Тождество мышления и бытия гегеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткая биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля - немецкого философа, одного из творцов немецкой классической философии. Принцип тождества мышления и бытия философии Гегеля. Сущность его диалектики. Соотношение между методом и системой философии.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.05.2017
Размер файла 23,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Гегелевское учение подводит итог не только немецкой классической философии, но во многом и всего предшествующего исторического развития этой науки. Философия Гегеля оказала значительное влияние на последующее развитие частных наук о природе, обществе и человеке, а его философия права - на развитие правоведческой науки, а также социологии и историософии XIX-XX столетий.

Гегель начал как последователь критической философии Канта и Фихте, но вскоре не без влияния Шеллинга стал разрабатывать философию абсолютного идеализма. Высший принцип гегелевской философии - абсолютное тождество мышления и бытия, которое он трактовал одновременно как первооснову мира и как принцип познания. В своем развитии это тождество различает в себе объективное и субъективное, историческое и логическое, природное и духовное. Понятие духа является основным - системообразующим - в философии Гегеля. Дух - субстанция и субъект всех форм человеческой и общественной жизни.

Философия Гегеля имеет систематическую форму, включающую в себя науку логики, философию природы и философию духа.

1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля

Первоначальное тождество, образующее основу мира - это тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально присутствует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития “абсолютной идеи” составляет “абсолютный дух” - человечество, человеческая история. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).Чувственные восприятия непосредственно вязаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.

Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно. философия гегель бытие диалектика

Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, -объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им “абсолютной идеей”, с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по его учению, “есть начало всякой жизни” и представляет собой “бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником”. Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и бытием. Он считает, что не мышление отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

2. Диалектика Гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

а) идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник развития - противоречия (в первую очередь - внутренние, т.е. лежащие в самом предмете, явлении).

Например: проблемы России, семья.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики:

Три закона диалектики:

1) Закона количественно-качественных изменений :Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество - это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

2) Другой закон - взаимопроникновение противоположностей - позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

3) Закон отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

1. метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена людей в коллективе.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

3. Раскройте соотношение между методом и системой философии Г. Гегеля

Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики.

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего - он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

1.Бобров В.В./Введение в философию/Учебное пособие/М.: ИНФРА-М/Новосибирск: Сибирское соглашение/2002/221с.

2.Введение в философию/Учебник для вузов. В 2 ч./Под общ. ред. И.Т.Фролова./М.: Политиздат/1989/367с.

3.Гегель Г.В.Ф/Лекции по философии истории/СПб.: Наука/1993/ 337с.

5.Сергейчик Е.М./Философия истории/ СПб.: Лань/2002/ 608с.

6.Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова./М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001/677с.

Идея тождества бытия и мышления является глобальным принципом гегелевского мировоззрения. Согласно Гегелю, мир по своей природе духовен. Материальное, природа, есть порождение или создание идеального, духа, проявление различия, существующего в абсолютном тождестве, благодаря которому абсолютный дух на определенном этапе своего развития отчуждает себя в форме природы. Таким образом, природа предстает как инаковость абсолютной Идеи, Духа. Гегель отверг точку зрения Шеллинга на основу мира как абсолютное тождество бытия и мышления, исключающее всякое различие, поскольку в этом случае в философской системе Шеллинга дух предстает как пассивная основа мира, что определяет пассивность самого тождества, а значит, и невозможность объяснения развития самого мира из его собственной сущности.

Для Гегеля противоречие — это внутренняя сущность духа, основа его свободы и творческой способности, определяющая возможность его развития вообще и, в частности, возможность преодоления им отчуждения в природе и возвращения к самому себе, т.е. в сферу духовной реальности, в конечном счете в сферу самопознания, познания своего собственного бытия.

Гегель по этому поводу писал: «Эта власть духа над всеми присутствующими в нем содержаниями составляет основу свободы духа. Однако в своей непосредственности дух свободен только в себе, только в своем замысле или возможности, но еще не в действительности. Поэтому действительная свобода духа — это не то, что сразу присутствует в духе, а то, что еще только должно быть создано его деятельностью….. Все развитие концепции духа представляет собой лишь самоосвобождение духа от всех форм наличного существования, не соответствующих его концепции, освобождение, которое осуществляется благодаря тому, что эти формы преобразуются в реальность, полностью соответствующую концепции духа.

Принцип тождества бытия и мышления

Диалектика Гегеля

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а являются противоположными моментами бытия, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим о тождестве, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Концепция абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякий вид изменяется, то есть не остается самим собой, всегда одним и тем же, а переходит в другой, этот другой как противоположность, отрицание, содержащее в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Множественность понятия, чтобы раскрыть единство различных сторон в самой реальности,

Тождество бытия и мышления — отправная точка философии Гегеля

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первооснова должна мыслиться как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее всякое различие между ними. Идентичность и различие — это диалектические противоположности, которые неразделимы.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальное основание мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, правда, изначально существует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует только в мышлении. Мышление, по Гегелю, это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первооснова, источник всего сущего.

Мысль, по сравнению с чувственными восприятиями, является высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, что уже не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорные восприятия напрямую связаны с предметами, с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука обнаруживает, открывает явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать. Но как бы ни было велико значение мысли, как бы ни были безграничны возможности теоретического познания, мысль основывается на данных чувственного опыта и невозможна без него. Из-за свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных Гегель не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического знания и не понял, как мысль черпает свое содержание из чувственного восприятия внешнего мира. По Гегелю, содержание мысли (содержание науки) — это содержание, присущее ей (только мысли); оно не внешнее, а создано мыслью. Познание, с этой точки зрения, — это не открытие того, что существует вне нас, вне мысли, а открытие, осознание содержания мысли, науки. Следовательно, получается, что мысль и наука познают свое собственное содержание, а познание оказывается самосознанием разума. Наконец, Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческая мысль есть лишь одно из проявлений абсолютной мысли, которая выходит за пределы существования человека — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Логика Гегеля

Основными частями философской системы Гегеля являются Логика, Философия природы и Философия разума, за которыми непосредственно следуют Философия права, Философия истории, Эстетика, Философия религии и История философии. Логика, как следует из исходного положения философии Гегеля, является важнейшей частью его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, с которыми имеет дело логика, являются реальными законами бытия: природы, человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель поставил перед наукой логики задачу исследования наиболее общих законов развития знания.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое допущение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно, а являются противоположными моментами сущности, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем идентичность.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Понятие абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякое явление изменяется, то есть не остается самим собой, всегда остается одним и тем же, а переходит в другое, это другое как противоположность, отрицание, содержит в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений.

Философия духа

Поскольку сущность духа, по Гегелю, есть свобода, закон определяется как реализация, непосредственное существование свободы. С этой точки зрения закон противопоставляется феодальному деспотизму. Однако Гегель не рассматривает классовый характер правовых отношений как отражение воли господствующего класса. Согласно Гегелю, важнейшим выражением права является частная собственность, которая рассматривается не как особая историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциональное воплощение свободы.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее не признает мысль Шеллинга По данной теме мы уже выполнили реферат Герменевтика подробнее о том, что первоначало должно мыслиться в качестве абсолютного тождества объективного и субъективного. Это связано с тем, что при таком тождестве исчезает любое возможное различие между ними, что для Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее является невозможным.

Различие и тождество – это две диалектические противоположности, которые неотделимы друг от друга.

Изначальное тождество, которое образует субстанциальную базу всего сущего, по Гегелю, является тождество бытия и мышления. Именно в этом тождестве сразу же виднеется различие между субъективным и объективным.

Тем не менее, это различие существует только в мышлении. По Гегелю, мышление являет собою субъективную человеческую деятельность, которая является и независимой от человека объективной сущностью, которая является первоосновой, первоисточником всего действительно существующего.

Готовые работы на аналогичную тему

Бытие

Гегель рассматривает мышление и бытие как продукты и условия существования абсолютной идеи. Бытие является динамическим, вследствие чего абсолютная идея является развивающимся содержанием целостного мирового процесса.

Абсолютное должно пониматься как предпосылка и как результат всего существующего. Это высшая ступень развития всего бытийного. Таким образом, абсолютный дух – это человеческая история, человечество, которое составляет высшую ступень развития абсолютной идеи.

Бытие является ничем другим как составной частью абсолютной идеи, которая заключается в гармонической и идеальной сущности – абсолютном духе. Эти два понятия являются взаимосвязанными и порождают друг друга. Субъективное и объективное – две стороны одного и того же процесса – бытия, которое является целостным в философской традиции Гегеля.

Мышление

Мышление является отражением объективной реальности. Кроме того, так как это объективная реальность, можно говорить о разумном и рациональном взгляде на мир. Тем не менее, Гегель отождествляет отражение реальности и то, что отражается – объективную реальность.

Тождество многообразного мира явлений с мировым разумом является процессом мышления, который вмещает в себя все содержание многообразия действительности, что носит название абсолютной идеи. С одной стороны, это понятие целиком наполнено исторической действительностью и природной реальностью, а с другой стороны оно оказывается целиком рафинированным представлением о Божестве.

Главной мыслительной формой является понятие. Так как Гегель делает из мышления Абсолют По данной теме мы уже выполнили реферат Истина абсолютная и относительная подробнее , он обожествляет таким образом и понятие. По его учению понятие является началом любой жизни и являет собою вечную творческую форму.

Гегель является ярким представителем философии анти-материализма. Он полагает, что бытие представляет собою воплощение понятия, мышления, идеи.

Таким образом, конечным продуктом философской традиции Гегеля является идеалистическое отождествление бытия и мышления. Все процессы будут сводиться к мыслительному процессу. Реальная история сводится к истории познания, а углубление и рост знаний о мироустройстве являются развитием самой действительности.

Задача, которую ставит Гегель в своей философии - продолжение и развитие трансцендентального идеализма Канта. Если Кант исследовал структуру процесса познания, то Гегель пытается исторически исследовать данный процесс. Он трактует его как развитие от абстрактного к конкретному, непосредственного восприятия окружающего мира к абстрактному знанию. Именно такая особенность познания отрицалась Кантом.

Под разумом Гегель понимает развивающееся познание, направленное на познание самого разума и одновременно действительности. На первой стадии развивающийся разум определяется как наблюдающий. Наблюдающий разум способен преодолеть свою ограниченность и познает себя как всеобщую цель. Разум, который осознал себя в качестве мира и познавший мир как свою собственную сущность, трактуется Гегелем как дух.Согласно Гегелю, дух - нравственная действительность. Она воплощается в семье, в народе, в его обычаях. Нравственная действительность определяется Гегелем как объективная нравственность. К ней философ относит и государство.




Подведем итоги.

1.И. Кант создает учение, содержанием которого является рассмотрение реальности через призму закономерностей самого человеческого познания. Учение о бытии есть одновременно и учение о познании, суть которого в познавательной способности (сознании). Кант - родоначальник трансцендентального идеализма.

4.Г.В.Ф. Гегель создает систему абсолютного объективного идеализма. Ее содержанием является трактовка философии как науки о мышлении. Философия по Канту - наука о знании по образцу математики. Согласно Гегелю, не математика, а независимое от опыта саморазвивающееся, объективное мышление является предметом философии.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие периоды принято различать в философском развитии И. Канта?

3. Какое познание Кант определяет как априорное, доопытное?

4. Каково содержание априорных форм чувственности?

8. Почему, согласно Канту, труд «Критика чистого разума, является подготовительным этапом для обоснования практической философии?

9. Какова формула основного закона практического разума?

11. Каковы основные положения философии Шеллинга?

12. Гегель продолжает и развивает трансцендентальный идеализм Канта. Как определяет Гегель значение философии?

13. Как трактует Гегель априоризм Канта?

14. Каков смысл и содержание диалектического метода Гегеля?

15. Почему положение Гегеля о тождестве мышления и бытия являются основанием для исследования истории?

16. Какова последовательность этапов всемирной истории?

Литература

1. Гегель В.Ф.Г. Лекции по философии истории. СПб.,2005.

2. Гегель В.Ф.Г. Энциклопедия философских наук. Т.3. М.,1977.

3. Кант И. Критика практического разума/ Кант И. Сочинения в 4-х т., Т.2.. М. 1997.

4. Кант И. Критика чистого разума. М.,1998.

Дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: 1979.

3. Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту. М., 2011.

4. Длугач Т.Б. От Канта к Фихте. М.,2010.

7. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель.М.,2008.

10. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.,2005.

Задача, которую ставит Гегель в своей философии - продолжение и развитие трансцендентального идеализма Канта. Если Кант исследовал структуру процесса познания, то Гегель пытается исторически исследовать данный процесс. Он трактует его как развитие от абстрактного к конкретному, непосредственного восприятия окружающего мира к абстрактному знанию. Именно такая особенность познания отрицалась Кантом.

Под разумом Гегель понимает развивающееся познание, направленное на познание самого разума и одновременно действительности. На первой стадии развивающийся разум определяется как наблюдающий. Наблюдающий разум способен преодолеть свою ограниченность и познает себя как всеобщую цель. Разум, который осознал себя в качестве мира и познавший мир как свою собственную сущность, трактуется Гегелем как дух.Согласно Гегелю, дух - нравственная действительность. Она воплощается в семье, в народе, в его обычаях. Нравственная действительность определяется Гегелем как объективная нравственность. К ней философ относит и государство.

Подведем итоги.

1.И. Кант создает учение, содержанием которого является рассмотрение реальности через призму закономерностей самого человеческого познания. Учение о бытии есть одновременно и учение о познании, суть которого в познавательной способности (сознании). Кант - родоначальник трансцендентального идеализма.

4.Г.В.Ф. Гегель создает систему абсолютного объективного идеализма. Ее содержанием является трактовка философии как науки о мышлении. Философия по Канту - наука о знании по образцу математики. Согласно Гегелю, не математика, а независимое от опыта саморазвивающееся, объективное мышление является предметом философии.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие периоды принято различать в философском развитии И. Канта?

3. Какое познание Кант определяет как априорное, доопытное?

4. Каково содержание априорных форм чувственности?

8. Почему, согласно Канту, труд «Критика чистого разума, является подготовительным этапом для обоснования практической философии?

9. Какова формула основного закона практического разума?

11. Каковы основные положения философии Шеллинга?

12. Гегель продолжает и развивает трансцендентальный идеализм Канта. Как определяет Гегель значение философии?

13. Как трактует Гегель априоризм Канта?

14. Каков смысл и содержание диалектического метода Гегеля?

15. Почему положение Гегеля о тождестве мышления и бытия являются основанием для исследования истории?

16. Какова последовательность этапов всемирной истории?

Литература

1. Гегель В.Ф.Г. Лекции по философии истории. СПб.,2005.

2. Гегель В.Ф.Г. Энциклопедия философских наук. Т.3. М.,1977.

3. Кант И. Критика практического разума/ Кант И. Сочинения в 4-х т., Т.2.. М. 1997.

4. Кант И. Критика чистого разума. М.,1998.

Дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: 1979.

3. Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту. М., 2011.

4. Длугач Т.Б. От Канта к Фихте. М.,2010.

7. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель.М.,2008.

10. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.,2005.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме законы и категории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначал.

Тождество бытия и мышления –исходный пункт философии Гегеля

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

Логика Гегеля

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

Философия природы

В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.

Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического понимания природы как единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

Философия духа

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит, следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно на этом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лег в основу более поздних философских работ.

Заключение

В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс.

Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

Читайте также: