Традиции и обычаи табасаранского народа кратко

Обновлено: 07.07.2024

Табасаранцы – один из относительно многочисленных народов Дагестана. По переписи 2002 г. их численность в Республике Дагестан – 110,2 тыс. чел., в Российской Федерации 131785 чел., в Северокавказском федеральном округе – 116,189 тыс. чел. По результатам переписи населения 2010 г. табасаранцев в СКФО – стало 127941 чел. [2].

Проживают табасаранцы компактно на Юго-востоке республики в двух административных районах – Табасаранском и Хивском. В советское время часть табасаранцев переселилась на равнину Табасаранского и Дербентского районов, а также в города республики (Дербент, Дагестанские огни, Каспийск, Махачкала).

В XVIII в. Табасаран был разделен на три части, из которых две составляли самостоятельные владения – майсумство и кадийство (Майсумство, кадийство — внутренние, относительно самостоятельные административно-территориальные подразделения феодальных владений, управляющиеся майсумами и кадиями (Прим. ред.). Союзы сельских обществ, известные в литературе под общим названием Девек-Елеми, образовали горный Табасаран.

Говоря об этническом составе субрегиона, следует отметить, что наряду с табасаранцами в состав табасаранских владений в разные исторические периоды входили лезгины, азербайджанцы, таты, агулы.

Говорят табасаранцы на табасаранском языке северо-кавказской языковой семьи, который имеет несколько говоров, объединяемых в две группы: северную и южную. На основе южных говоров в советское время сложился литературный язык. Помимо родного языка, которым владеют 95, 9 % табасаранцев, значительная часть (62,5 %) свободно владеет русским, а также азербайджанским и отчасти лезгинским языками [3].

Свадебная обрядность табасаранцев, в основе своей, оставаясь общедагестанской, имела яркую специфику и отличалась разнообразием. Она состояла из трех последовательных этапов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного. Каждый из этих этапов сопровождался определенными обычаями и обрядами, которые бытовали в разных обществах в различных вариантах.

В других селениях (с.с. Верх. и Нижн. Ярак, Зальдик, Цудук, Кондик), где такие девичники не устраивались, подруги невесты приходили к ней в день свадьбы каждая с курицей. В доме невесты кур резали, ощипывали, варили и укладывали в сундук невесты для отправки в дом жениха.

Перевозили невесту в горных селениях на украшенном коне, а в равнинных – на арбе. Но сопровождающие арбу молодые люди и здесь выезжали на лошадях. По пути в дом невесты молодые люди устраивали конно-спортивные состязания, производились неоднократные холостые выстрелы.

Во всех селениях по дороге в дом невесты жители квартала, где жила невеста, несколько раз преграждали дорогу. Родственники и друзья жениха откупались подарками.

Около ворот дома невесты сторонами исполнялось много песен. Песни, в основном, были величальные, но исполнялись и шуточные, корильные куплеты. Затем гостей приглашали в дом, где их щедро угощали.

В некоторых селениях над представителями дома жениха в доме невесты всячески подшучивали, разыгрывали своего рода спектакль: устраивали стрельбу по мишени в цель. Так, например, встречая представителей дома жениха, молодые родственники невесты высовывали из дымохода на крышу длинный шест с прикрепленным на конце яблоком и все время его крутили. Послы жениха должны были выстрелом попасть в яблоко и только после этого они могли войти в дом.

Перед вступлением невесты в дом жениха совершались следующие обряды: пока невеста не сошла с коня, к ней подбегала девочка лет 13-14, дотрагивалась пальцем до правой ноги невесты, за что получала подарок; у порога невесту встречал мальчик, которого невеста также одаривала; у порога же невесту осыпали сладостями, ячменем, орехами, чтобы она жила в этом доме в достатке и имела много детей. В некоторых селениях (Хив, Варта, Цудук) у порога над головой невесты ломали хлеб с пожеланием родить 7 сыновей и одну дочь.

Одним из главных в этом цикле обрядов был обычай переодевания невесты. После первой брачной ночи невеста должна была предстать в новом наряде, как бы свидетельствующем, что с этого дня она переходит в разряд замужних женщин.

Таким образом, для свадебного ритуала табасаранцев характерно сложное сочетание различных обрядов. Часть обрядов свадебного церемониала была связана с религиозными поверьями и магическими представлениями.

Родильные обряды табасаранцев можно также разделить на три основных этапа: 1) предродильные; 2) родильные; 3) послеродильные.

Предродильные обряды. Уже в свадебный обряд включались действия, направленные на то, чтобы у молодой были дети. К ним можно отнести такие описанные выше обычаи, как обсыпание невесты ячменем, орехами, обычай, по которому в дом жениха вместе с невестой отправляли женщину, имеющую благополучное потомство и т. д.

Бездетность рассматривалась как несчастье. Чтобы избавить женщину от этого, родственницы молодой прибегали к различным способам (рациональным и магическим) лечения женщины. С этой целью бесплодную женщину возили к различным целебным источникам, знахаркам.

Забота о женщине не прекращалась и после наступления беременности. Свекровь, другие члены семьи (обычно женщины) следили, чтобы беременная невестка соблюдала ряд запретов. Но прежде всего члены семьи старались помочь беременной (особенно во второй период беременности) чем могли - не давали поднимать тяжести, заботились о ее питании и т. д. - , чтобы роды были благополучными, ребенок и мать были здоровы. С этой же целью беременной женщине запрещали выходить со двора после наступления темноты, чтобы джины не навредили ей и ее плоду; запрещали подходить к реке, вязать (в последние дни беременности), ходить на кладбище и т. д. Во избежание гибели ребенка и матери рекомендовалось, чтобы беременная в сумерках и ночью за пределами усадьбы при себе имела кусочек хлеба. С этой же целью ее голову посыпали мукой. При этом полагалось выходить ночью даже во двор с огнем и обязательно в сопровождении другой женщины.

Беременную предупреждали, что она должна избегать встреч с зайцем, с уродливыми детьми, чтобы эти недостатки не отразились на внешности будущего ребенка.

Много обрядов совершалось при тяжелых родах. Чтобы женщина разродилась ее поили из обуви мужа, разбирали сани на части, кусок новой ткани рвали на куски, приготовленные для новорожденного пеленки разбрасывали по комнате роженицы. С этой же целью молодая девушка забрасывала в дымоход сырое яйцо и в этот момент должен был прозвучать холостой выстрел.

У всех табасаранцев бытует представление о духе ал (алабаслы, албаб). Судя по рассказам табасаранцев, ал особенно опасна для роженицы. По поверьям, ал завладевает внутренностями (печень, почки, легкие, матка) роженицы и несет их к воде. Считалось, что если она успеет ополоснуть их, роженица погибнет. Поэтому роженицу тщательно охраняли. Прежде всего, чтобы ал к роженице не являлась, закрывали дымоход. Кроме того, с момента наступления схваток и в течение трех суток после родов в комнате роженицы должен был находиться мужчина. По поверьям, ал боялась мужчин. Чтобы ал не смогла вынуть внутренности роженицы, в течение некоторого времени держали язык роженицы. Верили, что внутренности роженицы ал выдергивает вместе с языком. Если же роженицу не сумели защитить и у нее роды проходили тяжело (особенно, если она потеряла сознание), говорили, что ал уже завладела внутренностями роженицы. В этом случае роженицу укладывали на палас и в сопровождении жителей всего села (мужчин, женщин, детей) вместе с ней обходили все источники села. При этом, чтобы запугать ал и не подпустить ее к источнику, мужчины играли на барабане, стреляли, то и дело вынимали из ножен кинжалы и размахивали ими. Гибель роженицы, по народным представлениям, зависела от того, успеет или нет толпа с роженицей подойти к источнику до того, пока ал погрузит внутренности роженицы в воду.

Послеродовой период женщины также был связан с системой запретов. Наиболее опасными как для роженицы, так и для ребенка считались первые 40 дней после родов. Поэтому как роженицу, так и ребенка в этот период тщательно охраняли, старались не оставлять их в помещении одних.

Существует комплекс предохранительных мер для защиты жизни роженицы и после 40 дней. Так, например, если роженице по истечении 40 дней после родов нужно было перейти реку или ручей, сначала она должна была сделать три глотка из этого ручья и только после этого перейти реку, в противном случае у нее якобы могло исчезнуть молоко. Здесь явно прослеживается культ воды, переплетенный с культом плодородия [7]. Эта норма распространялась на весь период кормления ребенка. Ночью роженица должна была выходить на улицу только в сопровождении другой женщины и с зажженной лампой.

Большое значение табасаранцы придавали обрезанию пуповины ребенка и ее хранению. Во всех селениях отпавшую пуповину сушили и хранили в люльке под подушкой, чтобы ребенок спокойно спал.

В целом, при уходе за детьми большое внимание уделяли предохранительным мерам от нечистой силы, сглаза, болезней.

В традиционной культуре табасаранцев значительное место занимали обычаи, связанные с первым укладыванием ребенка в колыбель, с первой стрижкой головы, ногтей, с появлением первого зуба, наречением имени, первым шагом.

Все табасаранцы производили обрезание мальчикам в возрасте от 1 года до 5-6 лет и старше.

Как мы могли убедиться, со дня вступления в брак женщины до самых родов и послеродовой период вся ее жизнь и жизнь ребенка сопровождалась множеством различных магических действий и обрядов для защиты матери и ребенка от злых духов и сглаза. В лечебных действиях было много и рационального, почерпнутого из народного опыта.

В системе традиционной семейной обрядности табасаранцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. В целом, они мало чем отличались от обрядов не только других народов Дагестана, но и народов, исповедующих ислам, так как в отличие от брачно-семейного и детского цикла, шариату удалось, отчасти, потеснить местные традиции, и похоронно-поминальный комплекс был несравненно сильнее исламизирован. Тем не менее, здесь еще много элементов древних домусульманских обрядов. Так, например, на похоронах безвременно умерших юношей и девушек, молодых мужчин в расцвете сил в знак глубокой скорби близкие родственницы стремились исцарапать себе лицо в кровь, вырывали у себя волосы, расплетали косы, разрывали на себе одежду. Несомненно, что эти обычаи являются пережитками языческих, домусульманских верований.

За годы Советской власти в семейной обрядности табасаранцев (как и во всей их жизни) произошли существенные изменения. Как показывают наши наблюдения, новая семейная обрядность в значительной мере создается на базе традиционной. Это выражается, с одной стороны, в сохранении общей структуры обрядов (всех подсистем и всех этапов обрядовой деятельности), с другой - в сохранении большинства ее форм и в то же время в определенном совершенствовании ее содержания и функций.

В современной табасаранской свадьбе, например, также выделяются три традиционные составные части: предсвадебная (сватовство и обручение), свадебные торжества, послесвадебные обряды. Однако содержание всех этих частей значительно видоизменилось. В основе современного брака лежит полюбовное согласие молодых. Но при этом и сегодня при выборе супруга (супруги) молодые считаются и с мнением своих родителей, прислушиваются к их совету, хотя решающим является слово самих молодых.

По нашим наблюдениям, сегодня изменились требования, предъявляемые к невесте и жениху, их родителями. На первое место сегодня выдвигается уровень образования молодежи, а не сословная принадлежность и имущественное состояние семей молодых. Родители не желают взять за сына или выдать дочь замуж за человека, который не имеет специальности, профессии и образования. Сами молодые даже стараются подобрать себе партнера с таким же уровнем образования, хотя немало браков социально смешанных. Еще совсем недавно (60-70-е гг. ХХ в.) родители юношей, напротив, старались не брать за сыновей девушек, которые учились в городе, считая, что такие девушки забывают традиции, что город негативно влияет на их этические и моральные качества.

В наше время, как и в прошлом, вступлению в брак предшествует сватовство. Точно так же, как и в прошлом, за сватовством следует обручение с приношением подарков невесте. Но обручение стало теперь оформляться в более узком кругу родственников и часто одновременно со сватовством.

Через 1-2 месяца после обручения назначается свадьба. Обычай избегания после сватовства, строго соблюдавшийся в прошлом, сегодня подвергся значительному изменению и трансформации.

К свадьбе, как и прежде, готовятся тщательно. Заранее приобретают красивый свадебный наряд как для невесты, так и для жениха. Приглашение гостей на свадьбу даже в сельской местности осуществляется при помощи пригласительных билетов. В день свадьбы, иногда до свадьбы, осуществляется торжественная регистрация. Часто в сельской местности регистрацию брака устраивают в день свадьбы в доме невесты или жениха. С этой целью в дом жениха или невесты приглашается работник загса (в районном центре) или глава сельской администрации (в других селах), и он в торжественной обстановке, в присутствии всех участников свадьбы и, что важно, в присутствии старшего поколения регистрирует брак молодых. Старшие родственники в данном случае становятся как бы соучастниками обряда.

Как и в прошлом, торжественно обставляется переезд невесты в дом жениха. Свадебный поезд сегодня состоит из нескольких нарядно украшенных легковых автомобилей. Под звуки музыки и песен невесту сажают в одну из машин. В доме жениха у ворот невесту встречают с песнями. Одна из родственниц жениха, которая имеет дружную и многодетную семью, осыпает невесту рисом, сахаром, конфетами. Затем к невесте подходит дед или дядя жениха, благословляет ее, помогает выйти из машины и сразу же приглашает на танец. С невестой танцуют все и вручают ей в подарок некоторую денежную сумму. Лишь после этого ее ведут в отведенную для нее комнату. У входа в комнату под ноги невесты стелят ковер или шелковую ткань, а свекровь дает ей попробовать мед или шербет. Все эти действия воспринимаются людьми как шуточно-игровые.

В постсоветский период, как в самом обществе, так и в области брачно-семейных отношений, в семейной обрядности, произошли значительные изменения. Изменения эти прежде всего связаны с большими расходами на угощение гостей, на приобретение свадебного наряда и других дорогих подарков для невесты. По широко распространенному мнению, свадебные расходы (как и похоронно-поминальные) требуют быстрейшего упорядочения, ограничения, сокращения бессмысленных, а порой разорительных затрат. Стремление родителей, родственников устроить свадьбу, поминки своих близких не хуже, чем у других, приводит порой к извращению хороших народных традиций.

Коренные изменения произошли в родильных обрядах. Сегодня все женщины рожают детей в больницах, специальных родильных домах под присмотром опытных врачей. Многие дети посещают детские дошкольные учреждения, кружки. Но наблюдается и такое явление, когда дети из-за особенностей современного уклада жизни и ориентаций не всегда находят возможность посидеть со стариками, послушать их рассказы. Ведь распространенные в прошлом посиделки взрослых и детей вечерами имели большое воспитательное значение. Они вносили не только некоторое разнообразие в семейную жизнь, но были и своеобразным источником распространения знаний. На таких посиделках взрослые рассказывали детям сказки, легенды, истории, использовали в беседах пословицы и поговорки, загадки.

Сегодня все это, в том числе традиционные детские игры и забавы, мы записываем по воспоминаниям старшего поколения. Мы не решаемся однозначно определить причины этих и других явлений, но призываем задуматься над этим.

В целом, небольшая народность создала интересную самобытную культуру. Заслуживает внимания такое явление, как стойкое бытование табасаранского языка. В настоящее время значительно расширяются его общественные функции.

В бытовом слое культуры табасаранцев – обрядах, праздниках, традициях, поведенческих нормах – сохраняются традиции почитания старших по возрасту, особенно стариков, носителей опыта и народной мудрости: распространены разнообразные атрибуты приветствий, которым учат детей с самого раннего возраста, гостеприимство (одна из лучших традиций табасаранцев, которая в новых условиях проявила удивительную стойкость), взаимопомощь.


Примечания

2. Национальный состав и владение языками, гражданство, 2004. Книга 1. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г Т.4. М.

3. Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX – начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992. С. 12-31; Алимова Б.М., Сефербеков Р.И. Табасаранцы // Народы Дагестана. М., 2002. С. 434-437.

4. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. М., 1985. С. 214.

5. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989. С. 46; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX в. Л., 1988. С. 63 и др.

6. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. 1983. С. 164.

7. Календарные обычаи и обряды … С. 138.

8. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969. С. 178.

9. Материалы Северокавказского отряда. 1976. п. к. Л. 28. п. дн. № 2. Л. 16,17.

10. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. С. 149-150.

Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.

Название


  • табасаранал — аварский яз.
  • табасараншуй — агульский яз.
  • табасаранлар — азербайджанский яз.
  • табасаранлы — кумыкский яз.
  • тапсарой — чеченский яз.
  • табасаро — ингушский яз. и др.

Где живут, численность

Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:

118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:

  • Ставропольский край — 6 951 чел.
  • Ростовская обл. — 2 481 чел.
  • Чечня — 1 656 чел.
  • Краснодарский карай — 1 651 чел.
  • Саратовская обл. — 1234 чел.
  • Астраханская обл. — 1082 чел.

Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире. Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского. Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.

История


Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.
Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.
В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.

Одежда


Жизнь

Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.


Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад и главенствующую роль мужа, в семье и обществе почитали, уважали женщин, физическое насилие не применялось. Достоинствами жены считались скромность, трудолюбие, красота, но главное — способность иметь здоровых детей. Значительная часть элементов свадебной обрядности связана с деторождением: осыпание ячменем и орехами, включение в свадебный поезд мальчика и многодетной родственницы, пожелание родить одну дочь и 7 сыновей. Наивысшей милостью Бога считалось рождение первенца-сына: готовиться к этому начинали задолго до свадьбы. Например, младенцу перед первой стрижкой ногтей руку опускали в муку: верили, что, когда этот малыш вырастет, его первый ребенок будет мужского пола.
Особое внимание уделяли беременным. Женщинам запрещалось выходить из дома в темноте, вязать, переходить реку, посещать кладбище: нарушение запретов позволит злым духам навредить матери и плоду. Особо опасались духа ал, овладевающего внутренностями роженицы. В случае тяжелых, долгих родов жители селения на ковре обносили женщину по всем источникам, защищая от злого воздействия. В первые 40 дней жизни младенцу мазали лицо золой, не оставляли одного, не подшивали края рубашки. Существовал обычай называть ребенка чужим именем, не шить собственную одежду: считалось, так злые духи не узнают о существовании малыша.

Культура


На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.

Религия

Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности. На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами. В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.

Традиции

Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.


Традиции табасаранов – удивительная культура народа Дагестана

Традиции табасаранов – удивительная культура народа Дагестана

Табасараны (или табасаранцы) принадлежат к одному из самых древних народов Дагестана. Их традиции вобрали в себя как уникальные черты этноса, так и отдельные аспекты арабской, персидской, азербайджанской и даже русской культуры. Табасараны славятся своим мастерством изготовления ковров, что принесло им известность во всём мире.

Табасаранам довелось пережить немало сложных периодов их богатой истории, однако этот народ сумел выстоять, сохранив самобытные этнические черты. В наши дни представители табасаранской народности стараются сохранить старинные обычаи и передать их своим потомкам. Что значит столь необычное название народа? О чём могут поведать семейные традиции табасаранов? Чем интересна культура этих людей?

Название и принципы

Название “табасараны” кажется достаточно необычным для русскоговорящего человека. Исследователи считают, что этот этноним связан с иранским словом “табар”. В Средние века на побережье Каспийского моря существовало государство Табаристан, в основе которого лежит этот же корень. В переводе со старинного наречия слов “табар” значит “топор”. Что интересно, предки табасаранов действительно использовали этот инструмент в качестве основного оружия.

Исторически сложилось так, что семья – не просто часть жизни табасаранов, но и основа единого сплочённого общества. У этого народа крайне сильны родственные связи. В старину совсем не редкими были случаи, когда хозяйство вели совместно 4-6 семей, а общее число человек в них могло достигать даже полусотни. Крупные роды объединялись в тухумы, причём представителями их были все родственники по материнской или отцовской линии.

За тухумами были закреплены определённые части селения, пастбища, сенокосы, места для охоты и сенокоса. Как в тухумах, так и во всём селении табасараны придерживались принципа взаимопомощь, что успешно сохранился до наших дней.

Если кому-то из родственников или соседей требовалась помощь, народ объединял усилия и оказывал поддержку нуждающемуся. Чаще всего это касалось овдовевших женщин и их семей, потерявших главного кормильца – мужчину. В таком случае соседи и родные помогали найти средства на существование, оказывали поддержку в воспитании детей.

Семейные традиции табасаранов

Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад семей табасаранов, женщинам отводилось не менее значимое место, чем мужчинам. Издавна у этого народа серьёзным преступлением считается применение физического насилия, с малых лет мальчикам прививается уважение и почитание представительниц прекрасного пола. В женщинах табасараны ценят порядочность, благородство, ум и красоту, умение справляться со всевозможными домашними делами.

Свадебные обряды

Свадебная обрядность табасаранов в значительной степени сохранилась до нашего времени, практически не изменившись за последние столетия. Конечно, сегодня свадебные ритуалы значительно упрощен, но и они ярко отражают богатую палитру дагестанских обычаев. Непосредственно брачные традиции включают в себя три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный.

В старину у табасаранов нередко практиковали левират и сорорат. В первом случае подразумевалось, что овдовевшая женщина становится супругой брата своего умершего мужа. Сорорат же предполагал женитьбу мужчины на сестре своей покойной жены. Однако чаще всего браки заключались посредством предварительного сватовства. Когда в семье подрастал сын, его родственники начинали присматриваться к девушкам из семей окрестных селений. Приоритетным был выбор невесты, имеющей тот же социальный статус, что и жених.

Табасаранская свадьба в Дагестане

Табасаранская свадьба в Дагестане

К родителям выбранной девушки отправлялись отец и мать молодого человека, то есть сразу будущие родственники могли лучше узнать друг друга. Если семья невесты давала согласие на брак, назначали день обручения, что представлял собой массовое празднество.

Важнейшая роль в свадебных традициях отводилась уплате калыма. Поскольку семья жениха забирала помощницу и работницу из другого семейства, требовалось оставить взамен достойный выкуп. Размеры калыма могли меняться в зависимости от материальных возможностей будущего мужа, требований семьи невесты, различных социальных аспектов.

Кстати, похищение возлюбленных нередко практиковали юноши, что не могли выплатить калым. Примечательно, что при переговорах о размере выкупа за невесту могли решаться и другие аспекты, например, вариант развода. Женщина могла расторгнуть брак лишь в одном случае – если уличала мужа в неверности – однако дети оставались с отцом.

Праздник весны табасаранцев

К одному из самых популярных торжеств табасаранцев принадлежит Праздник весны, который отмечают 21-22 марта. Ещё за месяц до празднования устраивали обряд “яйцебиения”. Мужчины приносили сырые куриные яйца, после чего ударяли их друг о друга острой стороной. Победителем считали того, у кого яйцо останется целым.

Непосредственно вечером 21 марта народ отправлялся на кладбище, где устраивал праздничную трапезу. Важно было выбрать жертвенное блюдо, разрезать его на восемь частей и сложить в одном месте. Так табасараны почитали умерших предков.

Традиции табасаранов позволяют прикоснуться к удивительной и разнообразной культуре народа Дагестана. Многие обычаи далёкого прошлого живы и сегодня, а основные принципы табасаранцев практически не изменились. Эти люди по-прежнему главным в жизни считают взаимопомощь, уважение старших, гостеприимство и прочность родственных уз.


Оглавление

  • Табасаранцы
  • Начнем с истории Табасарана
  • Как жили и чем занимались табасаранцы?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табасаранцы. История, культура, традиции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Начнем с истории Табасарана

Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) — один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.


В давние времена Табасаран входил в состав Кавказской Албании, образовавшейся еще в V веке до нашей эры.

История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, — это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.


В Дагестане табасаранцы (табасараны) населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махач-кале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих областях и городах России, многих странах мира.

Численность табасаранцев в России по Всероссийской переписи 2002 года составила около 132 тысяч человек.

Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы — табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы — табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) — шилан и т. д.


В составе войск Кавказской Албании табасаранцы воевали против римлян, парфян, а с распадом этого государства, уже с первых веков нашей эры народ вёл борьбу против завоевателей — кочевников: гуннов, хазар. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана арабским завоевателям. За оказанное сопротивление были разрушены и сожжены многие табасаранские сёла. В последующие века им пришлось бороться против татаро-монголов. Из рассказов отца я помню, какое им было оказано сопротивление народом. Сёла Табасарана были за это преданы мечу и пожарам. Хромой Тимур распорядился всех детей вывести на поляну и пустить по ним конницу, они были затоптаны насмерть вместе с матерями, пытавшими спасти своих детей.

Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами. На протяжении XV–XVII вв. они совместно вели борьбу за независимость против турецких завоевателей.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом. Очередной раз он двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. На своём пути персидские отряды разрушали аулы, грабили, убивали жителей.

Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надир-шаха возглавил поэт — воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надир-шах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.

Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надир-шаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надир-шах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.

В XVIII веке Табасаран был принят в подданство России, усилился двойной гнёт — царизма и местных феодалов. В начале XIX века началась Кавказская война, длившаяся более 30 лет. Во главе сопротивления горцев стоял имам Шамиль, уважаемый и почитаемый жителями Табасарана.


Во второй половине XIX века Дагестан вошёл в состав России.

В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут, был создан Союз Советских Социалистических Республик — СССР. В 1992 году СССР распался на 15 самостоятельных государств. Дагестан остался в составе Российской Федерации.

Все народы Дагестана вносили и продолжают вносить и сегодня свою лепту в развитие и процветание Дагестана и России.

История — тарих

Мир — аьлам, дюн'я

Век — аьсир

Эпоха — девир

Воин — эскер

Родина — юрд, ватан

Страна — уьлке

Государство — гьюкумат

Народ — халкь

Нация — миллет

Люди — адмийир. инсанар

Враг — душман

Крепость — гъала.

Язык — чIал

Читайте также: