Проза и публицистика твардовского проблематика и стиль кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц в истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.
А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов XX века. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к социализму”. В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:
Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть.
Итогом этого раннего периода стала поэма “Страна

Муравия”. Ее герой Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато Особенно если учесть, что сам Твардовский – сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича Твардовского, и всю семью нежданно обрушилась беда – они были раскулачены и сосланы на Север.

нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие же семьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата А. Т. Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет назад.
В стихах же сына “кулака” эти трагические мотивы не нашли отражения, он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этом пути народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы, Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которых невозможно настоящее творчество.

Стихи А. Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение “Армейский сапожник”), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив “Позарастали стежки-дорожки…”.
В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная – через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу.
Уже после войны, в 1945-1946 годах Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне “Я убит подо Ржевом”. Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение – это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.

Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый – так судить, о живых, так строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом анапеста, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно,. что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее, к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение “братья”.
В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма “Василий Теркин”. Его герой стал символом русского солдата, еш образ – предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин – это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник.

В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче намереваются поставить на Смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).Теркин – это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе “Кто стрелял?” он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости (в главе “Переправа” рассказано о подвиге) Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу), и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил как творческую задачу
Пусть читатель вероятныйСкажет с книжкою в руке:-Вот стихи, а’все понятно,.Все на русском языке.
Позднее творчество А, Твардовского, его стихи 50-60-х годов одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь.

Журнал “Новый мир”, который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как “Новый мир” Твардовского.
Лирический герой его поздней поэзии – это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени: например, стихотворение “Некогда мне над собой измываться…”, где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года “Жить бы мне соловьем-одиночкой…”. И все же главная, самая больная для поэта тема – тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50-60-х годов Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики : XX века:
Я знаю, никакой Моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе – Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но на сумел сберечь – Речь не о том, но все же, все же, все же..
За открытым финалом стихотворения – целый мир человеческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение вынесло столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма “По праву памяти”, цикл стихов “Памяти матери”.

В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения. Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища – неуютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы,- “иные перевозы”, когда людей с “земли родного края вдаль спровадила пора”.
В поэме, написанной в 1966-1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как “младенец вражеских кровей”, “кулацкий сынок”. Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:
Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд’ ли с будущим в ладу.
Поэзия А. Твардовского – это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией1. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный. / Богатырь, сажень в плечах. / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией1. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный. / Богатырь, сажень в плечах. / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его книга про бойца. Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.

Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин обыкновенный солдат

Просто парень сам собой

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

В главе Два солдата показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой молодой. В каждом деле Теркин мастер он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе

главе Поединок автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей не те харчи.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.

В главе Кто стрелял? автор говорит о мужестве Теркина. Василий не спрятался в окопчик, поминая всех родных, а встал и начал стрелять с колена из винтовки в самолет. И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали

-Вот что значит парню счастье,

Глядь и орден, как с куста!

В главе Смерть и воин описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью символ бессмертия русского солдата.

Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов припечет, пособите, каюк, хоть глаз коли, еле-еле душа в теле, это присказка покуда, сказка будет впереди.

Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе О награде он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг

А не носит писем почта

В край родной смоленский твой.

А в главе О себе боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет мать-земля моя родная. В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.

Во многих главах книги про бойца вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы р и н.

За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину.

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.

Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.

В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема в произведении – это данность, предмет речи, а проблематика – сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека.
Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения – важнейшие понятия с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Твардовский не видит в смерти солдата трагедии. Трагедией для него стала бы победа немцев в войне. Большинство глаголов стоит во множественном числе, что указывает на обобщение: падший воин говорит от лица всех погибших. Значимость одной личности перед лицом врага и смерти приумаляется. Его уход – ничто во всечеловеческом масштабе. Такой вывод напрашивается по прочтению этого стихотворения.

Перевези меня на ту сторону,

…Он все равно тебя врасплох

Застигнет, час летальный.

Аминь! Спокойно ставь печать,

Той вопреки оглядке:

Уж если в ней одной печаль, –

Так, значит, все в порядке.

В своей лирике Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Лирика Твардовского глубоко народна по своей сути и тесно связана с историей родной страны. Уже в первом стихотворении "Новая изба" поэт подчеркивает, что нашел свою близкую тему в творчестве - тему земли, крестьянского бытия. Твардовский постоянно упоминает в своих произведениях названия городов, сел и рек Смоленщины (хутор Загорье, станция Починок, речка Лучеса). Постепенно география в лирике поэта расширяется, и тема малой родины перерастает в тему родины великой.

Особой силой патриотического чувства пронизаны поэтические строки, написанные в годы Великой Отечественной войны.

С военной темой в творчестве Твардовского неразрывно связан мотив памяти о погибших героях.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он ярко звучит в стихотворениях "Я знаю, никакой моей вины. ", "Я убит подо Ржевом" и других.

В лирике Твардовского последних лет актуализируется тема писательского мастерства. Поэт критикует бессодержательность в творчестве: Стихи как будто и стихи, Да правды ни словечка ("Не много надобно труда. ").

Особое место в лирике Твардовского занимает тема матери. В зрелом творчестве поэта ей посвящен целый цикл "Памяти матери". Однако эта тема разрабатывалась поэтом на протяжении всей жизни. В 1935 он пишет стихотворение "С одной красой пришла ты в мужний дом". Судьба лирической героини этого произведения напоминает судьбу Марии Митрофановны, матери Твардовского. Она родилась в многодетной семье, с детства познала нужду. В замужестве же ей пришлось разделить судьбу супруга, который был раскулачен и выслан с родной Смоленщины за Урал.

В ряде стихотворений последних лет автор стремится подвести жизненный итог и рад, что честно "тянул свой воз" ("О сущем"). Своеобразным поэтическим завещанием также можно считать стихотворение "На дне моей жизни", в котором он подводит черту над тем, что смог сделать в жизни, осознает старческую немощь, предчувствует свой коней, но философски относится к смерти, к тому, что ждет его впереди

В стихотворениях "Допустим, ты свое уже оттопал. ", "Всему свой ряд, и лад, и срок. ", "Нет ничего, что раз и навсегда. ", "Что нужно, чтобы жить с умом. ", "Час мой утренний, час контрольный" содержится целая программа жизненных принципов и наставлений, которую поэт обращает к себе и*другим людям. Он стремится завещать потомкам жить согласно свято чтимым принципам.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что Твардовский входит в круг поэтов, без которых невозможно представить историю литературы XX века. Он сумел творчески развить реалистические традиции русской классической лирики и запечатлеть в своей поэзии современную масштабную историческую эпоху, наполненную героическими свершениями и боевыми и трудовыми подвигами.

Читайте также: