Торговый флот российской империи 19 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

"Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те то кто одну руку имеют, а имеющие и флот - обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда." /Петр Великий/

На этапе становления московской России европейской державой флот был очень важная и нужная опора армии. Без него невозможно было бы взять крепости Азов и Очаков, запирающим русским выход в Азовское и Черное море. Да и на Балтике флот очень помог. Битва на Неве (1702) при Гангуте (1718) и Гренгаме (1720).

Российский Императорский флот возник как закономерное продолжение развития русской армии и флота на протяжении многих веков. Мореплавание на Руси зародилось еще на рубеже V—VI веков, однако во времена Древней Руси, а также в периоды феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия регулярного военно-морского флота просто не существовало. Однако торговое мореплавание продолжало развиваться всегда.

Петр I приступил к созданию сначала Азовского, а затем и Балтийского флотов. К 1711 году в состав флота входило 188 кораблей, 26 из которых были парусными линкорами. Но важно было не только поставить флоту корабли, важно было организовать его и дать кадры. Организацию флот получил благодаря морскому уставу 1720 года. Офицерские кадры поступали от дворянского сословия, а матросы — из простонародья. Срок службы был пожизненным. Создавались учебные заведения, была основана Адмиратейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России. К службе были привлечены зарубежные офицеры, постепенно появлялась отечественная военно-морская школа. Большой вклад в ее основы внесли сам император, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын, Федор Ушаков и многие другие.

Николай II разделял доктрину американского военно-морского теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. Новые корабли строились не только на российских верфях, но и во Франции, Дании, Германии и Соединенных Штатах. Форсированное преодоление технического отставания от Европы оказалось весьма своевременным. В ночь на 8 февраля 1904 года началась русско-японская война. И отечественный флот, казалось, имел все шансы на победу. Но в этой войне страдала всегда отличная выучка российских офицеров и матросов, хотя все они и сражались героически. После печально известного Цусимского сражения Вторая Тихоокеанская эскадра была разгромлена, а авторитет Российской империи и царя упал. И если к концу XVIII века Российский Императорский флот был на третьем месте по величине в мире, теперь он оказался на шестой позиции.
Потрясенный Николай II под некоторым давлением общественности приступил к реформированию и восстановлению флота. 19 марта 1906 года был создан подводный флот в составе РИФ (теперь этот день считается Днем подводника, в июне того же года был организован Морской Генеральный Штаб. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.
Однако плохо в таком восстановлении было то, что очень многое для нужд флота (и сами боевые единицы, и детали, и база обеспечения) поставлялось из-за рубежа, в результате чего страдала отечественная школа. Еще одним результатом данной политики стало то, что вплоть до середины XX века на службе в России состояли лодки первой генерации, когда за рубежом сменилось далеко не одно поколение.
Так Россия и ее флот встретила начало Первой мировой войны, разразившейся в 1914 году. Основными театрами военных действий стали Балтийское и Черное моря, а действия велись против Германии и Турции соответственно.
На Балтийском театре РИФ вел в основном оборонительную тактику, активно применяя морские мины. Однако в ходе операции "Альбион" германские войска смогли добиться перелома, захватив Моонзундские острова. К марту 1918 года, во многом благодаря внутренним потрясениям в России, которая уже стала республикой, германский флот полностью господствовал над Балтийским морем.

Что до Черноморского театра, то наибольшую опасность там представляла эскадра из двух германских крейсеров "Гебен" и "Бреслау", командование которыми осуществлял адмирал Вильгельм Сушон. Однако они не сильно повлияли на исход боевых действий с Турцией, и к 1915 году Российский Императорский флот полностью контролировал Черное море.
Однако к моменту окончания Первой мировой войны Российского императорского флота уже не было, да и Российской империи тоже. 16 апреля 1917 года он был упразднен, хотя сам флот фактически продолжал существовать. Однако положение дел на флоте было более чем плачевным. Часть кораблей была захвачена немцами, часть затоплена по приказанию Ленина. В ходе Гражданской войны русским морякам приходилось сражаться на стороне красных, белых и Украинской державы, которая получила часть захваченных немцами кораблей Черноморского флота. После победы большевиков, оставшиеся корабли вошли в состав будущего ВМФ СССР.

30 июля 2017 года в России Праздник День Военно – морского Флота!
Российские военные корабли готовятся к параду и завершили переход, за которым следили во всех странах.

Российский императорский флот (РИФ) — официальное название военно-морского флота России с 1721 по 1917 годы.

Содержание

История

Российский Императорский флот возник как закономерное продолжение развития русской армии и флота на протяжении многих веков. Мореплавание на Руси зародилось еще на рубеже V—VI веков, однако во времена Древней Руси, а также в периоды феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия регулярного военно-морского флота просто не существовало. Однако торговое мореплавание продолжало развиваться всегда.



В 1550-х годах благодаря военным реформам Ивана Грозного было положено начало становлению регулярных армии и флота. Во время походов против Казанского и Астраханского ханств флот впервые себя проявил: так, например, в 1552 году русская армия при активном содействии речного отряда судов взяла Казань.

Тем не менее, на тот момент времени государство не было способно содержать регулярный военно-морской флот, хотя отдельные попытки его создания предпринимались первыми монархами династии Романовых.



Петр I приступил к созданию сначала Азовского, а затем и Балтийского флотов. К 1711 году в состав флота входило 188 кораблей, 26 из которых были парусными линкорами. Но важно было не только поставить флоту корабли, важно было организовать его и дать кадры. Организацию флот получил благодаря морскому уставу 1720 года. Офицерские кадры поступали от дворянского сословия, а матросы — из простонародья. Срок службы был пожизненным. Создавались учебные заведения, была основана Адмиратейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России. К службе были привлечены зарубежные офицеры, постепенно появлялась отечественная военно-морская школа. Большой вклад в ее основы внесли сам император, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын, Федор Ушаков и многие другие.



22 октября 1721 года флот был переименован в Российский Императорский флот, так как сама Россия стала империей.



Следующий этап в усилении флота империи пришелся на вторую половину XVIII века. Из-за войн с Турцией он был значительно усилен, была создана Дунайская военная флотилия и восстановлена Азовская. Русско-турецкая война 1768—1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Чёрного моря между реками Южный Буг и Днестр. Вскоре, в 1783 году, частью России стал Крым. Было положено начало Черноморскому флоту, и к 1784 году в порту Херсона стояла уже целая эскадра.

И вот уже к концу XVIII века российский флот стал третьим по величине в мире (первое и второе места заняли Великобритания и Франция соответственно). В начале XIX века флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1802 году было создано Министерство морских сил, позже переименованное в Морское министерство.

К 1853 году организация флота включала в себя Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Сибирскую флотилии, общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и 91000 человек личного состава.

Отечественная выучка не страдала: благодаря стараниям таких прославленных адмиралов, как М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, В. Истомин, матросы были хорошо обучены и следовали морским традициям. Эта выучка и героизм наших моряков помогли одержать победу в известном Синопском сражении. Но сама война была проиграна, а России пришлось отказаться от права иметь Черноморский флот.

Эта война подтолкнула правящие круги отказаться от парусников и приступить к строительству паровых судов. Появились первые броненосцы, мониторы, плавучие батареи и канонерские лодки.

Понимая важность флота для России, последний император из династии Романовых также уделял ему должное внимание. Однако именно во время его царствования флот этот перестал существовать.



Николай II разделял доктрину американского военно-морского теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. Новые корабли строились не только на российских верфях, но и во Франции, Дании, Германии и Соединенных Штатах. Форсированное преодоление технического отставания от Европы оказалось весьма своевременным. В ночь на 8 февраля 1904 года началась русско-японская война. И отечественный флот, казалось, имел все шансы на победу. Но в этой войне страдала всегда отличная выучка российских офицеров и матросов, хотя все они и сражались героически. После печально известного Цусимского сражения Вторая Тихоокеанская эскадра была разгромлена, а авторитет Российской империи и царя упал. И если к концу XVIII века Российский Императорский флот был на третьем месте по величине в мире, теперь он оказался на шестой позиции.

Потрясенный Николай II под некоторым давлением общественности приступил к реформированию и восстановлению флота. 19 марта 1906 года был создан подводный флот в составе РИФ (теперь этот день считается Днем подводника, в июне того же года был организован Морской Генеральный Штаб. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

Однако плохо в таком восстановлении было то, что очень многое для нужд флота (и сами боевые единицы, и детали, и база обеспечения) поставлялось из-за рубежа, в результате чего страдала отечественная школа. Еще одним результатом данной политики стало то, что вплоть до середины XX века на службе в России состояли лодки первой генерации, когда за рубежом сменилось далеко не одно поколение.

Так Россия и ее флот встретила начало Первой мировой войны, разразившейся в 1914 году. Основными театрами военных действий стали Балтийское и Черное моря, а действия велись против Германии и Турции соответственно.

На Балтийском театре РИФ вел в основном оборонительную тактику, активно применяя морские мины. Однако в ходе операции "Альбион" германские войска смогли добиться перелома, захватив Моонзундские острова. К марту 1918 года, во многом благодаря внутренним потрясениям в России, которая уже стала республикой, германский флот полностью господствовал над Балтийским морем.



Что до Черноморского театра, то наибольшую опасность там представляла эскадра из двух германских крейсеров "Гебен" и "Бреслау", командование которыми осуществлял адмирал Вильгельм Сушон. Однако они не сильно повлияли на исход боевых действий с Турцией, и к 1915 году Российский Императорский флот полностью контролировал Черное море.

Однако к моменту окончания Первой мировой войны Российского императорского флота уже не было, да и Российской империи тоже. 16 апреля 1917 года он был упразднен, хотя сам флот фактически продолжал существовать. Однако положение дел на флоте было более чем плачевным. Часть кораблей была захвачена немцами, часть затоплена по приказанию Ленина. В ходе Гражданской войны русским морякам приходилось сражаться на стороне красных, белых и Украинской державы, которая получила часть захваченных немцами кораблей Черноморского флота. После победы большевиков оставшиеся корабли вошли в состав будущего ВМФ СССР.

Классификация кораблей

Первая корабельная классификация Российского Императорского флота была составлена спустя 171 год после его создания. К моменту написания первой такой классификации в состав флота входили парусные, парусно-броненосные и броненосные корабли, которые распределялись в парусный и броненосный флота.

Классификация 1892 года

Первая классификация паровых и броненосных судов российского флота была разработана в конце 1891 года и объявлена приказом по Морскому ведомству 1 февраля (юлианский календарь) 1892 года. Она устанавливала следующие классы боевых кораблей:

    • Эскадренные броненосцы
    • Броненосцы береговой обороны
    • Крейсера I ранга
    • Крейсера II ранга
    • Мореходные канонерские лодки
    • Канонерские лодки береговой обороны

    Классификация 1907 года

    Приказом от 10 октября (григорианский календарь) 1907 года была введена новая классификация кораблей российского флота:

    Классификация 1915 года

    Новая классификация, разработанная Морским генеральным штабом, была утверждена в июне 1915 года. Она включала следующие корабли:

    Список наиболее известных кораблей

    Знаки различия

    Погоны

    Звание Погон
    Матрос 2 статьи Матрос_2_статьи_риф.jpg
    Квартирмейстер Квартирмейстер_риф.jpg
    Боцманмат Боцманмат_риф.jpg
    Кондуктор Кондуктор_риф.jpg
    Мичман (с 6 декабря 1911 года) Мичман_риф.jpg
    Лейтенант Лейтенант_риф.jpg
    Капитан-лейтенант (упразднен 6 декабря 1911 года) Капитан-лейтенант_риф.jpg
    Капитан 2 ранга Капдва_риф.jpg
    Капитан 1 ранга Каперанг_риф.jpg
    Контр-адмирал Контр-адмирал_риф.jpg
    Вице-адмирал Вице-адмирал_риф.jpg
    Адмирал Адмирал_риф.jpg
    Генерал-адмирал Генерал-адмирал_риф.jpg

    Список адмиралов Российского Императорского флота

    Список включает в себя всех адмиралов, получивших первичное адмиральское звание (чин контр-адмирала) Регулярного Военно-Морского Флота России с 20 октября 1696 года по 22 октября (2 ноября) 1721 года и Российского Императорского флота с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 16 апреля 1917 года.

    Литература

    Золотарев В. А., Козлов И. А. Три столетия Российского флота. В 4 т.. — СПб.: Полигон, 2003-2005.

    Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.).. — М.: Военное издательство, 1948.

    На 1 января 1901 г. российский торговый флот насчитывал 745 пароходов общим водоизмещением 364 360 т и 2 293 парусных судна общим водоизмещением 269 359 т. Эти суда распределялись следующим образом:

    Таблица 5.1. Российский торговый флот на 1 января 1901 г.

    На 1 января 1901 г. количество русских торговых судов с паровыми двигателями уже превышало по тоннажу парусный флот, и больше всего пароходов было в портах Черного и Азовского морей, несмотря на то что объем морской торговли, осуществлявшейся через Балтику, был выше, чем на двух южных морях. При том, что среднее водоизмещение пароходов русского торгового флота равнялось 489 т, для судов, приписанных к портам Черного и Азовского морей, этот показатель достигал 591 т, Каспийского моря - 459 т, Балтики - всего 390 т. С 1 января 1901 г. по 1 января 1913 г. русский торговый флот пополнился 271 пароходом общим водоизмещением 122 554 т, а парусный флот потерял 12 615 т, несмотря на то что увеличился на 284 корабля. Вот как распределялись суда на 1 января 1913 г. (табл. 5.2).

    Таблица 5.2. Российский торговый флот на 1 января 1913 г.

    Таким образом, в целом водоизмещение пароходов российского торгового флота с 1 января 1901 г. по 1 января 1913 г. увеличилось на 122 500 т, или на 25,8 %. Но наибольший прирост наблюдался в балтийских портах, где тоннаж увеличился на 63 600 т, или на 129 %. В портах Черного и Азовского морей прирост составил всего 44 000 т, или 23 %, а средний тоннаж 97 новых судов, спущенных с их верфей в 1901-1913 гг., едва достигал 454 т, в то время как средний тоннаж 117 новых балтийских пароходов достиг 543 т. Добавим к этому, что, по данным официальной российской статистики, на 1913 г. в России было 52 судна, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, из которых особо следует отметить 15 приписанных к каспийским портам, имевших среднее водоизмещение 748 т.

    Российское правительство достигло значительных успехов в развитии торгового флота благодаря поощрению пароходных предприятий, приписанных к определенным портам, строительства и покупки судов.

    2. Морское судоходство

    Морское судоходство играет очень важную роль в торговых сношениях России с другими странами; к сожалению, на девять десятых это судоходство осуществляется под иностранным флагом. Так, из общего грузооборота 18 163 тыс. т (ввоз и вывоз в совокупности) доля иностранных судов в 1901 г. составляла 16 265 тыс. т, а плававших под российским флагом - 1 898 тыс. т, или 10,4 % (табл. 5.3).

    Таблица 5.3. Грузооборот российского морского судоходства в 1901 г.

    Иностранная конкуренция существует на морях, но на Балтике она особенно ярко выражена, несмотря на все меры, принимаемые русским правительством для поощрения торгового флота.

    В данной таблице идет речь только о конкурентном судоходстве, поэтому каспийская морская торговля в ней не фигурирует. Развитие сельскохозяйственного производства, добывающей и обрабатывающей промышленности и торговли в России за последние 10 лет, которое мы рассмотрели в предыдущих главах, естественно, оказало влияние на морское судоходство, как об этом свидетельствует нижеследующая табл. 5.4.

    Таблица 5.4. Грузооборот российского морского судоходства в 1911 г.

    Таким образом, за 10 лет общий грузооборот морского судоходства в России (ввоз и вывоз в совокупности) вырос с 18 163 тыс. т до 29 843 тыс. т, т. е. на 11 680 тыс. т, или на 64,3 %. В этом приросте доля судов, плавающих под российским флагом, составила лишь 1 920 тыс. т, в то время как доля судов под иностранным флагом достигла 9 760 тыс. т. Это доказывает, что российский торговый флот, несмотря на достигнутый прогресс, еще не в полной мере удовлетворяет нужды страны.

    3. Внешняя торговля, осуществляющаяся морским путем

    Изучение внешней торговли России по ее направлениям показывает значение, которое приобрел в этой торговле морской транспорт (табл. 5.5).

    Таблица 5.5. Российская внешняя торговля в 1911 г. (тыс. р.)

    С количественной точки зрения, морская торговля составляет более двух третей общего объема торговли: 1 562 233 тыс. пудов из общей совокупности экспорта и импорта в 2 264 929 тыс. пудов, и здесь опять-таки Балтийское море занимает первое место (692 630 тыс. пудов). В 1912 г. российское правительство, желая привести торговые порты империи в соответствие с новыми экономическими нуждами, представило Думе законопроект о реорганизации местного управления этими портами и начале масштабной программы работ по их обустройству. Стоимость наиболее неотложных из этих работ была оценена в 217 млн р. (579 млн фр.); Дума проголосовала за проведение этих работ в течение двух пятилеток; в ходе первой - с 1913 по 1918 г. - потребуется 90 млн р., и первое поступление в размере 18 млн р. уже предусмотрено бюджетом 1913 г.

    4. Речное судоходство

    Таблица 5.6. Протяженность судоходных и сплавных путей в России (верст)

    Военно-Морской Флот Российской империи — флот Российской империи до октябрьской революции 1917 года.

    Содержание

    Первые Романовы

    Первое трёхмачтовое судно построенное в России было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. К несчастью, во время сильного шторма, Фредерик затонул в Каспийском море в своё первое плавание.

    Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончанию войны Россия и Швеция заключили Кардиийский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.

    Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящиеся на слиянии рек Ока и Волга. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.

    В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

    Флот Петра Великого



    Регулярный Военно-Морской Флот Российской империи начал своё существование во время правления императора Петра Первого. Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения Военно-Морского Флота России.

    В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных суден. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербрурге и Астрахани.

    Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики заграницу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.


    Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Синявин, Наум Синявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Федором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным.

    Военно-Морской Флот Российской империи в XVIII веке

    Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года, эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию в добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале.

    Начало XIX века

    В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим самым большим флотом в мире после Великобритании и Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).

    В 1826 году был построен первый военный пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных океанов и тихоокеанского операционного региона.


    Крымская война и ее последствия


    Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной её отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и т. д..

    Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Крепостное право имело очень неблагоприятное влияние на развитие Военно-Морского Флота — особенно на Балтийском флоте, который был известен за особенно жестокую муштру.

    Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павелу Нахимову, Владимиру Корнилову, и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.

    Синопское сражение 1853 года продемонстрировало отвагу и героизм черноморцев и тактическое искусство Нахимова. Во время осады Севастополя в 1854—1855 годах русские моряки показали пример как можно использовать все возможные средства для защиты их города на море и суше. По результатам парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Чёрном море. В 1860-х годах устаревший парусный флот Российской империи потерял своё значение и в результате был заменен на паровой.

    После окончания Крымской войны, Россия занялась строительством паровых броненосцев, мониторов и плавучих батарей. Эти судна оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжными в открытом море, медленными и не могли плавать на дальние расстояния. В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка Опыт. В 1869 был заложен первый броненосец предназначенный для плавания в открытом море — Пётр Великий.

    Конец XIX века

    Военно-Морской Флот Российской империи продолжал расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II, который испытывал влияние американского военно-морского теоретика Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась большими темпами, она не могла поддерживать постоянно увеличивающиеся потребности флота, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские судостроительные инженеры оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.

    Во время американской гражданской войны Россия направила в атлантические и тихоокеанские порты северян две крейсерские эскадры. Эта экспедиция стала показательным примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных политических успехов. Результатом присутствия всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживлённого торгового судоходства оказалось то, что крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой ими же всего 7 лет назад.

    Сознавая своё отставание, Морское Министерство сделало закупки за границей основным способом его преодоления. Существовала и практика закупки головного корабля за границей, затем постройки серии по нему на своих верфях, иногда в ущерб развитию собственного кораблестроения.

    Русско-японская война


    В ночь 8 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате неожиданной атаки на Порт-Артур два российских линкора были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала Степана Макарова 13 апреля 1904 года.

    После неудачных атак на Порт-Артур, японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей груженных цементов у входа в гавань. Как оказалось эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы повлиять на судоходство. Попытка блокады с помощью боевых кораблей 3—4 мая также провалилась.

    Японская тактика применения мин была довольно эффективной и существенно ограничила маневренность русских кораблей. 12 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман Петропавловск и Победа — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение часа Петропавловск затонул, Победа была отбуксирована в Порт-Артур для ремонта. Макаров принял смерть на Петропавловске сделав выбор погибнуть со своим кораблём.


    Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца Ясима и Хатсусе попались в свежее минное поле и подорвались по крайней мере на двух минах каждый. Ясима затонул в течение всего нескольких минут с 450 матросами на борту, Хатсусе пошёл на дно в течение нескольких часов во время буксировки в порт.

    Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и разгромлен в Жёлтом море. Остаток российского флота в Порт-Артуре был понемногу потоплен нападающей артиллерией. Попытки прорвать блокаду с суши также не удались и после сражения при Ляояне в конце августа, русские силы отступили к Мукдену (Шэньян). Порт-Артур пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.

    Российское командование послало Балтийский флот под командой адмирала Зиновия Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды в Азию. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовецкие лодки приняв их за миноносцы.

    Продолжительность плавания Балтийского флота дала адмиралу Того достаточное время, чтобы подготовится к встрече до того как флот имел бы возможность дойти до Владивостока. Балтийский флот был встречен японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более современный японский флот, уступающий в количестве, но превосходящий российский флот в скорости и дальности артиллерии, беспощадно обстрелял русские корабли. Флот Российской империи был полностью разгромлен — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажем, остальные капитулировали, и лишь единицы ушли или в нейтральные порты или во Владивосток.

    Возрождение флота

    После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род войск — подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин [1] . С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб и широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение государственной думе в 1907 и 1908 годах, однако была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял вопрос о расширении флота и новые линкоры, крейсера, и миноносцы были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало расширение Черноморского флота новыми линкорами типа Императрица Мария. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

    Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.

    Первая мировая война

    Балтийское море


    На Балтийском море главными противниками были Россия и Германия, довольно большое количество британских подводных лодок проплывали через пролив Каттегат для поддержки российского флота. Так как немецкий флот был больше и новее русского, а также из-за возможности легко перебросить корабли флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское через Кильский канал в случае необходимости, российский флот занимал в основном оборонную позицию. Наступательные операции были ограничены в перехвате конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, и также использованием минных полей в атакующих целях.

    К марту 1918 года революция в России и Брестский мир позволили Германии получить полный контроль над Балтийским морем, немецкий флот начал перевозку войск для поддержки новоиспечённой независимой Финляндии и оккупации Польши, Украины, и западной части России. Остатки Балтийского флота были эвакуированы из Хельсинки и Таллина в Кронштадт во время ледового похода Балтийского флота в марте 1918 года.

    Чёрное море

    На Чёрном море основным противником России была Османская империя. Основной базой Черноморского флота был Севастополь и его командирами были адмирал Эбергард и с 1916 года адмирал Колчак.

    Война на Чёрном море началась после того как флот Османской империи обстрелял несколько русских городов в октябре 1914 года. Самыми современными кораблями в распоряжении турецкого флота были два немецких крейсера: Гебен и Бреслау, оба под командой адмирала Вильгельма Сушона. Гебен был повреждён по крайней мере в четырёх различных битвах и обычно отступал обратно в порт под угрозой превосходящего российского флота. К концу 1915 года Черноморский флот практически полностью контролировал ситуацию на этом море.

    Черноморский флот в основном использовался для поддержки Кавказской армии генерала Юденича. В августе 1915 года русская подлодка и два миноносца атаковали турецкий конвой из четырёх транспортных кораблей, крейсера и двух миноносцев — все транспортёры были потоплены без российских потерь. Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон от русских. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако российский флот сумел существенно затормозить их продвижение с помощью артобстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и наголову разбила турецкие сухопутные силы.

    После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года флот Российской империи заминировал выход из Босфора и этим предотвратил все турецкие корабли от действий на Чёрном море. Год спустя морские подступы к Варне также были заминированы. Самая большая потеря Черноморского флота было уничтожение линкора Императрица Мария, который взорвался на якоре в порту 7 октября 1916 года, всего лишь один год после спуска на воду. Причины взрыва так и не были открыты, по некоторым мнениям это мог быть диверсионный акт, по другим — несчастный случай.

    Революция и гражданская война


    Революция и последующая гражданская война в России имели самый отрицательный эффект на флот Российской империи. Балтийский флот в Петрограде оставался практически не тронутым, однако и он был атакован флотом Великобритании в 1919 году. Войска союзных интервентов оккупировали побережья Тихого океана, Чёрного моря, и Арктики. Остаток Черноморского флота находился под контролем генерала Врангеля и был блокирован в Бизерте, Тунис. Русские матросы воевали на обеих сторонах этого конфликта. Матросы Балтийского флота подняли восстание против Советского правительства в Кронштадте в 1921 году.

    Оставшиеся в руках Советской власти корабли сформировали ядро Военно-Морского Флота СССР.

    Читайте также: