Традиции русского красноречия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Слова "Риторика", "Витийство" и их синонимы в памятниках письменности. Первая русская риторика, появление красноречия. Руководство по риторике М.В. Ломоносова. Слово о витийстве В.К. Тредиаковского. Первые курсы красноречия, современное состояние науки.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2016
Размер файла 42,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра русского языка и литературы

По дисциплине: Русский язык и культура речи

Тема: Традиции красноречия в России

Автор: студент гр. ТПП-11 /Мильков А.В./

Проверил:

Руководитель работы доц. /Егоренкова Н.А./

Оглавление

1. Из истории риторики в России

1.1 Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.

1.2 Первая русская риторика(1620)

1.3 Появлением красноречия

2. Риторики Петровского времени

2.1 Софроний Лихуд

2.2 Михаил Усачев

3. Риторики XIII в.

3.1 М. В. Ломоносов. Руководства по риторике (1744-1747)

3.2 В. К. Тредиаковский. Слово о витийстве (1745)

3.3 А. П. Сумароков. О Русском духовном красноречии (1770-е годы)

4. Первые курсы красноречия

5. Современное состояние риторики

Список используемой литературы

Аннотация

Данная работа направлена на раскрытие истории зарождения, развития красноречия в России. Также традиции и виды красноречия . В ходе выполнения были раскрыты все интересующие нас вопросы.

Пояснтельная записка данной работы состоит из 13 страниц.

This work is aimed at the disclosure of origin of history, eloquence development in Russia. Also, traditions and forms of eloquence. In the course of all our questions were disclosed.

The explanatory note of this paper consists of 13 pages.

риторика витийство письменность красноречие

1. Из истории риторики в России

1.1 Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.

Учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII в., однако известность слов риторика, ветийство и многочисленного круга синонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие, красноглаголание и т.д.), не вызывают сомнений.

Для понимания искусства речи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи как благословие и доброречие, элемент красно - начинает активно использовать лишь в XVII в. и вызывает иногда двойственное отношение: слова красноглаголанье и краснословие и употребляется в положительном смысле. Слове же красноречие впервые отмечено у его хулителя- протопопа Аввакума.

1.2 Первая русская риторика(1620)

1.3 Появлением красноречия

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков не конфронтационный характер. Воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики .Если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

Сам термин "риторика" впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи "Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам ("Пчела", "Домострой", "Жития"). Первый переводной учебник :- упомянутая книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617 или 1619). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "О украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой не конфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").

2. Риторики Петровского времени

2.1 Софроний Лихуд

Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)- греки, монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанском университете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточных патриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцким приступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсом монастыре.

Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом, латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространная греческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и ряд статей - большинство этих сочинений написаны на греческом языке.

2.2 Михаил Усачев

3. Риторики XIII в.

3.1 М. В. Ломоносов. Руководства по риторике (1744-1747)

3.2 В. К. Тредиаковский. Слово о витийстве (1745)

3.3 А. П. Сумароков. О Русском духовном красноречии (1770-е годы)

4. Первые курсы красноречия

4. О произношении.

Во всех этих частях даются практические советы оратору.

Вторую половину XIX века можно назвать временем постепенного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись прозаические деловые, научные, ораторские виды речи. При обучении языку и литературе использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в тот период, излагаются требования к ораторскому искусству, используемые на практике. Однако эти требования не находили широкого распространения в образовании.

Искусство публичного выступления советского направления в России связано с развитием университетского красноречия. Лишенная парламентских форм демократии, как и других, более или менее свободных общественных трибун, передовое красноречие стремилось к университетским аудиториям, было чутко к влияниям времени, обращалось к молодому поколению, туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и совершенствоваться на благо науки и общественного прогресса.

Стройная система проведения занятий по риторике сложилась в ряде вузов России. При этом, отношение к этой дисциплине, как к развлекательной или даже экзотической, приводит к ситуации, когда практические занятия планируются в группах из 30 -- 35 студентов. По мнению самих студентов, подобное отношение к родному языку по сравнению с иностранными формирует у русских людей пренебрежительное речевое поведение в общении с соплеменниками…

5. Современное состояние риторики

Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.

В последней трети XIX в. общим направлением искусства стал импрессионизм, а затем символизм. Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миров чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой.

Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой работе первой русской "Риторикой". Почти не было затронуто преподавание риторики в Киевской духовной академии, в украинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромное количество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18 веках.

К сожалению, до нас дошло мало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Риторика", "Риторика" Михаила Усачева, "О силе риторичестей" Софрония Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афоноиверского, "Наука проповедей" и "Книга сия философская" Андрея Белобоцкого и другие вырабатываются философские и логические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своего времени.

Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речи и риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого слова давно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.

Все эти труды требуют внимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет (и должен) научиться правильно и убедительно говорить.

Но всегда помните, что со словами нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните также, что процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, а от культуры слова, понимание общества значимости этой культуры, умение владеть словом.

Ваша обязанность, ваш долг перед обществом - всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродился истинный диалог.

Список используемой литературы

1.Егоренкова Н.А. Культура устной и научной письменной речи: Методические указания для самостоятельной работы студентов / ООО “Издательство “ЛЭМА”.

3. . Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика - Ростов Н/Д Феникс 1996.

Подобные документы

Слова "риторика", "витийство" и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв. Риторика в Древней Руси и Петровского времени. Труды М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова. М.М. Сперанский: правило высшего красноречия. Учебная книга российской словесности.

реферат [35,4 K], добавлен 07.05.2011

Древнегреческие риторы и первые теоретики судебного красноречия. Краткое описание ораторов гомеровской Греции. Сократ и Платон как создатели теории "подлинного красноречия". Сочинение Аристотеля под названием "Риторика" и ораторское искусство Демосфена.

реферат [16,8 K], добавлен 25.04.2011

Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

шпаргалка [361,5 K], добавлен 22.12.2009

Риторика как наука и искусство красноречия, история ее возникновения, задачи, проблемы и особенности применения в повседневной жизни. Понятие и характеристика основных видов риторических фигур. Особенности формирования современной риторики в России.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 14.01.2010

Определение значения ряда слов. Лексические единицы, характерные для речи представителей определенной профессии. История риторики как филологической науки. Ораторы, внесшие вклад в развитие красноречия в Древней Греции и Древнем Риме. Правописание слов.

Однако светские тексты, принадлежащие образованным государственным деятелям, носили следы риторического учения.

Человек живет, работает, учится, стремится к цели, совершает поступки. Однако не всегда мы задумываемся о последствиях нами сделанного. Ведь часто бывает так, что цель приводит в тупик, а пути к отступлению и нет. Что делать дальше?

Все позднейшие русские риторики основывались на труде Ломоносова.

Все мы живем на одной планете, все подчиняются одним и тем же правилам и законам. Однако когда у нас что-то случается, нам кажется, что все против нас, везде царит несправедливость.

Справедливость – это честное, правильное отношение к чему-либо. Справедливым считается лишь тот человек, который действует беспристрастно, в соответствии с истиной.

Справедливость всегда на стороне правого человека. И даже если ситуация очень запутанная, рано или поздно справедливость будет на стороне того, кто этого достоин.

У меня справедливость ассоциируется с судьей, который защищает правого и наказывает виновного.

Человек – это биологическое существо, рожденное для того, чтобы жить. Людям вех времен были присущи одни и те же ценности и идеалы.

С одной стороны, нельзя сказать, что человек прошлого и человек будущего абсолютно одинаковы, ведь с каждым поколение приобретаются все новые и новые особенности, люди становятся все более развитыми и в физическом, и в духовном плане. Это и приближает их к идеалу.

Возьмем, например, историю театра. Он родился еще в Древней Греции, затем начал приобретать все новые и новые особенности, вскоре достигнув пики в своем развитии. Но что же происходит с ним сейчас? Человек придумывает все новые и новые развлечения, постепенно забывая о театре. Если он не задумается над его судьбой, то великое творение греков вскоре погибнет.

Русское судебное красноречие во второй половине 19 века выдвинулась на первый план. Его расцвет связан с судьбой судебной реформы, которая была начата в 60-х годах, а также с введением суда присяжных.

Все мы живем в одном и том же мире, однако всем он видится по-разному, почему?

Да видимо потому, что каждый замечает и отмечает в нем только то, что ему желанно и близко, закрывая глаза на все плохое и чуждое. Это одно и свойств человека: как только нам что-то становится неприятным или ненужным, мы отворачиваемся, становясь слепцами.

Одни люди слепы в плане физической недостаточности, тогда как другие слепы духовно. Первые обычно обладают чутким сердцем, вторые же глухи к окружающим, закрыты от всего мира, людей, им важна только лишь их собственная персона.

Здесь рассматриваются новые или уже известные для слушателей факты, сообщается о проведенных исследованиях, результатов поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

В Росси зародилось в 19 веке. Президент Российской академии наук, в состав которой входил университет, Е. Р. Дашкова читала лекции, добилась открытия курсов на русском языке по всем отраслям наук для желающих.Это должно было способствовать распространению просвещения. Ежедневно втечение 4 месяцев крупнейшие специалисты читали лекции: С.А. Котельников, математика, Н.Я. Озерцковский- естественная история, Н.П.Соколов, Я.Д.Захаров- химия, В.М.Севергин - минералогия , А.К. Кононов, М.М. Гурьев – физика. Успех был огромен. В первой речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из академии по всему отечеству.

Со второй половины 19 века лекции читаются учеными для широкой аудитории, возникает научно-популярная лекция.

Во второй половине 19 начало 20 веков блистали на лекциях физиолог Иван Михайлович Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог, основатель первой в России бактериологической станции Илья Ильич Мечников, анатом Петр Францович Лесгафт, ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев. Блистательные образцы речей принадлежали: геохимику Владимиру Ивановичу Вернадскому, минеарологу Александрович Евгеньевич Ферсман, биолог Николай Иванович Вавилов, физик Лев Давидович Ландау. За вторую половину 20 века сложился определенный тип русского лектора, читающего вузовские, научно популярные лекции. Для него характерно открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданственность, народность поэзии, умении изложить свое открытие доступно и увлекательно.

  1. Литературным языком называют сложившуюся высшую (образцовую) форму национального языка, обладающую богатым лексическим (словарным) фондом, стройной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Литературный язык обладает следующими свойствами:

-наличие определенных норм (правил), словоупотребление, потребление ударения, произношение и т.д., соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;

- стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций.

Например, Мартин Иден, главный герой произведения Дж. Лондона, когда влюбился, понял самого себя, по-другому взглянул на мир, он показался открытым ему, доброжелательным, радостным.

Этому способствовал образ жизни славян, их культур­ные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались на городских площадях, куда сходились все жители. Грамотность в Древней Руси не была привилегией только представителей господствующего класса. Ею владели, как свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях, и простые горожане. Открывались школы для юношей. В 1086 г. сестра Мономаха устроила при одном из монастырей в Киеве школу для девушек. Значительную роль в деле образования и просвещения играл Киево-Печерский монастырь, представляющий собой по сути высшее учебное заведение средневекового типа.

Известны также труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681—1736). В его сочинениях со­держится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет:




В России большое распространение имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заве­дениях велось на латинском языке. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга до сих пор хранятся много­численные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с рито­рическими статьями и школьными речами.

Российская риторика ломоно­совского периода

Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги. Были изданы и другие работы по риторике.

М.М. Сперанский советовал развивать собственное крас­норечие изучением правил, чтением образцов и упражне­ниями в сочинении. Большой вклад внес М.М. Сперанский в развитие дело­вого стиля русского литературного языка.

Период рас­цвета русской риторики

Первая половина XIX века считается временем рас­цвета русской риторики. В этот период появляется око­ло шестнадцати риторик широкой теоретической и прак­тической ориентации, основной пафос которых был на­правлен на определение принципов организации прозаи­ческих текстов.

Характерной особенностью русской риторики того времени было де­ление ее на общую и частную. Общая риторика рассмат­ривала общие законы речи, правила появления, располо­жения и выражения мыслей, а частная риторика описы­вала прозу, конкретные ее виды и разновидности.

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича, К.П. Зеленского и др.

Таким образом, к концу первой половины девятнадца­того столетия риторика все в большей степени склонялась к практической стилистике и культуре речи.

Первый период развития русской риторики - риторика Древней Руси и доломоносовского периода.

Риторика в XX веке.

Развитие русского судебного красноречия.

План

РАЗВИТИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ

1. Риторика Древней Руси и доломоно­совского периода.

2. Российская риторика ломоно­совского периода.

3. Период рас­цвета русской риторики.

Риторика Древней Руси и доломоно­совского периода

Этому способствовал образ жизни славян, их культур­ные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались на городских площадях, куда сходились все жители. Грамотность в Древней Руси не была привилегией только представителей господствующего класса. Ею владели, как свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях, и простые горожане. Открывались школы для юношей. В 1086 г. сестра Мономаха устроила при одном из монастырей в Киеве школу для девушек. Значительную роль в деле образования и просвещения играл Киево-Печерский монастырь, представляющий собой по сути высшее учебное заведение средневекового типа.

Известны также труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681—1736). В его сочинениях со­держится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет:

В России большое распространение имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заве­дениях велось на латинском языке. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга до сих пор хранятся много­численные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с рито­рическими статьями и школьными речами.

Российская риторика ломоно­совского периода

Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги. Были изданы и другие работы по риторике.

М.М. Сперанский советовал развивать собственное крас­норечие изучением правил, чтением образцов и упражне­ниями в сочинении. Большой вклад внес М.М. Сперанский в развитие дело­вого стиля русского литературного языка.

Период рас­цвета русской риторики

Первая половина XIX века считается временем рас­цвета русской риторики. В этот период появляется око­ло шестнадцати риторик широкой теоретической и прак­тической ориентации, основной пафос которых был на­правлен на определение принципов организации прозаи­ческих текстов.

Характерной особенностью русской риторики того времени было де­ление ее на общую и частную. Общая риторика рассмат­ривала общие законы речи, правила появления, располо­жения и выражения мыслей, а частная риторика описы­вала прозу, конкретные ее виды и разновидности.

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича, К.П. Зеленского и др.

Таким образом, к концу первой половины девятнадца­того столетия риторика все в большей степени склонялась к практической стилистике и культуре речи.

Читайте также: