Традиции 19 века в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Питание в русской деревне конца XIX века отличалось однообразием: ржаной хлеб, капуста и картошка. Приправ никаких не знали. Пшеничный хлеб был редко у кого по праздникам, мяса съедали не более 5-10 кг в год. Бани были у небольшого числа кулаков, а подавляющая часть крестьян мылась 1-2 раза в месяц в корытах в избе.

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.

Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.

Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 – 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.


Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На неё члены семьи оправляли свои естественные надобности, и её, по мере загрязнения, периодически меняли. О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.


Ломоносов говорил, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Поэтому наш блогер ДШИ.онлайн предлагает обратиться к идеям и практикам воспитания XIX века, чтобы в XXI веке не совершать ошибок в общении с детьми, а нести только хорошее, доброе, вечное!

История многому нас учит. Для каждого поколения найдутся свои уроки в прошедших эпохах. Речь тут не только о великих свершениях сильных мира сего, но и повседневной жизни обычных людей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми моментами дворянской жизни императорской России, касающейся воспитания детей, и попробуем применить их для современной семьи XXI века.

1. Воспитание почтения к старшим

И в дворянских, и в крестьянских семьях авторитет родителей был беспрекословен. Родитель для ребёнка в XIX веке — это идеал и наипервейший образец для подражания. Важно было при этом не просто заставлять ребёнка уважать вас, а действительно стать образцом. Говоря современными словами, в первую очередь воспитывать себя, а ребёнок уже сам скопирует все основные поведенческие черты: вежливость, уравновешенность, доброжелательность, оптимистичность и так далее.

2. Овладение навыками общения в социуме

Этот пункт следует из первого. То, как общается ребёнок среди сверстников, с учителями, посторонними взрослыми, показатель того, что он наблюдает в своей семье. В XIX веке в воспитательных целях дома могли разыгрываться сценки из повседневной жизни и разнообразные экстренные случаи, чтобы ребёнок мог сориентироваться в любой ситуации, не поддаваясь панике. Такая практика актуальная и сегодня.

3. Совместные обеды или ужины

Традиция совместных семейных приёмов пищи уходит корнями в самую глубину зарождения человечества. Конечно же, она практиковалась и среди дворянства. Как известно, трапеза сближает людей. Почему бы не сделать семейной традицией такие обеды, например, раз в неделю?


Как воспитывали первое поколение образованных женщин в России

Собраться вместе, насладиться домашней едой, обсудить с искренним участием события, произошедшие с каждым членом семьи за неделю. Что порадовало больше всего, что огорчило и какие варианты могут быть для выхода из такой ситуации. Проговаривая проблемы, ища выход из ситуаций вместе с близкими, ребёнок уже не чувствует себя беспомощным и слабым. Ведь за его спиной надёжный тыл в виде крепкой, готовой к взаимовыручке семьи. Это лучший способ создать тёплые, доверительные, дружественные взаимоотношения с ребёнком.

4. Путешествия с детьми

В дворянской России часто брали детей в дальние поездки. Ездили в те времена часто: гостили у многочисленных родственников, выезжали в деревню на летний сезон, отвозили детей на учёбу, иногда и за сотни километров, и забирали домой. Путешествия были длительными. Они позволяли детям проводить много времени в беседах с родителями, узнавать друг друга снова и снова. Дети в путешествиях дополнительно подкрепляли знания географии.

5. Личный бюджет

В дворянских семьях, начиная с определённого возраста (примерно с 10–12 лет) ребёнку выделялись некоторые личные средства, чтобы покупать необходимые простые вещи и развлекаться. Так, подросток обучался правильно распоряжаться средствами, распределять их, вести хозяйство. Такая практика вполне может осуществляться и теперь, для формирования понимания, что распыление денег приводит к неприятным последствиям, а при правильном планировании можно накопить на что-то действительно ценное.

6. Домашний театр

Во времена, когда ещё и не помышляли о компьютерных играх, телевизоре, виртуальной реальности, люди в свободное время не скучали без дела. Был целый комплекс семейных традиций по совместному увлекательному времяпрепровождению.


Как изучают историю в разных странах мира

Например, подготовки семейных театральных постановок к праздникам — на Рождество, именины, День рождения, и так далее. Готовились всей семьёй — выбирали пьесу или сочиняли её сами, разучивали роли, шили костюмы и изготавливали декорации. Подходили к делу со всей ответственностью, чтобы на торжестве продемонстрировать гостям общее творческое детище.

Традиция увлекательна и может стать замечательным досугом для современной семьи. К созданию своей труппы можно привлекать соседей, друзей семьи, всех родственников. Это поистине объединяющее и интересное творческое увлечение.


Быт и жилища основной части населения России в первой половине 19 века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

Содержимое разработки

Быт и обычаи в 19

Быт и обычаи 19 века .

Серегина Светлана Васильевна .

4.Срстав проектной группы :

Андреева Полина, Зиновьева Ирина.

Ознакомиться с бытом и обычаями русского народа в 19 веке.

1 половина 19 века:

Быт и жилища основной части населения России в первой половине 19 века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.

Сохранилась мода на загородные дома, их штукатурили с внутренней и внешней сторон, и они казались каменными постройками.

Внутреннее убранство жилища также было различно.

В дворцах знати центральное место занимал парадный зал, где проходили балы и приёмы. Основным был второй этаж с высокими потолками и хорошим освещением.

2 половина 19 века:

В центре столичных и крупных губернских городов располагались большие барские особняки — дворцы в стиле ампир. Здесь же на главных улицах и в примыкающих к ним переулках было много небольших, по большей части деревянных дворянских особняков. Они напоминали собой такие же барские дома в деревенских помещичьих усадьбах.

К дворянским кварталам примыкали купеческие. Они тянулись, как правило, по берегу реки. Здесь, в глубине просторных яблоневых садов, стояли крепкие двух-, иногда и трехэтажные особняки. Первый этаж обычно занимала прислуга. На втором этаже размещались нежилые, парадные комнаты. По будням в них никто не входил. Шторы на окнах были спущены, мебель стояла в чехлах. Обстановка в жилых комнатах была весьма однообразна: кровать, покрытая белым покрывалом; мраморный умывальник; шкаф для белья; письменный стол и этажерка для книг.

По окраинам губернских городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники и т. д. Они жили в деревянных одноэтажных строениях с двором и садиком. Улицы русских уездных городов почти сплошь состояли из таких домов. Внутренняя обстановка жилищ была непритязательна и однообразна: занавески и горшки с геранью на окнах; иконы с теплящимися лампадками в переднем углу; комод, покрытый белой вязаной салфеткой; шкафчик, где за стеклом стояла незатейливая посуда.

В университетских центрах проживало большое количество студентов. Многие жители примыкающих к университету улиц сдавали студентам комнаты или квартиры. Эти районы, в подражание Парижу, получали название Латинских кварталов. Они приспосабливались к студенческим потребностям. Здесь располагались небольшие пивные и дешевые ресторанчики. По вечерам и до поздней ночи улицы оглашались веселыми студенческими песнями.

1 половина 19 века:

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти

В 19 в. были утрачены яркая красочность и богатый декор костюма, свойственный мужским нарядам знати 18 столетия.

Мужской костюм в этом веке стал более рациональным, деловым и практичным.

Вместе с упрощением покроя костюм становился более монохромным и темным по цвету.

Женский костюм 19 в. противопоставлял мужчину, с его упрощенными формами и постепенно темнеющими красками, и женщину, которая стала в своем наряде мерилом состояния мужа и рекламой богатства семьи.

В первые десятилетия 19 в. модным женским силуэтом были платья в стиле ампир.

В период романтизма идеалом женщины была изящная и хрупкая персона, которая в специальном кармане юбки носила небольшой томик произведений Ж. Санд, В. Гюго, В. Скотта. Она отличалась бледностью лица и необычайным блеском глаз, хорошо держалась в седле. Материи платьев и верхней одежды были чрезвычайно разнообразны. Носили одноцветные, узорные, полосатые и клетчатые ткани.

2 половина 19 века:

Женская одежда была более подвержена капризам моды. В 50-х гг. в моду вошли юбки на жестком каркасе — кринолине. С 1870 г. российские дамы были вынуждены полностью поменять свои туалеты. Парижские модельеры предложили костюм: гладкий длинный верх сочетался с почти прямой юбкой драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Чуть пониже спины помещалась небольшая подушечка — турнюр. Завершалось это сооружение пышным бантом на спине по линии талии. Однако активное вовлечение женщин в деловую и общественную жизнь приводит к упрощению женского костюма. Он начинает вбирать в себя черты мужской моды — крахмальные воротники, манжеты, галстуки, тяготеет к темным тонам.

В 70-х гг. студенты носили длинные волосы, широкополые шляпы; плечи окутывал шерстяной плед, восполнявший недостаток тепла от носимого зимой осеннего пальто. Рядом со студентами, что было раньше совершенно невиданным зрелищем, появились стриженые девицы в синих очках и коротких, до середины голени, платьях темного цвета.

В 80-х и 90-х гг., когда с университетскими вольностями было покончено, студентов одели в форменные сюртуки, тужурки и фуражки с синими околышами. Девушки носили строгие темные платья с белыми воротничками, гладко зачесанные волосы.

Мужчины — в поддевках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, намазав волосы коровьим маслом. Жены — в косыночках на головах и в красочных шалях на плечах. Дочки щеголяли в шелковых платьях, в шляпках с белыми перышками, в высоких ботинках на каблучках.

На рабочих окраинах была своя жизнь. Уровень доходов рабочих был таков, что они, как правило, не могли подражать средним слоям общества. В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины поверх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убором чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На смену сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпочтение ярким ситцевым платьям с узким верхом, воротничком-стойкой и широкой юбкой. На ногах носили кожаные ботинки.

половина 19 века:

С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.

В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Основу пищи по прежнему составляли каши и ржаной хлеб.Широко были распространены кисели.

В еду употребляли много овощей.После 150 лет сопротивления,крестьяне постепенно стали употреблять в пищу картофель.

Наиболее популярным блюдом были щи и отварной картофель с грибами,или огурцами .

Мясо ели редко,это объяснялось отсутствием у крестьян скота и постами,зато широко употребляли рыбу.

Основными напитками были квасы,сбитень, пиво,наливки и настойки.Начал употребляться чай.На десерт шли фрукты и ягоды.

Еду готовили в печах.В городах стали появля-ться трактиры,чайные и буфеты.

половина 19 века:

Часто устраивали званые обеды: в центре внимания был огромный стол, накрытый белоснежной скатертью и украшенный живыми цветами. Он ломился от изысканных закусок и графинов с разноцветными водками и винами. Посередине стола на серебряных длинных блюдах лежали семга и лососина, сбоку — сверкающий хрустальный жбан со свежей икрой. На другом конце стола стояли блюда с огромным окороком и красными лангустами. В каждом купеческом доме были свои фирменные блюда. Например, А. В. Морозов, собиратель русского фарфора, угощал гостей бесподобной стерлядью в шампанском. Для обслуживания гостей приглашались повара и официанты из самых дорогих ресторанов, знаменитые оркестры; цветы для дам выписывались из Ниццы.

В местах скопления мастерового люда сновали лоточники, торговавшие дешевой снедью — горячими кишками, начиненными гречневой кашей и обжаренными в бараньем сале. В посты торговцы выходили с гороховым киселем, застывшим в лотках. С лотков продавались и гречневики, выпекавшиеся из гречневой муки в особых глиняных формочках — столбиках. На копейку торговец отпускал пару гречневиков. Он разрезал их вдоль и из бутылочки с постным маслом, заткнутой пробкой, сквозь которую было пропущено гусиное перо, поливал внутренность гречневика маслом и посыпал солыо. В посты было много торговцев блинами. Их выносили из пекарни горячими, наложенными стопками на небольшие ручные лоточки.

1 половина 19 века:

половина 19 века:

В 1882 г. были открыты телефонные линии в Петербурге, Москве, Одессе и Риге и первая междугородная телефонная линия Петербург — Гатчина. В конце 80-х гг. начала действовать одна из длиннейших телефонных линий того времени Москва — Петербург. К началу XX в. телефонная сеть связывала также города Одессу и Николаев, Ростов-на-Дону и Таганрог.

В 70-х гг. в обычай горожан даже среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. Там же проводились деловые встречи, совершались сделки. Особенно славилась трактирами Москва. В московских трактирах подавали только русские блюда: заливных поросят, суточные щи с кашей, уху, рассольники, отбивные телячьи котлеты, осетрину, пожар- ские котлеты, блины, гурьевскую кашу, расстегаи, подовые пироги. Трактирные порции были огромных размеров при очень умеренной цене. По вечерам состоятельная публика посещала рестораны. Там процветала изысканная французская кухня, гостей развлекали цыганские хоры.

К числу публичных увеселений относились маскарады. Зимними вечерами горожане посещали театры. Знать и богатое купечество откупали в театрах постоянные ложи. Дамы одевались в театр очень парадно, сопровождавшие их кавалеры были во фраках. На балконе собиралась публика попроще, а галерку занимали обычно студенты, которые громкими криками и бурными аплодисментами поддерживали любимых артистов. Популярностью пользовались скачки и бега.

У простого люда были свои развлечения. В дни храмовых праздников устраивались увеселения. Особенно веселыми были неделя на Масленицу и пасхальные дни. На свободных городских пространствах строились временные дощатые балаганы, тут же раскидывались торговые палатки с пряниками, орехами, блинами и пирогами сооружались карусели, гремели духовые оркестры, наигрывали шарманщики.

Кузякова Галина Валерьевна

Данная работа дает обзорное предстваление об архитектуре, одежде, питании, семейных обрядах и досуге различных слоев населения в первой половине 19 века.

ВложениеРазмер
byt_i_obychai_rossii_pervoi_poloviny_xix_veka_morozova.pptx 2.35 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Быт и обычаи России в первой половине XIX века Презентация Морозовой Марии Сергеевны, 8 Б класс Преподаватель: Кузякова Галина Валерьевна

Введение Быт и обычаи в начале XIX века в России напрямую зависели от сословия, к которому принадлежал человек. Общими как для богатых, так и для бедных слоев населения оставались лишь церковные праздники. Для большинства населения быт сохранял традиции и обычаи прежних времен. Масленица в России в XIX веке

Одежда Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны продолжала носить те же предметы одежды, что носили их предки. Более обеспеченные люди носили городской костюм, который являлся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Рассмотрим костюмы трех сословий: крестьянства, купечества и дворянства.

Одежда купцов В купеческом костюме еще долгое время прослеживались черты крестьянской одежды. Мужчины носили зипуны, кафтаны. Позже появились сюртуки. На ногах мужчины носили сапоги . Зимой носили шубы , меховые шапки. Интерес вызывает одежда купчих. Своей безвкусицей она вызывала смех у всех слоев населения. Женщины, сравнительно недавно разбогатевшие, хотели похвастаться богатством. Поэтому платья они украшали различными бантами, пестрыми цветами, делая их максимально яркими. Также купчихи надевали огромное количество украшений. Неизменным атрибутом купчих была шаль или цветной платок, которые добавляли образу еще большей комичности.

Одежда дворянского сословия Наиболее разнообразной и красивой была дворянская мода. Женские платья шились из тонких тканей. Это было очень красиво, но не соответствовало климату России. В XIX веке стали популярны рединготы – верхняя одежда, по форме напоминающая платье. Зимой оно подбивалось мехом. Низ платья украшали вышивкой, цветами, оборками. Глубокое декольте, которое было тогда в моде, дамы прикрывали шемизеткой. Завершить образ помогали самые различные украшения . Мужская одежда также отличалась своей утонченностью. Повседневной мужской одеждой были редингот, фрак , который носили с панталонами и жилетом, высокая шляпа (цилиндр), на ногах носили высокие сапоги.

Питание Глав­ным про­дук­том пи­та­ния у кре­стьян оста­вал­ся хлеб . Упо­треб­ля­ли в пищу много ово­щей , мясо же бед­но­та упо­треб­ля­ла редко . Это объ­яс­ня­лось не толь­ко пло­хим до­стат­ком , но и оби­ли­ем цер­ков­ных по­стов. Зато в изоби­лии люди ели рыбу . Также можно было встре­тить на сто­лах яйца и мо­лоч­ные про­дук­ты . Ос­нов­ны­ми на­пит­ка­ми были квас, пиво, сби­тень . По­сте­пен­но раз­ви­ва­лась куль­ту­ра чае­пи­тия . На­ли­чие в доме са­мо­ва­ра или чай­ных при­бо­ров счи­та­лось при­зна­ком до­стат­ка хо­зя­ев . На де­серт ели ягоды и фрук­ты , ва­ре­нье . Выс­шие слои на­се­ле­ния пред­по­чи­та­ли не тра­ди­ци­он­ную рус­скую кухню , а ев­ро­пей­скую . В ра­ци­он пи­та­ния рус­ской знати вхо­ди­ли такие про­дук­ты , как шо­ко­лад, биск­ви­ты , во­сточ­ные сла­до­сти. Ува­жа­ю­щий себя дво­ря­нин пы­тал­ся за­ве­сти в доме вин­ный по­греб .

Обычаи и досуг Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями . К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами . Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Накануне Рождества и после Нового года гадали . Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед постом следовало вкушать жирную пищу. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи, катание на качелях.

Обычаи и досуг Однако в некоторых вещах различия между более и менее обеспеченными семьями прослеживались. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование . Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В богатых столичных домах ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в 50 тыс. рублей . Крестьянство проводило основную часть времени в труде. Но после того, как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.

Подведем итоги Пер­вая по­ло­ви­на XIX в. в Рос­сии – время , когда в жизнь об­ще­ства прони­ка­ет всё силь­нее за­пад­но­ев­ро­пей­ские культура . В то же время со­хра­ня­ют­ся и рус­ские тра­ди­ции и обы­чаи . Всё это вело к со­зда­нию новой са­мо­быт­ной жизни Рос­сий­ской им­пе­рии.

Читайте также: