Традиционная картина мира народное творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организациисвоей деятельности, помогают выработать спо-собность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры.

- Заяц белый, куда бегал?

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный поэтический лад.

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Культура и традиции народов Крыма Культура и традиции народов Крыма Цель: Углублять и уточнять представления о малой Родине - Крыме, как многонациональной республике. Задачи:.

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в.

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Мифология как основа древней мифопоэтической картины мира восточных славян. Характеристики народной картины мира: пространственные, временные, числовые и другие. Представления об основных стихиях мироздания. Место человека в мифопоэтической картине мира. Мир потусторонних сил. Народное христианство. Соединение элементов языческой и христианской мифологий в обрядах.

Аникин В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов. М., 1987. - 286с.

Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1987. - 479с.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х т. М.: Современный писатель, 1995. Т.1-3.

Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1973.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. -191с.

Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX – нач. XXв.)// Этнические стереотипы поведения: Сб. статей/ Под ред. А.К. Байбурина. Л., 1985. С. 120-153.

Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического Общества. Пг., 1914-1916. Вып. 1-3.

Потебня. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. - 479с.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. - 607 с.

Основные признаки мифологического мышления. Структура мира в системе двоичных противопоставлений (бинарных оппозиции). Основные характеристики пространства в традиционной картине мира. Признаки структурирования традиционного социума. Основа совмещения языческой и христианской мировоззренческих систем.

Вопросы для обсуждения:

Изменения в традиционной картине мира после принятия христианства.

Отличительные признаки музыкального фольклора и композиторской музыки (устной и письменной традиций).

Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. -463с.

Земцовский И.И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор: Статьи и материалы / Ред.-сост. И.И. Земцовский. М., 1972. С. 9-80.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т.1. –671с., Т.2. – 718 с.

Русская народная поэзия / Сост. К.В. Чистов, Б. Чистова Л.: Художественная литература, 1984. - 437 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. - 783 с..

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - 413 с.

Смолицкий В.Г. Народная эстетика жилища: постоянные эпитеты, связанные с крестьянским домом // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. статей / Сост. А.Н. Иванов. М., 1993. С. 147-154.

Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Советская Россия, 1990. - 77 с.

Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб.: Лань, 1999. - 272 с.

Топоров В.Н. Мифологическое мышление // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т.2.

5.2. Музыкальный фольклор: специфика, история и география

Основные свойства фольклора: устность, коллективность, вариативность, полистадиальность. Музыкально-фольклорная традиция. Соотношение коллективного начала в музыкально-фольклорной традиции и индивидуального. Полистадиальность музыкально-фольклорной традиции.

Выявление системы функций музыкально-фольклорного текста. Этнографический контекст местных музыкально-фольклорных систем как определяющий систему музыкальных жанров.

1.Аникин В.П. Традиции русского фольклора. М.:МГУ, 1986. - 203с.

2.Народное музыкальное творчество: Учебник/Отв. ред. О.А.Пашина. СПб:

Композитор, 2005. - 568с.

3.Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М., 1977.

Основные стадии в становлении этноса. История заселения русской этнической территории. Формирование этнокультурных зон. Социокультурные факторы, способствующие становлению этнической традиции.

Понятие и структура этнической традиции. Понятие региональной песенной традиции. Песенная традиция как сфера наследования традиционного опыта.

Слушание музыки: звукозаписи, представляющие жанры в разных формах и видах.

Локальные особенности русского фольклора Сибири: Сб. статей/Сост. Т.Г. Леонова. Новосибирск: Наука, 1985. - 111 с.

Механизм передачи фольклорной традиции: Материалы XXI Международной молодеж. конф. памяти А. Горковенко, апрель 2001г./ Отв. ред. и сост. Н.Н. Абубакирова-Глазунова. СПб.: РИИИ, 2004. - 304с.

Мехнецов А.М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Ред. - сост. А.М. Мехнецов. Л., 1985. С. 5-29.

Основные этапы освоения русской этнической территории. Основные этнокультурные зоны на территории России, заселенной русскими.

Вопросы для обсуждения:

Факторы, определяющие облик локальной фольклорной традиции.

Признаки региональной песенной традиции.

Признаки системы, присущие всякой региональной песенной традиции.

Роль певческой артикуляции в структурировании традиционной песенной системы.

Слушание музыки: аутентичные записи региональных песенных традиций.

Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991. - 175с.

Дорохова Е.А. Песни села Завгороднее. М.: Музфонд СССР, 1987. - 221с.

Калужникова Т.И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала: Учебное пособие для студентов музыкальных вузов. Екатеринбург: Уральская государственная консерватория, 2005. - 200с.

Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 464с.

5.3. Жанровая стилистика народной музыки

Жанры русского музыкального фольклора как система. Жанровая поэтика. Взаимосвязи музыкально-фольклорных жанров под воздействием географических, исторических, исполнительских и других факторов.

1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Пер. с франц. /Под ред. В.В. Иванова. М.: Наука, 1985. – 535с.

2. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров// Фольклор и действительность: Сб. статей В.Я. Проппа. М., 1976. С. 35-39.

Взаимодействие жанров в процессе исторического развития фольклора.

Вопросы для обсуждения:

Народные определения жанровых явлений в разных районах России.

Жанры, принадлежащие к группе необрядово приуроченных.

Связи обрядовых жанров с необрядово приуроченными.

Жанры, принадлежащие к группе неприуроченных. Их главные признаки.

Изучение жанров русского музыкального фольклора.

Земцовский И.И. Жанр, функция, система // Советская музыка. 1971. № 1. С. 24-32.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 164с.

Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. - 351.

5.4. Роль ритуала в традиционной культуре

Звуковой код народной культуры.

Слушание музыки: аутентичные записи природного и семейно-бытового обрядового комплекса.

1.Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы докл. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. М., 1988. Ч.1. С.139-145.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. - 238 с.

3. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. - 277 с.

5. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 206с.

7. Чистов К.В. Обряд // Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 18. Кол. 679.

Вопросы для обсуждения:

1.Основные функции звука и голоса в традиционной культуре.

2.Сферы народной культуры, где проявляется структурирующая функция звука и голоса.

Самостоятельное прослушивание студентами аутентичного материала. Структурно-типологический анализ песенных образцов (стихосложение, ритмика, лад, многоголосие)

Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Советский композитор, 1971. –304с.

Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев. Л., 1980. С. 23-26.

Голос и ритуал: Материалы конф. М.: Государственный институт искусствознания, 1995. - 187с.

Калужникова Т.И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала.

Челябинск-Екатеринбург: Банк культурной информации, изд-во Дома учителя, 1997. –

Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2004. - 637 с.

Пашина О.А. Мир звуков в народной славянской культуре// Мир искусств: Альманах.

СПб, 2001. С.277-291

5.5. Система народного музыкального мышления

Понятие структурного песенного типа и методика его моделирования. Ритм как фундаментальная основа музыкально-фольклорных произведений. Структурно-ритмическая типология произведений музыкального фольклора. Формы с цезурированными музыкально-ритмическими периодами, формы с неравномерно сегментированными музыкально-ритмическими периодами. Равномерно сегментированные напевы. Музыкально-ритмические формы со стопной сегментацией. Музыкально-ритмические формы протяжных песен.

Звуковысотность в системе народного музыкального мышления. Лад и мелодика. Вокальный строй. Моделирование типовых ритмических и ладомелодических структур.

Явление формульности в русском музыкальном фольклоре. Типы интонационных формул в различных жанрах русского песенного фольклора. Особые формы совместного пения.

Слушание музыки: примеры песенных формул (типовых напевов) на примере разных региональных традиций

1. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976. - 288с.

2. Банин А.А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики// Музыкальная фольклористика. М., 1978. Вып. 2. С. 117-157.

3. Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. Звуковысотное строение народно-песенных мелодий в свете структурно-типологических исследований// Материалы науч.-практ. конф. М., 1991. С. 49-88.

4. Ефименкова Б.Б. Ритмика русской традиционной песни в свете структурно-типологических исследований// Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии: Сб. статей/ Ред-сост. Э.Е. Алексеев, Л.И. Левин. М., 1990. С. 117-136.

Вопросы для обсуждения:

Ритмическая организация произведений русского музыкального фольклора и профессиональной западноевропейской ритмической системы. Их отличия.

Универсальность ритма как категории народного музыкального мышления.

Классы музыкально-ритмических форм, существующие в русском музыкальном фольклоре.

Основные структурные единицы музыкально-ритмической формы напевов.

Принципы трансформации ритмической формы в напевах протяжных песен.

Лады народной музыки и гармонические лады западноевропейской музыки.

Горизонтальный и вертикальный аспекты лада.

Факторы, влияющие на формирование характера мелодики в музыкально-

Проявления формульности в русском музыкальном фольклоре.

Отражение традиционной картины мира в особых формах совместного пения.

Слушание музыки: структурно-типологический анализ фольклорных образцов, предлагаемых преподавателем.

Алексеев Э.Е. О методах сравнительной фольклористики // Советская музыка. 1978.

2. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М.: Советский композитор, 1986. -240с.

3. Асафьев Б. Речевая интонация. М.- Л.:Музыка, 1965. -135с.

4. Бершадская Т.С. Принципы ладовой классификации// Советская музыка. 1971. №8. С.126-129.

5. Енговатова М.А. Звуковысотная организация вёшних хороводных песен: к вопросу соотношения функции и структуры// Фольклорный текст: функция и структура: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Ред.-сост. М.А. Енговатова. М., 1988. Вып. 1. С.129-151.

6. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете структурной типологии (опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. и отв. ред. В.Е. Гусев. Л., 1980. С. 36-50.

5.6. Народный календарь

Структура народного годового цикла. Народный календарь как синтез архаичной (дохристианской) календарной системы и церковной.

Обрядовые комплексы восточных славян. Календарные песни, оформляющие обряды годового круга. Обряды и песни ранневесеннего периода; пасхального периода, троицко-купальского периода; жатвенного периода; святочного периода; масленичного периода.

Формульность как основной признак мелодики календарных песен. Интонационные связи в календарных песнях года. Региональные особенности календарного фольклора.

Слушание музыки: прослушивание календарных песен разных региональных традиций.

1.Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.

2.Земцовский И.И. Календарные песни как цикл // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1968. Вып. 8. С. 99-110.

3 Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян /

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М.: Наука, 1985. 260с.

5.Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб: РИИИ, 1994. - 235 с.

6.Календарные обряды и обычаи в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. - 222 с.

7.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л.: ЛГУ, 1963. - 143 с.

Периоды народного календаря, в которые совершаются обходные обряды. Взаимодействие мифологических и христианских представлений в народном календаре.

Вопросы для обсуждения:

1.Ключевые моменты календарно-обрядовых комплексов.

2.Особенности обряда заклинания весны и весенних закличек.

3.Музыкальная специфика календарных хороводов.

4.Проявления свадебных мотивов в календарной обрядности.

5.Основные отличия весенне-летнего и осенне-зимнего периодов календаря.

6.Отличия святочных собраний молодежи.

7.Музыкально-стилистические различия календарных песен, исполняемых детьми, молодежью, взрослыми.

8.Особенности музыкального наполнения календарного цикла в западно, -южнорусских традициях и традициях Русского Севера.

Практическое задание: исполнение календарных песен по нотам

1. Городцов П.А. Быт первых русских поселенцев в Западной Сибири // Тобольские Епарх. Ведомости. Тобольск, 1899. Вып. 3. - 7 с.

2. Городцов П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1916. Вып. XXVI. С. 1-65.

3. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. - 224 с.

4. Можейко З.Я. Песни Белорусского Полесья. М.: Советский композитор, 1983. Вып.1. –183с.

5.7. Обряды жизненного цикла
Родины и крестины. Колыбельные и крестьбинские песни. Звуковой мир традиционной культуры периода раннего детства. Освоение детьми музыкально-фольклорной традиции.
Обряды инициационного характера. Традиционные собрания молодежи. Музыкальная стилистика хороводных, плясовых песен.
Похоронно-поминальный обрядовый комплекс. Традиция причитаний. Исполнительская манера плачей.

Слушание музыки: прослушивание песенных образцов обрядов жизненного цикла

1.Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Музыка, 1976. - 159 с.

3.Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть: Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги (Вологодская область). М.: Советский композитор, 1988. -388 с.

4.Марченко Ю.И. Напевы групповых причитаний в Междуречье Северной Двины и Ваги // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Ред.-сост. А. М. Мехнецов. Л., 1985. С. 45-61.

7.Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор: Сб. статей / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л., 1974. С. 147-154.

8.Чистов К.В. Севернорусские причитания как источник для изучения крестьянской семьи XIX века // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами: Сб. статей / Отв. ред. Б. Н. Путилов Л., 1977. С. 131-143.

Вопросы для обсуждения:

Основные функции песен, исполняемых взрослыми для детей.

Особенности песенного репертуара молодежных собраний предбрачного периода.

Общие черты музыкальной стилистики хороводных, плясовых песен.

Моменты похоронного обряда, отмеченные звучанием причитаний.

Особенности северных и южных плачей.

Практическое задание: музыкальный анализ аутентичных записей причитаний

Иванов П.В. Жизнь и поверия крестьян Кулянского уезда Харьковской губернии // Сб. Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1907. Кн. 17. С. 101-115.

Резниченко Е. Некоторые вопросы интонирования севернорусской причети // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы докл. науч.-практ.конф.: В 2-х ч. М., 1988. Ч. 1 С. 116-127.

Русский похоронный обряд. М.: БУКМЕН, 1996. - 158 с.

Серебренников Ф. Обычаи и обряды крестьян Себежского уезда при крестинах, свадьбах и похоронах // Памятная книжка Витебской губ. на 1865. СПб, 1865. С. 3-15.

Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб.: Лань, 1999. - 272 с.

5.8. Традиционный свадебный обряд

Инициационный и территориальный переходы молодых. Два типа свадебных ритуалов восточных славян: свадьба-веселье и свадьба-похороны. Особенности драматургии каждого типа обряда. Типология свадебных песен: прощальные, причетные, величальные, корильные и песни, комментирующие обрядовую ситуацию. Музыкальный код южнорусского и севернорусского типов свадьбы. Сольная свадебная причеть, групповые причитания.

Слушание музыки: аутентичные записи южнорусского и севернорусского свадебного ритуалов.

Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. М.: Советский композитор, 1983. - 224 с.

Зеленин Д.К. Свадебный обряд, песни и заговоры Томского округа // Записки УОЛЕ. Екатеринбург, 1905. Т. 25. С. 35-58.

Капралов А.Т., Савельева Н.М. Народные песни села Сенного Севского района Брянской области. М.: Сов. композитор, 1986. - 96 с.

Левинтон Г.А. К проблеме изучения корпуса свадебных песен // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. трудов / Сост. и отв. ред. И.И. Земцовский. Л., 1983. С. 143-151.

Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде: (Свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. статей /Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991. С. 210-234.

Народные песни Ленинградской области. Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А.М. Мехнецов, Е.И. Мельник. Л.: Советский композитор, 1985. - 123 с.

7. Народная свадьба / Сост. В.Ю. Багрянцева. Омск: ИИТ и ПМ СОРАН, 1997. - 90 с.

Обрядовые песни русской свадьбы Сибири / Сост. Р.П. Потанина. Новосибирск: Наука, 1981. - 319 с.

Термин картина мира забрезжил на горизонте русской фольклористики у В. Н. Топорова. Ещё в 1963 г. он высказал идею о воссоздании фольклорной картины мира. Эта идея получила поддержку у других фольклористов.

В докторской диссертации И. П. Черноусовой мы можем найти анализ таких сказочных и былинных концептов и субконцептов, как красота, благословение, избушка, русский дух, еда, сон, баня, сила, стрельба, игра, печаль, служба, молитва, сон, утро, награждение, помощь, сон, заговор, бегство и погоня, богатырь, хвастовство, наказание, дарение, честь-хвала, женитьба, родина и др.), но мы не найдём в ней ни сказочной, ни былинной картин мира в целостном виде. Чтобы воссоздать их в таком виде, недостаточно вырвать из них те или иные концепты. Необходимо их систематизировать в соответствии с картиной реального мира. Основу этой картины мира составляет четырёхэтажное мироздание. Его модель лежит в основе любой картины мира. Концептологический подход в науке должен соединиться с универсально-системным подходом.

Религия, наука, искусство и другие сферы духовной культуры смотрят на мир с разных точек зрения. В результате они создают разные картины мира – религиозную, научную, художественную и т. д. Есть ли место среди этих картин мира единой фольклорной картине мира?

Смею утверждать, что единой фольклорной картины мира в сознании людей не существует, а существуют её особые, сравнительно независимые друг от друга, разные формы, входящие в базовые картины мира. С твёрдой уверенностью мы можем выделить две таких формы – пословичную картину мира и сказочную.

Сказочная картина мира соседствует в обыденном сознании с пословичной (см. подр.: Даниленко В. П. Картина мира в пословицах русского народа. СПб.: Алетейя, 2017. 374 с.). Их соседство вполне естественно, поскольку пословицы и сказки охватывают весь мир, а следовательно, создают свои картины мира. Главное отличие между ними – реалистичность пословичной картины мира и фантастичность – сказочной. Если в пословицах – реальная жизнь, то в сказках – фантастические вымыслы.

Из разницы между пословичной и сказочной картинами мира вовсе не следует, что мы должны возводить между ними непроходимую пропасть. Такой пропасти не существует, поскольку обе эти картины мира опираются на один и тот же фундамент – мироздание.

Несмотря на то, что сказочная картина мира отдалена от реального мира на значительно большее расстояние, чем пословичная, нелепо утверждать, что сказки не отражают реальности. От этой самой реальности никуда не уйдёт даже самая фантастическая сказка. Однако сказки, в отличие от пословиц, позволяют себе неизмеримо более вольное обращение с представлением о реальном мире, чем пословицы.

Исходя из степени отдалённости от реальности, мы можем соотнести друг с другом не только сказочные и пословичные картины мира, но также мифологические и научные. В результате мы можем построить такую цепочку картин мира: мифологические – сказочные – пословичные – научные. В начале – максимальный отрыв от реального мира, в конце – минимальный.

Каждая форма картины мира отражает мироздание, но мифологические картины мира построены на его мифизации, сказочные – фееризации, пословичные – паремизации и научные – сциентизации.

Мифизацию, фееризацию, паремизацию и сциентизацию можно расценивать в какой-то мере в качестве познавательных эволюционных ступеней, приближающих человечество ко всё более и более адекватному освоению мира. Каждая из этих ступеней закреплена в соответственных картинах мира – мифологических, сказочных, пословичных и научных.

Фееризация (осказочивание) превращает реальный мир в сказочный. Это происходит в первую очередь благодаря чудесным свойствам, которые приобретают в нём самые обыкновенные предметы. Эти свойства делают сказочный мир замысловатым и необыкновенным.

По естественным причинам не могут дети расти не по дням, а по часам и стать сверхсилачами в десять лет, а в сказке – пожалуйста:

Чудеса, описываемые в сказках, составляют основу сказочной картины мира. Эта картина мира не порывает с реальным миром полностью и целиком. Реальный мир в той или иной степени присутствует в любой сказке, но в сказке он подвергается фееризации. Наряду с событиями, которые вполне возможны в реальной жизни, в ней описываются чудесные события. Они невозможны в реальном мире.

Чудеса, описываемые в сказках, составляют основу сказочного жанра. Эти чудеса отрывают сказку от реальной действительности. Они диктуют сказочному жанру свои законы, которые не могут быть выведены из законов, действующих в реальном мире. Вот почему исследование сказочного текста нельзя сводить к установлению его связей с реальностью непосредственно, минуя особенности сказочного жанра.

В мифах отражено вполне серьёзное отношение к самой возможности чудесных событий. На вере в реальность чуда держится любая религия. Совсем другое отношение к чуду мы обнаруживаем в сказке.

Сказка готовила почву для пословичного сознания. Вера в чудо в нём уже не играет существенной роли. Научное же сознание призвано поставить на вере в реальность чуда окончательный крест.

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Народное искусство. Ансамбль русской народной песни, XXI век

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Народное искусство. Азербайджанский ковер, XIX век

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Народное искусство. Африканские маски, XXI век

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

  • фольклор или устное народное творчество;
  • материальное или декоративно-прикладное искусство.

Основными формами фольклора являются:

  • песни;
  • танцы;
  • сказки;
  • легенды;
  • мифы;
  • былины;
  • эпос;
  • частушки;
  • анекдоты;
  • стихи.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Народное искусство. Китайская резьба по кости, XXI век

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

  • плетение; ;
  • резьба; ;
  • вышивание; .

Народное искусство. Майоликовская керамика, XXI век

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Народное искусство. Молдавский народный танец, XXI век

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Народное искусство. Поделки, сплетенные из бересты, XXI век

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Народное искусство. Узбекская ручная чеканка, XXI век

Народное искусство. Украинская вышитая сорочка, XXI век

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Народное искусство. Хохломская роспись, XXI век

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Читайте также: