Традиции нижнего новгорода кратко

Обновлено: 04.07.2024

В народной памяти до настоящего времени сохраняются уникальные факты, связанные с историей, религией и культурой наших предков. Это в полной мере относится к сфере народной мифологии. Мифологические представления и верования жителей Нижегородской области отразились в сельских обычаях, обрядах, деталях быта, в народном языке.

Мифология является продуктом развития общества в определенный исторический период. Однако в отличие от других общественных, исторически обусловленных явлений народные верования продолжают существовать порой долгое время и после того, как породившие их причины перестали действовать. В силу данной особенности многие верования, которые ведут свое начало с эпохи первобытнообщинного строя, с эпохи язычества, продолжают существовать и в наши дни. В последние годы в науке усилился интерес к славянскому язычеству – сложной, в некоторых отношениях противоречивой системе мировосприятия, мифологического сознания и ритуального действия. Эта система не была стерта или уничтожена пришедшим ей на смену христианством. Отдельные элементы язычества в более или менее чистом виде сохранились почти во всех этнических славянских зонах в разных формах славянской духовной культуры.

Самой яркой чертой нижегородской мифологии является христианско-языческий синкретизм – тесное переплетение христианских и языческих мотивов в самих мифологических образах и в соответствующих названиях.

В нижегородской мифологии можно обнаружить следы различных языческих верований: фетишизма (поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства), тотемизма (вера в сверхъестественное родство между человеком – с одной стороны – и животным и растительным миром – с другой), анимизма (олицетворение сил природы), культа предков и отдельных стихий. Почти все региональные мифологические персонажи представляют собой сложные образы, в которых переплелись элементы разного происхождения.

В христианскую эпоху покровительство домашнего скота было присвоено святому Власию, имя которого созвучно имени Волоса. На это повлияли и некоторые обстоятельства из жизни святого Власия, в частности, то, что он был пастухом.

Тотемистические взгляды, тесно переплетенные с культом предков, можно обнаружить в образе одного из самых популярных мифологических персонажей – домового – покровителя дома, очага, домашнего хозяйства.

В народе сложилось представление о том, что домовой похож на человека, т.е. имеет антропоморфный облик. В некоторых нижегородских говорах даже существует убеждение, что домовой, когда показывается людям, принимает облик хозяина дома – мужчины или женщины.

На тесную связь домового и кошки указывает и существующая в некоторых нижегородских деревнях традиция оставлять для домового около русской печки угощение – блюдечко молока.

В нижегородских говорах сохраняются отголоски культа предков у славян, например, в образе домового. Обожание славянами своих умерших предков обусловливалось их патриархально-родовым бытом. По мнению А.Ф. Лосева [Лосев 1957, с. 7], человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, были понятными и наиболее близкими только общинно-родовые отношения. На основании этой понятной ему действительности он и рассуждал о природе, обществе и обо всем мире. Наиболее убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир – вся природа представлялась ему не чем иным, как одной огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Языческие верования сближали поклонение душам умерших предков с очагом, с культом огня. Антропоморфическим олицетворением очага и рода явился домовой.

Славяне, как и другие язычники, были убеждены в том, что после смерти начинается новая жизнь. Наши предки имели свои довольно подробные представления о человеческой душе, отголоски которых можно обнаружить в нижегородских говорах. По древним языческим преданиям, души умерших представлялись в разных видах. Прежде всего, славяне воспринимали душу как частицу, искру небесного огня – той силы, без которой невозможна никакая жизнь на земле.

Душа могла представляться и звездой, что тесно связано с языческой верой в ее огненную природу: звезды славяне тоже считали искрами небесного огня. До сих пор в народе живет убеждение, что каждый человек имеет свою звезду, с падением которой прекращается и его земное существование.

Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает мифология всех стран и всех народов. Вода была местом обитания водяных, русалок и других мифологических персонажей.

По мнению некоторых исследователей, у славян на образ русалок наслоились отголоски культа усопших предков. Характерно, что языческий праздник в честь русалок совершался одновременно с праздником весны, когда леса уже одевались листьями. В христианскую эпоху он был приурочен к Троицыну и Духову дням.

На отождествление русалок с душами умерших указывают и некоторые другие обычаи. Например, на русальной неделе, поминая утопленников, родственники бьют на их могилах яйца и призывают русалку; существовало также поверье, что нельзя бросать в воду яичную скорлупу, не раздавив ее – иначе русалки построят из нее кораблики и будут плавать по воде.

Представленные здесь материалы по нижегородской мифологии могут быть существенным дополнением при изучении славянского языческого наследия в целом.

Понятия и образные представления язычества, изгнанные христианством из сферы религии в фантастическую область сказок и суеверий, не погибли в ней, а, внедрились в народный быт, сельские праздники, занятия, обычаи и язык.


Традиции и колорит Нижнего Новгорода нашли отражение в самых разных сферах жизни и ощутимы с первых минут пребывания в городе. Красивый старинный город гордится своими высокодуховными и религиозными традициями, а также непосредственным отношением к развитию русской поэзии Золотого века. Природа Нижнего Новгорода очень живописна, здесь можно полюбоваться настоящими красотами русских земель.

Нижний Новгород готов удивить своих гостей не только обилием исторических памятников и уникальных природных объектов, но и достойным выбором развлекательных учреждений и живописных мест для … Открыть

Тем, кто желает в полной мере оценить красоту русской культуры, непременно стоит посетить близлежащее село Большое Болдино. Это удивительное и сказочное место, связанное с именем известного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Целых четыре столетия Болдино принадлежало одному дворянскому роду - Пушкиным. Сам А.С.Пушкин создал здесь порядка 50 произведений. В наше время в селе Большое Болдино находится Пушкинский музей-заповедник, открытый для посещения, он был основан к 150-летию со дня рождения всемирно известного поэта.

Керженец – не просто кусочек земли обетованной; для старообрядцев - это священная река. Именно в этих местах раскольники прятались от преследования властей в заволжских лесах. По некоторым сведениям, сюда к концу XVII века переселилось около 100 тысяч человек. Легендарное озеро Светлояр – один из самых загадочных водоемов России, который расположен возле села Владимирское Воскресенского района и над которым в течение многих веков витает ореол таинственности. Считается, что озеро наполняет чистейшая святая вода. Еще одна его особенность – весьма необычный рельеф и редчайшие виды растительности, которые можно встретить только здесь. С высоты птичьего полета Светлояр выглядит идеально круглым.

Nizhniy Novgorod tram Tatra T6B5SU 2914

Еще одно живописное место Нижнего Новгорода – Никола-ключ. Еще с XVI века оно было названо в честь святителя Николая, так как здесь была обнаружена его чудотворная икона. Напоследок, пожалуй, стоит сказать о Старцевом угле. Это овраг, который считается святым местом, к нему приезжают верующие со всей России и из-за рубежа. Предания связывают появление монашества на этой земле со временем похода Ивана Грозного на Казань. Именно здесь московскому государю явился святитель Спиридон Тримифунтский. Он предсказал победу русского войска над Казанским ханством.

Нижний Новгород был основан по приказу владимирского князя Юрия Всеволодовича, состоялось знаменательное событие в 1221 году. Город всегда долгие годы оставался важным пунктом обороны русских … Открыть


Alfa Future People — ещё один популярный у молодёжи фестиваль, но посвящён он электронной музыке. Даты проведения традиционно выпадают на середину августа, а местом становится open-air площадка, что оборудуется возле деревни Большое Козино. Здесь можно увидеть невероятные декорации, которые тут же притягивают к себе взгляд — они уже давно стали визитной карточкой красочного феста. Помимо этого, для посетителей оборудуются спортивные площадки, открываются выставки и ярмарки, а также организовывается кемпинг. О популярности феста свидетельствует не только отметка в число посетителей (а посещают его около тридцати тысяч человек), но и тот факт, что событие не раз было отмечено как лучшее среди подобных фестов такого рода по версии The European Best Event Awards. Имя хэдлайнеров у всех на устах, и среди них можно обнаружить множество приезжих исполнителей и ди-джеев.

Столица Приволжского федерального округа потрясает обилием развлечений на любой вкус. Конкретно для маленьких туристов здесь есть несколько интересных зоопарков, океанариум, в театрах и цирке … Открыть

В Нижнем Новгороде много выдающихся достопримечательностей, которые будет интересно посетить всем гостям города. Важнейшим историческим символом является Нижегородский кремль, одно из самых … Открыть

Нижний Новгород готов удивить своих гостей не только обилием исторических памятников и уникальных природных объектов, но и достойным выбором развлекательных учреждений и живописных мест для … Открыть

Нижний Новгород был основан по приказу владимирского князя Юрия Всеволодовича, состоялось знаменательное событие в 1221 году. Город всегда долгие годы оставался важным пунктом обороны русских … Открыть

Нижний Новгород – центр Приволжского федерального округа и Нижегородского региона – считается признанной столицей Волго-Вятского экономического района. Крупнейший город в ПФО и на реке Волге, пятый по численности населения в Российской Федерации. В нём проживает почти 2 000 000 человек.

Это не только важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр страны, но и крупнейший транспортный узел Центральной и Южной России. В исторической части города много достопримечательностей, что дало основание ЮНЕСКО включить его в список 100 городов мира, представляющих историческую и культурную ценность. Нижний Новгород – популярный туристический центр.

От форпоста до центра торговли

История Нижнего Новгорода началась в XIII веке, когда в 1221 году у слияния Оки и Волги князь Юрий Всеволодович основал опорный пункт обороны от недружелюбных соседей Владимирского княжества (Низовской земли). Поэтому первое название города – Новгород Низовской земли .

Активное заселение нижегородских земель началось в XIV веке. В 1341 году создано самостоятельное Нижегородско-Суздальское великое княжество. В 1392 году начался процесс присоединения этих территорий к Московскому княжеству, и Нижний Новгород стал считаться центром уезда.

С тех пор значение города в регионе только росло. С первой четверти XVIII века, после образования самостоятельной Нижегородской губернии, город приобрёл статус губернского центра. Началось его ускоренное развитие. Появляются Букварная, Славяно-Российская и Эллино-Греческая школы. В конце того же столетия открываются социальные и культурные учреждения: первая градская больница и аптека, губернская типография, и общедоступный театр Шаховского.

Второе рождение ярмарки состоялось после распада Советского Союза. 22 октября 1990 года город вернул своё старое название, торговые традиции возобновились. Нижегородская ярмарка сегодня – это комплекс современных строений: шесть выставочных павильонов и пять конференц-залов, гостиница, рестораны, кафе, торговый Пассаж и Ярмарочный банк. Она входит в пятёрку самых крупных выставочных комплексов России.

Город труда и современных технологий

Строительная промышленность полностью обеспечивает материалами местные стройки. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности, представлены чулочно-трикотажными, кожевенно-обувными, швейными фабриками, мясокомбинатами, колбасными заводами, молочными и масложировыми предприятиями. Есть производства деревообрабатывающей и полиграфической отраслей.

Для здоровья и души

Всего в Нижнем Новгороде 45 крупных спортивных объектов, среди которых 2 дворца спорта гребной канал, лыжные трамплины, бассейны, ипподром, дома спорта и стадионы.

В городе работает развитая сеть спортивно-оздоровительных учреждений: 5 физкультурно-оздоровительных комплексов, 307 спортивных залов, около 380 спортивных площадок, яхт-клубы и конноспортивные школы. Городские команды успешно выступают в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе, мини-футболе, настольном теннисе

Для удовлетворения культурных потребностей в Нижнем Новгороде работает около двух сотен учреждений областного и муниципального подчинения: 14 театров, 5 концертных залов, 97 библиотек, 17 кинотеатров, 25 детских клубов, 8 музеев, консерватория, цифровой планетарий. На территории города действует большое количество музеев. Самые популярные из них – Нижегородский кремль и Нижегородский государственный художественный музей.

Нижний Новгород – родина целой плеяды великих россиян. Среди них: Кузьма Минин, Иван Кулибин, Милий Балакирев, Иван Сеченов, Николай Лобачевский, Пётр Нестеров, Николай Добролюбов, Мельников-Печерский, Максим Горький.

Если есть что добавить про этот город, и в данной статье этого не описано, пишите в комментариях свои истории связанные с этим городом, обязательно дополним. Понравилась статья? Ставьте палец вверх, сделаем её ещё интереснее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские в Нижегородской области Происхождение русских в области различно. Как.

Русские в Нижегородской области Происхождение русских в области различно. Как известно, это славянский православный народ, генезис которого шел в XIV - XVII вв. на территории Центральной России, следовательно, и региона в частности: носители древнерусского языка заселяют Нижегородское Поволжье с XII века.

Мужской костюм Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи.

Женский костюм Женская одежда. Основой женского костюма была длинная рубаха.

Женский костюм Женская одежда. Основой женского костюма была длинная рубаха. Ее украшали отсрочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Рубахи подпоясывали. Женщины поверх белой или красной рубахи с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застегивавшийся до горла, с длинными рукавами с золотым шитьем и жемчугом и с пристегнутым воротом .

Марийцы в Нижегородской области Марийские деревни и села находятся на северо-.

Марийцы в Нижегородской области Марийские деревни и села находятся на северо-востоке области (Тоншаевский, Тонкинский, Шарангский, Воскресенский, Воротынский районы). Говорят нижегородские марийцы на северо-западном и горном наречиях марийского языка, довольно сильно отличающихся от лугового марийского, распространенного в административном центре Республики Марий Эл — Йошкар-Оле. Оба языка имеют письменность, но художественной литературы на северо-западном марийском не существует.

Традиции марийцев У марийцев сохраняются знания традиционной медицины, основа.

Традиции марийцев У марийцев сохраняются знания традиционной медицины, основанной на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших.

Традиции марийцев В среде марийцев сохраняется приверженность традиционным ве.

МОРДВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В настоящее время мордва на территории Нижего.

МОРДВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В настоящее время мордва на территории Нижегородской области проживает в основном в южных районах (Пильнинский. Сергачский. Сеченовский. Шатковский, Гагинский, Больше-Болдинский, Лукояновский, Первомайский). Большинство современной нижегородской мордвы, кроме русского, говорит на эрзянском языке и всего в нескольких деревнях — на мокшанском. Мордовским культурным центром в области является город Лукоянов.

Традиции мордвы Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом По.

Традиции мордвы Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, в культовой сфере до сих пор сохранились остатки традиционных верований, часть из которых синкретизировалась с православием.

Традиции мордвы В дохристианских верованиях мордвы обращает на себя внимание.

Традиции мордвы В дохристианских верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов; божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — мать, женщина), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, огня (тол) — Тол-ава, ветра (варма) — Варма-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т.п.

Традиции мордвы Наряду с божествами-женщинами встречаются аналогичные божеств.

Традиции мордвы Наряду с божествами-женщинами встречаются аналогичные божества в мужском образе, мужья женских божеств; Вирь-атя (атя — мужчина, старик), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя. Кудо-атя и др. Считалось, что боги могут принести беды и несчастья, если вовремя их не умилостивить.

ТАТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Татары — второй по численности народ Нижегоро.

ТАТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Татары — второй по численности народ Нижегородской области. В настоящее время их насчитывается более 63 тыс. человек. Много татар живет в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Сергаче, на Бору. В сельской местности татарское население представлено в основном на юго-востоке области (Княгининский, Пильнинский, Сергачский, Краснооктябрьский, Сеченовский районы).

Традиции татарской народности Татары — мусульмане-сунниты. В Нижнем Новгороде.

Традиции татарской народности Татары — мусульмане-сунниты. В Нижнем Новгороде действуют три мечети, одна из них — кафедральная — находится в районе Сенной площади (Казанская наб., 5). Также мечети есть в Дзержинске. Княгининском, Краснооктябрьском, Сергачском. Сеченовском, Спасском районах. Местом паломничеств нижегородских татар является село Медяна в Краснооктябрьском районе, где сосредоточен ряд исламских святынь.

Традиции татарской народности Татары встречают дорогих гостей не хлебом-солью.

Традиции татарской народности Татары встречают дорогих гостей не хлебом-солью, а сладким блюдом чакчак. Самое распространенное первое блюдо у татар — салма — мясной бульон с вареными кусочками пшеничного, гречневого или горохового теста, картофелем, луком, морковью.

ЧУВАШИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Предки чувашей — тюркские племена болгар, приш.

ЧУВАШИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Предки чувашей — тюркские племена болгар, пришедшие в VII-VIII вв. из северокавказских степей и слившиеся с местным финно-угорским населением. Со взятием Казани (1552) чуваши вошли в состав Русского государства. Современные чуваши, кроме русского, говорят на чувашском языке, в котором выделяют два диалекта. Отдельные чувашские села встречаются на востоке области — в Воротынецком, Пильнинском и Сеченовском районах.

Традиции чувашской народности В традиционной пище чувашей преобладают растите.

Традиции чувашской народности В традиционной пище чувашей преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлебки с клецками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени

Традиции чувашской народности Широко представлены молочные продукты, среди ко.

Традиции чувашской народности Широко представлены молочные продукты, среди которых особо следует отметить творожные сырки (чакат). Мясо было едой относительно редкой — сезонной (при забое скота) и праздничной.

Традиции чувашской народности Из сладостей употребляли мед, который применяли.

Традиции чувашской народности Из сладостей употребляли мед, который применяли также для изготовления медовухи. Излюбленным хмельным напитком было пиво из ржаного или ячменного солода (сэра) — крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Народы Европейской части СССР. М., 1964. Козлова К.И. Этног.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Народы Европейской части СССР. М., 1964. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М. 1964. Лейхтфельд Н. Масленица и свадебные обряды у чуваш // Вокруг света. - 1993 - № 6. Народы Поволжья. Т. А. Якимова. Малая музейная энциклопедия. Тольяттинский краеведческий музей 2006 г. Киселев В.М. История Уренского района// Урень:-Типография. 2011 Киселев В.М. Энциклопедия Урень-края// Урень:-Типография. 2011

Краткое описание документа:

Данная презентация может использоваться учителем на уроке История Нижегородского края по теме "Народы и традиции нижегородской области". В презентации освящается история мужского и женского костюма, а так же традиции и истории костюма таких народов как: мордва, марийцы, татары, чуваши. так же представления история обоснования каждого из народов на территории Нижегородской области. Освящаются так же традиционные блюда. На последнем слайде представлен список литературы который может использовать учитель в процессе подготовки урока по данной теме.

Читайте также: