Торговые и культурные связи россии со странами западной европы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Россия в кон.16 в..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуализация знаний Определите, какие территориальные изменения произошли в России к концу ХVI в. ( используйте карту). В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана Грозного? Какие задачи, на ваш взгляд, по укреплению государства, стояли перед правителями страны в конце ХVI в. ?

Россия в конце XVI в.

План: Внутренняя политика Федора Ивановича. Внешняя политика Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Царь Борис Годунов. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Проблемный вопрос Какие изменения произошли в России в конце XVI века?

1.Внутренняя политика Федора Ивановича.

Древний род Ивана Грозного – Рюриковичи – оказался обреченным на исчезновение. Царствующая династия вырождалась. 19 марта 1584 г. на престол вступил Федор Иванович. На основании отзывов Д.Флетчера и Л Сапеги дайте характеристику нового правителя России.

2.Внешняя политика Федора Ивановича.

3.Пресечение династии Рюриковичей

15 мая 1591 г. из Углича пришла тревожная весть о гибели царевича Дмитрия. 7 января 1598 г. скончался царь Федор Иванович. С его смертью пресеклась династия Рюриковичей.

4. Царь Борис Годунов.

Федор Никитич Романов Борис Годунов. Федор Иванович Мстиславский

5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы

Борису Годунову удалось стать успешным правителем. Основные направления его деятельности во 1)внешней и 2)внутренней политике: 1) договор со Швецией о мире, возвращение земель, потерянных в Ливонской войне, развитие отношений России с Европой и Востоком, в том числе - торговли; 2) строительство городов, развитие образования, привлечение специалистов из Европы, развитие торговли. Вывод: Борису Годунову удалось стать успешным правителем. Задание 6. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.

В конце XVI века в стране резко обострились социальные противоречия. Тяжёлый хозяйственный кризис, порождённый опричниной и войнами, смертью Ивана Грозного, неспособностью его сына Фёдора управлять страной, ввергли государство в «пожар Великой смуты Вывод

Сегодня на уроке: Что узнали? Чему научились? Какие испытывали трудности?

Краткое описание документа:

Какие изменения произошли в России в конце 16 века?

Внутренняя политика Федора Ивановича: "урочные лета", учреждение патриаршества. Самостоятельность и независимость Русской православной церкви от греческой.

Внешняя политика Федора Ивановича: перемирие с Речью Посполитой, русско-шведская война, вхождение в состав России Кахетии, Западной Сибири, развитие внешней торговли, строительство оборонительных укреплений.

Пресечение династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова: избрание на царство, торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Наличие культурных связей между Россией и Европой можно подтвердить следующими факторами:

1) Открытие школы для обучения специалистов (переводчиков и дипломатов), куда приглашались иностранные специалисты;

2) Со второй половины 16 века все больше распространяется традиция обучать молодых людей за границей;

3) Для строительства храмов, дворцов и крепостей нередко приглашаются иностранные архитекторы и инженеры.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Разумеется, имеет, причём самое непосредственное. Для начала, немалая её часть находится в Европе. И живёт в европейской части страны 75-80% населения страны, т.е., абсолютное большинство. Русский этнос сформировался именно там.

Древние восточные славяне уже в самом начале своей истории попали под управление скандинавской династии, и в дальнейшем активно сотрудничали с этим регионом. Дальше Киевская Русь попала в религиозно-культурную орбиту Византийской Империи, но и это не отнимает европейскость. Потому что сама Европа сильно различается, в зависимости от того, Западная, Восточная, Южная и т.д. Под тем же влиянием были и сербы с болгарами, например, и валахо-молдаване. При этом Древняя Русь активно вела торговлю, и имела дипломатические отношения со многими европейскими странами.

Далее монголо-татарское нашествие на время разделило восточнославянские народы, и их дальнейшую судьбу. Нельзя, однако, утверждать, что северо-восточные княжества, будучи вассалами Улуса Джучи aka Золотой Орды, полностью переняли азиатскую культуру. Да, многое было позаимствовано, но не основной пласт. Владимирская Русь в принципе была крайней периферией, и при этом ещё до вторжения имела традиции сильной княжеской власти. Татарское влияние лишь усилило эту тенденцию. А Великий Новгород, заметим, и вовсе не прерывал торговых связей с Западом, он активно вёл дела с Ганзейским союзом. Псковские и смоленские земли тесно контактировали с Великим княжеством Литовским. Да что там - какое-то время граница с ВКЛ проходила в таком месте, куда сейчас из Москвы можно добраться за несколько часов на электричке.

Конечно, Московское царство, родившееся в условиях бесконечных войн и постоянной опасности, было довольно изолированном полутеократическим государством; этакий сплав законсервированных владимиро-суздальских традиций и Византии + некоторые восточные темы; так что современный житель Западной Европы скорее склонен был бы признать её азиатской страной. Но, заметим, и Речь Посполита визуально резко отличалась от, скажем, Швеции; в XVII веках там была распространена скорее турецкая мода.

Не будем забывать Петра I, который взял, да и прорубил "окно в Европу". С этого времени правящий класс и дворяне усвоили европейские культурные обычаи. Правда, это им не мешало творить по-настоящему восточный произвол, но это уже, как говорится, другая история. А вот крестьянство и купечество он, увы, оставил где-то в XVII веке. (Это потом очень аукнулось в веке XX-ом). Тем не менее, официальная культура, идущая сверху, была вполне европейской по своему направлению; её усваивали представители нижних классов, сумевшие пробиться наверх.

Октябрьский переворот много что похоронил и разрушил. Опять родилось закрытое, обороняющееся от всех остальных стран государство, предпочитающее, чтобы граждане варились в этом закрытом, очень идеологизированном мирке, считающимся самым лучшим и совершенным. В этом плане простой народ, остававшийся ментально, как уже было сказано, где-то в XVII-ом веке, оказалось достаточно легко приспособить к такой реальности. А дворяне и буржуазия исчезли. Но каких-то азиатских заимствований не было. В школах преподавалась литература, написанная в XIX веке писателями-дворянами (а зачит, никакого Востока), а в качестве иностранной - европейская и американская. Не китайская, прошу заметить, и не японская. И такого отрыва от остального мира, как потом в маоистском Китае, или в Северной Корее не было. Например, даже при всей популярности военного стиля и псевдонародной одежды, они не смогли вытеснить костюмы западного типа.

А стоило идеологическому прессу и "Железному занавесу" чуть ослабнуть, и народ тут же потянулся к Западу. И именно тот образ жизни, что на Западе, для тех, кто разверился во святой коммунизм, был привлекателен.

Что имеем сейчас? Мы одеваемся по-европейски; учим в школах английский; смотрим американские и европейские фильмы. Можно брать примеры из разных сфер. Притом, и то население, что за Уралом, в культурно-бытовом плане не слишком отличимо от того, что в европейской части. Русские - народ с очень монолитной (не в последнюю очередь, благодаря опыту жизни в тоталитарной стране, где старались всё уравнять и подстричь на один манер) культурой и обычаями; не будем забывать что это - 80% населения. Только несколько национальных республик Северного Кавказа, пожалуй, превратились в самые настоящие азиатские государства, с жизнью, отличающейся от остальной страны, но они общую картину не меняют. Да, с демократией пока не айс, и мы откатываемся в совок. Но это, надеюсь, не надолго. Молодое поколение гораздо больше вестернизированно, и когда-нибудь должно занять ключевые посты.

Наконец, всем, кто считает себя какими-то там особыми "евразийцами". Неебольшой тест. Он для людей, имеющих элементарное историческое и литературное образование, но не специалистов в узкопрофильной востоковедческой сфере.

1) Назовите сходу, не подглядывая, 5 европейских королей, и 5 азиатских (например, китайских императоров) правителей. Постарайтесь сформулировать, в каком веке они жили, что делали, как выглядели. Как связаны с Россией? Что проще оказалось: вспомнить европейцев, или азиатов?

2) Постарайтесь вспомнить литературные произведения 5 западных писателей, и 5 восточных. Что вышло быстрее?

· Объясните, почему, несмотря на многие положительные качества Бориса Годунова, бояре испытывали к нему сильную ненависть.

· Найдите в пункте 3 §9 одно-два предложения, отвечающие на этот вопрос. Дополните свой ответ.

Выпишите мероприятия, проведенные Б. Годуновым, и дайте оценку его деятельности.

Определите последовательность событий. В правую колонку впишите дату, а в левую — соответствующий порядковый номер.

Воцарение Бориса Годунова
Гибель царевича Дмитрия
Неурожай и начало голода в России
Смерть Фёдора Иоанновича

5. Прочитайте отрывок из работы современного историка Л.Е. Морозовой и ответьте на вопросы.

О какой исторической личности идёт речь?

Почему оказалось возможным событие, о котором говорится в тексте?

Что необычного могли видеть в этом событии его современники?

Прочитайте отрывок из указа царя Бориса Годунова.

И мы великий государь царь и великий князь Борис Фёдорович всея Ру-сии самодержец. велели в нашем царствующем граде Москве, и в наших московских, и во всех городах нашего царского содержания, хлебных скупщиков и тех всех людей, которые цену на хлеб подняли. и хлеб закупали, и затворили, и затаили, сыскивать. чтоб от тех скупщиков. нигде хлеб не дорожал и от той дороговизны нужды и скудности. никаким людям не было.

И за таким нашим царским великим утверждением и за крепко учинённою заповедью велели мы учинить хлебную цену одну.

И как к вам эта наша грамота придёт, и вы б вперёд про закупщиков и про закупной хлеб сыскивали и проведывали накрепко, да где у кого у. московских гостей и. посадских, у богатых торговых людей закуплен хлеб. а всыпан во дворах по житницам, и по амбарам, и по лавкам. и вы б тот хлеб переписывали. А переписав, велели бы тем людям, у кого хлеб перепишете, продавать всяким людям врозь понемногу. по нашей указной цене.

Против кого был направлен указ?

Чьё положение он должен был облегчить?

3. Какова основная причина его принятия?

Борис Годунов в отличие от Ивана Грозного отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Однако со своими недругами Борис поступал жёстко. Так, в 1600 г. по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные братья царя Фёдора Ивановича, которые могли бы предъявить притязания на престол. Старший из братьев, Фёдор Никитичу был пострижен в монахи и под именем Филарета отправлен в один из северных монастырей. Трое младших братьев Романовых вскоре умерли в ссылке.

Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы

Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству России с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры. Понимая, что без просвещения Россия будет отставать от европейских стран, Борис Годунов послал группу дворянских детей учиться за границу. Царь намеревался открыть по всей стране школы и даже университет в Москве, пригласить в Россию знающих людей из крупнейших европейских стран для обучения россиян иностранным языкам и другим наукам. Однако этим планам не суждено было сбыться в полном объёме: помешали финансовые трудности и сопротивление духовенства. И всё же вместо видных европейских учёных в Москве появились студенты из западноевропейских университетов. Борис Годунов не жалел средств для приглашения в Россию искусных лекарей и аптекарей. Европейские медики были ближайшими советниками царя.

ДИСКУССИИ О ПРИЧИНАХ СМУТЫ

С. Ф. Платонов выделял две основные причины Смуты. Первая — пресечение династии Рюриковичей, вторая — социальная борьба народа против наступления крепостного права.

Н. И. Костомаров полагал, что ключевыми причинами Смуты являются внешние факторы: попытки римских пап распространить в России католичество и польских королей присоединить Российское государство к Речи Посполитой. Это совпало со сложной внутриполитической обстановкой в России в начале XVII в.

В.О. Ключевский говорил, что в Смуте участвовали все сословия российского общества в том порядке, в котором они находились на социальной лестнице России начала XVII в. Поскольку на верхней её ступени находилось боярство, то оно и начало Смуту.

А. А. Зимин главной причиной Смуты считал резкое усиление феодального гнёта в опричные и послеопричные годы, а также саму опричнину.

Сущность Смуты он определял как борьбу низших сословий (крестьянства, холопов и др.) против феодалов.

С.В. Бушуев пишет, что Смута была очень сложным процессом и являлась совокупностью нескольких кризисов. Первый из них — династический, второй — государственный, третий — социальный, четвёртый — нравственный.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

В 1584 г. после кончины Ивана IV на российский престол взошёл его сын Фёдор (1584—1598). Новый царь не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах. Поэтому от его имени управлять государством стал боярин Борис Годунов, брат жены царя Ирины.

Новое правительство должно было решить две основные задачи. Необходимо было, во-первых, преодолеть хозяйственную разруху и восстановить нормальную экономическую жизнь, во-вторых, сплотить верхушку общества (учредив опричнину, Иван Грозный фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую). С этой целью были приняты чрезвычайные меры.


Царь Фёдор Иванович. Парсуна (портрет) XVII в.

Когда была учреждена опричнина? Против кого она была направлена? Кратко сформулируйте итоги этой политики.

Первоначально рассматриваемый как временный указ о заповедных летах стал действовать постоянно. Более того, в 1597 г. был издан указ об урочных летах.

Что предполагал указ об урочных летах?

Эти действия хотя и вызывали недовольство крестьян, тем не менее способствовали укреплению поместного и вотчинного хозяйств. Страна стала потихоньку выходить из разорения и разрухи.

2. Учреждение патриаршества

Важным событием царствования Фёдора Ивановича стало учреждение в России патриаршества. В 1589 г. при активном участии Бориса Годунова глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом.


Патриарх Иов. Парсуна XVII в.

3. Внешняя политика Фёдора Ивановича

Во время правления Фёдора Ивановича Россия добилась успехов во внешней политике. В 1586 г., после смерти Стефана Батория, российское правительство продлило перемирие с Речью Посполитой до 1602 г. Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику. Русско-шведская война 1590—1593 гг. была успешной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.

Большие успехи были достигнуты в освоении Приуралья и Западной Сибири. К 1598 г. окончательно было подавлено сопротивление сибирского хана. Территория Западной Сибири вошла в состав России.

На южных рубежах государства была укреплена система обороны, что позволило успешно отражать набеги крымских татар. Усилилось влияние России на Кавказе.

Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под русское покровительство.

Расширилась внешняя торговля России: через Архангельск — со странами Европы, а по Волге — со странами Востока.

Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.


Нарва (справа) и Ивангород (слева)

4. Пресечение династии Рюриковичей

Сразу же после смерти Ивана IV царь Фёдор Иванович отправил в Углич последнюю жену своего отца Марию Нагую с многочисленной роднёй и полуторагодовалым сыном Дмитрием. Углич был выделен в удел, но власть там осуществляли присланные из Москвы чиновники. У самого Фёдора Ивановича и его жены Ирины детей не было, и народ привык смотреть на младшего сына Ивана Грозного как на наследника.


Дом, в котором жил царевич Дмитрий в Угличе. Рисунок начала XX в.


Драгоценная крышка раки (ковчега для хранения мощей) царевича Дмитрия

Однако немногие поверили донесениям следователей. Народная молва приписала смерть царевича Дмитрия Борису Годунову.

7 января 1598 г. скончался царь Фёдор Иванович. С его смертью пресеклась правившая в России династия Рюриковичей.

5. Царь Борис Годунов

Жители Москвы присягнули на верность жене Фёдора Ивановича Ирине. Но она отказалась от престола и объявила о своём уходе в монастырь. И тогда взоры москвичей обратились на Бориса Годунова. Он не был потомком Рюрика, но в течение многих лет управлял государством. Часть важных государственных постов занимали его сторонники и родственники.

В феврале 1598 г., когда истекло время траура по Фёдору Ивановичу, в Кремле собрался Земский собор. На нём при активной поддержке патриарха Иова на царство был избран Борис Годунов (1598—1605). Сам же Борис не принимал участия в работе собора. Он молился в Новодевичьем монастыре вместе со своей неутешной сестрой Ириной. Патриарх Иов и члены Земского собора отправились в монастырь сообщить Ирине и Борису о своём решении. Но Борис Годунов от престола отказался.


Борис Годунов. Портрет XVII в.

Он очень хотел стать царём. Но, как умный человек, Годунов прекрасно понимал, что никаких законных прав на российский престол он не имеет. И только после того, как патриарх Иов организовал несколько народных шествий к Новодевичьему монастырю, Борис согласился стать государем.

6. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы


Венчание на царство Бориса Годунова. Художник А. Н. Бенуа

Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству России с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры. Понимая, что без просвещения Россия будет отставать от европейских стран, Борис Годунов послал группу дворянских детей учиться за границу. Царь намеревался открыть по всей стране школы и даже университет в Москве, пригласить в Россию знающих людей из крупнейших европейских стран для обучения россиян иностранным языкам и другим наукам. Однако этим планам не суждено было сбыться в полном объёме: помешали финансовые трудности и сопротивление духовенства. И всё же вместо видных европейских учёных в Москве появились студенты из западноевропейских университетов. Борис Годунов не жалел средств для приглашения в Россию искусных лекарей и аптекарей. Европейские медики были ближайшими советниками царя.


ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

После смерти царя Ивана IV Россия оказалась в тяжёлом положении. Стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Фёдор Иванович ввёл урочные лета. Также во времена его царствования в России было учреждено патриаршество. В 1598 г. в связи с пресечением династии Рюриковичей на царский престол был возведён Борис Годунов.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Работаем с картой

Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в её борьбе за выход к Балтийскому морю — Речь Посполитая или Швеция?

Изучаем документы

Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин. выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян. сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.

1. Как вы оцениваете этот указ? 2. Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами? 3. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?

Не трогать никого.

Хотели б вы, чтоб омрачил я день Венчанья моего? День этот должен Началом быть поры для царства новой; Светить Руси как утро должен он И возвещать ей времена иные И ряд благих, безоблачных годов!

Не страхом я — любовию хочу Держать людей. Прослыть боится слабым Лишь тот, кто слаб; а я силён довольно, Чтоб не бояться милостивым быть.

1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату. 2. Какой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Определите, сколько всего лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась?

2. Используя дополнительную литературу и Интернет, оцените убедительность версии гибели царевича Дмитрия в Угличе от несчастного случая. Свой ответ аргументируйте.

3. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.

4. Соберите дополнительную информацию об учреждении патриаршества в России. Подготовьте электронную презентацию о первом патриархе Московском и всея Руси.

Запоминаем новые слова

Патриарх — высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви.

Читайте также: