Традиции самураев в японии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Самураи были во главе в Японии с 12-го по 19-й век. Свирепые, дисциплинированные воины жили согласно кодексу Бусидо , неписаному набору правил и норм, основанных на верности, самопожертвовании, храбрости и чести, которые в народе называли самурайским кодексом. Вместе с Кодексом пришли самурайские традиции и обычаи.

Они испытывали свои мечи на преступниках

Чтобы точно понять, что оружие достаточно острое, самураи пробовали свои клинки на заключенных, приговоренных к смерти. Это помогало молодым мастерами по металлу научиться оттачивать свое мастерство. Испытания можно было бы также проводить с пучками бамбуковых и стальных пластин.

Была особая армия из женщин-самураев

По сравнению с количеством мужчин-самураев, было не так много женщин-воинов, но это не значит, что их не существовало. Накано Такэко, воин-самурай девятнадцатого века, сражалась за свой клан против японской императорской армии, когда они пытались ослабить власть дайме , или землевладельцев-военачальников. Такэко сражалась бок о бок с самураями-мужчинами при осаде замка Айзу-Вакамацу в 1868 году, а затем возглавила отряд из сотен женщин-воинов.

Отцы выдавали своих дочек замуж за самураев, чтобы повысить социальный статус

В разгар своего господства самураи составляли 10% японского общества. Мужчины хотели жениться на женщинах, которые имели сопоставимый социальный статус. Некоторые самураи были довольно богаты, в то время как другие были сродни простым пехотинцам. Чтобы жениться, самурай нуждался в разрешении сегуната, который пристально следил за взаимодействием классов.

Женщина, вышедшая замуж за самурая, должна была быть с приданным, по сути, платой, за то, чтобы выйти замуж за воина. Поскольку самураи из низших классов часто женились на простолюдинках, в интересах японских отцов было выдавать своих дочерей замуж за самурайского бойца.

Самурайская броня весила от 20 до 30 кг

Броня самурая со временем менялась, но три принципа оставались неизменными в ее использовании. Доспехи должны были свидетельствовать о верности самурая, они наводили ужас на врага и должны были внушать благоговейный трепет - они должны были защищать самурая.

Облачение в доспехи отнимало много времени, потому что требовало совмещения разноцветных панелей - указывающих, из какого клана был самурай - из ткани, кожи или металла. Хотя все это кажется очень тяжелым, весь костюм весил всего около 25 кг.

Современная Япония – уникальная страна, причудливым образом соединяющая многовековые традиции и современные технологии. Рядом с поразительными небоскребами горделиво стоят древние храмы. Поэтому до сих пор вызывают живой интерес самураи в Японии. Истории об этих удивительных и гордых людях прочно вошли не только в восточную, но и западную культуру.

Кто такой самурай

Первое упоминание о них появляется в средневековой Японии во время правления сегуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена описывались как относительно спокойная эпоха, численность самураев была маленькой, а сами войны больше занимались мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевым искусствам


Итак, первые самураи были телохранителями и верными слугам. Существует упоминание, что в мирное время заменяли полицейские силы. За честное выполнение обязанностей они получали хорошую оплату и земельные наделы, становясь зажиточными людьми.

К семнадцатому веку сословия самураев оформились и разделились:

Хатамото – вассалы сегуна, привилегированный слой.

Даймё – вассалы князей.

Ронины – войны потерявшие хозяина, но не павшие в бою, становились горожанами и ремесленниками.

Синоби – японский аналог ниндзя, наёмные убийцы.

Но уже в конце 18 века самурайское сословие начало распадаться в результате прогресса японской буржуазии. Большинство превратились в земледельцев, торговцев, некоторые ушли в религиозные культы, малая часть несогласных погибли, как бунтовщики.

Воспитание и становление самурая


Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарными персонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то с малых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети же самураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода и традиции.

Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалось разработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.

Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали в беспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчина единственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная из строгих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.

История сохранила описание того, как маленьких самураев приучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различными боевыми искусствами, считалось необходимым полностью владеть собственным телом и духом. Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Так же требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.

В средние века мальчикам устраивали проверку на выносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставить сыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холодную погоду или выполнять сложную работу.

Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущим воином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этого момента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а также освоение умений плавать и держаться в седле. Поскольку самурай находится рядом со своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя и семью.

Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становился воином, то есть самураем.

Образ самурая

Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё. Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой стоял слуга.

Дополнительно у каждого воина присутствовала катана, напоминающая саблю длиной около 75 см.

Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.

Самурайские доспехи представляли собой костюм из металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15 кг.

Знаменитые самураи в истории


Сегодня кажется, что самураи – это персонажи из далёких сказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:

Тайра-но Киёмори (1118 – 1181) создатель первой управленческой системы и при этом был воином политиком, который смог подавить восстание, встать во главе 2 кланов воинов в Киото. В дальнейшем смог породниться с императором Такакуром и активно участвовать в передаче трона внуку.

Бэнкэй (1155 – 1189) любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описывается ребёнком демона или даже Бога. В истории описывает как двухметровый и непобедимый воин, который во время каждого боя совершал нечто невообразимое. Героическая смерть самурая после того как он остался, даже мёртвый, стоять весь в ранах и стрелах получила историческое название “Стоячая смерть Бэнкэя.”

Хаттори Хандзо (1542 – 1596) известнейший ниндзя. Впервые ощутил вкус победы в 16 лет, а враги его боялись, потому что верили, что он способен исчезать, предвидеть будущее и воздействовать на психику своих врагов. В старости ушел в монахи.

Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598) прошел путь от простого крестьянина до второго великого объединителя Японии. Потребовал запретить мирным людям носить оружие, построил множество храмов и активно боролся с христианством.

Ода Нобунага (1534 – 1582) Изменил военное искусство, внедрив использование огнестрельного оружия и длинных пик, а также изменил классовую систему воинов так, чтобы она основывалась исключительно на способностях.

Миямото Мусаси (1584 – 1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике. За свою жизнь ни разу не был побеждён в поединке.

Самураи в современной культуре

Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности, соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника, который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепное предсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство.

Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и воплотившись в стилизованных костюмах.

Древнее воинское сословие Японии выработало множество традиций, которых веками строго придерживалось. И речь не только о харакири.

Самураи — самое известное сословие средневековой Японии. Их основная обязанность — служить своему сюзерену (даймё). Эти воины не были малой аристократической кастой, во времена наивысшего могущества почти каждый десятый житель страны восходящего солнца относился к сословию самураев. Они жили по особому этическому кодексу, особенным образом одевались, вооружались и вели себя.

Самураи с мечами.

Самураи с мечами. Источник: Pinterest

Каждый самурай обязательно носил пару мечей (дайсё) — длинный и короткий меч. Этикет предписывал оставлять длинный меч (катану) при входе в дом и класть его на особую подставку. Короткий же меч (сето) всегда оставался при хозяине. Не менее важным оружием самурая был большой лук.

Идея достойной смерти: сэппуку

Фото 2 Сэппуку (инсценировка) All About History.jpg

Ритуальное самоубийство путем разрезания живота мечом — высший подвиг самурая, проигравшего в бою, войне или политической борьбе. Сэппуку считало способом смыть позор поражения, сохранить честь и уйти достойно, доказав свою личную храбрость и несгибаемый характер воина. В некоторых случаях таким образом разрешалось покончить с собой самураям, осужденным на смерть (в качестве милости). Страх смерти и нежелание совершить сэппуку при необходимости самураи осуждали как недопустимое нарушение принятого этикета смерти.

Образцом сэппуку для самураев стала смерть старого воина Ёримаса Минамото в 1180 г., во время войны Гэмпэй. По легенде, когда враги окружили Ёримаса в бою, два его сына погибли, сдерживая их. Но они дали время отцу, чтобы он мог уйти благородным способом. Перед тем, как убить себя, Ёримаса первым в истории сделал то, что после него делали тысячи самураев, — написал предсмертные стихи на боевом веере:

Бревно, что гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит.
И моя бесплодная жизнь
Вот так же печальна.

Обучение самураев: не только владение мечом

Фото 3 Тренировка historycollections com.jpg

По стопам отца

Фото 4 Самураи с ребенком Pinterest.jpg

Земли и сословная принадлежность передавалась от отца к сыну. В случае смерти самурая главой семьи становился его старший сын, даже если к тому времени он был еще ребенком. В едва сознательном возрасте 10−12 лет такие юные самураи уже имели право принимать судьбоносные решения, хотя им оставалось еще несколько лет до завершения образования (обычно основную часть обучения заканчивали в возрасте 15 лет).

Некоторые кланы (такие как Минамото, Тайра и Фудзивара) веками управляли Японией, а им, в свою очередь, служили десятки других родов.

Доспехи самурая

Воины в доспехах, 1880-е.

Воины в доспехах, 1880-е. Источник: Britannica

Доспехи самураев делались чаще всего из лакированных металлических пластин и отличались легкостью и гибкостью, что позволяло воину сохранить подвижность, но при этом оставались достаточно прочными. Кроме самого важного элемента — кирасы — самурай носил латную юбку, набедренники и наколенники, поножи, наплечники и наручи, шлем и маску (мэнгу). Ношение боевых личин — отличительная черта самураев. Маски могли иметь не только устрашающий, но и нейтральный и даже симпатичный вид.


Загадочные воины, которые стали неизменным атрибутом не только японского фольклора, но и мирового представления о Японии. Люди, которые по преданиям были верны своему военному долгу и имели специализированный свод законов, который регулировал не только их службу, но и систему ценностей. Кто же они эти загадочные воины?

Давайте посмотрим сквозь призму истории и попытаемся понять, что же такие эти воины.
Самурай, я как лингвист не могу не начать свой рассказ без анализа этого слова. Итак японское слово さむらい(samurai - romanji; самурай - по системе Поливанова) состоит из иероглифа 侍 который и означает слво самурай. Но существует и еще один вариант написания этого слов а, а именно 武士 (bushi; буси). Отличаются они тем, что буси (или воин) - это более расплывчатое или широкое понятие и может не всегда относиться именно к сословию самураев. Но само слово самурай вероятно происходит от глагола さべる(saberu; саберу), что в дословном переводе означает - служить или поддерживать. Из этого можно сделать вывод о том, что слово самурай вероятно означает "человек который служит или служивый человек(возможен вариант - слуга, вассал, подчиненный).

Из исторической справки можно выяснить, что самурай это своего рода дворянин(не путать с дворянами в Европе). Но даже среди самураев есть четкая иерархия, начиная с мелких дворян и заканчивая светскими феодалами (например - даймё или князь). Деятельность этих воинов и светских лиц заключалась не только исключительно в военных действиях. Зачастую самураи выполняли роль слуг для крупных даёме, а также являлись телохранителями.

Юность и воспитание будущего воина


Отдельное внимание стоит уделить становлению будущего самурая. Это очень интересный процесс. Так как включал в себя множество элементов, вырабатывающих специфичные черты характера у человека.

С самого детства сын самурая осознавал, что он является продолжателем рода и хранителем семейных традиций и тайн. И поэтому воспитание будущего воина проводилось с особой тщательностью. Во-первых с самого раннего детства ребенок слушал на ночь сказания о великих исторических деятелях и героических воинах. Что интересно нередко приводились примеры не только героической победы легендарной личности, но и его готовности пойти на верную смерть или о мужественном принятии этой самой смерти. Как и следует понимать, юные продолжатели родов с самого раннего детства мечтали быть великими воинами и славными полководцами.


Во-вторых воспитание уже с самого детства носило характер Бушидо. Особое место в нем занимала модель системы Иэмото ( 家元 ). Сущность этого подхода заключалось в том, чтобы дать понять молодому человеку то, что главное место в быту и доме занимал старший мужчина. В основном старший мужчина, отец семейства, определял будущий род деятельности ребенка. Что интересно, систему Иэмото можно найти не только в традиционных семьях в Японии в древние века, но и в додзе (где старший говорил младшим что делать и как себя вести) и в школах традиционных японских искусств. Эта система носила собой теоретических характер для мальчика и закрепляла в нем уверенность в том, что он в будущем тоже станет главой рода и сможет уже сам регулировать действия всех других членов коллектива. И это помогало ему в определении своей роли в будущем.


В-третьих мальчика с детства закаляли тяжелыми испытаниями. Учили его владеть своим телом, чувствами и вырабатывали в нем терпимость к боли. Он учился выносить тяготы и невзгоды жизни. Аргументировали это тем, что воля, характер и умение подчиняться жесткой дисциплине, помогут будущему воину в его нелегком деле.

В программу аттракционов входило то, что ребят будили еще в предрассветные сумерки, отправляли играть в не отопленной комнатушке и надолго лишали провианта. Но на этом перечень событий в жизни мальчика не заканчивался.

Еще бывали случаи, когда отцы решали что надо бы мальчику сходить разок другой ночью на кладбище или место с дурной славой (где например водилась всякая нечисть). Это нужно было для развития смелость у будущего бойца. Так же практиковалось посещение общественных событий, таких как публичные наказания и казни. Кроме того мальчики любовались на отрубленные головы преступников. Вот тут очень интересный факт проскальзывает, дело в том, что мальчик (молодой буши) должен был оставить свой знак на голове мертвеца, это якобы доказывало то, что буши действительно посещал указанное ему родителем место. Для развития терпения и выносливости, заставляли исполнять непосильно тяжелые работы, иногда даже проводить целые ночи без сна (например во время праздников богов учения), ходить босиком по снегу зимой и конечно же рано вставать.


В-четверных, как всем известно, символом самурайского сословия является Карп, и разнообразные фигурки присутствовали на празднике, который проводили пятого числа пятого месяца. Символика Карпа означала"мужественную добродетель". И детей учили воспринимать эту символику как символ храбрости, энергии и твердости.

И после такого тренинга, знатные молодые воины покидали стены своей школы. И кроме того, что они имели прекрасные боевые навыки, они были еще и чрезвычайно катастрофически образованными людьми, способными чувствовать возвышенное и прекрасное (можно найти много таких примеров в романе "Мусаси").

История

Самым соком самурайства считается временной период от правления первого Сёгуна ( Минамото но Ёритомо, 1184 год если кто не помнит) до смуты городов Онин (1467 год, читать далее) . Это был почти тихий период для Японии(ну если не брать в расчет попытки монгольского вторжения). Также численность самураев была крайне невелика, как например при Токугава, когда каждый пятый японец был самураем (см. Токугава). и малочисленность позволяла самураям иметь достаточно высокий жизненный уровень(много коку риса).

Более четко оформленные формы, сословие самураев получает во время правления сёгуната Токугава (см. Токугава) . И наиболее зажиточными был слой самураев, который называли хатамото("под знаменем"). Они являлись непосредственными вассалами сёгуна (см. роман Клавела "Сёгун"). Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей ( даймё ); чаще всего они не имели земли, а получали от даймё жалование рисом(коку - как размерность) .



Как известно счастье не может длиться вечно и бесплатно, так и сословие самураев не стало исключением. Процесс распада этого сословия встал на рельсы в середине XVIII века. Что же их погубило спросите вы? Прогресс отвечу я. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии постепенно экономически уничтожали самурайство. Множество самураев к тому моменту были в долговой зависимости от многочисленных торговцев и ростовщиков. Никто не понимал их принадлежность, и самое опасное они тоже не понимали свое положение. И это породило множество странных симптомов, помимо комплекса неполноценности. Одним из которых было усиленное внимание уделяемое духовным традициям(например чайной церемонии и поэзии). Также некоторые занимались торговлей и разными ремеслами в свободное от работы время. Множество представителей этого сословия переквалифицировалась в землевладельцев при сёгунате Токугава. Некоторых представителей этого сословия попросту уничтожили за их несогласие с положением вещей (см. фильм "Последний самурай").

Мнение

Самурайство это неотъемлемая часть японской культуры. И иногда вызывает грусть тот факт, что такие легендарные воины попросту самоуничтожились. Но это было закономерно, так как технический прогресс не оставлял им никакого шанса на выживание. Самое интересное, что кодекс "Бушидо" до сих пор действует внутри японской армии. И внутри этой армии, японцы называют друг друга самураями(как и абитуриентов шутливо называют "Ронинами"). Но это уже совсем другая история.

Читайте также: