Традиции народного искусства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Авторы: И. В. Власова (Русские), Т. В. Лукьянченко, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России), Н .И. Жуланова (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество), А. Д. Коростелёв (Народы Поволжья и Приуралья), Н. И. Жуланова (Народы Поволжья и Приуралья: устное творчество), З. П. Соколова (Народы Западной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Западной Сибири: устное музыкальное творчество), Н. П. Москаленко (Народы Южной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Южной Сибири: устное музыкальное творчество), А. А. Сирина, В. С. Никифорова (Народы Восточной Сибири), Ю. И. Шейкин (Народы Восточной Сибири: устное музыкальное творчество), Н. А. Месштыб (Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина), Н. А. Соломонова (Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина: устное музыкальное творчество), Н. П. Батьянова (Народы Северо-Востока), А. С. Тарасенко (Народы Северо-Востока: устное музыкальное творчество), Ю. Д. Анчабадзе (Народы Северного Кавказа), М. И. Шилакадзе (Народы Северного Кавказа: устное творчество) Авторы: И. В. Власова (Русские), Т. В. Лукьянченко, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России), Н .И. Жуланова (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество); >>

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра на­ро­дов Рос­сии, в том ви­де, в ка­ком она сфор­ми­рова­лась к мо­мен­ту её эт­но­гра­фи­че­ско­го изу­че­ния (т. е. при­мер­но ко 2-й пол. 19 в.), от­ра­жа­ет их слож­ную ис­то­рию в по­сто­ян­ном взаи­мо­дей­ст­вии друг с дру­гом, в раз­ных гео­гра­фи­че­ских, при­род­ных и хо­зяй­ст­вен­ных ус­ло­ви­ях. На тер­ри­то­рии Рос­сии сло­жи­лось неск. ис­то­ри­ко-куль­тур­ных зон с ха­рак­тер­ным хо­зяй­ст­вен­ным и куль­тур­ным ти­пом про­жи­ваю­щих там на­ро­дов.

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Народное искусство. Ансамбль русской народной песни, XXI век

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Народное искусство. Азербайджанский ковер, XIX век

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Народное искусство. Африканские маски, XXI век

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

  • фольклор или устное народное творчество;
  • материальное или декоративно-прикладное искусство.

Основными формами фольклора являются:

  • песни;
  • танцы;
  • сказки;
  • легенды;
  • мифы;
  • былины;
  • эпос;
  • частушки;
  • анекдоты;
  • стихи.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Народное искусство. Китайская резьба по кости, XXI век

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

  • плетение; ;
  • резьба; ;
  • вышивание; .

Народное искусство. Майоликовская керамика, XXI век

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Народное искусство. Молдавский народный танец, XXI век

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Народное искусство. Поделки, сплетенные из бересты, XXI век

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Народное искусство. Узбекская ручная чеканка, XXI век

Народное искусство. Украинская вышитая сорочка, XXI век

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Народное искусство. Хохломская роспись, XXI век

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Долгие века дети в самых разных уголках земли играли глиняными куклами, конями, разнообразными зверями, игрушечной посудой, свистульками… Играли в них и наши предки. В древности глиняные фигурки имели магическое назначение: свистками отгоняли злые силы (чем громче свистишь, тем сильнее они пугаются), кукла, изображавшая богиню плодородия, должна была посылать хороший урожай, много детишек в семью, приносить здоровье и благополучие для всего рода, конь был символом солнца, которое очень почиталось древними славянами.

Символы солнца и неба – конь и птица – стали ярко раскрашенными свистульками, которыми напугать нельзя, зато развеселить можно кого угодно!

Грозные магические знаки превратились в яркие круги на хвосте фантастического петуха, разноцветные полоски на шеях филимоновских свистулек, в солнышки и звезды на каргопольских игрушках.

Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали игрушки, им и дают название: каргопольская игрушка, филимоновская, дымковская, курская, тверская, ярославская, абашевская, тульская.

Они все разные, непохожие друг на друга, так как в разных местах разные традиции: что изображает игрушка, ее размер, форма, цвет, как ее изготавливают, как обжигают, как расписывают. Традиционные узоры, цвета, даже вид красок везде свои. Так что их не спутаешь друг с другом.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. "Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит".

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой. А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы — матрешки мал-мала-меньше, чем не забава — спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.





Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования" Все права защищены.

Читайте также: