладке зыбын, украшенного застежками из серебряных пряжек и петель — тестюйме.

Головные уборы и украшения. Девичьим убором была тюбетейка, поверх которой повязывали большой красный или пестрый платок тастар. Замужние женщины на тюбетейки надевали еще папаху из меха выдры и уже поверх нее — белый тастар. Украшения ногаек — огромные серьги, височные подвески, кавказские пояса и носовые кольца — были сделаны из серебра.

Ногайка в кафтане зыбыне с застежкой тес-тюйме и папахе с платком тастаром; ногаец в черкеске на яркой подкладке

Ногайка в кафтане зыбыне с застежкой тес-тюйме и папахе с платком тастаром; ногаец в черкеске на яркой подкладке

Мужской костюм

Обувь

Дома и мужчины, и женщины носили войлочные чулки. На мягкие сафьяновые сапожки мес, украшенные цветной вышивкой, при выходе на улицу ногайцы надевали туфли-галоши аягкап. Богатые ногайцы носили сапоги, а бедняки — постолы с высокими вязаными носками чораб.

nogaycik

Одевайте ваши украшения

перед каждой мечетью..

(Св.Коран, Преграды 31)

Мы ниспослали вам одежды

прикрывающие и украшающие вас,

но лучшая одежда-одежда богобоязненности..

(Св.Коран, Преграды 26 )

Традиционная мужская одежда ногайцев.



0078fff2cc11

poyas1

turk_batir

SK_kipshak

-эта традиция не нарушилась и в более позднее время (половецкое, и преемственное золотоордынское) вплоть до самого недавнего. Таким образом ногайский мужской костюм (равно как и кумыский и карачаево-балкарский) символизирует не только принадлежность региону, но и уходящие в древность тюркские традиции, и показывает какое мощное влияние оказала тюркская культура, войдя во взаимодействие с культурой соседних народов.

nogay_beshmet

astrahan_nogay

bushmud

Для нас интересно, какой тип костюма сохранялся у юртовских ногайцев — потомков ногайцев Большой Орды. По той причине, что они, со времени Астраханского ханства проживали большей частью изолированно от других ногайцев, и имели гораздо меньшее число контактов с другими группами ногайцев, нежели карагашногаи – исходно бывшие кубанцами. Костюм юртовцев, следовательно, должен отражать черты исходно свойственные ногайскому мужскому костюму. Примерно такой же тип костюма (приталенный бешмет по типу черкески и папаха) сформировался у других соседей ногайцев — степных, т.е. у калмыков. Это можно объяснить соседством с ногайцами и однозначно заимствованием, потому что такая форма одежда не свойственна центральноазиатским родичам калмыков — ойратам. Можно сказать, что для всех народов «по эту сторону Волги вплоть до Крыма был характерен примерно один тип мужского костюма. Этот тип костюма, который отражал древнетюркское, хазарское и половецкое наследие, и составил собственно ногайский мужской костюм, а параллельно через посредство алан был воспринят народами Северного Кавказа.Именно такой тип костюма ( по типу шепкена и бешмета) лучше всего отвечал потребностям воина и простого кочевника, не стесняя движений, и не имея лишних деталей, подчеркивал красоту мужской фигуры при своей простоте и аскетичности. Это привело к его широкому распространению и заимствованию. Таким образом все перечисленные предметы одежды и головные уборы имея вполне степное тюркское (древнетюркское, огузское и половецкое) происхождение, и вместе с тем широко воспринятые в регионе, имеют полное право именоваться частью наследия ногайского народа составляя его образ, указывая на самобытность, и вместе с тем связи с родственными и соседними народами.


Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетала в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана – и национальных костюмов горцев Кавказа.

Ногайская мужская одежда XIX-начала XX в. в основном имела единый покрой на всей территории расселения этого народа/ Природная среда диктовала свои требования к одежде, изготовлявшейся в основном из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Для анализа традиционной одежды определенный интерес представляют исторические свидетельства исследователей рассматриваемого периода.


Своеобразны короткие овчинные штаны ногайцев — тери-шалбыр, обшитые снизу кожей. Крой их был схож с тканевыми.

Верхняя одежда мужчин была разнообразней. Кроме бешмета и черкески она состояла из шубы, иногда безрукавки, бурки и т.д.

Безрукавная куртка — къыспа, куьрте тон — была сходна с татарским и башкирским камзолом. Она выполняла функцию рабочей одежды и шилась из овчин мехом внутрь, хотя изредка могла изготавливаться из тканей.

Кавказе. Т.1, кн. 1. СПб, 1871. С. 267). Нашивка эта имела, по-видимому, сакральное значение. Судя по тому, что аналогичные нашивки бытовали у некоторых народов Средней Азии и Казахстана, обычай их ношения связан с религиозными верованиями кочевников.

Черкеска — шепкен, шогъа — была распространена у ногайцев, как и повсеместно на Северном Кавказе. Черкеску глубокого синего, черного или серого цвета из домотканого сукна, реже из ценной верблюжьей шерсти оживляла в нарядном ее варианте яркая контрастная подкладка широких длинных рукавов, отворачиваемых для удобства и красоты. Так же в основном декоративное нежели утилитарное назначение имел вариант оформления низа рукавов черкески небольшим разрезом с застежкой из самодельной черной тесьмы.

Композиционным центром и главным достоинством черкески, особенно выходной, служили ее нагрудная часть и пояс, украшенные газырницами и ременным поясом. Еще одна интересная деталь — особая плетенка, скреплявшая разрезы длинных пол черкески, не позволяя им расходиться при ходьбе.

В начале XX века у ногайцев, так же как и у соседних народов, традиционную нательную рубаху и бешмет все чаще стала заменять так называемая «кавказская

Шуба-тон — шилась мехом внутрь из шкур молодых барашков или — состоятельными людьми — из каракульчи и мерлушки, крытых дорогой тканью. Для того чтобы шубы меньше изнашивались низ рукавов, полы и подол обычно отделывались окантовкой из черной ткани. Другой вид шуб, пополнившийся в обиходе ногайцев позже, имел усложненный крой с расширяющимися книзу клиньями, а в качестве отделки по борту и низу шубы нашивалась узкая полоска меха.

Оригинальным локальным видом одежды была войлочная куртка без начеса, прекрасно защищавшая кочевников-скотоводов в ненастную погоду. Сведения о ней, которые мы находим у А. Павлова, хотя и отрывочны, все же позволяют прийти к заключению, что это была одежда свободного покроя типа куртки с капюшоном (О ногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 46).

Бурка — ябыншы, ямышы — необходимая принадлежность костюма кочевника. Здесь, как и на всем Северном Кавказе, бытовали бурки двух видов: колоколообразные, поменьше размером, без начеса, и большие, черные, с начесом. Представляет интерес особая отделка – богатые ногайцы вырез горловины и края до талии обшивали шнуром и золотым позументом. У горловины делали специальные нашивки из сафьяна в форме треугольника или полукруга, через которые продевались тонкие ремешки для застежки.

Пояс из ткани – кушак, бытовавший наряду с ременным в середине XIX в., хотя и был достаточно живописной деталью одежды — нарядные кушаки шились из красного, желтого, зеленого и синего шелка — имел вполне утилитарное назначение. К нему в виде брелоков крепили нож, сумочку, кисет, трубку, веревку и другие мелочи, необходимые в поле.

Рукавицы — кьолкъап — шили из овчины и сукна. Нарядные рукавицы искусные мастерицы украшали вышивкой, аппликацией, оторачивали у кисти хорошим мехом.

Что касается головных уборов, то они были представлены достаточно разнообразно. Ногайцы пользовались тюбетейками, меховыми шапками, войлочными шляпами, башлыками и т.д. Все традиционные мужские головные уборы изготавливались из меха, ткани и войлока, описания их можно найти у А. Олеария, Г. Ананьева, А. Архипова, С. Фарфоровского, С. Гаджиевой.


Нельзя не заметить сходство покроя между традиционной женской и мужской одеждой, оно было отмечено некоторыми авторами еще в первой половине XIX в. (Павлов А. Указ. соч. С. 46).

Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов ыстан и рубахи коъйлек.

Рубаха туникообразной формы одновременно являлась и платьем. Широкая, длиной до пят, отделанная контрастного цвета кантом, она шилась из разнообразных по расцветке и качеству тканей – из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти. На одну такую рубаху-платье уходило порядка 6-7 м ткани, поэтому качество последней зависело от благосостояния семьи.

Основным видом верхней распашной одежды являлся бешмет — къаптал, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северокавказским женским кафтанчиком.

Прилегающий в талии, с прямым вертикальным разрезом и вставными клиньями, расширяющимися от талии, он подчеркивал стройность женской фигуры.

Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки наподобие откидных рукавов некоторых видов платьев кавказских женщин (кумычек, абхазок, азербайджанок и др.). Разрез этот отделывали красивой яркой тканью, так как во время работы рукава подворачивались, обнаруживая яркую подкладку.

Бешметы шили из разных, обычно плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек были очень красивы. Их отличали не только лучшие сорта тканей ярких цветов — красного, малинового, зеленого и желтого, но и богатая вышивка из галуна и ажурной стежки. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными металлическими украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом.

Другим видом верхней распашной одежды, была безрукавка — дженгсиз куърте (у караногайцев), къыспа (у терско-сулакских ногайцев). Она не имела такого широкого бытования, как бешмет, обычно ее носили женщины преклонного возраста и дети. Покрой таких безрукавок мало отличался от мужских.

Выше мы уже отмечали, что женская одежда ногайцев имела и локальные особенности. Так, ногайки кумыкской равнины в качестве верхней одежды в основном носили, так же как и соседние кумычки, надеваемые поверх рубахи длинные распашные платья — къабалай, къаптал, полша, реже длинные платья-рубахи с отрезной талией — коълек къаптал.

Выделяется нарядный костюм кубанских ногаек, сходный как по покрою, так и отделке с костюмом черкешенок, кабардинок и других женщин северо-западного Кавказа. Этот живописный костюмный ансамбль состоял из длинной туникообразной рубахи коьйлек, чаще красного или фиолетового цвета, короткого кафтанчика зыбын и длинного распашного платья — шыба. Зыбын хотя и напоминал по покрою ногайский женский бешмет, но был короче, плотно облегал фигуру, имел узкие рукава и воротник-стойку. Грудь его украшали десять и более пар серебряных застежек ювелирной работы, полы и рукава — золотая вышивка или аппликация, также кафтанчик отделывали галуном.

К нарядному платью ногайки Кубани, подобно кабардинкам и черкешенкам, довольно часто прикрепляли ниже плеча длинные (до 30 см) нарукавные подвески — къапашыкъ. Подвески эти шили из той же ткани, что и платье (чаще из шелка и бархата), на подкладке, богато украшались золотым шитьем и обрамлялись гаруном. Все это великолепие, как драгоценная оправа, украшало его обладательницу, каждый наряд был уникален.

Меховые женские шубки — тон, куьрте тон — не имели широкого распространения, хотя в более ранний период встречались достаточно часто. Шили их из подстриженных овчин — тери тон, из мерлушек — эльтир гон, коьрпе тон — мехом внутрь. Фасон шуб был един и напоминал бешмет, при этом их делали и крытыми, и нагольными.

Шуба, особенно из шкурок ягнят, была показателем большого достатка.

Пояса поверх одежды – къусакъ белбав, явлыкъ- ногайки носили в основном трех видов: кожаные, тканые и пояса-платки.

Кожаный пояс из широкой полосы красного или черного сафьяна с массивной серебряной пряжкой носили поверх бешмета. Богатые женщины носили и пояса сделанные целиком из серебра.

Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей (бархата, сукна, вельвета) и галунов: тюбетейка — такъыя — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк — головной убор невесты или молодухи. Теке боьрк украшали богатой золотой или серебряной вышивкой с зооморфными мотивами, по нижнему краю шапочки нашивали украшения из серебра и кораллов.

Большие платки — явлыкъ, тастар — были наиболее распространенными видами верхних головных уборов ногайских женщин всех этнических подразделений и возрастов.


Куклы в народных костюмах №98. Ногайский костюм. (Дагестан).

Ожидаемая дата выхода в России: 13 ноября 2015.

Нога́йцы, нога́и (устар. нага́и, нога́йские тата́ры, также кры́мские степны́е тата́ры, самоназвание — ногай) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму. Ногайцы — тюркский народ, сформировавшийся из представителей различных родов и племён, живших с IV в. на просторах Евразии. Численность в Российской Федерации — 103,7 тыс. чел. (на 2010 год). В Дагестане ногайцы имеют статус одного из коренных народов Дагестана, формально это означает также и официальный статус ногайского языка в Дагестане.



Традиционное жилище - юрта с циновками. Ногайцы издревле катали войлок и изготавливали из него ковры. По контуру рисунка нашивали тесьму.

Национальная одежда — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа.

Сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года.


Традиционной одеждой ногайцев являлся каптал и баслык, шаровары и овчинные тулупы.

Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, позже и огнестрельное оружие. Мужчины, в отличие от других народов, носили не черкеску, а простеганный бешмет, на тонком слое ваты или шерсти, чтобы было тепло в степи.


Свадебный женский ногайский костюм.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. Женский наряд перекликается с татарским, азиатским. Характерен пояс с крупной пряжкой. Женские наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Костюм ногайцев более всего (из костюмов народов Дагестана) походит на среднеазиатские костюмы. Казахи и ногайцы имеют общие корни, поэтому есть сходство в костюмах.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были нарядные тюбетейки, а женщин старшего возраста - платки.

Читайте также: