Территориальная структура хозяйства волго вятского района кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ведущая отрасль хозяйства Волго-Вятского района — промышленность. В ее составе резко выделяется машиностроительный комплекс, в первую очередь определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда.

промышленный и химический комплексы. Топливно-энергетический, строительный (кроме производства стекла) и АПК имеют внутрирайонное значение. Основу межотраслевых комплексов составляют следующие ЭПЦ: машиностроительный, лесоэнергохимический, нефтеэнергохимический, горно-химический, текстильно(кожевенно)-промышлен- ный, индустриально-строительный, индустриально-аграрный.

В отраслевой структуре промышленности ведущее место занимают машиностроение и металлообработка (41% от объема промышленной продукции). На втором месте— электроэнергетика (14%). Далее идут пищевая (12%), химическая и нефтехимическая (11%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (6%) промышленность, черная металлургия (3%).

Для промышленного производства района, как и России в целом, характерен резкий спад: в 1998 г. индекс физического объема промышленного производства составил в районе лишь 44% от уровня 1990 г.

Топливно-энергетический комплекс базируется в основном на привозном угле, природном газе, поступающем из других районов, и местном мазуте. Топливно-энергетический баланс района остродефицитен, и это ограничивает развитие в нем энергоемких производств. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции сравнительно небольшой мощности (крупнейшая — ТЭЦ «Чебоксарская-2* установленной мощностью 460 МВт). На Волге построены две крупные ГЭС: Горьковская (520 МВт) и Чебоксарская (1379 МВт). Собственное производство электроэнергии не удовлетворяет потребности хозяйства района. Недостающее количество поступает из ОЭС Центра, Поволжья и Северо-Запада.

Машиностроительный комплекс, формировавшийся в течение длительного времени, отличают сложная структура, высокая концентрация производства, развитые связи по кооперации. Ведущие его отрасли: транспортное машиностроение (в первую очередь авто- и судостроение), электротехника и приборостроение.

Таким образом, в районе сформирован комплекс автомобилестроения, ставший благодаря кооперированию связующим звеном многих отраслей.

Приборостроение и электронная промышленность размещены главным образом в крупнейших городах района: Нижнем Новгороде (выделяется радиопромышленность), Арзамасе, Правдинске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.

В Нижегородской обл. и Мордовии развита медико-инструментальная отрасль. В районе производят также технологическое оборудование для химической (Дзер-

жинск, Рузаевка) и пищевой (Нижний Новгород, новый комплекс в Волжске) промышленности, дробильно-размолочное оборудование (Выкса) и др. Новым в его специализации стало тракторостроение. Промышленные тракторы, изготавливаемые Чебоксарским заводом, используют в качестве бульдозеров и трубоукладчиков. ' . :

Лесопромышленный комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района — базируется на собственных лесных ресурсах, имеет квалифицированные кадры. Его основа — лесоэнергохимический цикл, представленный достаточно полно. Заготовка древесины достигла пика развития и в последние годы сокращается, что обусловлено не только перерубом расчетной лесосеки, но и необходимостью сохранения части сосновых массивов для сбора живицы. Заготовки леса ведут главным образом в Кировской (3/5) и Нижегородской (х/5) областях. Предприятия п6‘ механической обработке древесины (производство пиломатериалов, фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит) тяготеют к районам лесозаготовок. Мебельные предприятия имеются в Нижегород-

ской (около V2 общего производства в районе) и Кировской (1/5) областях, а также в республиках, особенно в Чувашии. На изготовлении лыж специализированы нововятский и ветлужский комбинаты, музыкальные инструменты выпускают предприятия Кирова и Шумерли. Развито производство целлюлозы, бумаги, картона и разнообразных продуктов лесохимии. По выпуску бумаги район — третий в стране. В. Балахне работает целлюлозно-картонный комбинат, в Волжске и Правдинске — целлюлозно-бумажные комбинаты (выпуск газетной бумаги). Лесохимические предприятия размещены в основном в Нижегородской области (Нижегородский завод органического синтеза, сявский и ветлужский комбинаты, вахтанский и уренский заводы). В Кировской области работает моломский завод. Развивается биохимия, использующая в качестве сырья отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Кировский биохимический завод — одно из ведущих предприятий отрасли — выпускает кормовые дрожжи. Кормовые добавки производит также гидролизно-дрожжевой завод в Волжске.

Текстильная промышленность вначале развивалась на местном сырье — льне и конопле. Здесь действуют пенько- и льнозаводы, вырабатывающие волокнистое сырье, канатно-шпагатные фабрики (Горбатов, Саранск), имеется производство льняных тканей (Нижегородский льнокомбинат). Хлопчатобумажная отрасль представлена крупнейшим предприятием легкой промышленности района — Чебоксарским хлопчатобумажным комбинатом. Другой комбинат сооружен неподалеку от Чебоксар — вЦивильске.

Особое место занимают трудоемкие художественные деревянные промыслы. Широкой известностью пользуются яркие, расписанные киноварью и золотом деревянные изделия Семеновского ХПО «Хохломская

Агропромышленный комплекс района по специализации, структуре, проблемам развития типичен для Нечерноземной зоны России. Его многоотраслевая структура определена растущими потребностями городского населения, разнообразием природных условий района, земледельческими традициями населения.

Сельскохозяйственные угодья занимают 40% территории района, из них 3/4 — пашня и V4 — луга и пастбища. Распаханность земель Правобережья вдвое выше, чем Заволжья. Пахотные массивы, как и во всей Нечерноземной полосе, мозаичны, пестры: в северной части они перемежаются с лесами и болотами, в южной изрезаны оврагами.

Структура посевных площадей близка к среднероссийской: на зерновые культуры приходится 50%, на кормовые — 43, на картофель и овощи — 6%. В то же время крайне незначительна доля технических культур (менее 1%). Земледелие специализируется на производстве фуражного и продовольственного зерна (повсеместно культивируют ячмень, озимую рожь, пшеницу, овес, зернобобовые), картофеля, некоторых технических культур (лен-долгунец в Нижегородской и Кировской областях, конопля в Мордовии, хмель в Чувашии, небольшие посевы сахарной свеклы в Мордовии и Нижегородской обл.). Овощеводство развито в пригородных зонах крупных городов и по долинам рек Волги и Камы. Как и в РФ в целом, более 80% картофеля и овощей выращивают в личных хозяйствах. В последние годы возрастает доля кормовых культур.

Для выпаса скота используют разнотравные луга на пойменных землях и лесных полянах. На этой базе развивается животноводство. Его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства более 55%. Поголовье крупного рогатого скота составляет 2,2 млн голов (примерно такое же, как и в Центрально-Черноземном районе), свиней — 1,2 млн, овец и коз — 660 тыс. В Заволжье и вблизи городов организовано животноводство молочно-мясного направления, а в Правобережье — мясо-молочного, сочетающегося со свиноводством. В Мордовии и Чувашии издавна занимаются пчеловодством.

Основные сельскохозяйственные территории АПК: 1) сильно распаханная часть Правобережья Волги (Чувашия и Мордовия) и Вятки (Кировская обл.); здесь преобладают посевы зерновых культур, картофеля, конопли, махорки, хмеля, развиты садоводство, пчеловодство; 2) менее распаханное Заволжье с льно-молочной специализацией хозяйства; 3) северная часть района (Кировская обл.), незначительно распаханная с отдельными очагами сельскохозяйственного производства; пригородные зоны овоще-молочного хозяйства, крупнейшая из них размещена вокруг Нижегородского промышленного узла.

Пищевая промышленность не имеет в районе крупной сырьевой базы и, следовательно, в какой-то мере зависит от привозного сырья. Большую часть ее продукции вырабатывают предприятия Нижегородской и Кировской областей. Издавна развито мукомольное производство.

В транспорте района ведущий — железнодорожный. На него приходится более 7а межрайонных перевозок. Он тесно взаимодействует с реч-

ным и дополняется трубопроводным. Автомобильный транспорт обеспечивает в основном внутрирайонные перевозки. Значительна доля транзитных перевозок. В целом транспортный баланс пассивен: ввоз (уголь, нефть, природный газ, черные металлы, цемент и др.) преобладает над вывозом (лесные грузы, продукция машиностроения и химической промышленности). Тесные транспортно-экономические связи район имеет с Уралом, Центром и Поволжьем.

По своим показателям Волго-Вятский экономический район занимает одну из лидирующих позиций среди остальных субъектов Российской Федерации. Благодаря богатым природным ресурсам местному населению удалось развить промышленность и сельское хозяйство, отстроить красивые города, куда сегодня приезжают туристы со всех уголков страны. Но есть у региона и некоторые проблемы развития.

  • Географическое положение
  • Природные ресурсы
  • Отрасли промышленности
  • Народные промыслы
  • Крупные города
  • Проблемы развития

Волго-Вятский экономический район: географическое положение,

Географическое положение

Все богатство природы территории зависит от того, каковы особенности географического положения Волго-Вятского района. Он состоит из нескольких регионов:

  • Чувашская Республика;
  • Марий Эл;
  • Мордовия;
  • Нижегородская область;
  • Киров и его окрестности.

Природные ресурсы Волго-Вятского района

Район подчиняется Приволжскому федеральному округу. На западе его границы совпадают с Центральным районом, на востоке — с Уральским. Сосед с севера — Северный регион, с юга — Поволжский. Зона занимает территорию Центральной России, ее площадь достигает 263,3 тысячи квадратных километров.

Район образовался в 1922 году, но современного вида он достиг во второй половине двадцатого века. Из всех крупных городов региона невозможно выделить один культурно-административный центр, все они имеют свои достопримечательности.

Численность населения региона — около 8,5 млн человек, плотность составляет 33 человека на 1 квадратный километр. Природный прирост достигает 735 000 человек в год. По сравнению с Центрально-Черноземным районом Волго-Вятский более заселенный, но плотность у него меньше. Благоприятное ЭГП и технологический прогресс поспособствовали росту урбанизации — в городах проживает около 72% жителей. Остальные люди предпочитают сельские местности, где воздух более чистый.

Природные ресурсы

Местная экономика зависит от природных ресурсов региона. Внешние и внутренние водные объекты обеспечивают быстрые грузоперевозки, лесные массивы позволяют изготавливать строительные материалы, а по добыче минеральных полезных ископаемых район входит в десять самых богатых областей страны.

Промышленность в Волго-Вятском районе

Климат на этой территории умеренно континентальный, циклонов практически нет. Минимальная температура в январе опускается до -15 градусов, в июле максимальная составляет +20. В зимнее время почва практически не покрывается снегом. Природные условия подходят для развития сельского хозяйства.

Отличается в разных областях рельеф Волго-Вятского района. В Заволжье преобладают степи и леса, Правобережье покрыто возвышенностями. Вся территория испещрена многочисленными реками, среди которых самыми крупными являются Волга, Вятка и Ока. Воды питают землю, население использует их в целях добычи энергии. Плодородная почва (торфяники, подзолистые структуры) подходит для многих растений. Район считается лидером по добыче полезных ископаемых:

  • торфа;
  • цементного порошка;
  • строительных камней;
  • фосфоритов;
  • железа.

Гипс, песок, строительный камень и глина распространены по всей территории региона. Крупные места добычи торфа находятся в Кировской области, фосфориты сосредоточены в Нижегородском округе, здесь же есть месторождения железа, редкоземельных металлов и рудных ископаемых.

Отрасли промышленности

Почти половина населения района считается трудоспособной. Каждый второй взрослый житель занят в сельском хозяйстве. Остальная рабочая сила развивает промышленность:

  • пищевую;
  • легкую;
  • нефтехимическую;
  • производство строительных материалов.

Машиностроение в Волго-Вятском районе

Но главными отраслями специализации Волго-Вятского района являются машиностроение и металлургия. В составе всех сфер промышленности занято более 65% природных ресурсов зоны. Есть крупные предприятия по строительству автомобилей, они расположены в Нижнем Новгороде, Канаше, Кирове, Заволжье, Саранске, Павловске.

Старейшая отрасль промышленности — судостроение. Химическое производство основывается на привозном сырье. Заводы выпускают полупродукты для органической и полимерной химии, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Лесной комплекс развит благодаря естественным ресурсам, поскольку район находится в окружении посадок деревьев. На местных предприятиях изготавливают строительные материалы, бумагу, мебель.

Топливо поставляется из других регионов. Уголь привозят из Кузнецкого, Печорского, Подмосковного бассейнов, нефть и газ поступают по магистральной связи из Западно-Сибирского и Поволжского районов. Горьковская АСТ, Чебоксарская и Нижегородская гидроэлектростанции обеспечивают население энергией.

Предприятия в Волго-Вятском районе

Легкий производственный комплекс представлен швейными, льняными, кожевенными, меховыми, хлопчатобумажными предприятиями. Большинство сырья есть в самом районе, некоторые виды завозят из тех областей, которые с ним граничат. Пищевые заводы производят мясные, грибные, молочные и масляные продукты. Основа региона — развитое сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

Выращивают зерновые культуры — рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, гречиху. Среди технических растений выделяют лен-долгунец, сахарную свеклу, хмель, коноплю, картофель. Население разводит крупный рогатый скот, свиней, овец, пчел, кроликов, птицу.

Район обеспечен всеми видами транспорта, у него развитая сеть железных дорог, шоссе, трубопроводов. Такие схемы позволяют обеспечивать быструю перевозку грузов и пассажиров. Внешние и внутренние связи обеспечивают судоходные реки — Волга, Ветлуга, Ока, Вятка. Новгород и Чебоксары — города, в которых расположены крупные порты.

Народные промыслы

Экономический регион считается многонациональным. За всю историю его существования доля русских не превысила 75% от общего количества проживающих здесь людей. В состав местного населения входят:

Разговаривают они одинаково хорошо на русском и чувашском языках. Преобладающая часть населения исповедует православное христианство, но есть представители других религий.

Сельское хозяйство в Волго-Вятском районе

Народ в этом регионе очень хозяйственный. Те, кто не занят в промышленности, занимаются другими промыслами — рыболовством, пчеловодством. Целые семьи работают на местных лесных фабриках и лесопилках. Женщины и дети заняты в сфере народного искусства. Они изготавливают кружева, металлические ножи, дымковские игрушки, украшают изделия городецкой и хохломской росписью. Мастерицы производят ковры, ткут и шьют одежду вручную, сапожники делают эксклюзивную обувь из натуральной кожи.

Известны на всю страну плетеные корзины, резные шкатулки, деревянная и глиняная посуда, которые производятся в Волго-Вятском районе. Регулярно в селах и городах проводятся ярмарки, что улучшает экономико-социальные отношения региона с соседними территориями.

Крупные города

Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:

  • Саранск;
  • Йошкар-Ола;
  • Нижний Новгород.

Проблемы Волго-Вятского района

В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости. Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.

Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.

Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно. Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.

Проблемы развития

Несмотря на положительную характеристику района, у него существуют некоторые экологические проблемы. Перспективы развития у Волго-Вятского региона есть, но практически нет внешних экономических связей с другими территориями. Это отрицательно сказывается на состоянии сельского хозяйства и промышленности зоны.

Загрязнение воздуха

Земельные, водные и лесные ресурсы используются нерационально. В некоторых местах их катастрофически не хватает, другие могут похвастаться их изобилием. Гидроэлектростанции в отдельных областях работают настолько мощно, что вызывают наводнения. Мелкие поселения, расположенные вблизи рек, затапливает.

Нижний Новгород и его окрестности известны загрязненным воздухом. Здесь действует слишком много предприятий, ездит большое количество автомобилей. Еще один негативный фактор — это последствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Радиация дошла и до этого района, от нее пострадали некоторые поселения.

Местные депутаты уже работают над развитием Волго-Вятской территории. Они пытаются изменить финансовую политику, структуру промышленного производства, хотят перейти на использование чистых технологий.

Несмотря на все проблемы, район остается в тройке лидеров России по экономическому состоянию. Его природные ресурсы позволяют развивать все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города выделяются старинными архитектурными памятниками и другими достопримечательностями.

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Территория района - 263 тыс. км 2 , население - около 8 млн. человек, средняя плотность населения - 32 человека на 1 км. 2 . Размещение населения нерав­номерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Киров­ской области до 74 человек на 1 км 2 в Чуваши).

Национальный состав неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наи­более древнее население среднего Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III- IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии - 1,3 млн. человек (среди них 26 % русских); население Марий Эл - 0,8 млн. человек (русских -47 %); Мордовии - 0,9 млн. человек (доля русских - около 60 %).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70 %). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Нов­город с населением свыше 2 млн. человек.

Район расположен в центральной части европейской терри­тории России, в бассейне рек Волги и Вятки. Географическое по­ложение района на важнейших водных артериях и на пересече­нии железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, По­волжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Централь­ного экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Весь район расположен в лесной зоне, климат - умеренно-континентальный.

Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Име­ются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - так­же одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия, на ее берегах издавна селились люди и ве­ли свое хозяйство.

Район специализируется на машиностроении. Развита так­же химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принад­лежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судо­строению), а также неметаллоемкому машиностроению (прибо­ростроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупней­ших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Самые тяжелые последствия реформ в 90-е годы испытала отрасль специализации района - машиностроение. В структуре промышленного производства его доля сократилась. Очень за­метно снизилась доля легкой промышленности, но, как и во всех субъектах РФ, значительно выросла доля электроэнергетики.

В таблице 15.1 представлена динамика отраслевой структу­ры промышленности.

Район производит более 4 % ВВП, более 5% промышлен­ной и более 6% сельскохозяйственной продукции России. При этом общий уровень экономического развития Волго-Вятского района и всех субъектов РФ, входящих в его состав, ниже средне­го по России. Наиболее высок он лишь в Нижегородской области.

Перспективы подъема экономики данного региона, не имеющего сколько-нибудь значительных природных ресурсов, зависят от эффективного использования индустриального потен­циала (машиностроения и химической промышленности), благо­приятных условий развития сельского хозяйства и использования удобств в его транспортно-географическом положении. Важней­шей задачей является не только рост объемов производства, но, что особенно важно, повышение конкурентоспособности продук­ции наукоемкого машиностроения: авиакосмического, автомоби­лестроения, судостроения, электроники, а также продукции нау­коемких отраслей химической промышленности.




Машиностроение представлено автомобиле- и судострое­нием, производством двигателей, изделий радиотехники, прибо­ров, инструментов, оборудования для химической и деревообра­батывающей промышленности. В этой отрасли занято 50 % эко­номически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет фи­лиалы: автобусный завод (Павлово), завод автосамосвалов (Са­ранск).

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть метал­ла поступает с Урала.

Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вы­рабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удоб­рения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефте­перерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из

Лесная промышленность базируется на собственных ре­сурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦКБ) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦКБ в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыс­лы - хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство -многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребно­сти района. Ведущее место принадлежит животноводству (ис­пользуются естественные луга и пастбища по долинам рек). Раз­водят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специали­зируется на производстве картофеля, а на юге района - на выра­щивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района работает на местных ресурсах - используют торф и гидроресур­сы. На р.Волга действует Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеет нефть и газ, поступающие из По­волжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнец­кого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, крупнейшие из которых размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию в восточные районы страны проходят важные железно­дорожные и автомобильные магистрали.

ГЛАВА 15. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского эко­номического района.

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Территория района - 263 тыс. км 2 , население - около 8 млн. человек, средняя плотность населения - 32 человека на 1 км. 2 . Размещение населения нерав­номерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Киров­ской области до 74 человек на 1 км 2 в Чуваши).

Национальный состав неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наи­более древнее население среднего Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III- IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии - 1,3 млн. человек (среди них 26 % русских); население Марий Эл - 0,8 млн. человек (русских -47 %); Мордовии - 0,9 млн. человек (доля русских - около 60 %).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70 %). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Нов­город с населением свыше 2 млн. человек.

Район расположен в центральной части европейской терри­тории России, в бассейне рек Волги и Вятки. Географическое по­ложение района на важнейших водных артериях и на пересече­нии железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, По­волжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Централь­ного экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Весь район расположен в лесной зоне, климат - умеренно-континентальный.

Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Име­ются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - так­же одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия, на ее берегах издавна селились люди и ве­ли свое хозяйство.

Район специализируется на машиностроении. Развита так­же химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принад­лежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судо­строению), а также неметаллоемкому машиностроению (прибо­ростроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупней­ших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Самые тяжелые последствия реформ в 90-е годы испытала отрасль специализации района - машиностроение. В структуре промышленного производства его доля сократилась. Очень за­метно снизилась доля легкой промышленности, но, как и во всех субъектах РФ, значительно выросла доля электроэнергетики.

В таблице 15.1 представлена динамика отраслевой структу­ры промышленности.

Район производит более 4 % ВВП, более 5% промышлен­ной и более 6% сельскохозяйственной продукции России. При этом общий уровень экономического развития Волго-Вятского района и всех субъектов РФ, входящих в его состав, ниже средне­го по России. Наиболее высок он лишь в Нижегородской области.

Перспективы подъема экономики данного региона, не имеющего сколько-нибудь значительных природных ресурсов, зависят от эффективного использования индустриального потен­циала (машиностроения и химической промышленности), благо­приятных условий развития сельского хозяйства и использования удобств в его транспортно-географическом положении. Важней­шей задачей является не только рост объемов производства, но, что особенно важно, повышение конкурентоспособности продук­ции наукоемкого машиностроения: авиакосмического, автомоби­лестроения, судостроения, электроники, а также продукции нау­коемких отраслей химической промышленности.

Машиностроение представлено автомобиле- и судострое­нием, производством двигателей, изделий радиотехники, прибо­ров, инструментов, оборудования для химической и деревообра­батывающей промышленности. В этой отрасли занято 50 % эко­номически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет фи­лиалы: автобусный завод (Павлово), завод автосамосвалов (Са­ранск).

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть метал­ла поступает с Урала.

Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вы­рабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удоб­рения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефте­перерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из

Лесная промышленность базируется на собственных ре­сурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦКБ) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦКБ в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыс­лы - хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство -многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребно­сти района. Ведущее место принадлежит животноводству (ис­пользуются естественные луга и пастбища по долинам рек). Раз­водят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специали­зируется на производстве картофеля, а на юге района - на выра­щивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района работает на местных ресурсах - используют торф и гидроресур­сы. На р.Волга действует Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеет нефть и газ, поступающие из По­волжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнец­кого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, крупнейшие из которых размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию в восточные районы страны проходят важные железно­дорожные и автомобильные магистрали.

Эгп волго вятского района

География

Общая характеристика

Волго-Вятский район включает 5 субъектов федерального значения:

Волго вятский экономический район россии

Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) — одно из самых старых экономических хозяйств России.

Особенностью экономико-географического положения (ЭГП) Волго-Вятского региона является отсутствие внешних границ с другими государствами. Соседствующие на карте регионы: Центральный, Поволжский, Северный, Уральский.

Занимаемая площадь, составляет примерно 265 тыс. км2., что, в сравнении с другими странами, чуть больше Великобритании, но чуть меньше Новой Зеландии.

Население Волго-Вятского региона

Общая численность населения по состоянию на январь 2020 года составляет 7,15 млн человек. В абсолютных показателях лидером по численности населения региона является Нижегородская область (3,2 млн чел). Средняя плотность населения района составляет около 30 чел. на кв. км., что значительно выше среднего по стране (8,5).Территория заселена неравномерно. Самый высокий показатель плотности в регионе приходится на Республику Чувашия (66 чел. на кв. км), самый низкий — на Кировскую область (10,5 чел. на кв. км).

Естественный прирост района отрицательный.

Этнографический состав неоднороден. Кроме русских, которые составляют более 75% общей численности региона, на территории проживают представители таких народов, как марийцы, чуваши, мордва. Проживают они в границах своих национальных субъектов. Около 2% населения составляют татары.

Волго вятский район

Основная часть населения проживает в городах. Уровень урбанизации составляет 70%. К административным образованиям относятся:

  • Нижний Новгород (1,25 млн чел);
  • Киров (старое наименование — Вятка: 538 тыс. чел);
  • Чебоксары (495 тыс. чел);
  • Саранск (347 тыс. чел);
  • Йошкар-Ола (271 млн чел);
  • Дзержинск (229 тыс. чел);
  • Новочебоксарск (127 тыс. чел);
  • Арзамас (103 тыс. чел).

Трудовой потенциал района высокий. Более 50% жителей относятся к трудоспособному населению. Состав Волго-Вятского района характеризуется наличием большого количества квалифицированных рабочих кадров, занятых в отрасли промышленного производства и строительства. Одной из наиболее актуальных проблем рынка труда является рост показателя безработицы. Он связан с ухудшением экономического состояния страны, закрытием части системообразующих производственных предприятий.

Природные ресурсы

Район расположен в умеренно континентальном климатическом поясе, что благоприятно сказывается на ведении сельского хозяйства, особенно в южных областях округа.

При описании природных ресурсов Волго-Вятского района стоит упомянуть лес. Запасы древесины оцениваются в 1,3 млрд куб. м. Преобладающие породы — ель, пихта, сосна, из мелколиственных чаще всего заготавливается берёза, осина, ива. В южных зонах встречаются липа и дуб. Последняя проблема, которая выходит на первый план в области добычи природных ресурсов — стремительное сокращение лесной площади, истощение запасов древесины из-за нерационального её использования. Отсутствуют производства с глубокой переработкой сырья.

Немаловажное значение для региона имеют водные ресурсы. Уже из названия можно понять, что расположен район в акватории двух крупных рек: Волга и Вятка. Кроме того, регион богат подземными источниками.

Волго вятский экономический район

Тем не менее проблема дефицита водных ресурсов актуальна для части населённых пунктов. Это объясняется географическим положением поселений, удаленностью от рек, загрязнением имеющихся ресурсов от стоков промышленных предприятий.

Среди полезных ископаемых весомое для промышленности значение имеют залежи фосфоритов. Примечательна этими минералами Кировская область, где находится более 20% от общих запасов фосфоритов страны. Характерны они неглубоким залеганием, что позволяет добывать ресурсы с низкой себестоимостью. Добыча носит сезонный характер из-за природно-климатических условий и открытого способа освоения.

В Кировской области находится крупная зона залегания торфа. Запасы имеются в Нижегородской области, а также в Республике Марий Эл.

На территории ВВЭР обнаружены запасы горючего сланца. Освоение ресурса на текущий момент не производится.

В регионе активно разрабатывают и используют для строительной отрасли гипс, глины, стекольные пески. Добывается цементное сырьё, строительный камень.

Хозяйственная деятельность

Существенную роль для региона играет химическая промышленность, весьма многообразная по своим направлениям. Крупные нефтеперерабатывающие заводы находятся в Нижнем Новгороде и Кстове.

Состав волго вятского района

В городе Дзержинске построен крупнейший завод по производству полимерных материалов. В Кирове, Чебоксарах, Саранске развита смежная для автомобилестроения резинотехническая промышленность. Как отдельное направление можно выделить лесохимические предприятия. По производству бумаги Волго-Вятский регион занимает третье место в стране, благодаря развитию наличию лесного сырья. Крупные целлюлозно-бумажные заводы расположены в Балахне, Волжске, Правдинске.

Высоки перспективы развития сельскохозяйственной деятельности. Площадь сельхозугодий составляет около 40% от общей площади региона. Здесь выращивают зерновые (пшеница, рожь, ячмень, овёс), технические культуры (лен-долгунец). Развито овощеводство, в особенности благоприятны почвы для выращивания картофеля. Вблизи крупных городов распространено мясомолочное производство.

Широко известны народные промыслы региона: хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкие сувениры.

Читайте также: